Маркировка автокранов. Маркировка грузовых стрел и кранов Маркировка вылета стрелы грузового крана

Порой не все знают, что название той или иной модели подъемного крана в буквенно-цифровом обозначении одновременно является маркировкой машины. Это международная практика постсоветских стран, позволяющая вне зависимости от изготовителя оборудования сразу же понять, какими техническими характеристиками оно обладает.

Расшифровка маркировки автокрана

Рассмотрим маркировку автокрана КС-55727. Буква «К» указывает на то, что перед нами именно автокран, а не экскаватор или бульдозер, а «С» говорит о наличии стрелы. Вообще сочетание «КС» обычно расшифровывают как «кран стреловой самоходный общего назначения».

Цифры после букв следуют после дефиса. Первая из них определяет одну из главных характеристик крана и одновременно относит его к определенному классу грузоподъемности , который условно разграничили еще в СССР.

Итак, если Вы увидите цифру «1», машина способна поднять до четырех тонн груза, «2» - до 6,3 тонны, «3» - до десяти тонн, «4» - до 16 т, «5» - до 25 т, «6» - до сорока, «7» - до 83 т, «8» - до ста, «9» - до 160 т, а «10» - до 250 т.

В нашем случае после дефиса указана цифра «5», а потому автокран КС-55727 поднимает грузы до 25 тонн.

Вторая «пятерка» в маркировке обозначает способ передвижения машины. Данную характеристику еще называют «базой», она имеет также буквенный вариант обозначения, используемый вне маркировки. Всего существует девять типов баз, из которых активно используются семь:

  • «1» - гусеницы («Г»); их можно увидеть, например, у гусеничных кранов ДЕК.
  • «2» - гусеницы увеличенной площади («ГУ»), применяемые в области болот и на нетвердых почвах.
  • «3» - пневмоколесное шасси («П»), характерные для малогабаритных кранов, способных поворачиваться на небольшой угол и обычно работающих на электрическом моторе.
  • «4» - специальное шасси автотипа («Ш»), характерно для украинских моделей с базами «Днепр» и «Бумар».
  • «5» - грузовое автошасси («А»), часто встречается при установке кранов МАЗ, КамАЗ, КРАЗ и ЗИЛ в грузовики в качестве кузова.
  • «6» - тракторное шасси («Тр»).
  • «7» - мобильное ходовое приспособление («Пр», т.е. прицепная база).
  • «8» и «9» являются запасными видами, для описания прочих вариантов.

Вернувшись к нашему автокрану КС-55727, мы без труда определим его базу хода: вторая «пятерка в маркировке означает, что модель оборудована грузовым шасси, а сама машина выполняет функцию кузова грузового автомобиля.

Третья цифра объясняет, каким образом подвешена стрела. Здесь может быть только два варианта: «6» означает, что стреловая подвеска гибкая, тогда как «7», наоборот, говорит о ее жесткости. В первом случае сама стрела в собранном виде представляет собой раму, а во втором она состоит из коробчатых элементов, жестко закрепленных на стреловой установке.

Правда, теоретически предусмотрены еще два вида стреловых подвесок в запасе - как и для ходовых баз, это номера «8» и «9». Однако встречаются они очень редко.

Итак, следующая за обеими «пятерками» «семерка» говорит о том, что подвеска стрелы крана КС-55727 будет гибкой.

Две последние цифры маркировки читаются как одно число, указывающее на порядковый номер модели - точнее, получается, что это как раз и есть сама модель. (Первые девять выпущенных производителем машин имеют по четыре цифры в маркировке: например, автокран КС-3577.)

Таким образом, рассматриваемая нами маркировка автокрана КС-55727 расшифровывается как «27-ая модель стрелового самоходного крана общего назначения грузоподъемностью до 25 тонн на грузовом автомобильном шасси с гибкой подвеской стрелы, установлена в качестве кузова грузовика».

Иногда после цифр в маркировке следует второй дефис, отделяющий еще одну, две или три буквы. Первая из них обозначает, что машина была модернизирована. «А» означает первую модернизацию, «Б» - вторую, и так далее. Допустим, если бы автокран КС-55727 был модернизирован трижды, третью версию механизма обозначали бы как «КС-55727-В».

Одна или две последние буквы указывают, когда оборудование выпускается для эксплуатации в конкретном климате. Здесь возможны следующие вариации: «ТВ» (т.е. «тропики влажные»), «Т» («тропики») и «ХЛ» (обозначает северную климатическую зону). Если бы условная третья модель крана КС-55727-В предназначалась для влажных тропиков, ее маркировали бы как «КС-55727-ВТВ».

Научившись расшифровывать маркировку автокранов или хотя бы получив о ней какое-то представление, можно будет гораздо легче и быстрее воспользоваться арендой автомобильного крана для необходимых на Вашем предприятии работ.

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Грузовое устройство со стрелами. Основные элементы такого устройства:
- мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);
- грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;
- грузовые лебедки;
- грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.
Грузовые мачты. При наличии на судне трех мачт носовую называют фокмачтой, среднюю – грот-мачтой и кормовую – бизань-мачтой.
Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе - пяртнерс и ее нижний конец - шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом. Кроме крепления к корпусу судна, мачты
раскрепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги.
Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт – Л-образной или П-образной, которые в верхней части соединены салингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу (рис.6.63). В середине салинга устанавливается стеньга. Верхний конец стеньги заканчивается плоским диском - клотиком.
Грузовые стрелы. Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т.
Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части (рис. 6.64). Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают кольцо (бугель), имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 – 2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.
Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено – треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь – грузовой стопор и стальной трос – лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки,
на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки. Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает
нагрузку на топенантную лебедку. Груз поднимают гибким стальным тросом – грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак (рис. 6.65 а) и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек (рис. 6.65 б). Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса - мантыля и талей, основанных растительным тросом. Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п. При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок (рис. 6.66).

Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон» грузовые шкентеля соединяют как показано на рис. 6.67. Затем одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма (рис. 6.68).

Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только
окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.
Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 1200 и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменением места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.

В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.
Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.
На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел.
Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 – 50 т, а в отдельных случаях (на специальных судах) – до 300 т.
Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы (рис.6.69).
Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы. Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.

К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гиней. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами (рис. 6.70).
Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

Грузовые краны. На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны (рис. 6.71). Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью. Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360 градусов и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.

Маркировка грузовых стрел и кранов. На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения (рис. 6.72, 6.73):
– грузоподъемность в тоннах с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load), также для стрел наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;
– месяц и год испытания;
– отличительный номер.

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.
Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).
Люковые закрытия. Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы – грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом – комингсом высотой 500 – 600 мм.
Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк (рис. 6.74). Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях.
Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей - секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора, у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка (рис. 6.75).
В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.
Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.
Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.

Откатываемое закрытие (рис. 6.76) состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.

Техника безопасности при работе с грузовым устройством. Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности. За техническое состояние и обслуживание грузового устройства ответственны старший помощник, старший механик, боцман, 4-й механик и электромеханик.
1. Места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись “Проход закрыт”. Запрещается ходить по люковым секциям во время их открытия, закрытия, а также при частичном открытии.
2. Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно застопорены. Запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут выполняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем, чтобы никто не снял стопоров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люковых закрытий с гидравлическим приводом.

3. На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешенными запрещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах проведения перегрузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.
4. Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Переносить осветительные люстры, подвешенные на штертах, можно только при снятом напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма.
5. Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят инструктаж по технике безопасности. К работе на грузоподъемных механизмах в качестве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допускаются матросы первого класса и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие специальные свидетельства.
6. К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально подготовленные члены экипажа не моложе 18 лет, фамилии которых объявлены приказом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только опытные матросы первого класса.
7. Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятый сигнал следует воспринимать как сигнал остановки.
Сигнал о подъеме груза может быть подан только после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сигнальщик убедится, что перемещение не подвергает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.
8. Запрещается находиться или проходить под поднятым грузом, находиться на линии перемещения груза, под стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подниматься из него при подъеме и опускании груза. Не допускается нахождение посторонних лиц на рабочей площадке во время грузовых операций.
9. При работе на лебедках и кранах запрещается:
- допускать неравномерное натяжение всех ветвей при подъеме груза с использованием многоветвевых стропов;
- поправлять стропы, когда груз находится на весу;
- расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;
- раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрел или крана;
- поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными предметами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или заложенный другими грузами;
- оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

10. Кроме того, при работе на лебедках и кранах запрещено:
– подавать груз в трюм без предупредительного окрика или сигнала, если в трюме находятся люди;
– подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и люди отойдут в безопасное место;
– проносить груз на высоте менее 0,5 м от конструкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;
– оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном состоянии;
– оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;
– поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы.
11. Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического срабатывания систем электрической защиты.
12. При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные требования:
– палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м из всех помещений к трапам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям и т. д.;
– все проходы должны быть сквозными (без тупиков);
– крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с расчётом, чтобы в критическом положении судна можно было быстро отдать найтовы или в крайнем случае перерубить их.
13. При перегрузочных работах с опасными и легковоспламеняющимися грузами, кроме перечисленного выше, следует руководствоваться также установленными для них правилами перевозки.
14. На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:
– ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;
– гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на барабанах лебёдок;
нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бухту и подвешиваются у мачты;
грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.



13. МАРКИРОВКА ЭЛЕМЕНТОВ ГРУЗОВЫХ УСТРОЙСТВ

Все заменяемые и съемные детали после испытаний пробным грузом при положительном результате освидетельствования должны маркироваться и клеймиться. При этом должны наноситься следующие данные:

    Масса груза, соответствующая максимальной рабочей нагрузке SWL;

    Месяц и год испытаний;

    Отличительный номер детали;

    Клеймо Регистра или клеймо предприятия-изготовителя.

    Собственная масса с наличием перед ней TW (т) (для грузоподъемных органов – подъемных траверс, рам и спредеров).

Таблица 1 3 . 1

Примеры маркировки деталей

На каждое грузоподъемное устройство (краны, стрелы, лебедки, вьюшки), испытанное пробной нагрузкой при положительный результатах освидетельствования после испытания должна ставиться марка, содержащая следующие данные:

    грузоподъемность, т, с проставлением передней букв SWL ; для стрел наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и для механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наибольший и наименьший вылеты; при переменной в зависимости от вылета стрелы грузоподъемности – наименьший и наибольшей вылеты для каждой установленной грузоподъемности; для пассажирских лифтов – допускаемое количество пассажиров;

    месяц и год испытаний;

    отличительный номер;

    клеймо Регистра. Нанесение клейма должно на вилке шпора стрелы, а у стреловых кранов – на нижнем конце стрелы вблизи опоры.

Нумерация грузовых устройств на судне производится в следующем порядке:

    Все легкие и тяжелые стрелы не расположенные в диаметральной плоскости судна – с правого борта на левый;

    Грузовые краны, независимо от грузовых стрел, начиная с носа с правого борта на левый.

Примеры обозначения грузовых стрел и кранов.

Знак маркировки

Расшифровка знака

Стрелы

SWL 1,5 т 15

Грузоподъемность 1,5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15

SWL 5 т 30

Грузоподъемность 5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 30

SWL 3- 5 т 15

При наклоне стрелы к горизонту 15 грузоподъемность при одинарном шкентеле 3 т и 5 т с грузовой талью

SWL 20 т 25

Грузоподъемность 20 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 25

SWL 3 т 2 т 15

Грузоподъемность 3 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15

Грузоподъемность 2 т при работе спаренными стрелами

Краны

SWL 3 т

Грузоподъемность 3 т (для не стреловых кранов и подъемников с постоянным вылетом стрелы)

SWL 1,5 т 4-12 м

Грузоподъемность 1,5 т при вылете стрелы от 4 до 12 м

SWL 5 т 4-6 м

Грузоподъемность 5 т при вылете стрелы от 4 до 6 м

SWL 32/8 т – 22/24 м

Грузоподъемность 32 т при работе основного механизма подъема, при работе вспомогательного механизма подъема 8 т

Наибольший вылет основного гака 22 м, а вспомогательного гака – 24 м.

SWL

Грузоподъемность 100 т при вылете стрелы от 16 м и 32 т при вылете стрелы 24 м

1 4 . УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСТНОСТИ

Устройства безопасности предназначены для обеспечения безаварийной эксплуатации грузоподъемных машин. Они обеспечивают своевременную остановку механизмов и не допускают появление нагрузок, опасных для элементов механизмов. По принципу действия их разделяют на:

а) предохранительные, которые при срабатывании обеспечивают остановку механизма;

б) сигнализационные, подающие звуковой или световой сигнал, предупреждающий о достижении опасного положения или появлении опасной нагрузки.

По назначению устройства безопасности классифицируют на следующие группы:

      концевые выключатели, предназначенные для ограничения пути движения груза (ограничители высоты подъема груза), перемещения стрелы и поворота крана, провисания тросов;

      ограничители грузоподъемности и грузового момента предохраняющие кран от перегрузки;

      упоры, буферные устройства, ограничители перекоса, ограничивающие предельное положение крана и его элементов.

Ограничитель высоты подъема груза устанавливается на ноке стрелы. Ограничитель высоты подъема для грузовой подвески с полиспастом показан на рис.1 а). Грузовая подвеска 4 при перемещении к верхнему положению опирается в противовес 3, стержень 2 которого поднимает рычаг 5 конечного выключателя 1, и обесточивая отключение питание электродвигателя.

Если груз подвешен без полиспаста, то применяется ограничитель высоты подъема показанный на рис. 1 б). Шкентель проходит через отверстие 4 в грузе 3, который подвешен на тросике 2. При крайнем верхнем положении грузовой подвески ее противовес поднимает груз 3 и тросик 2, который перемещает влево рычаг конечного выключателя 1 и обесточивает электродвигатель.

Рис.1. Ограничители высоты подъема груза

Для исключения спадания шкентелей и топенантов с блоков и барабанов при ослаблении их натяжения применяют ограничители провисания троса, схема которого показана на рис. 2. В случае ослабевания натяжения троса 1 Г-образный рычаг с роликами 3 под действием противовеса 4 сместится вправо и нажмет на конечный выключатель, который обесточит электродвигатель.

Рис.2. Схема ограничителя провисания троса

Ограничитель грузоподъемности предназначен для предотвращения перегрузки крана, которая может привести к обрыву гибких грузовых тяговых элементов (тросов и цепей), поломке гаков и других деталей механизма, образованию трещин и остаточных деформаций металлоконструкции. Ограничитель грузоподъемности автоматически выключает двигатель механизма подъема при подъеме груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10%. Схема пружинного ограничителя грузоподъемности показана на рис. 3.

Рис.3. Схема устройства ограничителя грузоподъемности

Блок 1 размещается на рычаге 2. Крепление блока смещено на величину эксцентриситета e относительно оси его смещения. Другой конец рычага поддерживается пружиной 3. Рычаг будет находиться в равновесии при условии

,

где F шк – натяжение шкентеля,

e – эксцентриситет,

F пр – сила упругости пружины,

L p – длина рычага.

При подъеме груза, масса которого превышает 10%, рычаг 2 опускается, преодолевая упругость пружины, замкнет конечный выключатель 4 и обесточит электродвигатель.

Судовые краны, оборудованные гидроприводом, в качестве ограничителя грузоподъемности, снабжаются предохранительным клапаном.

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Рис.95. Разгрузка на рейде.

Грузовое устройство со стрелами. Основные элементы такого устройства: - мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);- грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;- грузовые лебедки;- грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые мачты. При наличии на судне трех мачт носовую называют фокмачтой, среднюю – грот-мачтой и кормовую – бизань-мачтой. Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе - пяртнерс и ее нижний конец - шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом. Кроме крепления к корпусу судна, мачты раскрепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги. Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт – Л-образной или П-образной, которые в верхней части соединены салингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу (рис.96). В середине салинга устанавливается стеньга. Верхний конец стеньги заканчивается плоским диском - клотиком.

Грузовые стрелы. Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т. Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части (рис. 97). Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают кольцо (бугель), имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.



Рис.96. Грузовые мачты:
а) – одиночная; б) – Л-образная; в) – П-образная.

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 – 2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.

Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено – треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь – грузовой стопор и стальной трос – лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

Рис.97. Легкая грузовая стрела.
1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела; 8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта; 11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки. Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку. Груз поднимают гибким стальным тросом – грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак (рис. 98 а) и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.

Рис.98. а) – грузовой гак; б) - поворотные оттяжки.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса - мантыля и талей, основанных растительным тросом. Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п. При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок.

Рис.99. Грузовая лебедка.

Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал. Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 120° и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменением места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.

В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение. Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях. На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел. Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 – 50 т, а в отдельных случаях (на специальных судах) – до 300 т. Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы. Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы. Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.

К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гиней. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами. Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

Грузовые краны. На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны (рис.100). Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью. Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360 градусов и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.

Рис.100. Суда, оборудованные грузовыми кранами.

Маркировка грузовых стрел и кранов. На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения (рис.101):– грузоподъемность в тоннах с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load), также для стрел наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;– месяц и год испытания;– отличительный номер.


Рис.101. Маркировка: а) – грузовой стрелы; б) – грузового крана.

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза. Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).

ЛЮКОВЫЕ ЗАКРЫТИЯ.

Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы – грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом – комингсом высотой 500 – 600 мм. Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.


Рис.102. Откидное люковое закрытие с гидроприводом:
1 – ведущая секция; 2 – ведомая секция; 3 – гнездо для стопорной планки; 4 - роульс ведомой секции; 5 – стойка-ограничитель; 6 – стойки; 7 – плунжер; 8 - резиновые амортизаторы; 9 – крайние кронштейны.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк (рис.102). Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях. Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей - секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора, у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка (рис.103). В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.


Рис.103. Люковое закрытие системы Мак-Грегор:
1 – люковая секция; 2 – направляющая балка; 3 – центрирующий ролик; 4 – опорные катки; 5 – цепочка, связывающая секции между собой; 6 - соединительный клин; 7 – трос, предназначенный для открытия; 8 – трос, предназначенный для закрытия; 9 – канифас-блок.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение. Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.

Откатываемое закрытие (рис. 104) состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.


Рис.104. Откатываемые закрытия на балкере.

Указатели вылета стрелы и грузоподъемности крана


На кранах с подъемными стрелами, у которых грузоподъемность изменяется в зависимости от вылета стрелы, устанавливаются указатели вылета стрелы и грузоподъемности. Такими указателями оборудованы, например, краны БК-2, Т-72, Т-178, у которых изменение вылета стрелы производится с грузом при помощи электрической лебедки.

Схема указателя вылета стрелы и грузоподъемности крана БК-2 приведена на рис. 80.

Указатель представляет собой металлический сектор, закрепленный на поворотной головке крана. Сектор соединяется с головкой при помощи болтов. На нем нанесены деления, соответствующие наибольшему, наименьшему и нескольким промежуточным вылетам стрелы. Под каждым из этих делений поставлена величина допустимой грузоподъемности крана на данном вылете стрелы. Цифры на шкале, обозначающие грузоподъемность, делаются как можно больше, чтобы они были видны не только машинисту, но и такелажникам нижнего звена. С этой же целью сектор обычно красят в белый цвет, а цифры грузоподъемности и вылета стрелы делают черными или красными.

Указатели вылета и грузоподъемности позволяют машинисту и такелажникам определять возможную допустимую грузоподъемность на данном вылете и тем самым загружать кран наиболее полно в соответствии с этой характеристикой.

Наличие на кране ограничителей высоты подъема крюка и грузоподъемности не исключает установки соответствующих указателей. При временной неисправности ограничителя грузоподъемности, которую не обнаружил машинист, отсутствие указателя грузоподъемности может привести к перегрузке крана, поломке его отдельных элементов и даже к его падению.

Рис. 80- Указатель вылета стрелы и грузоподъемности крана БК-2.



mob_info