Какая футбольная команда погибла сегодня. Тайна гибели футбольной команды «пахтакор»: история одной из крупнейших авиакатастроф в ссср

Во вторник, 29 ноября, на территории провинции Антьокия в Колумбии упал самолет, на борту которого находился 81 человек, в том числе футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», выступающего в высшем дивизионе национального чемпионата. «Лента.ру» вспоминает другие авиакатастрофы, стоившие жизни целым спортивным командам.

ФК «Торино», 4 мая 1949 года

Туринский «Торино» на тот момент считался грандом итальянского футбола. Владелец клуба Ферруцио Ново поставил поиск футбольных талантов на профессиональную основу, и после окончания Второй мировой войны команда трижды подряд выигрывала национальный чемпионат (1946, 1947, 1948 годы).

Трагедия случилась, когда туринцы возвращались из Лиссабона, где проводили товарищеский матч с местной «Бенфикой» (3:4). Трехмоторный самолет Fiat G.212CP разбился из-за ошибки пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. До посадки оставалось совсем немного, когда самолет задел крылом ограду построенной на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. На борту находился 31 человек, все погибли. Из основного состава команды выжил только один футболист - Лауро Тома, не полетевший в Португалию из-за травмы.

ФК «Манчестер Юнайтед», 6 февраля 1958 года

Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways с футболистами английского «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. Всего в самолете находились 44 человека - игроки, тренеры, журналисты.

МЮ возвращался из Белграда, где проводил матч Кубка европейских чемпионов против местной «Црвены звезды». Самолет произвел дозаправку в Мюнхене, но в условиях сильного снегопада дважды не смог взлететь. Командир экипажа принял решение предпринять еще одну попытку, самолет не набрал необходимой скорости, выкатился за пределы взлетной полосы и врезался в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим. Произошел взрыв. 21 человек погиб на месте.

ФК «Пахтакор», 11 августа 1979 года

К концу 1970-х ташкентский «Пахтакор» был одним из самых популярных советских футбольных клубов. 11 августа 1979 года самолет ТУ-134 авиакомпании «Аэрофлот», на борту которого находились 14 игроков, второй тренер, администратор и врач команды, выполнял рейс Ташкент - Минск. «Пахтакору» предстоял матч чемпионата СССР с минским «Динамо».

Трагедия произошла в небе над Днепродзержинском. Неопытный авиадиспетчер поздно заметил, что борт опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134, следовавшим из Челябинска в Кишинев. Пилотам была дана команда расходиться, однако они не успели среагировать. Крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого, обе машины взорвались в воздухе. 178 пассажиров обоих рейсов, включая 17 игроков и тренеров «Пахтакора», погибли.

Через 12 дней после катастрофы оставшиеся в живых футболисты «Пахтакора» продолжили выступления в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения погибшим одноклубникам.

Сборная Замбии по футболу, 27 апреля 1993 года

Футбольной сборной страны предстоял выездной матч отборочного турнира к чемпионату мира 1994 года с Сенегалом. Из-за сокращения финансирования команда была вынуждена арендовать самолет Buffalo DHC-5D, принадлежавший ВВС Замбии. Когда машина пролетала над побережьем Габона, загорелся один из двигателей. Самолет потерял управление и рухнул в море. Погибли все находившиеся на борту 30 человек, включая 18 футболистов.

Трагедия сплотила сборную Замбии. В 1994 году команда завоевала серебряные, а в 1996-м - бронзовые медали Кубка африканских наций.

ХК «Локомотив», 7 сентября 2011 года

Ярославский «Локомотив» направлялся в Минск на матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги с местным «Динамо». Игра, запланированная на 8 сентября, должна была стать для ярославцев первой в новом сезоне.

Самолет ЯК-42 выполнял взлет в ярославском аэропорту Туношна. Лайнер не смог набрать безопасную высоту (поднялся на 5-6 метров), врезался в антенну маяка в 435 метрах от взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. На борту самолета находились 45 человек, 43 погибли на месте.

В хвосте салона сидели 26-летний нападающий железнодорожников Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Оба были не пристегнуты, и при крушении их выбросило в реку Туношонка. Когда спортсмена обнаружили, он был в сознании и смог назвать свое имя сотрудникам полиции. Его госпитализировали в НИИ имени А.В. Вишневского с ожогами 90 процентов тела. Через пять дней он скончался.

Сизов был госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. В день трагедии его вместе с Галимовым перевезли в Москву на самолете МЧС. В НИИ скорой помощи имени Склифосовского пострадавшего ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. Сизов поправился и работал после этого авиатехником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском.

«Локомотив» был вынужден провести один сезон в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), после чего вернулся в КХЛ.

7 сентября 2011 года самолет Як‑42 авиакомпании "Як Сервис" разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области. На борту самолета находилась хоккейная команда "Локомотив" (Ярославль), которая летела на матч в Минск. По предварительным данным, находившихся на борту человек.

15 июля 2009 года на северо-западе Ирана разбился самолет Ту‑154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту самолета находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Спортсмены летели в Армению на тренировки, а затем должны были вылететь в Венгрию для участия в соревнованиях. Все 168 человек, совершавших этот перелет, погибли.

24 августа 2008 года в Киргизии потерпел крушение самолет Боинг‑737, направлявшийся из Бишкека в Тегеран. На борту самолета находились 90 человек, в том числе 17 членов юношеской сборной Ирана по волейболу. Десять из них погибли. Спастись удалось 25 пассажирам и членам экипажа.

27 апреля 1993 года недалеко от Габона (Африка) в результате неисправности двигателя в море упал самолет DHC‑5 Buffalo, на борту которого находились члены футбольной сборной Замбии. Всего погибло 30 человек, в том числе 18 футболистов.

7 июня 1989 года в аэропорту столицы Суринама Парамарибо (Южная Америка) произошла авиакатастрофа самолета серии DC‑8‑60, в результате погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения, находившихся на борту разбившегося самолета. В общей сложности погибли 176 человек (из 187 пассажиров и членов экипажа).

8 декабря 1987 года около города Лима (Перу) в результате взрывов на борту самолета F‑27 в полном составе погибла футбольная команда "Альянс". Тела погибших обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море. Известно, что всего в самолете находились 43 человека.

14 марта 1980 года в авиакатастрофе польского самолета Ил‑62 под Варшавой (Польша) погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.

11 августа 1979 года над городом Днепродзержинск (Украина) самолет Ту‑134, выполнявший рейс Ташкент‑Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге. Команда летела в Минск на игру с местными динамовцами.

29 ноября 1975 года в авиакатастрофе погибла команда автогонщиков Формулы‑1 Embassy Racing with Graham Hill пилота Грэхэма Хилла. Шестиместный самолет "Пайпер Ацтек", на котором команда возвращалась с гонок во Франции в Лондон, упал и сгорел при посадке.

13 октября 1972 года в Андах на пути в столицу Чили город Сантьяго в авиакатастрофе погибла часть команды по регби из Монтевидео (Уругвай).

Всего на борту самолета FH‑227 находилось 45 человек, из них выжили 16 .

31 декабря 1970 года в авиакатастрофе в полном составе погибла любительская футбольная команда из Алжира "Эйр-Ликвид", направлявшаяся на товарищеский матч в Испанию.

14 ноября 1970 года в Вирджинии (США) в авиакатастрофе погибли 37 игроков команды университета Маршалла (Хантингтон, Западная Вирджиния) по американскому футболу. Помимо спортсменов на борту самолета находились члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего 75 человек). Никто не выжил.

1 апреля 1970 года под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан‑24 . Погибли все пассажиры (в том числе юношеская волейбольная команда) и члены экипажа.

26 сентября 1969 года в Андах на пути в Ла-Пас (Боливия) разбился самолет с 25 игроками боливийской футбольной команды "Стронгест". Погибли 19 футболистов и руководители клуба.

3 апреля 1961 года произошло крушение самолета Douglas C‑47A в Кордильерах (Чили). В результате катастрофы погибли все, находившиеся на борту - чилийская футбольная команда "Грин Кросс" и члены экипажа (24 человека).

15 февраля 1961 года при посадке в Бельгии разбился "Боинг-707" авиакомпании Sabena, совершавший полет по маршруту Нью‑Йорк‑Брюссель. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также один человек на земле. В катастрофе погибла сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренера), которая направлялась на чемпионат мира в Прагу (Чехословакия). Чемпионат мира по фигурному катанию 1961 года был отменён в знак скорби по погибшим.

6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена (ФРГ) при попытке взлететь разбился самолет, в котором находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед". Всего из находившихся на борту погибли 23 человека , в том числе 8 спортсменов, тренер, секретарь команды, один из директоров "Манчестер Юнайтед" и восемь спортивных корреспондентов.

5 января 1950 года во время третьего захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли‑2. Погибли 8 хоккеистов команды ВВС СССР , а также тренер, врач и массажист.

4 мая 1949 года в результате авиакатастрофы возле Турина (Италия) погибла в полном составе команда футбольного клуба "Торино" и все остальные, находившиеся на борту самолета (в т.ч. журналисты, официальные лица, тренер). В общей сложности погиб 31 человек.

18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла‑Маншем погибли 6 ведущих хоккеистов сборной Чехословакии (вратарь, защитники и нападающие).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

6 февраля 1958 года самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. В этот день мы решили вспомнить пять авиакатастроф, в которых погибли спортсмены.

В 40-е годы XX века туринская команда составляла реальную конкуренцию своим соседям по городу из "Ювентуса". Более того - "Торино" являлась одной из лучших итальянских команд послевоенного времени - особенно после трёхкратной победы в национальном чемпионате (1946, 1947, 1948 гг.). Всего же, с учётом перерыва в военный период, "Торино" пять раз побеждала в скудетто. На момент трагедии клуб снова лидировал в чемпионате с отрывом в четыре очка.

Трагедия произошла 4 мая 1949 года, когда команда возвращалась домой из Португалии, где потерпела поражение от лиссабонской "Бенфики" со счётом 3:4. На борту самолёта Fiat G.212CP находились 18 футболистов "Торино", а также руководство клуба и несколько журналистов - всего 31 человек. При этом в Барселоне, где самолёт с игроками "Торино" садился на дозаправку, туринские футболисты встретились и пообщались с соперниками по чемпионату - игроками "Милана".

Самолёт потерпел крушение совсем недалеко от Торино. Пилоты по причине сильного тумана потеряли ориентацию в пространстве и врезались в ограду католической Базилики Суперга, после чего авиалайнер резко развернуло, и он с большой скоростью рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту, погибли. Единственным оставшимся в живых игроком "Торино" того периода стал Лауро Тома, который не полетел с командой в Лиссабон из-за полученной травмы.

Гораздо меньшие потери по сравнению с "Торино" понёс именитый британский клуб. Более полувека назад, 6 февраля 1958 года, самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. На борту авиалайнера находились футболисты клуба, руководство МЮ, а также болельщики и журналисты - всего 23 человека из 44.

Крушение самолёта с манкунианцами произошло по пути из Белграда, где команда провела матч против местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги Чемпионов. Самолёт сел на дозаправку в Мюнхене, после чего попытался взлететь, однако этому помешали повышенные колебания в левом двигателе. Вторая попытка также окончилась неудачей. Третьей попытке взлёта помешал начавшийся снегопад, из-за которого авиалайнер потерял скорость. Левое крыло самолёта задело близлежащий дом.

21 человек на борту скончался мгновенно, остальные потеряли сознание. Впоследствии виновником катастрофы назвали пилота, однако спустя десять лет после катастрофы он был оправдан ввиду того, что из-за начавшегося на момент третьего взлёта снегопада в конце взлётной полосы образовалось большое количество снега, что и стало причиной погашения скорости лайнера.

Сборная США по фигурному катанию 15 февраля 1961 года

В 1961 году 18 лучших фигуристов США должны были принять участие в чемпионате мира, который должен был состояться в Праге. 15 февраля спортсмены вместе с тренерами, официальными представителями и родственниками взошли на борт нового Boeing 707. Самолет вылетел из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель, где сборную США ожидала пересадка до Праги.

Спустя несколько часов авиалайнер разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от бельгийской столицы. Погибли все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле. Чемпионат мира 1961 года в Праге был отменён. Среди жертв трагедии были Мэрибел Винсон-Оуэн - тренер американской команды и ее дочери Лоренс и Мэрибел - члены сборной США по фигурному катанию.

Следователи не обнаружили никаких признаков неполадок на борту. Почему на высоте менее 300 метров двигатели Boeing неожиданно увеличили мощность и уже выпущенные шасси втянулись обратно до сих пор неизвестно. Авиакатастрофа нанесла тяжелый удар по американскому фигурному катанию, только в 1968 году в США появились новые чемпионы.

В советское время "Пахтакор" был крайне крепкой командой всесоюзного чемпионата. Однако 11 августа 1979 года произошли события, которые чёрными буквами вписаны в историю клуба. Самолёт Ту-134, в котором команда летела в Минск на очередной матч чемпионата СССР с минским "Динамо", столкнулся с аналогичным самолётом на высоте 8400 метров над украинским Днепродзержинском. Один из самолётов направлялся из Челябинска в Кишинёв, другой - из Ташкента в Минск.

Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском). В числе погибших были и 17 игроков "Пахтакора".

Несмотря на трагедию, советское руководство решило помочь команде посредством перехода игроков из других клубов, а также сохранением "прописки" в Высшей лиге СССР, независимо от результатов выступлений, сроком на три года.

7 сентября 2011 года самолет Як-42 вылетел из аэропорта Туношна, на его борту были игроки ХК "Локомотив". Они направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным "Динамо". Это должен был быть первый матч ярославцев в сезоне 2011-2012 Континентальной хоккейной лиги.

На взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых в живых остался только член экипажа Александр Сизов. Врачи несколько дней боролись за жизнь чудом выбравшегося из под развалов хоккеиста Александра Галимова, но его травмы были изначально не совместимы с жизнью.

Сразу же после авиакатастрофы руководство КХЛ приостановило чемпионат на несколько дней, о дальнейшей судьбе команды никто в тот момент и не думал. Вскоре было принято решение, что "Локомотив" вернется в КХЛ только в сезоне-2012/13, а текущий сезон команда пропустит.

Позже МАК назвал непосредственной причиной катастрофы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них допустил роковую оплошность так и не удалось.

Год: 1949

Погибшие: 31 человек

Выжившие: нет

В сороковых годах туринские «быки» были сильнейшим клубом Италии и одним из сильнейших в Европе. С 1942 по 1949 «Grande Torino» был неизменным чемпионом Серии А, если не брать в учет турнир 1944 года, который не был признан официальным. К моменту трагедии в составе «бордовых» выступали 10 игроков национальной сборной, в том числе и капитан «скуадры адзурры» В. Маццола.

4 мая 1949 г. команда возвращалась домой после товарищеской игры с «Бенфикой», проходившей в столице Португалии. Самолет с футболистами на борту после вылета из Лиссабона приземлился в Барселоне для пополнения запаса топлива. В столице Каталонии игроки «Торино» встретились с футболистами «Милана», которые направлялись в Мадрид, и как оказалось позже, представители «россонери» были последними, кто видел «бордовых» живыми. На подлете к месту назначения из-за повышенной туманности пилот потерял контроль над самолетом и снизился ниже допустимого предела, из-за чего левое крыло задело построенную на возвышенности базилику. В результате этого контакта самолет развернуло и на высокой скорости борт врезался в землю. Из 28 пассажиров (18 – футболисты) и 4 членов экипажа не выжил никто.

Эта трагедия оказала большое влияние на итальянский футбол. Сборной Италии понадобилось почти два десятилетия, чтобы вернуться в элиту европейского футбола, а «Торино» навсегда потерял статус топ-клуба.

«Манчестер Юнайтед»

Год: 1958

Погибшие: 23 человека

Выжившие: 21 человек

Выиграв чемпионат Англии в 1956 году, «МЮ» с помощью с помощью своего наставника Мэтта Басби добился разрешения на участие в Кубке чемпионов и стал первым английским клубом, сыгравшим в главном еврокубке. В сезоне 1956/57 «манкунианцы» дошли в КЧ до полуфинала, а в чемпионате Англии снова завоевали золото. Следующий сезон также начался для «МЮ» успешно. Команда Басби была на лидирующих позициях во внутреннем первенстве, а в КЧ добралась до четвертьфинала.

В 1/4 финала КЧ 57/58 «МЮ» должен был сыграть двухматчевую дуэль с «Црвеной Звездой». Первая встреча проходила 14 января в Англии и «манкунианцы» одержали в ней победу со счетом 2:1. Ответная игра состоялась 5 февраля в Белграде и матч завершился результативной ничьей со счетом 3:3, которая вывела подопечных Басби во второй полуфинал КЧ подряд.

Возвращаясь из Белграда, самолет с командой на борту с целью дозаправки совершил посадку в Мюнхене. Пополнив запасы топлива, самолет должен был сразу отправиться в Манчестер, но взлет был отменен из-за неполадок в работе двигателя. К тому моменту пошел сильный снег и видимость снизилась, однако командир судна принял решение осуществить еще одну попытку взлета, несмотря на имеющиеся проблемы. Выйдя на взлетную полосу, самолет с «МЮ» на борту разогнался до скорости 217 км/ч, при которой отменять взлет уже было нельзя, однако поднять машину в воздух пилоты не смогли. Выйдя за пределы взлетной полосы, самолет на высокой скорости протаранил ограждение ВПП и врезался в жилой дом. В результате крушения погибли 8 футболистов, три члена тренерского штаба и десять других пассажиров. Среди выживших оказались наставник клуба Басби и нападающий Бобби Чарльтон, а также другие футболисты.

Несмотря на гибель восьмерых игроков и травмы, полученные остальными членами команды, «МЮ» смог доиграть сезон и занял в чемпионате Англии второе место, а полуфинале КЧ «манкунианцы» уступили «Милану». Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене Басби приведет «МЮ» к первому титулу клубного чемпиона Европы, а играющий под его руководством Чарльтон получит «Золотой мяч».

Олимпийская сборная Дании

Год: 1960

Погибшие: 23 человека

Выжившие: 21 человек

В 1960 году в Риме проходили летние Олимпийские игры, и сборная Дании была одним из участников олимпийского футбольного турнира. 16 июля восемь игроков датской олимпийской сборной вылетели из Копенгагена на небольшом самолете типа «Havilland DH89 Dragon Rapide», который управлялся 27-летним пилотом Стигом Винделевым. Спустя несколько минут после взлета, пилот в условиях плохой видимости потерял горизонт и самолет врезался в воду в 50 метрах от берега возле города Эресунд.

Среди выживших оказались только пилот Винделев и 21-летний вратарь Пер Функ Йенсен, однако последний скончался по дорогу в больницу. В результате катастрофы Винделев потерял ногу и больше никогда не садился за штурвал самолета, став преподавателем физики и изобретателем.

Сразу после крушения самолета, футбольный союз Дании принял решение о снятии своей сборной с ОИ-1960, однако потом это решение было отменено и датская команда выиграла серебро Олимпиады.

Год: 1961

Погибшие: 24 человека

Выжившие: нет

Весной 1961 года чилийский футбол потерял команду «Грин Кросс». 3 апреля самолет типа «Douglas C 47A», перевозивший футболистов и тренеров клуба, вылетел из города Кастро в Сантьяго, потерпел крушение в Кордильерах, и в результате погибли все 24 человека, находившиеся на борту. Обломки разбившегося в Чили самолета были найдены только в 2015 году. Поисковая экспедиция обнаружила только часть самолета, которая к тому времени была засыпана слоем земли не была видна с воздуха.

Год: 1969

Погибшие: 74 человека

Выжившие: нет

В 1969 году боливийский клуб «Стронгест» возвращался в Ла-Пас из города Санта-Крус, где проходил международный товарищеский турнир. Команда была на борту самолета типа «Douglas DC-6B», который с учетом футболистов и тренеров перевозил 69 пассажиров. 26 сентября в 14:10 по местному времени несмотря на сильный снегопад самолет покинул аэропорт Санта-Крус и направился в сторону Анд. Через 2 часа и 20 минут после взлета самолет перестал выходить на связь, после чего была объявлена поисковая операция. Обломки самолета в тот же день были обнаружены группой шахтеров из небольшого поселка Виолко и к месту крушения направилась спасательная группа. По прибытию, спасатели обнаружили, что из 74 человек, находившихся на борту, выживших не осталось.

По итогам экспертизы было установлено, что причиной трагедии мог стать пожар. Пилоты пытались совершить вынужденную посадку, но из-за плохой видимости, вызванной задымлением и сильным снегопадом, врезались в склон горы.

В 1940-х годах «Торино» был грандом итальянского футбола. Лучшее тому подтверждение - три чемпионских титула «скуадра граната» с 1946 по 1948 год. 4 мая 1949 года на трехмоторном самолете Fiat футболисты «Торино» возвращались после выездного матча с португальской «Бенфикой» в Турин. Самолет совершил промежуточную посадку в Барселоне на дозаправку, во время которой игроки «Торино» пообщались с футболистами «Милана», пересаживавшимися на рейс до Мадрида. «Россонери» стали последними, кто выдел туринцев живыми.

Ближе к пяти вечера, когда до Турина оставались считанные километры, авиалайнер вошел в плотную полосу тумана. Пилот потерял ориентацию, самолет снизился и левым крылом задел ограду расположившейся на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. В катастрофе погибли все 18 находившихся на борту футболистов, в том числе и капитан сборной Италии Валентино Маццола. Судьба благоволила лишь одному игроку «Торино» - Лауро Тома. Из-за травмы он вынужденно остался дома. К слову, «Торино» с молодежным составом сохранил за собой первую сточку турнирной таблицы.

«Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года

В этот роковой день самолет авиакомпании British European Airways, выполнявший чартерный рейс BE609 из Белграда в Манчестер, остановился на дозаправку в Мюнхене. На его борту был 21 представитель английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», возвращавшегося домой после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с белградской «Црвена Звезда».

Пилоты предприняли две попытки взлететь, но оба раза останавливались из-за неполадок с двигателем. Однако, не желая отставать от графика, они решились еще на одну попытку. Не смог их остановить и начавшийся снегопад. Ирландский нападающий Лиам Уилан так отреагировал на рвение пилотов: «Возможно, это смерть, но я готов к ней».

Пилоты отчаянно пытались оторвать самолет от земли, но он, въехав колесами в снежную кашу, продолжал мчаться по взлетной полосе. На скорости почти 200 км/ч самолет протаранил ограждение и врезался в частный дом.

Жильцы по счастливой случайности не пострадали, а из 44 человек, находившихся на борту самолета, 23 погибли и еще 19 - получили ранения. «Манчестер Юнайтед» в катастрофе потерял восьмерых игроков (в том числе Лиама Уилана) и троих членов тренерского штаба. Среди выживших был Бобби Чарльтон, в будущем звезда английского футбола, - в момент аварии его вместе с сиденьем вышвырнуло из салона.

«Стронгест». 26 сентября 1969 года

Вечером в пятницу 26 сентября 1969 года боливийский футбольный клуб «Стронгест» возвращался на самолете в Ла-Пас после товарищеской игры. Это был лучший период в истории одного из старейших футбольных клубов Боливии.

Через несколько часов полета экипаж «Дугласа» перестал выходить на связь. На Анды в это время обрушился снежный фронт, и диспетчеры поспешили объявить чрезвычайную ситуацию. Только через сутки в самом сердце Анд, недалеко от местечка Вилоко на склоне горы Чокетанга, группа шахтеров обнаружила обломки самолета, еще через сутки туда прибыла поисковая команда.

Установить причину катастрофы так и не удалось. Но стоит отметить, что трагедия случилась в тот день, когда в стране произошел военный переворот. Все 74 находившихся на борту человека погибли, из них 19 - игроки и тренеры клуба «Стронгест». Через пять лет обновленный «Стронгест» вновь выиграл чемпионат Боливии.

«Пахтакор». 11 августа 1979 года

Одна из самых страшных катастроф в истории советской авиации произошла в небе над украинским Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день по вине авиадиспетчеров (впрочем, версия о попадании учебной ракеты также живуча) столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134 компании «Аэрофлот». Один из самолетов выполнял рейс Воронеж - Кишинев, другой - Ташкент - Минск. В последнем летела популярная в СССР футбольная команда «Пахтакор» на очередной матч первенства страны с минским «Динамо».

Никто из 178 человек, находившихся на обоих авиалайнерах, не выжил. Если борт, направлявшийся в Кишинев, сразу разрушился в воздухе, то самолет, летевший в Минск, потеряв хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей еще пытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4 километров вошел в крутое пике и рухнул на землю. В нем находились 14 игроков и три представителя тренерского штаба ташкентского «Пахтакора».



mob_info