Игры с мячом вдвоем. Для игры нужен большой надувной мяч

Сильный бросок

Команды стоят в шеренгах в 20—30 м друг от друга. Посередине лежит большой (баскетбольный) мяч. Игроки бросают малые мячи (снежки) в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой удается это сделать, побеждает.

Сильные и ловкие

Две команды располагаются по кругу, партнеры по команде стоят через одного. Внутри круга — 8 чурок, в центре лежит мяч. По сигналу играющие, взявшись за руки, стараются столкнуть соперника так, чтобы он сбил чурку. Сваливший ее берет мяч и, не выходя из круга, салит им кого-либо из разбежавшихся в разные стороны игроков другой команды. Если он промахнется, то его команда получает два штрафных очка. Команда, получившая меньше штрафных очков, выигрывает.

Не давай мяча водящему

Один из играющих — водящий. Остальные игроки размещаются по площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает его в любого игрока.

В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, бывшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.

Защита укрепления

Каждая из играющих команд образует свой круг, в центре которого укрепление (несколько булав, мяч, снежный ком и т. п.). Укрепление защищают 2—5 игроков другой команды. Игроки стараются попасть мячом в укрепление, а защищающиеся препятствуют этому. Побеждает команда, игроки которой быстрее или большее число раз разрушат укрепление соперника.

Броски мяча в корзину

(командные соревнования на точность броска)

Игроки команд поочередно бросают баскетбольный мяч в корзину с различных точек: сбоку из-под щита, с линии штрафного броска и т. д. Игрок, попавший мячом в корзину, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Мяч ловцу (мяч капитану)

На разных сторонах площадки чертят два круга диаметром 1 м, в которых находятся ловцы. Игроки команд, ведя и передавая мяч друг другу, как в баскетболе, стараются передать его своему ловцу. Когда это удается, команде засчитывается два очка. Другая команда препятствует этому, стремится перехватить мяч и передать его своему ловцу. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Старт за мячом

Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Бросая мяч вперед, руководитель называет какой-либо номер. Игроки под этим номером бросаются за мячом и стараются попасть им в корзину. Тот, кому это удается, приносит своей команде два очка. Если игрок, овладевший мячом, не попал в корзину, то борьба продолжается до попадания. В этом случае за попадание дается одно очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Борьба за мяч

Две команды размещаются на месте игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу играющие стараются выполнить 5—10 передач между своими игроками. За это команда получает очко. Команда, набравшая большее число очков, выигрывает.

Пройди защиту

На площадке проводятся две линии, у одной стоит в колонне команда нападающих, у другой — команда защитников. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом вперед, а ему навстречу выходит защитник. Нападающий старается обвести защитника и ударить мячом о землю за линией команды защитников. Кому это удается, приносит своей команде очко. То же выполняют следующие пары игроков, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее число очков.

Нападающие тройки

Игроки каждой команды разбиваются на тройки. По сигналу первые тройки передвигаются до отметки (на расстоянии 15—20 м) с помощью передач мяча друг другу через среднего. Оттуда они передают мяч следующим тройкам свой команды. Побеждает команда, первой закончившая передвижения и допустившая меньше ошибок.

Круговая игра

Игроки одной команды размещаются за пределами круга (квадрата), а игроки второй — внутри его. Стоящие за кругом стараются выбить всех игроков противника. Игрокам, находящимся внутри круга, разрешается ловить мяч с лета. По истечении определенного времени или когда все игроки, находящиеся внутри круга, будут выбиты, команды меняются ролями. Побеждает команда, быстрее выбившая игроков другой команды или большее их число.

В кругу соперника

Играют две команды. На противоположных сторонах площадки чертят два круга (или кладут обручи). Команда, владеющая мячом, старается положить его в круг соперника. За это она получает очко, и мяч передается другой команде. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Стой!

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный, схватив мяч, кричит «Стой!», все останавливаются и стоят неподвижно, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. д.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают кому-либо сходить с места после команды «Стой!», но, пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

Школа мяча

В этой игре выполняются упражнения в порядке возрастающей трудности. Нужен небольшой резиновый мяч. Во дворе можно установить стенд, на котором изображена последовательность выполнения упражнений. Вот некоторые из них:

— Бросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, потом только правой, потом — левой.

— Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться пальцами до носков ног, затем подняться и поймать мяч сначала двумя руками, затем только одной.

— Перебросить мяч над головой из правой руки в левую и обратно.

— Бросить мяч высоко вверх, подпрыгнуть, повернувшись в воздухе, и поймать мяч двумя руками.

— Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами и, выпрямившись, поймать его впереди.

— Бросить мяч вверх, сесть на пол и поймать его, не вставая, бросить опять мяч вверх, встать и поймать его.

Ряд упражнений можно выполнить у стены, если она есть во дворе.

— Бросать мяч о стену и ловить с поворотами, приседаниями и пр.

— Игрок сильным броском ударяет мяч о землю так, чтобы он ударился о стену и отскочил от нее по направлению к играющему, который должен поймать мяч.

Ножной мяч в кругу

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из игроков (по жребию) идет в круг, взяв с собой мяч. Водящий, ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами, не позволяя ему вылететь из круга. Задержанный мяч они передают ногами между собой, не давая его водящему. Если водящему удалось выбить мяч из круга (он должен пролететь не выше коленей играющих), то на его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Поэтому каждый участник игры старается защитить промежуток между собой и соседом справа.

Повторяя игру, можно условиться, что каждый защищает промежуток слева от себя.

Один из вариантов игры предусматривает более тесный контакт между играющими, т. е. стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.

Ногой и головой через сету

Играют в волейбольном поле две команды по 4 человека через сетку высотой 100—110 см. По свистку игрок одной из команд перебивает футбольный мяч ногой (с рук) через сетку на половину противника.

Задача игроков, на стороне которых оказался мяч, — переправить его обратно через сетку не более чем тремя ударами ногой или головой. В ходе игры разрешается в борьбе за мяч переносить йогу через сетку, но не касаться ее.

Если одна из команд допустит ошибку, игра останавливается. Команда, допустившая ошибку, проигрывает одно очко или подачу. Счет ведется как в волейболе. Со сменой подачи (после ошибки подававшей команды) игроки перемещаются на площадке по часовой стрелке. В ходе каждой партии разрешается делать замены игроков и брать команде один 30-се- кундный перерыв.

Играют три партии до 10 очков каждая. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки.

Мяч капитану

Играющие распределяются на 2—3 команды и выстраиваются в круг, в центре каждого круга находится один из игроков (капитан). По сигналу игрок, стоящий в центре круга, перебрасывает мяч игрокам поочередно и получает его обратно (передача выполняется заранее обусловленным способом). Игра заканчивается, когда мяч обойдет всех игроков и «капитан», получив мяч, поднимает его над головой.

Не промахнись

Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идет водящий.

Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры.

И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15—20 минут. Победителем считается тот мальчик или та девочка, которые дольше других продержатся внутри круга и которые проведут всю игру стоя.

Лучший защитник

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук или пошире. Перед их носками чертится окружность. В середине круга ставится укрепление из трех палок, связанных вверху. Выбирают водящего, который становится в центре круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу волейбольный мяч.

По сигналу играющие перебрасывают мяч друг другу, а затем кто-либо из них метает мяч в центр, стараясь сбить треножник. Защитник закрывает цель, отбивая мяч руками и ногами. Тот, кому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше остальных защищали укрепление, а также самые меткие ребята, броски которых поражали цель.

Правила запрещают, метая мяч, заходить за черту, а защитникам держать руками укрепление. Если в укрепление попал мяч и сдвинул его, но не свалил, игра продолжается. Если же защитник сам повалил укрепление, его место занимает другой водящий (им становится тот, у кого в руках был мяч).

Живая цель

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает и увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом не заходя за черту, меняется с ним местом.

По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

Один из вариантов игры называется «Защищай товарища». Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут, то они меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.

Мячом в цель

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Во втором варианте играющие с теннисными мячами в руках становятся в круг. Водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх, играющие кидают свои мячи, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется очко. Побеждает тот, кто за 8—10 попыток набрал больше очков.

Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит), чей отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.

Самые быстрые

Играют две команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круга лежит мяч (булава). Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одну сторону, о чем договариваются заранее), а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышное очко.

Гонка мяча по кругу

Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, у них в руках по мячу.

После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.

Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды — делать передачи быстрее, чтобы один мяч догонял Другой.

Гонка мяча по квадрату

Четыре команды располагаются по сторонам квадратной площадки размером в половину волейбольной. Игроки выстраиваются в колонны, у первых в руках мячи.

По сигналу игроки ударами о землю ведут мяч вправо, стараясь при этом на протяжении круга догнать находящегося впереди и коснуться его, они ведут мяч второй круг до тех пор, пока удача придет к одной из команд. Игрок, потерявший мяч, поднимает его и продолжает ведение. Чтобы играющие не срезали углов площадки, можно поставить на поворотах флажки или стойки, положить заметные предметы (цветные пластмассовые кубики, кегли, набивные мячи). После первых номеров в борьбу вступают вторые, затем третьи и т. д.

25 передач

Проводят две черты на расстоянии 8—10 шагов одна от другой. Четыре пары игроков становятся за линиями напротив друг друга (первые против вторых, третьи против четвертых).

По сигналу первые номера передают мяч стоящим напротив вторым номерам, те — третьим, третьи — четвертым. Получившие мяч возвращают его обратно третьим номерам, те — вторым и т. д. Упавший мяч вводит в игру тот игрок, который не поймал его с отведенного для передачи места. Заранее уславливаются, каким способом игроки в четверках передают между собой мяч (от груди, из-за головы, ударом о землю).

Выигрывает четверка, сделавшая раньше 25 передач.

Охраняй капитана

Играющие делятся на две команды, в каждой из которых по одному капитану, три-четыре нападающих и столько же защитников. Хорошо, если игроки одной из команд наденут на голову бумажные или матерчатые шапочки, а другая станет играть без них. Тогда в игре будет меньше ошибок при передаче мяча.

Площадку делят линией пополам. Капитаны и защитники остаются на своей половине площадки, а нападающие уходят на поле противника.

После розыгрыша мяча с центра команда, овладевшая мячом, старается за счет ведения и передач приблизиться к капитану противника и осалить его. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и, в свою очередь, отправить его на поле противника своим нападающим.

За попадание мячом в капитана (он перемещается только на своей половине площадки) команда получает одно очко.

Правила не разрешают защитникам переходить среднюю линию (в помощь своим нападающим), а нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение правил команды наказываются потерей мяча. Игра длится 10—15 минут.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Своему ловцу

Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70—90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.

Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко командой броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки. Играют две половины по 8—10 минут.

Больше передач

Играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Игра напоминает баскетбол или ручной мяч, но без бросков по цели. Мяч вводится в игру одной из команд по жребию. Игроки команды, владеющей мячом, стараются (умело маневрируя, избегая помех со стороны соперника) сделать между своими игроками 10 передач подряд, не отдавая мяч противнику. После этого игра останавливается (команде начисляется 1 очко), и мяч вводится сбоку игроком пострадавшей команды.

Продолжительность игры 10—15 минут. Выигрывает команда, набравшая за это время больше очков.

В игре важно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется, и ведется новый счет передач командой, овладевшей мячом. Руководитель игры ведет счет передач вслух и достаточно громко.

Если мяч выбит за боковую линию соперником или последний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с продолжением счета передач. Команда, ведущая счет передач, при нарушении правила теряет мяч, а набранное число передач аннулируется.

Подвижные игры с мячом

«Стой!»

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный игрок бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из игроков. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

«Лови — не лови»

Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5-6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Условливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, когда будет названо, к примеру, что-либо съедобное: булка, сахар, сыр и т. п. Если водящий произнес название предмета, который несъедобен: гвоздь, мяч, стул, и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же тот, кто принимает мяч, ошибся и поймал его, он делает шаг вперед и продолжает играть. При вторичной ошибке он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги — отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни разу не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведет игру в течение 3 минут.

После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих.

Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произносимым. В этом случае играющим очень трудно правильно сориентироваться.

«Чей отскок дальше»

Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Игроки поочередно бросают теннисный мяч в стену (шит). Чей мяч отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли.

Мяч того игрока, у кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.

«Защита укрепления»

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук или пошире. Перед их ногами чертят круг. В середине круга ставится укрепление из трех палок, связанных вверху. Выбирают водящего, который становится в центре круга для зашиты укрепления. У стоящих по кругу есть волейбольный мяч.

По сигналу играющие перебрасывают мяч друг другу, а затем кто-либо из них бросает мяч в центр, стараясь сбить укрепления. Защитник закрывает цель, отбивая мяч руками и ногами. Тот, кому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше остальных защищали укрепление, а также самые меткие ребята, броски которых поражали цель.

Правила запрещают при метании мяча заходить за черту, а защитникам - держать руками укрепление. Если в укрепление попал мяч и сдвинул его, но не свалил, игра продолжается. Если же защитник сам повалил укрепление, его место занимает другой водящий (у кого в руках в это время был мяч).

«Живая цель»

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертят круг. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом.

По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

Возможен другой вариант игры. Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут, то они оба меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.

«Мячом в цель»

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячиками в руках стоят в десяти шагах от него за чертой. Каждый по очереди бросает свой мячик в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Во втором варианте играющие с теннисными мячиками в руках становятся в круг. Водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх, играющие кидают свои мячики, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется 1 балл. Побеждает тот, кто за 8—10 попыток набрал больше баллов.

«Бомбардиры»

Участники игры перебрасывают волейбольный мяч друг другу пасом по воздуху (двумя руками сверху или снизу). В игре действуют основные правила волейбола, т. е. игрок не должен дважды подряд касаться мяча в воздухе, ронять его на землю. Допустивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно выходит из числа играющих и приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, могут сильным ударом послать мяч в присевших игроков. Мяч, отскочивший от игроков, снова вводится в игру. Если мяч не задел кого-либо из сидящих игроков, тот, кто сделал этот неудачный бросок, занимает место рядом с сидящими.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, с чьей подачи мяч был пойман.

«Тарелочка по кругу»

Участвуют 4-5 игроков. Они встают по кругу на расстоянии 5—8 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки кидают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафной балл. Он присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя пролетела выше головы.

Играют 8-10 минут. Победителем считается игрок, получивший меньше штрафных баллов.

Можно увеличить число игроков в кругу, оставив 2 тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8-10 человек, следует ввести в игру 3 тарелочки.

«Лапта-стукалка»

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия является «городом». Здесь располагаются участники игры (8—10 человек). В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 сантиметров. Нужны мяч и лапта - круглая палка длиной 1—1,2 метра, диаметром 4 сантиметра. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом сзади него. Другой игрок («ловец») выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и лапту. Подбросив мяч, выбивает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий лаптой по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он встает в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

«Салка и мяч»

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если представится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.

Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

«Охотники и лисицы»

Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего - «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие - «лисицы».

«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» два раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».

Игра повторяется.

В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, фудь и т. п.

«Не промахнись»

Игроки встают по кругу. Перед ногами проводят черту, а в середину круга идет водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, кидая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись

второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, кидая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры. И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15—20 минут. Победителем считается игрок, который дольше других продержался внутри круга и который провел всю игру стоя.

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

козёл

в эту игру играют, в основном, мальчишки.

для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «к», в следующий раз - «о» и т.д.

тот, кто первым соберёт целиком слово «козёл», выбывает из игры.

выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «козёл.ру».

вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

королева

эту игру ещё называют «лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

играющие становятся друг за другом в колонну. первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. после прыжка игрок становится в конец очереди.

если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «к», потом - «о» и т.д., пока не наберётся целиком слово «королева» (или «лягушка»).
тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


стенка

дети становятся в колонну друг за другом. первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. и точно так же кинуть его для следующего игрока. игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

съедобное – несъедобное

все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. напротив них стоит ведущий. он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«я знаю пять имён…»

в эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «я знаю пять имён мальчиков: ваня – раз, лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
на следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. в итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



штандер-стоп

в эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. у этой игры много разновидностей.

мы играем так:

все встают кругом. водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. остальные участники идут вокруг него. в какой-то момент водящий говорит: «стоп!» и открывает глаза.

тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «штандер-стоп!». водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

можно называть несколько видов шагов, например: «до егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

после этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. если попал – то он становится водящим. если нет – водящий остаётся прежним.


собачки

количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

от кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

картошка

дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

так может набраться достаточно много «картошек». чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

картошка–2, или одиннадцать

дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. первый, кто бросает мяч, говорит: «один!» остальные броски игроки просчитывают про себя: «два, три, четыре …».

тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

калека, инвалид, или больничка

дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



веселая семейка

у этой игры много названий – «сам же», «саджо», «сабже».

дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. сначала определяются имена всех участников. водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «твоё имя - лампочка» (или любое другое слово). тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «лампочка» - либо откидывает его. тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. и так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «семейка» (или «сам же»). если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (как правило, дети выбирают своё настоящее имя). таким же образом получают имена остальные игроки.
на втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

иногда получаются смешные комбинации: лиса сапоговна уткина, у неё муж клоун федорович блинов, у них 100 детей и т.д. играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

десятки, или десятины

для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

задания могут быть следующими:

1. подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. проделать это 4 раза.

5. стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. проделать это 5 раз.

6. стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. проделать это 6 раз.

7. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 7 раз.

8. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 8 раз.

9. девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

выполнять все задания следует по порядку.

выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

выжигало

все встают в ряд спиной к глухой стене. водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. игроки могут уворачиваться. сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



снайпер

в эту игру играют точно так же, как в «выжигало». единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

четыре квадрата

в эту игру нужно играть вчетвером. на асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. в каждой клетке размещается по одному игроку. за пределы своей клетки выходить нельзя.

в начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. а выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Во многих семьях детям запрещается играть с мячом дома. Это и понятно – родители волнуются: что-то задеть и даже разбить проще простого. Однако есть множество достаточно спокойных игр, в которые можно играть в любое время года в квартире. Что можно делать с мячом? Бросать, катать, отбивать, передавать...

Игры с мячом развивают у детей меткость, ловкость, быстроту движений, координацию, ориентировку в пространстве, наблюдательность и умение концентрировать внимание. Мячом можно играть как одному, так и с друзьями или родителями. Игр с мячом можно придумать великое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них.

«Солнышко»
Сядьте на полу напротив ребёнка. Разведите ноги в стороны и согните в коленях, изобразив «домик». Катайте мяч друг другу со словами:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Маше заходит (мячик катится к Маше),
И к маме заходит (мячик от Маши катится к маме).
Когда ребёнок поймёт в чём суть этой игры, можно подключить других участников – ещё детей или взрослых.

«В десяточку»
Возьмите коробку или тазик, или ведро, куда легко помещается мяч. Задача малыша – закинуть мяч в ёмкость. Показать ребёнку порядок действий можно с таким стишком:
Мяч одной рукой возьмём
И к плечу поднимем.
На корзину поглядим
И в корзину кинем.

«Яблочко»
Играющие садятся в круг, выбирается водящий, который сидит в центре круга с закрытыми глазами. Мяч передаётся по кругу со словами:
Яблочко, катись, катись.
Ты, румяное, катись.
Мне в ладошки прикатись.
А теперь остановись!
В этот момент все участники быстро прячут руки за спину, в том числе и тот, у кого оказался мячик. Ведущий старается угадать, и просит того или иного участника показать руки.

«Боулинг»
Поставьте на пол кегли, кубики, любые маленькие предметы. Задача ребёнка – сбить предметы мячом.
«Съедобное - несъедобное»
Ведущий кидает мяч другим игрокам, называя при броске какую-нибудь еду или предмет. Игрок, которому ведущий бросает мяч, должен его поймать, если названо что-то съедобное и отбросить, если назван несъедобный предмет. По этому же типу игра «Летает – не летает».

«Я знаю пять имён...»
Надо отбивать мяч, стоя на месте, со словами: «Я знаю пять имён: Маша, Саша, Коля, Петя, Ира!». Также можно называть животных, города, растения, дни недели, месяцы, фрукты, овощи, в общем всё, что позволит Вам ваша фантазия. Игра позволяет детям расширить свой словарный запас.

«Мяч о стенку»
Бросать и ловить мяч, выполняя задания: ловить с хлопком в ладоши; с поворотом вокруг себя; перепрыгнуть через мяч.

«Горячий мяч»
Играющие стоят в кругу и передают друг другу мяч, пока играет музыка. Кто остался с мячом по окончании музыки, тот выбывает из игры.
Как видите, игр с мячом достаточно много. Что-то Вы можете придумать сами. Главное – не бойтесь покупать ребёнку мяч!

Игры с мячом на улице для детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Игры с мячом являются одними из излюбленных, поскольку они очень разнообразны. Однако перед тем как начать играть в них, в большинстве случаев проводят подготовительную работу: детям показывают несколько простых упражнений, выполняемых с мячом, чтобы в дальнейшем эти элементы не вызывали у них затруднений. Такими упражнениями могут быть подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (затем — одной рукой), подбрасывание мяча и его ловля после выполнения полного оборота на месте и т. п. Кроме того, руководитель предоставляет возможность будущим участникам игр выполнять упражнения по собственному выбору, участвовать в различного рода соревнованиях и конкурсах.

Две четверки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Играют две команды по четыре человека в каждой. На земле или асфальте чертится квадратная площадка размером примерно в половину волейбольной. Для детей младшего школьного возраста размер площадки может быть меньше. Четыре человека — это одна команда, она располагается внутри площадки (внутренняя команда). Другая — за пределами ее, причем на каждой стороне площадки находится по одному игроку — это внешняя команда. Переступать линию игроки не должны, за нарушение этого правила дается штрафное очко команде. Начинают игру «внешние»: они перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданно бросить его внутрь площадки и осалить им игрока внутренней команды. «Внутренние» стараются увернуться от мяча или поймать его. Если игроки внутренней команды подберут мяч, упавший на площадку или поймают его, когда их пытались осалить игроки внешней команды, мяч переходит к ним. Теперь «внутренние» перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданным броском осалить игроков внешней команды, а «внешние» стараются поймать мяч или увернуться от него. Переход мяча осуществляется так же, как и в первом случае. За каждый бросок, завершившийся промахом, команда получает штрафное очко. Набрав четыре штрафных очка, команда выводит из игры одного из своих участников — того, кто больше всех нарушал правила или больше всех промахивался. Выигрывает та команда, в которой осталось больше игроков, если для игры отведено определенное время. Проигрывает в любом случае та команда, в которой остался один игрок.

Школа ловкости

Для этой игры подойдет мяч размером от теннисного до футбольного. Количество игроков может быть любым, но игра более динамична и азартна, когда играют 3-5 человек.

Играющий встает на расстоянии 3 м от стены и выполняет упражнения с мячом, сложность и количество которых возрастает 10 классов. Упражнения можно менять в зависимости от величины мяча и возраста играющих. В эту игру играют по очереди.

1 класс: бросить мяч о стену и после отскока от земли поймать его.

2 класс: бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч. Повторите 2 раза.

рых возрастает по мере перехода из класса в класс. Всего мать мяч. Повторить 2 раза.

3 класс: бросить мяч правой рукой, поймать двумя руками. Повторить 3 раза

4 класс: бросить мяч левой рукой, поймать двумя руками. Повторить 4 раза.

5 класс: стоя спиной к стене, наклониться назад и из этого положения бросить мяч, повернувшись лицом, после удара мяча о землю поймать его. Повторить 2 раза.

6 класс: стоя лицом к стене, высоко поднять правую ногу и из-под нее бросить мяч правой рукой. Поймать, опустив ногу. Повторить 3 раза.

7 класс: то же, что в предыдущем пункте, только поднять левую ногу и кидать мяч левой рукой. Повторить 3 раза.

8 класс: кинуть мяч левой рукой, поймать правой. Повторить 3 раза.

9 класс: кинуть мяч правой рукой, поймать левой. Повторить 3 раза.

10 класс: бросить мяч о стену, повернуться вокруг своей оси, поймать мяч. Повторить 3 раза.

Если игрок не выполнит упражнение, мяч переходит к следующему участнику, а этот становиться последним в очереди и начинает игру с первого класса.

Победителем считается тот, кто пройдет все классы быстрее всех.

После того как упражнения будут выполняться игроками легко, их можно усложнить.

Катись, яблочко!

Игроки образуют круг, после чего садятся на корточки или опускаются на колени. Двое участников находятся в центре круга. Остальные игроки начинают перекатывать мяч так, чтобы коснуться им ног тех, кто стоит в центре. Осаленный меняется местом с тем, кто осалил.

Выигрывает тот участник, который остался ни разу не осаленным.

Летящий мяч

Участники образуют круг. Они встают на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий находится в центре круга. Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу, тем самым не давая водящему возможности дотронуться до него. Водящий бегает в круге, стремясь коснуться мяча, когда он находится в воздухе, а также на земле или в руках у кого-нибудь из игроков. В том случае, если ему это удалось, его место занимает играющий, который подбросил мяч как раз перед тем, как мяч был осален.

Беги за мячом

Для игры понадобятся два волейбольных мяча и кусочек мела или заостренная палочка. Игра проводится на спортивной площадке. Все играющие выстраиваются двумя шеренгами лицом друг к другу вдоль площадки. Расстояние между игроками составляет около 3 м, а между шеренгами — 5 м. Места первых игроков в каждой шеренге обозначаются кругами, нарисованными мелом или начерченными острой палочкой на земле. Количество участников игры в каждой шеренге должно быть одинаковым, затем производится деление игроков на команды.

Первые обозначенные места занимают игроки разных команд, рядом с каждым из них располагается игрок другой команды, рядом с которым становится, в свою очередь, также игрок команды-соперницы и т. д. В результате получается, что в каждой шеренге игроки одной команды стоят через одного, а в разных шеренгах — по диагонали. Игроки, стоящие на отмеченных местах, получают по волейбольному мячу. Участники игры должны как можно быстрее перебросить мяч из шеренги в шеренгу по диагонали игроку своей команды и перебежать на его место.

В свою очередь, участник, который получил мяч, должен как можно быстрее перекинуть его по диагонали следующему игроку своей команды и бежать на его место, и так до последнего игрока в шеренге.

Последний игрок, получив мяч и ведя его как в баскетболе, должен обежать противоположную шеренгу и занять первое, отмеченное кругом, место, а все игроки в шеренге — сдвинуться на одно место. Получается, что последний игрок одной шеренги становится первым в другой шеренге.

Порядок игроков своей команды «через одного» должен сохраняться. Если участник обронил мяч или не смог его поймать, он должен поднять мяч, вернуться на свое место и повторить передачу.

Броски мяча и перебежки на места партнеров по команде продолжаются до тех пор, пока участник, который начинал игру, не окажется снова на обозначенном месте. Тогда возгласом и поднятием руки он сообщает, что игра окончена. Побеждает та команда, которая затратит меньше времени на игру.

Это довольно сложная игра, она предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. При ее разучивании целесообразно выделять игроков одной команды каким-либо знаком.

Например, цветными повязками на поясе; одна команда — синие повязки, другая — красные. Баскетбольную пробежку последнего игрока шеренги на первое место в другой шеренге можно упростить, заменив ее просто пробежкой с мячом в руках. Самое главное — соблюдать порядок построения и перемещения, в этом случае будет уходить меньше времени на игру, поэтому вначале, пока дети не освоили ее достаточно хорошо, необходимо проводить ее в небыстром темпе, постепенно увеличивая скорость передач мяча и пробежек.

Свечки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 2 теннисных мяча. Эта игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста.

Участники игры разбиваются на две команды, причем мальчики соревнуются с мальчиками, девочки — с девочками. На земле рисуется круг диаметром 6- 8 м. В круг вызываются по одному представителю от каждой команды.

По сигналу строго одновременно они подкидывают вверх теннисные мячи. Получает очко тот, кто подкинет мяч выше, следовательно, чей мяч ударится о землю позже. Но если первый удар о землю произойдет за пределами круга, победителем считается соперник: он получает одно очко и еще дополнительное очко — его команда. В этом случае за один бросок команда может получить два очка.

Если оба мяча упадут за пределами круга, очки не начисляются. Каждый игрок совершает по 3-4 броска, причем участники команд сами решают, кого они будут выставлять на следующий поединок. Очки суммируются. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. Для исключения недоразумений и споров каждая команда должна иметь свой мяч, отмеченный каким-либо образом.

Поймай мяч

Это очень простая игра с мячом. В нее могут играть от 3 до 15 человек. Рассмотрим вариант для 3 игроков. По жребию выбирают ловца мяча. Двое игроков встают лицом друг к другу на некотором расстоянии (4- 6 м), а между ними, примерно посередине, находится ловец.

Игроки перекидывают мяч друг другу, стараясь попасть в ловца, но так, чтобы последний не поймал мяч. Кидать мяч в ловца можно только в том случае, если игрок получил его от другого участника, а не при первом броске или сразу после потери мяча. Если ловца задел пролетающий мяч, то он лишается права перемещаться, но может уклоняться от пролетающего мяча или приседать. Если игрокам не удалось попасть в ловца с первого раза, он снова начинает двигаться. Ловец старается поймать пролетающий мяч или первым поднять его после потери мяча игроком.

В том случае, если ему это удалось, то он меняется местами с тем игроком, который упустил мяч или чей мяч ловец поймал. Так происходит смена ловца. Если в игру играют несколько человек, то они встают в круг, а ловец — в середину круга. Ловец может передвигаться по всему пространству внутри круга, но не выходит за его пределы. Игра идет по тем же правилам.

Картошка

Эта игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Она проводится в очень быстром темпе, играют 8-12 человек.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга лицом внутрь круга. Начинают перебрасывать мяч между собой, причем не ловят и кидают, а отбивают его друг другу, как в волейболе, стараясь подавать мяч не очень удобно для отбивающего. Тот, кто уронит или не сможет отбить мяч, становиться картошкой и садится в круг на корточки. Сидящие в кругу участники могут вернуться в игру, если сумеют выпрыгнуть и поймать мяч или если кто-нибудь из играющих отобьет мяч так, что он попадет в сидящего игрока.

При промахе (неудачной попытке «выбить картошку») игрок, который пытался осалить сидящего, сам становиться картошкой и садится в круг.

Дети младшего школьного возраста также могут играть в эту игру, но не отбивать мяч, а ловить и кидать его.

Переброска мяча

Для игры нужен волейбольный или резиновый мяч средних размеров, а также деревянная палочка или мел. На площадке ведущий рисует два круга диаметром около 3 м на расстоянии 8- 12 м друг от друга. Участники игры делятся на две команды и по очереди встают в круги по одному человеку. В один круг — игрок из одной команды, в другой — из другой. Находящиеся в кругах участники кидают друг другу мяч. Бросать его можно с силой, но обязательно точно. Если мяч пролетит от ловящего его на расстояние большее, чем вытянутая рука, то команда бросающего получает штрафное очко.

Игроки не должны выходить за пределы кругов. Бросив по одному разу мяч друг другу, пары меняются — так продолжается, пока последняя пара не совершит переброску мяча. Выигрывает та команда, которая получит меньше штрафных очков.

Стой

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В эту игру могут играть от 5 до 15 человек. На земле или на площадке рисуют или отмечают круг диаметром примерно 3 м. В центре его находится водящий с мячом в руках, остальные размещаются за очерченным кругом, но не дальше чем в двух шагах. Водящий подкидывает мяч, и в этот момент все игроки разбегаются, после удара о землю водящий ловит мяч и кричит: «Стой!», все должны остановиться. Затем водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока, не выходя за пределы круга. Если водящий попал в участника, то этот игрок становиться водящим, а водящий присоединяется к другим играющим, иначе игра повторяется. Первого водящего обычно выбирают с помощью какой-либо считалки.

Пчелка

В игре принимает участие 10-20 человек. Играющие образуют круг, расходятся на расстояние вытянутых рук, встают лицом к центру. Мяч перекатывают по земле внутри круга. Игроки руками отбивают мяч от себя, стараясь запятнать им другого. Мяч — это пчелка. В том случае, если кто-либо не отобьет мяч и будет осален, этот участник считается ужаленным. Он разворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока следующий участник не будет осален. Тогда первый, покинувший игру, снова разворачивается лицом к центру круга, а второй поворачивается спиной. Ловить мяч, а также отбивать его ногами запрещается.

Старый замок

Дети младшего школьного возраста играют в эту игру с удовольствием. Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 5 кеглей, волейбольный мяч. Ведущий чертит на игровой площадке большой круг. Выбирается или назначается водящий. Все участники встают за линией круга лицом к центру. Однако водящий остается в круге. В середине круга ведущий ставит кегли. Это замок, который водящий должен защитить.

Игроки перебрасывают мяч между собой, стараясь отвлечь защитника замка, улучить удобный момент, когда водящий зазевается, после чего сбить кегли быстрым ударом мяча.

Водящий имеет право любым способом отбивать мяч. Тот участник, которому удастся разрушить замок, становится водящим, и игра продолжается.

Замок можно сделать в виде треножника, связав в верхней части палки, а сверху на него положить мяч.

Лови - не лови!

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Для игры подойдет детский резиновый мяч небольшого размера или обыкновенный волейбольный. Играющие выбирают водящего с помощью какой-либо считалки, встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий берет мяч и встает в центре. Он поворачивается вокруг себя, неожиданно кричит: «Лови!» и бросает мяч какому-нибудь игроку. Участник должен поймать мяч. Если водящий крикнет: «Не лови!», игрок, которому кинули мяч, должен увернуться от него. Если водящий кричит: «Бросай!», то участник отбивает мяч обратно водящему и т. д. Игрок, который не выполнил озвученную команду или выполнил ее неправильно, выходит из игры, но продолжает участвовать в ней, наблюдая. Чем меньше игроков, тем быстрее темп игры.

Победителем считается участник, оставшийся последним, он становится водящим. Первое время, пока дети не разучили хорошо игру, водящим может быть взрослый. Число команд, которые должны выполнять игроки, зависит от возраста детей и от их опыта игры. Начинать игру лучше с двух команд: «Лови!» и «Не лови!», постепенно вводя новые.

Выбивание мячом.

Игра проводится у стены или высокого сплошного забора, понадобится мяч средней величины, мел или заостренная палочка.

Играющие выстраиваются в шеренгу с небольшим расстоянием друг от друга, в нескольких шагах от стены спиной к ней. Напротив них, метрах в 8-12, чертится прямоугольная площадка длиной в 3 м, шириной в 1 м — это место водящего. Его цель — попасть мячом в любого игрока во время броска, не выходя за пределы очерченной площадки. Участники не сходят с места, но могут уворачиваться от мяча, приседать, наклоняться и даже подпрыгивать. Игрок, в которого попал мяч, считается выбитым и выходит из игры. Если игрок поймает мяч, брошенный водящим, кинет его в водящего и попадет, участник становится водящим, а тот, кто был водящим, занимает его место в шеренге. Так происходит смена водящих. Когда у стены остается два участника, водящему дается право сделать два броска, чтобы выбить двух игроков. В том случае, если это ему удастся, он считается победителем, в противном случае победителем становится оставшийся игрок.

Сороконожка

В эту веселую игру можно играть на спортивной площадке, во дворе, на пустыре, на лугу. Для игры понадобятся волейбольный или резиновый мяч среднего размера, мел или заостренная палочка. Количество участников игры может быть от 6 до 20 человек. На земле или площадке чертится большой круг диаметром от 3 до 8 м. Диаметр зависит от количества участников и их возраста. Все играющие делятся на две команды. Игроки одной команды стоят за кругом в произвольном порядке, у них — мяч. Участники из другой команды — в кругу, выстраиваются друг за другом по одному, каждый последующий игрок держится за плечи предыдущего. Это сороконожка. Стоящие за кругом начинают перекидывать мяч друг другу, пытаясь задеть им последнего игрока сороконожки, а все игроки колонны, держась друг за друга, пытаются увернуться от мяча, защищая последнего игрока. Причем осаливать мячом можно только по ногам, нарушивший это правило меняется местом с игроком, стоящим в конце сороконожки, а последний, в свою очередь, встает за круг.

Осаленный игрок выходит из игры. Когда будут осалены все игроки сороконожки, команды меняются местами. Эта игра для детей младшего школьного возраста, но в нее могут играть и дети постарше, увеличив ее темп.

Котел

Для игры понадобятся небольшой мяч (можно теннисный), палки длиной около 1 м (для каждого игрока), можно использовать хоккейные клюшки. Игру нужно проводить на пустыре или за городом, в таком месте, где есть небольшое поле и можно выкопать ямки. Играть могут 5-10 человек.

В земле вырывается ямка диаметром 0,3- 0,5 м, размер ямки зависит от величины мяча. Это котел. На расстоянии около 2 м от него по кругу роют маленькие ямки — лунки. Количество лунок на 1 меньше, чем играющих. По жребию выбирается водящий.

Все игроки занимают своими палками лунки, без лунки только водящий. Он должен ударами своей палки загнать мяч в котел, а остальные игроки, используя свои палки, стараются помешать ему, отбивают мяч в другую сторону от котла. Но они должны быть осторожны, как только они вынули свои палки из лунок, — их могут занять другие игроки или водящий.

Вначале игры, если мяч попал в котел, водящий с мячом отходит в сторону приблизительно на 8 м и бьет по нему с таким расчетом, чтобы мяч, катясь или летя низко над землей, попал в котел. Если мяч попал туда, все игроки должны поменяться лунками.

Водящий бежит к лункам, стараясь занять своей палкой любую пустую. Зазевавшийся игрок, оставшийся без лунки, становиться водящим. Если водящему не удалось занять лунку, он снова водит. При смене водящего игра не прерывается. В этой игре занимать лунку можно только палкой и только пустую. Игра подойдет детям среднего и старшего школьного возраста.

Зебрус африканус

Для игры понадобится надувной мяч, деревянная палочка или мел. Ведущий (взрослый) заранее чертит на площадке 7 или 9 линий (в зависимости от количества игроков) на равном расстоянии друг от друга.

Средняя линия, которая делит площадку на два поля, выделяется. Участники игры делятся на две команды. С обеих сторон от средней линии встают команды, лицом друг к другу, по три или четыре игрока от каждой команды: по одному игроку на каждую полосу. Ведущий находится на средней линии. Он подкидывает мяч вверх, а кто-нибудь из участников должен его поймать и закинуть как можно дальше на поле другой команды, не выходя за пределы своей полосы, вдоль которой игрок может двигаться. Если участник из другой команды поймает мяч, то забрасывает его, в свою очередь, на поле первой команды. При касании мяча земли, штрафное очко получает команда, на поле которой это произошло. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков. Затем команды меняют игроков.

Догони мяч

Эта игра может проводиться на площадке, чу л в парке, на пустыре, за городом. Для игры подойдет волейбольный или другой мяч среднего размера. Играть могут 15-20 человек. Перед началом игры выбирается водящий. Играющие образуют круг, встав на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий остается за кругом, за 2 человека до игрока, который держит мяч. По сигналу руководителя игроки передают мяч друг другу, стараясь делать это как можно быстрее, а водящий бежит за кругом и старается дотронуться до игрока с мячом. Если ему это удалось, тогда водящий меняется местами с игроком. Если водящий долго не может догнать мяч, то его меняют на другого. Игроки не могут перекидывать мяч, они должны передавать его из рук в руки. Когда дети хорошо освоят игру, правила можно усложнить — дать «фору» мячу, то есть водящий становиться на за 2 человека до мяча, а за 3 - 6. Или перед водящим ставится задача не просто догнать мяч, а обогнать его и дотронуться до игрока, который еще не взял мяч, тогда водящим становится игрок, у которого в этот момент оказался в руках мяч.

Съедобное — несъедобное

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Перед игрой участники договариваются о том, какие мячи ловить, какие отбивать. В данном случае мяч, сопровождаемый названием съедобного предмета, ловится, несъедобного — отбивается. Играющие встают в ряд, а ведущий — в нескольких шагах перед ними, лицом к ним. У ведущего мяч. Он говорит, напри мер: «Груша!» и кидает мяч игроку, тот должен поймать его. Если называется несъедобный предмет, игрок должен отбить мяч. Тот, кто не ошибся, продвигается на один шаг вперед. Кто первым дойдет до ведущего, тот и выиграл. Можно использовать понятия: «живое — неживое», «растения — животные», «горячее — холодное» и т. д. О том, какая тема будет использоваться, договариваются до начала игры.



mob_info