Карась идеалист краткое содержание брифли. Краткое изложение карась-идеалист салтыков-щедрин

«Карась-идеалист», как и многие другие сказки Салтыкова-Щедрина, имеет социальную направленность. В образе героя сказки отразилось не только мнение самого автора, но и всей передовой интеллигенции того времени, считавшей, что всеобщее счастье - это не утопия, а реально достижимое состояние общественного устройства. «Карась-идеалист» предназначался для публикации в мартовском номере «Отечественных записок» (1884). Но, убедившись в невозможности опубликовать сказку в России, писатель направил ее в «Общее дело». Там и было напечатано впервые произведение Щедрина «Карась-идеалист». Краткое содержание сказки в этой статье.

Ерш и карась

Поспорили как-то карась и ерш. Один считал, что можно жить по правде, а второй утверждал, что без обмана не прожить. Карась кричал, что это подлость. Зарывшись в ил, карась много думал и своими мыслями делился с ершом. Часто они спорили. Но первым обычно начинал карась, мол, борьба не приведет ни к чему хорошему и надо стремиться к свету. Ерш ухмылялся, там, наверное, и щук не будет? Карась вообще никогда не слышал про щук и был уверен, что все это выдумки. Ерш презрительно хмыкал и уплывал.

Когда они встречались, карась заводил свою любимую песню о торжестве добра. Он был уверен, что плохие поступки рано или поздно будут посрамлены. Как пример приводил методы ловли рыбы - с ловли багром переходят на удочки и неводы. Ерш был уверен, что ни какой разницы нет, каким методом в уху угодить. А карась и про уху-то ничего не слышал. И ерш сердито удалялся.

Приглашение на диспут

Продолжаем пересказ «Карася-идеалиста», краткое содержание сказки, с известия о щуке. Однажды принес ерш известие о том, что появилась щука, и пора бы карасю перья свои подобрать, чтоб ей удобнее его глотать было. Возмутился карась, мол, нет за ним такой вины, за которую можно было так наказать. Мечтал карась о согласии и мире между рыбами. Ерша от таких слов передергивало. Услышал их как-то голавль. А ерш рассердился и уплыл, ворча, что у каждого свое пропитание - караси едят ракушек, а щуки - карасей.

Задумался карась над словами ерша. И понял, что ракушки предназначены для пропитания самой природой. А щуку, если повстречает, он спросит о добродетели, что, мол, нехорошо, чтобы рыбы ели других рыб. Так карась и рассуждал, пока не приплыл к нему голавль и не пригласил на диспут к щуке. Карась не испугался - ведь он знал важное, почти волшебное слово, которое и из «щуки карася сделает».

Встреча с щукой

Завершаем краткое содержание «Карася-идеалиста» встречей щуки и карася. Стал он ей рассказывать о равенстве рыб. Щука искренне удивилась - ракушками и червяками точно сыт не будешь. Не пришлось ей по душе такое деление труда: кто половчее, тому и дело посильнее, а слабые, значит, от их трудов кормиться будут? Больше всего рассердило щуку то, что при таком раскладе, ей тоже работать надо. Как только умолкла щука, обступили карася головли и под стражу взяли. Но неугомонный карась вечером снова пришел на диспут, и позволила ему щука слово молвить. Плеснул карась от радости хвостом и провозгласил - ведомо ли ей, щуке, что такое добродетель? Щука от удивления рот раскрыла, да вместе с глотком воды карася случайно проглотила. Истина у каждого своя. Ерш, который все предвидел, только и сказал: «Вот они, диспуты-то, каковы!».

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладывая дела в долгий ящик, перейдем к произведению «Карась-идеалист», краткое содержание которого представлено в статье. Салтыков-Щедрин написал его в 1824 году.

Особенности сюжета

«Карась-идеалист» сюжета как такового не имеет. Он простроен на диалоге карася и ерша. Карась начитан, умен книжной мудростью, но совершенно не знает жизни, однако это не мешает ему быть опьяненным социалистическими идеями. Он грезит о том, что все будут жить в равенстве и братстве. Щуки перестанут есть карасей, а монахи - уху.

Ерш же слушает все это, только ухмыляется и всячески ругает своего визави. Но при этом их беседы снова и снова случаются. Ерш признает, что хоть карась и олух, но ни с кем в реке, кроме него, на такие возвышенные темы не поговоришь. Поэтому рыбы снова встречаются и снова спорят. Карась взирает на все сквозь оптимизма, а ерш критикует взгляды карася с позиций здравого смысла. И вот так, страница за страницей, они перетягивают канат диспута туда-сюда. Таким образом, ясно, что специфика сказки «Карась-идеалист» в том, что отсутствует какая-либо динамика. Все движение и напряженность упрятаны в диалогах ерша и карася.

И вот наступает ответственный момент: теперь карасю надо убедить в справедливости своих взглядов щуку. Непосредственный корм (карась) пытается убедить своего потребителя (щуку) в том, что ему надо изменить своим привычкам и перейти на другой рацион ради идей равенства и братства. Нетрудно догадаться, что все заканчивается съедением щукой карася. Это происходит словно случайно в процессе беседы, и все присутствующие сразу осведомляются у щуки, хороший ли был карась на вкус.

«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости

В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия. И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря). Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.

Об оторванности идеалистов от жизни

Показательным моментом является и то, что карась совершенно не знает, о чем говорит. Здесь под обстрел критики автора попадают, видимо, знакомые ему мечтатели, которые хотят перестроить жизнь в России. Для карася щука была мифическим персонажем, пока он с ней не повстречался. Он ничего не знал и о том, что делают монахи с пойманными карасями. Рыба-идеалист не знала, как вкусны ее собратья в сметане.

То, что позволено юнцу, не к лицу взрослому человеку. Все люди в юности идеалисты и мечтатели, но когда жизнь берет в руки свой кнут, то людские убеждения подвергаются проверке, и выживают только те, которые наиболее отвечают здравому смыслу. Такова общая мораль, которой наделена сказка Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

Общественно-политическая интерпретация

Диалог между героями строится весьма своеобразно: карась-бедолага надрывается, пытается щуке что-то доказать, и только он заикается о добродетели, сразу же щука «нечаянно» его глотает. Другими словами, с властью можно разговаривать, только если ты стоишь на коленях в просительной позе, на равных общаться с ней чревато.

Возможно, Салтыкова-Щедрина очень впечатлила судьба Напомним, что Петр Яковлевич позволил себе попытку критики социального устройства России 19-го века, а его объявили сумасшедшим и приказали провести медицинское освидетельствование.

Правда, при всем этом карась - все же фигура нелепая, но текст произведения "Карась-идеалист" (краткое содержание не дает возможности подробно осветить все подобные моменты) вольно или невольно наталкивает на такие параллели.

Хорошо ли быть идеалистом?

Вопрос сложный и неоднозначный. Если ставить знак равенства между оптимизмом, мечтательностью и идеализмом, то вера в доброе и светлое необходима, чтобы вырасти нормальным человеком. Но по мере взросления человек должен отказываться от тех устремлений и ценностей, которые морально устарели и тянут его вниз. При этом не следует думать, что из такой позиции вытекает моральное приспособленчество. Базовые так или иначе должны регулировать Правда, если бы спросить у автора сказки, то сам Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист» подтверждает эту мысль) сказал бы читателю, что не одобряет ни идеализма, ни бестолкового оптимизма, оторванного от жизненных реалий.

Для кого написана сказка русского классика?

Произведение не будет понятно школьникам, оно написано уже для взрослых людей. Вообще кажется, что когда создавал свое произведение Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист»), то у него уже максимально кристаллизовались убеждения и взгляды на русскую современную ему реальность. Классик добавлял щедро эти «кристаллы» в свои поздние сочинения, а они приобретали неповторимый притчево-философский привкус.

Таков анализ сказки «Карась идеалист» Салтыкова-Щедрина. Возможно, он неполон, может быть, из этого многомерного и бездонного по значению произведения русского писателя можно было извлечь еще что-то, но, как говорил Н.В. Гоголь, «нашего человека стоит уважать хотя бы за попытку».

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Краткий анализ

Год написания - 1884

История создания - Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема - В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция - Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного - споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр - Сказка.

Направление - Сатира.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее, к интеллигентам, поддерживающие подобные взгляды, не относились серьезно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Тема

Для сказки «Карась-идеалист» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ-ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приемы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы : жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика . Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки - рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах- ерш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ерш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы как карась постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ерш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщетны.

О вольнодумном карасе узнает щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй - искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить ее натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяином положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал прием трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнает об их характерах и взглядах. Завязка - разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий - беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка - щука случайно заглатывает карася.

Жанр

Жанр «Карася-идеалиста»- сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки - сатира.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 19.

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй - заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.



mob_info