Лучше, чем было. Михаил Борзыкин — о победе «Зенита

Обозреватель «Советского спорта» разбирает матч «Уфа» – «Спартак», в котором красно-белые использовали новую тактическую расстановку.

3–4–3

«Спартак» не использовал модель с тремя центральными защитниками с октября прошлого года. Но тогда, в матче с «Ростовом», была схема 3–5–2. Больше Каррера к этой конфигурации не возвращался и даже на сборах не обкатывал. Вспомнил в Уфе. И обрушил на несчастную всю атакующую мощь – 3–4–3, компактный центр (Комбаров и Зобнин не столько латерали, сколько фланговые опорники), дополняющие друг друга форварды, один из которых при выходе из обороны оттягивался назад для приема мяча.

Замысел понятен: соперник – еще одна копия «Ростова» – почти не пропускает; а надо, чтобы пропустил. «Спартак» намеревался играть первым номером, атакуя большими силами – фактически всеми, кроме трио центральных защитников. Это трио и было нужно для страховки. В классической расстановке с двумя центрдефами риск получить в лоб с контратаки гораздо выше. А так тыл более-менее защищен, можно спокойно штурмовать штрафную площадь, не переживая о том, что Комбаров опять потеряет позицию.

Хотя никакого территориального преимущества у красно-белых в итоге не оказалось. Соперники владели мячом ровно по 32 минуты чистого игрового времени. Но если «Спартак» за это время провел 10 контратак, то подопечные Семака – всего две. Вот разница в командном классе. «Уфа» не захотела обернуться крепостью или не смогла. И получила. В этом сезоне по ее воротам наносят в среднем 13 ударов. «Спартак» нанес 23, 11 из которых – из штрафной площади. И если бы не 8 (!) сэйвов Беленова, быть разгрому.

Стартовый состав «Спартака»

Три форварда

В новой тактической модели Адриано, Зе Луиш и Промес должны были как-то хитро взаимодействовать. Раньше «Спартак» не играл в таком сочетании, и был риск, что три медведя между собой не разберутся. Они, к слову, и не разобрались. Парадокс в том, что, несмотря на убойную атаку и 23 удара, само взаимодействие тройки нападающих было так себе. Обыграться с кем-то из глубины – это пожалуйста и это, конечно, проще. А между собой – то пас в ноги сопернику, то потеря в единоборстве, то эгоизм Промеса.

Спартаковские нападающие сделали друг другу всего 13 передач. Адриано за 45 минут коснулся мяча 14 раз, Зе Луиш за 50 – 18. И только Промес в роли свободного художника всегда находился в эпицентре – 41 касание мяча, 6 ударов (самый бьющий наряду с Глушаковым), 36 единоборств (лучший в матче) с удивительной эффективностью 19%. Если бы Промес еще умел сделать точный пас вперед на три метра, так, чтобы мяч каким-то чудесным образом не угодил во вражескую ногу, цены бы ему не было.

Джикия

Любопытна не только противоречивая фигура Промеса. Вчера за «Спартак» дебютировал Джикия. Он, собственно, потому и вышел, что тактику с тремя центральными защитниками знает лучше всех: так играл его «Амкар». Вышел – и сразу дал понять: увиденное на сборах не было заблуждением – на сегодняшний день это, вероятно, лучший центрдеф команды. Почему не играет? А почему Зобнин не играет box-to-box, а затыкает собой дыру на фланге? Пару раз сыграл – все ахнули! Но снова вернулся на бровку.

Джикия в Уфе провозгласил себя королем воздуха – 13 дуэлей, 10 выигранных. Всего – 25 единоборств, больше, чем у любого другого защитника с обеих сторон. Зобнин тоже был активен в обороне, но его эффективность оказалась даже ниже, чем у Промеса в атаке, – 17% (а всего, не только в обороне, – 32%); но сколько важных мячей он выиграл, подобрал, вынес! А Джикия выключил из игры Кротова (экс-спартаковец выиграл только одно единоборство) и Фатая (два). И вообще, как показалось, командовал обороной.

Единоборства Джикии (слева – с Кротовым, справа – с Фатаем)

Обозначения: красный – победа соперника, синий – победа Джикии, черный – нейтральное единоборство; круг – попытка обводки, квадрат – единоборство внизу, треугольник – единоборство вверху.

Единственный недостаток – точность передач. И даже не недостаток, а катастрофа – 67%. Честно говоря, не думал, что у защитников может быть такая статистика, обычно цифры на 15-20% выше. Оказывается, может. Джикия взял на себя функцию первого паса – 14 длинных передач, что почти в два раза больше, чем у Кутепова и Таски вместе взятых. А вообще с первым пасом у всех центральных защитников «Спартака» настоящая беда. Боккетти, Кутепов, Таски, теперь Джикия – у всех очень приличный брак в созидании.

Вывода два. Первый – наметившийся прогресс в атаке продолжается. И сегодня уже без всяких оговорок можно говорить, что у «Спартака» сильнейшая атака в премьер-лиге. Второй – в обороне порядка по-прежнему нет. Да, визуально стало лучше – сказался третий центральный защитник. И все же 7 ударов из штрафной площади – это много. «Зенит» сейчас, конечно, слаб. Но потенциал колоссальный. Поймает кураж – треснет спартаковская оборона. Хоть с двумя центральными защитниками, хоть с тремя.

Статистика Wyscout

Обозреватель «Советского спорта» разбирает матч «Уфа» - «Спартак», в котором красно-белые использовали новую тактическую расстановку.

3-4-3

«Спартак» не использовал модель с тремя центральными защитниками с октября прошлого года. Но тогда, в матче с «Ростовом», была схема 3-5-2. Больше Каррера к этой конфигурации не возвращался и даже на сборах не обкатывал. Вспомнил в Уфе. И обрушил на несчастную всю атакующую мощь - 3-4-3, компактный центр (Комбаров и Зобнин не столько латерали, сколько фланговые опорники), дополняющие друг друга форварды, один из которых при выходе из обороны оттягивался назад для приема мяча.

Замысел понятен: соперник - еще одна копия «Ростова» - почти не пропускает; а надо, чтобы пропустил. «Спартак» намеревался играть первым номером, атакуя большими силами - фактически всеми, кроме трио центральных защитников. Это трио и было нужно для страховки. В классической расстановке с двумя центрдефами риск получить в лоб с контратаки гораздо выше. А так тыл более-менее защищен, можно спокойно штурмовать штрафную площадь, не переживая о том, что Комбаров опять потеряет позицию.

Хотя никакого территориального преимущества у красно-белых в итоге не оказалось. Соперники владели мячом ровно по 32 минуты чистого игрового времени. Но если «Спартак» за это время провел 10 контратак, то подопечные Семака - всего две. Вот разница в командном классе. «Уфа» не захотела обернуться крепостью или не смогла. И получила. В этом сезоне по ее воротам наносят в среднем 13 ударов. «Спартак» нанес 23, 11 из которых - из штрафной площади. И если бы не 8 (!) сэйвов Беленова, быть разгрому.

Стартовый состав «Спартака»

Три форварда

В новой тактической модели Адриано, Зе Луиш и Промес должны были как-то хитро взаимодействовать. Раньше «Спартак» не играл в таком сочетании, и был риск, что три медведя между собой не разберутся. Они, к слову, и не разобрались. Парадокс в том, что, несмотря на убойную атаку и 23 удара, само взаимодействие тройки нападающих было так себе. Обыграться с кем-то из глубины - это пожалуйста и это, конечно, проще. А между собой - то пас в ноги сопернику, то потеря в единоборстве, то эгоизм Промеса.

Спартаковские нападающие сделали друг другу всего 13 передач. Адриано за 45 минут коснулся мяча 14 раз, Зе Луиш за 50 - 18. И только Промес в роли свободного художника всегда находился в эпицентре - 41 касание мяча, 6 ударов (самый бьющий наряду с Глушаковым), 36 единоборств (лучший в матче) с удивительной эффективностью 19%. Если бы Промес еще умел сделать точный пас вперед на три метра, так, чтобы мяч каким-то чудесным образом не угодил во вражескую ногу, цены бы ему не было.

Джикия

Любопытна не только противоречивая фигура Промеса. Вчера за «Спартак» дебютировал Джикия. Он, собственно, потому и вышел, что тактику с тремя центральными защитниками знает лучше всех: так играл его «Амкар». Вышел - и сразу дал понять: увиденное на сборах не было заблуждением - на сегодняшний день это, вероятно, лучший центрдеф команды. Почему не играет? А почему Зобнин не играет box-to-box, а затыкает собой дыру на фланге? Пару раз сыграл - все ахнули! Но снова вернулся на бровку.

Джикия в Уфе провозгласил себя королем воздуха - 13 дуэлей, 10 выигранных. Всего - 25 единоборств, больше, чем у любого другого защитника с обеих сторон. Зобнин тоже был активен в обороне, но его эффективность оказалась даже ниже, чем у Промеса в атаке, - 17% (а всего, не только в обороне, - 32%); но сколько важных мячей он выиграл, подобрал, вынес! А Джикия выключил из игры Кротова (экс-спартаковец выиграл только одно единоборство) и Фатая (два). И вообще, как показалось, командовал обороной.

Единоборства Джикии (слева - с Кротовым, справа - с Фатаем)

Обозначения: красный - победа соперника, синий - победа Джикии, черный - нейтральное единоборство; круг - попытка обводки, квадрат - единоборство внизу, треугольник - единоборство вверху.

Единственный недостаток - точность передач. И даже не недостаток, а катастрофа - 67%. Честно говоря, не думал, что у защитников может быть такая статистика, обычно цифры на 15-20% выше. Оказывается, может. Джикия взял на себя функцию первого паса - 14 длинных передач, что почти в два раза больше, чем у Кутепова и Таски вместе взятых. А вообще с первым пасом у всех центральных защитников «Спартака» настоящая беда. Боккетти, Кутепов, Таски, теперь Джикия - у всех очень приличный брак в созидании.

Вывода два. Первый - наметившийся прогресс в атаке продолжается. И сегодня уже без всяких оговорок можно говорить, что у «Спартака» сильнейшая атака в премьер-лиге. Второй - в обороне порядка по-прежнему нет. Да, визуально стало лучше - сказался третий центральный защитник. И все же 7 ударов из штрафной площади - это много. «Зенит» сейчас, конечно, слаб. Но потенциал колоссальный. Поймает кураж - треснет спартаковская оборона. Хоть с двумя центральными защитниками, хоть с тремя.

Статистика Wyscout

13 апреля в клубе «Б2» группа «Телевизор» отмечает 30-летие. «Я буду думать своей головой», - в 1980-х пел юный Михаил Борзыкин со сцены Ленинградского рок-клуба, зная о том, что из-за колонн за его выступлениями внимательно наблюдают сотрудники спецслужб. «Телевизор» стал исполнять песни, написанные не на языке метафор, а на языке газетных памфлетов, которые транслировали идеи, шедшие вразрез с официальной политикой государства. В отличие от многих бывших друзей по рок-клубу, Михаил Борзыкин и сейчас не изменяет своим принципам - клеймя в песнях «неохристочекистов», выступает против автократической власти, реставрации империи и патриотической пропаганды, хоть и опасается стать жертвой охоты на «национал-предателей».

- До «Телевизора» вы играли арт-рок в группе «Озеро».

Да, меня пригласили туда клавишником. Результатом этого сотрудничества стал распад группы «Озеро». Два гитариста ушли со мной в новый проект «Телевизор». В феврале 1984-го мы начали репетировать программу для вступления в рок-клуб. А до этого я играл в трех или четырех группах начиная с 8-го класса.

Сейчас кажется, что у группы «Телевизор» строгая концепция, соответствующая названию: социальные и протестные песни, связанные с повесткой дня. Как вы когда-то говорили: «Я даю информацию». Эта концепция была с самого начала?

Никакой концепции не было. Было желание играть музыку на русском языке. Мы были поклонниками новой волны и хотели делать музыку в этом стиле. Хотели избежать блатняка и совка, то есть примитивной гармонии, ритмики и вокальной мелодики. У нас был снобистский подход студентов колледжа. Никакой социальной направленности мы в себе не культивировали - если послушать внимательно 11 альбомов «Телевизора», то можно понять, что у нас много песен о любви и песен психофилософской направленности. Политической группой нас называют журналисты, которые не послушали и половины наших записей.

«Телевизор» - «С вами говорит телевизор»

Когда вы были в рок-клубе, к кому вы испытывали наибольшую близость? Группы-то были разные - и стилистически, и идейно. В какой «Телевизор» был компании?

В 82-83-м мы подолгу занимались мазохистским прослушиванием песен Гребенщикова, пытаясь разгадать ребусы в его текстах. Нам нравился новый образный язык, который создал Борис. Мы были поклонниками модной группы «Странные игры» - они играли ска и были вдохновлены Madness , которые нам тоже очень нравились. Мы любили электронную группу «Мануфактура» и многие другие. В 1984-м в рок-клуб вступили «Кино», «АукцЫон», «Телевизор». Мы пытались общаться со всеми - обсуждали концерты друг друга, хвалили и подсмеивались. Это был один творческий борщ, в котором все варились.

Из архива группы «Телевизор»

Как вы относитесь к мифу, что рок-клуб был придуман сотрудниками КГБ и управлялся комсомольскими работниками, чтобы дать выход молодежному протесту?

Наверное, так оно и было, но мы об этом не знали, и нам было наплевать. Мы хотели добиться возможности исполнения наших песен. Первый альбом у нас был а-ля «Аквариум» - психофилософский, а потом само время нам продиктовало новые песни. Тут мы столкнулись с сопротивлением внутри рок-клуба - нас попросили некоторые песни не исполнять. Это называлось литовать программу - показывать их цензору. Мы начали нарушать эти запреты - за этим последовали наказания. Типа полгода группе запрещено играть где-либо, а без штампа рок-клуба группу не выпускали на концерты. Это была наша личная борьба. Конечно, мы понимали, более того, даже пели: «Там за колонной дядя с бетонным взглядом» - имелись в виду сотрудники КГБ. Да, они там присутствовали, нам их показывали - и, как потом выяснилось, среди них были люди сочувствующие и не удержавшие или не захотевшие удержать ситуацию под контролем. Буквально через год после первых наказаний произошел прорыв - нас перестали наказывать за тексты.

«Телевизор» - «Сыт по горло»

Существует история, которую очевидцы вспоминают по-разному, - о том, как после отмены фестиваля рок-клуба 1988-го вы спровоцировали и возглавили протестное уличное шествие к Смольному. Хотелось бы услышать вашу версию.

Это был ежегодный фестиваль рок-клуба - там должно было групп 20 выступать: «Аквариум», «Алиса», Саша Башлачев, «Объект насмешек». И вдруг за день совет рок-клуба внезапно столкнулся с тем, что фестиваль, который должен был пройти на Зимнем стадионе, отменяют по причине несоблюдения пожарной безопасности. Ситуация была безнадежная. Все понимали, что это цензурный запрет, и опустили руки. Кто-то в качестве шутки предложил мне собрать людей и идти на Смольный. Я подумал, что можно попробовать: я начал что-то кричать людям, которые приходили покупать билеты. Когда нас собралось где-то 50 человек - мы двинулись к Смольному. Люди из окон спрашивали: «Зачем идете?» Мы говорили: «Рок-фестиваль запрещают». Они спускались из квартир и присоединялись к нам. Писали плакаты на ходу. У Таврического сада нас была уже приличная толпа - мне показалось, что больше 2000 человек. Там нас перекрыли кордоны милиции, мы пошли на нейтральную полосу, и Коля Михайлов, президент рок-клуба, вел переговоры. Я взял мегафон и попросил людей, чтобы они не расходились, сели на асфальт и ждали итогов переговоров. В результате разрешили фестиваль проводить.

Из архива группы «Телевизор»

Забавно, что во времена рок-клуба многие руководители нашей страны, включая губернатора Матвиенко и президента Путина, были где-то недалеко от него. Могли они ходить к вам на концерты?

Судя по тому, что Путин любит группу «Любэ», он навряд ли испытывал интерес к рок-клубу. А вот про Медведева ходит байка, что он даже играл где-то на бас-гитаре. Это скорее всего утка. А Матвиенко вроде бы приходила и устраивала комсомольский разнос руководству рок-клуба: у вас тут все стены исписаны, и что за фашисты собираются. Я сам при этом не присутствовал, но очевидцы рассказывают, что она была в ярости. Как она еще могла относиться к року, если ей нравился Валерий Леонтьев.

Валентин Барановский

В те времена «Телевизор» был такой же важной группой рок-клуба, как «Алиса» или «АукцЫон». Почему он в какой-то момент выпал из официального канона рока и рок-клуба? Вы пытались для себя объяснить, почему ваши песни не крутят на «Нашем радио»?

Они периодически ставят какие-то наши песни, но, чтобы попасть в тяжелую ротацию, нужны менеджерские усилия и определенный материал. Боюсь, что большинство наших песен просто не подходит. Мы и с Козыревым знакомы хорошо - при нем ситуация на «Нашем радио» была для «Телевизора» не лучше.

Это вам не творческие плевки в небо, это жизнь, это интереснее.

Мы в начале 1990-х ослабили попытки удержаться на стадионном уровне. Возникли другие интересы - мы сделали свою студию звукозаписи, поездили по Европе, посмотрели, как живут музыканты там. У нас возникло некоммерческое отношение к музыке - мы начали экспериментировать. Хотели довести себя до международного состояния. Писать хиты вроде «Сыт по горло» нам было уже неинтересно. Мы ждали, что произойдет срочная европеизация России - всем цветам будет место для роста и людям потребуется разная музыка, в том числе и не слишком простая. А в этот момент надо было наращивать менеджерский потенциал, искать хороших продюсеров, надо было ложиться под контракты, надо было играть на совместных тусовках со всякими Муромовыми и Серовыми - что и сделали многие наши коллеги. У «Телевизора» были похожие предложения - разговоры велись с Шульгиным и Стасом Наминым, но мы выбрали другой путь. Поэтому на этот поезд не попали.

«Телевизор» - концерт в «Программе А» (1993)

- Когда вы закончите новый альбом - вы обещали его еще зимой?

Я честно собирался (смеется) . Но потом случился Майдан - я наблюдал за этим событием по украинским телеканалам в прямом эфире и настолько был взбудоражен этой ситуацией! На Майдане произошла народная революция. Украинцы - молодцы. Прогнали зарвавшегося хама-президента. Я рукоплескал тем, кто вышел на Майдан и стоял там три месяца подряд. Я отслеживал все это в прямом эфире. Мне показалось, что это важнее, чем запись песен, которые мы и так уже играем на концертах.

- Вы не хотели поехать на Майдан?

Было желание - я постоянно созванивался с друзьями из Киева. Нас даже хотели позвать выступить на Майдане, однако не получилось. Но мои друзья, киевские музыканты, там выступали и рассказывали в подробностях, что происходит. Я за этим очень внимательно слежу и сейчас, потому что это событие важно не только для Украины, но и для России. Это вам не творческие плевки в небо, это жизнь, это интереснее.

Дмитрий Конрадт

- Вы не изменили своего отношения к событиям на Майдане со временем. Вы считаете, что это того стоило?

Я - романтик. К сожалению, революции часто не обходятся без кровавых трагедий. Но без событий на улице Грушевского не было бы нынешней ситуации - теперь патерналистская модель общества стала менее реальной для Украины. И это позволяет всем нам верить и надеяться, что люди не рабы, что им не нужен начальник, им не нужен Богом избранный президент, как многие у нас считают. Майдан до сих пор контролирует власть и влияет на ее решения. Я надеюсь, у украинцев получится. У нас ситуация гораздо более запущенная. Наш страх перед революциями, который культивируется Кремлем, загоняет нас в состояние великоимперского шовинизма: как скажет император, так и будем жить. Тому доказательство - события в Крыму, который был бессовестным образом захвачен в результате спецоперации. Многие в России закрывают на это глаза - так работает имперская кнопка, на которую нажали эти Киселевы, Соловьевы и прочие пропагандисты. У нас она есть, к сожалению, - мы слишком долго были рабами системы. И вот выяснилось, что мы разделены, но это продлится недолго.

- Почему недолго?

Такие периоды патриотизма я проходил на собственной шкуре в 1980-х. Когда нас на школьных линейках учили ненавидеть сначала Америку, потом Китай, потом снова Америку. Рассказывали, что они придут и захватят все наши ресурсы и что вообще там не жизнь, а ад. Это быстро переставало действовать именно потому, что был перебор. Мозг устает от непрерывной пропаганды и начинает блокировать эту информацию. Я надеюсь, что накопление этой усталости не займет 70 лет.

«Телевизор» - «Заколотите подвал»

- Не боитесь оказаться записанным в «национал-предатели»?

Очко не железное, как говорят. Поэтому опасения есть. Тем более что уже начали отменять концерты групп. И у нас возникали проблемы.

- Какие?

Пока небольшие. Скандал на телеканале «100», где нас не пустили выступать. На радиостанции нас не ставят. Говорят: «Вы же понимаете, что мы не можем поставить песни с альбома “Дежавю”. У нас будут проблемы». Вот должен был состояться фестиваль «Песни протеста» в клубе «Рокс»: прислали туда омоновцев с собаками - искали бомбу. В результате фестиваль отменился. Как-то пытались после концерта арестовать - меня успели спрятать от омоновцев. Пока ничего серьезного. Но ощущение, конечно, тревожное - воздух спертый. Власть выбрала режим закручивания гаек и поиска врагов. Я помню все это по Советскому Союзу. Единственное, что меня успокаивает, - что это все недолго продлится. Потому что усталость наверху и внизу уже чувствуется. Это все может обрушиться самым внезапным образом. Таким же несокрушимым в свое время считали и Советский Союз.

ИТАР-ТАСС

- Вы надеетесь пережить этот режим?

Да, я надеюсь. Сейчас другое время - более быстрое за счет информационной прозрачности. Невозможно все списывать на американский заговор, когда у тебя на нефти и газе сидят твои друзья. Люди все видят.

- Вы раньше регулярно ходили на «Марши несогласных» в Питере, а теперь перестали. Почему?

- «Маршей» больше нет. В Питере шествия не разрешают. Я был недавно на антивоенном митинге против аннексии Крыма - было человек 500 на Марсовом поле. Я снизил активность в последнее время, потому что протестное движение умело растащили по лагерям. Я видел, как протест разваливался изнутри: это было очень неприятно. Я всегда был за объединение - мне кажется, поодиночке мы ничего не сможем сделать. Это доказывает опыт Украины и протестных маршей двухлетней давности. Да и идея «Стратегии 31» мне кажется исчерпанной, тем более что Лимонов оказался в одной лодке с Путиным. Я не ухожу из протеста, просто некоторые акции стали выглядеть комично. Чтобы не расстраиваться - лучше на них не ходить.

ИТАР-ТАСС

На питерском концерте, посвященном 30-летию «Телевизора», вы выступали в полосатой куртке - это та самая, из 1980-х, или ее реплика?

Да, та самая. Эта куртка была сделана модельером группы - а на самом деле просто нашим приятелем, который шил нам нововолновую одежду. Она чудом уцелела, кажется, с 1986 года - довисела свое. Но я ей не пользуюсь все время. Надеваю только на уникальные мероприятия.

2017-08-07T14:37:28+03:00

Тренер не враг себе. Михаил Борзыкин – о «Спартаке»

Что происходит с чемпионом, который после четырех туров занимает унизительное десятое место, отставая от первого на семь очков?

Когда разгорается жаркая дискуссия о тактических ошибках, кадровых решениях, чьих-то кондициях, в нее обязательно вклинивается хотя бы один человек, изрекающий мудрость: тренеру виднее, он не враг себе. Этот аргумент всегда ставит в тупик и парализует пальцы рук – в ответ не то что 140 символов, а даже смайл (наиболее подходящий в этой ситуации – аплодисменты) послать не можешь. Слава богу, это состояние длится недолго, автор гениальной мысли отправляется в бессрочный бан, а дискуссия продолжается дальше.

После золотого сезона очень многие (да почти все) поверили в непогрешимость Массимо Карреры. Даже разовые ошибки итальянца идут команде на пользу: она получает важный опыт и больше их никогда не повторит. Наверное, это нормальное отношение к человеку, подарившему сказку. Но эта поддержка и безграничное доверие не позволяют адекватно оценивать происходящее. Если вы вдруг не заметили, «Спартак» проваливает сезон. Это если смотреть не на количество сыгранных туров, а на отставание от лидирующей группы.

Вчера «Спартак» потерпел классическое тренерское поражение. Ошибки были разные, в первую очередь кадровые. Это Попов, чья миссия заключалась в прессинге Паредеса в момент приема мяча, что должно было сбивать скорость «Зенита» при выходе из обороны. И ладно бы Попов не справился только с этим. Но он еще и за мяч не цеплялся, из-за чего у «Спартака» отсутствовала внятная контригра. (Зе Луиш вышел слишком поздно, когда все было уже решено.) И это Глушаков, которого на поле вообще не должно было быть.

Были и тактические ошибки. В первой половине первого тайма шла равная игра, но затем «Спартак» отдал «Зениту» территорию. Или «Зенит» сам забрал благодаря более мощной средней линии: Кузяев справа блокировал фланг Промеса, Ерохин исполнял box-to-box, а Паредес, ловко избавляясь от опеки Попова, делал свою работу. Или дело в преимуществе «Зенита» в «физике». Каждая из перечисленных причин ведет к тренеру. Вообще в современном футболе проигранный центр мало что значит. Но не во вчерашнем матче.

При желании воскресный конфуз можно объяснить трагическим стечением обстоятельств. Фернандо никогда не ошибался, а тут на тебе – пятка, потеря, Кокорин! А ошибиться до этого игравший без единой помарки бразилец мог из-за скользкого и побитого градом газона. Адриано и Промес не поняли друг друга – еще один обрез. Судья, которого охотно обсуждали всю неделю, наверняка где-то тоже напортачил. И статистика в этом страшном городе ужасает… А на следующий день обещали лунное затмение. Кровавое! Это знак.

А еще можно вспомнить предыдущие аномалии и найти в них утешение: «Спартак» под руководством Карреры если и проигрывал, то почти всегда крупно, после чего выдавал головокружительный футбол. Самое удивительное то, что многие научились не просто воспринимать эти поражения спокойно, но и находить в них позитивные зерно – ледяной душ, от которого команда взбодрится и порвет всех. Но так было раньше, когда «Спартак» опережал конкурентов примерно на столько же очков, на сколько сейчас от них отстает.

И раньше в «Спартаке» не случалось системных сбоев. Он играл на пределе, побеждая во многом на характере, драйве, фарте. Да, он был хорош, лучше всех, но шел по дистанции на своем максимуме, не имея запаса прочности. А это всегда ведет к одному из двух: либо запас прочности все же появится – и команда станет крепче и стабильнее, либо нет – и тогда системный сбой неминуем. Не скажу, что это точно произошло, но первые признаки проявились не вчера в Санкт-Петербурге, а еще в предыдущих турах. И они – тренерские.

Глушаков, который сейчас находится не просто не в форме, а в глубокой функциональной (и, видимо, психологической) яме, выходит в трех матчах сезона и по цифрам (хотя тут и цифры не нужны) становится худшим игроком средней линии во всей премьер-лиге. Не в одном – во всех трех. Вчера он выиграл два единоборства; бывало, что не выигрывал ни одного. А в одном из четырех матчей выходит Тимофеев, который играет блестяще. Как поступают тренеры в таких случаях? Именно. Но Каррера продолжает ставить Глушакова.

Или Попов, который выходит, наверное, только для того, чтобы лишний раз убедить всех в том, как сильно «Спартак» нуждается в центральном атакующем полузащитнике. Или Ребров, в ворота которого по статистике залетает каждый второй мяч, пущенный в створ (7 из 14). Хотя есть Селихов, которого справедливо называют одним из самых одаренных вратарей страны. Столь сомнительная стабильность приводит к тому, что центр поля проваливается даже в матче с фнловским «Динамо», а в штрафной полыхают пожары.

Тренеру виднее, он не враг себе. Это мы с вами виртуально ставим какого-то игрока в состав, исходя из того, кто сильнее. Мы руководствуемся одним, пусть и самым важным критерием. У тренера их огромное количество. И порой эта сложность выбора ему очень мешает. Он должен взвесить все факторы. Как его решение повлияет не только на участок поля, а на весь фланг или центр. Как скажется на микроклимате. Не сломается ли первый, потянет ли второй, готов ли психологически третий, хватит ли опыта четвертому…

А с Каррерой все еще сложнее и запутаннее. С первого дня он продвигает идею семьи. Мы – семья. Мы – одно целое. Мы, мы, мы. Вряд ли он не видит, что Глушаков сейчас не готов даже для команды-аутсайдера. Но, похоже, не может отправить на лавку игрока, принесшего ему первый в самостоятельной тренерской карьере трофей. Как не может любящий отец отказаться от сына, получившего двойку по какому-то предмету, хотя бы по креативному наполнению твиттера. Так же и с замечательным парнем Ребровым.

Причина еще и в том, что Каррера вообще консервативен, когда встает кадровый вопрос. А вопрос этот решать надо. У «Спартака» все в порядке с организацией игры (вчерашний кошмар не в счет), но в составе есть несколько исполнителей, которые тянут команду на дно. Это, к слову, еще и привет руководству клуба. Вчера у «Зенита» забивали и ассистировали новички: Дриусси, Ерохин, Кузяев и Кокорин, новый Кокорин. «Спартак» же играл на весеннем багаже, с изнуренным Глушаковым и давно сдувшимся Поповым.

Фото: ФК «Спартак», РИА Новости/Алексей Даничев, globallookpress.com

Обозреватель «Советского спорта» разбирает матч ЦСКА - «Спартак», который де-факто стал золотым для красно-белых.

Массимо Каррера использовал тактику 4-2-3-1, хотя обычно командам, практикующим 3-5-2, отвечает зеркально. Обычно, но не всегда. Стандартную расстановку «Спартак» предложил «Уфе» в первом матче, «Локомотиву» и «Уралу». К тому же модель 4-2-3-1 сработала с «Зенитом», а 3-4-2-1 провалилась в Ростове-на-Дону. Было что обдумать. А еще, возможно, в «Спартаке» сейчас нет трех качественных центральных защитников - Кутепов и Боккетти смотрят футбол со скамейки запасных. И наконец, в этом можно усмотреть тактический сюрприз - Виктор Гончаренко, как и мы, наверняка ждал другого.

В последних матчах ЦСКА демонстрировал более солидный, выразительный футбол. Это и 20 ударов по воротам «Ростова» из штрафной площади, чего не добилась даже «Бавария», и уничтожение «Локомотива», и окрепшая физика, выраженная в командном движении, - нити комбинационной игры превратились в стальные тросы, атака расцвела, форварды ожили. Понимая свое превосходство на этом отрезке сезона, ЦСКА решил сыграть с позиции силы. Да и турнирная таблица обязывала. План заключался в том, чтобы забить первым, а потом добить раскрывшегося противника в стиле «Ростова».

«Спартак» в первые полчаса почти не играл - отбивался. Будет заблуждением считать, что он, как и с «Зенитом», играл вторым номером. У «Зенита» не было внятного нападения, его намеренно вытягивали на свою половину поля, чтобы показать Дзюбе, что такое атака с ходу. А ЦСКА волнами накатывал на ворота Реброва, вызывая переполох в штрафной площади. Когда волна отступала, почти сразу следовала ошибка - контригры не было, прессинг не включался, мяч не держался. «Спартак» уступал ЦСКА в движении и организации игры. И фактически все зависело от того, выстоят ли красно-белые.

Выстояли. А когда ЦСКА к 30-й минуте подустал и уже не мог навязывать свой энергозатратный футбол, игра выровнялась. И была допущена первая ошибка - Головин отдал мяч Попову, Василий Березуцкий не заблокировал Адриано, а Акинфеев пропустил в «домик». Все в игре перевернулось. По злой иронии план Гончаренко теперь должен был воплощать Каррера. Инициатива перешла к «Спартаку».

Стартовый состав ЦСКА

После матча Гончаренко скажет: «Футбол базируется на ошибках. Тот, кто совершает их меньше, выигрывает». Ошибаются вообще-то все. Даже чемпионы. Если вооружиться какой-нибудь сверхточной системой подсчета, то вполне может выясниться, что «Спартак» ошибался больше. Дело не столько в ошибках, сколько в том, наказывает ли за них соперник. ЦСКА мог все решить уже в первые 15-20 минут, и даже раньше - уже на 56-й секунде, когда мяч каким-то чудом не влетел в ворота Реброва. А влети мяч, ЦСКА бы закрылся, выстроившись в линию из пяти защитников, - и игра была бы сделана.

«Спартак» ошибался много. Все шло к тому, что дуэль Комбарова и Фернандеса станет решающей. В этой зоне красно-белые были разгромлены, несмотря на шаблонность армейских атак: длинный пас на бразильца (россиянина), соло, проникновение или подача в штрафную площадь. Из этой борьбы и родился гол ЦСКА - конвертировать фланговое преимущество в результат армейцы все-таки смогли. Но стратегически этот гол ни на что не влиял - счет-то был ничейный. ЦСКА не мог перейти на контратаки, чего так желал. А затем Каррера стянул на проблемный участок поля дополнительные силы - Зобнина.

Получается, что ошибка Головина в единоборстве с Поповым стала роковой. Все остальное было следствием. ЦСКА занервничал, чего с ним еще не приключалось при Гончаренко. Это не только дух Дедуры, вселившийся в Васина, лучшего центрального защитника этого сезона; правда, после такого конфуза рейтинг надо пересмотреть. Но и чудовищные позиционные и индивидуальные ошибки при быстрых атаках «Спартака». Игроки ЦСКА смотрели, как красно-белые вываливаются на ворота четыре в четыре и как Промес выходит один на один, и, наверное, думали: «На их месте должны быть мы».

Стартовый состав «Спартака»

Если очень упрощенно, «Спартак» победил, потому что сумел наказать соперника за ошибки. ЦСКА - нет. То есть как бы да - гол со стандарта после очередной проигранной дуэли Фернандесу. Одна ошибка против двух. А потом была удачная рокировка - выход Зе Луиша, который, очевидно, был запланирован. И тактические ходы: игра по счету и усиление флангов - Промес и Зобнин оттянулись глубже. Гончаренко, разумеется, тоже не сидел на месте, но переломить ход матча не сумел. Во втором тайме было много пауз, вызванных перфомансом фанатов ЦСКА. Пришли на помощь «Спартаку». Молодцы.

Если говорить глобально, то дерби вновь раскрыло силу и сущность нынешнего «Спартака». Это умение выжать максимум из имеющихся ресурсов, сделать результат. Весь сезон красно-белые играют на пределе возможностей, ротируют состав, колдуют над тактикой. Готовятся к каждому матчу как к отдельному турниру. В апреле ЦСКА вышел на пик формы и стал показывать футбол более высокого качества. Но «Спартак» выдержал стартовый натиск, заставил ошибиться (это ведь не на ровном месте; в первом голе прессинговал Попов, во втором - Зобнин) и довел игру до победы. Это и есть класс.

«Спартак» нанес поражения всем 15 клубам премьер-лиги. Весной были повержены «Зенит» и ЦСКА. Все вопросы должны быть сняты. Пустые дискуссии о «чемпионской игре» скучны и нелепы. Подвергать сомнению заслуженность золотых медалей могут только люди, не смирившиеся с тем, что «Спартак» вернулся. Ну, еще и те, кому больше не о чем говорить, а рейтинги как-то надо поддерживать.

Михаил Борзыкин



mob_info