Как ориентироваться в спортивном ориентировании. Настояшим Туристам: Спортивное ориентирование

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с таким понятием, как ориентирование. Что такое понятие подразумевает, какие имеются его способы и виды, история спортивного ориентирования - все это мы затронем в нашем рассказе. Прежде всего необходимо определиться с ключевым термином. Расскажем о таком понятии, как ориентирование. Что такое понятие существует, знает каждый из нас. А многие даже могут пояснить его: это способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь. Можно всегда отыскать дорогу, если знать о расположении четырех сторон света. Это юг (S), север (N), запад (W) и восток (E). Поговорим теперь подробнее о таком понятии, как ориентирование.

Что такое ориентирование на местности

Это очень широкое понятие. Можно ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам, часам, природным явлениям и признакам, а также различным подсказкам. К примеру, если вы выглянете утром в окно и увидите, что люди идут с зонтиками, вы поймете, что на улице дождь. Если же вы заметите снег, то оденетесь теплее. Это, если можно так выразиться, "бытовое" ориентирование.

Что такое ориентирование, для чего оно необходимо? Оно представляет собой одно из самых важных условий, обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, а также необходимых для успешного решения поставленных задач. Использовать для или карту несложно. Однако иногда необходимо действовать, не имея при себе ни компаса, ни карты. Поэтому следует знать и другие способы ориентирования на местности.

Готовясь к походу, нужно уделить особое внимание привитию соответствующих навыков, способов, правил и приемов, которые помогут вам обходиться без использования компаса и карты.

Ориентирование по Солнцу

Возможно, вы знаете, что места его восхода и захода различаются в зависимости от времени года. Солнце зимой восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе. В летний период оно встает на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Осенью и весной Солнце встает на востоке, а садится на западе. Необходимо помнить о том, что в полдень оно всегда расположено в направлении к югу, вне зависимости от времени года. В 13 часов наблюдается наиболее короткая тень от предметов. В это время ее направление от предметов, расположенных вертикально, указывает на север. В случае если Солнце скрывают облака, можно поставить нож на ноготь пальца. Появится тень, хотя бы небольшая, и будет понятно, где оно находится.

По Солнцу и часам

Следует направить на Солнце часовую стрелку. Угол, который образуется между цифрой 1 (13 часов) и направлением часовой стрелки, нужно разделить пополам с помощью воображаемой линии. Она укажет вам направление: сзади - север, впереди - юг. Нужно помнить, что делить следует левый угол до 13 часов и правый - во второй половине дня.

По Полярной звезде

Способы ориентирования на местности многочисленны. Один из самых известных - по Полярной звезде. Эта звезда всегда на севере. Для того чтобы ее найти, следует сначала отыскать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает ковш, который образуется из 7 звезд, довольно ярких. Далее через 2 крайние правые звезды следует мысленно провести линию. На ней необходимо отложить расстояние между ними, умноженное на пять. В конце линии мы обнаружим Полярную звезду. Она расположена в хвосте Малой Медведицы, еще одного созвездия. Если встать лицом к этой звезде, мы будем стоять по направлению к северу.

По Луне

Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо помнить о том, что Луна в первую четверть в 20 часов виднеется на юге, на западе она находится в 2 часа ночи. Если же речь идет о последней четверти, то на востоке Луна будет в 2 часа ночи, а на юге - в 8 утра. Стороны горизонта ночью при полнолунии определяются таким же образом, как по Солнцу и часам. В этом случае вместо Солнца используется Луна. Нужно помнить, что когда она полная, она противостоит Солнцу. Другими словами, расположена против него.

Способ ориентирования по таянию снега

Продолжаем рассказывать о том, что такое ориентирование в географии. Мы описали еще далеко не все его способы. В этой статье говорится лишь об основных из них. Одним из самых распространенных способов является ориентирование по таянию снега. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.

По тени

В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север. Чтобы не дожидаться ее появления, можно действовать следующим образом. В землю необходимо воткнуть палку, длина которой составляет примерно 1 м. Далее нужно отметить конец ее тени. Затем следует подождать около 10-15 минут, после чего повторить процедуру. От первой до второй позиции тени необходимо провести линию, а затем продлить ее дальше второй отметки примерно на шаг. Носком левой ноги станьте напротив 1-й отметки, а носок правой расположите в конце начерченной вами линии. Сейчас вы стоите в направлении к северу.

По постройкам

Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Часовни и алтари лютеранских и крестьянских церквей всегда обращены на восток, а колокольни этих построек - на запад. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу - приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.

Обыкновенно выход из юрт делают на юг. В селах в домах больше окон делается с южной стороны. Еще одна важная примета - с южной стороны окраска на стенах зданий выцветает больше и приобретает жухлый цвет.

Просеки в лесу

Определить стороны света в массивах культурного леса можно по просекам. Обычно они прорубаются по линиям восток-запад и север-юг. Можно сориентироваться и по надписям номеров кварталов, которые делаются на столбах, помещенных на пересечении просек. В верхней части каждого такого столба и на каждой из 4 граней ставятся цифры. Направление на север показывает ребро между двумя гранями, на которых указаны наименьшие цифры.

без часов

Если вы потеряли или сломали часы, местное время можно узнать с относительной точностью, используя компас. Для этого применяется ориентирование по азимуту. Что это такое? Необходимо измерить азимут по Солнцу. После того как вы определите его, необходимо разделить полученное значение на 15. Это величина, на которую поворачивается Солнце за час. Число, которое окажется в итоге, будет указывать время. К примеру, азимут по Солнцу - 180°. Следовательно, время - 12 часов.

Спортивное ориентирование

Наверняка вам знакомо словосочетание "спортивное ориентирование". вид спорта основан на том, что участники должны пройти расположенные на местности КП (Контрольные пункты) при помощи компаса и спортивной карты. Как правило, результаты определяются по времени, затраченному на прохождение дистанции (иногда учитывается штрафное время). Также может использоваться метод расчета по количеству очков, которое набрали участники.

Сегодня соревнования по этому виду спорта проводятся в различных группах. Они могут быть как по уровню мастерства, так и по возрасту. Длина дистанции и ее сложность определяются по сложности местности и возрастной группе. Маршрут (дистанция) при этом должен быть неизвестен всем участникам, а также содержать определенные трудности, которые необходимо преодолеть, имея хорошую физическую форму и умение ориентироваться.

История спортивного ориентирования

Еще с древних времен люди знали, что такое ориентирование на местности. Известно, что еще тогда они использовали навыки и умения, связанные с ним. Однако обзор исторических фактов обычно начинают с военных состязаний, которые проводились в северных государствах Европы. Считается, что ориентирование как вид спорта появилось в конце 19-го века. Именно тогда были организованы первые соревнования между рядом военных гарнизонов Норвегии, Швеции, Великобритании. 31 октября 1897 г. были проведены первые массовые соревнования среди граждан. Так, множество людей узнало о том, что такое ориентирование, определение которого в наше время может дать каждый школьник. Однако настоящее рождение этого вида спорта состоялось в 1918 году. Именно тогда майор Э. Килландер из Стокгольма решил использовать окружающую среду сельской местности Швеции для организации Во время соревнований, придуманных им, бегуны не только бежали, но также должны были выбрать свои собственные маршруты, используя компас и карту.

Ориентирование как спорт к 1934 году распространилось в Швейцарии, Венгрии и СССР. Национальные первенства для женщин и мужчин начали проводиться ежегодно в Швеции, Финляндии и Норвегии к началу Второй мировой войны. В 1960 году состоялись Открытые международные соревнования в районе Стокгольма. В них участвовали представители 7 стран. Сегодня этот вид спорта очень популярен. Существует несколько его бегом, на лыжах, на велосипедах, трейл-ориентирование и др. По каждому из них проводятся соревнования.

Теперь и вы сможете рассказать о том, что такое ориентирование. И туризм, и спорт, и выживание в экстремальных условиях совмещает в себе это понятие. Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи компаса и спортивной карты должны найти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты в спортивном ориентировании определяются, как правило, по времени прохождения дистанции (иногда с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу (занимаются им и маленькие дети, и 80-летние ветераны), так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяется принципом, основанным на том, что для успешного прохождения трассы соревнований требовалось бы в равной степени умение ориентироваться и физическая подготовленность спортсмена. Соревнования проходят при любых погодных условиях: будь то дождь, жара или пурга.

Занятия спортивным ориентированием развивают в спортсменах множество полезных умений и навыков, таких как скорость, память и внимание, а также физические качества: выносливость, координацию, гибкость.

Виды спортивного ориентирования:

Ориентирование бегом
Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большинстве дисциплин: заданном направлении («ЗН»), по выбору («ВО»), рогейн («РГ») и даже на маркированной трассе («МТ»). Также проводятся чемпионаты мира по спортивному ориентированию бегом.

Ориентирование на лыжах
Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в следующих дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов (Ориентатлон, Ski-O-thlon).
Для соревнований в заданном направлении используется специальная карта, на которую нанесены лыжни. По спортивному ориентированию на лыжах проводятся чемпионаты мира.

Ориентирование на велосипедах
Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в следующих дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов. Карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.

Ориентирование по тропам
Участники соревнований ориентирования по тропам проходят в заданной последовательности дистанции, состоящие из пунктов, на которых в пределах видимости располагаются несколько призм. Спортсмены должны определить и зафиксировать, какая из этих призм на местности соответствует заданной легенде и обозначена на карте.

История спортивного ориентирования:

Первые соревнования по ориентированию были проведены 31 октября 1897 года спортивным клубом Тьалве около Осло (Норвегия).

Первые современных соревнования по спортивному ориентированию в их теперешнем виде прошли в 1918 году. Майор Эрнст Килландер, Президент Стокгольмской Любительской Спортивной Ассоциации, решил использовать окружающую среду сельской местности для этого нового вида спорта, основываясь на своем военном опыте. Он придумал соревнования по пересеченной местности, где люди не просто бежали, но и должны были найти и выбрать собственные маршруты с применением карты и компаса. К 1934 году ориентирование, как вид спорта, уже был в Швейцарии, СССР и Венгрии. Еще до Второй Мировой войны в Швеции, Норвегии и Финляндии стали проводиться ежегодные национальные первенства для мужчин и женщин. В 1946 был создан Скандинавский Комитет Ориентировщиков. В 1960 году в районе Стокгольма проведены Открытые международные соревнования, в которых уже участвовали семь стран. 21 мая 1961 года на конгрессе в Копенгагене была основана Международная федерация спортивного ориентирования.

Первыми членами федерации стали 10 европейский стран — Болгария, Чехословакия, Дания, ГДР, Финляндия, Венгрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и ФРГ.

Сегодня во всем мире проводятся различные соревнования по спортивному ориентированию, как местных, так и общемировых масштабов.

Глава 10. Спортивное ориентирование

Соревнования по спортивному ориентированию заключаются в прохождении дистанции с картой и компасом и отметке на контрольных пунктах (КП), расположенных на местности. Спортсмену-ориентировщику необходимо обладать высокими физическими качествами, отлично знать топографию, в совершенстве владеть компасом и уверенно читать карту, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь высокие волевые качества.

Спортивное ориентирование в нашей стране - молодой, активно развивающийся вид спорта. В настоящее время оно прочно вошло и в нормативы комплекса ГТО и в календари соревнований различных рангов - от школьных до всесоюзных, которые с 1981 г. проводятся уже в ранге чемпионата СССР.

Соревнования подразделяются на следующие виды: ориентирование в заданном направлении, на маркированной трассе, по выбору. По всем видам могут проводиться эстафеты. Участники преодолевают дистанцию бегом или на лыжах. По времени проведения соревнования бывают дневные и ночные, однодневные и многодневные, а по характеру зачета - личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику), командные (результаты отдельных участников засчитываются команде в целом), лично-командные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику и команде в целом).

Ориентирование в заданном направлении - это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. С целью рассеивания участников разрешается применять различный порядок прохождения отдельных частей дистанции разными участниками, но в итоге все должны пройти одинаковую дистанцию. Старт участников рекомендуется одиночный.

Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается.

Ориентирование на маркированной трассе - это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположения установленных на трассе КП. Чаще всего соревнования проводятся зимой. Местоположение КП наносится на карту только на следующем пункте прокалыванием его в соответствующей точке компостером или иглой. В последнем случае прокол отмечается имеющимся на КП цветным карандашом перечеркиванием крест-накрест. Последний КП наносится на "рубеже отметки последнего КП".

За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штрафное время - 1 мин. за каждые полные или неполные 2 мм. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, равен 3 мин. На дистанциях массовых разрядов максимальный штраф равен 5 мин. Результат участника определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени. По лыжному ориентированию раз в два года проводятся чемпионаты мира.

В ориентировании по выбору участник на старте получает карту с нанесенными контрольными пунктами. Каждый КП помечен цифрой, которая обозначает его "стоимость" в очках. Конечная цель участников этого соревнования - набрать наибольшее количество очков, отыскивая КП за определенное время, одинаковое для всех (обычно 1 час). Каждый спортсмен самостоятельно избирает для себя наиболее ценный и реальный по его силам маршрут. Прохождение всех КП не обязательно.

Ориентирование по выбору для новичков - это прохождение заданного количества КП из числа находящихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный - по усмотрению участника. Неоднократный выход на один и тот же КП засчитывается только один раз. Старт участников - общий или групповой. На карту наносят все имеющиеся в районе соревнования КП и их обозначения. В районе соревнования устанавливается в 1,5-2 раза больше КП, чем количество, которое необходимо отыскать. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП.

Оборудование дистанции соревнований по спортивному ориентированию включает: пункт выдачи карт, место старта, точку начала ориентирования, контрольные пункты, рубеж и место финиша, а при соревнованиях на маркированной трассе - и путь движения участников.

Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол (вверху - белое поле, внизу - оранжевое или красное).

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке спортсмена-ориентировщика два основных компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности (бегом или на лыжах).

Начальная подготовка ориентировщика

Определение расстояний. Одним из важнейших способов ориентирования или определения своего местоположения является измерение расстояний. Ориентировщику во время прохождения трассы постоянно приходится решать задачи, связанные с оценкой расстояния. Обычно используют два способа определения расстояний - глазомерный и шагами.

Глазомерный способ успешно применяют при движении по дорогам, просекам, в редком лесу, в поле и на лугу. Этот способ требует постоянной тренировки, во время которой спортсмен оценивает длину различных отрезков, а затем измеряет их с помощью карты или шагами. При определенном навыке ошибка в измерениях может быть сравнительно невелика, до 5%.

Измерение расстояний шагами - наиболее распространенный способ, также требующий определенных навыков. Чаще всего расстояния измеряют счетом пар шагов под левую ногу. Предварительно на различных типах грунта определяют число пар шагов в 100-метровом отрезке, которые пробегают неоднократно и с различной скоростью. Полученные средние значения сводят в таблицу, а затем используют для измерения расстояний во время соревнований.

Определение направлений. Прежде всего определение северного направления нужно для правильного ориентирования карты, для чего карту и компас располагают рядом в горизонтальном положении или компас кладут на карту. Затем карту поворачивают так, чтобы северные концы линий магнитного меридиана были обращены в направлении, которое показывает северный конец стрелки компаса. При солнечной погоде можно примерно определить стороны света по солнцу, используя для этого часы.

При определении направления движения или направления на отдельный ориентир пользуются компасом, с помощью которого определяют азимут на отдельный ориентир или КП, куда устремляется спортсмен. Для этого вначале по компасу определяют северное направление, а затем угол между северным направлением и интересующим нас объектом, т. е. вычисляют азимут. Величину азимута отсчитывают по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

В спортивном ориентировании пользуются специальными спортивными компасами (рис. 12). Коробка такого корпуса, где помещена магнитная стрелка 3, наполнена специальной незамерзающей жидкостью (смесь спирта и глицерина). Благодаря этому магнитная стрелка быстро успокаивается и почти не колеблется при беге спортсмена. Корпус компаса вместе с лимбом 2 крепится на пластине из плексигласа, по краям которой нанесены деления масштабной линейки 5 для измерения расстояний на карте. Некоторые модели спортивных компасов имеют лупу 6 для облегчения чтения мелких деталей карты, направляющую стрелку 7, и снабжены шайбой-шагомером 8 для фиксирования сотен пар пройденных шагов, что освобождает спортсмена от необходимости их запоминать.

Для определения направления движения на местности (движения по азимуту, рис. 13) между двумя точками, заданными на карте, например между стартом и КП 1, нужно выполнить следующие операции:

1) совместить край пластины компаса с линией, соединяющей точки "Старт" - КП 1;
2) повернуть колбу компаса так, чтобы двойные риски на дне ее "смотрели" на северный обрез карты;
3) держа компас горизонтально, поворачиваться на месте до тех пор, пока северный конец стрелки не совместится с двойной риской на дне колбы. Мысленно продлить направление вдоль пластины компаса - это и будет азимутальное направление на КП 1.

Для новичков можно проводить соревнования и без карты - по азимуту и расстоянию (азимутальный маршрут, рис. 14). Участнику выдается карточка с заданием (например, КП 1: 15°-250м; КП 2:270°-300 м и т. д.). Ориентировщики пробегают или проходят заданный маршрут, отмечаясь на контрольных пунктах. Для этого необходимо уметь определять расстояние счетом шагов.

Чтение карты и сопоставление ее с местностью. Одним из основных технических приемов в ориентировании является чтение карты в сопоставление ее с местностью. Читать карту - значит в совершенстве изучить условные знаки, уметь определить по карте общую характеристику местности, пространственное соотношение отдельных ориентиров и воссоздать подробную картину местности по условным знакам.

Чтение карты на местности начинается с ориентирования ее на север. После выполнения этой операции пространственные расположения ориентиров на местности и на карте будут соответствовать друг другу.

Кроме ориентирования карты по компасу используют еще приближенное ориентирование ее по местным предметам и небесным светилам либо по ориентирам местности и направлениям между предметами.

В технике чтения карты важную роль играет память. Смысл использования памяти состоит в том, чтобы увиденное на карте можно было анализировать на ходу. Существует много упражнений и заданий для тренировки памяти и работы с картой. Например:

1) запомните за 5-10 сек. (рис. 15);
2) отыщите числа по порядку от 1 до 50 (рис. 16);
3) перенесите КП с одной карты на другую на расстояние 5-10 м;
4) сложите карту (наклейте на кубики участки карты; подбирая соответствующие участки, сложите карту);
5) напишите топографический диктант;
6) прочтите карту по линии магнитного меридиана с юга на север;
7) изготовьте макет местности по данной карте;
8) нарисуйте по памяти участки карты после изучения ее в течение 3, 2, 1 мин.;
9) прочитайте корректурный текст;
10) составьте карту из кусочков (на время).

Для работы с картой и компасом существуют различные упражнения и задания, с которыми можно познакомиться, изучая литературу.

Большая кропотливая работа по изучению техники ориентирования ведется в специально оборудованных кабинетах и на учебных полигонах. Учебный кабинет или класс должен иметь следующий инвентарь: эпидиаскоп, диапроектор, кинопроектор для показа учебных фильмов, магнитофон, компасы, планшеты, учебные плакаты, различные схемы, графики, набор учебных карт, объемную модель полигона или местности. На щитах информации вывешиваются: календарный план, объявления, ранговая таблица, протоколы прошедших соревнований, список бюро секции спортивного ориентирования, интересные вырезки из газет и журналов, список рекомендуемой литературы, модели компасов, таблица условных знаков. После соревнований вывешиваются карты с маршрутами призеров соревнований.

Для ускорения и улучшения процесса обучения создаются различные приспособления, тренажеры, тренировочные стенды, системы программированного обучения, приборы машинного контроля.

Выбор порядка прохождения КП и способы ориентирования. Вначале определяется наиболее оптимальный порядок прохождения КП, позволяющий преодолеть дистанцию за наименьшее время. Для этого надо внимательно изучить карту, чтобы получить общее представление о местности, просмотреть точки КП и подходы к ним, из нескольких вариантов прохождения КП выбрать наиболее удобный. Здесь используются способы ориентирования, наиболее целесообразные для данной местности.

Способом ориентирования называется совокупность определенных технических приемов, использование которых наиболее целесообразно при прохождении дистанции или отдельных ее участков. В зависимости от того, какой технический элемент является ведущим, можно выделить ряд способов ориентирования.

1. По направлению (по грубому азимуту). Используется на длинных этапах, на бедной ориентирами и хорошо проходимой местности, когда вблизи КП есть крупный однозначный ориентир. Спортсмен бежит не на КП, а к этому ориентиру. Контроль за направлением осуществляется периодическим посматриванием на компас, а также по солнцу и промежуточным ориентирам. Контроль за расстоянием почти не осуществляется.
2. По направлению с чтением карты. Определив направление движения возле исходного КП, спортсмен в дальнейшем старается выдержать это направление, контролируя себя по промежуточным ориентирам. Способ применяется на хорошо проходимой и просматриваемой местности, не особенно богатой ориентирами, на этапах длиной 400-600 м. Контроль расстояния - по промежуточным ориентирам.
3. По азимуту. Спортсмен использует, как правило, два элемента ориентирования: точный азимут и точное определение расстояния счетом шагов. Этот один из самых надежных способов предпочтителен на небогатой ориентирами местности, когда нужно попасть на точечный объект, например холмик в труднопроходимом лесу, в 150 м от перекрестка просек.
4. По азимуту с чтением карты. К движению по точному азимуту добавляются подробное чтение карты и постоянное сопоставление ее с местностью. Способ целесообразен при движении по насыщенной одинаковыми ориентирами местности, чаще при движении от опорного ориентира к КП, и является самым точным и сложным.
5. Бег по линейным ориентирам. Участник использует для бега преимущественно линейные ориентиры: дороги, просеки, границы леса. Способ применяется при прохождении длинных этапов по равнинной местности с труднопроходимым лесом и большим количеством линейных ориентиров, является наиболее быстрым, однако приводит к увеличению длины пробегаемой дистанции.
6. Бег с точным чтением карты. Спортсмен использует для движения различные формы рельефа, различные объекты, хорошо видимые один от другого. Способ применяется на местности с хорошей видимостью и богатой ориентирами. Определение направления движения и расстояний осуществляется по взаимному расположению объектов.

Выбор рационального пути движения. Ориентировщик, учитывая свои способности и подготовку, старается при помощи чтения карты найти оптимальный путь движения на КП. При этом выбираемый путь должен быть простым, надежным и проходиться в минимальное время.

Прежде чем выбрать вариант пути движения, нужно обязательно определить характерный ориентир (привязку) вблизи КП, от которого можно просто и надежно выйти на КП. Лишь затем следует выбирать путь к КП через эту привязку.

Начинающим следует выбирать более простые, хотя и сравнительно длинные варианты по четким ориентирам (дороги, просеки, границы) или по открытым участкам, используя надежные привязки.

Организация соревнований по спортивному ориентированию

Выбор района соревнований и подготовка тиража спортивных карт. Для соревнований подбираются залесенные участки местности площадью 2-4 км 2 - городские парки и зоны отдыха, расположенные неподалеку от учебного заведения. Районы массовых соревнований должны отвечать определенным условиям (удобный подъезд к месту старта на городском транспорте; площадь не менее 2 км 2 ; хорошие ориентиры, ограничивающие район соревнований; отсутствие опасных мест; достаточная проходимость леса; наличие укрытий от непогоды в районе старта-финиша).

Один из важных этапов при подготовке массовых соревнований - подготовка тиража спортивных карт. В ряде городов они изготавливаются централизованно городскими или областными комитетами по физической культуре и спорту и затем реализуются среди организаций, проводящих массовые соревнования. В остальных случаях карты для соревнований приобретаются в коллективах физкультуры или спортивных обществах, имеющих их в достаточном количестве. Изготовление сразу больших тиражей спортивных карт позволяет использовать их в продолжении 3-4 лет. По истечении этого срока карты корректируются и тираж издается вновь. Покрытие карт прозрачной пленкой позволяет предохранить их во время соревнования от дождя, значительно удлиняет срок их службы.

Как правило, на картах печатается памятка в виде таблицы условных знаков, что облегчает их изучение и помогает при прохождении дистанции зачетных соревнований. Для проведения соревнований студентов и учащихся рекомендуется использовать многоцветные карты и только при их отсутствии прибегать к черно-белым, выполненным фотоспособом.

Оборудование дистанции и центра соревнований. Для оборудования центра соревнований и дистанций привлекают 3-4 человека, имеющих опыт работы в качестве начальников дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию. Наиболее важно в работе службы дистанции планирование трассы, при котором не следует увлекаться постановкой сложных КП, но и нельзя допускать, чтобы соревнования превратились в кросс по дорогам.

Дистанцию нужно спланировать так, чтобы ее параметры соответствовали указанным в нормативах требованиям комплекса ГТО. Если же особенности местности не позволяют выдержать эти параметры, допустимы небольшие отклонения в сторону уменьшения длины дистанции с одновременным увеличением количества КП.

Для подготовки дистанции в соответствии с рекомендованными параметрами целесообразно располагать КП так, чтобы средние расстояния между ними составляли около 500 м. Этому соответствует их размещение в вершинах равносторонних треугольников с длиной стороны 500 м.

Для оборудования КП используют либо стандартные красно-белые призмы, либо стационарные красно-белые столбики. Иногда для КП используют деревья, углы заборов, предварительно окрашенные. Контрольные пункты оборудуются средствами отметки, с которыми участники соревнований лучше всего знакомы. Наиболее часто для этих целей используют компостеры и цветные карандаши. Из различных видов компостеров наиболее удобны для участников и судей компостеры с литерами от печатных машинок. Они выдавливают букву или цифру в карточке участников. На одном КП устанавливают 2-3 компостера в зависимости от количества участников.

При использовании карандашей их прочно прикрепляют на проволоке или веревке к КП. На каждом КП вывешивают 2-4 карандаша одинакового цвета. Их нужно подобрать таким образом, чтобы не было КП с одинаковым или близким по цвету комплектом карандашей. Карандаши тупо затачиваются с двух сторон и привязываются за середину.

Места старта и финиша оборудуются соответственно тому, какая форма старта будет использоваться на соревнованиях (групповой, общий или раздельный). При проведении массовых соревнований применяют обычно раздельный старт, что позволяет по результатам соревнований присваивать участникам массовые разряды. При раздельном старте обеспечивается также большая самостоятельность участников на дистанции.

При большом числе участников применяется система рассеивания на первых КП. Для этого им на старте определяют обязательные первые КП путем соответствующей отметки на карте или карточке участника. Контроль за обязательным прохождением указанных КП осуществляется при помощи контролеров, которые находятся на 2-3 ближайших к старту КП.

При оборудовании стартовых и финишных коридоров применяют гирлянды из разноцветных флажков, а также щиты старта и финиша. Финиш устраивают так, чтобы обеспечить прием участников со всех вероятных направлений. Для отсчета судейского времени на видном месте в районе старта-финиша устанавливают перекидные часы-табло.

В районе старта-финиша рекомендуется оборудовать щит информации. На нем вывешивают образцы заполнения контрольных карточек, контрольные карты соревнований и оперативную информацию о предварительных результатах, финишировавших участниках.

Подведение итогов соревнований. Обработку результатов соревнований осуществляют 2-3 судьи-секретаря. Они по карточкам финишировавших участников подсчитывают результаты, а также проверяют правильность отметки на КП. В каждой клетке контрольной карточки должна быть сделана любая пометка карандашом, висящим на КП, или оттиск компостера. Число отметок должно соответствовать числу КП.

При неясности с отметкой в судейскую коллегию вызывают участника и вопрос о выполнении норматива решают на месте. Часто причиной нарушения отметки бывают недостаточная информированность, случайность. В таких случаях допускается зачтение результатов путем снижения его на одно очко (при определении командного первенства) или добавления штрафного времени за невзятый или неотмеченный КП. При невзятии более чем одного КП или других нарушениях результат не засчитывается, однако спортсмен имеет право повторно участвовать в соревнованиях в один из следующих по графику дней.

На основании обработанных карточек составляют личный протокол соревнований отдельно для мужчин и женщин. В нем указываются фамилия, инициалы студента или учащегося, номер учебной группы, показанный результат, выполненный спортивный разряд и норма комплекса ГТО, а также количество очков, заработанных участником.

При проведении командного, первенства составляют еще и протокол соревнований отдельно командных результатов, где указываются количество набранных членами группы очков и занятое место. Протоколы составляют в двух экземплярах.

Спортивное ориентирование - это вид аутдор спорта, комбинирующий элементы гонки и ориентирования на местности с помощью спортивной карт ы и компаса (как один из элементов спортивное ориентирование входит в состав этапов приключенческой гонки и мультигонки ). Спортивное ориентирование представляет собой ограниченную по времени гонку , во время которой участники используют специальную очень точную спортивную карту для выбора маршрута и навигации по разнообразной и, как правило, незнакомой местности с целью нахождения контрольных пунктов (КП). Соревнования по спортивному ориентированию проводятся для участников разных возрастов и уровней спортивной подготовки с целью оценить их физическую форму, способности к навигации и концентрации внимания. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.

  • Спортивное ориентирование на лыжах - это зимний вариант ориентирования бегом.

    Оно проводится в дисциплинах «заданное направление», «маркированная трасса», ориентатлон. Спортсмены, специализирующие ся в этом виде спорта, обладают отличными навыками быстрой езды на лыжах, высокой скоростью распознавания и запоминания карт , равно как и умением быстро принимать решение о приоритетном маршруте, поскольку тактика навигации в спортивном ориентировании на лыжах схожа с велоориентирован ием . Отличие спортивных карт заключается в особых символах - лыжни на карте обозначены зеленым цветом и отображают скорость движения по этим лыжням. Планшеты с картами крепятся к груди участника.

    Точное ориентирование или ориентирование по тропам делает акцент на точном прочтении карт и умении ориентироваться на определенном участке маршрута.

    В отличие от других видов спортивного ориентирования этот вид спорта не делает фокус на гонке от одного контрольного пункта к другому и практически не учитывает умение участников выбрать оптимальный маршрут. Поэтому точное ориентирование доступно даже людям с ограниченными физическими возможностями.

    Виды соревнований по спортивному ориентированию по способам выполнения задач

    Существует множество критериев для классификации соревнований по спортивному ориентированию : время проведения соревнований , характер зачета результатов, способ организации старта и др. Среди наиболее распространенных видов :

    • ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
    • ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке),
    • ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты),
    • ориентирование в формате рогейн.
    Также спортивное ориентирование является составляющей других видов спорта, например, таких как приключенческая гонка и мультигонка . Нередко спортивное ориентирование также сравнивают с рогейном .

    Спортивное ориентирование в странах мира и России

    После возникновения как отдельный вид спорта в Швеции спортивное ориентирование получило широкое распространение в странах Скандинавии, затем по всей Европе и в Соединенных Штатах Америки. Сейчас это популярный спорт во многих странах мира как для любителей, так и для профессионалов.

    Проходят в разных странах мира на областном, городском и национальном уровнях, так же с 1966 года регулярно проводятся международные соревнования.

    Наиболее значимые многодневные соревнования по спортивному ориентированию в странах Скандинавии ________________ ________________ ___

    В прибалтийских странах также проводятся крупные «многодневки » по спортивному ориентированию ________________ ________________ ______________

    В Советском Союзе спортивное ориентирование развивалось с середины тридцатых годов прошлого века. В ноябре 1991 года была создана Федерация спортивного ориентирования России. И российские спортсмены стабильно стали достигать высоких результатов на мировой арене, регулярно занимая призовые места во всех видах спортивного ориентирования .

    Значимыми регионами в развитии этого вида спорта в России являются Ленинградская область, Псковская область, Краснодарский край, Пермская область. Здесь регулярно проводятся многодневные открытые соревнования по спортивному ориентированию .

    В Ленинградской области в июне ежегодно проводится серия многодневных соревнований, даты проведения которых в 2014 году:

      12 - 16 июня – 24-я многодневка "Невский Азимут" (Первенство России среди ветеранов бегом принадлежит Н. Волкову из КСО "Азимут")

    В Псковской области соревнования проходят в июле, даты на 2014 год:

      03-14 июля - Фестиваль спортивного ориентирования «Алоль 2014», учебно-тренирово чный лагерь

      04-06 - Международные соревнования по спортивному ориентированию «Иван Купала 2014»

      05-06 июля - Чемпионат и Первенство Псковской области 2014 (Многодневный кросс)



mob_info