Эмблемы детских конкурсов. Творческая мастерская «Создаём эмблему детского сада

Марина Ровина
Консультация по трудовому воспитанию «Труд ребёнка в семье»

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка , его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия , осознания полезности труда . Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи : В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности ,положительного отношения к труду . Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников. Основы трудолюбия закладываются в семье . Основная проблема общественного и семейного воспитания - его цель . Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке , обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание . Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом относятся к взрослому человеку. Они присматриваются к действиям мамы, папы, няни, детскому саду, стараются подражать им в играх.

Младший дошкольник очень близок со взрослым : тот помогает ему во всем - одевает, кормит, гуляет с ним, играет, трудится и малыш воспринимает эту помощь родителей и воспитателя настолько естественно, что не отделяет их действия от собственных, не воспринимает их как труд . Поэтому ознакомление с трудом взрослых целесообразнее начинать не с ознакомления с домашним трудом мамы , воспитателя , как это считают, а с трудом людей , которые непосредственно с детьми не соприкасаются, на действия которых ребенок может посмотреть со стороны, но содержание и, главное, результат их труда ему понятны . Это может быть, например, труд дворника ("Он подметает двор, чтобы всем и тебе тоже было приятно играть на участке"). И. т. д.

Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду . Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться , весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям , как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом ребенка должны повышаться требования к нему, изменяться организация его труда , руководство и контроль со стороны взрослых и т. д.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье , они должны быть хорошо знакомы с тем, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду » , знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков . Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств .

Зная особенности организации труда , владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие , гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда . Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Труд – важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка , складываются коллективные взаимоотношения. К. УшинскийЖизнь ребёнка и в детском саду , и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд , направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно , и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку . Исходя из условий семьи , в каждой можно найти трудовые поручения , которые будут выполняться дошкольниками : поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т. д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание удошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности,организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннеговоспитания личности ребенка . От того как, будет воспитан дошкольник внравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение вшколе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводитк установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишнейопеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другимчленам семьи , желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. Всемье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда , которые малораспространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятныесемейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и ихнравственно-волевое развитие. Одна из основных функций семьи - воспитание детей . Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он. основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.

Воспитание , в том числе и трудовое , должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чейжизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье , честен во всем, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка- дошкольника к труду . Трудовые поручения , которые ребенок выполняет в семье , по содержанию разнообразнее, чем

в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде ) . Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье .

Велика роль семьи в трудовом воспитании детей . В семье закладываются у детей основы трудолюбия , вырабатываются трудовые умения и навыки . Как же следует организовать труд ребенка в семье ? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает .

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль в разностороннем развитии личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Будущее ребенка, его эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. Для семейного воспитания прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.

Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.

В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее типичные ошибки:

  • 1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.
  • 2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда.
  • 3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.
  • 4. Отсутствие или недостаток у родителей соответствующих психолого-педагогических знаний.

Часто можно наблюдать как, например, воспитатель старшей группы в совместной трудовой деятельности с детьми берет на себя самую важную часть работы: поливает растения, чистит клетки, готовит корм животным, убирает на место игрушки, личные вещи детей и пр. Ребята же при этом выполняют лишь отдельные мелкие поручения, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Иногда воспитатели дают поручения тем детям, которые владеют некоторыми навыками и с охотой берутся за работу. Ребятам же, которые не умеют работать и категорически, под разными предлогами, отказываются от труда («Не умею», «Мама не позволяет», «Не хочу»), стараются давать поручения реже.

Такую же картину часто можно наблюдать и в семье.

…Утро. Кто торопится на работу, кто - в школу, а кто - в детский сад. Маленькая Настенька разделяет общее настроение. У нее своя забота: застрял чулок на ножке, не поддается ее усилиям. Настя пыхтит от усердия. Еще бы, это дело не легкое. Маме жаль дочку, да и ждать некогда. Она бросает свои дела и приходит малышке на помощь: «Давай помогу, побыстрей управимся». Но дочь возражает: «Я сама».

Ребенок заявляет о своих возросших возможностях, он осознает свою силу, самостоятельность. Родителям радоваться бы только и использовать этот момент в воспитательных целях, а они порой сердятся, принимая стремление ребенка к самостоятельности за упрямство. «Ты еще маленький»,- заявляют они. Иногда бывает и так: без всяких церемоний отшлепала, отняла чулок, насильно натянула его на ножку малыша. А в результате конфликт: слезы ребенка, раздражение матери.

Самостоятельность - великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок маленький, но за три года своей жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны руки мамы, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание маленького ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко.

Научить малыша обслуживать себя - значит приохотить его к трудовым усилиям. И главное - ребенок почувствует свою причастность к общим семейным делам и заботам.

Каждому педагогу необходимо помнить, что никакие беседы с детьми о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не участвует в работе и не испытывает радости и удовлетворения от нее. Таким образом, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в целом и в формировании его трудолюбия, в частности.

Не менее важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе («Не умею», «Не хочется», «Надоело»). Воспитатели и родители должны стараться побуждать ребенка к самообслуживанию и делать это не от случая к случаю, а постоянно, постепенно, усложняя требования к ребенку («Не жди, чтобы тебе помогли. Делай сам.» - «Ты уже большой и потому умеешь одеваться сам» - «Смотри, все дети гуляют, а ты еще не одет. Ну-ка, поторапливайся»). Это мобилизует ребенка. Он старается побыстрее одеться, чтобы играть.

Лень приходит туда, где нет ей сопротивления, где родители и воспитатели не прививали ребенку трудолюбия.

Очень важно, чтобы те несложные трудовые поручения, которые ребенок выполняет в детском саду, стали бы и дома повседневной обязанностью. Интерес к трудовой деятельности взрослых и желание в нем участвовать появляется у ребенка очень рано, в два-три года. И если взрослые учитывают возросшие возможности малыша, то возникает гармония взаимоотношений.

Какие же трудовые обязанности могут нести по дому дети-дошкольники?

В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное - рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки. Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки. Трех-, четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы.

Обязанности пяти-, шестилетних детей значительно возрастают. Они могут помочь мыть посуду, убрать постель, свою комнату, игровой уголок, присмотреть за младшими детьми и др.

Участвуя в общих работах по дому, ребенок на практике познает, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Постоянные обязанности воспитывают важное нравственное качество - ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Вот шестилетний ребенок подметает пол, поливает цветы, убирает постель. С каждым днем он делает это лучше, гордится своими умениями и радуется, когда мама называет своим помощником. Необходимо, чтобы ребенок был приучен к тому, что какой-то вид домашней работы обязан выполнять именно он.

В детском саду ребята могут следить за порядком в раздевальной комнате, в игровом уголке, ухаживать за комнатными растениями и др.

Дошкольник должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно постигать истину о том, что его труд нужен другим. Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности: не сорит, не разбрасывает игрушки и вещи, кладет их на место.

Трудовой настрой, аккуратный и привлекательный внешний вид взрослых, своевременное устранение беспорядка окажут благоприятное влияние на воспитание трудолюбия у детей.

Воспитание советских ребят невозможно представить себе как воспитание нетрудовое, воспитание лентяев и белоручек. Поэтому труд должен быть необходимым элементом семейной педагогики. Это понятно и ни у кого не вызывает возражений. Если родителей спросить, как "они представляют себе «домашнее» трудовое воспитание, девять из десяти уверенно ответят:

Приучить ребенка посильно помогать в хозяйстве, присматривать за малышами; чтобы у него были свои постоянные обязанности; чтобы не был белоручкой, умел все делать и убирать за собой.

И они будут правы. Поэтому, не задерживая внимания читателя на общеизвестных вещах, дадим лишь несколько уточняющих советов.

В раннем возрасте дети обычно очень любят помогать взрослым по хозяйству. Трехлетнему карапузу до смерти хочется вместе с мамой мыть посуду, стряпать или подметать пол. Старайтесь никогда не отвергать помощь детей, даже если вы знаете, что она обернется только помехой. Отталкивая детей: «Уходи, не путайся под ногами, без тебя скорее сделаю», вы отбиваете охоту ко всякому труду.

Всякий новый навык дается малышу нелегко и закрепляется только постоянным повторением. Вот он научается сам одеваться. Поначалу это для него и интересная и трудная задача. Пусть он как можно раньше привыкнет справляться с ней без родительской помощи. Часто у матери не хватает терпения ждать. «Опять прокопаешься целый час, ну-ка, давай сюда ножку»,- не выдерживает она. Но вот так случается несколько раз, и навык разрушается.

Ребенок обязательно должен иметь несложные обязанности по дому. Но там, где под лозунгом трудового воспитания ребенок просто целый день находится на побегушках, он не приучается по-настоящему к труду. У малыша должно быть дело, которое он считал бы своим, за которое ощущал бы ответственность и которое было бы ему хоть немного интересно.

В порученном деле ребенку должна быть предоставлена некоторая самостоятельность. На первых порах надо, конечно, объяснить ему, что к чему, и проследить за исполнением. Но нельзя постоянно стоять у него над душой и командовать: делай так, а теперь так. «Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении»,- указывал А. С. Макаренко.

Особенно тщательно надо следить, чтобы начатое всегда доводилось до конца. Если осталось что-то недоделанное со вчерашнего дня, то сегодня нового поручения быть не должно до тех пор, пока не будет завершено прежнее. Всякая безалаберность, неумение спланировать свою деятельность, организовать свое время должны изгоняться самым беспощадным образом.

Но есть в семейном трудовом воспитании другая сторона, о которой нередко забывают. Хочется предостеречь от ограниченного понимания его задач.

Бесспорно, что участие в домашнем хозяйстве дает известную привычку к работе и полезные, необходимые в жизни навыки. Но мытье посуды и подметание пола в собственной квартире вовсе не обязательно прививают коммунистическое отношение к труду, которое строится на осознанной необходимости и потребности трудиться с полной отдачей сил ради общего блага.

Стремясь развить в ребенке трудолюбие «на потребу» семье, не упускаем ли мы иногда из виду основной цели трудового воспитания? Поясним это на более «взрослых» примерах.

Иной подросток дома - на все руки, а на воскресник его не дозовешься. «Мать не пускает, говорит, своих дел полно...» - «Но ведь все ребята идут!» - «Вот и я говорю? неудобно, мам, все идут». А она: «Стадион и без тебя построят, а я тут с ног сбиваюсь, кто все-таки дороже - мать родная или стадион?»

Одна девочка радостно похвасталась в семье: ее назначили ответственной за сбор утиля, и класс занял первое место. «Вишь ты!--с едкой укоризной сказала мать.- А дома, небось, мусор вынести, и то не допросишься!»

Сын привел товарища, разложились на полу, мастерят какие-то пособия для кружка. «Нет, чтобы матери помочь, так еще грязь разводит!»

Спору нет, помощь взрослым в семье - справедливое требование. Справедливое и обязательное! И очень обидно и горько, когда сына или дочь «не допросишься».

Но не страшнее ли то, что подобными репликами вы в глазах ребенка противопоставляете личное общественному и побуждаете его предпочитать первое второму? Не от такого ли взгляда на «свое» и «чужое» пускает порой первый корешок гнусная идейка, что работа на общество - это работа «на дядю» и потому нечего тут особенно усердствовать?

Все сказанное выше позволяет утверждать: трудовое воспитание в семье неизбежно носит ограниченный характер, если оно выливается только в воспитание трудом - домашним трудом. Оно обретает полную идейную глубину тогда, когда органически сочетается с воспитанием коммунистического отношения к труду.

Умейте донести до ребят дыхание тех идей, ради которых вы живете и боретесь в своем большом взрослом мире, умейте пропитать ими нравственную атмосферу семьи. Этого не заменит никакое распределение домашних обязанностей, как бы разумно оно ни было организовано. Обязательно расскажите (а при возможности и покажите) детям, где вы работаете, в чем заключаются ваши обязанности, чем ваша работа интересна. Не выпячивайте своих заслуг, но и не умаляйте их небрежно. Хорошая советская гордость трудовыми успехами матери и отца очень благотворно сказывается на воспитании ребят.

Надо, чтобы сыновья, узнавая, к примеру, что отца выбрали в профком или дали ему премию, радовались не только почету и деньгам, но и трудовым успехам его, потому что понимали - все это неспроста, не даром, а за самоотверженную работу, за неугомонные рационализаторские «придумки», за честный пот и честную усталость.

Наше общество еще живет пока по принципу «от каждого по способности - каждому по труду», и материальная заинтересованность остается очень важным мотивом, побуждающим людей к честной, добросовестной работе. Но все большую весомость, все больший смысл в наших глазах приобретает первая часть этого принципа: «от каждого по способности». Все больше развиваются и крепнут новые, моральные стимулы к труду: для многих он становится - и уже стал! - жизненной потребностью.

Мы работаем не только ради денег и даже не только потому, что сознаем в этом свой долг, но и потому, что находим в работе высокое человеческое удовлетворение. Вместе с тем лишь она доставляет советской семье средства к существованию, обеспечивает ее благополучие. Донести до ребенка правильное понимание того, как сочетаются и соотносятся в нашей трудовой деятельности нравственные и материальные «двигатели», не так-то легко.

Тем более нелегко выдержать тут верный тон семье, которая - как хозяйственная ячейка - имеет собственный бюджет, постоянно ведет учет доходов и расходов, на чем-то экономит, на что-то прикапливает, планирует, прикидывает, высчитывает... Но как оно ни сложно, а необходимо. Больше, чем где-либо, нужно внимательно, даже щепетильно относиться к разбор}" денежных вопросов в семье. Иначе материальные последствия могут заслонить от ребенка его общественный смысл.

«Ребенок не видит, как идет работа», но он видит, что, приходя с работы, старшие приносят деньги, что они отмечают получку «гостинцами», покупками, выпивками (увы!). Он видит, что изрядная доля семейных радостей и ожиданий связана с приобретением новых вещей, одежды, мебели. И это естественно. Год от года повышается материальный уровень советских людей. Они переезжают в отдельные квартиры, обставляют, обживаются, глядишь- подыскивают уже местечко для гаража... Холодильник. Телевизор. Мусоропровод. Стиральная машина. Как говорится, и слов-то таких не было до войны! Очень радостно и за новоселов, и за всех, кто обновляет свой быт на старом месте, избавляясь от ободранных комодов и кроватей «с шарами». Кто же, как не советские люди, заслужили право на достаток, на уют, красивую одежду, комфорт!

Но... Ребенок-то смотрит, слушает и, простите за громкие слова, думает о смысле жизни... Какую же роль сыграют в его думах квартирные впечатления, если никто не раскроет перед ним, какие гигантские, почти полувековые усилия всего народа стоят за приятной возможностью устраиваться в этой самой квартире?!

Мы, взрослые, счастливы, что дети наши не знают лишений и бед, которые выпали в их годы на долю многих из нас. Мы радуемся, кажется, не меньше самих ребят, покупая им невиданные прежде игрушки или яркие, веселые одежки, или книжки с заманчивыми картинками. Мы счастливы, если можем их немножко побаловать... И за всем этим забываем частенько втолковать ребенку одну простую, но непреложную истину: ту, что человек должен иметь право на блага, а право это дает в советском обществе только собственный, честный, в полную силу труд для всех.

Трудовое воспитание ребенка в семье, кроме нравственной нагрузки, решает еще одну, практическою задачу: подготовить его к школе, к успешной учебе. Родители не всегда отчетливо представляют себе, как важен будет этот этап в жизни их сына или дочери.

Школьная учеба - это прежде всего труд. Она требует от ребенка привычки к систематическим, регулярным занятиям, требует терпения и упорства, и немалых усилий.

Тому, кто не получил дома минимальных трудовых навыков, иногда мудрено одолеть даже школьное самообслуживание. Он теряется от своей неумелости и невольного пренебрежения товарищей. За плохо выполненную работу стыдят, высмеивают в стенгазете. То, что для других естественно и просто, для него оборачивается сущей мукой. Но помимо общей трудовой подготовки вопрос о поступлении в школу заслуживает и специального родительского внимания.

Прежде всего, ребенок должен осознать значительность предстоящей перемены в его жизни и ждать ее с радостью. Приобретая школьную форму, учебники, готовя специальное место для занятий будущего первоклассника, родители должны подчеркнуть свое уважительное, серьезное отношение к готовящемуся событию.

До школы ребенок обычно не бывал столько времени подряд сосредоточен на одном занятии. Одной из главных трудностей для малыша в его первый школьный год является, по свидетельству педагогов, непонимание того, что учеба - это не разновидность игры, а серьезное, настоящее дело. Ребенку дисциплинированному, усидчивому, приученному выполнять трудовые поручения взрослых, переход в качество школьника дается легче; тому же, у кого внимание не привыкло на чем-то долго задерживаться, перейти этот рубеж куда труднее.

Есть и еще один серьезный момент при поступлении в школу: ребенок должен быть готов окунуться в большой детский коллектив. Для детей, приходящих из детского сада, тут проблемы нет. Для ребят «домашних», не имеющих зачастую опыта общения с таким количеством сверстников, могут возникать свои трудности. Некоторые ребята, например, трудно осваиваются даже с дисциплиной, с необходимостью подчиняться старосте, а тем более звеньевым- своим же приятелям, которые «ничем не лучше его». Бывает, что нормальную связь с коллективом нарушает нервозность и замкнутость ребенка, у которого нелады в семье, отставание, связанное со слабостью здоровья. И каждый раз ребенок остро переживает свою ущербность, старается скрыть ее или компенсировать чем-то иным, не всегда достойным.

Чтобы предотвратить возможность возникновения трещины между вашим ребенком и его товарищами по классу, старайтесь развивать в них общительность, покладистость, умение ладить с партнерами по играм. Поощряйте первую детскую взаимопомощь, дружбу, возникающую во дворе. Хождение ребят друг к другу в гости частенько раздражает взрослых, но опыт такого общения полезен. Словом, стремитесь сделать ребенка уживчивым, «удобным» членом будущего школьного коллектива. (Ниже мы еще остановимся на этом, говоря о готовности ребенка к школе).

Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.
Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста учатся трудиться в основном через самообслуживание, помощь в бытовом труде. А дети постарше уже кроме самообслуживания и труда в быту выполняют учебный труд и труд общественный. Взрослым необходимо привлекать детей к бытовым поручениям как можно раньше, чтобы в дальнейшем ребятам было проще справляться со своими трудовыми обязанностями.
Каждому ребёнку нравится что-то своё, у него есть свои предпочтения и интерес к какой-то определённой деятельности. Но если не развивать этот интерес, то он может угаснуть. Родителям необходимо поддерживать эти предпочтения, но в то же время добавлять в них что-то, что будет способствовать и трудовому развитию. Можно совмещать любимое и полезное дело, усложняя их по мере взросления ребёнка. Это актуально в младшем возрасте дошкольника, когда всё познаётся через игру. И тогда ребёнку будет даваться всё очень легко, и он с интересом будет трудиться и помогать не только себе, но и окружающим.
Но во время труда детям необходим и отдых, поэтому можно и нужно давать передышку молодому организму – предложить как раз любимое занятие.
Выполняя трудовые поручения взрослых – воспитателей или родителей, ребёнок чувствует ответственность перед близкими, начинает контролировать свои действия самостоятельно, добивается необходимого результата.
Благоприятное развитие трудовая деятельность дошкольника получает как раз в коллективе. В семье – совместное приготовление обеда, сервировка стола, генеральная уборка, уход за домашними питомцами. В детском саду – полив цветов, подготовка к совместной с воспитателем деятельности, помощь младшему воспитателю.
Очень часто родители допускают ошибки, не давая маленькому ребёнку трудиться. Это неправильно. Нельзя делать всё за детей. Пусть и приходится зачастую мамам и папам исправлять за малышом огрехи, но лучше он сделает или попытается сделать это сам. Так же не стоит наказывать ребёнка трудом – этим самым можно отбить всё желание трудиться вообще. Если родители хотят, чтобы их ребёнок помогал им, то не стоит делать всё за него, не стоит наказывать трудом, так же не нужно давить, запугивать, принуждать, а необходимо просто просить о помощи.
Труд не только физически развивает ребёнка – ведь неоспорим двигательный момент в труде, но также развивается и интеллект. Ребёнок становится любознательным, инициативным, у него развивается память, сосредоточенность, наблюдательность. Необходимо во время трудового поручения объяснять ребёнку – для чего ему нужно выполнить именно это задание и какого результата вы ждёте. Тогда он может сравнить и сделать выводы по окончании работы – всё ли он сделал правильно и добился ли нужных результатов. Как было сначала, а как стало потом. Он сравнивает.
Вместе с трудовым воспитанием необходимо прививать ребёнку и бережное отношение к результатам труда взрослого человека, тем самым он равняется на взрослого, подражает ему, стремится сделать так же. В трудовом воспитании детей важен пример.
Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения, выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.

Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Вряд ли найдётся взрослый, который будет возражать против того, что ребёнка нужно приобщать к труду. Вместе с тем вопросы трудового воспитания в каждой семье решаются по- своему. В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда физиологические
и психологические предпосылки – самостоятельность, целеустремлённость, уверенность движений, активность.

Программой дошкольного учреждения определены аспекты трудового воспитания детей и сформированы его основные задачи: прививать элементарные трудовые навыки, формировать у детей интерес и любовь
к труду, знакомить с работой взрослых, воспитывать уважение к людям труда. Трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста ещё очень ограничена, однако она тоже должна быть целеустремлённой
и результативной. Важно, чтобы цель, поставленная перед детьми, была
им близка и достижима через небольшой промежуток времени: усилия детей должны обязательно дать результат при завершении трудового процесса (расчистили лопаткой дорожку от снега – можно по ней побегать и т. д.) с возрастом усложняются виды труда, увеличивается его продолжительность, появляется способность самостоятельно ставить цель и стремление достичь её.

Трудолюбие, как и любое другое средство личности, не появляется, само собой. От первых попыток самостоятельно надеть рубашку до участия
в общественном труде человек проходит большой т путь. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного, двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде.
В тоже время родители понимают когда-то и малышу придётся трудиться, и уже сегодня, в четыре-шесть лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. Родители хотят воспитывать детей трудолюбивыми, но не знают, как это сделать. Но есть и категория родителей, которые считают, что заниматься трудовым воспитанием ребёнка никогда не поздно. «Вот подрастёт, тогда. А пока пользы от его труда всё равно нет». Действительно, ребёнок не создаёт материальных ценностей, не участвует
в общественном производстве, но приобщение детей к труду имеет воспитательные цели. Конечная цель трудового воспитания - сформировать ответственное отношение к труду, готовность трудиться добросовестно, творчески. Всестороннее воспитание детей предлагает их и физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Формирование каждой
из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ – ребёнок развивается физически. Во время труда дети действуют
с различными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, названия, получают практические представления о величине и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость- идёт их умственное развитие. В труде возникает необходимость видеть последствия своих действий, проявляется настойчивость, чтобы добиться результата, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть своих детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных, будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить, что в дошкольном возрасте, дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки общения с простейшими инструментами, орудиями труда, приучаются к самообслуживанию, относительно независимы
от взрослых.

Участвовать в трудовой деятельности ребёнок может только в том случае, если он достиг определённого уровня физического и умственного развития, умеет управлять своими движениями и действовать
не беспорядочно, а по предложенному другими или самостоятельно разработанному плану. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в общественном труде. Это желание – основа, опираясь
на которую родители учат детей первым трудовым шагам. Возможность делать что- то с мамой, папой, привлекает самых маленьких. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от неё, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у ребёнка добрые чувства, если
эти чувства поддерживать, они разовьются, станут свойствами личности. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Ребёнок растёт и поручения усложняются.

В семейном коллективе все связаны друг с другом делами, заботами, обязанностями. Чтобы ребёнок хорошо чувствовал себя среди близких, он также должен принимать участие в общих делах. С первых трудовых шагов учите ребёнка следовать двум правилам: первое - начатое дело должно быть закончено; второе - всё, что делать – делать хорошо. Это значит – добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно.
Не упускайте случая подбодрить поощрить ребёнка, если он что- то делает
по своей инициативе, проявляет заботу, предусмотрительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте ребёнка трудом.



mob_info