Химический турнир. Химический турнир Chemical Challenge
Всероссийский химический турнир школьников - это лично-командное состязание школьников 8-11 классов общеобразовательных и специализированных школ в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаиваться их в научных дискуссиях - химических вызовах.
Организатором Турнира является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет ». Состав организационного комитета указан на странице .
Основными целями Турнира являются:
. выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
. создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
. распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
. оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии;
. повышение педагогической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Турнира.
Химические вызовы проводятся по заданиям, разработанным, отобранным и утвержденным методической комиссией . С заданиями текущего Турнира Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе . Задания прошлых лет представлена на странице архива мероприятий .
Регламент Всероссийского химического турнира школьников представлен в соответствующем разделе , там же представлены регламенты региональных этапов. Полный список региональных этапов Турнира приведен на странице . Команда-победитель регионального этапа вне конкурса приглашается к участию в заключительном этапе Всероссийского химического турнира в Санкт-Петербурге! Для организации регионального этапа в своём субъекте Российской Федерации свяжитесь с Координатором региональных этапов .
Экспертная комиссия Турнира состоит из научно-педагогических работников, аспирантов, докторов и кандидатов химических наук. В экспертную комиссию могут быть включены представители научных и исследовательских отделов химических и смежных с химией коммерческих предприятий, а также преподаватели и научные работники государственных (муниципальных) научных и исследовательских учреждений, имеющих государственную аккредитацию, преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования, преподаватели образовательных организаций дополнительного образования, преподаватели общеобразовательных организаций.
14 мая 2016 года Всероссийский химический турнир школьников отправил заявку в Российский совет олимпиад школьников на присвоение статуса Олимпиады 2 уровня.
Нормативные документы:
Положение об Олимпиаде школьников ВХТШ
Регламент проведения Олимпиады школьников ВХТШ
XIII Всероссийский химический турнир школьников
Заочный этап:
17 июня 2016 - 14 января 2017
Очный этап:
13 марта - 19 марта 2017*
Место проведения:
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
*даты уточняются, следите за объявлениями
Ранее на протяжении 4 лет нами успешно реализовывался Химический турнир в Свердловской области. Мероприятие пользовалось высокий спросом среди школьников и учителей, а аудитория проекта увеличилась со 178 до 1033 человек. Была создана традиция Турнирного движения по химии и на данный момент - это крупнейшее движение среди всех регионов РФ. Высокий уровень организации создало Турниру и его команде авторитет и доверие такого уровня, что в 2019 году мы проводим всероссийский МХТ.
МХТ будет проводиться в три этапа.
1 этап. Свердловский химический турнир (СХТ) (09.2018-11.2018). Этап МХТ, для учащихся Свердловской области, продолжающий традицию предыдущих 4 лет. К участию будут приглашены команды из 5-6 человек. Для решения задач к участникам будут прикреплены наставники из числа студентов естественнонаучных специальностей и состоятся вебинары по теории и практике турнира. 40 лучших команд будут приглашены в очной этап, где в полемике с командами-соперницами смогут защитить свои решения перед компетентным жюри из числа профессионалов-химиков.
Для педагогов будут организованы курсы повышения квалификации по подготовке команд на местах и проведению локальных турниров. В 2017 году была проведена предварительная работа по рассылке методических материалов и был получен отклик. Обучение продлится с 09.2018 г. по 03.2019 г. и будет ориентировано на диалог между участниками и организаторами, обмен опытом и практику.
2 этап. Заочный отбор команд для участия в финале МХТ (09.2018-12.2018). С поддержкой партнеров и используя наш опыт, мы проведем набор команд в других регионах РФ, инициировав, таким образом, развитие турнирного движения в них. Команды присылают решения задач в формате текста и презентации, проходят квалификацию, и победители регионов приглашаются в финальный этап. Участникам также будут доступны вебинары и помощь наставников.
3 этап. Финальный этап (02.2019). Команды-победительницы собираются в Екатеринбурге, чтобы сразиться за звание лучшей в России. Участники СХТ, будут приглашены в качестве зрителей где, пообщаются с сильнейшими командами России и обменяются опытом. В рамках финала состоится образовательная программа: знакомство участников с промышленными и исследовательскими предприятиями Свердловской области, потенциальными работодателями.
Так мы комплексно сможем продвинуться к повышению интереса школьников к специальностям связанным с естественными науками, изменению позиции в процессе обучения на активную при поддержке педагогов и формированию видения профессиональной траектории развития в рамках Свердловской области.
Цели
- Привлечение школьников на естественнонаучные и технические направления через решение практических задач.
- Интеграция турнира в образовательную среду Свердловской области как формата обучения, способствующего развитию навыков XXI века.
- Развитие коммуникации школьники-студенты-профессионалы на площадке интеллектуальных соревнований для профориентации школьников в Свердловской области.
Задачи
- Установление непосредственной связи с прошлогодними организаторами Межрегионального Химического Турнина (г. Москва) для обмена методической информацией и решения прочих организационных вопросов.
- Разработка комплекта задач для участников турнира.
- Информационная поддержка проекта
- Набор команд школьников из Свердловской области.
- Набор команд школьников из других регионов РФ.
- Создание института наставничества для интеллектуальных проектов и из участников естественнонаучных турниров прошлых лет, студентов и молодых ученых.
- Организация системы поддержки участников путем предоставления видео-лекций, посвященных успешной подготовке и защите решений задач.
- Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей химии.
- Проведение Свердловского Химического Турнира Школьников в Свердловской области: заочный этап.
- Создание сообщества членов жюри из числа преподавателей ВУЗов, молодых ученых и представителей инновационных и научно-производственных предприятий из области химии и химической технологии.
- Создание административной системы для организации очного этапа (ведущие секций, счетная комиссия, волонтеры)
- Проведение Свердловского Химического Турнира Школьников в Свердловской области: очный этап.
- Организация и проведение обучающего семинара для инициативных групп из различных городов Свердловской области.
- Проведение практического тура Свердловского химического турнира Школьников.
- Проведение заочных этапов в регионах РФ за исключением Свердловской области
- Проведение финала Межрегионального химического турнира школьников
- Реализация образовательной программы в рамках финала МХТ для участников.
Обоснование социальной значимости
Реализация планов правительства РФ по реорганизации промышленного и научного сектора, перехода от сырьевой экономики к высокотехнологичной, требует принятия комплексных мер как в сфере науки, так и в сфере образования. В том числе необходимо много грамотных, разносторонне подготовленных специалистов в области технических и естественных наук. Сегодня происходит увеличение госзаказа в ВУЗы РФ по приоритетным направлениям подготовки, однако у школьников не наблюдается достаточной мотивации и заметной заинтересованности в обучении на направлениях естественных и технических наук при их высоком потенциале (по результатам международных тестов наши ребята занимают топовые позиции). Это справедливо и для Свердловской области, которая чувствует нехватку подобных кадров при большом количестве промышленных предприятий. Если посмотреть внимательно, то высокие результаты в международных тестах в основном обоснованы компонентой «знание», а не «применение» и «рассуждения». Во многом это связано с "бумажностью" школьной программы, оторванностью ее от реальной жизни и недостаточностью школьного курса химии для полноценного восприятия предмета, что отмечают многие эксперты в области образования. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно пробовали решать задачи, представляющие собой реальные проблемы науки и техники, в таком случае для них будет очевиднее, чем же они как профессионалы смогут заняться в будущем. Поэтому мы предлагаем организовать соревнование по решению задач, не имеющих точного ответа, а являющихся проблемами, требующими анализа, вывода гипотезы и доказательства решения. Это серьезное отличие Турнира и существующих форматы доп. образования детей, таких как олимпиады, научно-практические конференции и т.п. Второе различие в том, что в XXI веке, когда информация становится доступной, важнее то, каким образом ты ей оперируешь, чем то, каким объемом обладаешь. Соответственно появилась потребность в создании и развитии такого формата, который помимо знаний по предмету будет требовать от участников процесса новых навыков работы с информацией и умений, выходящих за пределы предмета. Турнир уже зарекомендовал себя в других областях науки, как формат, удовлетворяющий этим требованиям. Именно в дискуссии между командами перед лицом компетентного жюри, формируются навыки, необходимые современным специалистам: критическое мышление, умение убедительно доказывать собственную точку зрения, работать в команде и многие другие.Ссылки в п. 7.1. заявки
Химический Турнир – это командное мероприятие для
школьников, желающих попробовать свои силы в решении сложных и творческих
химических задач. Участникам примерно за полтора месяца до начала объявляется
список заданий, которые необходимо решить в его рамках. В отличие от олимпиад,
эти задания открытого типа, не предполагающие единственного ответа, для их
решения необходимо провести небольшое исследование, работать с литературными
источниками и проявлять творческие способности. В 2015 году к участию в Турнире
зарегистрировалось более 150 команд из 31 региона России, также свои заявки
прислали команды из Казахстана и Украины. Среди них был проведен заочный этап,
по результатам которого были отобраны 25 сильнейших команд, которые были
приглашены на очную часть V МХТ, где в формате мини-конференции, они по очереди
выступали в роли докладчиков, оппонентов и рецензентов.
На открытии V Московского Химического
Турнира с приветственным словом выступили академик РАН, декан Химического
факультета МГУ Валерий Васильевич Лунин и Директор по науке ЛУКОЙЛ – Смазочные
материалы Андрей Владиславович Стерхов. Они пожелали участникам успехов и
отметили, что усердная работа в рамках турнира поможет им стать студентами
лучшего химического факультета страны. "Возможно, этот турнир станет плацдармом
для новых свершений, определит дальнейший выбор жизненного пути многих из вас.
И если ваше призвание – реализация инновационных идей и научных разработок в
будущем, вы сегодня в правильном месте" – отметил Андрей Владиславович.
Темой задач турнира стала "Химия и Британские ученые" - участникам было предложено вслед за британскими химиками (и не только) придумать способ создания пластмасс из сахара, описать устройство сильмариллов, разработать демонстрационные опыты с соединениями благородных газов и экспериментально исследовать процесс заваривания чая.
Вероятно, самым зрелищным событием стал финал, в котором три сильнейших команды демонстрировали самое лучшее из придуманных ими решений. Довольно любопытным был доклад победителя Турнира – сборной команды из города Кирова. Кировчане рассказывали о решении задачи, посвященной Шерлоку Холмсу, их цель была разработать методику обнаружения в песке следов пороха, использовавшегося в конце XIX века, и крови. Участники продемонстрировали не только хорошую теоретическую подготовку, но и провели неплохую экспериментальную работу, в точности повторив опыт великого сыщика с каплей крови. Отличилась команда Дома научно-технического творчества молодежи Москвы, продемонстрировав во время своего доклада настоящие невидимые чернила.
По итогам химических боев, продолжавшихся в течение трех дней, победителями турнира была определена тройка лидеров, в которую вошла:
- команда лицея №130 г. Новосибирска,
- сборная команда Кировской области и
- московская команда из СУНЦ МГУ.
На церемонии закрытия состоялся финальный этап, в результате которого победителем Турнира стала команда Кировской области. Дипломы II степени вручены командам лицея №130 г. Новосибирска, СУНЦ МГУ и московской школы № 192. Диплом III степени получили команды лицея-интерната при К(П)ФУ (Казань), СУНЦ НГУ (Новосибирск), ДНТТМ (Москва), лицея №2 (Тула), лицея №1568 (Москва) и гимназии №1 им. Ю.А. Гагарина (г.Клинцы, Брянская область).
В личном зачете
победителем стала ученица лицея №130 г. Новосибирска Лащинская Зоя.
На церемонии закрытия оргкомитетом Турнира было объявлено о планах развития мероприятия. По географии проведения V Московский Химический Турнир был приравнен к первому Межрегиональному. В 2015 году будет проведено не менее 5 региональных турниров, которые станут отборочными этапами для центрального события - II Межрегионального Химического Турнира, который пройдет 4-6 февраля 2016 года.
Свою готовность обеспечить поддержку мероприятия уже высказал Фонд "Династия", проект вошел в число 29 победителей Конкурса образовательных проектов для школьников в номинации "Стандартные проекты".
Организаторами мероприятия выступили факультет фундаментальной физико-химической инженерии, факультет наук о материалах, химический факультет МГУ и Национальный центр непрерывного естественно-научного образования.
Научно-практический химический турнир «Химический вызов» (Chemical Challenge) проводился в рамках ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии под эгидой Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) .
В турнире Chemical Challenge приняли участие более 600 школьников 9 - 10 классов и студенты СПО России и Казахстана.
О турнире
Химический турнир Chemical Challenge — лично-командные соревнования по решению задач из области химии и химической технологии, которые заведомо не имеют точного решения (кейсы). В ходе турнира участники смогли познакомиться с ровесниками, увлекающимися химией, из разных уголков страны, а также защитить свои решения перед компетентным жюри из числа участников Менделеевского съезда. Среди них видные российские и иностранные ученые, лауреаты Нобелевской премии, представители ведущих российских и зарубежных предприятий химической и фармацевтической промышленности.
Турнир проходил в три этапа с апреля по сентябрь 2016 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета.
Первый этап (заочный)
С 4 апреля по 5 мая 2016 года (23:59 по Екатеринбургу) - к оманды-участники из 4-5 человек решали 2 химических кейса (задачи) из предложенного комплекта. Решение задач заключалось не в поиске единственно верного ответа, а в предложении участниками собственных оригинальных технологических решений и проверке их жизнеспособности.
Второй этап (очный отборочный)
21 мая 2016 года - п о результатам первого этапа команды, показавшие лучшие результаты и прошедшие квалификацию, посетили в Уральский федеральный университет для проведения очного этапа отбора. В течение дня участники посетили институты, занимающиеся подготовкой химиков, выполняли поставленные перед ними задачи, проявляли свою эрудицию и находчивость.
Третий этап (очный)
С 29 по 30 сентября 2016 года - 24 команды, отобранные по результатам первых двух этапов, в очной сессии защищали свои решения кейсов в дискуссии с другими командами перед компетентным жюри. 3 сильнейшие команды вышли в финал и бились за Кубок Менделеева на завершении ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в ЭКСПО .
География участников:
- Алапаевск
- Астана
- с. Баранчинский
- Березники
- Бирск
- Богданович
- Верхняя Пышма
- Верхняя Салда
- Воркута
- Давлеканово
- д. Шарлык, Благоврский район
- Екатеринбург
- Житикара
- Каменск-Уральский
- Караганда
- Качканар
- Курган
- Нефтекамск
- Нижневартовск
- Нижний Тагил
- Новоорск
- Новотроицк
- Оренбург
- Павлодар
- Первоуральск
- Пермь
- Полевской
- п. Якша
- п. Цементный
- Ревда
- с. Вознесенка
- с. Москово, Башкортостан
- с. Тарасково
- Соликамск
- Стерлитамак
- Сургут
- Ханты-Мансийск
- Чайковский
- Челябинск
Все ребята, боровшиеся за выход в финал, показали отличные результаты. В итоговом рейтинге разрыв в баллах между командами достигал нескольких сотых. Финалистами стали команды:
1 место - «Ливерморий» (гимназия № 116 из Екатеринбурга)
2 место - Be_CReAtIV (гимназия № 9 из Екатеринбурга)
3 место - «CH-113» (школа № 113 из Омска)