Киркпинар (Турецкая борьба в масле). Турецкая борьба гюреш — самые необычные виды спорта

Описание

Перед каждым боем борцы обливаются оливковым маслом по всему телу, а матчи проходят на открытом, травянистом поле, сами борцы выходят на поединок полностью обнаженные, за исключением брюк из кожи, которые опускаются чуть ниже колена. Победа достигается, когда один борец либо бросает другого на землю (как во многих других формах борьбы), либо поднимает своего противника выше своих плеч.

В настоящее время борьба киркпинар является всемирным рекордсменом книги Гиннеса для самого продолжительного спортивного соревнования.

История

Самые старые известные доказательства

История борьбы в масле связана с 2650 годом до нашей эры с доказательствами из Древнего Египта, Ассирии и других регионов Ближнего Востока. Вавилонское вероучение, крошечная бронза, было раскопано возле храма Чафаджи. Бронза явно относится к борцам намазанных маслом, так как оба спортсмена изображены с оливковыми сосудами на голове.

Самое старое известное доказательство существования борьбы с обмазанными маслом соперниками найдено в Древнем Египте — в известняке из гробницы Птаххотеба около Саккары из пятой династии (около 2650 г. до н.э.) с того же периода, что и Чафаджи-бронза.

Еще одно привлекательное доказательство — около 4000 лет и окрашено как мультфильм в гробнице возле Бени Хасана в Египте. Покойный, который занимал эту гробницу, считается, что в свое время он был известным маслом. На первом снимке видна смазка борца и масло, хранящееся в тростнике. На втором снимке начинается борьба. Последний снимок показывает три шага триумфа масляной борьбы, которая остается неизменной и по сей день. Из этого можно проследить основные правила спорта.

Спустя столетия Персидская империя покорила Египет, и персидский шах занял трон фараона. Именно в этот период началась борьба с массами в Иране.

«Масляная» борьба в Иране

История турниров по «масляной» борьбе, как они известны сегодня, связана с Персидской мифической эрой, которая, согласно Шахинхе Фердоузи, началась в 1065 году до нашей эры. Легендарный пеливан этой эпохи называется Ростамом, героем, изображавшим, что он постоянно спасает свою страну от злых сил.

Торжественное начало «масляной» борьбы, названное его персидским названием «Пешрев», имеет четкие связи со старыми иранскими институтами как Цуркхане, буквально «дом силы». Здание состоит из двора, вокруг которого будут выступать люди, которые организуются, и галерея для остада («хозяин») или морд (духовный лидер) и музыкантов. В настоящее время музыкальное сопровождение состоит из барабана и декламации частей Шахина Фердоузи. Существуют различные ритмы и различные связанные с ними движения, в том числе проявления силы в манипулировании тяжелыми объектами (например, весами и цепями) и акробатикой.

Здесь происхождение пешрева встречается, по мнению некоторых, это разогревание и церемония поприветствовать аудиторию, а другим — танцевальную форму с участием. Он отличается от обычного шага вправо, шаг-левый, шаг-право, удар-левый, шаг-левый, удар-правый танец, встречающийся в остальной части региона.

Греко-римская «масляная» борьба

Слово «Пеливан» для борца было впервые использовано в этот период, когда парфяне (238 г. до н.э. — 224 г. н.э.) изгнали греков из Ирана.

Гунны

Гунны, прибывающие на окраины Римской империи в конце 4-го века, выехали верхом из степей Средней Азии в Германию и Францию. Когда они подошли к Черному морю и захватили остготов, они также отвезли вестготов через Дунай в Римскую империю и вызвали кризис, который привел к поразительному поражению римской армии под императором Валенсом около Адрианополя (Эдирне) в 378 году нашей эры.

Гунны были фанатичными борцами, а также всадниками. После закрепления сильной позиции на римской стороне Дуная, гунны были проверены римской армией генерала Асара во Фракии (442 г.).

В 447 году Пеливан Аттила снова вошел в Фракию и остановился только тогда, когда император Тодосий II попросил условия. Во время переговоров в Термопилах проводилось соревнование по борьбе с римлянами-гуннами. Спор был урегулирован воинственным матчем, и победитель Аттила принял оплату всех должников, имеющих задолженность, и новую ежегодную дань в размере 2100 фунтов золота и территории к югу от Дуная.

Три года спустя император Феодосий умер от падения с лошади. Его преемник Марсиан (450-457) отказался заплатить Аттиле. Хунны решили оставить его, потому что сестра римского императора Валентиниана III, Онория, отправила ему свое кольцо и послание королю гуннов и попросила Аттилу стать ее чемпионом. Атилла согласилась на это предложение о браке. Когда сестру римского императора посадили в тюрьму, Атилла решила позаботиться о своем приданом. Поскольку Гонория не была доступна, в следующем году Аттила взяла новую, юную невесту по имени Ильдико. День свадьбы был проведен с одним из величайших боевых матчей этого времени.

«Масляная» борьба для султана и шаха
В период, когда ислам был привезен в Малую Азию, духовность и философия стали частью физической одежды пехливана. Масленица была создана как спорт сама по себе. В Иране и Османской империи подобная борьба стала национальным видом спорта. В Иране борьба превратилась в обычное учреждение крепкого дома Цуркхане, куда люди пошли общаться и заниматься спортом. Борец является сильным человеком в популярной культуре (в персидском языке термин «большая шея»), но он также пахлаван, рыцарский герой, который является свободно живущим духом и щедрый и лояльный.

1360 год был адаптирован организаторами Эдирне Кыркпинар в качестве даты, когда османские солдаты начали организовывать ежегодные турниры по борьбе с маслом в Кыркпинаре, борцовском поле «в деревне Самона». Согласно Книге рекордов Гиннеса, эта легенда сделала Kırkpınar старейшим в мире постоянно санкционированным спортивным соревнованием.

Последний бой между двумя финалистами был продлен до последней ночи, так как ни один из них не смог победить другого. На следующее утро их нашли мертвыми, их тела все еще переплетались. Они были погребены под соседней смоковницей, после чего их товарищи возглавляли Эдирне.

После завоевания солдаты наткнулись на другую смоковницу, окруженную кристально чистой весной, поэтому они переименовали окружающий луг (который до этого был известен как Ахиркёй) Кыркпинар, который переводится с турецкого как «сорок пружин» или «сорок пружин» источники».

В ознаменование героизма побеждающих воинов на этом сайте ежегодно воссоздавался турнир по борьбе, и началось старейшее санкционированное спортивное соревнование в мире (все еще оспариваемый факт).

Во всех рассказах, мифах и рассказах всегда было общее уважение к борцам за нефть. Пеливан описывается как более сильный, чем кто-либо, имеющий хорошо построенное тело и одетый в тяжелые кожаные штаны. Из прошлого до сих пор борцы выливали оливковое масло на свои тела. Кроме того, по-прежнему можно увидеть, как молодые борцы целуют руки старших спортсменов, несмотря на то, что победили их, что является жестом уважения.

По словам историка Бурхана Кати, слово пехливан также использовалось для офицера, правителя или огромного и честного человека. С 16-го века этот термин использовался исключительно в Османской империи для спортсмена-борца.

XVI век был временем Süleyman I, известного во всем мире как «Великолепный», даже среди других значительных лидеров, таких как Карл V (Православная Императорская Власть Испании, Германия и части Италии), Генрих VIII (царь Тюдоров Англии) и Франциска I (Валуа Царя Франции).

Сулейман на своей земле, известной как «Кануни», законодатель, правил между 1520 и 1566 годами и сменил его сын Селим II, для которого Мимар Синан построил мечеть Селимие в Эдирне, считающуюся самой красивой мечети Турции.

Самое главное, это была эпоха Мурата III (1546—1595), где Османская империя достигла своего крупнейшего географического района в своей истории.

В 1590 году между Муратом III и персидским шахом был подписан мирный договор. Модель рестлинговых брюк возвращается к этому периоду. Дизайн все тот же для иранского «pahlivan» и турецкого «pehlivan», за исключением турецких борцовских трусов, сделанных из кожи и называемых «kispet», в то время как иранский pahlivan носит «пирпет», сделанный из шелка.

Знаменитые борцы из Ирана пришли в Стамбул, чтобы конкурировать с чемпионами Османской империи, а чемпионы Турции были приглашены в Персию, чтобы показать свою силу.

Сбор сильных мужчин

До 1582 года все борцы были получены от военнопленных, Девширме или других рабских источников. С системой Девширме самые здоровые и сильные молодые люди были набраны из разных провинций Османской империи, и пеливаны, обученные мальчикам из Девширме, всегда были свободны, чтобы быть честными, и на протяжении всей истории доверяли их слову и поведению.

Чемпионаты по борьбе продолжались повсюду в Османской империи. У каждого города и деревни было свое ежегодное соревнование по борьбе, например, организованное в Эдирне сегодня. Борьба происходила в самых разных контекстах, включая социальные и церемониальные события. В дни религиозных праздников в специальные вечера мусульманского месяца Рамадан проводились соревнования по борьбе с сельскохозяйственными событиями, обрезаниями и свадьбами. В особых случаях конкурсы благотворительной борьбы проводились за пределами дворцов. Только лучшие борцы были приняты на тренировки, чтобы стать членами элитного Янисарского корпуса.

Масленица для французской Императрицы Евгении

Когда османский султан посетил Францию в 1867 году, масляные борцы были частью его окружения, а Императрица Евгения посетила рестлинг-турнир. Борьба была жестким видом спорта, но масляная борьба была еще сложнее. Это считалось самым сложным видом спорта в мире. В эти дни выражение «Форт-comme un Turc» (сильное, как турк) возродилось из дней крестовых походов.

Virantekke

После Балканской войны 1912 года место первоначального события «Кыркпинар» было утрачено. Годовой матч должен был быть перенесен из Кыркпинара (около Самоны) в Вирантекке, теперь контрольно-пропускной пункт Капитан-Андреева на болгарской границе.

Эдирне
После 12 лет ежегодный конкурс по борьбе с маслом «Кыркпинар» снова переместился в другое место. С 1924 года поединки проводятся на острове Сарайичи около Эдирне.

Последний османский султан был сослан на Мальту. В том, что осталось от Империи, почти все традиционное должно было быть заменено или прозападно. Язык был «очищен», заменив слова персидского или арабского происхождения словами, полученными из тюркских корней. На кону стоял даже спорт, преобладающий в любом западном спорте. Ататюрк считал, что организации рестлинга непосредственно под его собственным спонсорством. Он приказал Селиму Сирри Таркану (1874—1956) пережить масляную борьбу в соответствии с его инструкциями по спорту в новой Турецкой Республике.

В результате победителем конкурса Эдирне стал уже не «Башпеливан из Кыркпинара», а «Чемпион Турции». Вместо традиционных призов, таких как «Алтын Кемер» (Золотой пояс) и лошадей, ослов или верблюдов; медали, похожие на таковые в западном мире, стали присуждаться.

Было испугано, что с такой изменой вознаграждения «потому что они сделали это в Европе» возникло бы недостаточное участие от пеливанов. Офицер, отвечающий за спорт в новой республике, должен был прийти к компромиссу, позволив победителю в высшей категории присвоить звание «Башпеливан года» и награды тех животных, которых могли получить организаторы. Selim Sırrı Tarcan также ограничил Золотой пояс: его можно было присудить только Эдирне Киркпинару и только «Турецкому чемпиону», который три года подряд выигрывал турнир. Вес пояса был ограничен 1450 грамм 14 каратным золотом.

Турниры по борьбе с рыцарями «Кыркпинар» в Эдирне все еще проводились под протекторатом «Аги». Ага приветствует своих гостей и ставит их в отель, проводит ужины и организует торжества. Кроме того, он вручает призы победителям в своих категориях. Незадолго до финала Kırkpınar, организатор agha проводит аукцион. Заявки размещаются на баране или овце. Самая высокая ставка становится «agha» следующего года Kırkpınar и является главным спонсором мероприятия.

Когда в 1928 году экономическая депрессия поразила Турцию, и ни одна ага не была найдена, Селим Сиры Таркан сделал Турецкий Красный Полумесяц (Kızılay) и Институт по уходу за детьми (Çocuk Esirgeme Kurumu), ответственный за организацию и размещение гостей.

В прежние дни события, ага смог остановить матч, дисквалифицировать борцов, если необходимо, и даже отменить соревнования по борьбе все вместе. Сегодня именно оргкомитет принимает такие решения. Красный Полумесяц и Институт по уходу за детьми организуют Эдирне Кыркпинар в течение 36 лет, после чего задача организации мероприятия была возложена на муниципалитет Эдирне.

В течение года в Турции проводится около 300 различных игр по борьбе с маслами. В них принимают в среднем десять миллионов зрителей.

Введение времени

До 1975 года не было предела для борьбы в Кыркпинаре. Пеливаны боролись иногда один или два дня, пока они не смогли установить превосходство друг над другом. Игры для борьбы продолжались с 9 утра до заката, а те, которые не могли бить друг друга, шли на следующий день. После 1975 года борьба была ограничена 40 минутами в категории başpehlivan. Если в этих пределах нет победителя, пеливаны борются в течение 15 минут с записями. Победителями являются те, кто набирает наибольшее количество очков за последний период. В других категориях время рестлинга ограничено 30 минутами. Если нет победителя, следует 10 минут забитого боя.

Федерация

20 июня 1996 года турецкая федерация традиционных спортивных отделений (Geleneksel Spor Dallari Federasyonu) была основана министерством Турции. Верховая езда, борьба с маслом, борьба с азатом и другие традиционные виды спорта были собраны в одной федерации под руководством Альпера Язоглу.

Масляная борьба поражает Европу в Амстердаме

Во время 636-го ежегодного Kırkpınar из Эдирне Ага (mc) Хюсейн Сахин согласился с председателем Амстердама Тейкэви (Veyis Güngör) и Мохамедом эль-Ферсом (MokumTV Amsterdam), чтобы они объединили свои силы для продвижения традиционной борьбы с маслом в Европе и Мир. В течение трех дней Эль-Ферс снимал почти каждый матч.

4 сентября 1996 года MokumTV начал еженедельную программу на канале A1 Amsterdam. Это стало началом быстрорастущего уважения в Европе для этой уникальной и очень эстетичной «мамы всех видов спорта».

Покойный Хусейн Сахин сказал в своем выступлении, в котором приняли участие президент Турции Сулейман Демирель, мэр Эдирне Хамди Седефчи, Вейс Гюндор и Мохамед эль-Ферс, что Кыркпинар превысит границы Турции и объединит мир.

Бойцы чемпиона, которые присутствовали на этом 636-м Эдирне Киркпинаре, приветствовали известие об Амстердаме Киркпинаре. В своем выступлении на церемонии награждения президент Süleyman Demirel сказал, что Турция будет продолжать поднимать всемирно известных борцов. Veyis Güngör сказал прессе, что реакция энтузиастов в Европе доказала, что этот традиционный турецкий спорт не только вечен, но и благодаря телевидению и видео, набирает популярность и среди нетурецких людей. Организаторы предстоящего Амстердама Kırkpınar получили дни после того, как были выпущены новости о 950 письмах масляных борцов по всей Турции, которые вступают в борьбу за титул чемпиона Европы Амстердама Kırkpınar.

«Мать всех видов спорта» появилась в 1997 году для первой в Западной Европе, когда в Амстердаме проходила Лига чемпионов Европы. На мероприятии было представлено не менее 22 телевизионных команд, а сцены из Амстердама Kırkpınar были показаны в CNN и BBC.

Второй чемпионат Европы по борьбе с маслами, проведенный в Амстердаме, уже был финал с 42 борцами из Турции, Нидерландов и других европейских стран. Победителем стал Ченгиз Эльбей, чемпион Европы по борьбе с маслом Эдирне Кыркпинар. Выступая на церемонии, проведенной в начале матчей, генеральный консул Турции в Нидерландах Эркут Онарт сказал, что он считает, что дружба между турецким обществом и европейскими странами усиливается, когда эти культурные ценности приводятся в Европу.

В мире борьбы с маслом Амстердам стал самым важным ежегодным после Эдирне.

Специальная ветвь

Турецкая олимпийская федерация борьбы приняла масляную борьбу в качестве специального отделения. Спорт и политика, так как в 1996 году Турецкая федерация традиционных спортивных подразделений (Geleneksel Spor Dallari Federasyonu) была официально принята в качестве федерации, представляющей масляную борьбу и другие традиционные турецкие виды спорта.

Антидопинговый контроль

В 1999 году антидопинговые проверки были введены Турецкой федерацией олимпийского спорта во время Эдирне Кыркпинар.

Иностранный масляный борец отвергнут в Эдирне

Масляная борьба — это растущий спорт, не ограничиваясь только Турцией. Однако иностранным борцам трудно попасть на этот национальный чемпионат Турции. В 2000 году голландский спортсмен сборной Мелвина Виттевеена в Эдирне был отклонён, а Кадир Йылмаз, избитый Виттеуэном несколькими неделями ранее в Амстердаме, был допущен к участию из-за его двойных турко-голландских национальностей.

Поскольку победителями в категориях Амстердама Kırkpınar в Нидерландах считаются европейские чемпионы, это означает, что Амстердам Kırkpınar возглавляет Эдирне, поскольку последний считается только национальным чемпионатом Турции, отказываясь от нетурецких записей.

Мероприятие привлекло мало внимания за пределами Турции до 1990-х годов, когда стиль борьбы стал распространяться на Западную Европу. Он стал особенно популярен в Нидерландах, где в настоящее время проводится ежегодная версия турнира, в котором участвуют участники со всей Европы. В Японии также проводятся мужские матчи Yağlı güreş.

Yağlı güreş, или масляная борьба, — это сердце Киркпинара, фестиваля в турецком городе Эдирне. Тысячи людей съезжаются каждый год посмотреть на этих натертых маслом борцов. Это не просто вид спорта, это настоящая традиция с молитвами, музыкой, инструментами и костюмами. Вы как будто попадаете в прошлое. Главный приз соревнования – Золотой пояс Киркпинар. Перед соревнованием все идут в мечеть, где имам проводит службу в честь соперников. Также для многих юношей это своего рода ритуал вхождения во взрослую жизнь. Далее все идут к могилам легендарных спортсменов помолиться, а затем – по улицам к месту проведения соревнования. При этом поют национальный гимн. Далее соперников представляют зрителям. Мало кто из этих борцов зарабатывает этим видом спорта на жизнь, но для них он очень важен и престижен.

(Всего 14 фото)

1. Двое мужчин во время соревнований по масляной борьбе Киркпинар во время фестиваля в Эдирне, Турция. (Pari Dukovic)

2. Оркестр исполняет традиционные мелодии, идя по городу. Соревнования проходят в течение трех дней.

3. Борцы ждут своей очереди, следя за соревнованиями.

4. Два рестлера на фестивале Киркпинар.

5. Матч в самом разгаре

6. Два соперника на земле.

7. Будущие борцы следят за соревнованиями с края поля.

8. Мужчины собрались после молитвы в Старой мечети, которая была построена в 1414 году.

9. Толпа, в которой находятся и борцы, ждет начала соревнований и молится в мечети Селимийе.

10. Юноша в Саннет Дугуну в мечети Селимийе, которой более 430 лет.

Турецкая масляная борьба

Фото: Владимир Поморцев

Каждое лето в приграничном турецком городке Эдирне проходит чемпионат страны по масляной борьбе. Принято считать, что первые состязания по этому традиционному виду спорта состоялись на поле Кыркпынар аж в 1346 году. За прошедшие 650 лет ежегодный турнир отменялся всего несколько раз, и каждый раз только по очень уважительной причине, как правило, из-за военных действий. Так что сегодня чемпионат Кыркпынар официально признан старейшим непрерывно существующим спортивным состязанием в мире. Когда в начале XX века в результате Балканских войн историческое поле Кыркпынар оказалось на территории Греции, турнир перенесли на нынешнее место на окраине города Эдирне. Ежегодно в начале июля на острове Сарайичи, образованном двумя рукавами речки Тунджа, собираются победители региональных соревнований по масляной борьбе со всей Турции, чтобы определить лучшего.

1

Турецкая масляная борьба, или «ялы гюреш», уже много столетий остается одним из любимейших видов спорта в Турции. Перед поединком борцы, или «пехливаны», обильно обмазывают себя оливковым маслом. Сражаются пехливаны в специальных кожаных штанах до колен, которые называются по-турецки «киспет». Поскольку покрытое маслом тело получается очень скользким, единственный надежный способ ухватить противника - просунуть руку сквозь штаны насквозь и схватиться за другой край штанины. Традиционно киспеты изготавливались из шкуры буйвола, последнее время обычно используется бычья или козлиная кожа. Каждые штаны шьются по индивидуальной мерке, а их вес может достигать 13-ти килограммов. Сзади металлическими заклепками выбито имя пехливана.


2. Чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе в городе Эдирне.

Считается, что турецкая масляная борьба зародилась больше тысячи лет назад еще во времена Османской империи. Во время долгих военных походов солдаты султана устраивали между собой на привалах товарищеские поединки. В старинных османских хрониках сохранилась легенда, как в XIV веке сорок воинов под руководством Сулеймана-паши впервые переправились через Босфор на европейский берег. На обратном пути после успешной кампании против Византии солдаты расположились на привал в окрестностях деревни Самона и затеяли между собой поединок. Через некоторое время большинство схваток завершились, только двое братьев Али и Селим никак не могли определить, кто из них сильнее. Борьба продолжалась всю ночь и закончилась смертью обоих соперников от истощения. Братьев похоронили рядом на поле, где они боролись и умерли, а когда через несколько лет солдаты вернулись проведать их могилы, оказалось, что около нее забил источник. В честь сорока воинов место получило название Кыркпынар, что в переводе означает «сорок ключей». Именно на этом поле в 1346 году состоялись первые состязания по масляной борьбе.


3 . Чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе в городе Эдирне.

Первоначально поединки борцов проводились без ограничения по времени и заканчивались только когда одному из пехливанов удавалось положить соперника на лопатки или поднять его над головой. Таким образом бой мог продолжаться и несколько часов. В 1975 году были утверждены новые правила масляной борьбы, по которым на обычный поединок отводится 30 минут, а на поединок за звание чемпиона - 40 минут. Если отведенное время не выявило победителя, назначаются добавочные 10 или 15 минут, а победитель определяется судьей по сумме баллов.


4. На каждом чемпионате Кыркпынар расходуется около трех тонн оливкового масла.


5 .



7 .



Нынешний приграничный городок Эдирне в европейской части Турции когда-то был известен под греческим названием Андрианополь. Именно у его стен больше тысячи лет назад потерпел сокрушительное поражение киевский князь Святослав Игоревич. Столетия спустя великий турецкий архитектор Синан построил здесь свое самое грандиозное сооружение. Над мечетью Селимие впервые в истории мусульманской архитектуры Синану удалось возвести купол, превосходящий по размерам купол Святой Софии в Константинополе. По сложившейся традиции, чемпионат Кыркпынар по масляной борьбе каждый год открывается пятничной соборной молитвой в мечети Селимие.


10 . Внутренний двор мечети Селимие во время сильного дождя.

Строительство мечети Селимие началось в 1569 году и продолжалось шесть лет. Колонны, обрамляющие внутренний дворик, были перенесены сюда из разоренных византийских храмов. Грандиозный купол диаметром 31,2 метра на 20 сантиметров превосходит купол собора святой Софии в Константинополе, возведенный тысячелетием раньше. Правда, сама мечеть получилась почти на 15 метров ниже христианской святыни, так что превосходство не столь очевидно. Когда в 1913 году во время Первой Балканской войны Эдирне был осажден болгарскими войсками, прямо в купол попал артиллерийский снаряд. Однако конструкция оказалась настолько прочной, что всё обошлось лишь незначительными повреждениями. В 2011 году мечеть Селимие была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


11 . Пятничная соборная молитва джума-намаз в мечети Селимие по случаю начала чемпионата Кыркпынар.


12. Обувь перед входом в мечеть Селимие.


13 . Спортсмены на соборной молитве в мечети Селимие по случаю начала чемпионата Кыркпынар.


14. Продавцы турецких сладостей около мечети Селимие.


15 . Юные спортсмены исполняют национальный гимн Турции на открытии чемпионата Кыркпынар. На чемпионат съезжаются победители региональных соревнований со всей страны. Всего около тысячи борцов каждый год. Для многих юных спортсменов из сельских районов поездка на чемпионат становится первым большим путешествием в жизни.


16.


17.


18.


19.


20 .


21 .


22.


23 .


24.


25 .


26.


27 .


28.


29.


30 .


31 .


3 2.


33 .


3 4.


35 .


3 6.


3 7. Последняя тренировка накануне открытия чемпионата. На тренировках используется более дешевое подсолнечное масло.


3 8.


3 9.


40 . Портреты всех победителей чемпионата Кыркпынар в городском музее Эдирне.

Фотографии этого очерка сняты в июле 2009 года в городе Эдирне в Турции.

Copyright © 2009 Вова Поморцев

С 1362 года в турецком городе Эдирне ежегодно проводятся соревнования по киркпинару – национальной турецкой борьбе. Перед схваткой борцы натираются маслом. Бороться с использованием обычных приёмов двум скользким соперникам невозможно. Судя по всему, единственный действенный метод воздействия на противника в киркпинаре – засунуть руку ему в штаны и за что-нибудь там ухватиться.

Киркпинар – старейший непрерывно действующий чемпионат в мире.

По правилам киркпинара, масляной борьбы, что по-турецки звучит «ялы гюрэш», выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально.

Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.

Существует причудливая легенда о двух богатырях, которые, натёршись маслом, боролись под окнами султана, пока не умерли. Поклонники похоронили их под фиговым деревом. А потом обнаружили, что из могил богатырей бьют сорок источников – «киркпинар».

Так в городе Киркпинар возникла борьба ялы гюрэш. А сегодня этот город греческий, поэтому соревнования проводятся в Эдирне. Раз в год этот город становится самым интересным местом для всех любителей киркпинара.

Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанами из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов.

Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны трудно, но можно засунуть в них руку.

Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления, не существует. Скорее всего, никак. Проконтролировать элементы неспортивного поведения невозможно технически.

Очевидно, что главными свойствами великого чемпиона в этой борьбе – пехлевана – должны быть колоссальная выносливость и выдающееся мужество. Взяли тебя за мягкое место, а ты сжал зубы и терпи хоть двое суток, но не сдавайся. Гвозди бы делать из этих людей.

Ещё древние греки заметили, что стрелки, кулачные бойцы и борцы в приватном общении предпочитают разные дистанции. Лучники стараются встать подальше от собеседника, кулачные бойцы стоят на средней дистанции, а борцы любят подойти вплотную. Страшно представить себе манеры борцов киркпинара.

Поклонники масляной борьбы утверждают, что этот вид спорта не имеет национальных и возрастных рамок. Любой желающий может надеть кожаные штаны и попробовать свои силы на Мужском поле – традиционном месте схваток в киркпинаре.

Однако наплыва желающих иностранцев не наблюдается. Это редкий случай в современном спорте. Например, в сумо, к огорчению японцев, давно уже доминируют европейцы. Туркам в этом смысле ничто не угрожает. От иностранцев приёмы киркпинара надёжно защищены тем, что вряд ли кто-то захочет их узнать.

Пехлеван, победивший в киркпинаре, переходит в категорию героев. Отныне он бас-пехлеван.

Остаток жизни он, окружённый почётом сограждан, будет передавать ученикам секреты мастерства.

Победитель ежегодного чемпионата киркпинар получает сумму, эквивалентную 100 000 долларов, и великую славу.

Кажется, что юноши сейчас начнут танцевать мазурку, но нет, предстоит долгая, изнурительная схватка.

В последнее время киркпинар стал более гуманным видом спорта. В 1975-м году время схватки ограничили 30 минутами, в категории бас-пехлеван – 40.

Для сравнения, в дзюдо время схватки во взрослой категории – 5 минут и 2 дополнительных. В киркпинаре в категории бас-пехлеван – 40 минут и 15 дополнительных.

Теперь спортсменам не нужно распределять силы с прицелом на многочасовое противостояние, они могут позволить себе активную тактику борьбы, попытки бросков и захватов.

В целом борьба стала более зрелищной. Хотя основа тактики – засунуть руку в штаны противника и его замучить – осталась прежней.

Лица масляных борцов выражают даже не спокойствие, а невозмутимую, непоколебимую отрешённость.

Спортивной злости нет места на киркпинаре.

Борьба по своей сути – выяснение между мужчинами кто сильнее. Искусство борьбы было известно с древних времен. У каждого народа есть свой национальный вид борьбы. В Турции этот вид спорта называется «яглы гюреш», что в переводе означает масляная борьба. Почему масляная? Да потому, что перед схваткой богатыри смазывают тело оливковым маслом.

Я представляю, как тяжело бороться со «скользким противником». Наверное, поэтому на борцах должны быть надеты кожаные брюки весом больше десяти килограммов. За них разрешается захватывать соперника. Раньше кисбет (так называются борцовские штаны) шили из кожи буйвола, теперь из телячьей кожи. История этого вида спорта идет издалека. Говорят, что, захватив несколько крепостей, султан Орхан Гази с братом на привале решили развлечься богатырскими играми и затеяли бойцовый турнир. Самые сильные борцы никак не могли одолеть друг друга и боролись до тех пор, пока не упали замертво. Их похоронили вместе.

По прошествии времени воины посетили захоронение и увидели, что появилось много родников. Это место назвали «Сорок источников» - Киркпинар. Главное событие года по масляной борьбе тоже называется Киркпинар. Символично, не правда ли? Восемь месяцев отбирают лучших из лучших борцов по всей стране. И вот в один из летних дней в Эдирне начинается фестиваль масляной борьбы. Тысячи зрителей съезжаются на праздник атлетов.

Фестиваль начинается с того, что процессия, сопровождаемая национальной музыкой, отправляется в мечеть Селемие, где имам проведет службу в честь борцов пехлеванов. Впереди несут главную награду Золотой пояс. Затем посещение могил легендарных спортсменов. Только потом все двигаются к месту проведения соревнований. Главный судья представляет зрителям борцов, и начинаются схватки. Фестиваль сопровождается ярмарками, танцами, вкусными угощениями.

Победитель получает приз 100 000 долларов и титул баспехлеван (старший борец). А кому же достается Золотой пояс? Если баспехлеван в течение трех лет докажет, что он самый-самый – Золотой пояс его. Ведь борьба это радость победы великой.

Турецкая борьба в целом похожа на вольную, хотя и имеет специфические черты. Главный нюанс – оливковое масло, которым обильно смазываются атлеты перед боем. После этого они становятся жутко скользкими, и ухватить противника можно лишь за специальную лямку, расположенную в его штанах, куда надо запустить руку….

Кстати, одним из условий дисквалификации является повреждение или хуже того потеря штанов.

Второе отличии в разделении на категории бойцов. Тут критерием выступает не вес, а рост противников.

Ну и наконец, третье отличие – полное отсутствие временных рамок боя.

Драться можно сколько угодно долго, все зависит только от ловкости и выносливости бойцов. Зато в бое можно делать перерывы небольшие.

Цель у спортсменов в бою – положить противника на лопатки, как в практически и любой борьбе, а сам турнир идет навылет.

Турецкая борьба сейчас переживает не лучшие времена. Обычно призовой фонд турнира образуют взносы VIP-трибуны – министров, бизнесменов и т.д. Организаторы сами закупают масло для борцов.

Кстати, турецкая борьба гюреш чисто мужская забава – женщины даже как зрители туда не допускаются.



mob_info