Краткая характеристика луки в пьесе на дне. Образ и характеристика луки в пьесе на дне горького сочинение

Лука – один из главных действующих лиц в пьесе Максима Горького «На дне», неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей. Почти все люди в ночлежке по разным причинам разочарованы и оказались на дне жизни. У кого-то рухнули мечты, кто-то обеднел и обнищал, кто-то грустит по безвозвратно прошедшему прошлому. Для того чтобы как-то помочь этим беднягам, Лука прибегает к «утешительной лжи». Так, например, умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет счастье. Проститутке Насте , уверяющей, что в ее жизни была искренняя любовь, он говорит, что так, скорее всего и было. Вора Ваську Пепла уговаривает поехать в Сибирь, ведь там он сможет честно зарабатывать. А пьяницу Актера убеждает, что существует бесплатная клиника, в которой его полностью излечат.

Свою жалость к людям он объясняет тем, что сам когда-то пожалел грабителей, в результате чего спас и их и себя. Он также рассказывает постояльцам притчу «о праведной земле», в которой один человек верил в ее существование, но на карте ученого такой земли не было. Бедный человек взял с горя и повесился. Эта притча потом повторится с Актером. Лука исчез также внезапно, как и появился, прямо во время конфликта между Костылевым и Васькой Пеплом.

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по праву считается одним из наиболее интересных и противоречивых.

Это произведение изучают в школе, но оно интересно для изучения и анализа в любом возрасте.

Характеристика Луки в пьесе «На дне»

Странник Лука впервые появляется на страницах произведения, когда читатель уже немного познакомился с основными героями, оказавшимися на «дне жизни», и сюжетом.

Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.

Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.

Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил людей задуматься о жизни, о том, во что превращаются люди под давлением жизненных обстоятельств, и как страшно оказаться на «дне жизни», с которого уже не выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы не считали читатели образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек пришёл в жизнь маленьких людей, оказавшихся на «дне жизни» неспроста, у него была своя позиция – некая миссия.

Врал ли он? Говорил ли правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука кардинально изменил атмосферу, которая была в ночлежке. Герои задумались, начали снова о чём-то мечтать. Старец был одновременно настолько и мягок, и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили своё отношение к правде, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Луки – это искромётные фразы с глубоким философским подтекстом. Их тематика очень разнообразна:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические нормы поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание детей:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, вышеупомянутое имя довольно интересное, имеющее скрытый смысл. Оно древнегреческого происхождения, буквально означает «земледелец».

Но подсознательно воображение читателя ассоциирует его с библейскими образами Святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, со страниц пьесы на нас смотрит и даёт свои мудрые советы сам Иисус Христос.

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки

Все высказывания Луки имели глубокий смысл. Он говорил кратко, но всегда по существу. Каждое его слово было продумано, отточено жизнью и поэтому попадало в цель.

Каким образом Лука действует на ночлежников

Со временем герои осознают, что Лука в большинстве случаев их обманывал, но это уже становится неважным.

Герои просто прекрасно понимали, что старец говорил то, что поддерживало их, помогало существовать в этой грязной ночлежке.

Его притча о «праведной земле», так взволновавшая их сознание, всего лишь слова утешения, которые подарили им надежду. Но ведь именно этого, по правде говоря, им и не хватало.

Они были одиноки и никому не нужны, в них просто никто не верил. А Лука подобрал ключики к их таким опустошённым сердцам, дал те советы, в которых они нуждались.

Высказывания Луки о людях — что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Героя не просто слушали, ночлежники его слышали:

  • он сумел подобрать слова утешения для Анны перед её смертью;
  • смог убедить Артиста начать бороться с алкоголизмом, несмотря на неудачи и провалы;
  • поддержал девицу лёгкого поведения Настю, которая свято верила в любовь;
  • даже пытался достучаться до столь сложного Василия Пепла и предостеречь его от роковой ошибки – убийства мужа своей любовницы.

Не все герои пьесы нуждались в советах Луки, были и те, которым Лука ничего не советовал.

Отношение Горького к Луке

Довольно интригующим был момент исчезновения Луки.

Он ушёл так же тихо и незаметно, как и появился в ночлежке.

Позиция автора ясна, он симпатизирует своему герою, убеждая читателя в том, что все действия странника были из добрых побуждений – помочь несчастным, опустившимся людям, дать им надежду, вселить веру в себя и свои силы, обозначить цель в жизни.

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и литературоведы довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его то к героям, то к антигероям.

Такая полярность во взглядах была обусловлена в первую очередь историческими реалиями. В начале ХХ века Лука рассматривался как отрицательный герой, который занимался пустой болтовнёй и будоражил умы людей, которые ничего не могли изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись на том, что Лука давал людям надежду и веру, а они уже сами выбирали свой жизненный путь.

Наука от Горького Лука

Советские постулаты в образовании приучили читателей к тому, что каждое произведение обязательно имеет поучительный подтекст. Говоря о драме М. Горького «На дне», с этим тяжело поспорить.

Образ странника Луки даёт читателям возможность задуматься, нужны ли обществу такие люди, какую роль играют они в нашей жизни, как часто приходят и учат нас добру, вере в свои силы.

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой «На дне» , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Вконтакте

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: «Старику где тепло, там и родина».

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками «выйти в люди» , а не влачить существование «на дне» весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы «На дне»

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса «На дне» богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу «На дне» Горького:

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…»

«Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

«Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!»

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!»

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Драма М. Горького «На дне» создана в 1902 году, сразу после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против покорности, «гуманизма сострадания». В ней нашли отражение все особенности мировоззрения Горького в этот период: «Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!»; «Бытие и творчество едины суть». Произведение поражает обилием скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Одним из главных действующих лиц в пьесе является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Ночлежка – место обитания разных людей, которые оказались на дне общества, у которых рухнули мечты, прошлое безвозвратно ушло, а действительность напоминает о себе нищетой и безденежьем. Лука, как и все обитатели этого дома, беден, жизнь его изрядно потрепала, но он готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку на своем пути. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека. Он по-своему понимает поставленную в пьесе проблему: что лучше – истина или сострадание? Для Луки главным является сострадание и утешение, которое он дарит всем обитателям ночлежки. «Человек - все может… Лишь бы захотел…», - думает Лука, и пытается заронить мечту в душу каждого человека.

Умирающей Анне он рисует рай, в котором не будет мучений «земной жизни». Пьющему Актеру он рассказывает о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Вору Ваське он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». Несмотря на явную неправдоподобность этих слов, ночлежники верили страннику, принимали его жалость и верили в реальность желаемого. Интересно в Луке то, что он умел находить в каждом человеке главную струну, которую стоит задеть – и надежда появляется, и ложь становится явью.

Лука, появившись в ночлежке, включается в давно начавшийся спор её обитателей о человеке, о правде и лжи. Его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, его праве на счастье, на мечту, спорах, превративших всех в «философов поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке. Лука, внес в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдавший право Актера, Насти, Анны на мечты, на молитву. Он разделил всех на два лагеря: «мечтателей» и «скептиков», носителей «злой» правды, тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других, всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Как «досочинил» совет Луки о поездке в лечебницу для алкоголиков Актер: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все - даром! И мраморный пол, да!» Как чутко слушает Луку Пепел, мгновенно изменяя свое представление о Сибири!

Для Луки главным было вселить в человека веру, веру в любое явление, лишь бы оно принесло ему покой и радость. Страннику неважно, существует ли истина, в которую человек верит, на самом деле, ему важно то, что с верой в нее человеку легче жить.

Образ Луки долгое время оценивался критиками однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции по отношению к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы казались чем-то лишним, даже подозрительным, проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов в то время видели вокруг себя бесконечно много), милосердие считалось «интеллигентской мягкотелостью», которая недопустима в условиях схватки двух миров. Не принималось в позиции Луки и другое - то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни, «борьбе за светлое общество».

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука - странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме - в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин - мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.



mob_info