История сноуборда. История сноубординга Крепления для сноуборда история

…ещё в 1985-м сноубордисты допускались всего на 7% американских горнолыжных объектов…

Из воды на берег - прародители сноуборда

Ещё до погружения в историю сноуборда скажем, что это, пожалуй, апогей творения всевозможных доскостроителей во имя получения удовольствия и адреналина. Появлению сноуборда предшествовали сёрф, скейтборд, лонгборд, снёрф… Первые упоминания о катании человека на доске относятся аж к пятому веку до нашей эры. С ума сойти. И пальму первенства в этом направлении вполне логично получили гавайские аборигены. Ведь и в наше время Гавайи являются Меккой сёрфингистов. Даже удивительно, что горные лыжи опередили в своём развитии сноуборд.

Этому странному предмету на фото - He"ehölua - более 2000 лет. Снаряд похож на сёрфовую доску, за исключением того, что используется на горках со снежным или даже травяным покровом. По конструкции также напоминает сани, но имеет длину почти 4 метра при ширине всего в 15 см. Весила же эта штуковина от 14 до 30 кг и развивала скорость до 80 км в час. В 1823 году Уильям Эллис, посещая Гавайи, стал свидетелем необычных соревнований.

Однако не всем любителям сёрфинга повезло жить на Гавайях. И не всем повезло с такими уникальными волнами. Устав от ожидания волны, калифорнийские сёрферы придумали лонгборд, установив колёса от роликовых коньков на обычную сёрфовую доску. Доработав подвеску, с помощью которой можно имитировать сёрфовые движения, ребята получили новый спортивный снаряд, завоевавший популярность во всём мире. Так люди, совсем далёкие от океана, смогли приобщиться к его духу. Управление лонгбордом, так же как и сёрфом, очень близко к современному сноуборду, повороты осуществляются путём переноса центра тяжести с одного канта на другой.

Однако и сёрф, и лонгборд были уделом избранных. С одной стороны, сама по себе доска для сёрфинга была не дешёвой, с другой стороны, для получения определённых навыков катания нужны были и природная сноровка, и долгое время тренировок, что позволить себе мог далеко не каждый. Таким образом, сёрфингисты и лонгбордисты образовали некие высшие касты со своими правилами и культурой. То же самое, кстати, позднее произошло и с горными лыжами. Это был спорт привилегированных.

Революционеры найдутся всегда и везде, так и в истории с лонгбордами появились индивиды, решившие сделать это увлечение более доступным, простым и массовым. В то же время они отказались и от самой тусовки со всеми её устоями. Лонгборд был укорочен, колёса уменьшены, конструкция упрощена. Снаряд получился куда более дешёвым, но и техника катания на нём потребовалась другая. Но это уже отдельная история - история скейтборда. А мы возвращаемся к сноуборду.

А вот ещё пара исторических заметок, имеющих отношение к сноуборду.


Год 1929-й. Некий Майкл Барчет совершает спуск с горы на широкой доске с привязанной к ней бельевой верёвкой. Сделал он это на спор или чтоб оставить свой след в истории - он запротоколировал сей факт.

10 лет спустя, в 1939-м, другой энтузиаст Верн Викланд совершил подобный подвиг на модернизированном куске фанеры. Плотная ткань для устойчивости ног и ремешок для фиксации. Деревянные санки для спуска на ногах в положении боком были запатентованы. Ниже видео того спуска.

История сноуборда

В 60-е годы прошлого века сёрфинг был более чем модным увлечением, о нём грезили очень многие. И это понятно, в наше время возможностей испытать острые ощущения куда больше. Одним из многих поклонников этого вида спорта, этой культуры, был американец Шерман Поппен (Sherman Poppen). Он мечтал прокатиться на сёрфе по снежным склонам Скалистых гор. Кроме того, у него было две дочери, которым было скучно кататься на простых санках. Однажды одна из дочерей попробовала проехать на них стоя… Но это было не очень безопасно. Так вот, чтобы как-то разнообразить зимние развлечения дочерей, Шерман скрепил две детские лыжи вместе и привязал к ним верёвку. По своим размерам конструкция получилась похожей на сёрфовую доску. Не очень удобная, не шибко надёжная… Но это был первый шаг к сноуборду.

Свой первый сёрф для снега Шерман Поппен сконструировал в 1964 году. Дочке понравилось, её друзьям тоже, Шерман недолго думая получил патент на изобретение.

Годом позже, в 1965-м, новый снаряд был запущен в массовое производство. Его назвали снёрф - snow + surf. Изготовление было организовано на базе завода - производителя шаров для боулинга Brunswick. Той же зимой 1965 года снёрф вышел на рынок и сразу занял своё место под множеством рождественских ёлок. Первый образец Поппен подарил своей дочке Венди, которая скоро стала чемпионкой района.


Горные лыжи в то время считались исключительно спортивным снаряжением, в то время как снёрф был скорее игрушкой, забавой, для которой нет правил поведения на склоне, нет устоев. А потому и среди его поклонников было много бесшабашной молодёжи. Тут можно, кстати, снова вернуться к скейтборду. Отказавшись от элитарной тусовки лонгбордистов, скейтбордисты-отступники начали создавать свою культуру, более свободную, граничащую с анархией. Не зря, наверное, в период зарождения сноубординга поклонников этого снаряда называли подонками. По своему духу именно скейтборд и сноуборд наиболее близки.

В последующие 10 лет после серийного запуска снёрф был продан в количестве более миллиона штук при цене порядка 15 долларов за штуку. А мистер Поппен начал разработку профессиональной линии.

В 1968 году для продвижения своей новой продукции компания Brunswick организовала турнир по скоростному спуску на снёрфах. В нём, кстати, принял участие и легендарный Джейк Бёртон, тогда ещё совсем юный.

Однако массовое увлечение снёрфом сошло на нет так же стремительно, как и появилось. Конец великой идеи - кататься по склонам зимой - был близок… Если бы не появились энтузиасты вроде Димитрия Миловича, Тома Симса или Джейка Бёртона Карпентера.

Новый виток в истории сноуборда

Димитрий Милович и Winterstick

История повторяется. Вновь появляется сёрфер, одержимый идеей зимнего катания. Итак, в 1970-м украинец по рождению, осевший в США, Димитрий Милович (Dimitrije Milovich) начал разработку сноубордов, взяв за основу конструкцию новейших коротких сёрфов. Так уж случилось, что, переехав с побережья Атлантики, он очень скучал без сёрфинга. Его снежная доска была похожа на лонгборд, с которого сняли колёса, по-прежнему без креплений, однако Димитрий снабдил свой прототип стальными кантами. 5 лет спустя он отказался от кантов, потому что всё равно катался только по мягкому снегу.

Милович экспериментировал с материалами для самой доски и формой, хотя до сноуборда в его нынешнем виде ей было ещё далеко. Ещё до начала массового производства Милович получил патент на «ласточкин хвост», а следом и на «доску для катания по снегу с металлическими кантами». Он также отмечен в истории сноуборда первым, кто задал талию этому снаряду.



Компания Димитрия Миловича Winterstick стала первым в мире производством «сноубордов». Заскакивая вперёд, скажем, что судьба досок Winterstick отчасти повторила историю лонгбордов, с течением времени они укорачивались и меняли форму, а вместе с тем и технику катания.



Первые упоминания о Winterstick в публичных изданиях, в том числе Newsweek и Playboy, были замечены в 1975 году, а к 1976‑му Winterstick выбросила на практически несуществующий ещё рынок первый сноуборд сваллоу-тэйл. К сожалению, тогда никто не проникся новым видом активности, и в 1980-м компания обанкротилась. Не будем вдаваться в подробности, но компания Winterstick позднее воскресла и существует и в наши дни.

Отрывок из документального фильма о ранней индустрии сноубординга Snow Craft Generations

Том Симс - каскадёр, скейтбордист, сноубордист…

Том Симс - это культовое имя, широко известное в определённых кругах. Кто-то знает его как исполнителя трюков и каскадёра в фильме о Джеймсе Бонде («Вид на убийство»), но основная роль в жизни ему была отведена для продвижения скейтбординга и сноубординга в массы. Том Симс был не просто выдающимся спортсменом, он был пионером в скейтбординге, он был тем, кто донёс новый снаряд - сноуборд до горнолыжных курортов и способствовал его популяризации. Собственно, скейт-промышленность и зародилась при его участии. А что же со сноубордом? Многие до сих пор не могут определить, кто стал первым создателем сноуборда: Джейк Бёртон или Том Симс.


Будучи заядлым скейтбордистом, Том нуждался в некоем снаряжении для зимнего досуга. «Как я мог кататься на скейтборде по заснеженным улицам Нью-Джерси? Самое простое - сделать скейтборд для зимы», - рассказывал Симс.




Они работали параллельно и в одном направлении. Первый свой сноуборд Симс построил в 7-м классе (1963 год) в качестве школьного проекта и назвал его Skiboard (по сути, это было даже раньше Шермана Поппена на пару лет). Более серьёзный снаряд был изготовлен им в 1976-м под именем Sims Snowboard. Изначально Том организовал производство скейтбордов, позднее же, с ростом популярности зимнего собрата, Симс создал параллельный бизнес, ориентированный на производство сноубордов.

В 1983 и в 1985 годах Том Симс становился чемпионом мира в сноуборд-слаломе. Тогда же он стал ответственным за создание первого хафпайпа для сноуборда. Одновременно с этим Том продвигал сноуборд на горнолыжных курортах в качестве развлечения, некоего нового вида развлечений.




Том Симс стал чемпионом мира в дисциплине сноуборд-слалом в 1983 и 1985 годах

Горнолыжный спорт и сейчас требует определённых навыков, довольно длительного периода обучения, не забываем также, что карвинговые лыжи появились относительно недавно, а кататься на классических лыжах было делом куда более сложным. В этом плане новый снаряд, позволяющий получить удовольствие от спуска чуть ли не с первого раза, выглядел очень заманчивым.

Сноуборд и преподносился-то не как спорт, а как развлечение. Именно тогда появилась довольно чёткая граница между горнолыжниками и сноубордистами, между «парнокопытными» и «подонками». Первые, более обеспеченные, правильные, консервативные, смотрели свысока на бесшабашную молодёжь на странных снарядах с прикованными ногами, не способных развить ту же скорость, что лыжи, не столь красивых и изящных, не в состоянии пройти коньком до нужной точки. Вторые смеялись над пафосными лыжниками, над их чопорностью и продолжали наслаждаться катанием в своём стиле.


Вклад Джейка Бёртона в историю сноуборда

В это же время 23-летний бывший студент из Вермонта Джейк Бёртон (Jake Burton), бросив учёбу и пытаясь определить своё место в жизни, продолжил усовершенствование снёрфа с целью превратить игрушку в полноценный элемент спортивного снаряжения.

По своей натуре Джейк был бунтарём, ветреным и не постоянным, хулиганистым юношей. Прожив длительное время на атлантическом побережье, Джейк грезил сёрфингом. Его родители не считали это увлечение достойным и не покупали ему полноценную сёрфовую доску. Приходилось Джейку ограничиваться простыми старыми моделями, на которых кататься можно было только в положении лёжа. Вместе с этим молодой Бёртон безумно любил снег, он был одним из лучших горнолыжников в округе и большим поклонником снёрфа. Джейк Бёртон получил snurf на Рождество в 1968 году. Джейк частенько участвовал в местных дружеских соревнованиях по снёрфингу и всегда выходил победителем. Сломав палец в одном из таких заездов, Джейк решил, что надо усовершенствовать конструкцию.


При поступлении в университет Джейка привлекала перспектива попадания в местную горнолыжную сборную. Он имел все шансы, однако ещё до начала отборочных туров его угораздило сломать ключицу сразу три раза подряд. Естественно, что он не попал в команду, интерес к студенческой жизни моментально угас.

Уйдя из университета, он устроился на работу. В его обязанности входило встречаться с предпринимателями, оценивать их бизнес и составлять отчёты для потенциальных покупателей. Несмотря на большую зарплату, в какой-то момент Джейк не выдержал нагрузки и ответственности, однако он получил хороший опыт и уже был в состоянии оценить все шансы и риски для открытия собственного дела. Итак, воспользовавшись наследством бабушки, опытом работы и неудержимой идеей доработать снёрф, в 1977 году Джейк Бёртон попробовал основать собственную компанию в Вермонте.

Первый тираж сноубордов получился маленьким, цена его была выше снёрфа, целых 38 долларов. Несложная конструкция представляла собой гибкую деревянную доску с креплениями от водных лыж. Название снёрф было запатентовано Шерманом Поппеном, а потому Бёртон дал своему снаряду новое, вполне логичное и привычное нам - сноуборд.

На первый взгляд, ничто не предвещало, что маленькая компания из Вермонта, основанная столь несерьёзным человеком, станет крупнейшим производителем сноубордов в мире. Однако вы все знаете, во что вылилось это увлечение. Сегодня Burton - ведущая компания в отрасли.



Так сложилось, что в 1980 году и Burton, и Winterstick, работая параллельно над совершенствованием сноуборда, одномоментно пришли к новому синтетическому материалу для скользящей поверхности сноуборда P-Tex, имеющему в основе графит.

Компании Бёртона и Симса долгое время развивались параллельно. До середины 90-х было сложно сказать, кому же достанется пальма первенства в индустрии. Однако впоследствии стало ясно, что перевес на стороне Бёртона, чья компания и по сей день занимает первое место на рынке сноубордов.


Иные значимые события и имена в истории сноуборда

1977 год. Боб Веббер (Bob Webber) и Том Симс (Tom Sims) сделали из пластика знаменитый борд Flying Yellow Banana. Кстати, Боб Веббер в сотрудничестве с Симсом изобрёл Skiboard, патент на который позже продал Джейку Бёртону. Патент № US3900204 - посмотрите картинку. При желании его также легко найти в дебрях интернета.

Чак Барфут (Chuck Barfoot), поработав в середине 70-х в команде Sims, а позднее начав работать самостоятельно под маркой Barfoot, придумал использовать для производства сноубордов фибергласс, а также участвовал в разработке первого твинтипа. Он же регулярно экспериментировал с «ласточкиным хвостом». Будучи отличным сёрфером, он использовал все навыки в разработке сноубордов. Компания Чака существует и сегодня, но в совершенно других масштабах.


1977 год. Своё производство сноубордов Mervin открывают Майк Олсон (Mike Olson) и Пит Саари (Pete Saari). Они начали с нескольких досок ручной работы. На производстве Mervin выпускают сноуборды GNU и Lib Tech.

В 1979 году Марк Анолик построил первый хафпайп в районе озера Тахо (Tahoe). Это место мгновенно стало известно и привлекло не только асов, но и фотографов из скейт-журналов.

В начале восьмидесятых сноуборды начали выпускаться и в Европе. Но всё больше спортсменов хотели приобрести ставшие уже культовыми американские доски.

Для улучшения скольжения сноубордов использовались технологии, заимствованные у производителей горных лыж, а основанная в 1974 году компания Flite выпустила первые крепления хай-бэк.

Всё больше райдеров присоединялись к сноуборд-движению, и медленно, но верно снёрф превращался в привычный нам сегодня сноуборд, занимая прочное место на рынке спорттоваров.

В 1981-м в Ледвилле, Колорадо, прошёл первый чемпионат по сноубордингу. Через год состоялся первый Национальный чемпионат в Вермонте. Скорость рейсеров уже достигала 60 миль в час.


1982 год. Горнолыжный курорт Six Ski Resort в Вермонте создаёт прецедент, став первым, кто открыл свои склоны для сноубордистов. К 1990 году руководители большинства горнолыжных курортов поняли, что могут потерять огромную прибыль, не позволяя сноубордистам раскатывать их склоны, и поступили также.

1983 год обозначился в истории сноубординга изобретением креплений с высоким суппортом. Право первенства в инновации оспаривали Луис Форньер (Louis Fornier) и Джефф Грелл (Jeff Grell).

Крепления для сноуборда – важный элемент экипировки, отвечающий за передачу усилия, которое вы прикладываете, управляя доской. От их качества, технологичности, жесткости, настроек зависит контроль над доской на склоне и легкость перекантовки.

Существуют несколько видов креплений для сноуборда : степ ин (уже не выпускаются), жесткие (для скокростного спуска на жестких направленных досках и в пластиковых ботинках) и мягкие , самые популярные на сегодняшний день.

Из чего состоит крепление:

- база крепления , включающая пяточную дугу и диск для установки градуса,

- хайбек с регулировкой наклона,

Верхняя и нижняя стрепы , ремешки и клипсы.

Клипсы креплений смотрят наружу, поэтому вы легко сможете отличить правое крепление от левого.

Взгляните на диск, на нем указанны градусы от 0 в обе стороны. Дополнительные отверстия в диске предназначены для регулировки положения креплений вперед и назад.

Понимать строение креплений необходимо, прежде всего, потому, что последние технологии и разработки посвящены именно им. В битве за звание лучших участвуют сегодня крепления с наименьшим весом, быстрой системой встегивания и произведенные из самых прочных материалов.

Именно благодаря дизайну строения креплений и подбору самых передовых материалов производителям удается выйти на лидирующие позиции и сделать ваше катание комфортным и прогрессирующим.

Материалы

При производстве материалов для креплений используются настоящие космические технологии. Сегодня главные материалы для лучших креплений – это карбон, стекловолокно, нейлон, различные сплавы из алюминия (многократно усиливающие их прочность), а также сталь высшей пробы для таких частей крепления, как, например, винты. На сегодняшний день это самые крепкие и легкие материалы. Однако стремление приобрести крепления из 100% карбона вряд ли закончится успехом для вашего кошелька. Выбирайте усиление именно там, где это больше всего необходимо, а именно: в области хайбека, пяточной дуги и базы. Соизмеряйте уровень креплений и с уровнем своего катания.

Современные технологии

Ассиметричный хайбек

Такой дизайн хайбеков служит для наилучшего соприкосновения ботинка и крепления, а значит, лучшего контроля и передачи энергии. Хайбек с таким строением отлично фиксирует ногу именно там, где нужно. Рекомендован производителями для широких стоек, а соответственно, больше подойдет для фристайла или джиббинга .

Кстати, как правило, хайбек с таким дизайном имеет облегченную конструкцию, что положительно сказывается на общем весе креплений.

Мертвые зоны

То место, где крепления присоединяются к сноуборду, является точкой, где вы хуже всего чувствуете доску, а сноуборд, соответственно, хуже всего гнется. Конечно, если вы только начинаете кататься, то вряд ли это сможете почувствовать. Однако, повышая уровень катания, вы поймете, что именно принято называть такими мертвыми зонами.

В своем стремлении к совершенству производители креплений пытаются уменьшить площадь таких зон. Достигается это за счет уменьшения площади базы, у разных производителей имеются разные запатентованные способы. Кто-то уменьшает площадь дисков, кто-то адаптирует базу креплений под рокерные доски.

Также отличным, на наш взгляд, решением является монтирование в базу специальных амортизационных подушек. Они, как ABS, защищают тебя при особо жестких приземлениях и значительно уменьшают уровень вибрации.

Стрепы

Стрепы не просто соединяют твою ногу с базой крепления. В современных креплениях стрепы, как верхний, так и нижний, делают это по-умному. Они выполнены из материала, который запоминает форму ботинка и упрощает процесс встегивания. Кроме того, поверхность стреп способна отлично распределять энергию. В результате даже при самой сильной фиксации нога не будет пережата.
Большинство дизайнерских решений было сфокусировано на конструкции нижнего стрепа. Так, на сегодняшний день существует несколько вариаций.

Стреп с традиционной фиксацией поверх ботинка . Подобный тип крепления можно встретить у всех производителей. Из плюсов такой системы – стабильность, неплохая фиксация и наименьший риск попадания снега под сам стреп.

Популярный вариант нижнего стрепа – cap strap . Такой стреп, по утверждению производителей, лучше фиксирует ногу в креплении, прижимая ботинок по длине, что очень важно при катании вне трасс или в парке. Однако важно идеально подогнать стреп под ботинок, иначе попадание снега, сползание стрепа вниз и ослабление фиксации неизбежны.

Лучшим, на наш взгляд, технологическим решением в конструкциях нижнего стрепа является мульти стреп. Это значит, что крепить его можно в двух позициях, на ваше усмотрение.

Стиль катания

Одним из важных параметров является стиль катания, под который стоит выбирать крепления. Среди производителей нет четкой градации по стилям, однако есть некоторые схожие черты.

- Крепления для технического фристайла/фрирайда можно назвать самыми жесткими среди всех существующих на рынке. Действительно, для катания в глубоком снегу или сильных амплитудных трюков на трамплинах нужная самая надежная фиксация.

- Крепления для джиббинга , наоборот, более мягкие.
- Крепления All mountain – самые универсальные и на практике подходят для любого типа катания.

Здесь стоит отдельно рассказать о креплениях фирмы Flow . Система крепления у этой компании отличается от всех других производителей. Это система Step-in-Go . Так, вместо двух ремешков стоит единый стреп, который довольно комфортно охватывает ботинок. Также хайбек откидывается назад, что позволяет быстрее пристегнуться. Существуют различные мнения о плюсах и минусах такой системы. Неоспоримым плюсом является быстрота и простота встегивания.

Установка креплений

Итак, вы уже подобрали идеальную для себя пару. Теперь актуален вопрос установки крепления на сноуборд . Вы с легкостью можете сделать это самостоятельно.

Учтите, что доска должна подходить к креплениям, здесь могут быть нестыковки. Например, фирма Burton делает доски с закладными, которые подойдут только для креплений этой же фирмы , так что на это нужно обращать внимание. У Burton существует особая система закладных EST, правда, не на всех досках, но надо быть внимательным. В крайнем случае для них существуют специальные переходники на обычные крепы, но это лишние траты и неудобства. И надо отметить, что крепления Burton с системой EST подходят только для сноубордов с такой же системой. Однако это скорее исключение, чем правило. В основном производители стремятся делать крепления, которые подходили бы к абсолютно любому сноуборду.

Стойка

Какой ногой вперед вы катаетесь?

Есть стойка «регуляр» – левой ногой вперед, есть «гуффи» – правой . Начинающим сложно определиться с самого начала. Вашу стойку вы поймете в процессе катания, какой ногой вперед вам будет удобно ехать. Но есть проверенный способ узнать это и в домашних условиях, который работает на 99%. Попросите, чтобы вас толкнули в спину. Какую ногу вы выставляете вперед, та и ведущая. Проверьте несколько раз для закрепления результата.

Итак, вы, например, гуффи. Правая нога у вас впереди. То есть правое крепление вы ставите ближе к носу сноуборда.

Для чего столько закладных?

Для регулировки ширины стойки. Одному более удобна широкая стойка, особенно во фристайле, другому, наоборот, узкая. Для начала поставим универсальную среднюю стойку и выберем средние закладные.

При установке креплений, когда вы уже определились с вашей стойкой, необходимо учитывать ведущую ногу.

Выбор углов установки креплений – важный аспект

Для этого присмотритесь к шкале градусов, указанных на креплениях, и прислушайтесь к своим ощущениям. В среднем угол поворота крепления для задней ноги около 10 градусов, для передней - 15-18 градусов , но это дело вкуса и стиля райдера. Многие предпочитают так называемую стойку duck с одинаковым углом для задней и передней ноги, что особенно хорошо в парке при катании в свиче (не в свою сторону).

Сегодня у производителей бордов и креплений отмечается тенденция смещения отверстий под крепления назад, что позволяет придать доске более плавный ход. Кроме того, крепление со смещением дает возможность легче двигаться по снегу, не тонуть в нем и не увязать – идеальное решение при катании в глубоком снегу.

Какие купить крепления?

Главный момент при покупке креплений – это их совместимость с вашими ботинками.

Во-первых, ботинки и крепления должны подходить по размерам . Вставьте свой ботинок в крепление и затяните стрепы. Обратите внимание на носок, он не должен сильно торчать или, наоборот, тонуть в креплении . В большинстве моделей имеется газ-педаль, которую можно регулировать вперед или назад в зависимости от размера вашего ботинка.

Обратите также внимание на длину стрепов, они не должны быть слишком длинные или слишком короткие . Не должно быть ситуаций, когда ботинок болтается и длина стрепа слишком большая, чтобы его зафиксировать, или, наоборот, ботинок встегивается с трудом.

Во-вторых, проверьте совместимость комплектующих . Встегните ботинок в крепление и внимательно посмотрите. Пятка должна быть утоплена в угол крепления, при этом подошва ботинка должна ровно стоять на базе, а задняя часть плотно прилегать к хайбеку крепления.

Обратите внимание. Когда вы будете встегиваться в крепления, не наступайте на ремешки и стрепы, вы можете их сломать. При перевозке соберите хайбек и закройте стрепы, чтобы не повредить ремешки.

Если вы покупаете снаряжение одного бренда или уже готовый комплект, то можете быть уверены, что все подойдет и будет работать, как надо, а при катании вы не почувствуете дискомфорта.

При выборе креплений не забудьте обратить внимание и на внешний вид. Сегодня расцветка и дизайн очень различаются, варьируя в диапазоне от флуоресцентных ярких до темных милитари цветов. Кроме того, некоторые производители включают в свои коллекции крепления, над дизайном которых работали знаменитые художники, иллюстраторы или сами райдеры. Но не забывайте: каким бы ни был дизайн креплений, он должен отражать на склоне вашу индивидуальность.

Сноуборд (спортивный инвентарь)

Сноуборд с мягкими креплениями

Первые сноуборды не отличались хорошей управляемостью, что привело к запрету их использования на многих горнолыжных курортах того времени. По этой причине долгие годы существовала взаимная неприязнь между горнолыжниками и сноубордистами. К 1985 году только 7 % курортов в США допускали сноубордистов на свои склоны, примерно столько же в Европе. Вместе с тем, как шло совершенствование оборудования и техники катания, эта цифра увеличивалась. К 1990 году большинство крупных курортов обзавелись отдельным склоном для катания на сноуборде. На сегодняшний день примерно 97 % курортов Северной Америки и Европы разрешают катание на сноуборде, и примерно половина из них строит у себя парки и хаф-пайпы .

Самое большое количество сноубордистов - около 6,6 миллионов - было зафиксировано в 2004 году. К 2008 это число сократилось до 5,1 млн из-за малоснежных зим и так называемого «возвращения лыж» - процесса, особенно характерного для Европы. Средний возраст сноубордистов от 18 до 24 лет; женщины составляют около 25 % от общего числа.

Снаряжение для сноубординга

Типы досок

Современный сноуборд - это высокотехнологичное изделие, представляющее сплав технологий и основанное на современных композитных материалах , а потому лёгкое и прочное. Как правило, внутренняя конструкция сноуборда представляет собой «сэндвич », то есть многослойную конструкцию из углепластика , стекловолокна и дерева или т. н. «кэп » (возможно встретить гибридное строение). Скользящая поверхность изготавливается, главным образом, из полиэтилена со специальными добавками для уменьшения трения. На верхней части сноуборда нанесено защитное покрытие и рисунок. Существует три основных (не считая промежуточных и экзотических) типа сноубордов:

  • Жесткие (Alpine) . Направленные, длинные и узкие доски с явно выраженным носом и хвостом. Используются только с жёсткими креплениями и жёсткими ботинками. Предназначены как для спортивных дисциплин (параллельный слалом, параллельный гигантский слалом, сноубордкросс), так и для карвинга. Этот тип досок характеризуется максимальными скоростями, чёткой реакцией и требовательностью к навыкам и физической подготовке. Слаломные доски короче и имеют меньший радиус, карвинговые (экстрим-карвинговые) - большую длину и радиус и специфическую торсионную жёсткость.
  • Фрирайд . Направленные доски для катания в целине. Как правило имеют значительную длину, широкий нос и смещённые к хвосту закладные. Доски этого типа используются как с мягким, так и с жёстким сетапом. Ярким представителем этого типа досок являются сваллоу-тейлы (англ. swallow-tail , рус. ласточкин хвост ) - длинные доски с широким носом и хвостом, разделённым на две части подобно хвосту ласточки . Данные доски характеризуются увеличенной площадью скольжения, максимальной эффективной длиной кантов и способностью «всплывать» в снегу.
  • Мягкие : Наиболее распространённый тип досок. Существует множество разновидностей этого типа, предназначенные для дисциплин: фристайл , джиббинг и универсальные (All-Mountain) для бэккантри . Как правило, доски этих типов имеют небольшую длину, слабо выраженную направленность или не имеют направленности (Twin-tip), небольшую жёсткость. Доски для джиббинга делаются без кантов. Доски для фристайла могут предназначаться для отдельных его разновидностей: биг-эйра , хаф-пайпа , сноуборд-парка и т. д.

Для начинающего сноубордиста подойдёт более мягкий сноуборд . Он легче прощает ошибки при катании - с «мягкой» доской легче научиться кататься. Впрочем, по достижении определённого уровня на такой доске можно «заснуть», и тут волей-неволей захочется более высоких скоростей и крутых виражей.

Виды прогибов сноуборда

Ботинки

Ботинки для занятий сноубордингом бывают двух основных типов: жесткие и мягкие. Жесткие ботинки представляют собой конструкцию из наружного пластмассового ботинка и мягкой внутренней части (то есть почти полный аналог горнолыжных ботинок), а мягкие ботинки отличаются тем, что внешний ботинок обладает незначительной жесткостью.

Крепления

Крепления для ног устанавливаются на специальные углубления с резьбой, которые называются «закладными ». Количество таких углублений может быть от 2 и более на одно крепление, что обеспечивает нужную регулировку для конкретного стиля катания и для удобства. Существует два основных вида креплений, которые различаются способом фиксации ботинка и механикой.

  • Мягкие крепления, состоящие из платформы, крепящейся к сноуборду, и специальных ремней с защёлками, к данному типу креплений подходят любые мягкие ботинки.
  • Жесткие крепления. Встречаются с автоматической защёлкой (step-in - прилив на носке ботинка цепляется за скобу на креплении, а пятка, оснащённая подвижными штырями, фиксируется в отверстиях задней части крепления) и c накидным элементом (лягушки - прилив на пятке ботинка цепляется на скобу на креплении, а на носок ботинка накидывается подвижый элемент, фиксирующий конечное положение). К жестким креплениям подходят только специальные жесткие пластиковые ботинки.

Стойка

Общепринято деление спортсменов на «регуляров» (англ. regular - обычный), ставящих вперед левую ногу, и «гуффи» (англ. goofy - бестолковый), ставящих вперед правую, как в скейтбординге . Такая терминология, однако, вовсе не означает, что одна стойка является правильной, а другая нет, или даже что «регуляров» в общем больше, чем «гуффи». Каждый спортсмен с течением времени находит стойку, наиболее подходящую для него; некоторые не относят себя ни к тем, ни к другим и постоянно меняют стойки.

Стойка определяется углом поворота креплений относительно длины сноуборда. Прямой угол относительно длины доски принимается за ноль градусов. Положительными считаются такие углы, при которых носок повернут в стороны движения; если носок повернут в обратую сторону, угол считается отрицательным. Передняя нога обычно не ставится под отрицательным углом, так как в этом случае ездок двигается спиной вперед. Задняя нога может ставиться как под положительным, так и под отрицательным углом, в зависимости от цели спортсмена. Углы поворота креплений сноубордист выбирает в соответствии с задачей и исходя из личных предпочтений.

  • Прямая стойка популярна среди начинающих, ещё не совсем определившихся, в какую сторону ехать, райдеров или желающих иметь жесткую стойку при езде в прямом и обратном направлениях. Обе ноги при этом ставятся поперек доски, то есть углы устанавливаются примерно в 0°. Конечно, на практике, эти углы редко бывают нулевыми, в связи с особенностями строения ног, что, в свою очередь, ведет к автоматическому переходу в стойку дак-фут . Также необходимо помнить, что излишнее вывешивание носок ботинок за края доски, неизбежно приведет к касанию склона, что, обычно, влечет за собой падение.
  • Утиная стойка или Дак-фут (англ. Duck stance, Duck foot ) полезна для трюков, потому что предполагается симметричное расположение ног райдера, относительно центра доски. В общем случае, ноги в этой стойке не обязательно развернуты на одинаковый угол. Задняя нога просто должна быть развернута на угол, меньший нуля. Таким образом, ездок может менять направление движения в любой момент. Такая смена стойки во время движения называется финт (иногда «перехват») (англ. fakie, switch - финт, переключение).
  • Направленная подходит в большинстве случаев, передняя нога повернута примерно на угол от 15° до 21°, а задняя - на угол от 0° до 10°. Эта стойка обычно рекомендуется инструкторами; стабильность такой стойки отмечается также в некоторых боевых искусствах. С другой стороны, баланс спортсмена значительно отличается при езде в стойке, обратной основной. Это можно скомпенсировать, научившись ездить задом наперед в этой стойке, либо выбрав другую стойку, такую как стойка «враскоряку» или прямая.
  • Карвинговая стойка, сильно направленная , также иногда альпайн (калька с англ. alpine - альпийский, высокогорный) передняя нога развернута на угол до 90°, задняя обычно несколько меньше. Используется спортсменами и на жестком оборудовании.

Следует помнить, что приведенные углы никак не стандартизированы, и ездок сам с течением времени подбирает себе углы для каждой из возможных стоек.

Сноубордические крепления - это неотъемлемая часть зимней экипировки для каждого райдера. Крепления напрямую связывают вас со сноубордом и передают все движения мышц на доску. Если ваши сноубордические крепления хорошо подобраны к доске и стилю езды, то вы получите более интересный опыт от катания.


Стиль катания

Очень важно выбрать сноубордические крепления, которые будут соответствовать вашему стилю езды. Сноубордические крепления вписываются в три общие стиля катания. Вы должны выбрать правильную жёсткость креплений, опираясь как на ваш стиль катания, так и на жёсткость ваших ботинок.

Будет бессмысленно выбирать жёсткие крепления с мягкими ботинками или наоборот. Для достижения наилучших результатов при катании, убедитесь, что жёсткость креплений непосредственно связана с жёсткостью ваших ботинок.

Оценка жёсткости

Большинство производителей оценивают жёсткость от 1 до 10, где 1 - самые мягкие, а 10 - очень жёсткие. Как правило, оценку жёсткости понимают следующим образом:1-2 (мягкие), 3-5 (средние), 6-8 (жёсткие), а 9-10 (очень жёсткие). Оценки и жёсткость могут варьироваться в зависимости от крепления и его материалов. В качестве основы обычно используются три материала: металл, пластик или композит.

Парк или фристайл

Райдеры, которые проводят большую часть своего времени в парковой местности, выполняя трюки, считаются фристайлерами. Для этого стиля катания подходят более мягкие сноубордические крепления, которые дают райдеру возможность ошибаться, более мягко приземляться.

Оллмаунтин

Фрирайд

В эту категорию входит отвесной и глубокий снег и высокая скорость на безлюдной, сложной местности. Такие крепления должны быть более жёсткими для лучшей отзывчивости и передачи энергии на сноуборд при быстром движении.

Типы креплений

Сноубордические крепления делятся на 2 основные категории:

Крепления стреп-ин

Это самый распространённый тип креплений. Обычно в них используются два ремня (одна над или поперек носка и другой поперек щиколотки). Крепления стреп-ин предлагают разные варианты поддержки, амортизации и других настроек. Они подходят для всех стилей и условий катания.


Быстровстёгивающиеся крепления (REAR-ENTRY)

Такие крепления также называют спид энтрай (Speed Entry дословно: быстрое вхождение). У них есть откидная задняя часть (хайбек), которая опускается, как мостик, позволяя вам просто вступить в крепления. Кроме того, откидная задняя часть обеспечивает быстрое и лёгкое выстёгивание из креплений. Так что вашим друзьям-лыжникам больше не придётся вас ждать. Быстровстёгивающиеся крепления обычно выбирают райдеры, предпочитающие комфорт.


Конструкция сноубордических креплений

Сноубордные крепления состоят из нескольких компонентов:


Стрепы

Нижний кэп-стреп . Этот ремешок находится на передней части ботинка, огибая его для удобства и стабильности. Он помогает выровнять ногу для лучшего размещения в пятки, которая передаёт больше энергии на доску.

Традиционный нижний стреп . Этот ремень обычно находится внизу, на конце креплений и просто удерживает ваш ботинок на месте. Он не может использоваться в качестве кэп-стрепа.

Гибридный нижний стреп . Этот ремешок можно использовать в традиционном стиле поверх ног или наклонить вперёд для использования как кэп-стреп.

Верхний стреп. Этот ремешок достаточно большой, и он надёжно огибает ногу. Без него крепления бы не держались.

Однокомпонентный стреп . Часто встречается на современных и быстровстёгивающихся креплениях. Это один целостный ремень, который покрывает ваш ботинок внизу у пальцев и вдоль щиколотки.

Хайбэки (задние стенки)

  • Хайбэк - это вертикальная пластина, идущая от пятки до нижней части голени.
  • Он контролирует края вашей доски, которые расположены у пятки.
  • Жёсткие и высокие хайбэки предназначены для лучшего управления и скорости.
  • Мягкие и более короткие хайбэки предназначены для парковых райдеров и новичков, которые ищут гибкость и лёгкость.
  • Настройка хайбэков позволяют вам легко отрегулировать расположение креплений прямо на ходу, в зависимости от места катания и предпочтений.
  • Крепления без задних спинок обеспечивают ощущение, приближенное к катанию на коньках. Увеличивается подвижность лодыжки и ослабевает контроль над доской.

База

  • Это главное связующее звено между креплениями и сноубордом.
  • Базы изготовлены из различных материалов с разным соотношением прочности и жёсткости. База у более высоких креплений сделана из крепких материалов, которые оптимизируют жёсткость доски, передачу энергии и долговечность.
  • Амортизация в базе обеспечивает комфорт и правильную передачу энергии.
  • Кантование - небольшой наклон ноги, благодаря которому ваше колено наклоняется немного вперёд для более естественной стойки.

Бакли

Бакля - механизм, который пристёгивает ремень к стрепу, одновременно регулируя степень сжатия ботинка. Главная её характеристика - прочность. Поэтому хорошие бакли делают из алюминия.

Также она должна быть достаточно большой, чтобы не вызывать проблем при застёгивании в перчатке или варежке и иметь плавный ход, что даёт определённую гарантию дальнейшей работоспособности.

Установка и совместимость со сноубордическими ботинками

У сноубордических креплений вы встретите такие размеры: маленький S / M, средний M / L и большой L / XL. Крайне важно подобрать крепления правильного размера для ваших ботинок, поэтому всегда проверяйте таблицу размеров креплений производителя, чтобы узнать, какая именно требуется вам.

И даже после анализа таблиц с размерами, очень важно проверить, что крепления подходят по размеру для ваших ботинок. Сделайте это, поставив ваш ботинок в крепления, словно вы собираетесь встёгиваться: ботинки не должны слишком сильно выпирать из креплений, а ремешки не должны быть затянуты слишком туго или слабо. Если ремешок не дотягивается до бакли, возможно, его нужно отрегулировать.

Стрепы у креплений обычно регулируются с обеих сторон. Пятка должна плотно прилегать к креплениям. Правильно подобранные крепления должны позволять ботинку сгибаться, но не болтаться из стороны в сторону. Если у вас есть удобные ботинки, и крепления надёжно охватывают их без дополнительный усилий, то вы всё правильно подобрали.


Совместимость со сноубордами

Как и сноуборды, крепления поставляются с различными вариантами монтажа. На сноубордах есть множество вариантов монтажа и разные виды закладных. Большинство моделей совместимы друг с другом, но лучше убедиться, что вы не купили неправильный набор.

К счастью, большинство брендов в наши дни изготавливают универсальные диски или делают несколько дисков для различных типов креплений, например, The Channel System от Burton.

Закладные 2X4 и 4X4

  • Стандартная платформа для установки креплений.
  • Разница заключается в вертикальном расстоянии (сантиметры) между отверстиями для болтов.


3Д закладные (BURTON)

Совместимы с большинством известных отверстий, но параметры стойки более ограниченные.

Система THE CHANNEL (BURTON)

  • Используется 2 рельса вместо стандартных закладных.
  • Лучший вариант - купить специальные крепления EST, сделанные Burton. Крепления EST позволяют ногам райдера тесно контактировать с доской для повышения чувствительности. Эта система креплений предлагает большой выбор стойки.
  • Burton предлагает специальный диск для не-EST креплений, чтобы использовать её с системой The Channel.


Стоимость креплений

Увы, хорошие сноубордические крепления от нормального производителя не могут быть дешевыми. На цену креплений влияет:

  • материалы, из которых изготовлена база;
  • связанная с ними жесткость креп;
  • связанные с ними амортизирующие характеристики;
  • количество настроек;
  • технологии и навороты;
  • бренд.

Чем больше у креплений наворотов, упрощающих жизнь райдера, и настроек, тем они дороже. При покупке креплений важно понять, что нужно именно вам. Как и где вы собираетесь кататься, как часто, насколько важны те или иные радости и готовы ли вы за них платить.

Начинающим вполне подойдут крепления попроще, а тем, кто имеет опыт, пришла пора задуматься о более дорогих моделях. Ознакомиться с полным ассортиментом креплений для сноуборда и выбрать подходящие можешь в нашем каталоге .




mob_info