Конспект по биологии строение мышц. Конспект урока строение и функции скелетных мышц

Тема урока: Строение мышц. Обзор мышц человека.

Задачи урока: Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомиться с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека. Цели урока: а) образовательные 1. повторить материал о типах мышечной ткани; 2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями; б) развивающие 1. продолжить формирование умений работать с микроскопом; 2.развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление; 3.продолжить формирование навыков совместной работы; в) воспитательные 1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Мышечная ткань», таблица «Ткани», диск уроков в 8 классе, интерактивная доска.

Ход урока: I. Проверка знаний. 1. Индивидуальная работа с микроскопами по определению тканей.(3 учащихся) 2. Беседа по вопросам (работа с классом): 1. Какие отделы составляют добавочный скелет? 2. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних конечностей к опоре? 3. 3. В чём сходство и различие в строении предплечья и голени? 4. Какими способами осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения костей? 5. Какие функции выполняют суставные хрящи, суставная сумка, связки и суставная жидкость? После окончания индивидуальной работы предлагается показать на таблице мышечную ткань. 1.Какая из ни является поперечнополосатой? 2. Какова особенность поперечнополосатой мышцы? Чем она отличается от гладкой? (Состоит из длинных многоядерных волокон, ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они способны к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращённом или расслабленном состоянии.)

II. Изучение нового материала. (Демонстрация слайда с высказыванием) С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: « Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Как многообразны и сложны трудовые движения! А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Простое движение - ходьба. Делаем мы всего шаг, а в нём принимают участие десятки мышц, сгибателей и разгибателей. Мышцы позволяют организму изменять своё положение в пространстве. Работа мышц невозможна без опоры на кости. Но и кости без мышц ничто. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение мышц. (Запись в тетради)

Название «мышца» произошло от слова «Мускулис», что значит «мышь».Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. 1. Макроскопическое строение скелетных мышц Демонстрация слайда «Поперечнополосатые мышцы» Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из различных белков, и потому кажутся поперечно исчерченными. Поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные мышцы сокращаются быстрее, чем мышцы внутренних органов. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка или дождевой червь, лишённые поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются. Стремительные движения пчелы, ящерицы, орла, коня, человека обеспечивается быстротой сокращения поперечнополосатой мускулатуры. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит, и сила сокращения тоже большая. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной плёнкой, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Демонстрация слайда «Строение поперечнополосатых мышц». 2. Макроскопическое строение мышц. Демонстрация слайда «Общее строение скелетной мышцы». В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражены сильнее. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям, -- хвостом. Демонстрация слайдов «Рельеф мышц» и «Иннервация мышц». Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами.

Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам кровеносные сосуды? Вопрос: А зачем мышцам нервы? Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно было бы себе представить хоть одно согласованное движение, если бы мышцы были неуправляемы. «Пускают» мышцу в ход нервные импульсы. В одну мышцу в среднем поступают 20 импульсов в секунду. В каждом шаге, например, принимает участие до 300 мышц и множество импульсов согласует их работу.

3.Движения в суставах. Всего в теле человека 656 скелетных мышц. Почти все мышцы парные. Мышца может подтягивать, но не может отталкивать кости, поэтому противоположные движения выполняют разные мышцы: одни сгибают, другие разгибают, одни приводят руку к туловищу, другие отводят, одни вращают кость по часовой стрелке, другие - против. Мышцы противоположного действия называют антагонистами, мышцы, действующие в одном направлении, -- синергистами. Бывают, что одни и те же группы мышц в одном движении участвуют как антагонисты, а в другом - как синергисты. Демонстрация слайда «Мышцы антагонисты и синергисты». 3. Классификация мышц. Существует несколько классификаций мышц: 1. мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища. 2. мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретёнообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретёнообразным относятся мышцы конечностей. 3. мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. 4.Общий обзор мышц человека. А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать. (Работа с рисунками 35, 36 учебника) - круговая мышца глаза - она открывает и закрывает глаз; - круговая мышца рта - открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; - жевательные мышцы - осуществляют жевательные движения; - мышцы шеи - при сокращении этих мышц голова совершает наклоны; - большая грудная мышца - сгибает руку в локте; - дельтовидная мышца - отводит руку в сторону; - двуглавая мышца плеча - сгибает предплечье; - трёхглава мышца плеча - разгибает предплечье; - мышцы сгибатели кисти и пальцев; - мышцы брюшного пресса - участвуют в дыхании, наклонах туловища; - зубчатая мышца - участвует в дыхании при вдохе поднимает рёбра; - четырёхглавая мышца бедра - сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; - двуглавая мышца бедра - разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном - трапециевидная мышца спины оттягивает лопатку к позвоночнику; - широчайшая мышца спины - опускает плечо вниз, отводит руки за спину; - ягодичные мышцы - отводят бедро назад; - икроножная (большеберцовая) мышца - поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная? (Ответ: Одной из самых сильных мышц является - икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 130 кг.)

III. Практическая работа « Мышцы человеческого тела». Работа проводится по группам. Работа оформляется в рабочих тетрадях.

IV. Закрепление. Что мы узнали на сегодняшнем уроке? 1. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани? 2. Каково строение мышечного волокна? 3. Как функционируют мышцы - антагонисты и мышцы - синергисты?

V.Домашнее задание. Параграф 13. Итоги урока.

Задача урока : дать понятие о строении и функции мышцы, о связи ее деятельности с нервным возбуждением; раскрыть физиологический механизм сокращения мышечного волокна и рефлекторный принцип координации движений.

Оборудование . Демонстрационный материал: скелет человека; модель сустава; вскрытый сустав; пережженная и декальцинированная кости; кусочек разваренного мяса; распил кости; таблицы: «Скелетные мышцы», «Головной мозг человека»; две дощечки, бинт, школьная линейка.

План урока

Проведение урока
Прежде чем приступить к изучению мышц, необходимо проверить знания учащихся по материалу двух последних уроков. В целях экономии времени проверку знаний можно проводить как уплотненный опрос.

Получают задания пять человек. Один готовит ответ о составе костей. В его распоряжении прокаленная и декальцинированная кости. Второй учащийся на половине доски рисует схему внешнего строения кости. На другой половине доски третий ученик изображает схему строения сустава. Он должен раскрыть функции костей. Четвертому учащемуся предстоит указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения, а пятому предлагается наложить шину на предплечье своего товарища. Пока все готовятся к ответу, еще один вызванный ученик рассказывает о мерах первой помощи при вывихе и переломах.

Учитель предлагает дополнительно каждому отвечающему какой-либо из следующих вопросов: почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом? Приведите примеры прочности трубчатой формы стебля у растений. Объясните, почему уменьшается прочность сустава, если проколоть суставную сумку. Используйте при ответе знания по физике. Может ли опытный анатом по костям умершего решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или человеком, ведущим неподвижный образ жизни? Почему у человека при падении чаще всего оказывается сломанной малая берцовая кость?

Переходя к новому материалу, учитель обращает внимание учащихся на то, что движение в суставах производится мышцами; по таблице «Скелетные мышцы» показывает, как сокращение двуглавой мышцы вызывает сгибание в локтевом суставе, а сокращение трехглавой разгибает его. Затем учитель демонстрирует на ученике утолщение двуглавой мышцы при ее сокращении. Учащиеся делают вывод, что мышца имеет свойство напрягаться и сокращаться. Перед учащимися ставится задача выяснить, как происходит сокращение мышцы. Для этого они должны познакомиться сначала с ее внешним и внутренним строением. Учитель характеризует внешнее строение мышцы, показывает кусочек сильно разваренного мяса. Затем по рисункам учебника ученики выясняют внутреннее строение мышцы, которое можно увидеть под световым микроскопом.

Учитель напоминает о строении и свойствах поперечнополосатой мышечной ткани, из которой состоят скелетные мышцы.

Связь нервного возбуждения с сокращением мышцы учащиеся устанавливают по опыту, который проводили при изучении вводной темы. Делают, вывод: мышцы сокращаются в ответ на приходящее в них по нервным волокнам возбуждение.

О процессе сокращения мышечного волокна учитель рассказывает следующее: видимые под лупой мышечные волокна состоят из сократительных элементов - миофибрилл, которые видны только под сильным увеличением светового микроскопа. При возбуждении они или становятся короче и толще, или напрягаются без изменения длины. И в том и в другом случае мышца производит работу по передвижению или удерживанию груза.

При помощи электронного микроскопа удалось установить, что в миофибриллах находятся более тонкие волоконца - протофибриллы. В них находятся нити двух белков - миозина и актина *.

Рис. 13. Схема сокращения мышечного волокна на субклеточном уровне.

А. Участок мышечного волокна в состоянии покоя. Б. Тот же участок при сокращении. 1 - опорные мембраны; 2- топкие белковые нити; 3 - толстые белковые нити

Все протофибриллы разделяются по длине на участки, перегороженные опорными мембранами (рис. 13 А). Более толстые нити из миозина располагаются в средней части участка. От опорных мембран идут более тонкие нити из актина, которые в состоянии покоя мышцы доходят только до начала нитей миозина. Несколько нитей актина окружают нить миозина (рис. 13 Б). Под воздействием нервных импульсов тонкие нити вступают во временное соединение с толстыми и скользят к середине участка. При этом они тянут опорные мембраны, и весь участок протофибрилл сокращается. При сокращении всех участков общая длина волокон и мышцы уменьшается почти в два раза (рис. 13 Б). При расслаблении актиновые нити скользят в обратном направлении.

Учитель может не требовать запоминания названий белков, а дать понятие только о принципе мышечного механизма. После этого учитель переходит к рассказу о нервной регуляции мышечной деятельности: любые мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому, что они всегда являются реакциями на раздражение рецепторов при участии нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Но очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражения рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях. Учитель рассказывает о мышечно-суставных рецепторах и освещает их роль в осуществлении сложных цепных рефлексов, таких как ходьба, прыжки, бег.

Для перехода к разъяснению вопроса о координации движений учитель просит указать примеры движений, при которых две мышцы противоположного действия или расслаблены, или напряжены, или одна сокращена, а другая расслаблена. Как правило, учащиеся приводят примеры разного состояния двуглавой и трехглавой мышц руки при опущенной, согнутой и вытянутой с грузом руке. Учитель объясняет, чем вызвано такое согласование в работе мышц, используя уже известное учащимся понятие о торможении. При выполнении движения одни мышцы сильно сокращаются, другие - слабее, третьи - тормозятся. Все это регулируется нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов, которые «информируют» головной мозг о состоянии мышцы.

Очень кратко учитель сообщает о том, что все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий; приводит примеры невозможности движений при кровоизлиянии в определенных участках коры больших полушарий и показывает на таблице «Головной мозг человека» двигательную область коры, где расположены центры всех произвольных движений.

В порядке закрепления материала ученики вспоминают определение рефлекса и приводят примеры безусловных и условных мышечных рефлексов.

Задание на дом: статья учебника «Мышцы и их функции» раздела «Основные группы мышц человеческого тела».

* Рассказ о теории мышечного сокращения дается по желанию учителя и для запоминания необязателен.

Класс: 8 Дата: 9.12.15

Тема: Мышцы. Типы мышц.

Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи урока:

    Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги

    Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления

    Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

комбинированный урок с применением компитентностно - ориентированным подходом.

Оборудование:

мультимедийные комплекс,презентация «строение и функции мышечной ткани», видеоролики.

План урока:

    Психолог настрой на урок

    биологическая разминка

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Мозговой штурм

    Домашнее задание

Ход урока.

    Психологический настрой (Пожелания) 1-2 мин

    Проверка пройденного материала 10 мин

Биологическая разминка (Работа по карточкам) 5 минут

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет верхних конечностей

    Мозговой отдел черепа

    Пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей

    Лицевой отдел черепа

    Пояс нижних конечностей

    Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

    Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

    Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу

    Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

    Отдел скелета, в который входят кости таза

    Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

    Отдел скелета, в который входят бедренные кости

    Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа по вопросам(Слайд) 5 минут

Учитель ставит классу следующие вопросы:

    Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?

    Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?

    Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?

    Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

    Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?

    При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?

    Изучение нового материала 18 мин

1. Вставить в текст пропущенные слова. (работа с литературой.) 6 мин

1 группа. Функционально мышцы подразделяют на произвольные и непроизвольные . Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное)

2 группа. Если скелетные мышцы проводят возбуждение с большой скоростью и сокращаются быстро , то сокращение гладких мышц осуществляется более медленно и возбуждение передается более медленно

видеоролик мышцы

1 группа. Дать общую характеристику "Строение мышцы". Ученики работают с литературой. 6 мин

Входят мышечные волокна , которые располагаются обычно параллельно друг другу и объединяются в пучки. Отдельные мышечные пучки и вся мышца имеют тонкую соединительнотканную оболочку , а группы мышц или отдельные мышцы покрыты более плотной оболочкой - фасцией . Мышцы оканчиваются сухожилиями , при помощи которых они прикрепляются к костям, и снабжены кровеносными сосудами и нервами .

2.группа. Дать общую характеристику "ФОРМЫ МЫШЦ"

Простейшей является веретенообразная форма мышц: различают утолщенную среднюю часть - брюшко и два конца , из которых верхний обычно является началом (неподвижная точка мышцы), а нижний - прикреплением (подвижная точка мышцы).. Подвижный конец может прикрепляться к костям не только в одной точке, но и в двух (двуглавая мышца), трех (трехглавая) и более точках. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке, они всегда действуют группами .

видеоролики: 1 мышцы, 1 мышцы 2.

2. Работа в группах. (учащиеся презентуют работу, защищают проект) 6 мин

учащиеся 1 группы работают по возбудимости, сократимости.

учащиеся второй группы работают по растяжимости, эластичности.

физминутка. 1-2

IV . Мозговой штурм. 10 мин

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд?

V . Рефлексия. На информационной карте урока отметьте «сердечком», ту часть урока которая вам больше всего понравилось. 1 мин

VI. Домашнее задание. Подготовить проект мышцы глаза, их функции. Сравнить мышцы гладкие с поперечнополосатыми. 2 мин

    Мозговой штурм.

    При помощи каких мышц выражаются эмоции

    Каковы главные свойства мышечной ткани

    При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни

    Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)

    Задание на дом : стр.116-122.

В нашем организме выделяют 3 типа мышц (см. Рис. 1):

1. Поперечнополосатые (скелетные)

2. Гладкие мышцы

3. Сердечная мышца (миокард) - образована поперечнополосатой сердечной мышечной тканью

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (дыхательных путей, пищеварительного тракта), кровеносных сосудов. Располагаются у основания волосков, их сокращение вызывает мурашки и приводит к поднятию волосков.

Скелетные мышцы в основном крепятся к костям скелета. Такая мышца состоит из многих связанных между собой мышечных волокон, между которыми залегают прослойки соединительной ткани. Мышечные волокна собраны в пучки первого порядка. Пучки окружены соединительнотканной оболочкой (см. Рис. 2). Пучки первого порядка объединены в пучки второго порядка и так далее.

Рис. 2.

Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой - фасцией.

Мышцы выполняют большую работу и характеризуются наличием большого числа кровеносных сосудов, по которым к ним доставляется кровь и питательные вещества (см. Рис. 3). Кроме них, также имеются лимфатические сосуды и рецепторы нервных волокон.

Рис. 3.

В мышце различают головку, брюшко и хвост (см. Рис. 4). Количество головок может быть разнообразно (бицепс - двуглавая мышца, трицепс - трехглавая мышца).

Рис. 4.

Поперечнополосатая мышца подчиняется сознанию человека. И сокращается во много раз быстрее, чем гладкая мышца.

Форма и величина мышцы зависит от выполняемой ею работы.

Так, длинные мышцы располагаются на конечностях (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Короткие мышцы располагаются между небольшими костями (позвонками) (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Широкие мышцы расположены на туловище (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Круговые мышцы (сфинктеры) располагаются вокруг различных отверстий (см. Рис. 8).

Рис. 8.

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, образующих головку и хвост мышцы. При этом хвост мышцы должен быть обязательно перекинут через сустав, чтобы обеспечить подвижность конечности.

Сокращаясь, мышца приближает друг к другу те точки кости, к которым она прикреплена. При расслаблении мышца работу не производит, поэтому для нормальной работы сустава необходимо, как минимум, 2 мышцы, которые будут работать в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами.

Мышцы, которые работают в одном направлении, называются синергистами. Так работают мышцы брюшного пресса.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 68, задания и вопрос 1, 2, 3.

2. По какому принципу определяется длина мышцы?

3. Опишите строение и расположение гладких мышц.

4. Подготовьте небольшую презентацию со сравнением 3 существующих типов мускулатуры.



mob_info