Ii состязания на колесницах. Древняя игрушка раскрыла секрет римских колесниц

На вопрос Зачем и в честь кого проводились колесничные состязания в Др. Риме? заданный автором Андрей лучший ответ это Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.
В Древнем Риме, в эпоху цезарей строились ипподромы, а состязания колесниц были одним из самых популярных, зрелищных и опасных развлечений.
В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин.
Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или другой устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa), давая старт заезду.
Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд.
Колесницы запрягались четверней («квадрига» , quadriga) или парой («бига» , biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой.
Победителем гонки считался сам колесничий, хотя обычно он являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.
Места в Циркусе были бесплатными для бедноты. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя.
Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что-нибудь почитать.
Нерон (37 - 68 г. н. э.) , напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх, которые проводились и в римскую эпоху.
Первоначально существовали две команды «Белые» и «Красные» , посвящённые зиме и лету соответственно.
При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные» , «Синие» , «Зеленые» и «Белые» .
Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, например, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.
В начале третьего века н. э. «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Гладиаторские бои

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда - вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) .

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как "превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы" .

Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в "море". Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва "между афинянами и персами".

Откуда же брали "человеческий материал" для гладиаторских боев? Прежде всего - из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он "подарил" провинциям для гладиаторских боев. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать "к мечу" (то есть гладиаторским играм) и "диким зверям". Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов.

В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих "Анналах"), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера.

Бронзовая модель античной колесницы рассказала о том, как участники древних гонок увеличивали свои шансы на победу.

Гонки на колесницах были очень популярным видом спорта на протяжении двух тысяч лет. Их проводили в Древней Греции, Риме и Византии, с микенской эпохи и до падения Константинополя (1453 г.). Следы от колёс, сохранившиеся на древних ипподромах, показывают, как много было колесниц в Риме. Но от них почти ничего не осталось: органические части таких «повозок» быстро разлагались, а то, что было сделано из металла, шло в переплавку. Именно поэтому об устройстве колесниц мы знаем только в общих чертах.

Но некоторые детали всё же можно узнать по некоторым другим находкам. Так, в 90-х годах XIX века в Риме, в реке Тибре обнаружили уникальный предмет - бронзовую игрушечную колесницу. Тибрская модель, как её назвали, сейчас хранится в Британском музее. Она является уменьшенной копией биги (biga) – повозки, в которую запрягались две лошади (фигурка одной из них и фигурка возничего не сохранились). Исследователи говорят, что это была очень дорогая игрушка. Ее датируют I–II вв. н.э., а владельцем её мог быть, например, император Нерон. По письменным источникам известно, что он, уже став императором, «продолжал играть на доске маленькими колесницами из слоновой кости» (Светоний. Нерон, 22).

Тибрская колесница и спустя столетие продолжает привлекать внимание исследователей. В 2014 году в ней заметили интересную особенность: правое колесо повозки несколько больше левого, и на его внешнем крае видна тонкая полоса, напоминающая обод или шину. Доктор Бела Шандор из Висконсинского университета в Мадисоне (США) считает, что это утолщение сделали неслучайно. В своей статье, опубликованной в Journal of Roman Archaeology , он пишет, что мастеру, создавшему модель, было бы проще изготовить два одинаковых колёсика. А значит, асимметрия здесь преднамеренная – возможно, потому, что заказчик хотел иметь очень точную копию. Исследователь полагает, что на настоящей колеснице «шина» представляла собой железную полосу.

Колёса таких повозок обычно делали из деревянных частей, которые склеивали и стягивали ремнями из сыромятной кожи. Очевидно, что при больших нагрузках и скорости колёса часто ломались. Именно потому их могли укреплять тонкой железной полосой. Но почему она есть только на одном колесе? И почему на правом?

У Белы Шандора есть ответ и на эти вопросы. Укреплять оба колеса было нецелесообразно: железные детали сильно утяжеляли колесницу и снижали её скорость. Колесницы на ипподромах двигались по кругу, против часовой стрелки, а значит всё время поворачивали налево. При таком повороте наибольшая нагрузка идёт именно на правое колесо. Его и снабжали железной «шиной».

Расчёты показывают, что такая «асимметрия» колёс была оптимальной: у повозок без железных «шин» шансы на успех были равнялись примерно 50%, у повозок с двумя металлическими ободами – 30%, а с одним – 80%. Вряд ли древние конструкторы пускались в подобные вычисления, скорее всего, компромисс между скоростью и весом искали опытным путем.

Тибрская модель позволила оценить и параметры колесницы. Такой античный «болид» весил 25–30 кг, ширина его колеи достигала около 155 см, а диаметр колеса равнялся примерно 65 см.

Платок императора еще не коснулся земли, но квадриги уже рванули вперед, увлекая за собой легкие деревянные колесницы, которые на время грядущего ристания станут крепостями для возниц. Десятки тысяч голосов слились в один клокочущий рев, и трибуны превратились в обезумевшее от волн море. Пыль из-под копыт и колес застилает глаза, а от шума наездники не слышат соб-ственных криков. Их пальцы впиваются в вожжи, а сердца разрываются на части. Гонка началась…

Наряду с классическим искусством, философией, методами земледелия и системой государственного устройства, Римское государство позаимствовало у греков и ипподромы, а гонки на колесницах очень скоро, по историческим меркам, стали любимым зрелищем, наравне с боями гладиаторов.

Сегодня, к сожалению, не представляется возможным определить точное время возникновения этих соревнований. Вероятно, гонки начали проводиться, как только появились и сами колесницы, однако, первое письменное подтверждение мы видим лишь в бессмертной «Илиаде» Гомера (написанной в 850-х годах до н.э.), где он описывает игры в честь похорон Патрокла, родственника и соратника знаменитого Ахилла.

Скорее всего, гонки колесниц зародились в Микенах - одном из древнейших греческих городов, расположенном в 90 км к югу от Афин. Конечно, в те годы подобные состязания являлись неотъемлемой частью религиозных празднеств, однако зрелищная составляющая уже тогда имела огромное значение. Наряду с другими спортивными мероприятиями, гонки приобретали все большую популярность в Греции, для их проведения стали возводиться специальные сооружения - гипподромы.


Квадрига. Античная амфора, 540 год до н.э.

Олимпийская дисциплина

Древнюю Гре-цию невозможно представить себе без мифов и легенд. И, конечно, такое грандиозное событие, как учреждение Олимпийских игр, не могло не быть воспетым в народном эпосе. Согласно одной из легенд именно благодаря гонкам колесниц и берет свое начало величайший спортивный праздник в истории человечества. У жестокого царя Эллады (Греции) Эномая была прекрасная дочь Гипподамия. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая, в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Однако еще ни один юноша не выжил после гонки с коварным Эномаем. Однажды претендентом на сердце Гипподамии стал Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия, перехитрил царя и выиграл, а сам Эномай разбился насмерть. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.


Гонки на колесницах были единственным видом спорта на Олимпийских играх, где атлеты выступали в одежде

Официальной датой возникновения Олимпийских игр считается 776 год до н.э. Конные состязания, несмотря на красивую легенду, долгое время не входили в их программу. Лишь в 680 году до н.э. на 25-й Олимпиаде впервые среди «олимпийских видов» оказались и гонки на колесницах. Сначала допускались только «тетрипоны» - четверики из взрослых лошадей, запряженных параллельно, затем в программу вошли соревнования на «синорисах» - пароконных колесницах. Впоследствии «иппические» олимпийские виды дополнились гонками колесниц, запряженных молодыми лошадьми, мулами, комбинированными конно-беговыми соревнованиями (вместе с возничими в колесницах ехали атлеты, которые на определенном этапе гонки спрыгивали и продолжали состязание бегом - наподобие современного триатлона), а также скачками верхом. Однако наиболее престижными и зрелищными оставались гонки на тетрипонах.

Религиозным центром Греции было поселение Олимпия, расположенное в северо-западной части полуострова Пелопоннеса. Здесь находилось святилище самого Зевса, в честь которого, собственно, и проводились Игры. Гипподром Олимпии имел размеры 600 х 200 м, а на «трибуне», роль которой выполнял склон большого холма, могли поместиться до 10 тыс. зрителей. Длина одного круга составляла около 770 м (4 стадии).

Кроме Олимпии, гипподромы в Греции находились в таких городах, как Делос, Дельфы, Истм, Ликеи, Немея и Афины. В этих городах гонки на колесницах проводились и вне Олимпиад и в середине первого тысячелетия до н.э. стали излюбленным зрелищем среди всех классов населения.

Большой цирк

"Два круга преодолены. Целых два. На удивление, почти все колесницы еще целы, лишь одному уча-стнику не повезло — ему не хватило места на входе в разворот, и лошади на бешеном галопе вдребезги разбили его повозку о каменный уступ столба. Но, кажется, он остался жив. Никто никогда не узнает теперь, произошло ли это крушение по умыслу противников, или просто боги за что-то так сильно прогневались на несчастного раба."

Центром ипподромной индустрии в Римской империи была арена Циркус Максимус (Circus Maximus), или Большой цирк. Сохранились данные, что соревнования здесь проводил еще царь Луций Тарквиний Приск примерно в 500 году до н.э., однако расцвет гонок на колесницах в Риме наступил после покорения Греции в 146 году до н.э. Ипподром многократно перестраивался разными императорами. В I веке до н.э. при Юлии Цезаре вместимость трибун по разным данным составляла от 145 до 250 тыс. человек (для сравнения - Колизей вмещал в себя около 50 тыс. зрителей)! Цезарь первым повелел построить из мрамора часть ступеней для сидения (до этого они были деревянными). Август продолжил расширение ипподрома и установил на разделительном барьере, спине, первый обелиск (второй установил Констанций II в IV веке н.э.). При императоре Траяне (I век н.э.) ипподром был выстроен полностью из камня, бетоноподобного материала и кирпичей. Кроме того, при Траяне была пристроена монументальная императорская ложа. К IV веку н.э. сооружение достигло своих максимальных размеров, за зрелищем могли наблюдать около 385 тыс. человек.


Графическая реконструкция римского ипподрома Циркус Максимус

Кроме конных соревнований, на арене Большого цирка проводились также гладиаторские бои, соревнования атлетов, массовые религиозные церемонии с грандиозными процессиями. Во времена гонений на христиан многие мученики приняли здесь свою смерть на глазах у многотысячной толпы.

Начиная с VI века ипподром в Риме начал разрушаться. Большая свободная площадь частично использовалась в сельскохозяй-ственных целях. В восточной части, в Септизодии, была построена церковь Святой Луции. Для постройки собора Святого Петра было демонтировано большинство мраморных ступеней для сидения.

Сегодня ипподром Циркус Максимус представляет собой травяную площадку, на которой все еще различима прежняя форма. Сооружение продолжает жить и в настоящее время, на огромном пространстве бывшей арены проводятся концерты популярных звезд и другие массовые мероприятия. Например, 10 июля 2006 года здесь состоялся прием футбольной сборной Италии, выигравшей чемпионат мира.

Эволюция правил

"Пыль и рев трибун… Чувства притуплены. Безумцы, стоящие в колесницах, не чувствуют ни жары, ни страха, ни боли в сведенных от тряски коленях. Толпа в экстазе — уже четверых возничих унесли с ристалища, на песке еще остались обломки и колеса от разбившихся колесниц, и теперь оставшимся участникам стало еще сложнее, ведь приходится их постоянно объезжать, чтобы избежать крушения и не отправиться вслед за выбывшими. Однако финал уже близко — остался последний круг."

Заезды на колесницах стали предтечей всех современных гоночных соревнований с использованием транспортных средств - от рысистых бегов и драйвинга до всевозможных автомобильных ралли. За более чем тысячелетнюю историю этих состязаний правила существенно варьировались, но основные принципы оставались неизменными. Ипподромы имели вытянутую подковообразную форму. Дорожка представляла собой две широкие прямые, разделенные барьером, или спиной, как его называли, по краям которого располагались разворотные столбы, меты. От умения колесничего правильно проходить этот разворот, как правило, и зависел успех в гонке. Именно возле мет чаще всего происходили аварии, которые очень любили и ждали зрители.

В греческом варианте ипподрома старт проходил обычно последовательно: стартовые ворота, из которых выпускались колесницы, были расположены уступом: чем ближе к центру, тем сильнее они были выдвинуты вперед. Открывались ворота попарно, соответственно, от крайних к центральным. Таким образом, когда последние колесницы еще только набирали скорость, первые уже мчались в полную силу, но и те, и другие находились примерно на одной линии. Число участников варьировалось, стандартная длина дистанции составляла 12 кругов по 4 стадии (около 9200 м). Лошади могли двигаться любым аллюром - по большей части, конечно, они скакали резвым галопом.

На заре возникновения гонок в роли колесничих выступали сами владельцы, однако уже в Олимпийских играх они стали все чаще ставить в колесницы рабов. Тем более что в Греции победителем считался именно владелец повозки, а не возница. Кстати, таким образом, лавры могли получать и женщины, хотя до участия в Играх и даже на зрительские трибуны представительницы слабого пола, как известно, не допускались. В отличие от других олимпийских видов, в гонках колесниц участники выступали в одежде, вероятнее всего, с точки зрения безопасности.

Соревнования колесниц проводились за счет государства, и, как уже было сказано выше, обычно являлись частью больших и многодневных религиозных праздников. В Греции «призовые» победитель получал в виде амфор с маслом, которые затем чаще всего перепродавались.

В Риме победителю гонки полагалось денежное вознаграждение, поднакопив которое, возничий-раб мог выкупить себе свободу. К слову, самым высокооплачиваемым спортсменом в истории является колесничий Гай Аппулей Диокл, живший во II веке н.э. За свою феноменально длинную карьеру (с 18 до 42 лет) он одержал 1462 победы, а участвовал в 4257 гонках! На памятнике, который ему воздвигли благодарные болельщики после смерти, была выбита общая сумма выигранных денег - 35 863 120 сестерциев. Сегодня это значение эквивалентно 15 млрд долл. США. На эти деньги он мог бы два месяца содержать всю римскую армию.

В отличие от колесничих-эллинов, римляне весьма серьезно подходили к вопросу о своей безопасности и тщательно продумывали «защитную экипировку». Вот как пишет об этом советский историк античности Мария Сергеенко: «Возница как-то старался предохранить себя: на голову надевал круглую кожаную шапку с клапанами, напоминающую шлем танки-стов; тунику плотно до самых подмышек обматывал ремнями, чтобы она не развевалась и не могла за что-либо зацепиться (поэтому и хвосты лошадям подвязывали очень коротко); за ремни затыкал короткий острый нож без ножен, чтобы в случае падения перерезать вожжи, которые он закидывал себе за спину. Ременные обмотки покрывали ноги до колен; иногда возница надевал еще гетры, которые почти целиком закрывали ему бедра».

В течение одного дня проводилось до 24 заездов. Чтобы увеличить количество гонок, на римских ипподромах каждое состязание состояло из 7 кругов (в отличие от 12 в Греции). В более поздний период и эта дистанция была сокращена до 5 кругов.


Вильям ТРЕГО. Гонка колесниц Бен Гура, 1908 год

Византийская прописка

"Перед последним разворотом две квадриги в одно мгновение налетели друг на друга — беснующиеся трибуны разразились восторженным ревом (и откуда только взялась в человеческом голосе такая сила), и кровь снова окропила песок ипподрома, перемешавшись с пылью. Возницам уже наплевать на свои жизни — цель каждого из них сейчас — во что бы то ни стало первым пересечь финишную черту."

Во II-III веках н.э. Римская империя достигла пика своего могущества. Ипподромы появлялись во многих крупных городах. В столице, кроме упомянутого Циркуса Максимуса, были и другие, меньшего размера ипподромы, такие как Фламиния, Нерона и Максенция. По образцу Большого цирка строились ристалища и в других городах: Антиохии, Кейсарии, Иерихоне, Александрии и даже в Иерусалиме. Особенного внимание заслуживает ипподром Константинополя.

В 324 году Константин I Великий, вошедший в историю как первый император-христианин, прославленный в лике святых, перенес свою резиденцию из Рима в восточный город Византий, переименованный после этого в Константинополь. Одним из первых сооружений, построенных (точнее перестроенных) в новой столице, стал ипподром, вплотную к которому примыкал императорский дворец. Эта арена, без преувеличения, стала центром общественной и политической жизни города, а гонки проводились здесь вплоть до четвертого Крестового похода в 1204 году. Длина сооружения составляла почти 470 м, ширина - 117,5, спина, расположенная слегка наискосок, имела длину 269 м и была очень богато украшена.

В 394 году император Феодосий I, ревностный христианин, запретил Олимпийские игры как пережиток языческого культа. Еще через 10 лет были прекращены и гладиаторские бои. Фактически гонки на колесницах остались единственным разрешенным зрелищем.

После разорения Константи-нополя крестоносцами гонки перестали проводиться, а после падения города в войне против Османской империи в 1453 году ипподром пришел в запустение: турки были абсолютно равнодушны к соревнованиям. Сооружение было превращено в каменоломню. Его камни и колонны использовались для строительства мечети Мехмета Завоевателя и других построек. Территория сооружения, постепенно приходящего в запустение, периодически использовалась турками для проведений празд-ничных шествий, парадов и смотров, казней или как место сборищ янычар, выдвигавших требования к верховной власти. Сегодня на территории бывшей арены расположена главная площадь Стамбула Султанахмет.


(кадры из фильма «Бен Гур»)

Партии сказали: «надо!», ипподром ответил: «Есть!»

За многовековую историю гонок на колесницах определенные традиции этого действа сложились не только на арене, но и на трибунах ипподромов. Можно сказать, что со времени правления императора Нерона берет свое начало и иппо-дромная индустрия. В Риме начали формироваться организованные спортивные общества, которые занимались покупкой, содержанием, тренингом как возничих, так и лошадей, а также выставления их для участия в гонках. Изначально команд было две, различались они по цветам колесниц и формы возничих - красные и белые. Первое упоминание о возникновении таких фракций, как они назывались, относится к 70 году до н.э. Позднее появились еще две фракции: зеленых и синих.

Появление таких команд, есте-ственно, привело и к разделению в предпочтениях среди болельщиков. Современные «войны» между футбольными фанатами - «игры в песочнице» по сравнению с тем, что творилось в античном Риме вокруг гонок на колесницах.

С перемещением столицы в Константинополь партии ипподрома (в историю такие объединения вошли под этим термином) превратились из спортивных обществ в политические, а ипподром стал своего рода площадкой для волеизъявления народных масс. Нередко такие собрания перерастали в масштабные народные волнения. Самый крупный бунт объединившихся венетов (синих) и прасинов (зеленых), который получил название восстание «Ника», произошел при правлении императора Юстиниана в 532 году. В результате Констан-тинополь был существенно разрушен, и при подавлении восстания было убито более 35 тыс. человек.

Собственно, с VI века популярность конных соревнований начала постепенно снижаться, но гонки на колесницах продолжались вплоть до XIII века. Европа погрузилась в унылое Средне-вековье, и ипподромные зрелища были преданы забвению до тех пор, пока в XVII веке в английском Ньюмаркете не зародилась новая традиция проведения скачек. Но, впрочем, это уже совсем другая история…

"Победитель едва держится на ногах. Спины его лошадей исполосованы от ударов кнута, их ноздри жадно глотают раскаленный и пыльный воздух, а в глазах лишь смесь страха и изнеможения. Бесконечная гонка позади. Победителю осталось подняться к императору, чтобы получить заветный лавровый венок, а толпа искупала его в волнах заслуженной славы. Этот молодой возничий — раб, он понимает, что когда-нибудь он наверняка погибнет на этом ристалище. Вопрос лишь в том, сумеет ли он перед этим выкупить свою свободу за те сестерции, что ему положены за победы, или нет? Но до тех пор его сердце еще не раз захочет вырваться из груди, когда резвая квадрига отправит его в очередное состязание со скоростью и смертью на потеху великого и безумного Рима."

Что касается гонок на колесницах-это, конечно, самый зрелищный вид состязаний во все времена: для Древней Греции, для эллинистической эпохи, для римских и византийских времен. Но одновременно это и самый опасный вид спорта античности. Небольшим преувеличением будет сказать, что стадионы были буквально усеяны костями неудачливых участников заездов. Самым сложным и при этом опасным приемом на состязаниях такого рода было суметь максимально близко подогнать к мете свою колесницу, чтобы за- тем на крутом повороте обойти противника. Для того чтобы вписаться в крутой поворот и оторваться от своего противника, нужно было вовремя придержать коней, осуществить epoche. Собственно, опасность этого вида спорта и гибель возничих были связаны со сложностью в овладении этим приемом. Колесницы просто переворачивались на ходу, погребая под собой людей и лошадей. Можно также вспомнить поэму Парменида, где вновь речь идет о некоем продвижении загадочной колесницы по траектории, отчасти напоминающей движение колесницы на ипподроме.

Конечно, такая зрелищность, связанная с гибелью спортсмена, привлекала толпы зрителей. В Риме императоры в силу многих причин благоволили именно этому виду спорта. Например, императоры Калигула или Нерон не просто строили огромные стадионы для состязаний на колесницах, но и сами принадлежали к одной из партий болельщиков. Таковых традиционно было четыре: «красные», «белые», «зеленые» и «синие». Императоры в Риме, а позднее в Новом Риме, Константинополе, в силу разных причин прилагали большие усилия к развитию именно этого вида спорта.

Римские триумфы

В Древнем Риме проводили Пятилетние игры по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр. В ряду массовых зрелищ, продолжающих эту линию, стоят и римские триумфы. Это были массовые традиционные парады, парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя.

Триумфы всегда были связаны с победами над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу, могущество, мужество ее боевых легионов. Центральной фигурой парада-спектакля, где использовались музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация, был триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов – театрализованный военный парад, являющийся одним из основных звеньев массового спектакля.

Триумфы поражали своей оригинальностью. Римский историк и писатель Светоний свидетельствовал о том, как после одного из триумфов Цезаря весной 46 г. до н.э. вечером жители Рима были поражены необыкновенной иллюминацией: множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий.

Заключение

Огромное место в жизни широчайших народных масс античности занимали массовые зрелища и праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями.



mob_info