Иппотерапия и дцп. Что такое иппотерапия и почему она полезна детям

Детская и взрослая инвалидность занимает обособленное место в ряду проблем социального характера. Для пациентов с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен.

Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации лиц с инвалидностью является иппотерапия.

Отличительные особенности иппотерапии

Иппотерапия характеризуется рядом дополнительных преимуществ перед традиционными методиками восстановительного лечения. Как вариант лечебной физической культуры, иппотерапия базируется на использовании естественной биологической функции лошади — движения, имеющей огромное социальное значение. Реабилитация с применением иппотерапии – это комплексное воздействие на человека с той или иной патологией, тогда как основные восстановительные методики действуют односторонне.

Иппотерапия дает огромные перспективы восстановления для лиц с недостаточностью функции двигательного аппарата, помогает решить тяжелейшие психолого-педагогические задачи, а также является оптимальной методикой интеграции и психосоциальной реабилитации инвалидов.

Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП

Одним из самых значимых факторов воздействия верховой езды считают нагрузку координации. При нахождении на лошади формируется особая схема фиксации тела. В процессе естественного удержания тела в прямом, вертикальном положении ведущую роль играет система координации, а также активность мышц спины и таза. Человек удерживается работой приводящих мышц бедер, которые фиксируют таз на теле животного или в седле. Нагрузка на мышцы ног регулируется степенью опоры стопы на стремена — при сильной степени опоры напряжение приводящих мышц снижается, при слабой - повышается.

Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения.

Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних.

Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях.

Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора.

Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида:

  • повышается самооценка
  • нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации
  • увеличивается жизненная активность.

Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.

Иппотерапия и ее положительное действие при различных патологиях

Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса.

В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц.

Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного. Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация. Так, при терапии неврозов, умственной отсталости, детских церебральных параличей, раннего аутизма ведущим действующим фактором является психогенный. При восстановлении постинфарктных больных, людей с нарушениями осанки и сколиозами, остеохондрозами ведущим фактором выступает биомеханический.

С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является:

  • естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник;
  • получателем и усилителем информации (реакция животного на команду);
  • незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд).

Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:

  • Снимается общая заторможенность;
  • Уменьшается навязчивое чувство тревоги;
  • Возникает адаптация к реальному времени и пространству;
  • Повышаются практические достижения самостоятельности.

Критерии оценки эффективности иппотерапии

Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные. Медицинские критерии:

  • Укрепление и особая тренировка мышц . Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;
  • Укрепление равновесия . Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;
  • Улучшение координации и ориентации в пространстве . Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;
  • Улучшение психо-эмоционального состояния , повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.

Социальные критерии

  • Улучшение коммуникативных возможностей занимающихся. Во время занятий люди общаются и работают совместно с иппотерапевтами, персоналом и друг с другом;
  • Улучшение качества и эффективности процесса социализации инвалида посредством укрепления физического здоровья, выравнивание психологического баланса и стабилизация эмоционального состояния;
  • Значительная интеграция инвалидов в обществе, расширение горизонтов их возможностей, преодоление психологических барьеров инвалидности;
  • Развитие трудовых навыков при уходе за лошадью. Для инвалидов с умственной отсталостью уход за животным может перерасти в профессию конюха, что дает возможность самостоятельного существования в жизни;
  • Развитие активности познавательной сферы. Необходимость постоянно концентрировать внимание при верховой езде, сосредотачиваться, запоминать определенные действия активирует психические процессы.

Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов.

В заключение следует отметить, что иппотерапия дает неограниченные восстановительные возможности больным людям и представляет собой уникальную реабилитационную методику.

Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади (hippos по-гречески «лошадь») - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями, в том числе для детей с ДЦП.

Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения па лошади для реабилитации детей были предприняты в начале 50-х гг. XX в. в Германии, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.

Иппотерапия успешна при различных заболеваниях и в любом возрасте, так как она решает лечебно-профилактические, психолого-педагогические и медико-социальные проблемы реабилитации.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения.

Еще Гиппократ отмечал общеукрепляющий эффект занятий верховой ездой. В 1751 г. Дели Дидро в трактате «О верховой езде и ее значении для сохранения здоровья» писал: «В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях». Французский врач Перрон в конце XIX столетия одним из первых дал научное объяснение воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. В 1953 г. в Норвегии был открыт первый специальный центр верховой езды для детей-инвалидов. В 1991 г. па VII Международном конгрессе в Дании была учреждена Международная федерация верховой езды для инвалидов (FRDY).

Число реабилитационных центров с лечебной верховой ездой увеличивается с каждым годом (например, в США их более 1000, в Великобритании около 700, во Франции более 300, в Польше более 60).

В нашей стране иппотерапия стала применяться в конце 80-х гг. XX в. в Грузии, где готовят кадры но лечебной верховой езде в Тбилисской медицинской академии последипломного образования (профессор Д.М, Цверава). В 1991 г. в Москве па базе цент-

рального Московского ипподрома открыт первый и стране центр иппотерапии для детей-инвалидов. В 1999 г. в Москве была учреждена Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Первые российские конноспортивные соревнования для инвалидов по программе Специальной олимпиады были проведены в Москве в 1996 г.

О влиянии лечебной верховой езды на организм ребенка с ДЦП говорится в работах Д.М. Цверавы, А.И. Денисенкова ссоавт. (2002).

Основные преимущества иппотерапии

  1. При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса. При правильной посадке на лошади расслабляются наиболее спастичные мышцы бедер и голени.
  2. Сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, ребенок старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы.
  3. Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц, расслаблению мышц бедер и ягодиц способствует также тепловой эффект от спины лошади, температура ее тела 37,5°С.
  4. Верховая езда уменьшает амплитуду и количество гиперки-незов, улучшает координацию движений.
  5. Движение спины лошади происходит во всех трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. Трехмерное Движение спины лошади, идущей шагом, соответствует движению человека при ходьбе, что формирует нормальные сенсомоторные стереотипы, т.е. у всадника возникает ощущение нормального прямохождения.
  6. Верховая езда развивает ориентацию и ощущение своего тела в пространстве.
  7. Верховая езда самым естественным образом влияет на оба полушария, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
  8. Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, у ребенка появляется уверенность, самоутверждение, а занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.
  9. Верховая езда помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухомоторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
  10. Лечебная верховая езда расширяет представления ребенка о животных, окружающей природе и его месте в окружающем мире, повышает специальную адаптацию ребенка.
  11. Верховая езда дает эмоциональный подъем, радость от общения с лошадью, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка.

Задачи иппотерапии при детском церебральном параличе

  • коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
  • увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей;
  • нормализация мышечного тонуса и иозотонических реакций;
  • нормализация силы мышц;
  • развитие мышеч но-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации;
  • формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесия и ориентировки в пространстве;
  • формирование опороспособности нижних конечностей;
  • развитие манипулятивной функции рук;
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • нормализация вегетативных функций;
  • повышение адаптации организма к физическим нагрузкам;
  • абилитация организма ребенка, формирование необходимых двигательных навыков;
  • развитие речи, мышления, памяти, внимания;
  • снижение реактивности и тревожности;
  • стабилизация эмоциональной сферы;
  • воспитание самостоятельности, независимости, социальная и бытовая реабилитация.

Противопоказания к занятиям иппотерапией

  • врожденная ломкость костей;
  • гемофилия;
  • острые инфекционные заболевания;
  • эписиндром органического генеза;
  • хронические заболевания почек, мочекаменная болезнь, цистит, геморрой;
  • острые травмы шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • соматические заболевания в остром периоде, при тяжелой степени заболевания или в стадии декомпенсации;
  • туберкулез;
  • психические нарушения тяжелой степени;
  • менструации у девочек;
  • паховые грыжи.

При занятиях верховой ездой необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания лечебной верховой езды с другими методами комплексной реабилитации.

Взаимодействие и взаимовлияние всадника и лошади вносит в процесс реабилитации свои сложности и особенности, поэтому важен оптимальный подбор пары «пациент - лошадь». Кроме того, необходимы четко согласованные и экономные действия лошади и всадника. Каждый момент их взаимодействия - это балансирование в движении, так как баланс возможен только в движении.

Двигательное поведение ребенка на лошади

Двигательное поведение ребенка на лошади необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии ребенка первого года жизни также вначале происходят подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти. И только овладев перечисленными навыками ребенок начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале его движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация.

Красивое экономное движение на лошади всегда происходит в трех плоскостях, так как если бы оно происходило только в одной плоскости, мы передвигались бы как роботы.

Мышцы рук и ног состоят преимущественно из динамических волокон, а мышцы туловища - из статических, обеспечивающих стабильное положение всего тела при движении. Не сокращение, а медленное, контролируемое расслабление является самым сложным и наиболее оптимальным способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. Если мышцы работают ритмично, четко взаимодействуя со своими мышцами-партнерами (синерги-стами), они постоянно получают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. Мышцы функционируют продолжительно, если не подвергаются длительному напряжению. При этом движение происходит не в одном суставе, а образуются мышечные цепочки во всем теле. При посадке на лошади большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом.

Несбалансированный всадник похож на плохо упакованный и плохо зашнурованный рюкзак, поэтому чем спокойнее и увереннее посадка, тем быстрее лошадь отреагирует на изменение положения тела всадника. При правильной посадке даже высокий и грузный ребенок покажется лошади более легким, чем неправильно сидящий худой. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной частью туловища, голова -наиболее подвижной, а таз контролирует движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме.

Плечевой пояс, как коромысло, должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса относительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. Если не работают нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс как бы повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого еще больше сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки всадника должны быть «мягкими» и двигаться независимо от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику.

Кроме того, ребенок должен так распределить свой вес, чтобы рационально согласовывать движения своего тела с движениями лошади, не отставая и не опережая.

Верховая езда - это «игра в равновесие», поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника, чтобы найти общее с ним равновесие. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде является не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия. Все это очень важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП.

Потеря баланса может происходить во всех направлениях -вперед, назад, в сторону. Потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь - это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности.

В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади подобен человеческому шагу, поэтому ребенку через лошадь передается стереотип человеческой ходьбы. Рысь - более быстрое непрерывное движение лошади, а галоп - это прыжок, подскок.

Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия четырех участников лечебного процесса: всадника, инструктора, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, т.е. страхует пациента, дает задания, следит за их выполнением, руководит действиями коновода. Коновод отвечает за поведение лошади. Степень участия всадника в верховой езде зависит от тяжести патологии, от аллюра лошади, ее характера и выездки.

Лечебная верховая езда несомненно оказывает огромное психофизическое влияние на организм ребенка, страдающего ДЦП.

Три группы детей с ДЦП

По степени выраженности двигательных расстройств при ДЦП пациенты распределяются на три группы:

  1. К первой группе относятся дети с незначительно выраженными двигательными нарушениями в верхних конечностях, передвигающиеся самостоятельно без помощи специальных приспособлений;
  2. Ко второй группе относятся дети с преобладанием двигательных расстройств в нижних конечностях, передвигающиеся самостоятельно при помощи специальных приспособлений;
  3. К третьей группе относятся дети, практически не способные передвигаться самостоятельно.

В зависимости от тяжести двигательных нарушений выделяют следующие особенности проведения занятий но иппотерапии (Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И., 2005).

Для детей первой группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади, применение элементов манежной езды шагом;
  • при легкой степени двигательных расстройств возможно включение в занятие более быстрого аллюра движения лошади -рыси.

Для детей второй группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • упражнения на стоящей лошади;
  • езда шагом, упражнения на идущей лошади: остановка, повороты, перемены направления, езда с седлом и без седла.

Для детей третьей группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • езда на лошади без седла, с помощью специального седла при постоянной помощи методиста;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади.

Четыре этапа иппотерапии при ДЦП

А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, И.Л. Шпицберг (2002) выделяют четыре этапа ишютерапии при ДЦГТ.

  • На первом, адаптационном, этапе происходит знакомство ребенка с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Идет подготовка к решению основных кор-рекционных задач.
  • На втором этапе происходит создание общего функционального базиса занятия. У пациента формируется равновесие и посадка, выполняются дыхательные упражнения.
  • Третий этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными задачами которых являются снижение спастичности, увеличение силы паретичных мышц, объема пассивных и активных движений, формирование двигательных навыков.
  • На четвертом, заключительном, этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.

При организации занятий иппотерапией используются: упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, так и на животе; движения в различных суставах верхних и нижних конечностей; наклоны и повороты туловища; дыхательные упражнения; посадка спиной вперед; упражнения с закрытыми глазами; езда с применением средств управления лошадью; освоение элементов манежной езды шагом; задания для тренировки легкой моторики: элементы подвижных игр - кольцеброс, метание мяча на точность.

Курс иппотерапии состоит из 10 занятий 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут в зависимости от тяжести двигательных нарушений, возраста, правильности выполнения упражнений и пр.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5. Методы физической реабилитации больных ДЦП. - С. 271-278.

Программа "Иппотерапия, как средство восстановления и оздоровления детей дошкольного возраста "


Пояснительная записка : В настоящее время занятия по оздоровлению детского организма являются приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта населения РФ.
Одной из основных задач ФГОС ДО является задача о сбережении здоровья дошкольника, а именно, «оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка» (ФГОС ДО, пункт 1.6).
Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Проблемы различных заболеваний опре¬деляется отрицатель¬ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день в дошкольном учреждении № 35 практически здоровые дети составляют всего 3-4%, с нарушением осанки - 50-60%, с плоскостопием - 30%, выделяется группа детей (1%) с эмоционально-волевыми нарушениями (РДА, гиперактивность).
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. На сентябрь 2016г вновь прибывших воспитанников составило 101 человек, из них:
1 группа здоровья – 16%;
2 группа здоровья – 69%;
3 группа здоровья – 15%.
Следовательно, вопрос постоян¬ного поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, например, оздоровительное влияние живой природы на организм ребенка, остается всегда актуальным.
Иппотерапия, как один из методов оздоровительной технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в данном контексте представляет собой большой интерес. Этот метод является экологичным, безболезненным, имеет небольшое количество противопоказаний, высокую эффективность, практически не имеет возрастных ограничений, и показан практически при всех нарушениях развития и здоровья (неврологических, сердечнососудистых заболеваниях, желудочно-кишечных, опорно-двигательного аппарата и др.).
Гиппократ указывал, что «верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию».

Актуальность программы:

Воздействие метода иппотерапии на ребенка можно рассматривать в двух аспектах оздоровления детского организма - физиологическом и психологическом.
Верховая езда - это великолепное физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:
нормализация мышечного тонуса,
совершенствование координация движений,
укрепление мышц,
достижение двигательной симметрии.
Это объясняется тем, что температура тела лошади на 1,5-1,7 градус выше человеческой, при этом движения мышц спины движущегося коня разогревают и массажируют спастические мышцы ног всадника, что способствует формированию адекватного двигательного стереотипа. По сути, она представляет собой оздоровительную реабилитационную, а также лечебную верховую езду - это форма лечебной физкультуры, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь.
Психологический механизм складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над лошадью, но и над своими страхами и своей болезнью. С этого взгляда иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на воспитание синдрома мотивации - желание самостоятельно справиться со своим страхом, сделать шаг вперед к победе с трудностями.
Коммуникация и построение контакта между человеком и лошадью является невербальным: лошадь чувствует как эмоциональную связь, жесты, речь пациента, так и его физическое состояние. Такой эмоциональный фон обусловлен радостью от общения с лошадью – прекрасным, сильным и добрым животным, а так же с доброжелательным инструктором, коноводом и со сверстниками. Социальное позитивное влияние оказывает на дошкольников ощущение свободы и раскрепощенности, которое дает им простор манежа или летнего плаца. Известно, что положительные эмоции сами по себе лечебны, а в сочетании с влиянием верховой езды этот эффект значительно усиливается.
Таким образом, есть необходимость внедрения иппотерапии для оздоровления детей в деятельность ДОУ.
Цель программы: создать условия оздоровления в МБДОУ через нетрадиционные способы воздействия, ориентированные на детей с ОВЗ, нарушением осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями, использования их в профилактических и коррекционных целях.
Задачи программы:
1. Использовать обучение навыкам верховой езды детей для воздействия на физическую, психоэмоциональную и личностную реабилитацию и адаптацию;
2. Способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой;
3. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь; изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды для наиболее увлеченных детей);
4. Содействовать интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в обществе;
5. Способствовать мотивации активного образа жизни детей;
6. Осуществлять помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями через оздоровительную и коррекционную работу.
Для достижения этих задач требуется систематическая совместная работа МБДОУ № 35, Городского реабилитационного центра «Росток», Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова.
Ожидаемые результаты:
Стабильное психоэмоциональное состояние ребенка;
Восстановление и увеличение объема активных и пассивных движений;
Снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности
Позитивное включение в жизнь группы детей с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями;
Социализация ребенка с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями в обществе сверстников.
Предполагаемые риски:
Метеорологические условия.
Негативное отношение родителей к занятиям детей иппотерапией.
Отрицательные эмоции детей к занятиям.

1.5.Основные принципы программы.:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей

Участники программы:

І. Воспитанники МДОУ №35 г.Читы в возрасте от 3 до 7 лет.
Часто болеющие простудными заболеваниями дети;
дети с хроническими заболеваниями;
дети с ограниченными возможностями (дети - инвалиды);
дети с нарушениями осанки, плоскостопия;
дети с речевыми нарушениями;
дети с психоэмоциональными нарушениями;
дети, посещающие занятия по запросу родителей и желанию самих детей.
ІІ. Сотрудники городского реабилитационного центра «Росток» (иппотерапевт).
ІІІ. Работники Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова (тренер, конюх);
ІV. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ № 35;
V. Родители воспитанников МБДОУ (законные представители ребенка)

Необходимые условия для проведения занятий:
Перед занятием необходимо объяснить простейшую технику безопасности: животное нельзя дразнить, подходить к лошади сзади, кричать, махать руками, кормить без разрешения инструктора. Для лечебных занятий вместо седла используется специальная попона.
Оценка результативности проводится при посещении не менее 8 занятий за курс.
Все животные, приводимые на занятия с детьми, должны иметь ветеринарную справку о том, что они клинически здоровы, исследованы на заболевания и вакцинированы против сибир¬кой язвы.
Принципы организации занятий:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Принцип взаимной человечности.
Принцип разумного сочетания опеки и самостоятельности.
Принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой, как первичной формы самоутверждения.
Принцип комбинированности физических и психологических нагрузок.
Формы и методы работы:
Форма проведения - индивидуальные занятия, чаще всего на лошади без седла с одной только страховочной подпругой с ручками. При этом лошадь выступает в качестве лечебного средства: используется благотворное воздействие ее тепла, ритмичных колебаний, возникающих при движении, массирующих движений ее спинных мышц.
На индивидуальных занятиях дети учатся сидеть на лошади, управлять ею, выполняют упражнения, которые задаются врачом-иппотерапевтом, психологом, тренером и контролируются инструктором.
На занятиях дети имеют возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь, но для более тяжелых детей лошадь подбирает специалист – врач-иппотерапевт, поскольку важным фактором влияния на спастичные мышцы является правильный подбор лошади, так как от ширины ее спины зависит степень воздействия на группу приводящих мышц.
Индивидуальные занятия преследуют цель более углубленного изучения элементов управления лошадью. В проведении занятия участвуют: коновод, ведущий лошадь, инструктор и страхующий, если тяжесть заболевания ребенка или его поведение на лошади требует особых мер предосторожности.
Движение лошади желательно производить по кругу. Во время прохождения круга ребенок делает одно из упражнений комплекса. Интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений (например, наклон) могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и уровня выразительности двигательного дефекта. Для вовлечения ребенка в процесс обучения и для проверки его способности различать разные ритмы и звуки, осознания своего тела и хореографии движений, возможно применение музыкотерапии.
Использование дополнительного инструментария: игрушек, мячей, посторонних предметов, рисунков, музыки помогает установлению контакта с ребенком и способствует развитию мыслительных процессов.
К иппотерапии относятся и теоретические занятия, где дети знакомятся с породами лошадей, историей их происхождения, конским снаряжением, видами конного спорта и др.
Хороводы, ролевые игры, проводимые с детьми, помогают обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему прожить, прочувствовать и «примерить на себя» роль героя, волшебника, тем самым даря разнообразие жизненных переживаний и мироощущений, способствуют положительной идентификации себя в мире и обществе. В ходе игры достигается развитие коммуникативных навыков, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, вовлеченности и заинтересованности в действиях и событиях, происходящих в игровой ситуации. Получают свое развитие когнитивные процессы последовательности и закономерности, взаимосвязи событий и действий.
Как и в случае с верховой ездой, в фольклорных играх большое значение уделяется ритму, включающему в себя движения, тембр голоса и музыку, под которую проходит игра. Обучение ритму детей с нарушением развития позволяет им полнее включиться в нормальную детскую жизнь.

2.4.Основные требования для педагогов и специалистов, задействованных в организацию занятий в группе.

Противодействовать гипокинезии, развивать физическую активность ребёнка.
Адаптировать организм ребёнка к физическим нагрузкам.
Способствовать восстановлению нарушенных функций организма (ЛФК, массаж).
Восстанавливать здоровье и улучшать его психоэмоциональное состояние.
Действовать по правилам «не навреди».

Основные условия применения иппотерапии:

Применение только патогенетически обоснованного (показанного для данного заболевания или сочетания заболеваний) комплекса методов ЛФК: ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа, занятий творческой деятельностью;
Постоянного контроля со стороны врача детского сада и педагога -психолога за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Постоянного и последовательного наращивания физической активности;
Рациональное сочетание ЛВЕ с психологическим и социально – творческими методами работы;
Активного по возможности сознательного участия ребенка в реабилитационном процессе.

2.6.Показания и противопоказания для организации занятий иппотерапией

Как и любой другой метод коррекции и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействующая многопланово и многофакторно, она может быть показана и с успехом использована при самых разных видах для детей с ОВЗ, соматических, психоэмоциональных заболеваний, а так же при нарушениях общения, умственного, физического развития при трудностях обучения.
Показания, при которых применяется иппотерапия:
нарушение опорно–двигательной системы, возникающие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений ЦНС;
нарушение психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы;
различные формы нарушения интеллекта;
нарушение социальной адаптации, общее недоразвитие речи (ОНР);
нарушение осанки у детей дошкольного возраста.
Медицинские противопоказания для использования ЛВЕ являются:
болезнь Ломштайна – Фродика, приводящая к ломкости костей;
гемофилия (несворачиваемость крови);
острые инфекционные заболевания;
любые заболевания в остром периоде и стадии обострения.
Относительными противопоказаниями при соблюдении необходимых мер предосторожности являются:
диабет (можно заниматься при нормальном содержании сахара в крови);
хронические заболевания почек;
эпилепсия любого генеза;
состояние после травматических повреждений и некоторых заболеваний в шейном и поясничном отделе позвоночника (занятия на шагу и только на облегченной рыси);
синдром Дауна, допускаются дети при наличие рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии в этой области.

2.7. Методические рекомендации проведения занятий.
Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия пятерых участников – ребенка, воспитателя детского сада, инструктора, ассистента, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, страхует ребенка, дает ему задания, направляет всадника и следит за выполнением заданий, общается с ребенком, а так же руководит действиями коновода.
Ассистент инструктора страхует ребенка, оказывает помощь в выполнении упражнений, страхует инструктора при выполнении им упражнений на лошади, готовит инвентарь и оборудование для занятий. Коновод отвечает за поведение лошади, по команде инструктора останавливает, посылает или поворачивает лошадь и выполняет другие его распоряжения. Воспитатель наблюдает за поведением ребенка, его реакцией на иппотерапию для внесения рекомендаций в маршрутный план ребенка.
Более подготовленные дети начинают с индивидуальных занятий, но для них это только первый этап. Эта категория детей целенаправленно движется к обучению элементам управления лошадью, к работе с поводом, укреплению правильной посадки в седле, что и является следующей формой иппотерапии. Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного на занятиях и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения их родителей к своим детям. Рейтинг ребенка с ОВЗ и слабым здоровьем в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят его, радостного, смело и умело обращающегося с лошадью, который на равных обращается с окружающими.

Структура занятия

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Растяжка.
4. Заключительная часть.
Занятие для ребенка должно начинаться с разминки. Она включает в себя комплекс физических упражнений, которые проводятся на полу. С детьми воспитатель проводит пассивные упражнения или использует элементы массажа для согревания и разминания мышц. Основная часть включает пассивную езду на лошади и комплекс упражнений выполняемых верхом. Растяжка выполняется на полу для сознательного снижения тонуса определенных групп мышц, а так же направлена на восстановление функции внешнего дыхания и сердечнососудистой системы. Заключительная часть носит психологический характер – это кормление лошади в благодарность за проведенное занятие.


4. Критерии оценки результатов воздействия иппотерапии
Для отслеживания результатов в МБДОУ № 35 используется:
Ведение журнала результативности – иппотерапевт фиксирует свои наблюдения по выполнению ребенком задания, его эмоциональное состояние.
Специальные анкеты для родителей и родственников пациентов, для специалистов, ответы на которые выражают их мнение о результатах комплексной реабилитации их детей на базе иппотерапии.
Обычные наблюдения специалистов по направлениям:
изменения в физическом статусе (увеличение объёма движений в суставах, снижение количества и уменьшение амплитуды гиперкинезов, снижение патологического тонуса мышц, проявлений атаксии, улучшение равновесия и улучшение походки)
сдвиги в психоэмоциональной и личностной сферах (улучшение общего состояния и настроения, появление уверенности в своих возможностях, повышение самооценки, появление раскованности, активности, снижение излишней возбудимости, избавление от страхов, вялости, безучастности, улучшение коммуникабельности, проявление интереса к общению с окружающими, в т.ч. с лошадью и др.)
изменение в определенном направлении (речь, социализация, логика и т.д.)
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников

Лошади — это прекрасные животные: сильные, добрые, умные. С давних пор лошади — любимые домашние животные, служащие верой и правдой хозяину.

Наш родной Воронежский край издавна славился своими лошадьми. Здесь вывели знаменитых орловских рысаков, известных во всем мире.

Орловские рысаки

Справедливости ради отмечу, что за прошлое столетие наш край потерял свою былую славу первоклассных конезаводчиков. Только в последние десятилетия появились энтузиасты, разводящие лошадей, заработал . Но теперь воронежским лошадкам до мировых лидеров далеко.

Тем не менее, желающие всегда могут покататься на лошадях и даже полечиться.

Обучаться верховой езде можно взрослым и детям с 12 лет, некоторые конные клубы начинают заниматься с детьми 5 лет. А до 5 лет с детками можно заниматься иппотерапией .

Иппотерапия (греч.hippo- лошадь) — это лечение с помощью лошади. Иппотерапию проводит инструктор, обученный лечебно-верховой езде. На организм человека положительно влияют упражнения по верховой езде и биополе лошади.

Методом иппотерапии лечат следующие заболевания:

  • боли в спине и в суставах
  • неврозы и депрессии
  • заболевания легких
  • нарушения опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП).
  • аутизм

Я расскажу Вам о занятиях иппотерапии, которые проводят с детьми.

Наша дочка обожает лошадей. Сначала она каталась на , а с двух лет дочка катается верхом на взрослой лошади. Конечно, лошадь ведет инструктор и за ножку ее придерживает папа. Так кататься дочка может 15-20 минут.

Раньше, чтобы покататься на лошадке нам приходилось ездить в конный клуб. Но недавно я узнала, что в 10 минутах ходьбы от нашего дома, живут настоящие лошади, на которых можно покататься.

Когда я позвонила хозяйке и спросила «можно ли трехлетнему ребенку покататься на лошадке?», то девушка сказала, что у них нет пони.

Я объяснила, что нашу дочку интересуют не пони, а лошади. Девушка очень удивилась и сказала, что получасовая езда слишком утомительна для ребенка и может принести вред. Девушка предложила нам провести занятие иппотерапии.

Первая реакция у меня была отрицательной, ведь иппотерапией лечат детей с ДЦП, а у меня нормальный ребенок. Но дочке очень хотелось покататься на лошадке и я решилась.

Нашу лошадку звали Памелла, дочке она очень понравилась. На занятии девушка ведет лошадь под уздцы, а мужчина страхует ребенка.

Сначала Олесю посадили на лошадку обычным способом. Так дочка проехала один круг.

Потом дочку опустили на спину лошади, так что Олеся уже не сидела, а лежала. Сначала Олеся засопротивлялась, зачем ее укладывают, но потом улеглась и расслабилась. После занятия Олесечка рассказала, что это упражнение понравилось ей больше всего — лежишь себе — отдыхаешь и смотришь на небо, а лошадка сама везет.

На третий круг дочку посадили на лошадь и попросили вытянуть руки. Дочка ехала верхом на лошади, совсем не держась. Это упражнение помогает выработать отличную координацию и способствует формированию правильной осанки.

Когда пошел четвертый круг, Олесю положили на лошадку животиком, лицом к попе лошади, прижавшись левой щечкой. Дочка радостно обняла лошадку.

На пятом кругу дочка осталась лежать животиком на лошадке, только щечка поменялась.

Шестое упражнение иппотерапии — Олесю положили поперек лошади и она так ехала круг.

Седьмое упражнение — дочку посадили на лошадку, как принцессу: ноги были свешены в одну сторону.

Все эти упражнения повторились трижды.

Время занятия пролетело очень быстро и дочка просила «еще покататься». Но на очереди уже была другая девочка.

Занятие иппотерапией нам очень понравилось. Конечно, для маленького ребенка иппотерапия гораздо полезнее, чем просто получасовое катание на лошади. Я думаю, что к 5 годам, когда можно будет начать обучение верховой езде, Олеся будет уверенно держаться в седле. Она и сегодня уже отлично каталась на лошади не держась.

Когда мы вернулись на детскую площадку возле дома, то Олеся так эмоционально рассказывала о том, как интересно она каталась на лошадке, что все дети были в восторге. Несколько мам попросили телефончик хозяев лошадки.

Общение с живыми лошадьми приносит огромную радость и взрослым и детям, а иппотерапия успешно лечит заболевания, против которых традиционная медицина бессильна.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. История появления иппотерапии;

2. Основные задачи ЛВЕ;

3. Основные условия для занятий ЛВЕ;

4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры;

5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП);

6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ);

7. О социальной пользе иппотерапии;

8. Групповые занятия на природе;

9. Заключение.

Список литературы.

1.История появления иппотерапии.

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, в том числе и для социальной реабилитации.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.

Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.

В настоящее время в 45 странах мира действуют центры ЛВЕ - самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

2. Основные задачи ЛВЕ.

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационного воздействия ЛВЕ на физическую и социально-психическую сферу ребенка.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

1) противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

2) развивать физическую активность больного;

3) способствовать восстановлению нарушенных функций;

4) улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

5) обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.

Специалисты считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса, ускоряя их социальную адаптацию.

3. Основные условия для занятий ЛВЕ.

Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:

А) врачебный контроль за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

Б) последовательное наращивание физической активности больного;

В) применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК - ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

Г) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;

Д) рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

4. Отличие ЛВЕ от других видов лечебной физкультуры.

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

Не менее важно то обстоятельство, что при использовании ЛВЕ успех лечения во многом зависит от созвучного взаимодействия двух живых существ, участвующих в этом действе: пациента и лошади. Отсюда немаловажно правильно, оптимальным образом подобрать пару «пациент-лошадь», и это является актуальной темой иппотерапевтической теории на современном этапе.

5. Особенности иппотерапии при Детском Церебральном Параличе (ДЦП).

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж. В результате лечения у больных наблюдалось уменьшение спастического синдрома. Следовательно, улучшение наблюдалось при всех формах ДЦП, что объясняется тем, что иппотерапия улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности. Но наилучший результат получен при гиперкинетической форме, где наблюдалось уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли.

Все это благотворно влияет на ребенка в целом, вырабатывая интерес к иппотерапии, при которой, в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействует с лошадью, одновременно соподчиняясь с ней в процессе лечения.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у детей появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их оздоровлении.

6. Патофизиологическое обоснование иппотерапии (ИТ).

Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Ее условно делят на иппотерапию лечение с помощью лошади, и реабилитационную верховую езду

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

Нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.;

Поражение органов чувств – слепота, глухота;

Психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении;

Умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;

Различные нарушения социальной адаптации;

Послеоперационная реабилитация.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.

Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических, психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой.

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций.

Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.

В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция.

Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга.

Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.

Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов.

Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений.

При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т.е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний.

Верховая езда, для большинства людей, непривычная форма двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных воздействий, содержит в себе особые механизмы влияния на занимающихся.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.

Он складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми. Кроме этого, необходимо учитывать впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж или плац на открытом воздухе), которое позволяет ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным.

Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.) что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, скоррегировать сохраняющие равновесие движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

Вторым мощным фактором воздействия иппотерапии является уже упомянутый выше, биомеханический фактор, влияние которого обусловлено следующими моментами:

1. Влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах.

Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.

2. Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях.

Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади, предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации движения и поведению в целом.

7. О социальной пользе иппотерапии.

Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с помощью лошади. Чтобы убедить скептиков, достаточно показать результаты, достигнутые этой дисциплиной, разработанной специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные социальные отношения с окружающим миром и улучшить свое физическое состояние.

Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формировании больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения.

Во время лечения пациент должен заниматься также уходом за животным, кормить его, следить за сбруей до и после сеанса терапии.

Введение инвалида в нормальную спортивную среду (конный спорт для инвалидов) представляет собой важнейший шаг для вовлечения в общественную жизнь. Естественно, не все пациенты приходят к этому этапу, но те, кому это удается, получают огромное удовлетворение от возможности быть частью нормального мира, и это в невероятной степени улучшает их социальные отношения с людьми.

8. Групповые занятия на природе

Хочется предложить, помимо спортивных занятий, осуществлять групповые конные прогулки. Для этого пациент должен обязательно приобрести значительную независимость от медработника, который, тем не менее, должен обязательно присутствовать. Кроме того, во время групповых прогулок все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности.

Хотелось бы, чтобы иппотерапия стала доступной не только для детей, но и для взрослых людей. Показания для занятий ЛВЕ настолько расширены, что ей могут заниматься люди с самой различной как физической, так и социальной патологией.

9. Заключение.

Хочется заметить, что центры ЛВЕ труднодоступны, тем более для людей с ограниченными возможностями, не имеющих своего транспорта.

У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущение себя, как личности – словом то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и социально-психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказания всадника.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении.

Что еще человек с ограниченными возможностями получает сидя на лошади? Это и освоение своего тела, и освоение пространства, расширение этого пространства, в частности, за счет изменения угла зрения. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль он не чувствует себя социально отсталым.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Список литературы

1. Л.К.Грачев, И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г. – 80 стр.

2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр.22-23.

3. П.Т.Гурвич. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр.26-27.

4. Д.А.Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр.27-28.

5. П.Т.Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.

6. Н.И.Ионатамишвили, Ц.Ш.Чхиквишвили. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

7. Н.И.Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

8. М.М.Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование райттерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).



mob_info