Известно что по скорости и выносливости среди. Страусиные хитрости

Скоростная выносливость - это способность поддерживать высокую скорость в течение максимально продолжительного времени.

О скоростной выносливости при­нято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, баскетбол). Любое из них может совершаться с различной скоростью. Более выносли­вым окажется тот, кто сможет поддерживать заданную скорость передви­жения дольше, чем другой. Естественно, что в зависимости от скорости передвижения будет разной и длительность выполнения упражнений: чем она выше, тем меньше окажется продолжительность работы, и наоборот. К примеру, бег с максимальной скоростью не может быть продолжитель­ным. Он длится десятки секунд, и за это время преодолевается небольшое расстояние - 100 - 200 м. Если же человек пробегает большую дистан­цию, то он уменьшает интенсивность бега, т.е. бежит медленнее. На основе анализа мировых рекордов в беге на различные дистанции В. С. Фарфель установил, что зависимость «скорость - время» распадается на четыре прямолинейных участка, названных им зонами относительной мощ­ности: зону максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощ­ности. Каждая из этих зон включала в себя существующие в практике группы дистанций - короткие, средние, длинные и сверхдлинные. Было выявлено, что деление кривой рекордов на отрезки характерно не только для рекордов в беге, но и для других циклических упражнений - в плавании, в беге на коньках, в езде на велосипеде.

Во всех случаях критерием мощности (или интенсивности) работы является не дистанция, а время , необходимое для ее выполнения. Поэтому отно­сительно одинаковыми по мощности могут быть, например, бег на 500 м и плавание на 100 м, так как оба упражнения требуют приблизительно одинакового времени - около минуты. Если бегун пробегает 200 м за 19,72 с, то для него эта работа будет максимальной мощности, но если ту же дистанцию бегун преодолевает лишь за 40 с, то для него эта работа окажется по мощности субмаксимальной. Максимальную же мощность для такого бегуна будет представлять бег с большей скоростью, которую, од­нако, он сможет поддержать значительно меньше времени 10-15с, преодолев всего 50 м.

Классификация зон мощности , предложенная В.С. Фарфелем, в связи с ростом мировых рекордов в беге неоднократно уточнялась и усовершенство­валась. Оказалось, что «кривая рекордов », во-первых, распадается не на 4, а на большее число зон. К примеру, Н.И. Волков предложил зону субмак­симальной мощности подразделить на две подзоны: длительностью от 15 до 40с. и 40с. - 2 мин. Зону умеренной мощности также иногда подразделяют на две части – под зону углеводного дыхания и подзону жирового дыхания. Во-вторых, у людей различного возраста, пола и подготовленности времен­ные границы работы в каждой зоне имеют определенные отличия. Знание временных интервалов зон относительной мощности в разном возрасте имеет важное практическое значение. Эти данные служат ориентиром для нормирования скоростных нагрузок на занятиях.

Установлено, что физиологические механизмы утомления в цикличес­ких упражнениях, относящихся к разным зонам мощности (скажем, бег на 100 и 10 000 м), существенно различаются. В то же время, если упраж­нения принадлежат к одной и той же зоне (например, бег на 100 и 200 м), то механизмы утомления, а следовательно, и выносливости будут во мно­гом сходны. Естественно, на уровень ее развития в каждом случае влияют и другие факторы. Различия в деятельности органов и систем организма определяют в значительной мере и разную методику развития скоростной выносливости.

Выносливость проявляется только в том случае, когда имеются явле­ния утомления. Доказано, что чем лучше развита скоростная выносли­вость, тем позже во время передвижения на дистанции начинают прояв­ляться явления утомления и как следствие этого снижение скорости. Отодвигается момент, когда начинают проявляться элементы декомпенсированного утомления.

Следовательно, и скоростная выносливость в той или иной зоне мощности развивается только тогда, когда человек в процессе занятий доходит до необходимых степеней утомления - организм в этом случае как бы отве­чает на подобные явления повышением уровня развития выносливости.

Главный путь совершенствования скоростной выносливости в каждой зоне мощности заключается в использовании на занятиях несколько более интенсивной работы по сравнению с той, которая характерна для нее в различных возрастных группах. Такая работа представляет собой передвижение со скоростью, превышающей соревновательную на дистанциях, попадающих в соответствующую зону. Разумеется, дистанция будет коро­че соревновательной, поэтому воздействие на организм недостаточно. Для достижения необходимого характера ответных реакций, их величины и направленности при развитии выносливости, тренировочные отрезки в одном занятии преодолеваются несколько раз. В зависимости от характе­ра энергетического обеспечения мышечной деятельности выделяют три вида скоростей передвижения, которые имеют большое значение для нормиро­вания нагрузок при развитии выносливости в каждой из зон.

  • Субкритическая скорость , при которой расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (т.е. текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности), - оказывает преимущественное воздействие на развитие аэробных функций.
  • Критическая скорость , при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях максимальных величин кислорода, - развивает аэробно-анаэробные функции.
  • Надкритическая скорость , при которой кислородный запрос пре­вышает аэробные возможности человека, и выполнение упражнения происходит в условиях кислородного долга, - содействует совершенствова­нию анаэробных возможностей.

Абсолютные показатели субкритической, критической и надкритической скоростей во многом зависят от вида циклических упражнений, возраста, пола и подготовленности занимающихся. К примеру, крити­ческая скорость у сильнейших спортсменов - мужчин в плавании состав­ляет 1,6 м/с, в легкоатлетическом беге - 5,92 м/с, в беге на коньках - 11,2 м/с, в езде на велосипеде - 13,5 м/с.

Упражнения для развития скоростной выносливости в зоне максималь­ной и субмаксимальной мощности выполняются с надкритической скоро­стью, для развития выносливости к скоростной работе в зоне большой мощности, с надкритической и критической скоростью, для развития выносливости в зоне умеренной мощности - главным образом с субкри­тической и критической скоростью.

Скоростная выносливость в работе максимальной мощности характер­на для упражнений с предельной продолжительностью от 9 до 20 с. К примеру, легкоатлетический бег на дистанции 30-60м. - у младших, 100м. - у старших школьников, 100-200м. - у квалифицированных бегунов.

Основным средством развития скоростной выносливости в зоне мак­симальной мощности является преодоление отрезков, равных или даже больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близ­кой к ней скоростью. В данном случае имеется в виду не рекордная скорость человека, а максимальная по отношению к его возможностям в день занятий.

В процессе развития скоростной выносливости в этой зоне мощнос­ти следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастани­ем утомления. Если человек ощущает возникающее утомление уже в пер­вые секунды работы и скорость быстро уменьшается (например, в беге на 20 м результат высокий, а на 50 м. относительно низкий), то налицо недостаточность выносливости в стартовом разгоне. Если же утомление наступает позже, а скорость начинает падать с середины дистанции или к концу ее, то надо говорить о недостаточности скоростной дистанцион­ной выносливости. Методика развития выносливости в этих случаях будет неодинаковой. Для того чтобы полноценно проявить свои возможности в начале рабо­ты и не снижать при этом скорость передвижения, используется повторное выполнение упражнений с интенсивностью 95-100% от максимальной и продолжительностью 3-8 с. с интервалами отдыха между повторениями 2-3 мин. Количество повторений в одной серии 3-5 раз. Для более глубокого воздействия нагрузки на организм выполняется 2-4 серии уп­ражнений. Время отдыха между сериями 4-6 мин. Такая работа харак­терна для учебно-тренировочных занятий на очень коротких дистанциях.

Наряду с повторным методом в занятиях применяется также интервальный спринт. В нем упражнения выполняются в форме 10 с ускоре­ний со скоростью 95-100% от максимальной и 10-15 с. с паузами отдыха, заполненными малоинтенсивной работой. Серий 3-5, в каждой серии 3-5 повторений упражнения. Отдых между сериями - 8-10 мин. Чтобы пройти, дистанцию в высоком темпе, не снижая скорость до финиша (или снизив в небольшой мере), необходимо совершенствовать способность поддерживать относительно высокую скорость в течение более длительного времени. Это достигается преодолением отрезков, равных или даже боль­ших по длине, чем основная соревновательная дистанция. Правда, нельзя, излишне превышать соревновательную дистанцию, поскольку это связано с уменьшением интенсивности работы до уровня, не отвечающего требо­ваниям основной Дистанции.

В процессе занятий используется главным образом повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90-95% от максимальной и продолжительностью 10-20 с. Число повторений уп­ражнения в каждой серии 3-4. Количество серий для не имеющих спортивные разряды 2-3, для хорошо тренированных людей 4-6.

Скоростная выносливость в работе субмаксимальной мощности у людей разного возраста и подготовленности проявляется преимущественно в упражнениях максимальной продолжительности не менее 50 с и не более 4-5 мин. Например, для детей 10 лет бег продолжительностью от 9 до 90 с. который соответствует дистанции 50-400 м. Д ля детей 13-14 лет бег в диапазоне от 15 с до 4 мин 30 с на дистанциях 90-1600 м; для взрослых высококвалифицированных спортсменов продолжительность бега находит­ся в пределах от 20 с до 2 мин 16 с. За это время они преодолевают от 200 до 1000 м.

Основным средством развития скоростной выносливости при работе в зоне субмаксимальной мощности является преодоление тренировочных отрезков различной длины со скоростью, превышающей соревнователь­ную. Для многих дистанций, относящихся к зоне субмаксимальной мощ­ности, величина прироста выносливости зависит от диапазона используе­мых скоростей передвижения, имеющего критическую границу отклонения от соревновательной скорости в пределах примерно 10-15%. При планировании нагрузки следует принимать во внимание не только скорость выполнения упражнений, но и удельный вес работы различной интенсив­ности в общем объеме нагрузки или в общем балансе времени. Во всех случаях работа до выраженного утомления является основной формой по­вышения уровня выносливости. Развитие скоростной выносливости при выполнении циклических уп­ражнений в разных диапазонах субмаксимальной мощности имеет опреде­ленные различия. При работе субмаксимальной мощности предельной продолжительности 40-45 с упражнения выполняются с очень большой интенсивностью при далеко не удовлетворяемом запросе кислорода, не­смотря на предельное его потребление. Энергообеспечение мышечной деятельности в этом случае осуществляется преимущественно за счет анаэробной гликолитической мощности (количество распадающегося до молочной кислоты гликогена в секунду).

Скоростная выносливость к такой работе развивается путем повторно­го прохождения укороченных отрезков дистанции с высокой скоростью, например, 3-5 раз по 200м-для бегуна на 400 м. Затем постепеннодлина отрезков увеличивается. Они могут быть близки к соревновательной дистанции, равны или даже немного превышать. Например, повторное (2-4 раза) прохождение дистанции 350-450 м с возможно большой скоростью - для бегуна на 400 м.

При развитии скоростной выносливости на дистанциях, проходи­мых за 45с-4,5 мин, энергообеспечение зависит во многом от анаэ­робной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распа­дающегося гликогена) и включает аэробное окисление гликогена. Основной метод выполнения упражнений — повторный, длительность одного повторения от 1 до 5 мин. Скорость передвижения 80-85% от мак­симальной. Количество повторений упражнения в одной серии 4-6 раз. Интервалы отдыха между повторениями 4-8 мин, а между сериями 10-15 мин. Для более глубокого воздействия в одном занятии выполня­ют 2-4 серии.

Скоростная выносливость в работе большой мощности проявляется в упражнениях, длительность выполнения которых может достигать пример­но 2—10 мин и более. Границы временного диапазона внутри данной зоны у лиц разного возраста неодинаковы. Эти различия особенно выражены у детей младшего и среднего школьного возраста, что связано с интенсив­ностью морфологических и функциональных изменений дыхательной, сердечнососудистой, нервно-мышечной, эндокринной и других систем орга­низма, происходящих в результате роста и развития ребенка. У взрослых квалифицированных спортсменов в эту зону относительной мощности попадают, к примеру, в легкоатлетическом беге дистанции 1500-5000 м; в плавании 400-1500 м; в беге на коньках - 3000, 5000 и 10 000 м.

Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью, близкой к критической, рав­ной ей или немного превышающей ее-. По своему воздействию такая рабо­та должна вызывать максимальное потребление кислорода в организме и позволять более длительное время удерживать его на высоком уровне. Про­цесс обеспечения энергией работающих мышц - смешанный, аэробно-анаэробный с преобладанием аэробного компонента.

Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный методы. Интенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка проводится или по типу «фартлека», когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной скоростью, или при строгом чередовании одинаковых отрезков дистанции, пробегаемых поочередно с высокой и низкой скоро­стью. Например, в беге на коньках непрерывно пробежать 10 кругов по стадиону с переменной скоростью, 1 круг быстро + 1 круг медленно и т.д. При применении повторного метода длительность одного повторения ко­леблется от 5 до 10 мин. Длина преодолеваемых отрезков может быть рав­на, несколько больше или меньше, чем соревновательная дистанция. Отрезки большие, чем дистанция, или равные ей проходят на скорости примерно, на 10% меньше, чем среднесоревновательная, а отрезки мень­шие (на 1/3 - 1/4 дистанции) - с соревновательной или на 8 - 12% выше соревновательной. Количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз. Занятия состоят из одной или нескольких серий.

Например, общий объем работы на отрезках у юных гребцов превыша­ет соревновательную дистанцию 1000 м примерно в 1,5 раза, у юниоров в 2 - 2,5 раза, а у взрослых в 2,5 - 3,5 раза. Интервалы отдыха между повторениями упражнения зависят от длительности и интенсивности ра­боты и колеблются от 3 до 10 мин. Они должны обеспечивать относитель­но полное восстановление работоспособности организма. Отдых между сериями 10 - 15 мин. По мере роста подготовленности для развития вы­носливости применяется интервальный метод характеризующийся боль­шим количеством повторений упражнения на длинных отрезках со скорос­тью ниже соревновательной и относительно короткими паузами отдыха.

Скоростная выносливость к работе умеренной мощности характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность соревнователь­ной деятельности составляет от 9 до 10 мин и до 1 - 1,5 ч и более. К приме­ру, у взрослых квалифицированных спортсменов это будет: бег на 10 км; часовой и марафонский бег; плавание на 1500 м; бег на коньках на 10 000 м; бег на лыжах на 10, 15, 30, 50 км.

У детей различного возраста эти дистанции могут относиться к другим зонам мощности. В частности, у бегунов 9—11 лет дистанция на 5 км относится к зоне большой мощности. Чтобы преодолеть ту или иную дистанцию в этой зоне мощности с лучшим результатом, необходимо поднять уровень соревновательной скорости и обеспечить ее сохранение достаточно длительное время.

В основе скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях, прежде всего, лежит емкость аэробного механизма энергопродукции, т.е. запасы гликогена мышц и печени, жирных кислот. Инфор­мативные показатели его — уровень порога анаэробного обмена (ПАНО) по отношению к максимальному потреблению кислорода (МПК) и скорость передвижения на уровне ПАНО.

ПАНО соответствует такой интенсивности работы, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко увеличиваются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и гликогена мышц), и накопления молочной кислоты.

Повышение уровня порога анаэробного обмена позволяет бегуну, греб­цу, лыжнику и др. пройти большую часть дистанции в аэробных условиях и использовать анаэробные резервы во время финишного ускорения. Не прерывный рост способности поддерживать высокую скорость за счет энергетического потенциала на стайерских дистанциях может быть реализован путем:

  • повышения МПК, т.е. количества кислорода, которое организм способен усвоить в единицу времени;
  • повышения уровня ПАНО по отношению к МПК (его величина у подготовленных людей может возрастать до 80% от МПК);
  • экономизации энергозатрат и совершенствования периферических (мышечных) механизмов трансформации энергии (тканевого обмена).

Основными средствами развития скоростной выносливости на длин­ных и сверхдлинных дистанциях являются: бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и другие циклические упражнения, выполняемые с субкритической скоростью. Совершенствование выносливости осуществляется с помощью методов непрерывного и прерывного упражнения. При исполь­зовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно постоянной скоростью, составляющей 75 - 80% от критической в течение 20 мин и более. Подобный режим работы создает оптимальные условия для совершенствования функций сердечнососудистой и дыхательной сис­тем организма. Для повышения выносливости посредством переменного метода важно соблюдать оптимальный уровень скорости передвижения и не завышать его, чтобы излишне не активизировать анаэробные процес­сы. Она должна изменяться в диапазоне 60 - 80% от критической.

При тренировках повторным методом преодолеваются более короткие отрезки, нежели дистанция в соревнованиях, со скоростью, превышаю­щей соревновательную на 6 - 10%, с интервалами отдыха 15 - 25 мин. На­пример, для бегуна на 5км - 1000 м х 5. Интервалы отдыха по мере подготовленности уменьшаются.

Что касается интервального метода, при его применении целесообраз­но тренировочные занятия проводить на коротких отрезках, с короткими паузами отдыха, с большим числом повторений (например, у пловцов это будет плавание 50 м , пауза отдыха 30-45 с). Для развития способности длительное время удерживать скорость передвижения на уров­не соревновательной полезно включать в занятия контрольные прохожде­ния укороченной дистанции по сравнению с соревновательной.

Это делается обычно в порядке контрольных прикидок. Затем длительность передвижения со скоростью, требующейся в соревнованиях, постепенно увеличивается, пока избранная дистанция не будет пройдена почти полностью.

  1. Основы теории и методики физической культуры / Под. ред. А. А. Гужаловского. - М. : 1986. – 203 с.
  2. Теория и методика физического воспитания / Под. ред. Б. А. Ашмарин. – М. : 1999. – 83 с.
  3. Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической
  4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : 1970. – 213 с.
  5. Хоменкова, Л. С. Легкая атлетика: учебник для тренеров / Л. С. Хоменкова - М. : Физкультура и спор. 1980. – 450 с.

Интересные факты, интересные сведения о спортсменах и других людях — это сведения о здоровье, силе, выносливости, ловкости. В древности и в современное время существовали удивительные люди, умения которых трудно повторить и они продолжают удивлять своими достижениями и вдохновлять на ежедневные тренировки современных спортсменов. К сожалению, в наше время многие победы основаны на употреблении допинга, неспортивном поведении. Но все же есть множество спортсменов, которые добиваются успехов с помощью ежедневных тренировок, настойчивости, тренируя не только мышцы, но и закаляя характер.

Сила

Интересные факты о спорте в античное время. Спорт и интеллект могут казаться несовместимыми понятиями, но древнегреческие ученые — Сократ, Гиппократ, Аристотель, Демокрит, Демосфен были известными спортсменами и участвовали в Олимпиаде, у них кроме ума была значительная сила. Пифагор был боксером-чемпионом, причем кулачные бои древности были намного более жестокими, чем современные — руки обматывали бычьей кожей, чтобы не травмировать кисти, причем вреда такой кулак мог доставить противнику гораздо больше, чем невооруженная рука. Платон выступал по дисциплине панкратион — смесь бокса и борьбы, такие поединки могли быть такими же жестокими, как и кулачные бои.

Самый результативный советский вольный борец — Александр Медведь, который 10 раз становился чемпионом мира.

Максимальный вес штанги, отжатый от груди в положении лежа, составил 486 килограммов. Рекорд поставил тяжелоатлет Райан Кенелли, при исполнении упражнения он не смог до конца выпрямить руки, как этого требуют правила, но результат все равно засчитали, посчитав, то никто и так не сможет поднять штангу весом почти в половину тонны.

Россиянин Залозний Денис очень выносливый — он за один час сделал 1333 подъемов переворотом на перекладине. Этому спортсмену принадлежит еще одно рекордное достижение (официально зарегистрировано не было) — 210 приседаний со штангой весом 100 килограмм.

Из детей часто получаются отличные спортсмены. Пятилетний мальчик Ронак за 40 минут отжался от пола 1482 раз. Такого результата ребенок достиг, каждый день отжимаясь с возраста 2,5 лет.

Античные спортсмены могли зарабатывать намного больше, чем современные. Римский спорсмен Гай Аппулей Диокл (II век нашей эры) принимал соревнования в гонках на колесницах. Если пересчитать его гонорары на современые деньги, то заработок его составил 15 миллионов долларов.

Самый тяжелый борец сумо — чемпион мира по этой спортивной дисциплине Эмануэль Ябраух. Его рост превышает два метра, вес — свыше 400 килограмм.

Ловкость

Самым высоким баскетболистом в мире является китаец Сун Минмин, он может быть рекордсменом не только среди спортсменов, но и среди обычных людей — при росте в 2,36 метра он имеет вполне небольшой вес — 152 килограмма, что позволяет ему свободно двигаться и достигать заметных спортивных успехов.

В 1976 году был удивительный футбольный матч, в котором игрок команды «Астон Виллы» забил четыре гола — два в ворота команды «Лестер Сити», два — в свои собственные. Игра закончилась вничью, со счетом 2:2, немало удивив, а возможно, и разозлив болельщиков.

В 1957 году на бейсбольном матче спортсмен Ричи Эшберн, отбил мяч так, что он разбил лицо женщине, которая сидела на трибуне. Матч прервали, женщину с разбитой головой на носилках унесли в медпункт. Перевязав голову, болельщица вернулась на свое место и тот же бейсболист опять попал мячом в ту же женщину.

Парашютный спорт имеет свои рекорды — в 1960 году американский военный Джозеф Киттинджер спрыгнул со стратостата, который поднялся на высоту более 31 километра, достигнув скорости 1149 километров в час. До раскрытия парашюта спортсмен летел больше 13 минут. В время прыжка Киттинджер отключился, жизнь ему спас парашют, который автоматически раскрылся на высоте 5,5 километра. Прыжок был совершен в специальном снаряжении, парашютист немного напоминал космонавта.

Акробатика на велосипеде очень опасна для здоровья. Тем не менее велосипедисты иногда делают настолько сложные трюки, что их фиксируют как рекорды. В возрасте 24 лет велоспортсмен Джед Милдон на ВМХ-шоу сделал на велосипеде тройное сальто назад (тройной бэкфлип). Трюк спортсмен готовил три месяца.

Самое большое количество водных лыжников, которые одновременно ехали за одним катером — 145, спортсмены ехали в таком составе почти два километра вдоль побережья Тасмании, поставив рекорд, который был зафиксирован в книге рекордов Гиннеса.

Самый высокий теннисный корт находится в Дубае, в пятизвездочной гостинице на высоте около трехсот метров. Он оборудован не на крыше, а прикреплен к зданию сбоку и словно парит в воздухе. Когда на корте никто не играет, на него могут приземлятся вертолеты.

Скорость

Интересные сведения о спортсменах-легкоатлетах. Эфиопец Хайле Гебреселиссие победил в беге на 10 километров. Во время бега он прижимает левую руку к корпусу — это следствие того, что в детстве он каждый день пробегал десять километров по пути в школу, прижимая к себе учебники.

Быстрее всех в мире бегает ямайский легкоатлет Усейн Болт. Он в 2009 году поставил два рекорда — в забеге на 100 метров преодолел дистанцию за 9,58 секунд, на дистанции 200 метров финишировал через 19,19 секунд.

Самый длинный прыжок со скейтом был совершен в 2004 году Дэнни Уэйном на лос-анжелеском конкурсе скейтбордистов. Съехав с высокой рампы, Дэнни развил скорость 88 километров час, при последующем прыжке пролетев 24 метра. На следующий год спортсмен превратил свой прыжок в настоящее шоу, перелетев на скейте Великую Китайскую стену.

Гонщик и испытатель Мауро Кало установил рекорд по самому длинному дрифту (управляемому заносу) на автомобиле Мерседес — его занесло на 2308 метров, после чего дальнейшее движение было невозможным из-за повреждения покрышки.

Самым опасным видом спорта считается бейсджампинг — прыжки с парашютом на небольших высотах, при которых тело может бесконтрольно вращаться, а парашют может вовремя не раскрыться.

Автоспорт — тоже спорт. Сейчас очень популярны машины на электрике. Самый быстрый электрокар создали студенты из американского университета Бригама Янга (Уиттингем, штат Вермонт, США). Над проектом трудились более ста человек на протяжении семи лет. Максимальная скорость превышает 280 километров в час, а на немного меньшей скорости, 250 километров в час, автомобиль может ехать довольно длительное время. Корпус автомобиля облегченный, из углеродного волокна, батареи — литий-фосфатные. Это не просто экспериментальная машина, это настоящий болид гоночного класса, по крайней мере среди электромобилей.

Если вы располагаете еще интересными фактами о спортсменах, поделитесь ими в коментариях.

Они состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в физическом воспитании уже с детского возраста. Это -- важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости. По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широком смысле этого слова) увеличивается значение комплексного воздействия на все ее факторы. Основная задача при этом заключается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функциональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости. Это предполагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомительной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям.

Основными задачами развития общей выносливости являются:

  • - способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности;
  • - развивать способность и поддерживать длительное время работу в условиях максимального потребления кислорода;
  • - совершенствовать быстроту развертывания согласованной работы сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Средствами развития общей выносливости являются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при соблюдении следующих условий:

  • -активное участие в работе крупных групп мышц;
  • -значительная продолжительность работы;
  • -интенсивность выполняемой работы должна быть умеренно-большой, но не выходить за пределы аэробного энергообеспечения.

К таким средствам относятся:

  • 1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжительности бега (например, с 10 до 25-30 мин).
  • 2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).
  • 3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.
  • 4. Челночный бег 4 х 100 м.
  • 5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).
  • 6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое произвольными ускорениями.
  • 7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).
  • 8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).
  • 9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).
  • 10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.
  • 11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.
  • 12. Прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту.
  • 13. Преодоление несколько раз подряд отдельных элементов и их сочетаний из полосы препятствий.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

  • 1) интенсивность упражнения;
  • 2) продолжительность упражнения;
  • 3) число повторений;
  • 4) продолжительность интервалов отдыха;
  • 5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических -- количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют над- критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20--25 с до 4--5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увеличение продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120--130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

  • 1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
  • 2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого не до восстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.
  • 3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном -- заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

6. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости.

При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и характер изменений этих показателей свидетельствуют о состоянии сердечнососудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей выносливости организма.

Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие тесты:

  • 1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут.
  • 2.6 -минутный бег: процедура тестирования такая же, как и для 12-минутного бегового теста. Используется для оценки выносливости детей 7-17 лет.
  • 3. Гарвардский степ - тест. 5-минутное восхождение на ступень высотой 50 см. Фиксируется частота сердечных сокращений после нагрузки и её восстановление.
  • 4. Бег или ходьба на различные дистанции - в зависимости от возраста (600-1000 м-дети 7-10 лет, 2000-3000 м - И лет и старше).

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600--800 м; средних классов -- 1000--1500 м; старших классов -- 2000--3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега -- 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода -- МПК, частота сердечных сокращений -- ЧСС, порог анаэробного обмена -- ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых близка к соревновательной. С помощью специфически тестов измеряют выносливость при выполнении определение деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости

З с = t n - t k ,

где t n -- время преодоления эталонного отрезка;

t k -- лучшее время на этом отрезке.

Индекс выносливости (Т. Cureton, 1951) -- это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталон ном) отрезке.

Индекс выносливости = t - t k * n ,

где t -- время преодоления какой-либо длинной дистанции;

t k -- время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n -- число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости (Г. Лазарев, 1962) -- это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: t k ,

где t -- время преодоления всей дистанции;

t k -- лучшее время на эталонном отрезке.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Использование тестов на выносливость позволяет дать количественную оценку способности сердечнососудистой и дыхательной систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормально функционировать в экстремальных ситуациях.

Оценка выносливости по времени бега на 2000 и 3000 м

Оценка уровня развития выносливости учащихся 16-17 лет по 6-минутному бегу (по В.И. Ляху, 1998)

Пробегаемая дистанция, м

1 1 00 и ниже

1500 и выше

1300 и выше

Оценка выносливости по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу, 1987)

Выносливость определяет интенсивность тренировок, самочувствие во время физических
нагрузок и скорость восстановления. Профессионалам она необходима для достижения
максимальных результатов, любителям – для улучшения физических возможностей и перехода на
более высокий спортивный уровень. Приспособить организм к работе в сложных условиях и
сместить границу усталости помогает бег на выносливость, который способствует укреплению
мышечно-связочного аппарата и расширяет адаптацию кислородно-транспортной и мышечной
систем. Развивать выносливость в беге желательно не только тем, кто мечтает пробежать первый
марафон, но и каждому современному человеку для сохранения нормального образа жизни и
здоровья.

Профессионалы различают два основных вида выносливости:

  1. Общая – способность человека выполнять мышечную работу небольшой интенсивности и
    всегда быть готовым к физическим нагрузкам.
  2. Специальная – способность длительное время переносить гипоксические состояния и
    физические нагрузки, характерные для определенного вида спорта.

Специфическая (специальная) выносливость бывает:

  • силовой,
  • скоростной,
  • координационной,
  • динамической,
  • статической.

Развивается выносливость с нуля по каждому направлению особыми тренировочными методиками. Перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом, поскольку развитие общей или специальной выносливости в беге может негативно сказаться на состоянии суставов и «производительности» внутренних органов.

Как выработать скорость и выносливость в беге?

Длительное время двигаться в состоянии утомления помогут:

  • регулярные тренировки (бег на длинные, средние и короткие дистанции);
  • полноценное восстановление (36–48 часов, заминка после тренировки, массаж,
    криотерапия);
  • правильное сбалансированное питание (каши, мясо, рыба, овощи, зелень, грибы,
    бобовые, фрукты).

Профессионалы могут включить в этот список препараты для повышения сопротивляемости
организма, которые не приводят к истощению его резервных возможностей. К таким препаратам
относятся нестероидные и стероидные анаболики, актопротекторы, ноотропы, энергетические
субстраты, макроэрги (фосфагены), аминокислоты и витамины.

Существуют также препараты, мобилизующие функции организма. Они обладают истощающим
типом действия, и их прием сопряжен с большим риском для здоровья. Не лишены побочных
эффектов и могут нанести вред организму препараты смешанного действия.

Наиболее востребованы витаминно-минеральные комплексы. Железо, входящее в их состав,
увеличивает количество красных кровяных телец, помогая организму лучше потреблять кислород.
Не меньше пользы приносят витамины группы B, калий, кальций, магний и натрий, которые
предотвращают судороги после тренировок и предупреждают истощение организма. Мужчины и
женщины могут добавлять в суточный рацион аминокислоты ВСАА для ускорения регенерации
мышечной ткани.

Какие тренировки улучшают выносливость в беге?

Иногда попытки улучшить аэробную выносливость приводят к откату в мышечной массе,
похудению, снижению иммунитета, а любая тренировка воспринимается организмом еще
тяжелее. В чем причина того, что прогресс остановился? Как заставить организм повысить
выносливость в беге и адаптироваться к возрастающим нагрузкам?

Для начала прислушайтесь к своему организму. Он сам подскажет, есть ли скрытые резервы для
прогресса или он ослаблен и ему нужна помощь. Порой преуспеть в спорте мешает банальная
перетренированность, и для улучшения результатов необходимо лишь больше отдыхать. Нередко
проблема кроется в неправильно составленном тренировочном плане.

Увеличить выносливость помогут:

  • Интервальный бег – чередование спринта с трусцой на протяжении всей дистанции.
  • Бег или спортивная ходьба с утяжелителями – пробежки проводятся с гантелями в руках,
    утяжеленными рюкзаками или жилетами. Так тренировать организм могут спортсмены,
    которые без труда преодолевают расстояние в 10 километров.
  • Неспецифические упражнения – комплекс упражнений или полноценные тренировки,
    косвенно влияющие на результаты в беге (фитнес, велоезда, плавание, катание
    на лыжах, и пр.)

Бег на улице предпочтительнее тренировок на любых беговых тренажерах, ведь в помещении нет
сопротивления ветра, быстро развивается гипоксия (недостаточное снабжение организма
кислородом). А если вспомнить технические аспекты, то на улице тело человека адаптируется к
ускорению, а на беговой дорожке ускоряется беговое полотно.

Примеры тренировок для развития выносливости в беге

Прежде чем начинать работать над повышением выносливости, нужно честно оценить свою
нынешнюю подготовку и, исходя из этого, составлять тренировочный график. Во время
подготовки придется проявить стойкость, терпеливость и решительность. Спустя 20–30 дней вы
заметите, что вам не так тяжело, как раньше. Причем вы станете не только выносливее, но и
морально устойчивее.

Совершенствовать выносливость помогут:


Каждое прыжковое упражнение выполняется в течение 30 секунд. Для одного упражнения
достаточно 3–8 полуминутных раундов с 15–20-секундными перерывами на отдых между ними.
Небольшой комплекс упражнений можно делать три раза в неделю или ежедневно даже в
домашних условиях. В конце каждого месяца рекомендуется немного повышать нагрузку.
В беговых тренировках желательно увеличивать недельный километраж на 10%.

Как повышают выносливость известные спортсмены?

Даже для чемпионов преодоление марафонской дистанции когда-то было непростым
испытанием. Давайте ознакомимся с тренировочными программами известных бегунов:


Помимо выносливости необходимо оттачивать технику. поможет расходовать
меньше энергии, избежать травм, бегать быстрее и дальше. О постановке стопы, дыхании и
вариантах бега без ошибок можно узнать из видео экспертов.

Поддерживать активность нужно без излишнего напряжения и хронической усталости, которые
только приведут к закрепощению, снижению скорости, сокращению темпа и ширины шагов.
Важно научиться контролировать свободу движений и создавать оптимальные условия для
восстановления. Воспитав в себе это качество, легко приспособить организм к тяжелой работе и
установить свой рекорд.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Известно, что по скорости и выносливости среди наземных позвоночных животных одно из первых мест в мире занимают страусы: они способны бежать со скоростью 50 км/ч около получаса. А вот на коротких дистанциях скорость их бега достигает порой и 70 км/ч, при этом шаги они делают длиной 3-5 м. Такой способностью страусы обязаны совершенному строению своих длинных мускулистых ног, оканчивающихся только двумя мощными, уплощёнными пальцами. Короткие крылья этой птицы не способны ни на сантиметр оторвать страуса от земли, зато им отведена роль балансира при выполнении сложных скоростных маневров. Близко подобраться к кормящимся страусам чрезвычайно трудно. Пасущиеся страусы поддерживают между собой постоянный визуальный контакт. Вспугнутые страусы спасаются бегством.

Большую часть дня эти птицы проводят за кормёжкой. И хотя страусы - вегетарианцы, они не упускают возможности пополнить свой рацион и разнообразной животной пищей. Длинная гибкая шея позволяет им с одинаковой лёгкостью щипать траву, выкапывать из земли корни и клубни растений, дотягиваться до семян на ветках высоких деревьев и стремительным выпадом поражать крупных насекомых, ящериц и грызунов. Чтобы усвоить попавшую в желудок пищу, страусы постоянно заглатывают песок и камни, которые накапливаются в желудке и служат для измельчения твёрдых оболочек плодов, хитина и костей. Такая крайняя неразборчивость в еде и привычка заглатывать неудобоваримые предметы породила легенды о том, что страусы могут питаться камнями.

Красота страусиных перьев, которую первыми оценили жители Древнего Египта, едва не послужила причиной полного уничтожения этих птиц в природе. В XVIII - XIX веках повальная мода на веера, боа и шляпные украшения из страусиных перьев охватила буквально всю Европу, и миллионы самцов страусов были принесены в жертву этой моде. (257 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Благодаря строению ног страусы могут бежать очень быстро и долго

2 - Страусы не способны летать

3 - Страусы неразборчивы в еде

4 - Из-за красоты перьев страусов чуть не уничтожили

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Слово «вейкко» по-фински значит «брат, браток, землячок» - что-то в этом роде. (2) Русское (точнее петербургское) «вейка» для всех нас полвека назад означало нечто весьма приятное: «весёлый масленичный извозчик».

(3) Как только начиналась «мясопустная», предшествующая великому посту, неделя, мирянам нельзя было «вкушать мясную пищу», но пища «сырная» - масло, сметана, молоко, - хоть и была скоромной, разрешалась. (4) Народ помнил ещё, что масленичный понедельник - это «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул»... (5) В деревне в эти дни выезжали на праздничное катанье на доморощенных рысаках. (6) Чем-то должны были замениться эти катания и в хмуром, щепетильном Питере, и город существенно менялся.

(7) Обиженные и огорчённые «извозцы» вдруг куда-то исчезали. (8) Конечно, они были тут же, но держались тише воды, ниже травы, радуясь каждому случайному седоку, не рискуя запрашивать нелепую цену, только безнадёжно отмахиваясь, когда, нанимая, их спрашивали, согласны ли они везти, допустим, в Тентелеву деревню или к Уткиной заводи.

(9) «Да, барин, хоть - к шашку 1 !» - отвечал извозчик.

    1 Шашко - в псковском говоре «домовой», «черт», «кикимора».

(10) Вместо них на улице с понедельничного утра в великом множестве появлялись лохматые «чухонские » лошадки, запряженные в легковые саночки или в обычные сельские розвальни, со сбруями, разукрашенными разноцветными ленточками, увешанные голосистыми колокольцами и бубенцами, большими, маленькими, басистыми, дискантовыми... (11) Иная такая лошадёнка вся тонула в пёстрых тряпочках и в звенящей меди; по тихим улицам уже издали слышался жизнерадостный звон. (12) У стариков светлели лица, а ребята с утра до ночи клянчили у матерей: «Мам, на вейке! Мам, хочу на вейке...»

(13) Всюду начинало пахнуть свежим сеном, крепким финским табачком; всюду слышалась исковерканная «ингерманландско-русская» речь. (14) И насколько же приятно было вместо приевшегося: «Да положите, барин, четвертак!» - хоть раз в году услышать долгожданное: «Рицать копеек - райний сэна!»

(15) На козлах вейки или в передке саней, на куче сена, сидел, как клуша, закутанный карьялаинен, в кожаной ушастой шапке с меховым шариком наверху, с короткой трубкой в зубах, молчаливый, мрачноватый, сущий угрюмый «пасынок природы».

(16) Он не реагировал ни на что. (17) В его розвальни могла ввалиться шумная студенческая компания, но он, не оборачиваясь, через плечо называл свою «сэну» и ударял густошерстую, словно валяную, «шведку» кнутиком по заиндевевшему крупу. (18) Мог сесть, чудачества ради, какой-нибудь накушавшийся блинов всеми почитаемый чиновник с молоденькой супругой, - вейка бурчал своё «рицать копеек» и трогал с места. (19) Но он же мог, завернув между двумя седоками к ближнему трактиру, пропустить глоток и вдруг завести на ходу бесконечную, унылую, отзывающую зимней поземкой, замёрзшими болотами - свою «чухонскую» песню.

(20) Остановить его тут оказывалось уже невозможно. (21) Он мог, сторговавшись за четвертак, повезти вас хоть себе в Парголово, но где-нибудь вдруг остановиться в чистом ветреном поле и заявить: «Лезай! Вацать пять копеек - конец был...» (22) И сдвинуть его с места без новой ряды было немыслимо.

(23) Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили. (24) Никто не хотел в эти семь дней ездить на скучных извозчиках, хотя самые дошлые из них тоже пускались на хитрости, подвязывая к дуге какой-нибудь жалкий шарик или вплетая в лошадиную гриву цветную тряпочку... (25) Нет, эти номера не проходили!

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему слово «вейка» означало нечто весьма приятное?»

  1. Вейки были одним из атрибутов масленичной недели.
  2. Они возили не так дорого, как обычные извозчики.
  3. Людям нравилась их речь с акцентом.
  4. У них были самые лучшие лошади.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дошлые» (предложение 24).

  1. наглые
  2. умные
  3. ловкие
  4. опытные, много видавшие

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .

  1. Русское (точнее петербургское) «вейка» для всех нас полвека назад означало нечто весьма приятное: «весёлый масленичный извозчик».
  2. Всюду начинало пахнуть свежим сеном, крепким финским табачком; всюду слышалась исковерканная «ингерманландско-русская» речь.
  3. Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
  4. И насколько же приятно было вместо приевшегося: «Да положите, барин, четвертак!» - хоть раз в году услышать долгожданное: «Рицать копеек - райний сэна!»

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПРазДНИЧНОЕ (предложение 5) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове СБРУЯМИ (предложение 10) первый звук - [с].
  3. В слове НЕДЕЛЯ (предложение 3) все согласные звуки мягкие.
  4. В слове СДВИНУТЬ (предложение 22) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. мирянам
  2. огорчённые
  3. щепетильном
  4. почитаемый

А6 В каком слове правописание гласной буквы в приставке определяется ударением?

  1. пропустить
  2. предшествующая
  3. розвальни
  4. приевшегося

А7 В каком слове правописание -Н- определяется тем, что это отглагольное прилагательное, произошедшее от бесприставочного глагола несовершенного вида?

  1. масленичной
  2. утиной
  3. ветреном
  4. валяную

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово РЯДА из предложения 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ (предложение 15), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 23.

В4 Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Конечно,(1) они были тут же,(2) но держались тише воды,(3) ниже травы,(4) радуясь каждому случайному седоку,(5) не рискуя запрашивать нелепую цену,(6) только безнадёжно отмахиваясь,(7) когда,(8) нанимая,(9) их спрашивали,(10) согласны ли они везти,(11) допустим,(12) в Тентелеву деревню или к Уткиной заводи.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

В его розвальни могла ввалиться шумная студенческая компания,(1) но он,(2) не оборачиваясь,(3) через плечо называл свою «сэну» и ударял густошерстую,(4) словно валеную,(5) «шведку» кнутиком по заиндевевшему крупу.

В8 Среди предложений 9-12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-1; А2-4; АЗ-4; А4-2; А5-4; А6-3; А7-4.

Б1-торг; Б2-шариком из меха; Б3-посмеивались, рассказывали, любили; Б4-3; Б5-1; Б6-2; Б7-1; Б8-11; Б9-3.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Б. Голуб.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Диалектизмы - это слова и выражения, распространённые на определённой территории. В художественных текстах они служат для воссоздания местного колорита, передачи речи героев - выходцев из определённых областей. Это делает описание и повествование более достоверным и выразительным.

Примеры

Примеры диалектных слов и выражений, использованных в тексте.



mob_info