Из чего состоит картинг. Как сделать самодельный картинг

История карта

Многим известна поговорка, все гениальное просто. И ведь действительно так. Очень многое из того, что изобретено и пользуется сегодня огромным спросом, было сделано кем-то из совершенно никому ненужных материалов. Очень много ярких примеров можно привести, первым делом на ум приходят картинги.

Как гласит история, первый карт придумали американские летчики, которым нечего было делать. Решив хоть как-то себя занять, они набрали кучу старого хлама, среди которого были и тележки, и старые моторы от маломощных мотоциклов, и куски труб, потом слепили это все вместе, и получился первый в мире карт. Он, конечно же, мало был похож на современные карты, но тем не менее. Это был своего рода первый «Адам» племени картов.

Для американских летчиков на самом то деле это было лишь своего рода развлечения. Поиграли и забыли. Так, баловство на пару минут. Никто из них даже не задумывался о том, что у картинга большое будущее впереди, будущее маленького автомобиля с большими возможностями.

Картинг — или второе рождение

Второе рождение карт получил благодаря Арту Ингельсу – малоизвестному механику американской фирмы «Куртис крафт компании» в городе Глендейл в 1956 году. Их фирма занималась выпуском как раз таки гоночных автомобилей. В один прекрасный день Арт взял куски старых труб и другие куски арматуры, находившиеся под рукой, и мотор от газонокосилки «Уэст бэнд». Мощность созданного им карта равнялась 1,84 кВт, всего-то две с половиной лошадиной силы.

А вскоре представился удобный случай, чтобы продемонстрировать карт и его возможности на публике, так сказать, во всей красе. В Помоне должны были состояться гонки, и демонстрация карта оказалась как нельзя кстати. Понятно дело, что в заездах он участия не принимал, только покрасовался в показательных выступлениях. И именно тогда карт получает свое нынешнее имя КАРТ – с английского cart – тележка.

Вскоре появляется на арене бизнесмен, готовый вложить неплохие деньги в развитие карта. Им становятся Билл Роулес (Bil Rowles), обратившийся за помощью к Даффи Ливингстону (Duffy Livingstone) и Рою Десброу (Roy Desbrow), работавших в фирме GP Mufflers.

Он просит их посмотреть эту машинку, понимая, что за ней будущее.

Ливингстон и Десброу соглашаются с его идеями, и вскоре появляется Дрон. Новый тип карта. Назван он был так в честь двигателя, который был взят с образца беспилотного летательного аппарата. Этот аппарат разрабатывался специально для ВВС Соединенных штатов Америки.

И уже в 1957 году состоялись первые гонки с участием «тележек». Проходили они на автостоянке в городе Пасаден.

Массовые продажи картов

Понимая, что дело набирает обороты, Роулес создает новую фирму под названием Go Kart Manufacturing Co Inc., которая начинает заниматься созданием и последующей продажей машин для картинга.

Карт немного претерпевает изменения – на него стали устанавливать более дешевый двигатель, позаимствованный у роторной газокосилки Вест Бэнд (West Band). Стоимость одной машины равняется ста двадцати девяти долларам, но покупателей это нисколько не смущает, наоборот их становится с каждым днем все больше и больше. Число поклонников картинга увеличивается в геометрической прогрессии.

Бизнес развивается настолько хорошо, что Роулес получает возможность купить участок земли в Азусе площадью в пять акров. Где вскоре был построен первый в мире картодром.

Параллельно с ним компаньоны Арт Ингельс и Луи Борели создают новую линейку картингов под именем «Karette». Очень долгое время она была одной из самых успешных среди производителей картов.

Так карт начинает творить сам себя. Его имя уже гремит по всем штатам Америки, людям машинка пришлась по душе, завоевывая все большую и большую симпатию.

Машины начинают выпускать тысячами и тысячами, по всей стране строятся картодромы. Уже в декабре 1957 года организовывают первую официальную американскую ассоциацию «Go Kart». В следующем году уже разработаны правила, технические и спортивные, для проведения соревнований среди «маленьких машин».

Семимильными шагами катится карт по Северной Америке и постепенно начинает завоевывать мир.

В сентябре 1958 года фирма «Go Kart Manufacturing Co Inc.» отправляет в Великобританию пять картов, которые заказывает служащий Военно-воздушных сил Британских островов.

Вскоре вся Европа оказывается охваченной страстью к картингу.

Распространение карта по всему миру

Уже к 1960 году только в Великобритании можно было насчитать порядка ста двадцати фирм, занимающихся постройкой картов, а также различных деталей ходовой части.

Зимой, в феврале, выходит в свет первый номер журнала Karting. Стоит отметить, что выпускается он до сих пор. Настолько огромна любовь любителей картинга, и также велика их поддержка.

Стоит отметить, что картинг стал настолько «страшной» силой в хорошем смысле этого слова, что даже в Советском Союзе начинает развиваться движение картингистов.

Первым городом, который ласково перенимает моду на картинги, стал Курск. Именно в городском Дворце Пионеров был собран первый советский карт во главе с конструктором Львом Кононовым.

В городе Харьков в это время начинает успешно функционировать секция картинга, которую возглавили Виталий Енин и Эдуард Костенко.

Третьего декабря 1960 года были утверждены Правила проведения соревнований, классификации, а также технические требования к картингам Федерацией автомобильного спорта СССР. Именно этот день считается официальным днем начала развития картинга в Советском Союзе.

В последующие три-четыре года картинг приобретает еще большее количество поклонников. Он завоевывает любовь в городах: Москва, Одесса, Ленинград, а также начинает развиваться в Латвийской ССР, Эстонской ССР. В скором времени начинают проводить Всесоюзные соревнования. Все довольны. И, наконец, в 1964 году СССР впервые выходит на международную арену. К сожалению, первый блин оказался комом, советские спортсмены не сумели блеснуть своими навыками вождения.

Картинг становится спортом

Уже в шестидесятые годы карт стремительно завоевывает огромную популярность среди любителей моделирования, гонщиков и конструкторов. Успех, который никто и ни за что не смог предвещать картингам, стал реальным. Весь мир заболел этой «болезнью».

Наконец в 1962 году была создана МКК – Международная Комиссия по картингу, которая впоследствии становится органом Международной автомобильной федерации.

Картинг признают на всех уровнях – он становится полноправным автомобилем, за рулем которого выросли многие будущие чемпионы мира Формулы 1.

В 1964 году был организован первый чемпионат мира среди картингов с объемом двигателя 100 кубических сантиметров. Первым чемпионом мира стал итальянский гонщик Г. Сала. И в последующие годы итальянские спортсмены доминировали над остальными участниками на картодромах.

В следующие годы двадцатого века количество турниров растет, день ото дня увеличивается число желающих научиться мастерству управления «тележкой». С 1962 года картинг становится командным видом спорта. Также картингистов начинают делить по классам и возрасту. Сами карты начинают различать по типам и видам, например, появляются спортивные, любительские виды картинга.

Картинг развивается, его конструкция претерпевает множество изменений, ходовая часть также меняется — прогресс не обошел и картинг. Очень много экспериментировали с посадкой водителя, дело доходило даже до абсурда – пилота хотели разместить в горизонтальном положении. Были энтузиасты, которые лелеяли надежды на выпуск картов с реактивными двигателями. И даже один раз устроили подобный пробный заезд – пилотировавший едва не погиб.

Но развитие карта имело и отрицательную сторону — так как картинг стал официальным видом автомобильного спорта, то его производство стало более дорогим, а соответственно стала дорогой и его розничная цена. Интерес со стороны публики постепенно начал снижаться.

И только в 1990 году, когда итальянские конструкторы собирают новый прототип карта, названный Изикарт (Easykart), на эти машины начинает расти спрос. В отличие от своих предшественников они гораздо дешевле.

В России с распадом СССР, к сожалению, интерес к карту начал угасать.

И только сегодня, мелкими шажочками, но верным путем, мы возвращаемся к его возрождению.

Так что картинг – это живая легенда. Как и всякая машина, карт имеет свою воистину увлекательную историю. Историю, которая продолжается и сегодня.

Картинг, как и мир, меняется к лучшему!

Устройство и виды картинга

Различают всего 3 основных типа картов. Это спортивные (летние/зимние), любительские и прокатные . Я бы все-таки не стал отдельно выделять прокатные, а объединил их в одну группу с любительскими, так как отличий в принципе нет никаких.

Спортивный картинг – это профессиональная машина, которая отличается и функциональными характеристиками и «начинкой» двигателя.

Эти машины предназначены для опытных водителей, которые занимаются этим видом спорта не первый год.

Прокатные, они же любительские , это машины для непрофессионалов. Для людей, которые хотят почувствовать себя в шкуре настоящего гонщика. Они мечтают пронестись по картодрому со скоростью, так, чтобы в ушах свистел ветер, а в жилах забурлила кровь, адреналин подскочил, и сердце на резком повороте екало всякий раз, как его пролетаешь. Прокатные картинги очень безопасны, и если соблюдать все правила поведения, то поездка будет комфортной, от которой останутся только добрые воспоминания. Достаточно вспомнить слова известного гонщика Формулы 1, Михаэля Шумахера. Когда его спросили, чем отличается картинг от Формулы 1, он ответил, что ничем, только скоростью, а динамика, драйв и ощущения те же самые, та же сложность в управлении, та же необходимость ощущать машину, умение ее слушать.

Конечно же, карты для профессионалов и любителей отличаются по устройству. На спортивных машинах установлены профессиональные детали и узлы.

Для новичков, катающихся на раз, детали попроще, послабее.

Для непрофессионалов, людей непонимающих в картингах, может статься, что машины эти примитивны, их устройство чересчур простое. Но это на самом деле не так. Неискушенный взгляд – это глупо.

Что сделать, собрать картинг плевое дело. Раз и готово. Неправильно.

Карт мало чем в принципе отличается от профессиональных гоночных машин, но в то же самое время в нем есть и многое такое, что его отличает и делает более уникальным. Так из чего же все-таки состоит карт?

Стоит отметить, что картинг – это очень быстро прогрессирующее техническое устройство, модели шасси, скажем, изменяются очень быстро, одни виды становятся негодными, уходя в анналы истории, другие наоборот приходят им на смену. Поэтому стоит остановиться только на самых основных узлах машины.

Основой карта является, конечно же, рама. И только стальная.

На раме крепятся водительское сиденье, руль, двигатель (с какой стороны, значения не имеет). Сюда мы можем также отнести систему управления – руль, рычаг управления, педали тормоза и газа, рычаг переключения скоростей, ручка выжимания скоростей.

Ну и топливный бак, куда без него. Объемы топливного бака рассчитываются из эксплуатационных условий.

Каждый картинг кажется на вид похожим на другой, словно все они одна штамповка. Но на деле это не так. Каждый картинг уникален. У каждого свои возможности и условия содержания. Картинг – это отражение души его хозяина!

Управление картом

Управлять картингом очень просто. Удобная система управления, где нет ничего лишнего. Она состоит из следующих элементов:

  • Руль;
  • Рычаг переключения передач;
  • Ручка выжима сцепления;
  • Педаль газа;
  • Педаль тормоза.

И больше ничего. Все предельно просто и в то же время гениально.

Но детали, рычаги, руль, колеса – это не все. Девяносто процентов в эффективности управления зависит от самого пилота.

Ниже мне бы хотелось привести несколько светов для тех, кто только начинает осваивать этот вид транспортного средства.

Во время езды обязательным условием является правильное положение тела, руки должны правильно располагаться на руле, чтобы они не затекали, а Вы не отвлекались, иначе может произойти неприятная ситуация.

Ваше тело обязательно должно находиться в строго вертикальном положении, голову необходимо держать максимально ровно, ни в коем случае не вертеть лишний раз, не наклонять, иначе аварии не избежать.

Когда Вы едете, Вы должны быть максимально внимательны и восприимчивы к минимальным изменениям окружающей обстановки.

Составление предварительного графика в голове – это половина успеха. Маршрут, который Вы задумали, должен прочно засесть в Вашей голове.

Ваше тело должно быть сконцентрировано, разум и руки должны стать единым целым.

Руль, педали, рычаги — все должно работать воедино. Вы обязательно должны успевать обращаться со всеми устройствами.

Помните, что картинг – это машина. Любительский картинг способен развить скорость до ста километров в час. И нужна отменная реакция, чтобы успевать реагировать на происходящее.

Езда на картах – занятие довольно утомительное, следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью.

Помните, только упорный человек способен достичь финиша. Только сильный духом способен подняться на пьедестал.

Спортивный и любительский картинг

Спортивный картинг для кого-то любимое занятие, для кого-то шанс попасть в профессиональные гонщики, скажем Формулы 1. Кто-то засмеется и скажет, сравнили, мол, карт и гоночный болид. А ничего смешного на самом деле нет. Многие пилоты Формулы 1 пришли в большой спорт именно из картов, например, Фернандо Алонсо, Мика Хаккинен и даже семикратный чемпион мира, король Формулы 1, МихаэльШумахер.

Спортивный картинг бывает двух видов: летний и зимний .

Спортивные классы в картинге делятся на международные формулы, международные классы, а также национальные классы и любительские классы .

В чем же их принципиальное отличие? Так, международные формулы – это проведение мировых гоночных турниров по системе - KF1…KF4, KZ1, KZ2. В спортивных классах

А это значит, что технически все машины должны быть одинаковыми, никаких технических излишеств.

Национальные классы – это соревнования, которые проводятся на территории отдельно взятого государства. И машины также должны быть технически одинаковы. Скажем, двигатели, должны быть только отечественного производства. Можно привести несколько классов соревнований в России: пионер, мини, ракет, союзный, класс Е и многие другие. есть свои определенные ограничения по возрасту.

Ну и, наконец – любительские классы, или как их еще называют, хобби-классы.

Сюда можно отнести не только спортивные карты, но и карты класса прокатные.

Прокатные карты. Их также называют любительскими. Основное их отличие от профессиональных спортивных заключается в управлении и характеристиках самой машины. Ходовая и техническая часть прокатных машин отличается порядком от спортивных. Так, например, в спортивных моделях двигатель обычно располагается справа от водителя, в любительских картингах это недопустимо, люди могут обжечься, поэтому их закрепляют сзади, куда дотянуться простому обывателю во время езды невозможно. Также конструкция самого транспорта гораздо проще, чем у спортсменов, ведь скорости ниже, меньше «шанс» получить какую-нибудь травму при столкновении с себе подобными.

Управление в прокатных картах гораздо проще, нежели в спортивных, но это и оправданно, ведь за рулем сидят, как правило, совершеннейшие новички.

Во время езды, благодаря центробежному сцеплению, если Вы внезапно отпустили педаль газа, двигатель сам по себе не заглохнет.

На подобной машине установлен слабосильный четырехтактный движок, мощность которого доходит максимально до девяти лошадиных сил. Невысокая скорость тоже сказывается на комфортности и безопасности данных гоночных машин. Ограничения по возрасту очень простые – если Ваш ребенок, может дотянуться ногами до педалей, то добро пожаловать на картодром, машина специально для Вас, прогретая и «накормленная» топливом.

Очень часто можно встретить менее мощные болиды для детей. Что, согласитесь, очень удобно и практично. Очень часто любители организуют свои клубы, ассоциации, проводят совместные чемпионаты и турниры. Их цель – это получить удовольствие от самих заездов.

Скорость, жажда к победе, стремление, острота борьбы, накал — все это характерно и для любителей, и для профессионалов. В этом их дух един!

Современные чемпионаты мира по спортивному и любительскому картингу

На сегодняшний день по всему миру существует большое количество самых разнообразных гоночных турниров среди картингов, как среди любительских, так и среди профессионалов.

Наибольшей популярностью пользуются, конечно, заезды спортивных мастеров, но и любительские гонки от них не отстают, наоборот, с каждым годом увеличивается армия их поклонников.

Одним из самых известных и популярных турниров среди спортивных картов является турнир. Данный проект был создан в 2003 году одними из самых престижных фирм картинга мирового масштаба – IAME и Birel.

В данном проекте активно участвуют гонщики Формулы 1 – Фернандо Алонсо, в настоящее время пилот Феррари (Ferrari), и Хуан-Пабло Монтойя, пилот Макларена (McLaren).

Спустя два года, завоевав публику в мире, этот проект стал развиваться и в России. Почти сразу он получил всеобщее признание среди и спортсменов, и любителей.

Победители национальных первенств получают право в дальнейшем представлять свою страну на международной арене в турнире «Гранд Финал», который проходит на территории Италии, на самых знаменитых и качественных картодромах.

Также не менее популярны среди любителей и турниры, организуемые Super Honda. Эта организация специально создана для тех, кто по каким-либо объективным для него причинам не может заниматься картингом профессионально, но тем не менее не мыслит свою жизнь без захватывающей дух гонки.

Отличительной чертой Супер Хонды является тот замечательный факт, что они не просто организуют гонки, заезды, они составляют прочный костяк, они держатся вместе, образуя единый клуб, в котором собрались любители своего дела.

Также следует отметить, что чемпионаты мира по картингу среди спортсменов в настоящее время проводятся по новой системе классов — KF1…KF4, KZ1, KZ2.

Следует подчеркнуть, что для классов серии KF характерно использования двухтактного двигателя водяного охлаждения, с объемом 125 сантиметров кубических. А также без коробки передач. Также предъявляются требования к газораспределению, карбюратору. стартеру (электрическому), ныне встроенному в двигатель.

Следующим подвидом является класс серии KZ1, KZ2. Машины, высталяемые в данном классе, должны обладать двухтактным двигателем, также водяного охлаждения, с объемом до 125 кубических сантиметров. Количество передач варьируется – от трех до шести.

Минимальный вес машины и водителя вкупе равняется ста семидесяти килограммам. Есть ограничения по возрасту. Минимально – 16 лет.

Турниров, проводимых различными организациями, очень много. В каждой принять участие невозможно, не каждый спортсмен способен выдержать подобные сверхнагрузки. Нужно уметь распределять их так, чтобы в конечном итоге все-таки добраться до пьедестала. И суметь отпить из золотого кубка глоток освежающего шампанского.

На сегодня картинг клуб – это не только популярное место для посетителей, но и выгодный бизнес для предпринимателей, которые решили заняться этим делом. Практически каждый город имеет картинг-клуб, но спрос все равно остается достаточно высоким. Но открытие картинг клуба – идея не простая, так как требует значительных инвестиций, структурного анализа рынка развлечений в вашем городе, грамотно продуманной и составленного бизнес-плана.

Прежде всего, вам стоит определиться с размером будущего картинга, так как от такого решения и будет зависеть объем капиталовложений и концепция организации. Если вы планируете открыть клуб с качественным дорожным покрытием, дорогими авто и развитой инфраструктурой, вложить придется около 500 тысяч долларов. Но в таком случае не рассчитывайте на высокую рентабельность – срок окупаемости такого проекта составит 4-5 лет.

Но если ваш капитал не позволяет организовать такой масштабный и дорогой проект, можно открыть картинг клуб гораздо дешевле. Рассмотрим более экономный вариант.

Картинг: бизнес план

Подготовка площади

Чтобы не тратить лишние деньги на подготовку трассы, лучше арендовать асфальтированную площадку. По ее периметру необходимо установить покрышки, тщательно выровнять поверхность и устранить все изъяны. Подготовка трассы обойдется вам в 2-3 тысячи долларов (без учета платы за аренду). Место для картинг клуба лучше выбирать за городом или в индустриальных районах, где еще с советских времен остались большие промышленные склады.

Площадка может быть как открытого, так и закрытого типа. По квадратуре такая площадь варьируется от 3000 до 4000 м² – это даст возможность построить трассу 600-700 метров, что будет оснащена правильными углами, ровными участками для разгона и крутыми поворотами. Любители картинга трассу длинной в 300-350 метров считают слишком короткой, а вот 700 метров – в самый раз.

Престижный картинг клуб должен иметь систему хронометража – специальные датчики, что определяют скорость участника заезда, а результаты выводятся на табло. Клиент, который в конце увидит свои достижения, обязательно вернется к вам, чтобы улучшить свои результаты. Стоимость такой системы – 5-5,5 тысяч долларов. Установка таких датчиков будет отличать вас от конкурентов, выделять среди многих видов развлечения, поэтому на этой статье рекомендуется не экономить. Закупать систему хронометража лучше сразу, так как она устанавливается в момент укладки асфальта и оформления трассы. Если вы выбрали помещение закрытого типа – следует позаботиться о системе вентиляции, которая обойдется вам в 8-10 тысяч долларов.

Покупка оборудования

Следующий этап – приобретение карт. Что выбрать – модные новые машины или старые подержанные – подскажет уровень ваших инвестиций. Новые машины стоят 1500 – 2000 долларов, карты с мощным двигателем – 3000-4000 долларов . Подержанная машина обойдется вам в 500-700 долларов. Если вам удастся найти специальные распродажи и заказать сразу несколько экземпляров – сэкономите до 300 долларов на каждой машине.

Подбор персонала

Запчасти для картов производят всего несколько производителей, поэтому достать их непросто. Заменить их – еще сложнее. Чтобы решить такую задачу, лучше нанять на работу квалифицированного токаря.

Также в основном штате должен быть механик (на его должность подойдет автослесарь), работники на трассе, что будут следить за безопасностью участников.

Финансовые аспекты в бизнес плане катринг клуба

В среднем статьи затрат для организации данного бизнеса выглядят следующим образом:

  • аренда площади (асфальтированной) – 500 долл.
  • покупка 4 машин б/у – 3000 долл.
  • затрат на спецодежду для персонала, шлемы для участников – 600 долл.
  • зарплата сотрудникам – 1000 долл. в мес.
  • аренда административного помещения – от 500 долл.

Как видим, для организации такого картинг клуба вам понадобиться 6000 долларов. Для того, чтобы данный бизнес приносил большую прибыль, рекомендуется открыть картинг площадью не меньше 3000 м², а автопарк оснастить не менее 8-10 машин. Для осуществления такого плана вам понадобиться от 30 тыс. дол.

Для организации более престижного картодрома, где трассы превышают 800 метров, с оснащением системой электронного хронометража, оборудованными душевыми кабинками вам понадобиться не меньше 150 тыс. дол.

О доходах

Картинг как бизнес может приносить сразу несколько источников прибыли:

  • за ;
  • за обучение или проведение мастер-классов;
  • за организацию корпоративных мероприятий.

Чтобы увеличить уровень дохода, вы можете организовать школу подготовки участников. Проведение корпоративных мероприятий для большой компании также приносит неплохой доход. Арендовать трасу на полный день стоит около 500 долларов в выходной и 300 долларов в будний день.

Рентабельность небольшого картинг клуба составляет 2-2,5 года, более масштабные проекты окупаются за 5-6 лет.

М. ПОДОЛЬСКИЙ, преподаватель МАДИ, тренер гоночной команды «Мегафон-моторспорт».

На трассе соревнований по картингу бывает очень тесно.

Узлы и агрегаты карта.

Прокатные карты со всех сторон защищены отбойником из труб. Маленький, но мощный двигатель с автоматической трансмиссией разгоняет машину до очень приличной скорости, иногда до 80-100 км/ч.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый.

Красный флаг.

Чёрно-белый флаг.

Чёрный флаг.

Чёрный флаг с оранжевым кругом.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями.

Жёлтый флаг.

Жёлтый флаг с красными полосами.

Зелёный флаг.

Белый флаг.

Голубой флаг.

Сколько существует видов спорта на Земле, подсчитать невозможно. И не только потому, что под спортом разные люди понимают разные вещи. Мало того, обычные зрители могут считать, например, что лёгкая атлетика - это один вид спорта, а специалисты скажут, что одних прыжков существует как минимум четыре вида. Не исключение и автомобильный спорт. Кто-то думает, гонки они и есть гонки, а разбирающийся человек возразит: только ралли существует не менее всё тех же четырёх видов - классическое ралли, ралли-рейды, ралли-кросс и ралли-спринт. А кольцевые гонки? В них принимают участие и специальные гоночные машины (например, в популярных гонках «Формулы-1»), и обычные серийные машины, и даже грузовики и газонокосилки. Один из самых распространённых и доступных видов автомобильных гонок - картинг. О нём поговорим подробнее.

Заниматься картингом можно в любом возрасте. В больших городах существуют крытые картодромы, где ездят круглый год. Машины там прокатные, но практически при каждом картинг-центре созданы гоночные школы. К занятиям допускают детей с 5 лет, и уже через пару-тройку месяцев устраивают первые гонки юных пилотов. Да и в спортивном картинге самый маленький «профессиональный» класс - «Микро» - уже освоен 6-7-летними гонщиками.

Считается, что первые карты появились у американских военных пилотов во время Второй мировой войны. Однажды лётчики приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетный мотор и между полётами от нечего делать стали гонять по лётному полю. Потом начали устраивать соревнования. В 1956 году механик фирмы «Куртис крафт компании Арт Ингельс построил первый карт похожий на современные. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки, сделал ручной тормоз и элементарное рулевое управление. А уже в 1957-м в Америке организовали картинг-клуб и приняли правила проведения соревнований. В Европе карты появились в 1958-м. В 1960-м году только в Англии работало уже более 120 фирм по производству картов.

За какие-то 15 лет картинг завоевал весь мир. В 1964-м прошёл первый официальный чемпионат мира. Соревнования, состоявшиеся в Риме, выиграл тогда итальянец Г. Сала. Между прочим, в картинге начинали свою спортивную карьеру практически все выдающиеся гонщики. Например, семикратный чемпион мира в «Формуле-1» Михаэль Шумахер, четырёхкратный чемпион мира по ралли Себастьян Лоэб, многократный победитель международных и российских соревнований Алексей Васильев.

Чем же так привлекателен картинг? Во-первых, машинка проста в изготовлении (правда, если сравнивать с другими гоночными автомобилями) - следовательно, стоит недорого. Во-вторых, машинка устойчива и, следовательно, довольно безопасна. В-третьих, картом несложно управлять - следовательно, ездить на нём может практически любой.

Картинг, пожалуй, единственный вид автоспорта, в котором существует почти официальное разделение машин на специальные спортивные и прокатные. Спортивные машины в большинстве случаев мощнее, имеют двухтактные двигатели, а иногда и «настоящую» трансмиссию со сцеплением и коробкой передач. Прокатные же в основном оснащают четырёхтактными моторами, а вместо коробки передач - центробежной муфтой (вариатором).

АНАТОМИЯ КАРТА

Все агрегаты карта крепят на раму, сваренную из прочных стальных труб с наружным диаметром 35-40 мм. Передние, управляемые, колёса устанавливают на поворотных кулаках. С помощью поперечной тяги и рулевого вала они соединены с рулём. На карте нет рулевого редуктора (механизм, который в «больших» машинах помогает поворачивать колёса), поэтому ход рулевого колеса очень короткий, почти как на велосипеде. Поворот руля требует немалого усилия, и после получаса езды у неопытных пилотов руки «отваливаются». На раме устанавливают и сиденье пилота, причём так низко, что пилот буквально чертит попой по асфальту. Чтобы сберечь «пятую точку», сиденье делают достаточно прочным и под ним (снизу на раме) прикрепляют лист из алюминия, стеклопластика или толстой авиационной фанеры.

Мотор ставят справа и чуть сзади от сиденья (чаще всего именно справа, но на некоторых моделях слева или совсем сзади). С помощью цепной или ременной передачи двигатель соединён с задней осью. На картах недавно появившегося класса DD 2 (Direct Drive означает прямая передача) мотор установлен на задней оси и привод осуществляется её непосредственным вращением через шестерёнку. Задняя ось у карта, в отличие от автомобиля, цельная. На ней укрепляют тормозной диск. Топливный бак на спортивных картах ставят под рулём между ногами пилота, а на прокатных - за сиденьем.

Рычаг переключения передач размещён справа от сиденья. Педали управления раньше были расположены так же, как на обычной машине: впереди справа педаль акселератора, чуть левее - тормоз. Этими педалями управляли правой ногой. Левая нога, как на «взрослых» автомобилях, «заведовала» педалью сцепления. Но на спортивных машинах пилот переключает передачи, практически не выжимая сцепления, и ещё четверть века назад управление им перенесли на рычаг, очень похожий на мотоциклетный, и расположили его под рулём у левой руки.

На прокатных картах - попроще: справа - газ, слева - тормоз; педали сцепления и рычага переключения передач нет, да это и не нужно, ведь машина оборудована автоматической трансмиссией.

В подвеске у картов нет пружин и амортизаторов. Собственно, и подвески-то как таковой нет. Из-за этого маленькие машинки очень жёсткие, езда на них по ощущению напоминает передвижение на табуретке. Поэтому трассы для картинга стараются делать идеально ровными, с асфальта убирают всё, даже самые мелкие кочки.

Важный элемент карта - колёса. Передние всегда меньше задних, и по ширине и по диаметру. Задние, наоборот, более массивные и широкие. Оно и понятно: основной вес машины и пилота приходится на заднюю ось. Задние колёса разгоняют карт, они же его и тормозят (на передних колёсах на многих даже спортивных моделях тормозов попросту нет). Кстати, шины для картов, так же как и для больших гоночных автомобилей, делают как для сухого покрытия, так и для дождя из резины специального состава, которая буквально приклеивается к трассе и позволяет проходить повороты очень быстро.

ЭКИПИРОВКА КАРТИНГИСТА

Для занятий прокатным картингом экипировка не нужна. Всё необходимое выдают на картодроме. А это - шлем и перчатки. В некоторых карт-центрах в экипировку входят комбинезон (на трассе часто бывает грязновато) и защита для рёбер и шеи. Обувь, как правило, не выдают, поэтому, если вы собрались на картодром, наденьте лёгкие кроссовки или кеды. Для регулярных занятий в секции или клубе шлем, подшлемник, перчатки, комбинезон и специальные гоночные ботинки нужно иметь свои. Если картодром расположен на открытом воздухе, то для плохой погоды необходимы непромокаемый чехол на комбинезон или куртка с брюками, наподобие тех, что выдают дорожным рабочим. Если же речь идёт о занятиях профессиональным картингом и участии в официальных соревнованиях (в России они проходят под эгидой Российской автомобильной федерации - РАФ), то экипировка выбирается только из разрешённой, или, как ещё говорят, омологированной, РАФ. Шлем пилота должен соответствовать строгим требованиям, но такие модели достаточно тяжелы, и, чтобы снизить нагрузку на шею в случае аварии, дополнительно используют специальный «воротник». Обувь пилота должна защищать лодыжку. Обязательны перчатки.

Карт только с виду выглядит как простенькая тележка с мотором. В гамме этих автомобилей есть труженики, почти круглосуточно работающие на прокатных картодро-мах. Они дают начальные навыки юным пилотам, заражают их азартом настоящей гоночной борьбы. А есть уникальные образцы современной гоночной техники, оборудованные по самому последнему слову техники, напичканные датчиками от космических кораблей.

Картинг - единственный вид автомобильного спорта, которым может заниматься ребёнок или подросток. Нужно только разрешение врача, согласие родителей - и мир скорости и приключений открыт перед вами. Карт в умелых руках позволяет ездить очень быстро. Лучшие спортивные машины без труда разгоняются до 200-250 км/ч, а по динамике разгона со старта случается опережают болиды «королевы автоспорта» - «Формулы-1». Но даже машины специальных детских классов - они называются «Микро», «Мини», «Ракет» и «Кадет» - ездят со скоростью 80-120 км/ч. Научившись ездить на карте, вы сможете, когда станете взрослыми, легко пересесть на большие машины и заняться кольцевыми гонками, гонками по бездорожью или вершиной автомобильного спорта - классическим ралли. Да и просто быть хорошим водителем в жизни пригодится.

Подробности для любознательных

«ХИТРАЯ ЗВЁЗДОЧКА»

Скорость движения карта зависит от мощности и числа оборотов двигателя. Чем мощнее мотор, тем быстрее разгоняется карт; чем выше число оборотов, тем большей может быть максимальная скорость. Но не только этими параметрами определяется темп езды машины. Напомним: двигатель и задняя ось (то есть колёса) соединены цепной передачей. Звёздочка, стоящая в моторе (она называется ведущей), всегда имеет 10 зубьев, а звёздочки на задней оси (ведомые) могут быть разными - от 80 до 83 зубьев. Чем больше зубьев на ведомой звёздочке, тем лучше карт разгоняется с места или набирает скорость от небольшой до средней. С другой стороны, чем меньше ведомая звёздочка, тем выше максимальная скорость.

Ведомые звёздочки меняют в зависимости от того, насколько сложна трасса. Если дистанция состоит из сплошных крутых поворотов и крутых подъёмов, лучше ставить звёздочку побольше (если пилот тяжёлый, кстати, тоже). На трассах с ровными длинными участками и плавными поворотами правильнее ориентироваться на «быструю» звёздочку.

Бюро справок

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

В картинге существуют два вида соревнований - кольцевые гонки и зимние трековые гонки по льду. На ледовых гонках останавливаться не будем, они проходят нечасто, а вот о кольцевых поговорим.

Чтобы определить порядок старта, проводятся квалификационные заезды. В соревнованиях разного уровня они могут проходить по-разному, но суть остаётся: тот, кто проехал официальный хронометрируемый круг (или участок) быстрее других, стартует первым. Во время старта до пересечения стартовой прямой нельзя совершать обгон. Если учесть, что в самом продвинутом юниорском классе «Ротакс Макс Юниор» стартуют до сорока гонщиков в одном заезде, то, когда лидеры уже сражаются за сантиметры гоночной трассы, хвост стартового пелотона ещё плетётся в стартовой зоне. Кстати, уровень профессионализма в этом классе такой, что результаты прохождения квалификационного круга часто отличаются меньше чем на одну секунду у двух десятков пилотов!

Во время гонки нельзя толкаться, выбивать соперника с трассы. Обязательно нужно пропускать тех, кто едет быстрее, и не создавать им помех. Старт гонке дают либо флагом, либо сигналом светофора. Старт может быть дан с места, как в «Формуле-1», или с хода.

Судьи на трассе подают спортсменам сигналы флагами. Флаги эти одинаковые для всех видов автоспорта, так что если будете смотреть по телевизору гонки «первой формулы», то увидите, как и там пилоты послушно следуют законам флаговой азбуки.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый. Размер клеток, чередующихся в шахматном порядке, 10x10 см. Используется для оповещения соревнующихся о финише. Сигнал подаётся взмахами флага.

Красный флаг останавливает гонку. Водители должны немедленно прекратить гонку, поднять руку и, убедившись, что следующие за ним водители приняли сигнал, остановиться.

Чёрно-белый флаг. Поле флага разделено по диагонали на две равные чёрную и белую части (на языке автогонщиков - «пингвин»). Он предупреждает водителя о неспортивном поведении и информирует, что при следующем нарушении он будет исключён из соревнования или заезда.

Чёрный флаг («чёрная метка», совсем как у пиратов). Информирует водителя, что на следующем круге он должен привести свой карт в определённое регламентом место и явиться к руководителю гонки.

Чёрный флаг с оранжевым кругом. Информирует водителя, что его карт имеет техническую неисправность и что на следующем круге он должен устранить дефект в ремонтной зоне, после чего может продолжить гонку.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном - фальстарт.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями. Водитель должен немедленно прекратить гонку и вернуться в закрытый парк.

Жёлтый флаг - сигнал опасности. Водители должны снизить скорость и быть готовыми к возможной остановке. Если судьи активно размахивают флагом, то опасность очень серьёзная. В зоне жёлтых флагов запрещены любые обгоны.

Жёлтый флаг с красными полосами - скользкая дорога. Наиболее часто используется для сигнализации о разлитом масле либо о наличии луж.

Зелёный флаг - опасность миновала. Используется в двух случаях:

Для обозначения конца опасной зоны (показывается неподвижно) и места, с которого вновь разрешены обгоны;

Для подачи старта на тренировку или прогревочный круг. Показывается взмахами до выезда всех картов из стартовой зоны.

Белый флаг - на трассе медленно движущийся карт. При его остановке белый флаг немедленно заменяется жёлтым.

Голубой флаг. Информирует водителя, отставшего на круг, что его собираются обогнать один или несколько движущихся быстрее картов и им необходимо уступить дорогу.

Почти в каждой стране можно найти специальные треки, на которых люди с удовольствием катаются на небольших и быстрых картах. Это действие воспринималось сначала как хобби, но затем появились международные правила, классификация и определенные требования. Так появился носящий название "картинг". Рассмотрим это увлечение немного подробнее.

Немного истории

Свое начало он берет в 1934 году, когда усилиями нескольких муниципалитетов было организовано соревнование на мини-картах - гоночных автомобилях, в которых отсутствовал мотор, и они катились с горы. Их скорость могла достигать 50 км/ч. С каждым годом популярность этого действия становилась все больше, а расцвет пришелся на 50-60-ые годы.

Затем военные летчики придумали новый вид гонок. Из простых материалов (двигатели, канистры от топлива, трубы, шасси) они смонтировали небольшие машинки и катались по полю в свободное время. Первый карт был сконструирован Артом Инглсом и был показан на гонках в 1956 году. Через пару лет автомобильная федерация признала, что картинг - это вид спорта, создала комиссию и провела первые соревнования.

Со временем карты становились все мощнее и опаснее. К сожалению, конструкция не гарантировала безопасность гонщику, поэтому новые модели стали не по карману простым людям, и в спорте остались лишь профессионалы.

Виды картинга

Выделяют 3 основных группы:

  1. Прокатный. Этот вид популярен среди любителей и не имеет никаких сложностей. Человек приходит на специальную площадку - картодром - проходит небольшую инструкцию и получает экипировку. Оплачивается время, и пока оно идет, можно накатывать круги. Их количество ограничено только возможностями и умением. Однако надо помнить, что человек занимается простыми покатушками. Настоящий картинг - это серьезный спорт.
  2. Спортивный с командой. Если обыкновенные гонки на картах не устраивают, то нужно перейти на более высокий уровень. Следует найти тренера и команду. Они помогут решить все вопросы, подберут экипировку, научат управлять картом. Конечно, все это будет стоить приличных денег и не каждый сможет себе такое позволить.
  3. Спортивный без команды. Этот вид картинга подходит для профессионалов. Здесь необходимо учитывать, что карт не предназначен для долгого использования и требует частого ремонта.

Устройство карта

Эти небольшие машинки могут развивать очень большую скорость. Все зависит от типа установленного двигателя и массы карта. Легкие модели могут набирать скорость свыше 120 км/ч.

Они состоят из рамы, рулевого управления, сиденья и двигателя, который соединен с колесами. Задние больше по диаметру, чем передние. Рама должна быть из прочного материала, обладающего магнитными свойствами. Дюралюминий, титан и карбон здесь запрещены.

Спортивные карты конструкционно отличаются от обыкновенных. В прокатном двигатель находится сзади, а не справа. Также в спортивном используется карбюраторный двигатель и установлена определенная трансмиссия.

Детский картинг

Если родители замечают, что их ребенок интересуется автомобилями, мало проводит времени за компьютером, то, возможно, стоит привести его на специальную гоночную площадку. Ограничений по годам не существует, а единственным условием должен быть достаточный рост, чтобы достать до педалей.

Картинг для детей получил широкое распространение и не стоит на месте. На основе некоторых клубов создаются специальные школы с обучающими занятиями. Картинг - это возможность почувствовать себя взрослым, ощутить запах железа и горячей резины. Опытные инструкторы научат управлять машинкой, принимать правильные решения, чувствовать скорость и воспитают стремление к победе. Кроме того, происходит тренировка всех мышц тела - от шеи до ног.

Картинг для детей так же безопасен, как и футбол или другой вид спорта. Конечно, здесь будут появляться царапины и синяки, но в любых динамичных видах проведения досуга они также присутствуют. Сначала все мышцы будут ныть и болеть, но после пары тренировок тело начнет приспосабливаться.

Микроавтомобили и трасса соответствуют требованиям безопасности, а экипировка защищает от ушибов. Детский карт не такой мощный, оборудован специальными сиденьями и педалями. Существует возможность родителям кататься вместе со своим ребенком. Это увеличит комфорт и безопасность, а также придаст изюминку тренировкам. Картинг - вид спорта, который подойдет как детям, так и взрослым.

Стоимость и управление

Для людей, профессионально занимающихся гонками, картинг - это дорогое удовольствие. Но для любителей хватит небольшой суммы, чтобы провести 10 или 20 минут на трассе. Удовольствия и адреналина там можно получить намного больше, чем в баре или за компьютером. К тому же количество кругов не фиксировано - можно за один промежуток времени проехать большее расстояние.

Главными ошибками являются отклонения корпуса, траектория и торможение. При прохождении поворота тело необходимо склонять наружу, чтобы максимально убрать возникающее скольжение. Траектория должна быть наиболее короткая. Это поможет выиграть время и опередить соперника.

Гонки на картах отличаются от вождения автомобиля. Газ держится максимально долго, и тормозить здесь необходимо резко, а не плавно, как привыкли за рулем машины.

Картодромы в Москве

В столице России находится много мест, где можно принять участие в этом виде спорта. Они предназначены как для любителей, так и для профессионалов. Вот небольшой перечень популярных площадок:

  1. FORZA Karting.
  2. "Серебряный Дождь - Сокольники".
  3. Arena GP.
  4. Le Mans.
  5. "10 дюймов".
  6. Картодром Arena Play.
  7. Картинг-центр на ВДНХ.
  8. Картинг клуб "Бега".
  9. Развлекательный центр "Самолет".
  10. Развлекательный комплекс "Картленд".

Картинг — вид спорта, который в благодарность выдает море адреналина. Ни с чем не сравнимые эмоции, почти физическое ощущение близости асфальта, скорость, испытание, стремление быть первым. В Москве этот вид спорта стал трендом: начиная от корпоративных «покатушек» на картодроме в честь юбилея фирмы и заканчивая серьезными тренировками с профессиональными гонщиками.

Карт — это микролитражный автомобиль на маленьких колесиках, без кузова, дифференциала и упругой подвески. Фактически он состоит из сиденья, рамы и маленького двигателя. Различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный популярен как вид развлечения и доступен любому. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими легко даже без водительских навыков. Все начинают с прокатного, многие потом переходят на ступеньку выше. Это спортивный картинг, который ориентирован на более подготовленных гонщиков, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач.

На профессиональных треках спортивный карт может сдаваться в прокат, но стоимость заезда на нем будет в разы выше — 10—15 тыс. руб. за шесть заездов, каждый по 15 минут. Те, кто уже жить не может без рыка мотора, обзаводятся собственными гоночными болидами — их цена колеблется от 5 тыс. до 8 тыс. евро. Резину приходится менять каждый день, комплект стоит в районе 200 евро. Удовольствие не из самых дешевых, но те, кому не по карману, всегда могут взять в прокат за 800 руб. машинку попроще и получить свою порцию кайфа. В Москве несколько десятков картодромов, обычно это целые комплексы с барами и ресторанами. Закрытые треки, где выдают даже обувь с комбинезоном, больше подходят для начинающих, тогда как под открытым небом уже гоняют профессионалы.

«Мы с друзьями катаемся года четыре, у нас свой турнир, призы, группа в социальной сети, сделали свои сайт и приложение, перед каждой гонкой SMS-рассылка со временем и местом заезда», — рассказывает 36-летний топ-менеджер Максим Кисловский. Его команда из 15 человек собирается раз в неделю в картинг-клубах, а в конце года подсчитывает очки, и победитель получает переходящий кубок и подарок — два авиабилета в любую точку мира. Спонсором выступает строительная компания одного из участников.

Таких частных турниров в Москве каждую неделю проводятся тысячи. Но картинг как вид спорта появился не вчера, и занимаются им не только обеспеченные люди. «Перед законами физики все равны независимо от социального статуса, амбиций и числа машин в гараже. Стоит облачиться в комбинезон, опустить забрало шлема — и определить, кто есть кто на трассе, можно лишь по технике езды, — считает Кисловский. — И тут никогда не бывает скучно, даже когда ждешь своей очереди, ведь только в картинге можно следить за гонками с расстояния вытянутой руки».

Вопрос — ответ

Алексей Карачев, вице-чемпион Германии «Формулы-3»,
шеф-инструктор гоночной академии Mercedes AMG


Что такое картинг?

Это основа гоночного спорта. Несмотря на размеры, машины мощные, доходят до 50 л.с. Если ты ставишь лучшее время круга на карте, то даже на автодроме для «Формулы» ты сможешь проехать хорошо. Все, кто научился водить карт, справятся с любой машиной.

Какие трассы больше подходят для новичков — открытые или закрытые?

На закрытых площадках вы не зависите от погоды, зато на трассах под открытым небом ощущения скорости сильно меняются. Я бы для новичков и людей, которые просто хотят хорошо провести время, больше рекомендовал крытые картодромы по нескольким причинам. Во-первых, на открытых трассах нет такой развитой инфраструктуры. Они все-таки больше ориентированы на спортсменов. В крытых картодромах есть уютные кафе, где можно посидеть, перекусить и посмотреть на заезды других пилотов.

Как правильно подобрать машину?

Надо посмотреть распечатку с лучшим временем за день и выбрать машину, которая показывала самое быстрое время круга.

Как научиться быстро и правильно управлять картом?

Я бы порекомендовал для начала взять уроки у профессиональных гонщиков. Это позволит вам сэкономить время и деньги и начать как можно раньше получать максимальное удовольствие от пилотирования карта и даже выигрывать в соревнованиях.

Пионеры картинга

Когда появился картинг, доподлинно неизвестно. Русская «Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс, работавший на производителя гоночных моторов Kurtis Kraft. Ингелс установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. Маленькие, но юркие автомобильчики быстро стали популярными, американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне. До СССР слава дошла так же быстро.

«Наподобие азиатского гриппа накатила на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватив сначала Англию, и спорадически сейчас распространяется на континенте, достигнув Скандинавии», — писал в 1960 году советский журнал «За рулем», описывая новые гонки «на так называемых го-картах, то есть карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес».

Первые советские мини-болиды поехали из дворцов пионеров — в одном из таких полезных в то время заведений в Харькове и открылась в начале 1960-х первая секция картинга. Но картинг со временем стал увлечением избранных. В основном в такие секции можно было попасть только «по блату». На Западе же картинг получил массовое распространение, там стали выпускать в конце 1960-х первые советские болиды. В те годы выходил журнал «Техника молодежи», где размещались чертежи картов, многие своими руками в гаражах собирали машины из подручных материалов — в ход шли даже вертолетные колеса. К моменту распада СССР в 5 тыс. секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тыс. человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик. С распадом империи картинг пришел в упадок, как и весь спорт в те годы.

Старт после финиша

Карты на крытых трассах могут развивать скорость до 90 км/ч, а на открытых — до 200 км/ч, но разбиться на карте маловероятно. «Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги. Да и чтобы перевернуться, нужно уж очень постараться. Обычно даже у сорвиголов не получается это сделать», — успокаивает менеджер картинг-клуба.

Пять гоночных трасс для картинга в Москве

Александр Митяев



mob_info