История автоспорта. Автоспорт

Возникновение и развитие автомобильного спорта (автомобильных соревнований различных типов) как у нас в стране, так и во всем мире тесно связано с бурным процессом автомобилизации, одним из самых ярких явлений современной жизни. Основными критериями автомобильного спорта являются уровень водительского спортивного мастерства и степень технического совершенства автотехники. Отсчет международной истории становления и развития автомобильного спорта принято считать 1894г., когда прошли первые состязания на автомобиле между Парижем и Руаном, отечественной - 1898г., когда состоялась “гонка моторов” под Санкт-Петербургом (100-летие которой отметили в октябре 1998г.). Управление автомобильным спортом осуществляется Международной автомобильной федерацией (ФИА) и, сейчас в нашей стране, Российской автомобильной федерацией (РАФ), а также региональными автомобильными федерациями. Автоспорт объединяет многообразные виды и формы проведения соревнований: кольцевые и трековые гонки, ралли и картинг, картинг и многоборье, заезды на установление рекордов и др.

Соревнования проводятся на легковых и грузовых автомобилях. Первые в мире автомобильные соревнования состоялись во Франции, в 1894г. между городами Париж и Руан на дистанцию 127км. Инициатором соревнований выступил шеф-редактор французской газеты “Лепти журналь” Пьер Жиффар, опубликовавший в конце 1893г. приглашение на “Конкурс безлошадных экипажей”. В соревнованиях могли участвовать экипажи любых систем и конструкций с механическим приводом на колеса. Среднюю скорость установили 16 км/ч, затем снизили до 12,5 км/ч, т.е. норма времени определялась около 10 часов. Ехать можно было и быстрее, но скорость не имела решающего значения. Главными в оценке результатов были: прочность, надежность и простота конструкции, удобство управления и экономичность двигателя. По совокупности всех этих качеств первый приз - 5000 франков получили на равных экипажи “Пежо” и “Панар-Левассор”, прошедшие дистанцию со средней скоростью 20-22 км/ч при мощности двигателей около 2,5 л.с. Эти соревнования продемонстрировали существенные достоинства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания как более надежного транспортного средства и открыли эру автомобильного спорта в мире. Центром автомобильного спорта в течение двадцати лет (с 1894 по 1914г.г.) была Франция, поэтому старт наиболее значительным гонкам давался в Париже, а финишем были города: Марсель, Амстердам, Берлин, Вена и др. В 1895-96г.г. проводилось по одной гонке в год, а затем их число стало неудержимо возрастать - 4, 7, 21, 30 и т.д.

Уже с первых соревнований автомобильный спорт начал обретать достаточно четкие организационные формы. В 1895г. был учрежден первый автомобильный клуб - Автомобильный клуб Франции (АКФ). В 1897г. в Германии открылось “Центрально-Европейское общество автомобилистов”. В США 13 предприимчивых автоспортсмена основали в 1899г. “Автомобильный клуб Америки”. Стали возникать автоклубы и общества в других странах, чему способствовал стремительный рост популярности автогонок. Переломным моментом в истории автомобильного спорта стали гонки Париж-Мадрид, которые состоялись в 1903г. В результате возросших скоростей (свыше 100 км/ч) было много несчастных случаев. В результате вышло правительственное распоряжение об окончании этих гонок в г.Бордо и следственная комиссия, назначенная парламентом для выяснения причин несчастных случаев, пришла к единодушному мнению, что гонки между городами представляют собой опасную форму состязаний. Начиная с 1903г. все дорожные гонки проводятся по замкнутым маршрутам ограниченной длины, закрытым для постороннего движения.

Последние автогонки между городами в нашей стране состоялись в 1956г. между Москвой и Минском. В России первый автомобиль появился в 1891г. на улицах Одессы. Это был “Бенц” с мотором мощностью 1,5 л.с. Тогда слово “автомобиль” не было общепринято, а имело название “самоход”, “самокат”, “автопер”, “автогон”, “мотор”, “механический экипаж” и другие. Подразумевались под этими названиями 2-3-4 колесные “безлошадные экипажи” с двигателем внутреннего сгорания. В 1898г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано около трех десятков “моторов”. Первый русский автомобиль был построен Яковлевым Е.А. и Фрезе П.А. в мае 1896г. в Санкт-Петербурге. Предпосылкой создания первого русского автомобиля послужила Колумбовая международная выставка в Чикаго в 1893г., на которой Яковлев и Фрезе, познакомившись с первыми образцами автомобилей, решили построить у себя на родине автомобиль.

Автомобильный спорт в дореволюционной России характеризуется проведением первых автогонок между городами, прежде всего между столицами - Санкт-Петербург и Москвой, гонками на одну версту, автопробегами и другими соревнованиями, такими как подъем на холм. Первая “гонка моторов” в России состоялась 23 октября 1898г. Проходила она под Санкт-Петербургом между железнодорожными станциями Александровская и Стрельна Варшавской железной дороги на дистанцию около 40 верст (42,6км). Инициаторами и организаторами этих соревнований были первые в России автомобилисты Нагель А.П., Михайлов В.М., Малявко Д.С. и другие, в содружестве с “Обществом велосипедной езды”. Победителем стал Беляев П.Н., которому вручили первый приз - специальный золотой жетон с выгравированной надписью: “Первый приз за первую в России гонку моторов”. Так началась эра отечественного автомобильного спорта.

В дореволюционной России рекорды скорости на автомобиле отмечались на каждом из соревнований в популярных тогда гонках на одну версту (равна 1066м). Первый из них зафиксирован в 1902г. - 42,5 верст/час (45,3 км/ч); абсолютный мировой рекорд скорости автомобиля в эти годы составил 124 км/ч. Высокие результаты были достигнуты 14 мая 1913г. в гонках на 1 версту, организованные Санкт-Петербургским Автомобиль - Клубом, где немецкий гонщик Хернер на мощном “Бенц” показал абсолютно лучший результат 202,0км/ч. Эти достижения стали рекордами дореволюционной России по автоспорту. В дореволюционной период в России действовало более 20 спортивно-общественных организаций по автомотоспорту, а первый в России автомобильный клуб был основан 20 марта 1900г. - “Московский клуб автомобилистов”. Клуб оформлял разрешение на право езды по Москве, явился организатором стоверстной гонки в Москве, а члены клуба принимали деятельное участие во многих мероприятиях, связанных с автоспортом. Осенью 1911г. Клуб начал расстановку первых дорожных знаков, вначале по Петербургскому шоссе до деревни Безбородково, а потом по другим шоссейным дорогам Московской губернии. В 1912 году российские экипажи "Руссо-Балты".

В 1904г. родилось Российское автомобильное общество (РАО), которое поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах и т.п. Началом активной международной автомобильной жизни в России стал 1907г., когда в Санкт-Петербурге прошла первая автомобильная выставка и приуроченная к ней автогонка Москва - Санкт-Петербург. Через Россию пролегали маршруты марафонских автопробегов, типа “Нью-Йорк - Париж” (1908г.). В 1912г. успешно финишировали на первых международных ралли в Монако и Сан-Себастьян российские экипажи на “Руссо-Балтах”. В 1913 и 1914г.г. состоялись первые международные кольцевые гонки “Большого Приза Санкт-Петербурга”.

Автомобильный спорт в России стал выходить на международный уровень, однако 1-я Мировая война и особенно последующая смена социально-общественной жизни страны прервали темп развития отечественного автомобильного спорта по сравнению с другими странами Европы и Америки. Первые после революции гонки (Петроград-Псков-Петроград-533км), состоявшиеся в 1922г., ознаменовали наступление новой эпохи в развитии отечественного автомобильного спорта. Победителем тех первых автогонок стал М.Мякинин. А в 1924г. впервые под Москвой был разыгран чемпионат Российской Федерации. 1 ноября 1924г. был собран первый советский автомобиль на московском заводе АМО (завод им.И.А.Лихачева). Все массовые автомобильные соревнования и пробеги стали проводиться только на автомобилях отечественного производства.

Развитие массовости автомобильного спорта тормозилось из-за отсутствия специальных трасс. В предвоенные годы у нас в стране появилось много выдающихся гонщиков: Л.Пельцер, Н.Титов, А.Понизовскин, Г.Цветков, А.Лаврентьев и другие. Послевоенный период в развитии автоспорта характерен исключительной динамичностью форм автомобильных соревнований, отмиранием одних и быстрым развитием других видов соревнований. Впервые в стране был налажен мелкосерийный выпуск гоночных, кроссовых (багги), специально подготовленных серийных автомобилей и микроавтомобилей (картов). Высокий уровень спортивного мастерства советских автогонщиков, показавших выдающиеся результаты в наиболее трудных зарубежных соревнованиях, укрепил международный авторитет советского автоспорта.

Триумфальными были для советских гонщиков выступления в авторалли-марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Среди 53 финишировавших в 1968г. на Австралийском континенте экипажей, прошедших свыше 16тысяч км, оказались все четыре советских экипажа (“Москвич-412”). Календарь международных соревнований только по ралли в 1980г. включая участие советских спортсменов в 14 международных встречах. По основным видам соревнований по автоспорту проводятся ежегодные официальные Чемпионаты мира и Европы, а также национальные чемпионаты, первенства и Кубки. Всегда стояли особняком в программе Чемпионата мира - ралли “Сафари”. Необычный контроль времени, автомобили и гонщики, которых на европейских этапах никто в глаза не видел, специфика трассы - все это давно сделало атмосферу состязаний донельзя экзотической и несколько загадочной. Автомобильный спорт был и остается катализатором прогресса в автомобильной промышленности и многосторонней сферой деятельности людей, включая рекламу и бизнес.

Введение

Патентованая моторная повозка Бенца - первый автомобиль.

Автомобильный спорт один из технических видов спорта, в котором используется наземное транспортное средство - автомобиль. Впервые словом «автомобиль» назвал свою паровую повозку выдающийся французский инженер-механик Кюньон в 1769г. Модель первого в мире механического экипажа с февраля 1800г. хранится в национальном музее искусств и ремесел в Париже. 1885 год принято считать годом создания автомобиля, а его изобретателями - немецких инженеров Г.Даймлера и К.Бенца. Автомобили, используемые в автоспорте, классифицируются по различным критериям и признакам, которые регламентируются Международным спортивным кодексом (для отечественных - классификацией и техническими требованиями (КиТТ)). В основных видах автоспорта и формах проведения соревнований используются серийные, спортивные, гоночные и рекордные автомобили. Создаются также специальные кроссовые автомобили (багги), микроавтомобили (карты) и другие разновидности автомобилей для спорта.

История автоспорта

Автомобиль "Панар-Левассор",1895г.

Возникновение и развитие автомобильного спорта (автомобильных соревнований различных типов) как у нас в стране, так и во всем мире тесно связано с бурным процессом автомобилизации, одним из самых ярких явлений современной жизни. Основными критериями автомобильного спорта являются уровень водительского спортивного мастерства и степень технического совершенства автотехники. Отсчет международной истории становления и развития автомобильного спорта принято считать 1894г., когда прошли первые состязания на автомобиле между Парижем и Руаном, отечественной - 1898г., когда состоялась «гонка моторов» под Санкт-Петербургом (100-летие которой отметили в октябре 1998г.). Управление автомобильным спортом осуществляется Международной автомобильной федерацией (ФИА) и, сейчас в нашей стране, Российской автомобильной федерацией (РАФ), а также региональными автомобильными федерациями. Автоспорт объединяет многообразные виды и формы проведения соревнований: кольцевые и трековые гонки, ралли и картинг, картинг и многоборье, заезды на установление рекордов и др.

Соревнования проводятся на легковых и грузовых автомобилях. Первые в мире автомобильные соревнования состоялись во Франции, в 1894г. между городами Париж и Руан на дистанцию 127км. Инициатором соревнований выступил шеф-редактор французской газеты «Ле пти журналь» Пьер Жиффар, опубликовавший в конце 1893г. приглашение на «Конкурс безлошадных экипажей». В соревнованиях могли участвовать экипажи любых систем и конструкций с механическим приводом на колеса. Среднюю скорость установили 16 км/ч, затем снизили до 12,5 км/ч, т.е. норма времени определялась около 10 часов. Ехать можно было и быстрее, но скорость не имела решающего значения. Главными в оценке результатов были: прочность, надежность и простота конструкции, удобство управления и экономичность двигателя. По совокупности всех этих качеств первый приз - 5000 франков получили на равных экипажи «Пежо» и «Панар-Левассор», прошедшие дистанцию со средней скоростью 20-22 км/ч при мощности двигателей около 2,5 л.с. Эти соревнования продемонстрировали существенные достоинства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания как более надежного транспортного средства и открыли эру автомобильного спорта в мире. Центром автомобильного спорта в течение двадцати лет (с 1894 по 1914г.г.) была Франция, поэтому старт наиболее значительным гонкам давался в Париже, а финишем были города: Марсель, Амстердам, Берлин, Вена и др. В 1895-96г.г. проводилось по одной гонке в год, а затем их число стало неудержимо возрастать - 4, 7, 21, 30 и т.д.

Уже с первых соревнований автомобильный спорт начал обретать достаточно четкие организационные формы. В 1895г. был учрежден первый автомобильный клуб - Автомобильный клуб Франции (АКФ). В 1897г. в Германии открылось «Центрально-Европейское общество автомобилистов». В США 13 предприимчивых автоспортсмена основали в 1899г. «Автомобильный клуб Америки». Стали возникать автоклубы и общества в других странах, чему способствовал стремительный рост популярности автогонок. Переломным моментом в истории автомобильного спорта стали гонки Париж-Мадрид, которые состоялись в 1903г. В результате возросших скоростей (свыше 100 км/ч) было много несчастных случаев. В результате вышло правительственное распоряжение об окончании этих гонок в г.Бордо и следственная комиссия, назначенная парламентом для выяснения причин несчастных случаев, пришла к единодушному мнению, что гонки между городами представляют собой опасную форму состязаний. Начиная с 1903г. все дорожные гонки проводятся по замкнутым маршрутам ограниченной длины, закрытым для постороннего движения.

Последние автогонки между городами в нашей стране состоялись в 1956г. между Москвой и Минском. В России первый автомобиль появился в 1891г. на улицах Одессы. Это был «Бенц» с мотором мощностью 1,5 л.с. Тогда слово «автомобиль» не было общепринято, а имело название «самоход», «самокат», «автопер», «автогон», «мотор», «механический экипаж» и другие. Подразумевались под этими названиями 2-3-4 колесные «безлошадные экипажи» с двигателем внутреннего сгорания. В 1898г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано около трех десятков «моторов». Первый русский автомобиль был построен Яковлевым Е.А. и Фрезе П.А. в мае 1896г. в Санкт-Петербурге. Предпосылкой создания первого русского автомобиля послужила Колумбовая международная выставка в Чикаго в 1893г., на которой Яковлев и Фрезе, познакомившись с первыми образцами автомобилей, решили построить у себя на родине автомобиль.

Автомобильный спорт в дореволюционной России характеризуется проведением первых автогонок между городами, прежде всего между столицами - Санкт-Петербург и Москвой, гонками на одну версту, автопробегами и другими соревнованиями, такими как подъем на холм. Первая «гонка моторов» в России состоялась 23 октября 1898г. Проходила она под Санкт-Петербургом между железнодорожными станциями Александровская и Стрельна Варшавской железной дороги на дистанцию около 40 верст (42,6км). Инициаторами и организаторами этих соревнований были первые в России автомобилисты Нагель А.П., Михайлов В.М., Малявко Д.С. и другие, в содружестве с «Обществом велосипедной езды». Победителем стал Беляев П.Н., которому вручили первый приз - специальный золотой жетон с выгравированной надписью: «Первый приз за первую в России гонку моторов». Так началась эра отечественного автомобильного спорта.

В дореволюционной России рекорды скорости на автомобиле отмечались на каждом из соревнований в популярных тогда гонках на одну версту (равна 1066м). Первый из них зафиксирован в 1902г. - 42,5 верст/час (45,3 км/ч); абсолютный мировой рекорд скорости автомобиля в эти годы составил 124 км/ч. Высокие результаты были достигнуты 14 мая 1913г. в гонках на 1 версту, организованные Санкт-Петербургским Автомобиль - Клубом, где немецкий гонщик Хернер на мощном «Бенц» показал абсолютно лучший результат 202,0км/ч. Эти достижения стали рекордами дореволюционной России по автоспорту. В дореволюционной период в России действовало более 20 спортивно-общественных организаций по автомотоспорту, а первый в России автомобильный клуб был основан 20 марта 1900г. - «Московский клуб автомобилистов». Клуб оформлял разрешение на право езды по Москве, явился организатором стоверстной гонки в Москве, а члены клуба принимали деятельное участие во многих мероприятиях, связанных с автоспортом. Осенью 1911г. Клуб начал расстановку первых дорожных знаков, вначале по Петербургскому шоссе до деревни Безбородково, а потом по другим шоссейным дорогам Московской губернии.

В 1912 году российские экипажи "Руссо-Балты"

В 1904г. родилось Российское автомобильное общество (РАО), которое поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах и т.п. Началом активной международной автомобильной жизни в России стал 1907г., когда в Санкт-Петербурге прошла первая автомобильная выставка и приуроченная к ней автогонка Москва - Санкт-Петербург. Через Россию пролегали маршруты марафонских автопробегов, типа «Нью-Йорк - Париж» (1908г.). В 1912г. успешно финишировали на первых международных ралли в Монако и Сан-Себастьян российские экипажи на «Руссо-Балтах». В 1913 и 1914г.г. состоялись первые международные кольцевые гонки «Большого Приза Санкт-Петербурга».

Автомобильный спорт в России стал выходить на международный уровень, однако 1-я Мировая война и особенно последующая смена социально-общественной жизни страны прервали темп развития отечественного автомобильного спорта по сравнению с другими странами Европы и Америки. Первые после революции гонки (Петроград-Псков-Петроград-533км), состоявшиеся в 1922г., ознаменовали наступление новой эпохи в развитии отечественного автомобильного спорта. Победителем тех первых автогонок стал М.Мякинин. А в 1924г. впервые под Москвой был разыгран чемпионат Российской Федерации. 1 ноября 1924г. был собран первый советский автомобиль на московском заводе АМО (завод им.И.А.Лихачева). Все массовые автомобильные соревнования и пробеги стали проводиться только на автомобилях отечественного производства.

Первый советский гоночный автомобиль ЦАМК-ГАЗ, 1937г.

Развитие массовости автомобильного спорта тормозилось из-за отсутствия специальных трасс. В предвоенные годы у нас в стране появилось много выдающихся гонщиков: Л.Пельцер, Н.Титов, А.Понизовскин, Г.Цветков, А.Лаврентьев и другие. Послевоенный период в развитии автоспорта характерен исключительной динамичностью форм автомобильных соревнований, отмиранием одних и быстрым развитием других видов соревнований. Впервые в стране был налажен мелкосерийный выпуск гоночных, кроссовых (багги), специально подготовленных серийных автомобилей и микроавтомобилей (картов). Высокий уровень спортивного мастерства советских автогонщиков, показавших выдающиеся результаты в наиболее трудных зарубежных соревнованиях, укрепил международный авторитет советского автоспорта.

Триумфальными были для советских гонщиков выступления в авторалли-марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Среди 53 финишировавших в 1968г. на Австралийском континенте экипажей, прошедших свыше 16тысяч км, оказались все четыре советских экипажа («Москвич-412»). Календарь международных соревнований только по ралли в 1980г. включая участие советских спортсменов в 14 международных встречах. По основным видам соревнований по автоспорту проводятся ежегодные официальные Чемпионаты мира и Европы, а также национальные чемпионаты, первенства и Кубки. Всегда стояли особняком в программе Чемпионата мира - ралли «Сафари». Необычный контроль времени, автомобили и гонщики, которых на европейских этапах никто в глаза не видел, специфика трассы - все это давно сделало атмосферу состязаний донельзя экзотической и несколько загадочной. Автомобильный спорт был и остается катализатором прогресса в автомобильной промышленности и многосторонней сферой деятельности людей, включая рекламу и бизнес.

Автоспорт представляет собой технический вид спорта, который включает в себя все виды соревнований на различных типах автотранспортных средств. Речь идёт о гоночных, грузовых, серийных, спортивных и других автомобилях. Одни соревнования могут отличаться от других способом проведения, дистанцией, классом автомобилей. Класс автотранспортного средства определяется по объёму цилиндров в двигателе, по собственному весу авто и по элементам конструкции. Все критерии и признаки, по которым классифицируются автомобили, используемые для участия в автоспорте, указаны в Международном спортивном кодексе.

В современных видах автоспорта, впрочем, как и во всех формах проведения различных соревнований с использованием для участия автомобилей, как правило, прибегают к помощи спортивных, рекордных и гоночных автотранспортных средств. Также, существуют специальные, так называемые, кроссовые автомобили - это багги, карты и прочие подобные модели. Что касается форм проведения соревнований, то сегодня популярны такие заезды, как: кольцевая или трековая гонка, картинг , ралли, многоборье и картинг, установление рекордов и т.д.

Существуют также обычные, так называемые, “уличные гонки”. Эти гонки официально не относятся к автоспорту, но всё же имеют ту же суть. А какие же правила в автоспорте? В большинстве случаев они заключаются в одном - давить сильнее на гашетку и пытаться первым пересечь финишную черту.

Считается, что основным критерием автомобильного спорта в целом является уровень спортивного мастерства водителя и, конечно же, степень технического совершенства автотранспортного средства, и с этим тяжело не согласиться.

Впервые автоспорт заявил о себе ещё в далёком 1893 году, когда издатель знаменитой парижской газеты под названием “Le Petit Journal”, звали этого человека Пьер Жиффар, заявил, что в ближайшее время будет проведена первая автомобильная гонка. Хотелось бы отметить, что ещё в 1887 году было проведено соревнование колясок, которые передвигались без посторонней помощи. В общем, старт первой настоящей гонки был назначен на 22 июля 1894 года. Участникам, так сказать, “безлошадного экипажа” необходимо было преодолеть дистанцию от Парижа до Руана. Хотелось бы отметить, что это расстояние равняется 126 километрам, пройти его надо было менее чем за 8 часов. Что касается критериев, по которым должен был определяться победитель, то они были весьма-весьма расплывчатыми: победит тот экипаж, который сможет продемонстрировать лучшую комбинацию таких составляющих, как экономия, безопасность и удобство управления - вот, как то так и было прописано в правилах заезда. Победитель данной гонки получил 5000 франков, что являлось совсем неплохой суммой, так сказать, для начала всего автоспорта в целом. Кстати, хотелось бы отметить, что на участие в данном заезде подало заявки 102 претендента. Там были автомобили и на пару, и на бензине, и на керосине, и на электричестве. Первая полноценная гонка состоялась спустя один год - в 1895 году на дистанции Париж-Бордо-Париж. История автотранспортного спорта наполнена различными захватывающими событиями. Случались, как счастливые победы и многочисленные технические достижения, так и тяжёлые трагедии.

Сегодня, автогонки представляют собой особо мощный маркетинговый инструмент. Также, автоспорт является многомиллиардным бизнесом, в котором принимают участие не только отличные спортсмены , но и бизнесмены “большого калибра”. А вообще, автоспорт был и всегда останется борьбой профессионализма водителя совместно с достижениями в области техники.

Российский кольцевой спорт имеет долгую историю. Оказывается еще за царя на автомобилях уже гоняли и даже во время становления советской власти от автогонок так и не сумели отказаться.

История российского автоспорта начинается еще в далеком 1900 году, когда богатые люди, которые имели свой автотранспорт, решили устроить соревнования просто на определенном участке дороги (140 верст). И вот так, двое автомобилистов на дороге Луги-Петербург устроили первую в России гонку. С развитием мирового автопрома в больших российских городах создаются автомобильные клубы. В Российской империи самым главным считалось Российское Императорское автомобильное сообщество. Это сообщество занималось пропагандой автомобиля как основного вида транспорта (в больших городах проводились целые акции, суть которых заключалась в том, чтобы агитировать местное население отказаться от гужевого транспорта), кроме этого Российское Императорское автомобильное сообщество занималось разработкой правил движения, а также устраивало соревнования и пробеги.

Российский автоспорт только зарождался и общего установленного регламента не было, на дистанцию с классическими автомобилями выходили мотоциклы и аэросани (авиационный двигатель) и полугусеничные вездеходы (их конструированием занимался Адольф Кегрес). Такие соревнования зачастую устраивались исключительно в мегаполисах и их основной целью был промоушн мото транспорта среди бомонда.

В 1901 году был зарегистрирован первый российский рекорд, где автомобиль проехал 1660 метров со скоростью 45 км/ч. Через три года российские гонщики уже преодолели черту в 100 км/ч. Вместе со скоростными рекордами росло и число аварий со смертельным исходом, но тем не менее, автоспорт в Росси продолжал развиваться.

Россияне активно принимали участие в соревнованиях не только у себя на родине, но и за рубежом. Сначала российские гонщики выступали под псевдонимами, но уже через некоторое время стали принимать участие в гонках открыто, и что самое главное - завоевывать свои первые призовые места. Тем не менее, до 1909 года отечественные гонщики принимали участие в соревнованиях на иностранных автомобилях, но в 1909 году в многодневной гонке состоялся дебют отечественного болида под названием Руссо–Балт С 2430, который победил в ней.

Уже в 1912 году этот автомобиль был представлен на международных автогонках (9 место в абсолютном зачете ралли Монте-Карло). Примечательным остается тот факт, что россияне опередели 89 автомобилей, чтобы занять свое почетное 9 место. Руссо–Балт С 2430 проехал от северной столицы к Монте-Карло и при этом ни разу не поломался (за это гонщики также были премированы).

До первой мировой воны этот автомобиль был модифицирован и за характерную форму в народе был прозван "русским огурцом". Именно Руссо–Балт С 24/58 считается первым отечественным спорткаром заводского производства. После революции 1917 развитие автоспорта в России на некоторое время прекратилось, так как считалось что гонки это удел буржуев, а все имеющиеся спорткары, да и моторы, начали использовать в нуждах революции.

В 1922 году в советской России состоялись первые гонки, которые лишь отчасти напоминали настоящие гонки, ведь автомобили были изношены и рекорды на этих гонках никто не ставил. Иван Иваныч Иванов, гонщик в молодости, а сейчас простой рабочий на заводе решает с единомышленниками возродить автоспорт в России. И ему это удается, но автомобили, принимающие участие в этих соревнованиях, отчасти не похожи на классические спорткары, и что самое главное, они почти неуправляемые и небезопасные не то что для гонщиков, но и для обычных зрителей, поэтому в лихие 20-тые автоспорт в России не особо развивался.

В 1925 году состоялся первый советский автопробег, который должен был популяризировать в народных массах автомобиль как транспорт, который должен сменить крестьянского коня. Примечательным является тот факт, что победу в этом соревновании одержал автомобиль марки Мерседес, а призовой фонд в виде столового серебра и золота ушел иностранцам.

В 1927 году в СССР создается организация Автодор, основной задачей, которой является строительство дорог, а также популяризация автотранспорта среди населения. В СССР массово начинают строиться дороги, в первую очередь между большими городами, а также в сторону морей и здравниц. Уже в начале 30-х годов доля иностранного транспорта, который разъезжает по советским дороги значительно снижается, их заменяют отечественные машины Горьковского завода. В автомобилях Газ А разъезжают по глубинке советские агитаторы. Наряду с регулярным мужскими автопробегами в 1936 году состоялся первый женский автопробег, который вызвал бурную реакцию общественности. Этот пробег был приурочен к выпуску сталинской конституции, а женщины–гонщицы были хорошо вознаграждены. Наряду со взрослыми автопробегами и регулярно устраивали и детские на небольшие расстояния.

В это время большинство пробегов имело не столько спортивный, сколько пропагандистский характер, гонщики, что-то пропагандировали, а восторженное население с умилением и верой слушало. Бывали такие пробеги, на которых водителям посреди дороги приходилось одевать противогаз и оставшийся отрезок пути проезжать по условно зараженной территории, тем самым доказывая всем свою готовность к труду и обороне. По стране начали массово открываться автомобильные кружки, на которых пионеров с детства приучают к автомобилю. Со временем автомобиль Газ А был сменен Газ М1.

Советское правительство постепенно начало осознавать, что автоспорт можно использовать для ведения военно-патриотической работы. На высшем уровне было решено начать проводить советские гонки, но как это ни прискорбно, к тому времени в СССР не было ни одного спорткара. Было решены переоборудовать ГАЗ А. И уже в 1937 году в СССР был установлен первый официальный рекорд скорости, он составил 129 км/ч. В 1939 году на заводе им. Сталина комсомольцами активистами был построен первый советский родстер поз названием ЗИС 101, несмотря на то, что он был позитивно принят верхушкой партии, его судьба была печальна.

По сравнению с зарубежным советский автоспорт отставал не только в скорости, но и по всем прочим показателях. Руководство страны понимало, что нужно во чтобы то ни стало обойти западных буржуев. И ученые, и конструкторы, и инженеры получают задание по разработке первого советского спорткара, который бы ничем не уступал западным аналогам. Первенцем стал Газ ЦАКС (болид Цепулина). Этот автомобиль развивал скорость всего 130 км/ч, поэтому он не устроил советское руководство, а его разработчик стал врагом народа. Вскоре появляется очередной советский болид под названием ГЛ 1. В 1940 году этот автомобиль устанавливает новый рекорд скорости в СССР - 161 км/ч.

Как видим, развитие автоспорта в России вплотную зависело от политической ситуации в стране, царский режим делал все для развития этого престижного вида спорта в стране, что же касается большевиков, то они сначала запретили его вообще, потом осознав его полезность в ведении агитации, начали его возрождать, но тем не менее, они не особо ставили на этот вид спорта, а когда поняли, что за ним будущее и престиж страны, было уже поздно. СССР отставала во многом, не только в автогонках.

12 октября 2014 года стартом сочинского Гран-при «Формулы-1» была исполнена мечта многих отечественных любителей гонок в этом классе. Событие важное, и символизм здесь в каждой детали. Отечественный автоспорт, начиная с дореволюционных гонок и заканчивая последним опытом участия в важных мировых соревнованиях, имеет богатую историю, и для «вишенки на торте» нашей стране действительно не хватало проведения этапа «Формулы-1». Сочинское Гран-при ещё и состоялось спустя ровно сотню лет с великого события в истории российских автогонок - Гран-при в Санкт-Петербурге в 1914 году.

После яркого и важного события мы изучили историю отечественных автогонок и вытащили на свет самые интересные и важные факты.

Дореволюционный автоспорт

Утверждение, что дореволюционный автоспорт в России находился на низком этапе развития, было бы откровенной ложью. Автомобилями отечественные гонщики и механики интересовались не меньше своих западных коллег, а уж «русского, который не любит быстрой езды», понятное дело, было не сыскать.

Первый серьёзный заезд на автомобилях в России состоялся в 1913 году. Столь знаменательное событие провели на достаточно высоком уровне и за достаточно короткие сроки. Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба 1913 года состоялось 7 июня 1913 года на трассе, состоящей из семи кругов, каждый по 30 км. Выходило, что общее расстояние, которое к финишу покрывали участники, достигало примерно 212,8 км. Всего участвовал 21 экипаж, из которых лишь восемь добрались до финиша, во многом из-за дождливой погоды. Гонщики, кроме основной классификации, отмечались ещё и в двух видах зачета: по средней скорости, показанной на каждом круге, и по зачёту двигателей. Первым на финиш пришёл Григорий Суворин на автомобиле Benz 29/60 hp, показавший время 2:23:54. Иван Иванов, ставший вторым, поставил рекорд скорости в том гран-при. На своем Russo-Baltique C24/58 Иванов разогнался до 143,4 км/ч. Стоит отметить, что эта цифра всё же не стала рекордом для гонок в нашей стране. В том же 1913 году Франц Хёрнер на автомобиле Benz поставил рекорд скорости, который до 1954 года оставался непокорённым: немец развил скорость в 202,1 км/ч.

Второе (и последнее на данный момент) гран-при в России состоялось через год. Организаторы решили «не менять коней на переправе» и устроили соревнование в том же самом месте, под Петербургом. Планировалось, что после успеха первого гран-при на «русские гонки» приедут французские и немецкие мастера. Увы, Гран-при Автомо­бильного клуба Франции (АКФ), проходившее в тот же месяц, смешало карты отечественным устроителям автогонок, резко сократив число участников из-за рубежа. Из пятнадцати экипажей три не стартовало вообще, а к финишу добралось и всего-то семь машин. В этот раз победителей определяли в двух классах: по общему времени и по среднему времени на одном круге. Немец Вилли Шоль на блистательном Benz не только поставил новый рекорд круга (13 мин. 55,6 сек.), но и приехал первым, показав время 1:48:32. Гран-при Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба, состоявшееся 18 мая 1914 года, снова показало неплохой уровень организации мероприятия и класс местных водителей.


Но, вернемся в далёкий XIX век. Именно 11 октября 1898 года считается начальной точкой отечественного автоспорта. Знаменитая «гонка моторов» проводилась под Петербургом на Волхонском шоссе, а принимали в ней участие шестеро спортсменов на трёхколесных и четырёхколесных трициклах. Отметим сложность 80-верстовой дистанции: на дворе была поздняя осень, а на дорогах лежал снег. В исторической гонке победил Павел Николаевич Беляев, преодолевший дистанцию за 1:33:36. Тип транспорта и время года стали классическими для гонок: в зимнее время ещё произошло немало заездов на трициклетах. Между тем, постепенно на арену выходили и автомобили.

14 августа 1909 года из Царского Села стартовали 23 автомобиля с итальянскими, французскими, немецкими, американскими и русскими гонщиками. Автолюбители устремлялись в Ригу, откуда должны были вернуться в Санкт-Петербург, преодолев около 1177 км. К старту допускались любые автомобили с любыми характеристиками. Первым к финишу спустя четыре дня после старта прибыл Франсуа Донье.

С 16 по 30 июня 1910 года по маршруту Царское Село-Псков-Витебск-Могилёв-Киев-Гомель-Рославль-Москва-Тверь-Новгород-Царское Село проводился Автопробег на Кубок царя. Дистанция имела десять этапов, а к старту в гонке на 3,2 тыс км принимались лишь те экипажи, которые соответствовали суровым техническим критериям. Также по ходу дистанции существовали правила, за нарушение которых начислялись штрафные очки.

Гонки были частым увлечением в дореволюционной России, и перечисление ярких автоспортивных мероприятий займёт не один час. Стоит отметить, что после серии масштабных автопробегов и особенно первого проведённого в 1913 году гран-при российских автолюбителей заметили в Европе. Императорское Российское Автомобильное общество (ИРАО), собравшее многих ярких водителей и механиков, в 1914 году получило в России статус официальной спортивной организации, с которой можно было иметь сотрудничество другим иностранным организациям и обществам по поводу проведения автогонок.


Казалось, отечественному авто- и мотоспорту нет преград, и впереди у него только светлые и счастливые перспективы. Однако роковой выстрел в Сараево 28 июня 1914 года поставил крест не только на мирном будущем Европы и России, но и на «мирских» забавах. Намеченный на лето ряд крупных отечественных гонок был отменён, до увлечения моторами никому не было дела. Как оказалось, Первая мировая война поставила серьезную «подножку» автолюбителям, последствия которой, видимо, ощущаются до сих пор. Да и во время Великой Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны о профессиональном автомобильном спорте в России не вспоминали.

Примерно до 30-х годов автоспорт в молодом советском государстве не имел внушительной поддержки власти и худо-бедно развивался за счёт энтузиастов. Известно, что в 1924 году под Москвой состоялись первые в СССР соревнованияпо автоспорту. Мероприятие проходило на Серпуховском шоссе и стало, пожалуй, самым ярким довоенным событием в истории советского автоспорта. Так получилось, что самые яркие победы, одержанные автолюбителями в СССР, происходили в гаражах, где энтузиасты из разных деталей собирали машины для участия в автогонках.

В 1930-х годах гонки становятся частью военной подготовки, и на них обращают пристальное внимание со страниц газет и журналов. Руководство начинает пропагандировать увлечение автоспортом и поощряет первых советских профессионалов в этом деле. Увлечение машинами уступает только страсти к авиации. Понятно, что и первое, и второе были доступны достаточно узкому кругу советских граждан. В частности, большую роль в пропаганде автоспорта сыграла любовь сына Сталина Василия к авиации и автогонкам. Например, в 1950-х годах Василий руководил разработкой советской гоночной техники, так называемый проект «Сокол». Амбициозному плану лихого сына «вождя всех народов» не суждено было сбыться: «советская Формула» ушла в историю, а само увлечение «Формулой-1» западными автолюбителями стало трактоваться как «увлечение для богатых».

Национальные чемпионаты в стране поначалу были военно-прикладными. Народное увлечение породило множество видов гонок, которые потом сформировались в дисциплины: шоссейно-кольцевые гонки, гонки на спортивных и серийных автомобилях с общим стартом с места, шоссейно-линейные гонки, трековые гонки на автодромах, ипподромах, велодромах, стадионах, заезды на установление рекордов, ралли, фигурное вождение и тому подобные.


В 1950-х в СССР появились ралли, сыгравшие весомую роль в автоспорте. В начале советской раллийной истории гонщики ездили на переоборудованных машинах, весьма мало приспособленных для такого вида спорта. В 1964 году завод АЗЛК создает первый советский верхневальный мотор М-412, после форсировки развивавший до 150 л.с. На основе данного мотора создавались машины, участвовавшие в соревнованиях за рубежом. В заезде «Ралли века», проходившем в 1968 году, наши спортсмены заняли четвёртое командное место, придя на финиш всеми четырьмя машинами, чего не смог добиться никто. В 1974 году на «Туре Евро-74» наш гонщик Стасис Брундза на своем «Москвиче-412» занял первое место.

Большой популярностью пользовались кольцевые гонки на асфальтированных и грунтовых покрытиях. Народную любовь этой разновидности автогонок подарил драйв и риск, которые были неизменными частями заездов: машины сталкивались, касались друг друга корпусами, ударялись о препятствия.

Новая эпоха в истории кольцевых автогонок и автоспорта вообще началась в СССР с выпуском автомобилей ВАЗ. Маневренные, с облегченным кузовом «Жигули» вскоре столкнули «Москвичей» с кольца. «Копейка», подготовленная советскими мастерами для гонок, весила всего 850 кг, а форсированный двигатель со сдвоенными горизонтальными карбюраторами «Weber» с четырехдроссельным впуском выдавал 160 л.с.


Несмотря на отстающий, но не самый гиблый автоспорт в стране, которая всегда могла похвастаться механиками с золотыми руками, мечты о «Формуле-1» маячили перед глазами многих советских автолюбителей, начиная с простого механика из гаража, расположенного где-нибудь на Сретенке, и заканчивая Василием Сталиным. Последней попыткой провести этап соревнований в легендарном классе была беседа генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева с руководителем Ассоциации конструкторов «Формулы-1» Берни Экклстоуном. Однако «дорогой Леонид Ильич» не смог договориться о проведении этапа Гран-при на советской земле, и «Формула-1» «укатила» в Венгрию.



mob_info