Джигитовка – шоу или военная подготовка? Джигитовка - войсковое казачье общество "центральное казачье войско" Казачья джигитовка.

Джигитовка – особый вид верховой езды, заключающийся в умении наездника увернуться от удара или пули, подхватить на скаку лежащее на земле оружие или раненного товарища. Эти боевые умения передавались от отца к сыну и являлись вершиной верховой акробатики.

Джигитовка – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское. Малоизвестный факт: горцы являлись умелыми наездниками, но «джигитовать» они не умели. Ловкого и бесстрашного горца называли, конечно, джигитом, но такими «акробатами в седле», как казаки, горцы никогда не были.

Стоит особо подчеркнуть, что казаки управляли конём только с помощью уздечки без шпор и мундштука. Именно в умении заставить лошадь повиноваться с причинением ей минимальной боли по неообходимости и заключалось главное искусство удалых казачьих наездников. Недаром у казаков есть поговорка: «Отец жизнь один раз даёт, а конь много раз спасает» и множество песен, где о лошади отзываются, как о верном друге. И всё же, как утверждают эксперты, не стоит слишком идеализировать казаков в этом плане.

У уральских казаков, например, с 1878 г. джигитовка была включена в устав, т.е. являлась обязательным умением воина. Если до службы казак не джигитовал, он оттачивал необходимые приёмы на оседланной деревянной лошади, после чего переходил к начальным упражнениям на настоящей лошади.

Виды джигитовки.

Было два вида джигитовки: уставная и вольная. Если первая исполнялась с оружием и вьюком, то вторая (вольная) была показательной и очень зрелищной: скачка под брюхом лошади, прыжки, езда задом наперёд и т.д.

Джигиты-станичники.

На состязания по джигитовке съезжались сотни казаков, одетых в щёгольские наряды, с оружием в дорогих оправах. Каждый участник на празднике старался показать всё своё умение, доставшееся ему от отца и деда. Здесь и стреляли с коня на галопе, подбирали на скаку разбросанные монеты, вставали в седле, спрыгивали с лошади на полной скорости, лихо рубили лозу и мн. др.

Несколько фото казачьей джигитовки:





Напоследок предлагаю Вам полюбоваться казачьей джигитовкой на видео.

Один из трюков джигитовки.

История

Первое упоминание о джигитовке принадлежит Ксенофонту .

Сложнейшие элементы и наибольшее распространение джигитовка получила у казаков в XIX веке . В Уставе строевой казачьей службы изд. 1899 г. говорится: (современная орфография)

Ст.205. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака.
Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка.

К обязательной джигитовке относились:

  • стрельба с коня и рубка чучел
  • поднимание предметов с земли
  • подъём на коня пешего товарища
  • увоз раненого одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание на коня на карьере.

К упражнениям вольной джигитовки относились:

  • джигитовка с пикой,
  • умение положить коня на карьере,
  • скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую,
  • скачка группами,
  • скачка стоя,
  • скачка вниз головою,
  • переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед,
  • расседлывание коня на скаку.

В военной энциклопедии издательства Сытина (1911-1915) выделяются следующие виды джигитовки:

  • Стрельба с коня в карьер по чучелам из соломы, пропитанным нефтью. Стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле.
  • Нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов
  • Соскакивание на обе стороны по несколько раз подряд
  • Скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет
  • Соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер
  • Расседлывание и снова оседлывание лошади на карьере, не слезая, а только пересев на круп лошади.
  • На полном ходу соскакивание с лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост
  • «отвага», то есть держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головою вниз, и держаться на весу
  • Перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть на седло с другой.
  • Скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь.

Впоследствии джигитовка входила в боевую подготовку кавалерии Красной Армии . Однако с развитием военного дела важнее становилось умение всадника действовать в составе подразделения и взаимодействовать с другими частями, чем личное мастерство. Во время Второй мировой войны от конницы требовалась возможность перебрасывать боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач. После ликвидации кавалерии как вида Вооружённых Сил в начале 50-х годов XX века , джигитовка исчезает как самостоятельная дисциплина.

Джигитовка как отдельный спортивный вид существовала до 70-х годов XX века . Шестикратным чемпионом СССР по джигитовке был выдающийся мастер Ирбек Кантемиров, представитель цирковой династии Кантемировых. Известными мастерами джигитовки были заслуженный мастер спорта Валентин Мишин и патриарх российских каскадеров Мухтарбек Кантемиров . После 70-х джигитовку заменяет вольтижировка .

Описание

Современная спортивная джигитовка - дисциплина конного спорта, в которой первенство определяется по оцененному в баллах лучшему исполнению индивидуальных спортивных «боевых» приемов, при условии ограничения времени на их выполнение.

Джигитовка направлена на развитие у спортсмена ловкости, смелости, отваги, высокого мастерства владения лошадью.

Соревнования могут включать в себя разделы: «Специальная джигитовка» и «Вольная джигитовка».Раздел «Специальная джигитовка» включает в себя следующие упражнения: «Владение пикой», «Стрельба из пистолета и метание ножа», «Владение шашкой» и «Стрельба из лука» .

В разделе "Вольная джигитовка" течение заезда всадник должен выполнить 6 упражнений (трюков), которые в свою очередь делятся на 4 категории сложности. Повторение упражнений не допускается. В зависимости от уровня категории оценка за выполнение упражнения умножается на коэффициент сложности – 1, 2, 3, 4

Виды трюков

1. Стойка на стремени.

2. Езда, лежа поперек седла.

3. Соскок с посадкой в седло через шею лошади.

4. Соскок с посадкой в седло через круп лошади.

5. Прямое волочение.

6. Казачий обрыв в стремени.

7. Езда спиной вперед на шее лошади без соскока (женщины).

8. Казачий вис.

9. Стойка на стремени – «флажок» (женщины).

10. Ласточка на стремени.

16.2 Упражнения II категории сложности. Коэффициент – 2 .

11. Стойка вниз головой.

12. Езда, стоя на седле

13. Ласточка на седле.

14. Обратное волочение.

15. Казачий обрыв в путлище.

16. Соскок против темпа.

17. Обратный казачий вис (женщины).

В то время как регулярная кавалерия переживала ряд переформирований и изменений в своем воспитании и обучении, казаки жили, обучались и действовали в бою и вообще на войне по старине, так, как обучали их отцы и деды, на рассказах и примерах которых вырастали молодые казаки, преемственно приобретая и хорошие и дурные черты, приемы и привычки в езде.

Для поднятия уровня обучения большую часть казачьих полков включили в кавалерийские дивизии, и обучение казаков с 1878 г. подчинили обязательному для них строевому уставу казачьей службы. Обучение казаков согласно этому уставу велось применительно к общей службе в кавалерии и к присущим казакам особенностям по их способу езды.

Само устройство кaзaчьих сёдел вызывает необходимость некоторых особенностей в посадке; в самой середине подушки казачьего седла проходит чересседельный трок; это место и является самой низкой частью сидения, тогда как в кавалерийском седле самая низкая часть находится ближе к задней луке.

Большое влияние на казачью посадку имеет то, как набита седельная подушка, ибо от этого зависит положение колен и самого седалища; необходимо, чтобы колено б. подано неск. назад, дабы на рыси иметь возм-сть немного больше, чем на шагу и на месте, передать груз свой на стремена. Если чрезмерно набита передняя часть подушки, то всадник садится на заднюю луку, и колено его уйдет вперед; при излишне набитой задней части подушки всадник будет сидеть на разрезе, корпус его будет валиться вперед, и такая посадка не будет крепкой; и то и другое положение вызывает напряженность посадки, a между тем только полное отсутствие напряжённости и может дать казаку желательную гибкость и свободу посадки, при коих он своевременным уклонением корпуса при неожиданных и порывистых движениях лошади сохраняет прочность в седле.

Посадка казака на месте и на шагу несколько отличаются от таковой же на рыси. На месте и на шагу казак должен иметь лишь слабый упор на стремена, сидением своим должен более прилегать к задней луке и сидеть на ягодицах, a не стоять на стременах. На рыси же для смягчения ударов седалищем по седлу всадник сильнее упирается на стремена, причем, дабы ноги его не ушли вперед и корпус не отваливался назад, всадник немного подается вперед грудью, сгибает ноги в коленах и при этом седалищем немного удаляется от задней луки; вследствие этого удары седалищем по седлу еще более смягчаются.

На обыкновенном намёте (галопе), когда лошадь идет плавными прыжками, надобности приподыматься на стременах не встречается, а, напротив, всадник на этом аллюре глубже садится в седло. Вследствие более приподнятого над спиной лошади положения и левая рука всадника будет высоко, a потому и напряжение поводьев таково, что удила действуют неизбежно на углы рта и почти только на них.

Особое устройство казачьего седла и посадки влекут и особенности в управлении лошадью, a также и то, что для управления конем казаки ничего, кроме уздечки, не признают.

Вследствие приподнятого положения всадника значение уклона корпуса увеличивается, а значение и сила шенкелей уменьшаются; кроме того:

  • низко поставленные путлища ограничивают свободу движения шенкелей,
  • они же делают то, что шенкеля постоянно лежат на боках лошадей, уменьшая этим их чувствительность.

Вследствие этого y казаков главным средствами управления лошадью являются уклоны корпуса и уздечки; шенкеля же в незначительной степени. Шенкель y казаков отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания.

Уздечка, будучи проста по устройству и менее повелительна, чем другие приборы управления, вкладываемые в рот лошади, требует и большего искусства, ибо уздечке лошадь легче сопротивляется.

Главное искусство управления казака лошадью в том и заключается, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть, ибо это вызвало бы раздражение и сопротивление.

Вследствие этого, чтобы давление руки всадника на рот лошади было мягким и ровным и чтоб укорачивание повода производилось плавно без передергивания, казачьий повод должен быть такой длины, чтобы, не сдвигая кулака с места, всадник чувствовал легкий упор десны на удило. Для укорачивания повода казак поворачивает кисть мизинцем от себя. Если же этого недостаточно, то следует, сверх того, плавно подавать кисть руки или на себя, или от себя.

Производство манежной езды y казаков отличалось от таковой же в остальной кавалерии лишь тем, что казаки не делали неестественных боковых движений и не должны были добиваться того, чтобы намётом лошадьдь подымалась непременно с внутренней ноги; не полагалось им также ездить облегченной рысью.

Выездка казачьих лошадей, если приходилось пользоваться манежем, производилась подобно тому, как и других, но, конечно, с отступлениями, вызываемыми особенностями их езды. Для развития смелости и ловкости казаки обучались джигитовке Для одиночного обучения казаков служил уст. строев. казач. службы, ч. I, 1889 г.

Джигитовка

Джигитовка - лихая скачка, во время которой всадники выказывают свою ловкость в упражнении конем со всевозможными, зачастую весьма опасными, приемами на лошади.

Джигитовка перенята кавказскими казаками y горцев, откуда вскоре перешла и в другие казачьи войска.

Состязания в джигитовке y казаков раньше происходили обыкновенно при довольно торжественной обстановке: участников собиралось до 200 и более человек; съезжались они на конях, разукрашенных серебряным набором, одетые в щегольские наряды, с оружием в дорогой оправе, на площадь к церкви, где слушали молебен и окроплялись святой водой, после чего стройной колонной по три с песнями и бубнами двигались к месту состязаний.

К джигитовке относится:

  • стрельба с коня на карьере в чучела из соломы, пропитанные нефтью. Затем стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле. Бывали и такие случаи, когда стрелки на полном карьере разбивали пулей из винтовки брошенное вверх яйцо; a папахи, платки и т. п. пробивались пулей почти всеми без промаха;
  • нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов; находились такие ловкачи, которые поднимали на карьере разбросанные по земле серебряные монеты или подхватывали рюмку, наполненную до краев вином, и, подхватив, выпивали; это считалось верхом искусства;
  • соскакивание на обе стороны несколько раз подряд;
  • скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет, - весьма трудный и опасный номер;
  • соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер;
  • нагибание во время прыжка лошади через барьер и выхватывание папахи или иного предмета из-под барьера;
  • расседлывание и вновь оседлывание лошади на полном карьере не слезая, а только пересев на круп лошади;
  • на полном ходу сползание с крупа лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост;
  • "отвага", т. е. держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головой вниз, и держаться на весу;
  • перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть в седло с другой;
  • скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь (т. е. оттолкнувшись от земли y одной лошади, перелететь через нее и сесть на другую и т. д.).

По окончании состязаний наилучшим наездникам выдавались призы:

  • седло с полным снаряжением;
  • конский убор, украшенный серебром;
  • шашка, отделанная серебром,
  • другие принадлежности вооружения, снаряжения и обмундирования казака; многих одаривали и деньгами.

Джигитовка несомненно имела громадное воспитательное значение и польза ее вне сомнения.

Она основана на развитии сметки, смелости и лихости до высшей степени, необычайной ловкости, гибкости и силы мускулов. Казак, проделывающий на коне головоломные и опасные для жизни приемы джигитовки, не только не задумается карьером пронестись по самой пересечёной местности, с целью схватиться на смертный бой с противником, но и броситься в самое опасное место боя. Подготавливая к этим состязаниям своего коня и себя самого, казак и лошадь все время в работе и, таким образом, незаметно тренируются и втягиваются в работу, которая делает их неутомимыми и выносливыми.

В начале прошлого века казаки занимались почти только на службе в первоочередных полках. Для руководства в уставе строевой казачьей службы джигитовке был уделён отд. ІV, дававший лишь основные правила для нее (правила эти годились, конечно, для "новичков", которых, с каждым годом находилось все больше и больше).

Цель джигитовки, как и прежде, состояла в развитии смелости и ловкости, почему уставом рекомендовалось обучать джигитовке каждого казака.

Но уже имеелся громадный % таких казаков, которые до службы не джигитовали, почему и было указано заниматься сначала "приготовительными упражнениями к джигитовке" на деревяной оседланной лошади. После усвоения приемов рекомендуовалось переходить к простейшим упражнениям на живой лошади и для ускорения обучения разделять казаков на смены по числу учителей, тоже казаков.

Уставная (Уст. строев. казач. сл., ч. І, 1899 г.) джигитовка разделялась на:

  • обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком,
  • вольную, которая могла быть производима без оружия и вьюка, на оседланной или неоседланной лошади.

Обязательная джигитовка состояла из следующих упражнений:

  • стрельба с коня и рубка (уколы) чучел;
  • поднимание предметов с земли;
  • подъем на коня пешего товарища;
  • увоз раненного одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание (прыжки) на коня на карьере.

Для вольной джигитовки правила не устанавливались.

Способствуя казачьей удали, вольная джигитовка была поощряема всеми возможными средствами.

К упражнениям вольной джигитовки, между прочими номерами, указанными выше, относились:

  • уменье положить коня на карьере,
  • скачка ногами вверх,
  • "рыбка", - переворачивание на карьере лицом назад,
  • упражнения в метании дротика (род короткой пики) на карьере в расставленные цели, т. наз. "джирид", и пр.

Джигитовка входила в репертуар Каруселей, устраиваемых полками, иногда благотворительными обществами и частными лицами в Спб., в Михайловском манеже и привлекающих многочисленную публику. Участниками каруселей являлись как офицеры, казаки и нижние чины, так и джентльмены и дамы общества.

Славились джигитовкой не только казаки, но и “нижегородцы” (16 –й др. Нижегородский полк - кавалерийская удаль была ими унаследована ещё со времён Кавказской войны) и кавалеристы других славных Русских полков.

История

Первое упоминание о джигитовке принадлежит Ксенофонту . Наиболее известное упоминание о джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита показали римскому императору Адриану особую езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день. Конная скульптура изображает конного всадника в тяжёлых доспехах, соответственно, в которых ни о какой джигитовке речи идти не может. Римскому императору понравились доспехи, а не верховое искусство.

Сложнейшие элементы и наибольшее распространение джигитовка получила у казаков в XIX веке .

В Уставе строевой казачьей службы изд. 1899 г. говорится: (современная орфография)

Ст.205. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака.
Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка.

К обязательной джигитовке относились:

  • стрельба с коня и рубка чучел
  • поднимание предметов с земли
  • подъем на коня пешего товарища
  • увоз раненого одним или двумя всадниками
  • соскакивание и вскакивание на коня на карьере.

К упражнениям вольной джигитовки относились:

  • джигитовка с пикой,
  • умение положить коня на карьере,
  • скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую,
  • скачка группами,
  • скачка стоя,
  • скачка вниз головою,
  • переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед,
  • расседлывание коня на скаку.

В военной энциклопедии издательства Сытина (1911-1915) выделяются следующие виды джигитовки:

  • Стрельба с коня в карьер по чучелам из соломы, пропитанным нефтью. Стрельба вниз в кусок белой бумаги на земле.
  • Нагибание направо и налево и поднимание с земли предметов
  • Соскакивание на обе стороны по несколько раз подряд
  • Скачка стоя на седле и нагибание, чтобы поднять с земли какой-либо предмет
  • Соскакивание перед барьером и вскакивание на лошадь в тот момент, когда она преодолевает барьер
  • Расседлывание и снова оседлывание лошади на карьере, не слезая, а только пересев на круп лошади.
  • На полном ходу соскакивание с лошади назад и в тот же момент вскакивание опять на лошадь сзади же, притянувшись за хвост
  • «отвага», то есть держа в стременах ноги, броситься навзничь направо или налево назад всем корпусом, головою вниз, и держаться на весу
  • Перелезание на полном карьере впереди груди лошади или под брюхом с одной стороны, чтобы сесть на седло с другой.
  • Скачка одного всадника на двух лошадях с прыжками через лошадь.

Впоследствии джигитовка входила в боевую подготовку кавалерии Красной Армии. Однако с развитием военного дела важнее становилось умение всадника действовать в составе подразделения и взаимодействовать с другими частями, чем личное мастерство. Во время Второй мировой войны от конницы требовалась возможность перебрасывать боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач. После ликвидации кавалерии как вида Вооруженных Сил в начале 50-х годов XX века , джигитовка исчезает как самостоятельная дисциплина.

Джигитовка как отдельный спортивный вид существовала до 70-х годов XX века . Шестикратным чемпионом СССР по джигитовке был выдающийся мастер Ирбек Кантемиров, представитель цирковой династии Кантемировых. Известными мастерами джигитовки были заслуженный мастер спорта Валентин Мишин и патриарх российских каскадеров Мухтарбек Кантемиров . После 70-х джигитовку заменяет вольтижировка .

Описание

Упражнения спортивной джигитовки выполняются на лошади, скачущей широким галопом по прямой ровной дорожке длиной 360 м и шириной не менее 10 м. Упражнения по сложности делятся на три группы. В первой группе (оценка 1 балл за упражнение) - толчки о землю с посадкой в седло. Во второй группе (оценка 2 балла за упражнение) - толчки, выполняемые в один темп с хватом за переднюю или заднюю луку, «ножницы» и поднимание с земли колец с одной стороны лошади. В третьей группе (оценка 3 балла за упражнение) самые сложные упражнения - «уральская вертушка» и другие.

Цирковая джигитовка - род трюковой езды: стрельба в цель из разных положений, прыжки и пр. Существуют национальные виды джигитовки. У казахов она называется «кумисал», у киргизов «тыйын-энмей» и заключается, в основном, в поднимании на полном скаку с земли мелких предметов (обычно монет). Грузинская джигитовка «джирити» включает стрельбу в цель с коня, поднимание с земли папахи и другие упражнения.

Виды трюков

  • Заскок, соскок, перескок
  • Езда стоя
  • Обрыв
  • Езда задом наперёд
  • Вертушка
  • Пистолет
  • Поперёк
  • Ступенька
  • Свеча
  • Поклон
  • Завал
  • Ползунок
  • Ласточка

Ссылки

  • Джигитовка совместной команды Кремлевской школы верховой езды и Президентского полка

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Джигитовка" в других словарях:

    - (от тюркского джигит искусный и отважный всадник), 1) упражнения на скачущей лошади у народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, у донских казаков. 2) Разновидность конного цирка. Получила распространение в России в середине 19 в., сначала в… … Современная энциклопедия

    - (от тюрк. джигит искусный и отважный всадник) упражнения на скачущей лошади у народов Кавказа, Ср. Азии, Казахстана … Большой Энциклопедический словарь

    ДЖИГИТОВКА, джигитовки, мн. нет, жен. Разнообразные, сложные упражнения на скачущей лошади (у кавказских горцев и казаков). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЖИГИТОВКА, и, жен. Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади [первонач. у кавказских горцев, казаков]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 4 вольтижировка (6) конный спорт (8) река (2073) … Словарь синонимов

По всем вопросам можете обращаться

по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Реальные примеры выступлений размещены на Ютубе Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/channel/UChTNAiwCNWabwvfERbQSg0A/videos

О Джигитовке

(от тюрк. джигит - искусный и отважный всадник), упражнения на скачущей лошади у казаков, народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана (Большой Российский энциклопедический словарь).

Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади (первонач. у казаков и кавказских горцев) (Толковый словарь Ожегова).


История возникновения

Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас. Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Движения

Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Цирк

С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Каскадёры

Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А.К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа. Практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Информация подготовлена по материалам сайта www.scarb.ru

Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа». Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.

Валерий Шабля

Для всех желающих заниматься казачьей джигитовкой и другими видами казачьего искусства на Тверском областном ипподроме под руководством КСК "Станица" появилась новая услуга.
Абонемент суммой 5 000 рублей/месяц и количество занятий не ограниченно!
По всем вопросам можете обращаться по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович



mob_info