Йога: шокирующая правда о древней практике. Краткая история развития современной йоги Древние йоги

Практический каждый человек что-нибудь слышал о йоге. Действительно, сегодня она стала очень популярна во многих странах, с успехом распространилась по всему миру. Люди на своем опыте ощутили благотворное влияние йоги на свой организм. Но, к сожалению, мало кто до сих пор знает и понимает истинную суть йоги. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать вам, что же такое йога на самом деле, зачем она вообще нужна современному человеку.

Дело в том, что в современном обществе йога начинает обретать новые грани, изменяться до неузнаваемости, терять истинную суть, которая присутствовала в древности.

Эта тенденция прослеживается даже в самой родине йоги - Индии. Даже там сегодня можно встретить множество школ, которые с настоящей йогой не имеют ничего общего. А что тогда говорить о других странах.

Итак, йога, загадочная и непостижимая, что же это такое и для чего она нам нужна.

Давайте разберемся в этом вопросе и раскроем истинную правду.

Современная йога

Сначала я хочу вам рассказать, во что сегодня превратилась йога, а также, почему это произошло.

Если вы увидите в своем городе объявление о курсах йоги, начнете туда ходить, то чему вас там научат?

Скорее всего, вам покажут так называемые асаны, расскажут, что занятие йогой это их выполнение. Что нужно в асанах тянуться, развивать гибкость. В более продвинутых школах могут даже показать дыхательные упражнения - пранаяму, очистительные процедуры. Расскажут что это полезно для здоровья, что после усвоения их, вы можете называть себя йогом.

Это самое популярное сегодня искажение йоги, даже смело, можно сказать - вырождение.

Она просто превратилась в физкультурную практику. Отличие от обычной физкультуры лишь в том, что практикующий старается принять сложные позы - асаны, задерживается в них, делает растяжку. А так это банальная физкультурная гимнастика.

Во-первых, эти школы взяли лишь небольшую часть йоги, так называемую хатху-йогу. А во-вторых, даже вырвав небольшой кусочек из стройной системы, все равно неправильно его трактуют, понимают и преподают.


Существуют также множество других направлений современной и неправильной йоги. Некоторые искренне стараются приблизиться к истинной сути, другие просто уродливо искажают смысл настоящей йоги, третьи использую громкие названия для своего обогащения.

Вот какие сегодня можно встретить приставки к слову йога: пауэр, трай, ишвара, акро, флай, голая, пилатес, парная, классическая и т.д. Фантазии человека нет предела. Либо добавляют к названию свою фамилию, название школы. Либо маскируются под исконно древние, индийские названия: тантра, кундалини, аштанга и др.

Да, конечно, существуют школы, которые учат по-настоящему. Но таких школ очень мало. Человеку сложно разобраться во всем этом разнообразии. Да ему просто некогда этим заниматься. В стремлении избавиться от какой-либо болезни или психологической проблемы, он находит информацию о благотворном влиянии йоги, в отчаянии записывается в первую, попавшуюся на глаза школу, а затем в надежде ждет избавление от своих проблем.

То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще. Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.

Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?

Обратимся опять же к Патанджали.

Он пишет, что при прекращении неконтролируемых состояний сознания "Зрящий в своей сущности остается".

"Зрящий"- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.

Они оказались правы.

Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят , ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.

Это корни его характера, глубинные и непонятные уму душевные порывы, внутренние устремления. Человек, который смог добраться до глубин своего сознания, то есть раскрыв свою душу, способен на невероятное. Именно там обитает Любовь, возвышенные чувства, способность все понимать без слов, интуиция, паранормальные способности, тяга на подвиги, где нами движет то, что сильнее смерти.

Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда "Зрящий" выйдет на поверхность.

Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.

А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.


А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно . Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.

В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.

Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.

Виды йоги

Хатха-йога

Пожалуй, это самая известная и популярная разновидность йоги, но и самая чудовищная сегодня с точки зрения искажения древнего учения.

Из-за этого неправильного трактования древних знаний, большинство людей думают, что заниматься йогой значит закручивать себя в какие-то сложные позы под названием асаны.

Многие школы преподают хатху в виде комплекса асан, якобы для обретения идеального здоровья.

Нужно понимать: во-первых, чудесные эффекты исцеления тела и психики возникают именно от того универсального механизма раскрытия духа, о котором упоминалось выше, то есть от остановки внутреннего диалога, а не от того, что вы принимаете какие-то позы. Для понимания этого факта я предлагаю вам почитать с , а также об этом упоминается и в других статьях этого блога.

А во-вторых, хатха это вспомогательный метод обретения духа, одна из ступеней целостной системы. А значит, для достижения главной цели йоги должна занимать по времени лишь небольшой процент от общего времени занятий. А основное время должно тратиться на главный метод-медитацию. Именно в ней получается качественно прийти к тишине ума, а значит двигаться к главной цели йоги.


А тогда вообще зачем нужно выполнять асаны в йоге. Все просто.

Выполнение комплекса асан помогают практикующему двигаться по духовному пути. Чтобы тело не мешало йогу постигать Высшее, оно должно быть идеально здоровым. Медитация сама по себе дает идеальное здоровье.

Но, во-первых, с помощью асан это достигается намного быстрее, а во-вторых, для избавления от некоторых заболеваний нужно именно работать с телом: делать массаж внутренних органов, воздействовать на позвоночник, менять положение тела относительно гравитации земли, растягивать мышцы.

В-третьих, для многих людей, а также при больших объемах практики медитации может возникнуть сильная расслабленность или низкое давление. Это можно компенсировать либо обычной физической нагрузкой, либо грамотно подобранным комплексом асан.

Но выполняя асаны неправильно, можно вместо здоровья наоборот нанести себе большой вред.

Правильно выполняете упражнения хатха-йоги вы только в том случае если:

  • выполняете их не через боль;
  • не просто делаете упражнения, а именно работаете с сознанием (отвлекаетесь от внешнего мира, переводите внимание на тело, деконцентрируетесь);
  • даже здесь применяете универсальный механизм пути к духу, то есть стараетесь остановить внутренний диалог, приходите к тишине ума.

Помните, что сказал Патанджали: йога есть остановка ума.

Значит, если вы просто гнетесь в сложные позы ради растяжки, поддержания физической формы или неизвестно ради еще чего-нибудь, вы занимаетесь не йогой, а обычной физкультурой, акробатикой или еще чем-нибудь.

Только сочетание остановки психики и выполнение асан делает чудеса. Можно сказать, что вы должны в асанах медитировать.

Теперь вы можете понять, придя в какую-нибудь школу хатха-йоги, правильно ли вам преподают.

Если вас заставляют просто выполнять асаны, якобы для увеличения здоровья, то это не йога. Без остановки ума эффект приобретения здоровья будет мизерным, либо вы просто потратите время или даже нанесете себе вред.

Некоторые школы, например всем известная школа Виктора Бойко учат в асанах расслабляться. это, по сути, и есть приобретение тишины ума, а значит это правильное выполнение асан. Многие чудесные исцеления в этой школе возникают от того, что расслабляясь в асанах, люди отключают внутренний диалог.

Но помните, все это школы именно хатхи, одной из разновидности целостной системы. Если вы хотите по-настоящему заниматься йогой, медитация должна занимать основной объем практики.

А хатха лишь помогает вам идти по духовному пути. Конечно, можно заниматься одной хатхой-йогой, но это будет не полноценная йога, а многие эффекты вы просто не получите. Тогда зачем на нее тратить много времени, как это делают во многих школах. В современном обществе у нас и так мало времени, много дел и обязанностей. Лучше займитесь медитацией, она принесет вам намного больше пользы. А асаны пусть идут как небольшая разминка, вступление, подготовка к медитации.

Тантра-йога


У многих при произношении слова тантра, возникает ассоциация с сексуальными практиками. Это также большое искажение, неправильное понимание древнего учения. Да, действительно в некоторых практиках тантры используется секс, но он используется опять же для достижения основной цели - постижения духа, раскрытии души. А сама тантра большая и многогранная. Тантра это не только сексуальные практики, поэтому неправильно ставить знак тождества между этими понятиями. Это учение содержит очень много методов следования духовному пути, например метод подъема энергии кундалини.

Кундалини-йога

Также сегодня очень популярное ответвление древнего учения.

Кундалини-йога это работа с тонкой энергетикой в теле, с чакрами и энергетическими каналами.

При правильной медитации или при правильном выполнении асан, то есть во время тишины ума, практикующий рано или поздно начинает ощущать внутри себя проявления внутренней тонкой энергии тела или еще говорят биоэнергии.


Если ее управлять, можно достичь многого, в том числе быстрее достичь духа. Также можно сказать, что любой духовный искатель сталкивается с тем, что начинает ощущать внутреннюю энергию, понимать, что есть соблазн ею управлять. Но это тонкая игра, которая требует высоких навыков.

Многие техники кундалини-йоги могут быть просто опасны без хорошего наставника, а таких сейчас очень мало.

Поэтому я бы не советовал вам самостоятельно играться с кундалини без хорошего учителя.

Раджа-йога

Раджа или еще говорят "царская йога" это и есть высшая йога сознания, когда мы занимаемся основной практикой - медитацией. В нее входят как обычная, но , так и разнообразные, легкие, а также сложные психотехники: концентрация, деконцентрация и другие. К сожалению, мало кто преподает настоящую медитацию, хорошего учителя сложно найти.

Людям ничего не остается, как искать информацию в интернете. Но в интернете очень много мусора, чтобы докопаться до сути, приходится разбираться, тратить время. Читателям этого блога можно сказать повезло. Вы можете скачать мою и правильно ее практиковать.

Существуют еще другие направления йоги, но перечисленные это самые популярные из древних. Про новомодные названия, от которых толку мало и говорить не хочется.

Ступени йоги

Давайте теперь разберемся, какие есть ступени йоги. Но нужно понимать, что их так называют лишь условно. Такое название на самом деле сбивает с толку, также приводит к неправильному пониманию.

Например, существует мнение, что прежде чем приступить к раджа, якобы высшей ступени йоги, нужно несколько лет готовить тело и практиковать хатха-йогу. Это неверно. Так можно всю жизнь готовиться к медитации и никогда не прикоснуться к такой чудесной возможности. Медитация сама по себе уже оздоравливает тело посредством остановки психики. Психика и тело тесно взаимосвязаны, одна лишь остановка ума благотворно влияет на весь организм.

Поэтому не откладывайте медитацию на потом. Все ступени йоги нужно практиковать сразу, только так вы добьетесь результата. Они тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто не существует. Почему так, сейчас вы все поймете.

Яма и Нияма

Первые две ступени на первый взгляд похожи на моральные принципы: например не причинение вреда, правдивость, щедрость, а также склонность к воздержанию, ограничению. Но если разобраться глубже, то становится понятным глобальный смысл этих предписаний.

Ведь следование йоговской морали это то же самое, что обуздание в себе греховных страстей: ревность, зависть, эгоизм, чревоугодие, похоть и другие.

А это и есть первичное обуздание своей психики, начальная приостановка внутреннего диалога, навыки умения , освоение . Ведь отрицательные мысли, эмоции порождает наше низшее сознание эго, посредством своих эгоистических механизмов: чувства собственной важности, всевозможных страхов, страстей и хотений.

У многих людей психика настолько вышла из-под контроля, порождая отрицательные чувства, что они даже просто не могут сесть в медитацию для наблюдения своих мыслей.

Их просто выносит из правильного состояния, а также они обычно не понимают, зачем вообще этим заниматься.

Вот поэтому любой духовный путь начинается с контроля своей психики не только во время медитации, но и везде и всегда. Не только начинается, но также присутствует постоянно в течении всей жизни. Так мы приходим к в повседневной жизни, к безупречности, к лучшему, с точки зрения эволюции состоянию человека.

Можно сказать, что придерживаясь принципам ямы и ниямы, мы практикуем йогу везде и всегда, как и должно быть, а не только тогда, когда мы садимся на коврик.

Асана

Эта ступень посвящена именно хатха-йоге. О ней упоминается выше. Тот, кто занимается раджа-йогой не забывает и про хатху. А хатха невозможна без раджи. А не так, что сначала надо несколько лет выполнять асаны, чтобы подготовить тело к высшим ступеням учения.

Пранаяма

Пранаяма это не контроль дыхания, как многие, заблуждаясь, думают.

Контролировать дыхание очень опасно. Это, прежде всего выход сознания на тонкие уровни через дыхание.

Да, существуют в пранаяме техники манипулирования дыханием. Но в основном в них создаются определенные условия, когда дыхание естественно меняет рисунок или темп в результате перестройки организма. Пранаяма также помогает глубже останавливать внутренний диалог, а значит двигаться к главной цели.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна

Последующие ступени это уже сама медитация. Она начинается с пратьяхары - отвлечение внимания от внешних раздражителей, перевод его внутрь себя. А во время медитации дхарана-концентрация часто сменяется дхьяной - созерцанием, деконцентрацией.

Все три ступени взаимозависимые и часто смешиваются в медитации. Истинное созерцание приводит к концентрации и наоборот. Концентрация также часто меняется на деконцентрацию, созерцание. Все эти слова вам будут понятны после того, как вы научитесь правильно медитировать.

Самадхи это уже конечная цель, когда практикующий достигает единство, высшее, дух. Становится просветленным.

Но на самом деле, достигнув самадхи, йогин понимает, что это не конец, а лишь начало новой дороги. Совершенству нет предела и это хорошо.

Духовный путь это всегда путь, в котором, дойдя до нового поворота, мы открываем новые бесконечные дали неизведанной вселенной.


Каждая ступень, множество видов йоги тесно взаимосвязаны между собой и представляют стройную, глубокую систему самосовершенствования человека. К сожалению люди, вытаскивают небольшой кусочек из целостной красивой картины и стараются что-то в нем рассмотреть. В итоге получается ущербное, искаженное наблюдение. А также часто просто наносят себе вред.

Например, практикуют асаны, забывая про тишину ума. Или наоборот много медитируют, не уделяя внимания телу, не взаимодействуя с окружающим миром с помощью ямы.

Или совсем забывают, что йога это духовный путь. Печально это наблюдать. Надеюсь, эта статья хоть как-то исправит это невежество, безграмотность, искажение великого учения.

Конечно, вы можете взять какую-то часть йоги и практиковать ее.

Но, во-первых, это будет не полноценная йога, а во-вторых, польза, которой так славится йога, будет только в том случае, если вы примените остановку психики, придете к тишине ума. А если вы уж беретесь практиковать часть йоги, а не саму йогу, для достижения каких-то своих целей, то хотя бы делайте это правильно, иначе не надо говорить, что вы занимаетесь йогой.

На этом сегодня все.

До скорых встреч друзья.

А чтобы понять к чему может привести настоящая йога, предлагаю вам посмотреть вот этот видеоролик:

С уважением, Сергей Тигров

Сейчас, большую популярность набирает такое направление самосовершенствования, как йога. Она уже получила признание на Востоке и стала модной тенденцией в Европе. Она представляет собой древнейшую систему медитативной практики. В течение многих веков она претерпевала значительные изменения, и приобрела вид полезной практики для души и тела. В общепринятом смысле, что такое йога, как учение описывается в тексте Катхака-упанишады в 11 строке 3 главы.

Что означает слово «йога»

Если исходить их санскрита «йодж» означает объединение, связь, обретение гармонии и т.п. Первое упоминание слова встречается в «Ригведе» - одной из четырех частей древнейших индийских Вед. В них, под йогой подразумевается упряжка.

Историческая справка

История возникновения йоги - дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах - Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах - огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали - это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения - Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Йога в буддизме

Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.

В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога - это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве - пробуждению, просветлению.

Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии - одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.

Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.

Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.

Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры - одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Йогическое учение в исламе

Существенное влияние на тасаввуф оказали индийские практики йогинов. Древнеиндийское писание о йоге «Амритакунда» в 11 веке было переведено на арабский и персидский языки.

Лица, которые занимали лидерские позиции в духовенстве ислама Малайзии, в 2008 году подписали фетву для мусульман, занимающихся йогой. В ней было описано, что йогическое учение содержит части религии индусов. Таким образом, занятия для мусульман признаны богохульными и грешными. Гуру йоги Малайзии раскритиковали этот документ, оценив его, как оскорбление. Фетвой разрешалось проводить хатха-йогу (занятия для тела), но было запрещено практиковать мантры.

Йога в христианстве

Йогическое учение в православной религии

Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.

Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.

Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).

Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.

В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.

После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.

Йога и католичество

Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.

В чем состоит цель йогинов

Каждый йогин, практикуясь в той или иной области медитации, ставит свои собственные задачи, какие он желает достичь. Например, улучшить физическое состояние или достичь мукти - высвобождение от жизненного пути (от рождения до сансары) и страданий путем познания своего единения атмана с Шивой. В направлениях бакти-вишнуизма, бакти ставится изначальной целью медитации. В чайтанья-вишнуизме главное - обрести Божественную любовь. Достигнув цели, вайшнав попадает в высший мир, где блаженно служит Вишну.

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог - это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

Возможны ли травмы при занятиях йогой

Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.

Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность. Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий. Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, - по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней - это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, - не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати

Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на !

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!


Фото: omandthecity/instagram.com

Есть в Индии замечательный город под названием Майсур. Назван этот город в честь демона (асура) по имени Махишасура («буйвол-демон»). Нет-нет, в этом городе не поклоняются демонам. В этом городе чтут воинственную индуистскую богиню Дургу, которая демона-буйвола победила.

Легенда гласит, что однажды король демонов Рамбха воспылал извращенной страстью к буйволице и покрыл ее. А через некоторое время буйволица родила Махишасуру.

Демон-буйвол долгие годы занимался самоистязанием - практиковал «ведическую» аскезу - тапас. По-видимому, загипнотизированный столь значительными аскетическими подвигами верховный бог Брахма даровал Махишасуре страшный дар - убить демона отныне смогла бы только женщина. Помните, как у Толкиена? «Меня не убить смертному мужу!»

Вооруженный этим страшным даром, Махишасура начал войну против богов и почти победил их, но потом пришла десятирукая Дурга, вооруженная до зубов и восседающая на тигре, и убила Махишасуру:

Одна из основных достопримечательностей индийского города Майсур - Майсурский дворец. Вглядитесь в его архитектуру. Это древнее и величественное здание, построенное, по-видимому, давным-давно, возможно, еще в седой ведической древности.

На самом деле, нет. Майсурский дворец - это типичный новодел. Строился дворец с 1897 по 1912 год, а его архитектура является весьма эклектичной и сочетает в себе индуистские, мусульманские и готические элементы.

Но при чем тут город Махиши-демона и Майсурский дворец? Давайте разбираться.

Если спросить любителя йоги о том, откуда йога взялась, мы чаще всего услышим что-то вроде «йога - это индийская народная оздоровительная гимнастика, все индусы выполняют те или иные йогические асаны».

Люди, которые считают себя более продвинутыми знатоками вед, индийской культуры, индуизма или йоги расскажут вам о том, что йога - это одна из шести даршан (течений) индийской философии, что первым учителем йоги был Патанджали - автор Йога-сутры, который выделил в йоге восемь ступеней (так называемая аштанга-йога). При этом ваш продвинутый визави может объяснить вам, что первые две ступени йоги касаются нравственного облика человека (яма и нияма), а вот третья и четвертая ступени как раз и составляют телесную йогу, которая у индусов именуется хатха-йогой, ну а ступени с пятой по восьмую составляют йогу ума - раджа-йогу («царская йога»).

Кстати, именно такую версию мы находим в советском фильме «Индийские йоги - кто они?» который сбил с пути истинного приобщил к йоге многих советских людей (отметим, что термин «раджа-йогу» в фильме заменили словами «дисциплина ума» ибо негоже советскому человеку преклоняться перед раджами - угнетателями и эксплуататорами простых индусов). Примерно со второй минуты этого фильма индолог, доктор философских наук, профессор Василий Васильевич Бродов объясняет, как называются ступени йоги.

Бродов говорит, между прочим, и о том, что йога аккумулирует в себе 4000 летний опыт индийского народа! И это, как минимум, странное заявление, ведь Йога-сутра Патанджали, в которой, собственно, и описываются 8 ступеней йоги, была написана даже если взять самую оптимистичную в плане древности датировку (а ведь есть ученые, которые считают, что Йога-сутра написана не ранее III-IV веках нашей эры) лишь в V веке до н.э. Да, сумма 500 +2000 ну никак не равняется 4000. Впрочем, такое голословное «удревнение» йоги сегодня не редкость. Любители эзотерики, оккультизма, альтернативной медицины и всяческих исконно-народных средств обожают все удревнять, искренне веря, по-видимому, что «древнее» означает «истинное» или «многократно проверенное».

Еще более продвинутые адепты, возможно, раскроют вам таинственное значение слова хатха-йога. Они вам скажут, что ха-тха-йога, обозначает объединение (йога) солнца (ха) и луны (тха). При этом нельзя не отметить, что очень смешно бывает наблюдать за йогами, когда задаешь им такой вопрос «но ведь солнце на санскрите называется «сурья» (слово «сурья» как обозначение солнца и в йоге используется, в частности, тут приходит на ум последовательность асан под названием «сурья-намаскар» (приветствие солнцу)), откуда же взялось слово «ха»?»

Но оставим на время эти попытки описать предрассудки и заблуждения о постуральной или телесной йоге, бытующие в массовом сознании. Давайте проследим подлинную историю всех этих асан и пранаям.

И вот в попытке выяснить, откуда современные фитнес-инструкторы по йоге и йогические гуру черпают свои познания об асанах и пранаямах, мы рано или поздно выйдем всего на нескольких человек (конечно, нужно понимать, что огромное количество адептов йоги учились по книжкам, фильмам или вообще на основе самиздата еще в советские времена).
Вот эти несколько человек:


  • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (пожалуй, это самый известный в России крупный йогический гуру);

  • Паттабхи Джойс;

  • Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон);

  • А.Г. Мохан.

Но куда двигаться дальше? Кто обучил йоге этих людей? Кто был гуру этих гуру? Откуда они черпают свои познания о человеческом организме, о характере воздействия различных асан и пранаям? Может быть, каждый из них являлся представителем самостоятельной линии передачи йогических секретов, которая тянется из седой ведической древности?

Нет. Все эти люди обучались йоге у одного и того же человека. Его звали Тирумалай Кришнамачарья. Вот он:

Жил Тирумалай Кришнамачарья долго: родился в 1888 году, а умер аж в 1989. Впрочем, вполне возможно, что он сам или же его адепты и последователи специально приписали ему более раннюю дату рождения. В те времена и в тех краях даты рождения не фиксировались столь точно, как в современных европейских странах. Подобные подмены, кстати, совершали и другие гуру из области оздоровления и долголетия, например, всем известный Поль Брэгг. Но даже если Кришнамачарья на самом деле прожил 101 год, это никак не доказывает эффективность йоги: выборка маловата, нерепрезентативна.

Рассвет деятельности Тирумалая пришелся на тот период его жизни, когда он проживал в городе Майсур. Школа йоги (йога-шала) Кришнамачарьи располагалась именно в Майсурском дворце.

Но откуда же Тирумалай Кришнамачарья черпал свои познания о йоге?

Попытавшись это выяснить, мы находим следующих его «учителей».

Прежде всего, мы находим утверждения о том, что первым учителем Кришнамачарьи был его отец. Мне это утверждение кажется сомнительным, поскольку отец Тирумалая умер, когда мальчику было всего лишь десять лет отроду. Конечно, можно допустить, что Кришнамачарья был вундеркиндом и уже с довольно раннего возраста мог впитывать йогические познания и множество тонкостей асан и пранаям. Но, скорее всего, ребенок вряд ли может стать йогическим гуру. К тому же тогда возникает вопрос о том, кто научил йоге отца Кришнамачарьи.

Но самый главный аргумент против того, что учителем Кришнамачарьи был его отец, заключается в том, что в различных источниках мы находим описания и других учителей Кришнамачарьи. Зачем их описывать, если Тирумалай получил семейное посвящение? Затем, что его отец не успел передать ему все тонкости? Сомнительная ситуация, согласитесь.

Также в сети можно найти сообщения о том, что секреты йоги Тирумалай получил в видении. В 16 лет Тирумалаю якобы во сне явился вайшнавский святой по имени Натхамуни и повелел отправиться в один тамильский город. Приехав туда, Тирумалай якобы впал в транс и увидел трех старцев, которые поведали ему давно утерянный йогический манускрипт под названием «Йога-рахасья».

Согласитесь, подобная версия получения Тирумалаем йогического посвящения является, мягко говоря, фантастической.

Еще один предполагаемый учитель Тирумалая - загадочный гималайский йогический гуру по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который якобы обучал йоге в своей пещере, расположенной в священной горе Кайласе. Стоит ли говорить, что документальных подтверждений существования этого йога не существует. И возникает резонный вопрос о том, зачем Тирумалай придумал эту историю. Впрочем, возможно, эту историю придумали ученики Кришнамачарьи, чтобы повысить авторитет своего учителя.

Проанализировав все эти версии преемственности Тирумалая, я прихожу к выводу, что йогу - как набор асан и пранаям, которые нужно практиковать для достижения здоровья и долголетия, Тирумалай просто выдумал. Действительно, проследить линию преемственности йогических познаний дальше Тирумалая Кришнамачарьи не удается.

Таким образом, в случае современной йоги речь не идет о какой-то проверенной тысячелетиями практике, а лишь о похожем на нечто традиционное новоделе. И это еще один аспект, который сближает йогу и Майсурский дворец.

Поясню, на всякий случай, еще раз, что стремление йогов и прочих любителей эзотерики, оккультизма и секретных техник достижения долголетия удревнить их методы ошибочно. Древность практики не доказывает эффективности этой практики. Тысячи лет люди считали, что Солнце вращается вокруг земли, что тяжелые предметы падают быстрее легких, несколько веков врачи считали, что кровопускание помогает. Так что проблема избавления от заблуждений, отсева неэффективных методов - это проблема не долготы проверки, а качества проверки.

Необходимо отметить, что Тирумалай Кришнамачарья был бедным человеком. Он всячески старался справиться с бедностью, а на жизнь зарабатывал с помощью аюрведы (это индийская народная медицина, к четырем Ведам она не относится), т.е. был чем-то вроде наших народных целителей а-ля Малахов, вот только практиковал в Индии. По-видимому, именно Тирумалаю первому в индийской истории пришла в голову идея объявить йогические асаны и пранаямы не средством достижения самадхи, освобождения, а оздоровительным средством. Идея эта позднее пленит множество людей, особенно, на Западе, деньги на йогических гуру польются рекой, но Тирумалай этого уже не увидит.

— Но как же так! — Возразит какой-нибудь экзальтированный адепт йоги. — Почему вы молчите о по-настоящему древних трактатах, в которых описаны йогические асаны?! Почему не упоминаете о Хатха-йога прадипике, о Гхеранда-самхите, о Шива-самхите?

Что тут скажешь? Этим «древним» трактатам (Хатха-йога прадипика написана в XV веке, два других - в XVII веке) будет посвящена отдельная статья.

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах – Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками. Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры. Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали , используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: .

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.



mob_info