Как настроить новый горный велосипед. Как настроить велосипед под себя

Рассказываем, как сделать свой бюджетный горный велосипед надежнее, комфортнее и спортивнее.

Современные бюджетные велосипеды стали гораздо надежнее и комфортнее, но все равно есть ряд настроек, которые могут сделать ваш байк лучшим из сегмента. Сейчас просто купить велосипед и сразу же выехать в ближайший парк для покорения трейловых тропинок, при этом вы получите то, чего ожидали, но всегда останутся возможности для улучшений и апгрейда. Если же коснуться нового велосипеда, то потребуется ряд персональных настроек, о которых мы вам расскажем. И после всего этого останется вопрос регулярного обслуживания.

Если вы новичок в мире маунтинбайка, то следующие советы по настройке и обслуживанию помогут сохранить велосипед в прекрасном рабочем состоянии и сэкономить деньги.

Отрегулируйте переключатели скоростей

Недорогие велосипеды оснащаются переключателями скоростей начального уровня, которые не всегда работают быстро и плавно, но, по крайней мере, должны работать четко и без срывов цепи. Если переключатель скоростей не удерживает цепь на нужной передаче, то вам следует их настроить. Отрегулируйте положение переключателей и ограничители, или обратитесь в ближайшую веломастерскую. Часто, плохое переключение скоростей связано с тем, что троса приводов переключателей забились грязью , или изогнуты, и трос просто не может свободно передвигаться внутри (1).

Также, нечеткое переключение скоростей может быть связано с погнутым (2) заднего переключателя. Погнуть петух очень просто: достаточно неудачно упасть с велосипеда, или неудачно положить его на правую сторону (с которой закреплены переключатели скоростей). Часто, погнутый петух становится следствием небезопасной транспортировки. Именно поэтому петухи для задних переключателей имеют съемную конструкцию, чтобы в случае деформации не менять дорогостоящую раму, а поменять (выпрямить) только петух. Если у вас погнут петух, стоит обратиться в веломастерскую для его выпрямления, или замены.

Отрегулируйте, или замените седло

Штатное седло и его установка во время предпродажной сборки в магазине - не всегда правильные. Форма, положение и высота седла сугубо индивидуальны. То, что комфортно одному человеку, необязательно комфортно другому. Если седло вам кажется неудобным, попробуйте отрегулировать его положение и высоту, или обратитесь в ближайший веломагазин за новым седлом. Удобное седло не обязательно дорогое. Некоторые магазины могут предлагать услугу "попробовать перед покупкой".


Это особенно актуально для женщин, которые используют мужские (универсальные) модели велосипедов. Мужские и женские седла очень разные, это связано с физиологией мужчин и женщин. Женщинам удобнее более широкие седла с дополнительными комфортными вставками. Современные женские седла сконструированы таким образом, что оставляют необходимую свободу для движений, обеспечивая превосходный комфорт во время продолжительного использования.

Избавьтесь от пластиковых педалей

Большинство начальных маунтибайков комплектуется простейшими пластиковыми педалями. Это связано с тем, что педали - индивидуальный аксессуар, который зависит от ваших предпочтений. Например, одни использует педали платформы, а другие контактные педали. Таким образом, производитель велосипеда подразумевает, что вы в скором времени поменяете педали на подходящие вашему стилю катания. Кстати, именно поэтому все дорогие велосипеды продаются без педалей.

Если ваш велосипед оснащен дешевыми пластиковыми педалями, инвестируйте в новые, надежные педали платформы, или контактные педали с велоботинками. Это значительно повысит ваш уровень управления велосипедом.

Замените грипсы на хорошие

Проверяйте цепь после каждого катания

Недорогие велосипеды оснащаются трансмиссией с минимальной защитой от коррозии. Чтобы предотвратить преждевременный износ, важно сохранять цепь в чистоте и смазке. Чем больше вы катаетесь в грязных условиях, тем больше требуется ухода трансмиссии. Используйте специальные чистящие средства для очистки цепи от старой смазки - дегризеры (4). Мы собрали рекомендации по смазке и обслуживанию цепи велосипеда.

Обновите эксцентрики

На бюджетных велосипедах, зачастую, используются дешевые (5), которые легко могут выйти из строя без постоянных проверок и обслуживания. Пугать о последствиях поломанного эксцентрика во время катания мы не будем. Просто проверяйте эксцентрики и регулярно смазывайте трущиеся механизмы. Но лучше всего будет заменить дешевые эксцентрики качественными.


Сохраняйте пыльники в чистоте

Любые амортизаторы, втулки и вращающиеся соединения работают на смазке. Для предотвращения попадания грязи внутрь амортизаторов и подшипников используются уплотнительные пыльники. Во время катания на велосипеде, пыль и грязь скапливаются на рабочей поверхности механизмов, вокруг пыльников. Если не очищать уплотнения, то грязь может попасть внутрь амортизаторов и втулок, что приведет к повреждению рабочих поверхностей и, в конечном счете, выходу из строя целой детали.

Регулярно очищайте от пыли и грязи рабочую поверхность ног амортизационной вилки, а также очищайте скопившуюся грязь вокруг уплотнительных колец и пыльников. Используйте стойкие спрей-смазки на силиконовой основе, чтобы защитить поверхность и улучшить скольжение.

Не экономьте на обслуживании

Если вы хотите получать максимум от возможностей вашего велосипеда, не экономьте на регулярном обслуживании. Увеличенный износ и поломки, зачастую, связаны с банальным пренебрежением и экономии на обслуживании. Большинство проблем можно предупредить, периодически инспектируя состояние велосипеда и устраняя обнаруженные неисправности. Каждый год обращайтесь в профессиональную веломастерскую за комплексным техобслуживанием, регулярно проверяйте состояние велосипеда, перед каждым катанием проверяйте давление в колесах, работу тормозов и амортизаторов, переключение скоростей. Узнайте больше о необходимости обслуживания велосипеда и рекомендуемых сроках.

Поймите, даже если ваш байк недорогой, это совершенно не значит, что вы получите меньше удовольствия от его использования. Пока велосипед работает хорошо - это всегда огромное удовольствие.

Термины в статье

(1) Рубашка (троса) - это многослойная оплётка для троса с высокой продольной устойчивостью к сжатию, служит для механического привода переключателей скоростей и тормозов.

(2) Петух (заднего переключателя) - это крепление заднего переключателя скоростей к раме велосипеда. Обычно, петух представляет из себя отдельную деталь, которую легко (и недорого) заменить.

(3) Грипсы (руля) - ручки с мягкой и/или прорезиненной поверхностью, которые надеваются на руль и обеспечивают комфортное, безопасное и надежное управление велосипедом в любых условиях.

(4) Дегризер - средство, удаляющее старую смазку и грязь. Часто используется для трансмиссии велосипеда.

(5) Эксцентрик (оси) - механизм с рычагом для быстрого монтажа (демонтажа) колеса велосипеда.

Фотогалерея

Даже если ваш байк недорогой, это совершенно не значит, что вы получите меньше удовольствия от его использования. Пока велосипед работает хорошо - это всегда огромное удовольствие. Фото (Colin Levitch / Immediate Media)

Недорогие велосипеды оснащаются переключателями скоростей начального уровня, которые не всегда работают быстро и плавно, но, по крайней мере, должны работать четко и без срывов цепи. Фото (Colin Levitch / Immediate Media)

Популярность двухколесного экологичного транспорта ни у кого не вызывает сомнений. Особую популярность приобрели велосипеды со скоростями. Но, удовольствие от езды получают, если велосипед катится легко, не издавая посторонних звуков. Поэтому вопрос о том, как настроить скорости на велосипеде правильно актуален для многих велосипедистов.

{ ArticleToC: enabled=yes }

Ведь именно неумение переключать и настраивать их приводит к созданию аварийных ситуаций на дорогах и получению травм. Покупая двухколесный велосипед в магазине, можно обратиться за помощью к продавцу, который произведет настройку скоростей, сделав безопасной вашу езду.

Если же требуется настройку сделать самостоятельно, необходимо ознакомиться с инструкцией, которую несложно найти в Интернет, задав в поисковой строке конкретную модель велосипеда.

Скорость изменяет велосипедист в зависимости от ситуации, поэтому монетка, сигнал от которой поступает к переключателю скоростей, перекидывающему цепь на заднюю звездочку велосипеда, находиться должны в пределах его досягаемости, т.е. на раме или руле.

На велосипеде есть два переключателя: один установлен спереди, другой – сзади. В их задачу также входит поддержание оптимального натяжения цепи. Переключатель напоминает параллелограмм, имеющий пружины и ролики, служащие для цепи направляющими.

Он устанавливается на раму велосипеда, а удерживает его устройство, называемое «петух» — металлический держатель, который не допускает повреждения переключателя.

Непосредственно участвует в выборе передач кассета или задний комплект велосипедной трансмиссии, который состоит из зубчатых колес разного диаметра, устанавливаемых заднем колесе.

Есть также передний комплект трансмиссии, тоже состоящий из зубчатых колес, отличающихся по диаметру. Крепится он с шатунами, удерживающими педали, необходимые для привода трансмиссии, на оси велосипеда (в передней части рамы).

Когда нужно проводить настройку скоростей?

Таких случаев три:

  • если растянут или порван тросик, передача команд с монетки нарушается и возникает необходимость настройки;
  • износ возвратной пружины, находящейся на кассете, приводит к выполнению функций не в полном объеме (сбой при переключении скорости и пр.);
  • деформация «петуха» или переключателя, возникающие при агрессивной езде.

Устранение неисправностей

Чтобы переключение скоростей велосипеда всегда было эффективным, должен в исправном состоянии находиться переключатель и тросик, от которого зависит работа последнего.

Подтянуть тросик нужно при помощи расположенного на монетке барабана. Чтобы трос работал исправно, его периодически нужно смазывать. Цепь с зубчатыми колесами также нуждаются в смазывании, чтобы при езде на велосипеде не возникали посторонние шумы, чтобы обеспечить легкое переключение и уменьшить трение.

Определить состояние «петуха» можно визуально или при помощи специального прибора. Его легко отремонтировать или заменить, проверив, не деформировался ли переключатель, у которого наиболее слабым местом считается параллелограмм.

В процессе эксплуатации велосипеда возможен выход из строя винта, регулирующего натяжение цепи.

Какие необходимы инструменты, чтобы провести настройку скоростей велосипеда?

Обычно все они идут в комплекте с велосипедом: пассатижи, отвертка, набор шестигранных ключей или рожковых.

Что нужно знать о настройке?

Настройка скоростей на велосипеде начинается с регулировки высоты и угла переднего переключателя, который касаться зубчатых колес не должен, как и далеко отстоять от них. Правильно закреплен он, если находится на 3 миллиметра выше зубчатого наибольшего колеса. Отрегулировать угол, означает, что переключатель необходимо установить параллельно вращению колес.

Для настройки переключения передач используют следующие болты:

Поставив цепь в крайнее левое положение, отсоединяем трос, открутив гайку, которая держат его или болт. После этого, переходят к регулировке шестеренок, добиваясь, чтобы они оказались на одной прямой, для чего подкручивают болт (с маркировкой «High» или «Н»), обозначенный на картинке. Закончив регулировку, вновь затягиваем фиксирующий трос винтом.

Для дальнейшей настройки ставят в крайнее правое положение цепь, т.е. на самую большую сзади и на самую маленькую звездочку спереди). Регулируются шестерни болтом «Low» или «L», пока не займут положение на одной линии.

То есть, на первом этапе производят настройку максимальной скорости, используя обозначенный буквой «Н» винт и наименьшее зубчатое колесо, стремясь колесо и ролик переключателя поставить параллельно.

На следующем шаге настраиваем самое большое зубчатое колесо, соответствующее наименьшей скорости. Для этого подкручиваем винт на переключателе, обозначенный буквой «L», вновь стремясь расположить параллельно ролик и это колесо.

Затем нужно на манетке переключателя установить положение, которое будет соответствовать самой большой скорости.

Далее регулируем задний переключатель передач, для чего на малое зубчатое колесо и самое большое заднее устанавливаем цепь. Прокрутив педали назад, регулирующим натяжение цепи винтом, подводят верхний ролик (по возможности близко) к зубчатому колесу. Необходимо это, чтобы переключение передач было плавным.

После правильной установки переключателя спереди, можно продолжить настройку. Ставим теперь ее на большую заднюю звездочку и малую переднюю.

Добиваются расстояния в 1 мм, между рамкой и цепью. Для этого, ослабляют предварительно тросик управления регулировкой винта L, затем, фиксируют его с помощью винта.

Наконец, переходим к точной настройке, переведя цепь в среднее положение на обоих звездочках. Используют выделенный на фото винт. Обе шестеренки находиться должны в одной плоскости.

Важно: при выстраивании звезд в одну линию в несколько миллиметров отклонение допускается. Но, из-за этого хуже переключаются передачи. Выявить все недостатки поможет тестовая обкатка.

Как настроить правильно переключение передних передач?

Проводят настройку по аналогии с регулировкой заднего переключения с помощью металлического ограничителя и двух болтов, показанных на фото ниже.

Окончательную настройку передач проводят на переключателе переднем, когда цепь спереди находится на большом зубчатом колесе, и на маленьком сзади. Эту операцию проводят винтом Н, пока между цепью и рамой не добьются расстояния в 1 мм.

Тестовая езда подскажет, правильно ли сделана настройка.

Если на малую скорость переключение затруднено, нужна регулировка троса на переключателе переднем. Если цепь тяжело переходит на большое колесо – регулировка натяжения троса на том же регуляторе.

Как настроить передачи на горном байке?

Выполняется настройка в пять этапов. Если нужно настраивать оба переключателя, рекомендуется начать с заднего. Вначале необходимо убедиться в исправности тросика. На втором шаге провести осмотр натяжителя цепи, который необходимо установить строго параллельно звездочкам кассеты.

Это достигается натяжением переключателя. Когда требования выполнены, переходят к настройке передач. На самую маленькую звездочку помещают цепь, выставляют наивысшую скорость, после чего винтом High добиваются, чтобы маленькая звезда показывала отметку ролика переключателя.

На следующем шаге фиксируют наименьшую скорость, для чего, установив большую, крутят винт Low, пока ролик станет с большой звездой вровень. Цепь при этом находится на наибольшей звездочке. Хорошо затягивают болт.

Если на велосипеде имеется цифровое табло, натяжение троса регулировать можно при езде. В ином случае, правильность выполненной регулировки определяют опытным путем, совершая контрольное катание. При трудном наборе скорости, тросик нужно ослабить, при сложном ее снижении – подтянуть.

Наконец, шаг пятый – регулировка плавного переключения передач. Поставив цепь на малую звезду спереди и на большую сзади, крутят педали, сближая ролик и звездочку. На этом регулировка закончена.

Видео: Настройка скоростей на велосипеде

Большая популярность велоспорта породила предложение невероятного числа моделей велосипедов. И все равно многие предпочитают собирать байк самостоятельно из приобретенных по Интернету или другим способом деталей. Мотивы у всех разные: кто-то желает получить эксклюзивную модель, а кто-то подбирает для себя подходящие характеристики. А вот проблемы у таких «самодельщиков» одни: и как его настроить. Мы попробуем помочь в решении одной из них и расскажем, как правильно выполняется настройка велосипеда.

Современный велосипед - достаточно сложное устройство с множеством регулируемых деталей. И как любой механизм с большим количеством составляющих, он требует настроек. Причем неважно, произведена ли сборка велосипеда самостоятельно или на заводе - настройка велосипеда выполняется обязательно. В противном случае вы просто не сможете им пользоваться, так как он либо выйдет из строя, либо езда на нем будет доставлять одни мучения.

Настройка велосипеда

Тело велосипедиста должно находиться в максимально удобном, так сказать, «естественном» положении, чтобы его энергия прилагалась только к педалям, а не тратилась на компенсацию неестественного положения. Достигается это настройкой седла и руля.

Настойка седла

Изменение положения седла возможно при помощи болтов. В инструкции пользователя описано, как производится настройка велосипеда с их помощью, и мы не будем останавливаться на этих технических моментах. Тем более что у разных велосипедов они отличаются. Речь пойдет о том, как правильно выставить положение седла.

Угол наклона седла

Устанавливаем седло в положении, близком к горизонтальному, и садимся на него. Прислушиваемся к ощущениям и меняем угол положения седла так, чтобы сидеть на нем было максимально комфортно. По общему правилу отклонение седла от горизонтальной линии не должно превышать трех градусов.

Высота седла

Для правильной настройки высоты нужно надеть обувь, в которой вы планируете кататься. Затем установить седло на произвольную высоту, приблизительно отвечающую росту. Садимся на велосипед и проверяем - полностью ли касается стопа вытянутой ноги педали в нижнем положении. Если стопа прилегает неплотно или для нажатия нужно усилие, уменьшаем высоту седла. Если, напротив, вытянутая нога согнута в колене, то увеличиваем высоту так, чтобы нога была полностью выпрямлена, а ее стопа плотно лежала на педали. Регулировка по высоте имеет свои конструктивные ограничения и нужно следить, чтобы не был высунут выше ограничительной черты. Если же настройка велосипеда для вас не подходит, то нужно выбрать другой байк, более соответствующий вашему росту. Для езды по бездорожью седло устанавливают несколько ниже.

Положение седла

Современные велосипеды обладают регулировками положения седла «вперед-назад». Правильное положение в таком случае определяется нахождением на одной вертикальной линии «бугорка» под коленом и оси педалей в момент, когда педали стоят в положении на три часа.

Настройка руля

Настройка руля проста, а лучшим датчиком его правильного положения служит тело велосипедиста. Если после езды болит поясница, значит, руль расположен слишком высоко. Если чувствуется каждая кочка, то слишком низко.

Чтобы приступить к настройке крайнего положения сперва переведите цепь в положение самой высокой передачи (большая звезда спереди и маленькая сзади), открутите анкерный болт и ослабьте тросик, закрутите до конца регулировочные барабаны на и на рычаге заднего переключателя скоростей.


ролики переключателя скоростей в одну плоскость с маленькой звездочкой .



Если закручивать ограничительный винт "H " по часовой стрелке, рамка переключателя будет двигаться в сторону спиц колеса, если откручивать винт против часовой стрелки, тогда рамка будет двигаться в обратном направлении, дальше от спиц.

После регулировки положения сильно натяните тросик и закрепите его анкерным винтом.

Ограничение низких передач (большая звезда (L ))

Если слабо затянуть ограничительный винт низких передач тогда цепь может соскочить с большой звезды и застрять между ней и спицами, при движении велосипеда, это может привести к блокированию колеса и падению, к поломке спиц и цепи. А если затянуть ограничительный винт слишком сильно, это приведет к тому, что цепь не будет переключаться на большую звездочку.


Для настройки этого крайнего положения, переведите цепь в положение низкой передачи (маленькая звезда спереди, большая сзади), выкрутите регулировочный винт "L", чтобы он не ограничивал переключатель передач.

Суть настройки состоит в том, чтобы выставить ролики переключателя скоростей в одну плоскость с большой звездочкой. Для этого закручивайте ограничительный винт "L " по часовой стрелке до нужного положения.



Закручивание ограничительного винта перемещает переключатель в сторону маленьких звездочек, а откручивание против часовой стрелки двигает его в сторону спиц.

Тонкая настройка заднего переключателя скоростей велосипеда

Если переключатель скоростей настроен правильно, то во время его эксплуатации придется лишь незначительно его подстраивать, из-за растяжения или замены тросика.

Настройка производится регулировочным барабаном, находящимся на манетке, на самом переключателе скоростей (у ) или на верхней части нижней трубы рамы, возле упора рубашки (у шоссейных велосипедов) троса на некоторых переключателях могут быть два барабана. Регулировку можно производить любым регулировочным барабаном, нет никакой разницы какой использовать.


Перед настройкой, переключите манетку на самую высокую передачу (маленькая звезда), убедитесь что рычаг переключения находится в своем крайнем положении.

Далее переключаем манетку на следующую скорость, и вращаем педали вперед. Цепь должна перейти на следующую звездочку . Если цепь не перешла , значит тросик плохо натянут, поверните регулировочный барабан против часовой стрелки и тросик натянется. Поворачивайте барабан на пол оборота и пробуйте опять переключать скорость. Будьте внимательны, если слишком сильно перетянуть барабан может сместиться вся цепочка переключения, в итоге передачи будут переключаться нормально, но в крайних положениях будут сбои. Поэтому в первую очередь настройте первые два шага переключения.

Принципы тонкой настройки переключателя скоростей

  • Чтобы настроить переключение на большие звездочки надо натягивать тросик;

Если цепь переходит на большую звездочку с замедлением, значит тросик слабо натянут - поворачиваем регулировочный барабан против часовой стрелки.

  • Чтобы настроить переключение на маленькие звездочки надо ослабить тросик;

Если цепь переходит на маленькую звездочку с замедлением, значит тросик слабо ослаблен - поворачиваем регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если переключение задних передач на одной передней звезде происходит нормально, а на другой плохо, скорее всего погнут петух.

Винт регулировки натяжения ("B-tension")

В современных переключателях есть два рычага. Первый ("A-pivot") располагается ниже и обеспечивает подъем рамки переключателя скоростей наверх, к маленькой звездочке. Второй ("B-pivot") обеспечивает движение рамки переключателя в обратном направлении, к большой звездочке. Натяжение пружин у этих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения четкого переключения скоростей.

На большинстве задних переключателей скоростей есть специальный винт (терминология Shimano "B-tension adjuster"), позволяющий настроить натяжение пружины рычага "B". В следствии регулировки этого винта, происходит настройка высоты направляющего ролика (угол наклона цепи от этого ролика к звездочке).

Для настройки, переведите цепь на большую звездочку сзади. Откручивая регулировочный винт против часовой стрелки, ролик поднимается вверх (ближе к звездочке). При этом натяжение цепи увеличивается, а четкость переключения скоростей увеличивается. Будьте внимательны, ролик не должен задевать звезду, оставьте зазор в 5 мм.



Задние переключатели скоростей Campagnolo

Начиная с 2001 года у всех моделей переключателей компании Campagnolo есть возможность настройки натяжения пружины рычага «A» - «A-tension adjustment». По сути эта настройка является прямой противоположностью вышеуказанной «B-tension adjustment»: ослабляя пружину рычага «A» достигается тот же результат, что при затягивании пружины рычага «B».

Рано или поздно каждому велосипедисту приходится производить регулировку и настройку переднего переключателя скоростей велосипеда. И чем дешевле перекидка, тем чаще. Это происходит по многим причинам. Например, растягивается трос, или же вы решили произвести настройку после замены переключателя. Сути это не меняет. Для этой операции требуется выполнить примерно одни и те же действия. Поэтому мы решили подробно рассказать о том, как настроить и отрегулировать передний переключатель скоростей велосипеда на примере картинок и видео, и что необходимо сделать перед выполнением данной процедуры.

Конструкция переднего переключателя очень проста. Все его компоненты, а также их назначение мы рассмотрим ниже.

  1. Хомут . При помощи данной детали передний переключатель крепится на раму велосипеда.
  2. Параллелограмм . Подпружиненная деталь на шарнирах, имеющая форму параллелограмма. Является основной движущейся частью передней перекидки, к которой крепится рамка.
  3. Направляющая рамка , которая имеет внешнюю и внутреннюю часть. Внутри нее проходит цепь.
  4. Регулировочные болты L и H (ограничители) . Их два штуки. Они ограничивают движение направляющей рамки в сторону рамы (L ) и от нее (H ).
  5. Болт крепления троса . Фиксирует трос переключения передач.

Принцип действия основывается на простом сталкивании цепи на нужную звезду. При переключении передачи с большей (по диаметру) звезды на меньшую происходит ослабление натяжения троса, и пружина переключателя тянет параллелограмм с направляющей рамкой на определенное расстояние в сторону рамы. Внешняя сторона рамки давит на цепь, заставляя ее соскакивать на меньшую звездочку. При переключении с меньшей звезды на большую, происходит обратный процесс. Трос переключателя натягивается, и двигает параллелограмм и направляющую рамку в сторону от рамы. Внутренняя часть рамки давит на цепь, и благодаря особенной форме самой рамки, а также специальным зацепам на звездочках передней системы происходит зацепление цепи и перекидывание ее на большую звезду.

В данной конструкции предусмотрены ограничительные болты (L и H ), в которые упирается параллелограмм при достижении крайних положений. Если настройка ограничителей переднего переключателя будет выполнена не верно, то произойдет соскакивание цепи на каретку или шатун.

Что необходимо сделать перед настройкой переднего переключателя

  1. Проверить, подходит ли перекидка под переднюю систему звезд . Если вы долго не можете произвести настройку или устанавливаете новый передний переключатель, то стоит проверить данный пункт. Есть три основных параметра (если не считать направление подачи тросика и др.), которые могут не соответствовать для нормальной работы переключателя. Это максимальное количество зубьев самой большой звезды, максимальная разность зубьев самой маленькой и самой большой звезд и минимальная разность зубьев средней и большой звезды. Эти параметры можно узнать в инструкции к переключателю скоростей. Также есть переключатели под три передних звезды и под две, плюс ко всему может не соответствовать система. Подробнее тему мы затронем в другой статье. Ниже мы приведем картинку с параметрами перекидки Shimano Alivio FD —M 430/431 для примера.
  2. Проверить на люфты и визуально осмотреть на повреждения . Бывает, что при падении, а также при длительном использовании образуются люфты рамки, параллелограмма и других деталей переключателя. Плюс ко всему может погнуться сама рамка. Это приводит к нечеткому переключению передач и вызывает проблемы при настройке. Без устранения люфтов точная настройка невозможна. Лучшим вариантом будет покупка нового переключателя.
  3. Очистить переключатель от грязи и заново его смазать. Перед тем как вы приступите к регулировке и настройке передней перекидки, следует тщательно очистить все ее детали от грязи и заново смазать. Это в первую очередь пружины, а также подвижные соединения параллелограмма. Для этого можно снять ее с рамы велосипеда. Следует учесть, что в этом случае придется заново настраивать правильное положение переключателя относительно звезд системы.
  4. Очистить и смазать тросики переднего переключателя, а также проверить их целостность. Отсоединяем тросик от фиксирующего болта на переключателе и достаем его через манетку на руле (это делать не обязательно, можно очистить и смазать тросик без его снятия).
    Осматриваем на предмет разрыва жил. Если все нормально, то чистим тросик от грязи и смазываем (если наблюдаются повреждения, то трос следует заменить на новый).
    После чего вставляем в манетку и продеваем в рубашки. Назад к переключателю его не крепим, это будет сделано во время настройки перекидки. Если при откусывании оконцевателя, например, плоскогубцами, конец тросика распушился, то вставить его обратно в манетку вряд ли получится. Для того, чтобы сделать это, следует кончик троса пропаять оловом. Чтобы упростить эту процедуру, макаем его в паяльную кислоту и паяем. Не следует напаивать слишком много олова, т.к. это помешает продеть трос в отверстие на манетке, достаточно покрыть его тонким слоем.

  5. Очистить и смазать цепь велосипеда. Для того, чтобы узнать можете перейти по ссылке.
  6. Желательно иметь настроенный задний переключатель. Это не обязательно, но в таком случае вам придется вручную переставлять цепь на нужные звезды задней кассеты при настройке передней перекидки. В общем проще сначала велосипеда, а затем переходить к переднему.

Регулировка и настройка переднего переключателя скоростей велосипеда

После того как вы произвели все подготовительные мероприятия можно приступать к регулировке и настройке. Если вы устанавливаете новый переключатель или снимали его в процессе чистки, то перед настройкой следует произвести его позиционирование относительно передних звезд, а затем приступать к настройке.

Правильная установка переднего переключателя

Правильное положение переднего переключателя считается таким, чтобы продольная ось его направляющей рамки была параллельна передним звездам, а расстояние от низа ее внешней части до самой большой звезды — не более 2 мм. Чтобы проще было выставить правильное положение перекидки, желательно снять цепь.

Выставляем расстояние от низа внешней части рамки до самой большой звезды путем перемещения перекидки по вертикальной трубе рамы велосипеда. Отгибаем параллелограмм переключателя от рамы в сторону самой большой звезды, и, выравнивая рамку и большую звезду относительно друг друга, пытаемся добиться минимального расстояния (не более 2 мм) при котором ее внешняя часть не задевает зубья. Для упрощения данной процедуры можете вставить какой-нибудь предмет между рамкой и параллелограммом.

Если вы купили новый переключатель скоростей от Шимано, то данную процедуру упрощает тот факт, что на рамке перекидки есть пластиковая наклейка с метками, которая указывает, на каком уровне она должна быть установлена относительно большой звезды системы.

После того как мы определили высоту, на которой будет фиксироваться хомут переключателя, делаем пометку маркером и немного подтягиваем фиксирующий болт хомута.

Для регулировки положения оси рамки относительно системы звезд, ослабляем болт хомута (при этом тросик должен быть откинут) и, вращая переключатель, настраиваем его таким образом, чтобы рамка была параллельна передним звездочкам. Из-за сложной геометрии последней, на глаз это определить достаточно сложно. Можете ориентироваться по параллелограмму (если это позволяет конструкция). Для упрощения данной операции на рамку переключателя можно наклеить линейку (на двухсторонний скотч) или другой предмет, который упростит позиционирование перекидки.

После этого немного подтягиваем болт хомута и повторно проверяем расстояние от нижнего края рамки до самой большой звезды системы, и параллельность продольной оси относительно передних звезд.

Если все нормально, то полностью затягиваем болт хомута.

На этом регулировка положения переднего переключателя скоростей завершена. Теперь можно одевать цепь и приступать к настройке.

Настройка переключателя скоростей

Для того чтобы не держать велосипед на весу во время настройки попробуйте его подвесить за седло, тем самым приподняв заднее колесо. Так же для этого можно использовать гладильную доску. Ложем велосипед верхней трубой рамы на плиту гладильной доски, продев ее в треугольник.

Настройка переднего переключателя производится достаточно просто. Мы распишем ее по пунктам для большей наглядности.

  1. Выставляем самую маленькую скорость при помощи переключателя на руле (помним, что на данном этапе трос не должен быть закреплен на перекидке). Закручиваем на манетке регулировку натяжения тросика переключения передач до упора по часовой стрелке (если смотреть на вход рубашки в манетку) и возвращаем назад на 1-2 оборотов. Многие рекомендуют закручивать полностью, но как показывает практика для дальнейшей точной подстройки лучше оставить запас по натяжению/ослаблению троса в обе стороны.
  2. На заднем переключателе выставляем самую маленькую скорость (самая большая звездочка). В итоге у вас получится первая скорость спереди и сзади (цепь должна быть на этих звездах).
  3. Настраиваем ограничитель переключателя «L » таким образом, чтобы внутренняя часть рамки была максимально близко к цепи, но не касалась ее при вращении педалей. Для этого, если вам требуется сместить рамку в сторону рамы велосипеда, следует вращать болт L против часовой стрелки, от рамы – по часовой.
  4. Вставляем тросик в место фиксации на переключателе передач и, натягивая его (руками, не следует использовать плоскогубцы), закручиваем болт крепления троса.
  5. Переключаем передачи спереди на самую большую звезду, сзади – на самую маленькую (цепь должна быть на этих звездах).
  6. Производим настройку ограничителя «H ». Следует добиться такого положения направляющей рамки, при котором ее внешняя часть находится максимально близко к цепи, но не трется об нее при вращении педалей. Для смещения рамки в сторону рамы крутим винт по часовой стрелке, в обратном направлении – против.
  7. Выставляем 5-ую скорость на задней перекидке. После этого, вращая педали, производим смену скоростей передним переключателем на всем диапазоне (3 – 2 – 1 – 2 – 3) несколько раз. Затем установите скорость 2 спереди и, переключая задние передачи, проверьте отсутствие трения цепи о рамку в положениях 2 – 2 и 2 – 7 (пример для 24 скоростных велосипедов). На более дорогих моделях передних переключателей можно добиться отсутствия трения даже на 2 – 1 и 2 – 8 (хотя вы должны понимать, что это не нормальные режимы, которые не стоит использовать при езде). Если наблюдается трение цепи о рамку в данных позициях или нечеткое переключение скоростей, то следует подрегулировать натяжение троса, вращая регулировку на манетке передней перекидки. В случае проблем при переключении с меньшей звезды на большую, следует натянуть трос (крутить регулировку против часовой стрелки), а когда не получается переключиться с большей на меньшую — ослабить (крутим регулировку по часовой стрелке). Если замечаний по работе нет, то следующее испытание необходимо произвести под нагрузкой при езде по дорогам.
  8. Находим ровный участок дороги (без бугров и спусков) и проверяем работу передней перекидки при езде. В случае каких-либо проблем при переключении, прямо на ходу вращаем регулировку на манетке в нужную нам сторону.

Если вам что-то стало не понятно по вопросу как настроить передний переключатель скоростей, то советуем вам посмотреть видео по данной теме.

Почему не получается настроить передний переключатель скоростей

Если у вас несколько раз не получилось четко настроить передний переключатель велосипеда, то, скорее всего, у вас одна из ниже перечисленных проблем.

  • Неверно подобран переключатель или система звезд.
  • Переключатель деформирован или вышел из строя.
  • Тугой ход тросика в рубашке.
  • Вышла из строя манетка.
  • Сильно растянута цепь.
  • Переключатель, тросик и цепь имеют значительные загрязнения.

Заключение

Как вы могли заметить настройка и регулировка переднего переключателя скоростей спортивного велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Достаточно все делать методично и не спеша. Не получилось настроить в первый раз, попробуйте еще раз. Самое сложное в данной процедуре – это правильная установка переднего переключателя на раму велосипеда, что потребует немного сноровки. А так, не важно какая у вас перекидка Shimano или SRAM , действуйте по инструкции и все у вас получится.



mob_info