Корневой замок в йоге. Замки в хатха-йоге или энергетические замки – Бандхи

Д жаландхара бандха – это шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, сжимающий рецепторы каротидного синуса, а также стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы.

Польза практики

В результате выполнения Джаландхара бандхи:

  • У тех, кто страдает высоким давлением, замедляется сердцебиение.
  • Пропадает чувство гнева и беспокойства, исчезает состояние стресса.
  • Успокаивается ум.
  • Происходит подготовка к медитации.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Зачем нужна Джаландхара бандха?

Шейный замок снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Помимо пользы для физического тела, Джаландхара бандха используются для управления праной (жизненной энергией). Использование бандх во время практики пранаям позволяет накапливать эту внутреннюю энергию в определенных участках тела. Опытные практики могут управлять праной и осознанно направлять её в нади (каналы, по которым течёт жизненная энергия). Также бандхи используются во время практики мудр (особых жестов и позиций), что позволяет усилить их физическое и духовное воздействия.

А вы используете бандхи во время пранаям? Если да, то какой эффект вы ощущаете от такой практики? Ждем ваших ответов.

Б андхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

При выполнении бандх специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Это непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.

Бандхи: для чего и что происходит

В традиционных текстах йоги говорится о трех грантхах, именуемых брахма, вишну и рудра грантхами. Они представляют собой психические блоки и умственные проблемы, не дающие человеку «воспарить» в сферы медитации. Если человек хочет познать опыт высшего осознания, эти блоки или узлы необходимо устранить. Они могут быть устранены навсегда или на время. Бандхи особенно эффективны для взламывания или удаления таких блоков, по крайней мере, на короткое время, и это временное устранение помогает избавляться от них навсегда. С точки зрения йоги, эти блоки препятствуют направлению потока праны в главный канал тела - сушумну. Когда они устранены, прана немедленно начинает течь через сушумна нади, что ведет к повышенной восприимчивости ума и, в свою очередь, к более высокому осознанию.

Помните, что эти так называемые узлы находятся в психическом, а не в физическом теле, но такие физические манипуляции, как бандхи, способны их вскрывать. Каждый уровень проявления имеет последствия на других уровнях. Неправильно строго разделять физическое тело, праническое тело и тело ума. Все они взаимосвязаны и, в действительности, являются частями единого целого. Их разделяют и относят к разным категориям только для удобства объяснения. Поэтому физическое тело влияет на ум и праническое тело. Праническое тело влияет на ум и физическое тело. А ум влияет на праническое тело и физическое тело. А еще лучше займитесь йогой, попробуйте развить чувствительность и убедиться в этом на собственном опыте.

Подобно другим практикам йоги, бандхи воздействуют и влияют на различные уровни индивидуального существа. Они имеют глубокие следствия на физическом, праническом и ментальном уровнях.

Без знания бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. Мы рассмотрим лишь основные бандхи, ориентированные на предварительную подготовку к медитации. Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.

Мула бандха

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.

Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Мула бандха: техника выполнения

Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. "спусковом крючке" муладхара-чакры. Физическая точка "спусковой крючок" расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.

Замечание

Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.

Предостережения

Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!

Мула бандха: польза

Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии - прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

Ашвини - Ваджроли - Мула (комбинационно и раздельно).

Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.

Техника 1 стадии.

Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.

Техника 2 стадии.

Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.

Замечания.

Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.

Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Слово джалан на санскрите означает «сеть». Слово дхара означает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть, или скопление нади, или проводящих путей». Следовательно, джаландхара - это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

Упоминания в текстах

В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

«Напрягай горло и плотно прижимай подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть». (гл. 3:70)

«Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла». (гл. 3:71)

«Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну; поток праны в других нади прекращается)». (гл. 3:72)

Во время джаландхара бандхи следует задерживать дыхание. Эта задержка может быть в форме антар кумбхаки (внутреннего удержания), либо бахир кумбхаки (внешнего удержания), либо того и другого вместе, в зависимости от практики и соединения с другими техниками. То есть, можно делать глубокий вдох, полностью раздувая легкие, и затем выполнять джаландхара бандху, либо делать полный выдох и затем выполнять джаландхара бандху. Оба метода находят применение в связи с другими практиками.

Продолжительность кумбхаки не должна быть большей, чем это удобно. Это применимо и к джаландхара бандхе. Ни при каких обстоятельствах не перенапрягайтесь. Увеличивайте продолжительность задержки дыхания на протяжении недель и месяцев. Если вы уже регулярно практиковали нади шодхану, как мы рекомендовали, то вам будет нетрудно выполнять джаландхара бандху в течение разумного периода времени.

Джаландхара бандху можно делать во множестве различных поз.

Раджа йогическая техника.

Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.

Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова. Вы можете выполнять столько циклов, сколько пожелаете, при условии, что вы не испытываете абсолютно никакого неудобства. Начинающим следует постепенно увеличивать количество циклов, начав с пяти.

Кундалини йогическая техника.

Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

Замечание.

Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.

Предостережение.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Ограничения.

Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.

Физиологическая точка зрения

Джаландхара бандха сдавливает сонные синусы - органы, расположенные на сонных артериях в шее. Это главные артерии, снабжающие мозг кровью. Сонные синусы играют роль барорецепторов (датчиков давления. - Пер.) и помогают согласовывать кровяное давление и частоту сердечных сокращений с работой дыхательной системы. Они посылают по особым нервам сигналы в мозг, который, в свою очередь, предпринимает необходимые действия для уравновешивания систем кровообращения и дыхания. При повышении кровяного давления сонные синусы сжимаются. В результате этого в мозг поступает сигнал о необходимости предпринять шаги для предотвращения повышения давления.

Благотворное действие

Джаландхара бандха воздействует на человека на всех уровнях: физическом, психическом и ментальном. Она контролирует течение праны в теле. Это вызывает умственное расслабление

Сдавливание сонных синусов также помогает вызывать уравновешенность ума за счет замедления сердцебиения. Кроме того, оно способствует интроверсии - человек забывает о внешнем мире. Вся нервная система и мозг успокаиваются. Как правило, это приводит к большей сосредоточенности.

Эта бандха перекрывает дыхательное горло и сдавливает различные органы в горле. В особенности, она массирует щитовидную железу, расположенную в полости горла. От этой железы зависит совершенное развитие и поддержание всего тела. Массаж, обеспечиваемый выполнением джаландхара бандхи, помогает делать работу этой железы более эффективной.

Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

Уддияна бандха: действие на организм

Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко». Термин «bandha» - «узел, привязывание», но, как правило, слово «бандха» не переводят на русский язык. Поэтому правильным переводом может быть - «высоко летающая бандха». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх. С физиологической точки зрения эта техника предназначена для тренировки подвески внутренних органов, силы диафрагмальных мышц и мышц брюшного пресса. Для глубокого массажа органов брюшины. «Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове24» Б.К.С, Айенгар.

Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих

Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.

Уддияна бандха: противопоказания

Не практиковать:

  • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
  • в дни месячных;
  • при беременности.
  • Осваивать осторожно при любых формах:
  • патологии лёгких;
  • сердечно-сосудистых заболеваний;
  • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
  • при грыжах в брюшной полости;

Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.

Уддияна бандха: польза

Упражнение уддияна бандха: физиологический эффект

  • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
  • Усиливает перистальтику.
  • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
  • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
  • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
  • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
  • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

Упражнение уддияна бандха: энергетический эффект

  • Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Манипуру-чакру).
  • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

Упражнение уддияна бандха: психический эффект

Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

Терапевтический эффект уддияна бандхи

  • Устраняет и предупреждает появление грыж.
  • Устраняет смещение внутренних органов.
  • Лечит заболевания внутренних органов и желудка.

Маха бандха (или большой замок)

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Маха бандха: техника выполнения

Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх бандх, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно - от уддияна бандхи. И наконец - от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.

Маха бандха: предостережение

Маха бандха - могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.

Маха бандха: польза

Польза маха бандхи в том, что эта техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Удара-бандха. Брюшной замок наружу

Этот замок выполняется на задержке после вдоха. Вначале необходимо сделать мягкий и глубокий вдох через нос, далее во время задержки дыхания нужно надуть живот, выталкивая переднюю стенку живота вперёд и вниз. Задержка сохраняется доступное время, после чего происходит плавный полный выдох и выполняется уддияна-бандха.

Удара-бандха и выполненная следом уддияна-бандха - это пурна-уддияна, или полная уддияна, полный брюшной замок. Пурна-уддияну также называют аджагари.

Эффекты пурна-уддияны:

  1. воздействие на нервную систему, железы, сосуды в области живота и солнечного сплетения;
  2. активизация парасимпатической нервной системы за счёт воздействия на блуждающий нерв;
  3. оздоровление внутренних органов.

Сету-бандха. Затылочный замок

Это второй вариант джаландхара-бандхи, который также называют сету-бандха в некоторых школах йоги. При выполнении сету-бандхи необходимо вытянуть шею и увести голову назад, фиксируя взгляд между бровями, стараясь не зажимать, а вытягивать заднюю часть позвоночника.

Пада-бандха. Захват ногами

Используется для активизации мышц и нервных окончаний стоп, что воздействует на организм в целом, помогая направить энергию от земли вверх, а также для увеличения устойчивости, связи с опорой и выравнивания тела.

Во время выполнения пада-бандхи ощутите опору на следующие три точки:

  1. под большими пальцами стоп,
  2. под мизинцами,
  3. в середине пятки.

Старайтесь не заваливаться на какую-то сторону стоп - внешнюю арку (латеральную, от мизинца до пятки), формирующую внешний свод стопы, а также на внутреннюю (медиальную, от большого пальца до пятки), формирующую внутренний свод стопы. Эти два свода называются продольными сводами стоп. Также нам важно активизировать поперечный свод стопы - от основания большого пальца до основания мизинца.

Во время выполнения замка ощущайте подъём в сводах, наблюдайте за тремя точками, отслеживайте взаимодействие с опорой.

Кати-бандха. Поясничный замок

Кати-бандха, или поясничный замок, применяется в ситуациях, где необходимо защитить поясницу от чрезмерного прогиба. То есть мы снижаем поясничный лордоз, делая область поясницу более плоской. Для этого необходимо довернуть копчик вперёд, при этом пупок уходит немного вверх, а также активизировать мышцы живота и ягодиц. Благодаря этому нам удастся зафиксировать поясницу и защитить её от излишней нагрузки.

Джану-бандха. Коленный замок

Джану-бандха - коленный замок. Выполняется за счёт подтягивания коленных чашечек вверх. Это позволяет активизировать мышцы-разгибатели бедра, в основном четырёхглавую мышцу бедра. Такой замок применяется в асанах с прямыми ногами (прямой ногой), для того чтобы более органично распределить нагрузку, активнее включить ноги в работу, повысить устойчивость и снизить нагрузку с коленных суставов, что позволяет повысить уровень травмобезопасности.

Например, при выполнении Вирабхадрасаны I актуально применить джану-бандху к колену задней ноги, так как существует тенденция к его сгибанию. Другой вариант применения - во время выполнения гибкостных поз, например Пашчимоттанасаны. Активизируя мышцы вокруг колена, мы можем больше расслабить заднюю поверхность ног, задействуя связь антагонист–агонист.

Существуют также другие замки - плечевой, запястный, локтевой, которые включаются за счёт приведения в тонус мышц, окружающих сустав, и используются для того, чтобы распределить нагрузку в позе равномерно (особенно когда на него усиливается нагрузка) и не изнашивать, не травмировать сустав, что особенно актуально для людей с гипермобильными суставами.

Будьте осторожны в осваивании этих техник, отслеживайте свои ощущения.
Проявляйте Здравомыслие, Живите по Совести и в Ладу с Природой!

Для укрепления организма через правильно выполненные асаны, пранаямы и дыхание, используют бандхи. Такая практика обучения наполняет организм животворящей энергией. Бандха представляет собой группу методов, полученных из хатха-йоги. На энергетическом уровне бандха направляет поток энергии в организме, закрывая одни каналы и открывая другие.

Бандха часто ассоциируется с активацией глубоких мышц, которые помогают поддерживать положение таза и надлежащее выполнение асан.

Закрытие регулирует и направляет движение праны (жизненной силы) и апаны (силы выводящей), отвечающей за работу мочевого пузыря, почек, женских половых органов. Выведение газов и потоотделение также входит в ее компетенцию.

Риши Джаландхара впервые определил то, что банха аккумулирует результаты практики. Ее действие в йоге известны также под названием Риши, Мацйендрасан, Горакшасан и т.д. Практика метода Риши Джаландхара помогает достичь большего контроля над определенными зонами тела, регулирует работу глубоких мышц так, что асаны выполняются без особых усилий.

Наиболее известны три бандхи:

  1. Джаландхара (горловой замок).
  2. Уддияна (брюшной замок).
  3. Мула (корневой замок).

Первая практика заключается в наклоне головы вперед и прижатии подбородка к груди между воротниковых костей. Рекомендуется выполнять после выполнения асан и пранаямы и до практики дхьяны (удержание сознания возле изучаемого объекта) или медитации.

В классических йогических текстах классифицируется в разделе о мудрах или психических жестах. Несмотря на то, что бандха и мудры технически не похожи, они связаны друг с другом, поскольку вызывают определенное направление энергии в теле, способствующее более высоким практикам дхьяны и самадхи (слияние сознания с объектом через познание).

Джаландхара бандха – один из замков, практикуемых йогами. Описывается в йогических текстах Хатха Йога Прадепика, Геранда Самхита и Шива Самхита, активирует чакру Вишуддхи.

Как только бандха Джаландхара будет освоена полностью, ее делают вместе с пранаямой и мудрами до практики медитации.

Горловой замок в практике йоги

Согласно древним книгам, йоги считают, что в солнечном сплетении, расположенном в центральной части тела, находится пищеварительный огонь (Jatharagni), сжигающий пищу и дающий тепло. Лунное сплетение производит холод и находится в центре мозга. Благодаря блокировке Нади в горловом замке, энергия лунного сплетения стекает вниз и уничтожается горячей энергией солнечного сплетения – человек живет дольше. Такой процесс был назван производством жизненного эликсира.

Бандха сжимает Ида и Рингале, направляя прану в Сушумна (Нади или центральный канал, единственный сосуд, проходящий по шее). Центральный канал разделен на две части, которые направлены к мозгу (сонные артерии) и расположены по обе стороны шеи.

Горловой замок помогает:

  • вытянуть грудной отдел позвоночника;
  • стать более уравновешенным и спокойным;
  • растянуть вверх нервные центры и спинной мозг;
  • контролировать процесс дыхания.

Бандха, божественный нектар (жидкость Амрита), символизирует контроль мышления и речи, направленный в сторону более высокого сознания, не дает негативным мыслям загрязнить и отравить тело. «Джал» означает нектар, «Дхар» - поддерживающий. Бандха Джаландхара - башня, которая поддерживает нектар и должна выполняться на задержке вдоха.

Нектар, согласно индийской традиции, находится в точке между бровями и отвечает за долголетие. Амрита, вытекая из центра мозга, называемого Бунду Висарга, течет вниз через горло и пищевод, где она сгорает от огня пищеварения (Агни) в чаше Минипурака. Йоги используют Джаландхара бандху, чтобы задержать Амрита и тем самым достигнуть бессмертия.

Эффект бандхи подобно предохранителю или трансформатору, контролирует поток жизненной энергии (праны) в организме.

Бандха - это разработанные методы синхронизации дыхания с движением.

Как выполнить Бандху

При выполнении старайтесь держать спину прямо. Приближая подбородок к груди, не округляйте спину, облегчая выполнение пранаямы. Округлые назад плечи уменьшают объем груди и стесняют дыхание. Грудная клетка должна быть постоянно открыта.

Обопритесь на прямую поверхность (стена) и посмотрите, чтобы при выполнении Джаландхары, плечи были плотно прижаты к стене.

Вторая не менее важная деталь, на которую следует обратить внимание, это напряжение шеи во время выполнения - шея должна быть расслаблена.

  1. Займите удобное положение (Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана, Бхадрасана, Вирасана, Бадхаконасана).
  2. Ладони положите на колени так, чтобы руки были прямыми. Поднимите плечи и слегка наклоните тело вперед, держа спину прямо, колени плотно прижмите к полу.
  3. Закройте глаза, расслабьтесь, дышите нормально. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  4. Слегка опустите подбородок, удлините заднюю часть шеи, поднимите вверх грудину и грудную клетку.
  5. Выпрямите шею. Центр головы, подбородка, пупок и промежность должны находиться на одной линии.
  6. Сделайте глубокий вдох, полный выдох, опуская в конце подбородок по направлению к груди, между ключицами так, чтобы трахея и пищевод были надежно закрыты.
  7. Выпрямите руки и нажмите ладонями на колени, чтобы создать заблокированное положение.
  8. Сосредоточьтесь на чакре Вишуддхи и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно.
  9. Чтобы освободить замок, согните руки, поднимите голову, ослабьте подбородок и сделайте мягкий выдох.
  10. Вернитесь к прямому положению и сделайте несколько нормальных вдохов.

Мышцы горла, шеи и лица должны быть расслаблены. Повторять Джанн (замок) не более 10 циклов. Один цикл - это однократное выполнение Джаландхара бандхи.

Помните, что дыхание удерживается внутри. Не напрягайте и не перегружайте дыхание.

Начинающие должны держать дыхание всего несколько секунд. Позже время может быть увеличено до минуты и более, в зависимости от емкости ваших легких. Опытные йоги могут поддерживать фиксацию подбородка в течение трех минут и более.

Если возникли трудности при выполнении и расслаблении горла, посмотрите на реализацию этого положения с точки анатомии и изучите следующие анатомические структуры:

После освоения Джаландхары с дыханием внутри, можно экспериментировать с дыханием находящимся снаружи. Это требует небольшой практики, делается медленно, не напрягаясь. Сначала задержите дыхание на несколько секунд. Позже можно увеличить до 1 минуты и более. Опытные и постоянно практикующие йоги задерживают дыхание снаружи до 2-3 минут.

Задерживать дыхание нужно осторожно, не следует задыхаться, удерживая дыхание внутри или снаружи. Отпустите горловой замок, если почувствуете малейший дискомфорт, и дышите нормально. Продолжительность практики увеличивайте постепенно. Прекращайте практику, если почувствуете даже легкое головокружение.

Геранда Самхита говорит, что Джаландхара Бандху можно улучшить в течение шести месяцев, она дает психические силы или сиддхи (способность творить чудеса, сверхъестественные возможности) для практикующего.

Как выполнять

Горловая бандха помогает контролировать процессы дыхания. В древних источниках указано, что она разрушает все болезни, уничтожает старость и смерть. Это связано с определенным сжатием паращитовидной и щитовидной железы, отвечающих за выработку гормональных процессов в теле.

Сжатие мышц горла дает управление дыханием и тормозит процессы выделение гормонов, что помогает остановить необратимые процессы, проходящие в организме. При регулярной практике бандха снимает воспаление горла, заикание, тонзиллиты. Выполняется следующим образом.

  1. Выпрямите спину и вытяните позвоночник. Слегка отведите голову назад и полностью выпрямите шею.
  2. Опустите подбородок к груди. Важный момент: спина остается прямой.
  3. Замком пережимаются все важные нервные окончания, которые проходят через шею, и при отпускании бандхи энергетический поток идет по определенным каналам.

При такой задержке расширяются границы сознания. Задержка дыхания выполняется на полном глубоком вдохе, когда опускаете подбородок к груди. После этого следует спокойный, глубокий, ровный выдох.

Выполняется замок и после выдоха, эффект получается более мощным, т.к. происходит активация центров, ответственных за восприятие. Человек становится более спокойным, восприимчивым, круг сознания расширяется и можно воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле.

Преимущества

  1. Упражнение пробуждает внутренние энергетические центры, особенно чакру Вишуддхи (горловая чакра).
  2. Повышает способность удерживать дыхание в течение длительного периода времени и развивает способность концентрировать внимание.
  3. Эффективно закрывает воздушный проход и блокирует поток воздуха, что используется в практике Кумбхаки или в дыхании йогинов-практиков.
  4. Стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидной желез, помогает в лечении заболеваний горла.
  5. В Геранда Самхита указано, что Джаландхара Бандха дает победу над смертью. Но имеется ввиду не смерть тела, а скорее то, что йог может контролировать физические изменения, которые происходят в организме.
  6. Стабилизирует кровяное давление, приводит в действие высшие функции гипофиза.
  7. Помогает активировать горловую чакру. Когда она активна, йоги верят, что таким образом приобретают бессмертие.
  8. Активация чакры Вишуддхи означает, что запущен процесс против старения.
  9. Джаландхара бандха расслабляет мозг и учит интеллект (манас (ум, разум, душа), буддхи (сознание, душа), Ахамкара (эгоизм)) смирению.

Внимание

Антар-кумбхака (задержка дыхания после выдоха) проводится только до тех пор, пока человек чувствует себя комфортно.

Если существуют проблемы с щитовидной железой, прежде, чем практиковаться, проконсультируйтесь с врачом.

Противопоказания

  • высокое кровяное давление;
  • шейный спондилоартрит;
  • заболевания сердца.

Предлагаем вам посмотреть видео, чтобы наглядно представлять, для чего предназначена данная методика.

Существует очень интересное и тонкое понятие в йоге - энергетические замки . Почему замки и почему энергетические? В этом стоит разобраться поподробнее.

Дело в том, что помимо физической тренировки мышц, суставов, в йоге большое внимание уделяется накоплению и перенаправлению энергии, на определенном этапе, даже больше, чем физической тренировке. В нашем теле постоянно циркулируют тонкие потоки энергии, у нас множество энергетических каналов, основным из которых является сушумна. Сушумна - энергетический канал в центре позвоночного столба, по которому движется прана - внешняя энергия, энергия жизни и Космоса, а также апана - энергия, выделяемая человеком. Апана - энергия нисходящая, энергия, отвечающая за выделительные процессы в теле человека, порождается она в самой , она активна ночью, в отличии от праны.

Если попытаться кратко и понятно выразить суть — бандх - это как раз-таки техники, объединяющие прану и апану, балансирующие эти два мощных потока. Йогин посредством практик и усвоения замков, направляет прану и апану, соединяет их в сушумне, пробуждая свою кундалини - энергию. Ведь не достаточно просто получить энергию с помощью практики, ее нужно уметь удерживать и направлять, только тогда йогин сможет открыть и очистить свои энергетические каналы, получить еще больше энергии для жизни.

Бандхи - это в какой - то степени закрепление и окончание асаны. В идеале, асаны желательно проводить или заканчивать теми или иными бандхами. То есть, получая энергию в определенной асане, йогин концентрирует и закрепляет ее, а также управляет ее движением с помощью бандхи. Именно поэтому бандхи (замки) - называют именно энергетическими замками.

Существует всего три основных бандхи: джаландхара бандха (шейный замок), уддияна бандха (пупочный замок) и мула бандха (корневой замок). Выполнение всех трех замков одновременно называется маха - бандхой (великим замком).

На физическом плане - бандхи прорабатывают мышцы, которые вряд ли можно проработать просто так, в повседневной жизни. Они как-бы собирают тело. Кроме того, в практике пранаям, бандхи особенно важны. Они тесно связаны с кумбхакой - задержкой дыхания, йогин при этом получает намного больше благ от пранаямы.

Выполнение замков

Джаландхара бандха (шейный замок)

В «Хатха - йоге Прадипике» так пишется о шейном замке:

«….Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха. Помогает преотвращать старость и смерть…»

Вообще, банхи выполняются в любой свободной удобной позе. Наиболее подходящие позы это - ваджрасана, сукхасана или падмасана (поза лотоса). Итак, сядьте в удобную позу. Сконцентрируйте свое внимание на макушке, закройте глаза. Постарайтесь тянуться макушкой как можно выше, при этом вы должны почувствовать автоматически, как ваш подбородок немного опускается к груди. Важно то, что именно первая концентрация должна быть не на шее, а на вытягивании макушки. Выполните вдох, и на выдохе замкните замок, как бы закрывая горло, опущением шеи к груди. Сконцентрируйтесь теперь на центре шеи, в области - .

Польза этого замка заключается в следующем: во-первых, этот замок снижает внутричерепное давление, а также при удержании джаландхара бандхи происходит массаж щитовидной железы. При этом активно начинает выделяться тироксин - гормон щитовидки, обеспечивающий нормальный обмен веществ. Таким образом, практикуя шейный замок, мы помогаем нашему метаболизму. Энергетически, этот замок прекращает движения определенного вида энергии, отвечающего за нашу молодость в манипуру, вниз, где он сгорает. Таким образом, эта практика удлиняет нашу молодость. Я думаю, это как раз-таки связано с активной работой щитовидной железы. В общем, энергетические процессы, как известно очень взаимосвязаны с физикой тела.

Также шейный замок помогает задерживать дыхание на более длительный срок, что важно при выполнении определенных пранаям.

Джаландхара бандха противопоказана людям с гипертонией.

Сядьте в удобную позу. Сконцентрируйтесь на дыхании. Выполните вдох и на выдохе, задержите шейный замок, перекройте горло. Потяните диафрагму и втяните живот как можно сильнее. В месте солнечного сплетения должна образоваться впадинка, это значит, что в легких нет воздуха, диафрагма подтянута. Оставайтесь в задержке сколько сможете. Концентрируйтесь на солнечном сплетении - . Далее плавно (очень плавно) сделайте вдох и наполните воздухом легкие.

Практиковать уддияна бандха необходимо ТОЛЬКО натощак или не кушая перед выполнением пару часов.

Это очень полезный замок. Он убирает все расстройства желудка и кишечника: запоры, поносы, колиты. Помогает протолкнуть застоявшуюся кровь, производит массаж внутренних органов. Кроме того, этот замок стимулирует надпочечники, гормональные процессы идут сильнее, и у человека наблюдается рост активности.

На энергетическом плане, уддияна бандха гонит апану (нисходящую энергию) вверх, в манипуру. Пробуждается энергия Шакти, далее уже можно дальше направлять апану, соединенную с праной в высшие центры.

Противопоказана уддияна бандха при беременности, менструации, а также при язвенных заболеваниях желудка и гипертонии.


«Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана - вайю движется вверх - это мула бандха…» - «Хатха - Йога Прадипика»

Пожалуй, самый важный замок на начальных этапах практики йоги. Корневой замок связан с корневым центром - муладхарой, и научиться работать с ним очень важно - ведь это центр выживаемости нас в этом мире.

В любой удобной позе сконцентрируйтесь на точке в районе копчика. Вдохните и на выдохе, сожмите мышцы ануса и промежности (влагалища у женщины). Ощущение должно быть, как будто вы соединяете «в одну точку» мышцы ануса и лобковые мышцы, конечно физически это невозможно, просто так легче объяснить, что нужно делать. Оставайтесь в задержке какое-то время. Полезно выполнять около 20 циклов за время практики.

Это очень важный замок. Он регулирует половую сферу, удерживает сексуальную энергию, может помогать при задержке семяизвержения. На этом замке, как раз-таки, основаны даосские техники задержки семени при половом акте. Происходит массаж внутренних органов, усиливается выделение половых гормонов. Апана движется вверх, поднимается жар в теле, этот замок очень важен для пробуждения кундалини. Этот замок - как мощный импульс, проталкивает апану к пране, направляет ее в сушумну, пробуждает нашу кундалини. Человек, практикующий мула бандху не ведом инстинктами и низшими эмоциями, он умеет контролировать свою сексуальную энергию.

Очень полезно выполнять этот замок беременным женщинам. Женщинам, при выполнении замка, необходимо фокусироваться на области шейки матки (считается что ее сжатие и расслабление происходит при мула бандхе). Этот замок очень поможет в процессе родов, облегчит процесс.

Вообще выполнение этой бандхи, усиливает в дальнейшем ощущения при половом акте, как тренируются мышцы промежности.

Стоит отметить, что практика бандх должна быть постоянной и систематической. Рассматривайте это в первую очередь как энергетические процессы. Старайтесь чувствовать подъем энергии в высшие центры, осознавать и ощущать мир именно «верхами». Практика бандх очень поможет в этом.

ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

ПОДРОБНЕЕ:

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

КОММЕНТАРИЙ
Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.



mob_info