Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников. Конспект "Комплексы релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 277

УЧИМСЯ ОТДЫХАТЬ

Сборник упражнений на релаксацию

Составила:

Черняк Елена Анатольевна,

музыкальный руководитель

г. Екатеринбург

Дети, как правило, постоянно чем-то заняты. В дошкольном возрасте они большую часть времени проводят за играми, занятиями. Интенсивность образовательно-воспитательного процесса, длительное пребы­вание в коллективе приводят к переутомлению. Поэтому в распорядок дня ребёнка обязательно должно быть включено время для отдыха.

Каким может быть отдых?

    Здоровый сон

    Релаксация

    Переключение на другой вид деятельности

Одним из режимных моментов дошкольного уч­реждения является дневной сон. Деятельность детей выстраивается с учётом переключения на другой вид деятельности. И было бы хорошо познакомить детей с ещё одним способом полноценного отдыха – релаксацией.

Релаксация – это лучший способ избавления от стрессов, состояний тревоги и неуверенности, один из путей преодоления внутреннего напряжения. Релаксация доступна практически каждому и почти не требует вспомогательных средств или времени. Умение расслабляться пригодится не только для снятия напряжения – без него невозможно освоить техники, позволяющие глубже познать себя. Все приёмы релаксации основаны на расслаблении мышц. Человек – единое целое, и психическое напряжение ведёт к повышенному мышечному напряжению. Справедливо и обратное. Если удаётся понизить мускульное напряжение, понижается нервное.

Поэтому чем раньше человек освоит технику ре­лаксации, тем легче ему будет противостоять жизнен­ным неприятностям.

Использование упражнений, представленных в сборнике, поможет детям в игровой форме научиться принимать позу покоя, снимать мышечное напряжение рук, ног, живота, корпуса, шеи, речевого аппарата, а так же усвоить формулу правильной речи и уверенного поведения.

Все упражнения сопровождаются стихотворным текстом, доступным для восприятия детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Упражнения рекомендуются к использованию как педагогами в группе, на музыкальных, физкультурных, логопедических занятиях, так и родителям. Совместное с ребёнком расслабление поможет и родителям восстановить душевное равновесие после напряжённого трудового дня.

Хорошим дополнением к упражнениям будет приятная спокойная инструментальная музыка в сочетании со звуками природы.

Главным условием овладения навыком расслаб­ления является систематичность. Выберите подходящее в течение дня время для релаксации и выполняйте по одному-два упражнению.

Обязательно после этого улыбнитесь!

Ваш организм замечательно отдохнул!

Упражнение 1

Расслабление мышц рук

Педагог: Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. (Педагог показывает и помогает детям при­нять позу покоя)

Внимание!

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится педагогом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами. Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно:

Расслабление - приятно!

Упражнение 2

«Кулачки»

Педагог: Сожмите пальцы и кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отды­хают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Уп­ражнение выполняется три раза.)

А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох - выдох, еще раз: вдох - выдох...

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение 3

Педагог Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Педагог проверяет степень напряженности мышц каж­дого ребенка.) Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают.) Расслабились руки. Отдыха­ют. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! (Два раза.)

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь - немного лени...

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Педагог легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, ус­покоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряжен­ные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, по­слушными!

Упражнение 4

Расслабление мышц ног

Педагог: Дети, примите позу покоя. Руки - на коле­нях... Успокоились. Слушайте и делайте, как я (Повторя­ют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ педагога,) Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели. Теперь разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей. Теперь опустили, расслабились.

Также на последующих занятиях педагог повторяет с детьми предыдущие упражнения со стихами или без них, по окончании повторных упражнений педагог обращает внимание детей на приятные ощущения от расслабленно­сти мышц, например: «Руки свободные, ненапряженные, хорошо!». На усмотрение педагога повторение может быть закончено или словами педагога, или стихами.

Например:

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются...

Упражнение 5

«Пружинки»

Педагог: Представьте, что мы поставили ноги на пру­жинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Педагог показывает движения.) Снова прижмем стопы к полу... Крепче!.. Сильнее!.. Ох, как тяжело!.. Ноги напряжены... Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились!.. Как приятно!.. Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! (Два раза.)

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок - отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко... ровно... глубоко...

Упражнение 6

«Загораем»

Педагог: Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Педагог показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги на­пряглись! (Педагог подходит к каждому из детей и про­веряет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!..

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустить на пол.)

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощу­тить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их рас­слаблением.

Педагог: Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, поняли, как расслабить свои ноги.

Упражнение 7

Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Педагог: Дети, начинаем игру. Руки положите на коле­ни, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я: (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)

Упражнение 8

«Штанга»

Педагог: Будем заниматься спортом. Встаньте! Пред­ставим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть-выдохнуть!

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

(Наклониться вперед.)

Штангу с пола поднимаем...

(Распрямиться.)

Крепко держим...

Педагог прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

И бросаем!

(Упражнение повторяется три раза.)

Наши мышцы не устали -

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление - приятно.

Упражнение 9

«Кораблик»

Педагог: Предстаем! себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу - при­жмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону - прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую - расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Педагог обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

    А теперь сядьте и слушайте. (Педагог говорит медленно, спокойно.)

Снова руки на колени,

А теперь - немного лени...

Напряженье улетело –

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успо­коились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.

Упражнение 10

Расслабление мышц живота

Педагог: Начинаем игру. Руки положите на колени, ус­покойтесь . (Дается формула общего покоя, и после нее по­вторяются кратко по три раза упражнения для расслаб­ления рук, ног и корпуса.)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Упражнение 11

Педагог: Начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Педагог показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!

Педагог обходит всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох - выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапря­женный! Делайте, как я.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем. (Делается вдох.)

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко... ровно... глубоко... (Повторить 3раза.) Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.

Упражнение 12

Расслабление мышц шеи

Педагог: Дети! Начнем игру. Принять позу покоя. Слу­шайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем повторяются кратко упражнения для расслабле­ния мышц живота.)

Упражнение 13

«Любопытная Варвара»

Педагог: Сейчас делаем новое упражнение. Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже, дышать трудно... Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Педагог подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц.) Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо...

А потом опять вперед – Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена! И рассла-а-бле-на...

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону.)

- Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я.

А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Делайте, как я.

А теперь посмотрит вниз – Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно – Расслабление приятно!

Шея не напряжена, И рассла-а-бле-на...

    Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.

Упражнение 14

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней

Педагог: Дети, начинаем игру. Сядьте в позу покоя. (Дается формула общего покоя) Слушайте и делайте, как я: вдох - выдох!.. Руки, ноги ненапряженные, расслабле­ны. Все тело расслаблено. (Повторяются упражнения для расслабления мышц шеи.)

Упражнение 15

«Хоботок»

Педагог (показывает, как надо вытянуть губы): Вытяните губы «хоботком». Напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряженными. (Педагог показывает спокойное положение губ. Рот слегка приоткрыт, рас­слаблен.) Слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Все последующие упражнения для расслабления мышц речевого аппарата повторяются по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.

Упражнение 16

«Лягушки»

Педагог: Внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Педагог показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука «И». Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.)

А теперь слушайте и делайте, как я.

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - перестану.

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Упражнение 17

«Орешек»

Педагог: А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Педагог показывает, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти –

стало легко, рот приоткрылся, все расслаблено. Слушайте и делайте, как я.

Зубы крепче мы сожмем,

А потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

    Вы учились расслаблению речевого аппарата.

Упражнение 18

Педагог: Ребята, оставайтесь в позе покоя. Сейчас, ко­гда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра – «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете всё слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Внимание... Наступает «Волшебный сон»... (Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя.)

Реснички опускаются... Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем... (Два раза.)

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... засыпают... (Два раза.)

Шея не напряжена. И рассла-а-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется. (Два раза.)

Дышится легко... ровно... глубоко...

Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»:

Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали...

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! - Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, а также расслабились губы и нижняя челюсть.

Упражнение 19

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти,

Педагог: Дети, начнем игру. Принять позу покоя. Руки, ноги не напряжены. Расслаблены. Все тело расслаблено. Шея не напряжена. Расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко! (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.)

Вытянули губы вперед - у... Расслабились.

Растянули губы - и... Расслабились.

Сжали зубы... Расслабились. (Три раза.)

Расслабились губы и нижняя челюсть...

Упражнение 20

«Сердитый язык»

Педагог: Сегодня будем учиться расслаблять мышцы языка. (Педагог показывает, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объясняет, что язык при этом напрягается, что это напряжение неприятно) Опустили язык! Он расслабился, как будто спит... Слушайте и де­лайте, как я.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется.

Упражнение 21

Педагог показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой гороч­кой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это уп­ражнение. При выполнении упражнения педагог обращает внимание детей, что при расслаблении языка наступает приятное ощущение.

Педагог: Слушайте и делайте, как я!

Спинка языка сейчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю –

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И чудесно расслабляется.

Упражнение 22.

Педагог: Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам прихо­дит «Волшебный сон».

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... Засыпают... (Два раза)

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (Два раза)

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы. (Два раза.)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (Два раза)

Дышится легко... ровно... глубоко...

Упражнение 23

Расслабление речевого аппарата.

Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению

Педагог: Дети, примите позу покоя. Расслаблены наши руки и ноги. Все тело не напряжено. Расслаблено. (Повто­ряются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.) Вытягиваем губы вперед («Хоботок») - расслабляемся. Растягиваем губы («Лягушки») - расслабляемся. Сжимаем крепко зубы («Орешек») - разжимаем - расслабляемся. Упираемся языком в верхние зубы («Сердитый язык») - расслабляемся. Упираемся языком в нижние зубы («Горка») - расслабляемся. Расслаблен наш речевой аппарат!

Упражнение 24.

Педагог: Дети! Вы уже умеете отдыхать. Ваши руки, ноги, речевой аппарат расслабились по вашему желанию. Оставайтесь в позе покоя! Слушайте! Приходит «Волшебный сон»...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (Два раза.)

Будто мы лежим на травке...

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...,

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые,

Но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется... (Два раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык! (Пауза длительная)

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.

Упражнение 25.

Формулы правильной речи и уверенного поведения

Педагог: Вы научились говорить легко и красиво. Всегда и везде говорите так, как на занятиях. А чтобы каждый мог себе напомнить о правильной речи, я познакомлю вас с особыми командами, которые любит повторять Правитель города Красивой речи (сказка «Город Красивой речи»). Вы их услышите, когда наступит «Волшебный сон». Запомните их и чаще вспоминайте, чтобы всегда говорить только красиво. Примите позу покоя. Наступает «Волшебный сон»

Напряженье улетело... И расслаблено все тело...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

И послушный наш язык.

Быть расслабленным привык!

Чуть громче, императивно:

Мы спокойны всегда! (Два раза)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо! (Два раза)

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях! (Два раза)

Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим!

Хорошо нам отдыхать...

- «Волшебный сон» закончился. Вы хорошо расслабились, отдохнули. Наши особые команды вы услышите на сле­дующем занятии и еще лучше запомните их.

Упражнение 26.

Формулы правильной речи и уверенного поведения (продолжение)

Педагог: Примите позу покоя. Слушайте, запоминайте новые особые команды. Наступает «Волшебный сон»! Напряженье улетело... И расслаблено все тело...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

И послушный наш язык.

Быть расслабленным привык!

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (Два раза)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим! (Два раза)

Паузы мы соблюдаем! (Два раза)

Звук ударный выделяем! (Два раза)

И легко нам говорить!

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим - и всем понятно!

Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать!

Громче:

Веселы, бодры мы снова. И к занятиям готовы!

Закончился «Волшебный сон». Вы хорошо отдохнули, расслабились.

Упражнение 27.

Педагог: Дети! Закончились наши занятия. Теперь вы знаете, как легко говорить, когда нет напряжения. Всегда говорите так же свободно, как на занятиях. А если вы по­спешите и почувствуете, что не получается какое-то слово, не волнуйтесь, остановитесь, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить плавно, четко, ненапряженно... Всегда помните команды Правителя города Красивой речи! А теперь повторяйте их за мной:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!..

Затем педагог предлагает детям произнести те формулы правильной речи, которые они запомнили.

Список литературы

    Е.В. Захаревич. Школа нескучного здоровья. Бу­кварь-путеводитель для заботливых родителей. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - 144 с.

    И. Кулинцова. Стресс./Здоровье дошкольника. - М., 2008, №

Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой родители не могут понять, что происходит с их маленьким чадом. Все очень просто: малыши практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня кроха получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться. Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении карапуза.

Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики ребенку нужно уметь расслабляться.

Релаксационные игры в детском саду

Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста.Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

Например, снять возбуждение и успокоить ребятишек перед тихим часом помогает дыхательная гимнастика. Ее лучше проводить на свежем воздухе, чтобы организм кроме упокоения получил еще и кислородное обогащение.

Для расслабления мышц можно провести простое и несложное упражнение. Предложите малышам минут на 10 сжать кулачки или напрячь животики, а потом «отпустить» состояние напряжения. Для того чтобы результат был максимальным, релаксацию нужно проводить в полулежачей позе.

Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

Дети старшего дошкольного возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у малышей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

Релаксационные упражнения для школьников

Научить малыша расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние необходимо до школьного возраста. Первоклассник уже должен уметь самостоятельно успокаиваться после веселой перемены и сосредотачиваться на получении новой информации. Для младших школьников наиболее подходят дыхательная гимнастика либо метод аутотренинга.

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогает глубокое дыхание. Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, а вот выдох нужно производить ртом. Несколько таких упражнений – и ребенок готов к уроку!

Что касается аутотренинга, то мысленный спуск на парашюте поможет школьнику переключиться на умственную деятельность еще до «воображаемого» приземления.

Расслабление – это важная составляющая полноценного развития детей. Но умение расслабляться приходит не сразу. Для этого нужно ежедневно проводить релаксационные занятия. Всего 10-15 минут в день помогут исключить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей

Эдмунд Джекобсон, американский невролог, разработал комплекс релаксационных упражнений для мышечной системы. Постоянные стрессы и подавление эмоций приводят к мышечным зажимам. Автор методики обнаружил, что эмоциональное состояние и мышечный тонус очень тесно взаимосвязаны, поэтому его упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. И, что немаловажно, релаксация по Джекобсону полезна не только для детей, но и для их родителей.

Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, стоит обратить внимание на важные условия релаксации:

  • удобное положение тела (лежа либо сидя);
  • напряжение мышц происходит на вдохе, а расслабление – на выдохе (не более 5 секунд);
  • каждое упражнение нужно выполнять дважды.

А теперь предлагаем комплекс релаксационных упражнений для детей:

  • «Сосулька». Максимально сжимаем кисти рук, затем расслабляем.
  • «Дотянуться до облачка». Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.
  • «Бабочка». Так, как бабочка складывает свои крылышки, так же детки должны свести свои лопатки. После чего они вновь расправляют свои «крылья».
  • «Черепашка». Предложите деткам ощутить себя черепашкой, которая пытается спрятать свою головку в панцирь (малыши поднимают свои плечики к ушкам), а затем высовывают ее из своего «домика».
  • «Пяточки – носочки». Сначала дети пробуют потянуть свои пяточки к коленкам, после чего расслабляют ножки. Затем тянут носочки и также на выдохе расслабляют.
  • «Сморщенное личико». Малыши морщат носик, лобик, щечки, глазки, как будто они скушали очень кислый лимон. На выдохе детки расслабляют мышцы лица.
  • «Улыбка». Предложите ребенку максимально широко улыбнуться. Выдыхая, он должен сделать губки трубочкой и издать какой-нибудь звук.

Желательно, чтобы родители выполняли такие упражнения вместе со своими детками и не забывали при этом хвалить свое чадо.

Релаксационные упражнения для агрессивных детей

Уметь релаксировать важно всем малышам, но деткам с повышенной тревожностью и агрессивностью это просто необходимо.

Для начала следует позаботиться о месте проведения занятий. Очень важно, чтобы тревожный ребенок чувствовал себя комфортно, поэтому уютная комнатка с нежной цветовой гаммой создаст нужную атмосферу и не вызовет агрессивность у малыша.

Что касается релаксационных упражнений, то для такой категории малышей полезными будут занятия для расслабления мышечной системы. Например, «Драка». Предложите ребенку представить ситуацию, будто бы он поссорился со свои другом. Ребенок готовится к предстоящей драке, при этом ручки у него должны быть как можно сильнее сжаты в кулачки, а челюсти сомкнуты. Попросите его зафиксировавать такое состояние на несколько минут, а затем вспомнить хорошие поступки друга – и отпустить напряжение.

Отлично снимает агрессию аутотренинг. Ведь, представляя себя спокойным человеком, мы в итоге ним и становимся. Мысленная прогулка по лесу либо морскому побережью снимет излишнее напряжение и подарит позитивные эмоции.

Глубокая дыхательная гимнастика просто необходима деткам с повышенной агрессивностью. Поэтому несколько глубоких вдохов и выдохов помогут ребенку стать намного спокойнее и умиротвореннее.

Очень важно, чтобы во время релаксационных упражнений присутствовал телесный контакт. Агрессивных малышей необходимо научить нормально воспринимать других людей и относиться к ним без злости и недоверия.

Релаксационные упражнения для детей с заиканием

Учеными доказано, что речевая деятельность и психика взаимосвязаны. Поэтому коррекция заикания у детей включает не только работу логопеда, но и релаксационные упражнения, чтобы расслабить мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Заикающийся малыш, пытаясь что-то рассказать, настолько сильно напрягает мышцы лица и горла, что в итоге напряжение испытывает вся мышечная система тела. Поэтому очень важно сначала провести упражнения, которые помогут снять общее напряжение, а уже потом провести занятия для расслабления речевого аппарата. Завершать комплекс упражнений нужно дыхательной гимнастикой. Кстати, для коррекции можно воспользоваться методикой Джекобсона.

Релаксационные упражнения для детей с ДЦП

Ребятишкам с детским церебральным параличем помогут расслабляющие и дыхательные упражнения, цель которых – снизить мышечную зажатость и снять эмоциональное напряжение. Кроме того, занятия помогут увеличить двигательную активность и повысить у детей уровень самоконтроля.

Упражнение «Давай познакомимся!»

Предложите ребенку присесть на коврик. Затем, сделав глубокий вдох, малыш должен медленно поднять ручки вверх, сомкнуть ладони над изголовьем и задержать дыхание. Выдох делаем через рот, при этом ребенок должен наклониться вперед и опустить ручки на пол. На выдохе нужно произнести свое имя, можно и фамилию.

Упражнение «Растущий цветочек»

Инструктор-садовник предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

Упражнение «Надоедливая муха»

Предложите малышу прилечь и закрыть глазки. Дальше он должен представить, что лежит на весенней траве, и его согревает солнышко. Но вдруг на лобик села муха. Предложите ребенку пошевелить бровями и согнать ее – муха не улетела, а пересела на одну щечку (ребенок надувает ее), а затем на другую (малыш надувает вторую щеку). Надоедливое насекомое кружится вокруг глаз, попросите его поморгать ими. Муха присела на подбородок – предложите подвигать челюстью.

Упражнения для дыхания «Артист»

Малыш делает глубокий вдох и медленно поднимает ручки над головой. Необходимо на несколько секунд задержать дыхание. Затем выдыхаем, произносим продолжительный звук [а] и опускаем ручки.

Поднимаем медленно руки, только в этот раз фиксируем перед собой, задерживаем дыхание. Выдыхая, произносим продолжительный звук [у] – и опускаем ручки.

Специально для - Марина Амиран

Педагог-психолог

МКДОУ Д\с№1 «Илячин»

Современный ритм жизни, стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия. Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться. При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации. С взрослыми все ясно. А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр?

Существуют различные способы, позволяющие успокоить легковозбудимого ребенка. Одним из них является организация режима бодрствования и сна. Активных детей порой сложно уложить в постель по определенному графику. В такой ситуации важно создать для малыша условия определенного дневного ритма. Все приемы пищи, а также прогулки важно проводить в одни и те же часы. Кроме того, в период, который предшествует отдыху, не должно быть активных занятий. Только тогда чадо привыкнет к определенному режиму.

Физкультура и массаж. О пользе этих двух составляющих знают все. Однако применить в повседневной жизни массаж и физкультуру зачастую ленятся либо попросту забывают. Спорт особенно важен при воспитании активного ребенка. Благодаря физической культуре кроха интеллектуально развивается. Спорт воспитывает в нем личность. Маленьким деткам весьма полезны чередования упражнений физических и интеллектуальных или их гармоничное сочетание. Важен для ребенка и расслабляющий массаж. Зная технику таких манипуляций, при воздействиях на определенные точки можно определенным образом управлять эмоциональным состоянием малыша. Особенно чудодейственной силой обладает массаж стоп. Их следует разминать с приложением небольших усилий и «рисовать» на них восьмерочки. Главное - найти тот момент, когда ребенок будет лежать, а не пытаться убежать в поисках какого-либо занятия.

Ароматерапия. Запахи обладают огромной силой. Одни из них способны воодушевить, другие, напротив, огорчить. Ароматы воздействуют на обоняние ребенка так же, как и на организм взрослого человека. Однако не все успокаивающие вещества подойдут для маленького человечка. В детской практике применяют эфирные масла мелиссы и ромашки, шалфея и розы. Но и при их использовании требуется соблюдение осторожности. Так, не следует наносить неразведенные масла непосредственно на кожу ребенка, особенно если ему нет еще трех лет. Наиболее безобидным способом применения таких средств являются аромалампы.

Релаксация. Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Релаксация это снятие психического напряжения при снижении мышечного тонуса. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль.

Упражнения на релаксацию. Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры.

«Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

«Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».

«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.

«Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».

«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим. Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.

Применение специального оборудования. С самого раннего возраста каждый ребенок знаком с мячом. Этот предмет служит ему для игр и развлечений. В настоящее время производителями предлагается достаточно широкий выбор мячей, разнообразных по качеству, размеру и цвету. Сравнительно недавно на потребительском рынке появилось новое предложение - мяч-фитбол, диаметр которого может оставлять от 45 до 70 сантиметров. С его помощью проводится релаксация для детей дошкольного возраста. С мячом-фитболом малыши начинают заниматься уже с четырех-пяти лет.

Например, ребенок садится сбоку от мяча, обнимает его левой или правой рукой и кладет на него голову. Такую позу следует зафиксировать на десять-пятнадцать секунд.

Релаксация для детей дошкольного возраста может быть выполнена и при помощи попеременного напряжения и расслабления мышц. Ребенок должен сесть на пол, максимально прижав, а также обхватив руками и ногами мяч. Такое положение необходимо сохранить на протяжении восьми-десяти секунд. Затем ребенок должен расслабиться.

Релаксация и музыка. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные формы нарушения психоэмоциональной сферы. Причиной этому становится ограничение круга общения дошкольников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах. Неоценимую помощь в деле воспитания малыша и улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.

Расслабление перед сном. Маленькие дети любят слушать сказки. Зачастую родители читают их перед сном. Однако не всегда это помогает быстро уложить ребенка. Малыш начинает высказывать предположения и задавать множество вопросов. Для того чтобы этого не происходило, нужны особые расслабляющие сказки. Релаксация для детей дошкольного возраста перед сном проводится именно с ними. Такие сказки не имеют никаких смысловых нагрузок. Сюжет их довольно прост и весьма понятен для ребенка. Сказочный персонаж в таких историях всегда должен хотеть спать и в конце крепко засыпать. Голос рассказчика - монотонный и плавный. Это успокаивает и расслабляет малыша. Он отключается от окружающего и засыпает. Придумать релаксационную сказку совсем не сложно. Следует только соблюдать некоторые правила: ребенок должен хорошо знать главного персонажа сказки и любить его; текст истории составляется с применением простых предложений; важны повторы слов, способствующие покою и расслаблению; в конце сказки главный герой должен обязательно уснуть; голос рассказчика обязательно должен быть тихим. Если одну и ту же релаксационную сказку рассказывать много раз, то у ребенка выработается условный рефлекс, позволяющий ему быстро и спокойно уснуть. Намного эффективнее расслабление наступит под умиротворяющую мелодию, а также под звуки природы.

Учреждение, где я уже пятый год работаю педагогом-психологом, уникально по своему назначению. Это дошкольное учреждение для детей из семей группы социального риска. Дети, воспитывающиеся в детском саду «Гнездышко», обделены родительским вниманием, любовью и заботой – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Проблемы наших детей усугубляются тем, что большую часть своей жизни они проводят в стенах дошкольного учреждения с режимом круглосуточного пребывания.

Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, 78% детей имеют серьезные неврологические диагнозы.

Желание помочь заставило меня искать и испробовать многое. Итогом этих поисков является разработанная мной система мер по снятию психоэмоционального напряжения, которые включает «Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста», «Систему работы с сухим бассейном», тренинговые занятия с детьми и др.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

«Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. В предлагаемом комплексе упражнения расписаны понедельно, с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону):

1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе УГГ: как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;

2. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению. Проводится один раз в день, после дневной прогулки.

Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

СИСТЕМА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Неделя месяца

сентябрь

октябрь

1) “Солнечный зайчик”
2) “На полянке”

1) “Бабочка”
2) “Волшебный сон”

1) “Улыбка”
2) “На полянке”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Волшебный сон”

1) “Пчелка”
2) “Порхание бабочки”

1) “Варвара”
2) “Водопад”

1) “Качели”
2) “Порхание бабочки”

1) “Шишки”
2) “Водопад”

ноябрь

декабрь

1) “Сорви яблоко”
2) “Воздушный шарик”

1) “Сосулька”
2) “Снежинки”

1) “Холодно-жарко”
2) “Воздушный шарик”

1) “Штанга”
2) “Снежинки”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Полет птицы”
1) “Тряпичная кукла и солдат”
2) “Лентяи”

1) “Шалтай-болтай”
2) “Полет птицы”

1) “Драгоценность”
2) “Лентяи”

январь

февраль

1) “Каждый спит”
2) “Тихое озеро”

1) “Муравей”
2) “Радуга”

1) “Игра с песком”
2) “Тихое озеро”

1) “Винт”
2) “Радуга”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Облака”

1) “Штанга” (стихи)
2) “Ручей”

1) “Солнышко и тучка”
2) “Облака”

1) “Олени”
2) “Ручей”

март

апрель

1) “Кулачки”
2) “Отдых на море”

1) “Насос и мяч”
2) “На полянке”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Отдых на море”

1) “Тряпичная кукла и солдат”
2) “На полянке”

1) “Бабочка”
2) “Волшебный сон”

1) “Муравей”
2) “Водопад”

1) “Игра с песком”
2) “Волшебный сон”

1) “Холодно-жарко”
2) “Водопад”

июнь

1) “Шалтай-болтай”
2) “Воздушный шарик”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Лентяи”

1) “Драгоценность”
2) “Воздушный шарик”

1) “Игра с песком”
2) “Лентяи”

1) “Каждый спит”
2) “Порхание бабочки”

1) “Бабочка”
2) “Полет птицы”

1) “Винт”
2) “Порхание бабочки”

1) “Муравей”
2) “Полет птицы”

июль

август

1) “Сорви яблоко”
2) “Радуга”

1) “Штанга” (стихи)
2) “Ручей”

1) “Солнышко и тучка”
2) “Радуга”

1) “Варвара”
2) “Ручей”

1) “Улыбка”
2) “Тихое озеро”

1) “Пчелка”
2) “Облака”

1) “Качели”
2) “Тихое озеро”

1) “Шалтай-болтай”
2) “Облака”

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап

Лечь удобно и расслабиться.

2 этап

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

“Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

“Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

“Качели”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗРВАНИЮ «СУХОГО» БАССЕЙНА

1. Использование отдельных упражнений для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня (на усмотрение воспитателя группы).

2. Использование отдельных упражнений как часть индивидуального коррекционного занятия (на усмотрение специалистов детского сада).

Все занятия проводятся под непосредственным руководством, наблюдением педагога.

Каждое упражнение предполагает повторение от 3 до 5 раз.

Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов, те.е игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.

  • Занятие должно проводиться в игровой форме.
  • Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
  • Занятия следует применять, учитывая возможности ребенка.
  • Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
  • Общая продолжительность занятия – 15-20 мин.
  • Частота занятий – 1 раз в неделю.
  • Занятия проводятся индивидуально.
  • Форма одежды – майка и трусы.

Этапы занятия

I - Вводная часть

Цель. Cоздание игровой ситуации.

II, III – Основная часть.

II – Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

III – Массаж всего тела, развитие общей подвижности.

IV – Заключительная часть.

Цель. Мышечная релаксация, позитивный настрой.

Комплекс упражнений «На озере»

I ч. Вводная часть

"Мы с тобой пришли на озеро. Будем купаться, отдыхать. Вода в озере теплая, ласковая. Тебе хорошо и приятно. Но прежде чем плавать, я предлагаю тебе поиграть с водой".

II ч. «Игра с водой»

Цель. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

Упражнение № 1 «Разноцветные круги»

И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном.

"Опусти в «воду» правую руку и «нарисуй» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделай и левой рукой" (3-4 раза).

Упражнение № 2 «Солнышко»

"А теперь опусти в «воду» обе руки и обеими «нарисуй» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно)" 3-4 раза.

Упражнение № 3 «Радуга»

"В «воде» у тебя обе руки и ты постараешься «нарисовать радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза.

III ч. «Пловец»

Цель

  • Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности

И.п.: лежа на животе

Упражнение № 1

Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Упражнение № 2

Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз).

Упражнение № 3

Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз).

IV ч. «Отдых»

Цель.

Чередовать напряжение с расслаблением, регуляция дыхания, способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

И.п. : лежа на спине

"Представь себе, что ты лежишь на самом берегу озера в воде. Вода теплая, ласковая. Вокруг спокойно и тихо. Тебе хорошо и приятно. Закрой глаза, слушая мой голос:"

Упражнение № 1

"Прислушайся к своему дыханию. Дышим ровно и спокойно. Медленно вдохни и выдохни" (2-3 раза).

Упражнение № 2

"Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как-будто каменными (10-15 сек). А теперь расслабься, отдохни - тело твое стало легким как перышко" (2-3 раза).

Упражнение № 3

"Мои руки расслаблены, они словно тряпочки …

Мои ноги расслаблены, они мягкие …, теплые …

Мое тело расслаблено, оно легкое …, неподвижное …

Мне легко и приятно …

Мне дышится легко и спокойно …

Я отдыхаю…, я набираюсь сил …"

Свежесть и бодрость входят в меня …

Я легкий, как шарик…

Я добрый и приветливый со всеми …

Я хорошо отдохнул!

У меня хорошее настроение!

Встать, занятие закончено.

Маргарита Федорова
Релаксационные упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом . В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов : познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья детей с ОВЗ .

Картотека составлена в соответствии с годовым тематическим планом. Упражнение выполняется в течение недели (в паузах между занятиями, после активных физических или умственных нагрузок или перед сном).

Картотека релаксационных упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет)

1. Осенний лист.

Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны.) Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю. (Расслабление.) Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в стороны.) Упражнение выполняется несколько раз.

2. В огороде.

«Ноги выше поднимай, соберем мы урожай. Мы ребята-молодцы, собираем огурцы, и морковку и салат - витамины для ребят!» Дети идут по группе, высоко поднимая ноги, останавливаются, делают наклоны вперед, касаются руками пола. «Отдохнем немножко, сядем на дорожку!» Дети садятся на ковер и отдыхают.

«Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберем! Груши, яблоки висят, вот какой чудесный сад!» Дети идут спокойным шагом, взявшись за руки, затем встают в круг. Поднимают руки вверх, как будто срывают яблоки. Много яблок набрали, поднимаем тяжелые корзинки (мышцы напряжены) . Понесем их домой (медленно идут и садятся на стульчики, руки расслаблены, опущены вниз) .

4. Дерево.

Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.

5. Вешалка.

В шкафу висит много одежды. Давайте наведем порядок. Повесим одежду на вешалки. (Дети изображают одежду на вешалке, плечи неподвижны, руки расслаблены.)

6. Минута тишины.

Упражнение выполняется между занятиями или в середине занятия, предлагается послушать тишину. Дети смолкают по звуковому сигналу, после чего не произносят ни звука. По окончании минуты дети рассказывают, слышали ли они какие-то звуки, например, стук молотка, шум мотора машины и другие звуки.

«Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась. Будем с куклой мы плясать, будем в ладушки играть!» Дети повторяют все движения, изображая куклу. (2-3 минуты) Завершается игра словами : «Уложили куклу спать. Приходи ещё играть!» .

8. Мыльные пузыри

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами) . Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох – ртом) . Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки.) Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились) .

9. Птички.

10. Спящий котёнок.

Веселые, озорные котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиками, приглаживают шёрстку. Но вот они начали зевать, легли на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно и ровно дышат (расслабление) .

«Хорошо зимой зайчатам, снег лежит кругом, как вата. Если даже упадешь, встанешь, скажешь «Ну и что ж?» Только поздно нам гулять, не велит зайчиха-мать. И зайчатам, и ребятам нужно знать, что ложиться надо рано спать.» Дети прыгают, как зайчики, затем ложатся на ковёр (расслабление) .

12. Снежинки

«Мы белые снежинки, как лёгкие пушинки, кружимся и летаем, всю землю укрываем, а от тепла растаем - живой водою станем.» Дети свободно и плавно двигаются под музыку, затем садятся на ковер, и изображают превращение снега в воду (расслабление) .

Во дворе большая горка. «Покатили санки вниз, крепче, куколка, держись! Ты смотри, не упади, там канавка впереди! Санки – бух! Кукла – ух! Ты смотри, не замерзай, хлопай, топай и вставай!» Дети ложатся на ковер, затем встают и несколько раз стряхивают снег, расслабляя кисти рук и ног.

14. Кулачки

Дети сидят на стульчиках, руки на коленях. Но вот кулачки сжимаются с силой, еще сильнее… Попробуем разжать пальчики, пошевелим ими, подуем. Вот какими легкими стали пальчики! Выполняется несколько раз.

15. Ковёр-самолёт

Играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонько покачивает. Ветерок обдувает всё тело, внизу дома, леса, реки. Но вот мы постепенно снижаемся и приземляемся в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, а теперь медленно садимся.

16. Моряки

Моряки плывут на корабле. На море качка, волны качают корабль. Вы – моряки. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Палубу качнуло – перенести массу тела на одну ногу, выпрямиться, потом на другую ногу, выпрямиться, расслабиться. Шторм утихает, всё успокоилось (расслабление) .

Опустить руки, представить себе, что в правой руке у нас лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Сок выжат, расслабить руку, бросить лимон. Повторить упражнение левой рукой (напряжение – расслабление) .

В лесах много разных красивых животных, а вот и олени. Покажите, какие крепкие у оленя рога (пальцы растопырены, напряжены) . Но вот послышался шум, шея и тело оленя напряглось, он слушает, откуда доносятся звуки. Кругом всё тихо, олени успокоились и отдыхают.

19. Солдаты

Поиграем в «солдатиков» , представим, что мы игрушечные солдатики, которые умеют выполнять команды. Смирно! - дети стоят, выпрямив спину, руки вытянуты по швам. Шагом марш! – маршируют под счет 1-2. Вольно! – дети расслабляются, принимают удобные позы и отдыхают.

20. Солнечный зайчик

«Смотрит солнышко в окошко прямо в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки – очень рады солнышку!» Солнце посылает нам своего солнечного зайчика. ласково греет шею, спинку, - как будто мамины руки (расслабление) . Никак нам не поймать зайчика, убежал он от нас! И нам пора отдыхать.

21. Игра с песком

Представьте, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе) . Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка быхания) . Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза) .

22. Цветок

Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, расслабленно раскачивают руками) . Солнце исчезло, стало темно, мои лепестки закрываются (исходное положение, и вот снова утро… и т. д.

23. Птички

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке. (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.)

24. Медвежата

Мама-медведица играет с медвежатами. Она бросает им шишки. Мишки ловят и с силой сжимают их в лапах. Представьте, что вы – медвежата. Мишки устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А медведица снова кидает шишки медвежатам (повторить 2-3 раза) .

25. Ледяные фигуры

Зимой во дворе были ледяные фигуры, они из прозрачного льда. Динь-дон! – фигуры неподвижно застыли, они крепкие, твердые, красивые (мышечное напряжение) . Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают… Растекаются лужицы (расслабление) . Динь-дон! Сказка продолжается, игра повторяется.

Представьте себя слоном. Поставить устойчиво ноги. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с грохотом опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!» .

27. Подснежник

В лесу под снегом спрятался нежный цветок. Он сложил свои лепестки от холода и уснул до весны. Солнышко стало пригревать, подснежник стал расти, поднялся из-под снега и раскрыл лепестки. Радуется цветок солнышку, но ветер подул и склонил его к земле (дети встают, выпрямляются и снова опускаются, опустив руки и плечи) . Снова светит солнышко, упражнение повторяется .

28. Пылесос

Пылинки весело танцуют в луче солнца, по сигналу колокольчика кружатся всё медленнее, садятся на пол. Спина и плечи расслаблены, руки опущены, голова наклонена вниз. Заработал пылесос, он собирает пылинки. Кого воспитатель коснулся, тот медленно уходит на стульчик.

29. Росток

Росток появился из-под земли, маленький, слабенький. (Дети сидят на корточках, обхватив колени руками.) Но вот пошел дождик, водичка стала поить росток, они стал расти, у него появились листочки, стебель окреп и вытянулся. (Дети медленно встают.) Дождь закончился, светит солнышко.

30. Бабочки

Летний день, бабочки летают вокруг. Цветы рады подружиться с бабочками, зовут их к себе. Бабочки перелетают с цветка на цветок, машут крылышками, потом садятся на ковер из цветок, наклоняются и снова взлетают. Наконец они устали и полетели домой. (Дети изображают бабочек, садятся на стульчики.)

31. Облака

Лето, сейчас хорошая погода, небо чистое,голубое. Вот плывут облака. Давайте представим, что мы тоже превратились в облачко. (Дети ложатся на ковер, ноги и руки неподвижны, расслаблены, глаза закрыты). Вот мы поднимаемся над лесом, проплываем над речкой, нам тепло и приятно плыть по небу. А теперь мы возвращаемся обратно в детский сад, открываем глазки, садимся. (2-3 мин.)



mob_info