Комплексы общеразвивающих упражнений адаптивной физической культуры. Временные противопоказания к проведению ЛФК

Кузнецова Мария Александровна, учитель АФК и ЛФК, ГКС(к)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», город Котово.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по адаптивной физической культуре для детей 6 класса, по теме "Баскетбол". Данный материал будет полезен учителям адаптивной физической культуры.

Конспект урока по адаптивной физической культуре для 6 класса.

Задачи:
1. Разучить технику ловли баскетбольного мяча после отскока от щита.
2. Разучить технику передачи мяча одной рукой на месте и в движении.
3. Развивать координационные способности.
4. Воспитывать чувство ответственности за порученное задание.
5. Коррекционные задачи:
- коррекция свода стопы и правильной осанки;
- развивать память и внимания;
- с помощью учебной игры совершенствование пространственной ориентировки и точности движений;
- развивать мыслительные операции: учить анализировать и обобщать.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи (по количеству учащихся), свисток, гимнастические коврики.
Методические приёмы: учебная игра, диалог-беседа, общие развивающие упражнения, анализ урока, подведение итогов.
Место проведения и длительность -40 минут, спортивный зал.

Скачать конспект урока по адаптивной физической культуре для 6 класса

Мысль об этом терзает тебя уже не один год, но все нет времени на длительные тренировки? Пора вводить тяжелую артиллерию! Занятия с гирей 20 минут в день дают такой же эффект, как и 30-минутная тренировка на беговой дорожке плюс упражнения в тренажерном зале. Секрет в том, что такая «увесистая» работа несет в себе не только силовую, но и динамичную нагрузку, кроме того, задействуются разные группы мышц. Как результат - за 20 мин. сжигается 400 ккал. Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры поможет вам избавиться от лишнего и привести тело в тонус.

2 167828

Фотогалерея: Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры

Гиря: осмотр в деталях

В отличие от гантелей, где вес пропорционально сбалансирован, во время занятий с гирей нагрузка идет несимметрично. При большинстве хватов руки располагаются где-то по середине рукоятки, а значит, далеко от самой тяжелой части гири. Поэтому при выполнении упражнений приходится прикладывать максимум усилий, чтобы поднять вес. Рукоятка - наиболее используемое место для захвата. Держась за нее, ты можешь вращать гирю или перекладывать ее из одной руки в другую.

Выступы

Местоположение рук на гире можно менять, особенно если держишь ее в перевернутом виде. Основа, или база - самая тяжелая часть гири. Берясь за нее в этом месте, ты обеспечиваешь большую устойчивость. Тренировки с любым «грузом», независимо оттого, гири это, гантели или штанга, - чреваты травмами. Поэтому нужно следовать элементарным правилам техники безопасности. Стой прямо. Плечи разведи назад и старайся не поднимать. Живот втяни. Перед тем как начинать каждое движение, мышцы сильно-пресильно напряги. Старайся удерживать их в таком состоянии на протяжении всего упражнения. Дыхание не задерживай. Контролируй движения. Двигайся ритмично, не бросая вес.

Прежде чем начать

Весь комплекс состоит из разогрева {три первых упражнения) и базовых движений. Коротенькую разминку можно выполнять через день, а основную тренировку - 2 раза в неделю. Понадобятся: гиря весом 4 кг и часы, чтобы засекать время выполнения упражнений.

Полуприседания

Возьмись за гантель обеими руками и расположи ее на уровне груди, ноги поставь на ширину плеч. Делая упор на пятки, опустись вниз, как будто собираешься сесть на стул. Затем опять выпрямись. Повторяй упражнений в течение 40 сек. (около 40 приседаний), положение рук не меняй.

По кругу

Возьми гирю в левую руку и, выполнив круговое движение, заведи ее за спину. Перебрось гирю из левой руки в правую и продолжи движение против часовой стрелки, перекладывая вес из одной руки в другую. Выполняй упражнение в течение 20 сек., затем поменяй направление.

Вращение

Переверни гирю сверху вниз и возьмись за нее обеими руками, вытяни их над головой. Выполни круговое движение влево корпусом. Делай упражнение 20 сек., затем поменяй направление. Ноги поставь пошире, гирю возьми в обе руки и удерживай внизу, между бедрами; полуприсядь. Затем выпрямись, с силой выталкивая бедра вперед, а руки с гантелью резко вытяни перед собой. Опуская гирю, одновременно присядь. Повторяй такие колебательные движения в течение 1 мин. (около 25 взмахов). После этого выполняй их одной рукой, перекладывая гантель из одной руки в другую, причем на вершине взмаха. Это займет еще 1 мин. (около 44 повторов). Возьми меньше вес. Возьми гантель в левую руку, а ногу выставь вперед, правая - сзади. Сгибая колени, опустись в выпаде и передай гирю из левой руки в правую, проведя ее под коленом впередистоящей ноги. Затем поднимись и переложи гирю опять в левую руку, но теперь сделай это над ногой. Продолжай в том же духе 30 сек. (около 18 повторов), поменяй направление движения рук и проделай то же самое еще 30 сек. Повтори упражнение с другой ноги. Перекладывай вес из одной руки в другую только в нижнем положении, под ногой. Верх туловища разверни так, чтобы он смотрел в правую сторону. Одновременно опусти руки до уровня плеч, гиря при этом - на запястьях. Затем разверни корпус в исходное положение, а руки подними вверх. Повтори упражнение слева. Чередуй стороны в течение 1 мин (около 20 повторов). Не поднимай руки вверх, а все время держи их на уровне груди. Наклонись влево, гирю опусти вниз к голени. Представь, что ты стоишь между двумя стеклянными рамами, - старайся не падать ни вперед, ни назад. Медленно возвратись в вертикальное положение. Выполни это упражнение в течение 1 мин. (около 20 повторов). Поменяй сторону.

Ноги поставь пошире, гирю возьми обеими руками и установи внизу. Присядь, затем, надавливая на пятки, выпрямись. Используя импульс, созданный движением бедер, подними гирю вверх. Когда руки будут на уровне груди, ладонями обхвати корпус гири. Затем подними ее над головой и возврати в исходное положение. Выполняй упражнение в течение 1 мин. (примерно 20 повторов). Не поднимай гирю над головой.

nashaucheba.ru

Смотрите также:

    Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том

    Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

    Лекции - История физической культуры и спорта

    Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности

    Предмет и содержание дисциплины Физическая культура

    Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура

    Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта

    Ответы к экзамену - Физическая культура

    Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов

    Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта

    Физическая культура, спорт - наука и практика 2008 №04

    Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта

Афк - Ответы на вопросы - Теория и организация адаптивной физической культуры

    Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, задачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло нениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровьеадаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация"

    Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельно сти в адаптивной физической культуре.

Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК - человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Специалист по АФК получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности: в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах;в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическая,рекреационно-досуговая,оздоровительно-реабилитационная, образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная,научно-исследовательская, научно-методическая,организационно-управленческая. Специалист по адаптивной физической культуре может быть: тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре,инструктором-методистом по адаптивной физической культуре. Таким образом, сфера его деятельности достаточно широка. Объекты профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.); федерация, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.; федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом; государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую,оздоровительно-реабилитационную,образовательно-профессиональную, коррекционную,консультативную, научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Требования к профессиональным и личностным качествам. Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК - Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по АФК (включая старшего) и инструктор-методист АФК (включая старшего). Специалист должен знать: Специалист должен знать основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, показания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов. Функции: Тренер-преподаватель проводит групп и индивид занятия с инвалидами и лицами, имеющими откл в сост здоровья, всех возрастных и нозологич групп по направлению врача или учреждения Госслужбы мед-соц экспертизы. Использует средства и методы физкультуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоров работы, направл на макс коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивид программы реабилитации и исходные данные физич подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизич состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса.

    Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.

Адаптивная физическая культура - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.

    Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.

Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностейчеловека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

В настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов: параолимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

    Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.

«Рекреация» (от лат. recreo) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.Н.И. Пономарев (1996) характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм (от греч. hёdonё- наслаждение, удовольствие) направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения.

По мнению С.П. Евсеева (1996), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» (с. 24).

Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (рис. 4а). Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Кафедра физической культуры

Конспект занятий по адаптивной физической

культуре для младших школьников

Преподаватель физической культуры: Юркова Лиля Наильевна

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: гимнастические палки (9 штук); гимнастические коврики (9 шт.); мелкие предметы (пробки, шарики); ведерки (8 шт.); теннисные мячи (9 шт.); Фитбольные мячи (9 шт.); мяч (мягкий); магнитофон + диск с релаксацией.

Тема: Цель: Развивающие упражнения в системе занятий адаптивной физической культуры, как условие мотивации младших школьников.

Задачи урока:

1.Образовательная - закрепить выполнение физических упражнений с гимнастическими палками и фитболами, способствовать формированию правильной осанки

2.Оздоровительная – повышать функциональные возможности организма.

3.Воспитательная – воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и привить навыки к самостоятельным занятиям ФК.

ВПЧ:

Построение. Ребята, у нас закончилась первая четверть, мы уже немного устали. Поэтому сегодня мы узнаем о том, как можно помочь своему организму восстановиться. Выполним несколько упражнений, которые вы сможете делать сами, когда почувствуете, что вашему телу нужна помощь.

Игра «Знакомство» Построение в круг, учитель в середине - кидает мяч каждому называя свое имя, ребенок возвращает мяч называя свое.

1.Построение в шеренгу у стены.

2.Проверка осанки, начиная последовательно корригируем стопы, положение таза, плечевой пояс и положение головы. Затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и.п. (повторить 3 раза)

Ребята, сейчас вся наша страна готовиться к зимним олимпийским играм в Сочи. По всей нашей огромной стране проносят олимпийский огонь. Выдающиеся спортсмены,политические деятели передают факел из рук в руки. Сейчас мы представим, что у нас в руках олимпийский факел.

Ходьба с гимнастическими палками (палочка вверх - на носочках; палочка –вперед на пяточках; палочка за плечи – перекатом с пяточки на носочек; то же – в полуприсед; то же на гусиный шаг)

Речитатив: «Руки ставим все в разлет, получился самолет, мах крылом туда - сюда, делай раз и делай два».

Разминка на месте с гимнастической палкой.

1.И.п. – ноги врозь - потянутся вперед, палка на уровне глаз;

2. И.п. – о.с. – самомассаж кистей рук

Массаж ног (ходьба по палочке, покатать стопами).

ОЧ:

Комплекс упражнений с фитболами:

    И.п. - сидя на мяче выполнить круговые движения тазом влево, вправо (5 раз).

    И.п. – лежа животом на мяче расслабиться.

    И.п. – лежа спиной на мяче расслабиться.

    И.п. – лежа животом на мяче выполнить перекат по мячу вперед до стоп, подтянуть мяч к животу (согнув ноги в коленях) и обратно.

    И.п. – лежа на спине ноги на мяче, выполняем ударные движения ногами.

    И.п. – сед, обхватить ногами мяч и обнять руками либо побить.

ЗЧ:

Звуковая гимнастика: буквы (Л, О, Р, С и букву своего имени);

ДУ: с теннисным мячом (определить отрезок);

Собирать пальцами ног фишки (пробки) и рисование ногами (фломастер между пальцами);

Релаксация с музыкой (лежа на спине, закрыть глаза, расслабление);

Подведение итогов:

Построение.

«Ребята, помните, вначале я вам говорила, что если ваш организм устал, то мы можем разными упражнениями помочь ему расслабиться?»;

«А вы сами сможете их показать мамам и папам?»;

«Молодцы!»

«А теперь давайте вспомним, какие вы будите делать упражнения, если заболят ноги/глазки/спина/или просто отдохнуть?»

«Мне очень понравилось, как вы выполняете упражнения, с вами было очень приятно работать. Занимайтесь и любите физкультуру!»

  • 3.Врачебный контроль и исследование функционального состояния лиц с нарушениями дыхательной системы.
  • 1. Характеристика основных задач и средств адаптивной физической культуры.
  • 2. Профилактика гиподинамии и гипокинезии средствами физической культуры и спорта у инвалидов.
  • 3.Нормативно-правовая база вк в афк
  • 1. Адаптивная физическая культура в специально-коррекционных учреждениях 1-8 видов
  • 2.Организация лфк. Организация возлагается на врача – специалиста и инструктора (методиста) по лфк с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения.
  • 3. Врачебный контроль и исследование функционального состояния лиц с нарушениями нервно-мышечной системы.
  • 1. Особенности формы организации занятий по адаптивной физической культуре.
  • 2. Особенности организации занятий по адаптивной физической культуре для детей с дефектом зрения. Глазотренинг.
  • 1.Функции и принципы афк.
  • 2.Организация и содержание занятий по афк для лиц с поражением ода. Принципы и методы системы в.И. Дикуля, её применение в афк.
  • 3.Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
  • 2. Методика определения развития физических качеств у детей с дефектами слуха:
  • 3.Методы оценки функционального состояния дыхательной и нервной систем.
  • 1.Методы, методики и методические приемы, используемые афк.
  • 2.Особенности организации оздоровительных (внешкольных) занятий для детей с дефектами слуха и интеллекта.
  • 1. Афв: цель, задачи, средства, методические особенности обучения и организация занятий.
  • 2. Методические особенности использования игр на физкультурно-оздоровительных занятиях для умственно-отсталых детей.
  • 3.Оценка общей работоспособности.
  • 1.Адаптивный спорт: виды, цель, задачи, средства, методические особенности организации учебно-тренировочного процесса.
  • 2. Классификация тренажеров и их применение в адаптивной физической культуре.
  • 3.Особенности врачебного контроля в афк лиц, страдающих сахарным диабетом.
  • 1.Адаптивная двигательная рекреация: цель, задачи, средства, педагогические и социальные функции, методы и формы организации занятий.
  • 2.Профилактика и коррекция осанки, плоскостопия у школьников, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, с дефектами зрения и слуха.
  • 3.Организация двигательного режима у лиц, перенесших инфаркт миокарда, тестирующие пробы.
  • 3 Этапа:
  • 1.Физическая реабилитация: цель, задачи, средства, функции (педагогические и социальные), методы и организация занятий.
  • 2.Деятельность сенсорных систем и их роль в физическом воспитании инвалидов.
  • 3.Особенности врачебного контроля инвалидов с ампутацией конечностей.
  • 1. Особенности развития инфраструктуры адаптивной физической культуры и спорта инвалидов в России и за рубежом.
  • 1. История развития фк и с инвалидов в России и за рубежом (характеристика этапов развития).
  • 2. Формы организации и двигательные режимы занятий оздоровительной направленности.
  • 3. Методики оценки функционального состояния кинестетического и вестибулярного анализаторов.
  • 1. Международное паралимпийское движение и паралимпийские игры. Международный паралимпийский комитет, структура
  • 2. Организация и содержание занятий по афк для детей с поражением ода
  • 3. Особенности врачебного контроля в афк детей, страдающих дцп
  • 1. Общие и отличительные черты адаптивно-двигательной рекреации и рекреативно-оздоровительного туризма
  • 2. Особенности развития выносливости и гибкости в афк
  • 3.Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям афк для лиц с поражением слуха
  • 1. Социально-гуманитарное обоснование организации занятий по афк
  • 2. Развитие ловкости, координации движений ориентации во времени и пространстве у детей и подростков, имеющих нарушения зрения и слуха
  • 3 Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям по афк для лиц с пониженным интеллектом
  • 1.Социально-правовые и законодательные основы обеспечения физической культуры и спорта инвалидов.
  • 2. Особенности приёмов физической помощи и страховки на занятиях по адаптивной физической культуре.
  • 3. Особенности проведения функциональных проб у лиц с ампутацией верхних и нижних конечностей.
  • 1. Основные понятия афк: здоровье, инвалид, инвалидность, интеграция инвалидов, оздоровительные технологии, биологическая структура, компенсация, надёжность организма.
  • 2. Подвижные игры, как одно из средств гармоничного развития лиц с дефектами слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
  • 3. Методы и методики оценки состояния опорно-двигательного аппарата в афк.
  • 1.Отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами на современном этапе.
  • 2.Организационно-методическая база уроков физической культуры учащихся с нарушением интеллекта (врачебно-педагогический контроль, методика оценки психофункциональных качеств).
  • 3.Врачебно-педагогический контроль за лицами, занимающимися афк.
  • 1. Пути интеграции и реабилитации инвалидов (формирование здорового образа жизни, занятия афк и спортом).
  • 2. Методические особенности проведения тестирования и оценки физического развития и физических качеств у школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
  • II.Быстрота
  • III. Выносливость.
  • IV. Ловкость
  • V. Гибкость
  • 3. Нагрузочные тесты, их задачи, методика проведения.
  • 1.Новый этап развития адаптивной физической культуры в России. Концепция государственной политики рф в области физической и социальной реабилитации на современном этапе.
  • 2. Основные формы и виды спортивных, спортивно-оздоровительных мероприятий для лиц, имеющих нарушения в состоянии здоровья. Особенности их проведения.
  • 1. Единая Всероссийская спортивная классификация и международная спортивно-медицинская классификация.
  • 2. Внеурочные формы физического воспитания в специальных школах 1-8 видов. Методические особенности проведения фестивалей по программе «Спарт» для детей инвалидов.
  • 3. Функциональные пробы: специфические, неспецифические, методы их выполнения.
  • 1. Структура и основные направления в деятельности детской спортивной школы для инвалидов.
  • 2.Средства спортивной протезной техники для инвалидов с дефектами верхних и нижних конечностей.
  • 3.Организация и проведение врачебно-медицинского контрля за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой.
  • 1. Педагогический контроль за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой.Самоконтроль.
  • 2. Методики обучения двигательным действиям лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (характеристика этапов обучения).
  • 3.Методы оценки функционального состояния внс.
  • 1. Основы развития физических качеств в адаптивной физической культуре (закономерности и принципы).
  • 2. Программы здоровья, паспортизации состояния здоровья учащихся специально-коррекционных школ.
  • 1. Современные педагогические технологии оздоровления и социальной реабилитации учащихся вспомогательных школ.
  • Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

    1.Задача: нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций.

    2.Задача: содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов.

    3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы.

    4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах.

    Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

    Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

    Оптимальное количество детей в группе - не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

    На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг - друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

    Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

    Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны. Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

    Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик - это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху - это первый этаж. На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

    Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

    Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

    Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие.

    Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

    Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топанье.



  • mob_info