Как подковать лошадь для начинающих. Что такое подкованная лошадь

В то время, как дикие лошади могут перемещаться на многие километры каждый день без какой-либо защиты своих копыт, одомашненным лошадям необходимы подковы для защиты их ног от травм и увеличения их эффективности в качестве рабочих животных. Люди, умеющие подковывать лошадей, называются кузнецами. Изучение основных навыков кузнеца - хорошее подспорье практически для любого владельца лошади, так как подковы необходимо менять через каждые 4-8 недель, и затраты на наем профессионала могут быть достаточно высоки.

Шаги

Часть 1

Подготовка копыт лошади к ковке

    Поднимите ногу лошади для подготовки к ковке. При подковке лошади для вашей безопасности и комфорта коня важно поднять ногу лошади в удобное для нее положение. Ласково похлопайте лошадь по крупу, чтобы она увидела, что вы рядом. Чтобы поднять ее ступню, опустите руку к ее ноге, возьмитесь за связку над ступней и поднимите копыто. Лошадь должна переместить свой центр тяжести на другие три ноги.

    • Во время работы удерживайте ногу на месте, прижав свое бедро между скакательным суставом и голенью. Запустите копыто между своих ног и зажмите коленями так, чтобы подошва копыта была перед вами. Поддерживайте копыто одной рукой. Это эффективно блокирует ногу лошади, и она не может ударить вас ногой или поставить ее на землю.
  1. Удалите подковы, которые остались на копытах лошади. Чтобы удалить подкову, для начала уберите заклепки с помощью обсечки и молотка. Поставьте лезвие обсечки на заклепку, затем ударьте по ней молотком, чтобы ослабить заклепку. Затем используйте металлические съемники, чтобы ослабить заклепки и снять подкову. Обхватите губками съемников внешнее основание подковы и раскачайте, чтобы ослабить подкову. То же самое сделайте для внутреннего основания подковы. Делайте это, пока подкова не снимется.

    • Есть некоторые альтернативные способы снятия заклепок. Вы можете воспользоваться камнем и отверткой с плоской головкой, чтобы разогнуть заклепки, или если вы достаточно осторожны, чтобы не проделать дыру в копыте животного, вы даже можете воспользоваться напильником и спилить загнутые концы заклепок.
  2. Почистите нижнюю часть копыта. Для сохранения здоровья и безопасности вашей лошади, не оставляйте грязь и остатки старой подковы между подошвой копыта и новой подковой. Так что, перед тем, как подковать лошадь, удалите всю грязь, глину, камни, навоз с подошвы копыта с помощью пробойника движениями сверху вниз от задней части копыта к передней. После этого воспользуйтесь щеткой с металлической щетиной для дополнительной очистки.

    • Будьте осторожны вокруг стрелки копыта - это треугольная впадина в центре копыта. Эта часть очень чувствительна.
  3. Для удаления отслоившегося, ороговевшего слоя подошвы копыта воспользуйтесь копытным ножом. Как правило, перед тем, как подковать лошадь, жесткий, потемневший, ороговевший слой подошвы необходимо счистить до более светлого и нежного слоя, подобно тому, как обрезают ногти человека. Не режьте слишком глубоко, так как можно ранить лошадь или даже на время покалечить ее, подобно тому, как если слишком коротко обрезать ногти человеку.

    • Этот процесс пройдет значительно проще, если копытный нож хорошо заточен. Также будьте осторожны при выполнении этой работы, так как лезвие может соскочить и поранить вас.
  4. Обрежьте излишние части роговой стенки копыта с помощью щипцов для обрезки копыт. Роговая стенка копыта должна выпирать на 7,5 - 3/4 см от линии роста волос над самим копытом. Если она длиннее, воспользуйтесь набором щипцов (по существу, огромными кусачками для маникюра), чтобы обрезать край копыта до подходящей длины.

    • Когда обрезаете щипцами копыто, не забудьте сделать поверхность обрезаемых краев копыта прямой и ровной, чтобы она составляла с землей одну линию при ходьбе. Отрезайте с каждой стороны от задней части копыта к передней.
      • Исключением могут быть случаи, если у лошади неравномерная поступь, - тогда обрезайте меньше от копыта с той стороны, которая сильнее изнашивается. Будьте внимательны при этих особенностях, и если не уверены в чем-то, лучше посоветуйтесь с опытным кузнецом.
  5. Воспользуйтесь напильником для сглаживания и выравнивания подошвы. Последнее, что нужно сделать при подготовке копыт лошади к ковке, - это убедиться, что подошвы копыт ровные, гладкие и плоские. С помощью напильника осторожно удалите все неровности на подошвах, заботясь о том, чтобы не сильно уменьшить копыто и не нанести раздражение копытной стрелке.

    Часть 2

    Подковка лошади
    1. Примерьте подкову к копыту. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть разных размеров, и поэтому для разных лошадей нужны подковы разных размеров. Перед тем, как начнете, убедитесь, что у вас есть все необходимые размеры подков. Не забывайте, что передние и задние ступни лошади разной формы, так что для каждой ноги нужна своя подкова.

      • Если вам необходимо выбирать между слишком большими и слишком маленькими подковами, выберите те, что больше. Их можно погнуть, придать форму и уменьшить до меньшего размера, в то время, как маленькие подковы никак не увеличишь.
    2. По необходимости, подправьте форму подков. Зачастую даже при правильном размере подковы не всегда идеально подходят к подошвам копыт, и их нужно подправлять. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть асимметричными или неровными. Есть несколько способов придания нужной формы подковам. Если вы компетентный мастер по работе с металлами, вы можете нагреть подкову, пока сталь не станет настолько мягкой, что ее можно будет согнуть и подогнать под размер копыта. Или вы можете придать форму подкове методом холодной формовки на наковальне, используя молоток и клещи. Некоторые кузнецы выбирают совсем другой путь, - они обтачивают подковы с помощью напильника или точильного станка до нужной формы\размера.

      • Подходящие подковы должны плотно прилегать к подошве копыта. Может понадобиться некоторое время, прежде чем вы придадите подкове нужную форму.
    3. Зафиксируйте подкову на копыте с помощью гвоздей. Установите подкову так, чтобы она идеально прилегала к кромке копыт, затем установите гвозди в отверстия в подкове, чтобы прикрепить ее к копыту. После этого позаботьтесь о том, чтобы не поранить или не стреножить лошадь. Вкручивайте гвозди в копыто лошади под тупым углом, направленным наружу от центра, так, чтобы гвоздь прошел через верх роговой стенки копыта. Не вкручивайте гвозди в чувствительную внутреннюю часть копыта. Для упрощения процесса можно использовать специально разработанные подковные гвозди, у которых есть скошенный угол среза с одной стороны, с помощью которого гвоздь направляется в роговую стенку. Для таких гвоздей производитель, как правило, маркирует ту сторону гвоздя, которая должна быть в центре (по направлению к копытной стрелке) - это помогает удостовериться, что гвоздь пойдет в нужном направлении.

      • Для некоторых современных подков используют клей вместо гвоздей для закрепления подков на копытах. Если вы боитесь поранить лошадь, можете попробовать эту альтернативу. Обратите внимание, что способы применения подков “под клей” могут отличаться, - проконсультируйтесь с производителем или опытным кузнецом для получения развернутой информации.
    4. Загните и удалите торчащие концы гвоздей. Когда каждый гвоздь установлен на свое место, загните концы гвоздей к роговой стенке копыта с помощью раздвоенного конца головы молотка. Затем открутите кончики или отломайте с помощью щипцов. Оставьте примерно 0,5 см загнутого кончика гвоздя над отверстием, по направлению к носку. Таким образом, гвоздь сможет удерживать подкову на месте и не причинит вреда своими острыми концами ни вам, ни лошади.

И правда, зачем? Ведь проживая в условиях природы на вольных хлебах, лошади прекрасно обходятся без подков! Более того, они даже не предполагают об их существовании. Люди же о лошадиной обувке издавна были иного мнения...

Первыми стали обувать лошадей хитрые азиаты. Они сплетали для лошадей башмаки из лыка и обматывали его кожей. Ведь кочевой образ жизни требовал дальних переходов. А еще – надо было завоевывать мир. А на хромой лошадке далеко не уедешь, и мир не завоюешь. Конечно, такая обувка быстро изнашивалась, и надлежало придумать нечто более долговечное. И люди придумали: стали крепить кожаными ремнями к копытам лошадей металлические пластины. Было это еще во втором веке до Рождества Христова. И если теперь роговой слой копыт не стачивался, то кожаные ремни натирали лошади ноги.

Эта проблема была решена в первом веке до нашей эры то ли римлянами, то ли кельтами, - в это время появились уже настоящие подковы с отверстиями для гвоздей, и специальные гвозди для ковки. На таких лошадях уже можно было завоевывать мир и, при случае, быстро унести ноги и спасти себе жизнь.

Современный же вид подкова в виде железной пластины в форме неполного кольца приобрела в пятом веке уже нашей эры, и в Средние века широко распространилась по всему миру. Процесс изобретения подковы был завершен.

Зачем все это было нужно?

Ну, во-первых, дабы предохранить копыта лошади от повреждений. Это в вольных условиях лошадь бегает, где хочет, самостоятельно выбирая себе путь, грунт, обходя препятствия и камни, причем без седока на спине и без телеги или повозки за спиной. Лошадь же в услужении человеку, то есть в неволе, дорогу себе не выбирает и ступает туда, куда ее направляет человек. И сбив копыто, лошадь уже не может выполнять свои функции, навязанные ей людьми.

Подковы нужны, чтобы быстро передвигаться на дальние расстояния, ведь при таких условиях копыта стираются быстрее, чем растут.

А груз, который приходится везти лошади? Это же требует усилий. Дорога же бывает разной. И для того, чтобы роговой слой на копытах в процессе эксплуатации лошади не стачивался до мяса, после чего лошадь начинала хромать, не могла нести всадника или везти груженую повозку, и была придумана подкова.

А еще подкованное копыто меньше скользит.

Словом, от наличия на копыте подковы зависит и здоровье лошади, и ее быстрота, равно, как и работоспособность.

Подковы бывают разными. Это зависит от местности, в которой живут и работают лошади, и от времени года. Например, зимние подковы, как и шины у автомобиля, имеют шипы, дабы лошадь не скользила и, неровен час, не упала, поскользнувшись, вместе с всадником.

Делаются подковы из стали или алюминия (иногда из резины и пластика) и прибиваются к копыту специальными гвоздями. Это для лошади не столько больно, сколько неприятно. Но – что делать? – такова лошадиная судьба.

Словом, без подковы нынешней лошади – никуда. Особенно в городах с асфальтовым покрытием.

А еще подковы лошади нужны для того, чтобы их терять. И дарить нашедшему их счастье...

В результате одомашнивания животных, люди сталкиваются с проблемой изменения жизненных особенностей и поведения у представителей фауны. Находясь в неестественной среде обитания, млекопитающие претерпевают перестройки в организме, теряя некие способности. Ведь владелец, ухаживая за питомцем, предоставляет ему питание и инстинкт добычи уже не нужен.

Основная функция подковы — защита копыта лошади

Человек, заботясь о здоровье животного и сроке службы, придумал нужное приспособление – подковы, которое способно защищать копыто, продляя жизнь животному. В дикой природе травоядные обходятся без подков, тогда зачем заниматься ковкой?

Подкова-обувь для лошадей

Первые подковы появились в Азии и существенно отличались от настоящих. Они представляли собой некие башмачки, изготовленные из кожи и тростника, которые привязывались к ноге ремнями и веревками. Само собой разумеется, срок службы такой обуви был невелик. Далее, их место заняли металлические сандалии, которые позволяли подковывать животное значительно реже. И только в третьем веке человек начал изготавливать изогнутые подковы, применяемые сейчас.

Столь значительное изменение обуви для жеребцов стало необходимым, в связи с развитием инфраструктуры. Ведь, если изначально, животное передвигалось по мягкой траве, то в результате одомашнивания, пришлось отказаться от возможности самому выбирать дорогу и довольствоваться твердым грунтом и брусчаткой. Плюс, одежда наездников становилась тяжелее, появились кольчуги. Следовательно, приходилось преодолевать длинные расстояния по ужасной каменистой местности и тащить на себе телеги с тяжелым грузом. В результате такого жизненного цикла копыта быстро стирались, что приносило лошади боль и неудобство. Чтобы как-то уберечь питомца, человек придумал отличное приспособление – подковы.

Подковы в России появились в начале XVIII века

В России ковка лошадей стала популярной после указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Вследствие чего, наличие подковы у лошади подчеркивало статус ее владельца.

Современные подковы для лошади имеют овальную форму и довольно пластичны. Подогнать по размеру их можно в любом виде, будь то горячее или уже остывшее изделие. Есть несколько видов подков:

  • Стандартные;
  • Облегченные (для соревнований и скачек);
  • Зимние;
  • Ортопедические;
  • Пластиковые;
  • Резиновые;
  • Алюминиевые.

Особенности строения копыта, функционала животного и его породы влияют на выбор вида подков.

Современные подковы для лошадей — защита копыт, предохраняющая их от повреждений. Ведь в неволе лошадям приходится меньше двигаться, и копыта теряют свою твердость.

Тоже самое происходит с мышцами, которые привыкли к особым нагрузкам, они атрофируются, животное становится менее выносливым.

Сейчас существует множество разновидностей подков

Работая тяжело и путешествуя по асфальтированным дорогам копыта изнашиваются. Но диким лошадям такое не грозит, ведь они сами выбирают путь, обходя препятствия. И копыта у них быстрее восстанавливаются. Таким образом, копыта домашних скакунов, из-за такого образа жизни, страдают медленным процессом регенерации.

Износ «набойки» для животных крайне опасен. Ведь, поврежденная часть доставляет неудобство и боль при движении, поэтому такая лошадь хромает или полностью отказывается двигаться.

Подкуй, кузнец, лошадку

Зачем вмешиваться в природный процесс и ковать лошадь? Ковка лошадей необязательна,если лошадь чувствует себя как на воле. Ведь, гуляя на воле, особи способны выбирать пути миграции. Благодаря этому их копыта стираются не сильно и успевают восстанавливаться.

Ковку лошадей нужно доверить профессионалу

У владельцев жеребцов часто возникает вопрос: как подковать лошадь? Для этого необходимо обратиться к мастеру, ведь ковку лошадей провести самостоятельно сложно. Только коваль способен гарантировать нужный и долговременный результат.

Для ковки лошадей используются специальные инструменты: крючок для ухода за копытами (обсечка), клещи для снятия старой подковы, нож с закругленным концом, снимающий старый слой подошвы (секач), ковочный молоток, рашпиль (пилка для копыт), гвозди(ухнали), наковальня, пассатижи для удаления концов гвоздей. Благодаря этим инструментам ковка лошадей не занимает много времени и не причиняет животному дискомфорт.

Таким образом, у коваля в наличии имеется определенный набор инструментов, который является некой мобильной кузницей. Такой арсенал нужных инструментов помогает мастеру выполнять работу, надлежащего качества.

Теперь ковка лошадей не роскошь, а предмет необходимости.

Современный конь без подков, как современный человек без обуви. Подковывание защищает копыта лошадей от истирания и механических повреждений. Дикие животные, которые имеют возможность ходить по мягкой земле, траве или пескам не нуждаются в ковке. Природный грунт не вредит их копытам, обтачивает и полирует их.

Спортивные или сельские кони не смогут долго передвигаться неподкованными, ведь асфальтированное покрытие дорог вредит неподкованным животным. Копыто – это костяное образование, которое в процессе эволюции объединило три первых пальца животного. Ноги у коней достаточно хрупкие. Животные с дефектами ног удаляются владельцами «на пенсию». Большое значение для производительности труда и спортивных достижений имеет правильный выбор материалов и грамотное подковывание .

Человек издавна заботится о тех, кого приручил. Подковывать коней начали в стародавние времена. Сначала коней обували в металлические тяжелые ботинки. Поняв, что лошадям в такой «обуви» совсем неудобно, люди придумали металлические накладки на копыта.

Подкованный конь не страдает от неровностей грунта и прочности асфальтового или бетонного покрытия. Подковка лошадей защищает их подошвы. Более того, в зимнее время, специальные шипы, которые вкручиваются в металл, обеспечивают коню устойчивость и проходимость в условиях гололёда.

Подковы для лошадей бывают разной толщины и формы. Подковывают коней в зависимости от предназначения. Спортивных коней подковывают не так, как рабочих.

Что представляет собой процедура подковывания лошади, как, с какой периодичностью и кем она проводится – любителям этих животных знать полезно, а тем, кто занимается ими профессионально, – обязательно подавно.

Правильно выбираем подковы

Для того чтобы разобраться в назначении и видах подков, целесообразно обратиться, как ни странно, к обуви, которую носит человек. Она создана очень давно с целью защиты ног от негативных внешних факторов (климатических, биологических, антропогенных). Практическая функция тесно сопряжена с комфортом, поэтому обувь подбирается с пониманием того, где и когда ее нужно носить. Скажем, в походных условиях следует отдать предпочтение удобным, не стесняющим движение ботинкам, а высокий каблук будет неуместен, валенки на меху, легкие мокасины, сандалии надеваются сообразно погоде и сезону, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом показана ортопедическая обувь и т.д.

По схожему принципу подбирается и подкова для лошадей. Она представляет собой металлическую пластину, «обуваемую» на копыто лошади, чтобы защитить его от повреждений и травм. Наличие оной принципиально важно, поскольку лошадь – животное тяжеловесное, проводит почти все время на ходу, а поверхность, по которой она ступает, может быть разной.

В зависимости от занятия, к которому привлечена лошадь, различают несколько видов подков. Так, есть подковы, подходящие к комплекции среднестатистической лошади и ее физической нагрузке, — стандартные. Они размерные (всего есть 13 размеров подков ) и могут оснащаться шипами (во избежание скольжения в осенне-зимний период). По форме различаются лишь тем, что для передних копыт подковы делаются более закругленными.

Если лошадь спортивная и часто задействована в скачках, то подковывают ее иначе. Это более трудоемкий процесс, чем создание стандартной подковы. Главным образом потому, что она делается вручную с учетом индивидуальных параметров каждой лошади. Идеальная подкова для скачек должна быть легкой (до 120 грамм), но прочной, поэтому ее изготавливают из специальной пружинной стали.

Конкур или выездка требуют тонких и идеально «сидящих» подков, то есть тех, которые не выходят за пределы копыта. Наконец, ортопедические подковы, как можно догадаться, предназначены для коррекции движений лошади, исправления дефектов копыт, профилактики заболеваний опорно-двигательной системы и отдыха. Эти подковы изготавливаются строго по замерам с учетом конкретной проблемы или задачи, а их «ношение» назначает врач-ветеринар.

Инструменты для ковки

Чтобы качественно подковать лошадь, необходимо пользоваться специальными инструментами. Среди них основными являются:

  • Ухналь.
  • Обсечка.
  • Копытный нож.
  • Рашпиль.
  • Ковочный молоток и др.

Сначала кузнец осматривает конечности, освобождает лошадь от старых подков, чистит ее копыта, подгоняет размер подков, а затем только крепит новые. Когда лошадь молодая или просто слишком активная, используется станок для ковки.


Подковывание таких лошадей обычно занимает больше времени: чтобы помочь лошади привыкнуть к манипуляции с конечностями, кузнец обычно «имитирует» ковку, просто постукивая по копытам. И только после того, как между лошадью и человеком установилось доверие, можно начинать подковывать сначала переднюю, потом заднюю пару конечностей.

Подковка лошади

Важно! Процесс подковки лошади – большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Дилетантский подход к этому делу может навредить и лошади, и неопытному кузнецу.

Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

  • Создать комфорт: ковка должна происходить в сухом и чистом помещении.
  • Избегать опасностей: рядом с лошадью не должно быть еды и других животных; активных лошадей лучше сразу привязывать.
  • После окончания работы проверьте, равномерно ли лошадь перемещает конечности, не хромает ли и т.д.

Сама процедура подковывания лошади происходит в несколько этапов:

  • Снятие старой подковы: для этого кузнец зажимает конечность животного и с помощью щипцов снимает гвозди, захватив их за барашки.
  • Кусачками убирается ороговевший слой копыта, различные загрязнения снаружи.
  • Внутри навести косметический блеск можно с помощью копытного ножа. Здесь нужно действовать особенно осторожно, поскольку сама чистка копыта не приносит лошади боли и дискомфорта, при чистке внутренней части копыта можно задеть мягкие ткани;
  • Стенки копыт подравниваются секачом и шлифуются рашпилем.
  • Когда копыто готово, прикладываем к нему раскаленную подкову: на ней останутся отпечатки, по которым и делается дальнейшая примерка и подгонка подков к копыту.
  • Неровности, лишние части подковы убираются, после чего можно перейти к «переобуванию».
  • Подкова, под которой находится резиновая прослойка, прибивается гвоздями к роговому слою копыта.

С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки. В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям.

Когда начинать подковывать лошадь? Жеребят уже с 2-3-х месячного возраста уже можно подковывать. Однако первые пять лет жизни (именно в этот период лошадь набирает основную массу) нужно пристально следить за ростом и правильным развитием копыт, чтобы в будущем избежать серьезных патологий.

Следует помнить, что лошади нужно и время отдыха от подков – до 2-х месяцев в год. Соблюдая основные правила ковки можно застраховать лошадь, а вместе с ней наездников и других людей от различных опасностей, которые несут в себе проблемы в обращении с лошадью, неправильный подход к ней.



mob_info