Лыжные гонки: Регламент и правила. Лыжные гонки - правила Основные правила лыжного спорта

Лыжные гонки - зимний олимпийский вид спорта, в котором спортсменам необходимо преодолеть определенную дистанцию на лыжах за минимальное время. Лыжные гонки делятся на мужские и женские.

Международная федерация лыжного спорта (FIS) была основана в 1924 и объединяет в себе национальные федерации.

История возникновения и развития лыжных гонок (лыжного спорта)

Историки и датированные 6-7 веком до н.э. письменные свидетельства говорят о том, что первые лыжи появились у северных охотников. Первые лыжи были очень похожи на современные снегоступы.

Благодаря суровому климату, наибольший интерес к лыжам проявляли норвежцы. В начале 18 века ходьба на лыжах входила в обязательную программу подготовки норвежских войск. А в конце этого же столетия прошли первые соревнования по лыжным гонкам.

В начале 19 века было создано первое в мире лыжное сообщество. Чуть позже в Финляндии был открыт первый лыжный клуб, после чего такие клубы появились во многих странах Европы, Америки и Азии. К концу столетия соревнования по лыжным гонкам стали проводиться практически во всех странах мира.

Лыжные гонки впервые появились на Олимпийских зимних играх 1924 года в Шамони. Соревнования среди женщин появились на Олимпийских играх 1952 года в Осло.

Правила лыжных гонок

Правила соревнований утверждены Международной федерацией лыжного спорта («Правила международных соревнований»).

В соревнованиях используются следующие виды стартов: раздельные, общие, групповые и старты для гонки преследования. В раздельных стартах обычно используются интервалы в 30 секунд.

Стартер дает предупреждение: «Внимание» за 10 секунд до старта. За 5 секунд до старта начинается обратный отсчет: «5…4…3…2…1», за которым следует стартовый сигнал «Марш». Во время гонки спортсмены не имеют права пользоваться иными средствами передвижения, кроме лыж и лыжных палок. Лыжники должны идти только по трассе и пройти все контрольные пункты.

В пути спортсмены могут поменять одну лыжу или палки. За сменой лыж следит судейская коллегия, перед стартом все лыжи обязательно маркируются.

Время на финише регистрируется вручную или электрически и дается в полных секундах.

Трасса для лыжных гонок

Трассы для лыжных гонок должны располагаться так, чтобы они наилучшим образом давали возможность оценить техническую, тактическую и физическую подготовку спортсменов. Уровень сложности должен соответствовать уровню соревнования. Основные составляющие трассы для лыжных гонок:

  • Одну треть трассы должны составлять подъемы с углом от 9 % до 18 % с разницей высот более 10 метров, а также несколько коротких подъемов с крутизной свыше 18 %.
  • Одну треть составляет холмистая пересеченная местность, состоящая из коротких подъемов и спусков (с разницей высот от 1 до 9 метров).
  • Одну треть составляют разнообразные спуски, требующие различных техник спуска. Трассы используются только в направлении, установленном для проведения соревнования.

Лучше если трасса состоит из несколько кругов, для того чтобы зрители могли получить удовольствие, наблюдая за соревнующимися спортсменами. На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 50 км.

Экипировка для лыжных гонок

  • Лыжи - основной элемент экипировки лыжника. Лыжи бывают классические, коньковые и комбинированные. Раньше при выборе лыж был важен рост лыжника , то теперь длина лыж в первую очередь зависит от веса. У каждого производителя есть таблицы, где расписано, какая длина лыж соответствует какому весу.
  • Ботинки - специальная обувь, предназначенная для использования вместе с лыжами.
  • Крепления бывают двух систем - SNS и NNN и лыжные ботинки подходят только к одной из них.
  • Лыжные палки - инвентарь, который используется лыжниками для поддержки равновесия и ускорения движения при передвижении на лыжах.

Стили передвижения на лыжах

Коньковый стиль (свободный) — подразумевает, что лыжник может самостоятельно выбирать способ, при помощи которого будет перемещаться по дистанции. Данный стиль выигрывает в скорости у классического стиля.

Классический стиль — вид передвижения, при котором лыжник практически всю дистанцию проходит по подготовленной лыжне. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные.

Основные виды лыжных гонок

  • Соревнования с раздельным стартом - лыжные соревнования, при которых спортсмены стартуют друг за другом с определенным интервалом. Обычно интервал между стартами равен 30 секундам.
  • Соревнования с масс-стартом — лыжные соревнования, при которых все спортсмены стартуют одновременно.
  • Гонка преследования или персьют (англ. pursuit — преследование) — соревнования из нескольких этапов. Один из этапов лыжники бегут классическим стилем, а другой — коньковым стилем. Положение лыжников на всех этапах определяется по результатам предыдущих этапов.
  • Эстафета - лыжные соревнования, в которых соревнуются команды из четырех участников. Лыжная эстафета состоит из 4 этапов. Эстафеты могут проходить одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем). Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты.
  • Спринт (индивидуальный и командный).

Соревнования по лыжным гонкам

  • Олимпийские игры - самые престижные соревнования по лыжным гонкам, проходят раз в 4 года.
  • Чемпионат мира по лыжным гонкам - второе по престижности соревнование по лыжным гонкам, проводится каждый нечетный год.
  • Кубок мира по лыжным гонкам — ежегодное соревнование по лыжным гонкам, которое проводится Международной федерацией лыжного спорта с октября по март.
2016-06-30

Лыжные гонки.

Основные виды и правила соревнований лыжных гонок:

Соревнования с общим стартом (масс - старт)

Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)

Эстафеты

Индивидуальный спринт

Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс - стартом

При масс - старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом , равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс - старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации(пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс - стартом, масс - старт состоит из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс - старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Место вида спорта в различных классификациях:

По квалификации Л. П. Матвеева основанной на предмете состязаний и характере двигательной деятельности лыжные гонки относятся к первой из шести групп. Это вид спорта, для которого характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этом виде зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

По форме соревновательных взаимодействий в квалификации Т. Т. Джамгарова в противоборстве противников лыжные гонки относятся к непосредственному условному физическому контакту. По характеру взаимодействия партнеров совместно индивидуальные действия.

В классификации А.Ц. Пуни лыжные гонки занимают первую группу как циклический вид спорта.

По классификации Л.К. Серовой лыжные гонки рекордный вид спорта.

Так же виды спорта можно разделить по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. В данном случае лыжные гонки мы отнесем к симметричным видам при занятиях, которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно - мерную физическую нагрузку

Требования к психомоторным и психическим процессам:

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. К качествам лыжника можно отнести все, но в большей степени выносливость. Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоростную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения) и другие. Скоростно-силовая выносливость наиболее важна. По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции — то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности. Между общей и специальной выносливостью прямой зависимости нет, хотя имеющий более высокую общую выносливость при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

К специализированным ощущениям и восприятиям лыжника - гонщика относятся чувство лыжи и снега, так же нюансы зависят от профиля трассы, погоды, намеченной тактики гонки, складывающейся в течении гонки ситуации.

Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.

К характерным тренировочным и соревновательным качествам и трудностям лыжника относятся различные факторы - низкие температуры, сложный рельеф, плохое скольжение, большие по объему и интенсивности нагрузки. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др. Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.

Основными причинами технических и тактических ошибок является физическая и психологическая усталость, нерациональное распределение сил на трассе, плохая подготовка лыжного инвентаря.

Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить 3 вида предстартового состояния:

Состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенностью, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием целей и задач предстоящего соревнования.

Состояние стартовой лихорадки. При наблюдении за лыжником в этом состоянии обращает на себя внимание излишнее волнение перед стартом, рассеянность внимания, чрезмерная суетливость и возбудимость, неадекватно бурная реакция на обычные внешние раздражители и обстановку перед стартом, неустойчивое настроение, нарушение контроля за своими действиями и поступками и т. д.

Состояние стартовой апатии. В этом состоянии лыжник обычно пассивен, вял и безразличен к самим соревнованиям и к конечному результату. У него отсутствует желание стартовать и бороться на дистанции, кроме того, наблюдается плохое настроение.

Степень проявления того или иного стартового состояния может быть различной, большей или меньшей. Вместе с тем сроки их проявления могут быть тоже различны - от нескольких минут до нескольких дней перед стартом. У юношей и девушек стартовое состояние обычно выражено более ярко.

Окружающая обстановка непосредственно в день соревнования и на месте старта (торжественность открытия, красочное оформление старта и финиша, наличие и поведение зрителей и других лыжников и т. п.) оказывает определенное влияние на стартовое состояние. Состояние стартовой лихорадки и стартовой апатии близки по своему отрицательному влиянию на функциональное состояние организма в целом и на отдельные характеристики, в частности, технику передвижения, работоспособность, а также на конечный результат соревнования.

Как правило, положительные результаты дают отвлечение спортсменов от мыслей о предстоящих соревнованиях, занятия по интересам - чтение книг, посещение театров, картинной галереи, просмотр кинофильмов, занятие музыкой и т. п.

Положительное воздействие на регуляцию предстартового состояния может оказать и аутогенная тренировка. Однако приемами аутогенной тренировки лыжники должны овладеть заранее под руководством тренера.

Одним из средств, положительно влияющих на эмоциональное состояние спортсмена перед стартом, является массаж. Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние. Характер массажа (продолжительность, приемы, интенсивность и т. д.) должны строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам.

Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена.

Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма, но и для регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения и передвижение на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние лыжника-гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и уровня возбуждения. Контроль над состоянием лыжника в данном случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор - самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии лыжники, наоборот, проводят более интенсивную разминку, выполняя несколько коротких ускорений. Все это повышает возбудимость, повышает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить лыжники должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями. Для нормализации психического состояния применяются различные психологические методы и приемы, которые подразделяются на оперативные и профилактические. Оперативные методы применяются непосредственно перед выступлением или при ярко выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до соревнования. Профилактические методы преследуют цель сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнований и могут применяться на всех этапах подготовки. Различными приемами рациональной психотерапии, поступающей от тренера или другого лица, являются убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и др. Используются также приемы саморегуляции. Все эти приемы можно разделить на несколько групп.

Первая направлена на устранение внешних признаков эмоциональной напряженности. Это достигается выработкой у спортсменов сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления с помощью произвольной задержки выразительных действий, свойственных эмоциональным переживали ям, специальных физических упражнений и их сочетания с дыхательными упражнениями.

Вторая направлена на отвлечение сознания спортсмена от навязчивых мыслей. Это достигается путем концентрации внимания не на исходе соревнования, а на тех технических и тактических приемах, которые спортсмен намерен в нем применить.

Третья охватывает приемы, с помощью которых спортсмен сам воздействует на себя: самоубеждение, самоприказ, самоуспокоение, самообозрение и различные самовнушения.

Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей. Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.

Из четырех типов темперамента лыжнику подходит флегматик - более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого - либо качества.

Тренеру совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.

Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учебе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае, личный пример играет очень важную роль.

Занятия по лыжному спорту проходят в довольно сложной для преподавателя обстановке (на пересеченной местности, в лесу, поле, горах), при часто меняющихся и не всегда благоприятных метеорологических условиях. К этому добавляются почти постоянное пребывание группы и преподавателя в движении, растянутость группы занимающихся при объяснении упражнений, трудности индивидуализации занятий и т. д. Все это требует от преподавателя общепедагогических и специфических для лыжного спорта знаний, педагогических навыков и организационно-методических умений.

Тренер по лыжному спорту должен не только проводить учебно-тренировочные занятия, но и осуществлять политико-воспитательную работу, а также повышать свою квалификацию по теории, методике и практике лыжного спорта и свой идейно-политический и общий культурный уровень.

Тренер должен уметь определять спортивную форму и общее состояние спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь наружными признаками: состоянием мышц, цветом лица, самочувствием и настроением. Совершенствуя технику своих учеников, Тренер должен уметь видеть выполняемые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом насмешек и едких шуток в адрес ошибающихся. Нежелательные переживания, вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

Тренер не должен суетиться, горячиться, злиться и нервничать, какие бы ни создались неполадки, так как это только ухудшает положение и отрицательно влияет на настроение лыжников. Большое значение имеет своевременное подбадривание учеников. Если лыжник, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение, не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Наоборот, надо указать, что упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у лыжника инициативу и желание активно изучать спортивную технику. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует похвалить. Тренер должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение имеет культура языка тренера. Веселое, жизнерадостное настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

Список используемой литературы:

http://www.drmed.ru/s.

http://medbookaide.ru/books/

http://www.fizkult-ura.ru/

http://www.sports.ru/

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с

Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

Кафедра психологии.

Психоспортограмма.

Выполнила: студент 201 группы

тренерского факультета

Новоселова Анастасия.

Правила соревнований утверждены международной ассоциацией лыжных гонок. Организаторы турниров имеют право определять подходящие дисциплины и вносить другие поправки, которые не противоречат основным правилам.

Требования к трассе

Трасса для лыжных гонок представляет собой специально определенный участок местности, который подготовлен соответствующим образом, имеет ширину три или более метра, что обеспечивает проезд спецтехники для трамбовки снега и прокладки лыжни.

Как гласят официальные правила, лыжные гонки проводятся на трассах, которые для этого вида спорта должны размещаться таким образом, чтобы была объективная возможность оценок технической, тактической и скоростной подготовки лыжников.

Коэффициент сложности проведения соревнований должен выбираться в зависимости от уровня соревнований, возрастной категории и мастерства участников.

На трассе предусмотрены повороты, спуски, подъемы, участки проходящие через лес, а также прочие особенности, позволяющие избежать монотонности. Все естественные препятствия должны гармонировать на трассе и не сбивать общий ритм гонки.

Зоны спуска обустраиваются так, чтобы лыжники могли производить обгоны, а спортсмены с разными показателями скорости проходить участки, не создавая друг другу помех.

Стартовая позиция

В рассматриваемом виде спорта применяется несколько видов стартов:

  • Персональный (через 30-ти секундный интервал);
  • Групповой;
  • Общий.

Порядок оповещения о начале старта заключается в следующем:

  1. Судья на старте за 10 секунд дает команду «Внимание»;
  2. Через 5 секунд он начинает обратный отсчет;
  3. По его окончанию следует команда «Старт» или «Марш»;
  4. В случае электронного отсчета времени, синхронно со стартовой командой звучит сигнал;
  5. Часы, отсчитывающие стартовые секунды, должны размещаться в хорошей для спортсменов видимости.

Располагаться лыжник на стартовой позиции должен таким образом:

  • Ступни лыжника находятся перед стартовой линией, сам участник остается неподвижным до команды «Марш»;
  • Палки установлены статично перед линией старта.

В случае фальстарта и отсчете времени вручную, проштрафившийся лыжник возвращается на место, отсчет начинается заново, временем старта считаются данные, указанные в протоколе.

Фиксация стартового времени электронными средствами позволяет спортсмену стартовать в пределах трех секунд до и после сигнала. Более раннее движение считается, как ложный старт. Лыжник возвращается на исходную позицию, пересекает линию, расположенную за электронными воротами и повторяет попытку. Если происходит поздний старт через три секунды после сигнала, время фиксируется протокольным способом. Участник, затянувший собственный старт, не вправе состыковываться по времени с другими спортсменами.

Если мнение жюри таково, что на нарушение старта повлияли неподконтрольные силы, может пойти в зачет фактическое стартовое время.

Общий старт представляет собой позицию, первым которую покидает спортсмен с самым высоким рейтингом. Остальные участники стартуют по убыванию рейтинговых позиций.

Особенности финиша

Передняя часть ступни лыжника, пересекшая финишную черту, определяет время прохождения дистанции.

Электронная система отсчета фиксирует финиш при прерывании контакта электронного хронометра. Фотоэлемент должен размещаться на 250 мм выше уровня снежного покрова.

На большинстве соревнований по лыжным гонкам используется фотофиниш. Он представляет собой пару видеокамер, одна из которых находится на краю финишной черты, вторая размещена под определенным углом спереди от участника. Иногда применяется дополнительная камера, служащая для фиксации номеров финиширующих спортсменов. Такой подход помогает избежать недоразумений в случае практически одновременного окончания гонки несколькими спортсменами.

Если несколько лыжников проходят финиш с фотофиксацией синхронно, время определяется в той последовательности, в которой ступни передней ноги участников преодолевают вертикаль финишной черты, ширина которой не должна быть более 100 мм.

Прохождение дистанции

Правилами лыжных гонок оговорено, что при преодолении дистанции лыжнику запрещено использование других приспособлений для перемещения, кроме лыж и палок.

Спортсмен обязан придерживаться намеченной трассы, проходить через все контрольные точки. Лыжнику запрещено сокращать дистанцию гонки путем срезок. Нельзя заходить в середину поворотной дуги, если таковая разметка имеется на поворотах трассы.

Если предусмотрено маркирование лыж, весь путь должен преодолеваться на инвентаре под одной маркировкой (менять лыжи запрещено).

Воспрещено сопровождать спереди, сзади или сбоку спортсмена при прохождении им трассы.

Лыжник, допустивший нарушение правил при прохождении дистанции, снимается конкретно с этой трассы. Недопустимо получение спортсменом какой-либо помощи, не предусмотренной действующими правилами.

    Лыжный спорт является одним из наиболее травмоопасных спортивных видов. Связи с этим следует обращать особое внимание на соблюдение техники безопасности на практических занятиях по лыжному спорту.

    Запрещается выходить на практические занятия по лыжному спорту в состоянии болезни, либо в любом другом состоянии способном вызвать заторможенность реакции, ухудшения координации движений.

    На практических занятиях по лыжному спорту студентам желательно иметь с собой сотовый телефон, чтобы в случае чрезвычайной ситуации иметь возможность позвонить на лыжную базу.

2. Требования к одежде школьников на занятиях по лыжному спорту

    На занятия по лыжному порту студент обязан присутствовать в спортивной форме одежды, соответствующей погодным условиям и двигательной деятельности.

    Спортивная одежда студента должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к одежде на занятиях по лыжному спорту.

    Запрещается выходить на практические занятия по лыжному спорту в джинсах, зимних шубах, дубленках, меховых шапках.

    Запрещается выходить на учебные занятия по лыжному спорту без головных уборов, варежек и перчаток.

3. Требования к лыжному инвентарю

    К лыжному инвентарю относятся лыжи, лыжные палки, лыжные крепления.

    Запрещается выходить на практические занятия по лыжному спорту со сломанным лыжным инвентарем, либо с лыжным инвентарем, не соответствующим размерам и полу студента, способу передвижения.

    Студент обязан проверить лыжный инвентарь перед выходом на лыжню, если лыжный инвентарь не устраивает его, он должен обменять его на другой.

    При передвижении на лыжах студент обязан смазывать лыжи мазями держания, с ответствующими погоде и условиями скольжения.

    После практических занятий по лыжному спорту студент обязан очистить лыжный инвентарь от снега и проверить целостность лыж, креплений, лыжных ботинок и палок.

4.Требования к поведению студентов на учебной лыжне

    На занятиях по лыжному спорту, при передвижении на лыжах студенты обязаны соблюдать дистанцию: на спусках – не менее 30 метров, на равнине – не менее 5 метров и на подъемах – не менее 2,5 метров. Интервал между собой не менее 2 метров при любом рельефе трассы.

    В случае непреднамеренного падения студента на лыжне он обязан уступить лыжню следующим за ним лыжникам.

    Студент обязан уступать лыжню при передвижении по дистанции, если этого требует идущий следом за ним лыжник.

    Запрещается преодолевать крутые спуски без разрешения преподавателя.

    При преодолении спусков студент обязан после спуска дождаться заключающую колонну и только после этого следовать дальше.

    Запрещается обгонять направляющего в колонне во время передвижения к учебным кругам, отставать от заключающего колонны, а так же выходить из колонны без разрешения преподавателя.

Руководством для всех международных гонок являются выпущенные ФИС «Правила международных соревнований».

Соревновательные дистанции

Вся трасса размечается флажками одного цвета. Дистанции 30 и 50 км в большинстве случаев бегут в несколько кругов.

В гонках на дистанциях свыше 30 км должны быть установлены два пункта обслуживания. Перепад высот между самым низким и самым высоким участком трассы должен составлять у женщин не более 100 м в гонке на 5 км u 150 м в гонке на 10 км.

У мужчин - не более 200 м в гонке на 10 км, 250 м в гонке на 15 км и на всех более длинных дистанциях. При глубоком снеге организаторы прокладывают, помимо основной лыжни, лыжню для палок. При старте в эстафетных гонках лыжни используются в том количестве, в каком выходят команды на соревнование.

Приблизительно после 200 м эти отдельные лыжни переходят в основную лыжню. Для каждого соревнования готовится схема трассы, на которой обозначены перепады высот и протяженность подъемов.

Соревновательные дисциплины

Олимпийскими соревновательными дисциплинами являются 5 км, 10 км, 20 км и эстафета 4 х 5 км для женщин и 15 км, 30 км, 50 км и эстафета 4х 10 км для мужчин.

Ход соревнований

В лыжных гонках старт принимают поодиночке с интервалом не менее 30 сек. Стартующие делятся на 4 группы в соответствии с результатами. Группа 1 с наиболее сильными гонщиками стартует в конце всех участников в тактически более благоприятных условиях.

Начиная с Олимпийских игр 1976 г. восстановлен прямой порядок номеров стартующих групп, т. е. от 1-й до 4-й, в отличие от обратного порядка, который существовал раньше. Сильнейшей считается 4-я группа (т.е. последняя, которая раньше была под № 1), однако часто это не совсем так, т.к. распределение гонщиков одной команды по группам происходит в соответствии с тактическими соображениями тренера.

Порядок внутри группы определяется жеребьевкой. Только в эстафетах и массовых гонках дается общий старт. Если не учитывать обгон, лыжню нельзя покидать. Только при требовании «Лыжню!» впереди идущий должен отойти в сторону.



mob_info