Дыхание в йоге – путь к физическому здоровью и позитивному настроению. Духовные практики: Начальный уровень

С пониманием духовности и ее пользы у большинства современных людей сейчас сложно.

С одной стороны, это вроде бы модно, многие что-то там «практикуют». С другой стороны, духовные практики часто ассоциируют с чем-то сугубо непонятным и далеким от реальности.

«Духовную братию» изображают в виде витающих в облаках экзальтированных девиц, завернутых узлом йогов, «зомбированных» сектантов.

Возможно, в крайних своих проявлениях адепты и доходят до странностей, вводя окружающих в недоумение и становясь героями карикатур.

Но, на самом деле, серьезные духовные практики вовсе не смешны и не оторваны от жизни. Напротив, уже по своему названию они:

а) являются сугубо практическими , значит, требуют труда и приносят конкретную пользу,

б) развивают и укрепляют дух человека, то есть, его лучшие нравственные качества, волю, интуицию, милосердие. Они наполняют человека новыми знаниями и раскрывают ясность мышления.

Ну, и для тех, кто понимает – практики дают возможность почувствовать и , что очень помогает нам в развитии и ответах на важные вопросы.

В статье мы начнем рассматривать основные виды духовных практик и пользу, которую каждая из них приносит.

Бонус читателям:

В конце статьи вы можете скачать буклет с текстовой версией этой статьи и ее продолжения.

Духовные практики: Начальный уровень

1. Медитации

Суть: Медитация — практика погружения внутрь себя, с концентрацией на каком-то внешнем или внутреннем объекте. Это может быть и созерцание пламени свечи, и ощущения тела, и внутренние зрительные образы.

Главное – это освобождение от посторонних мыслей и эмоций во время медитации, чистота разума. Сейчас популярны визуальные медитации, где участник проходит настоящее внутреннее путешествие, с трансформационным эффектом в результате.

Польза: Успокоение и расслабление ума и тела, введение мозга в альфа- или тета-состояние (более медленные волны по сравнению с повседневным режимом). А также – навык концентрировать сознание на главном, что часто необходимо при ответственной работе.

Чтобы продолжить свое духовное развитие и сохранить здоровье, спорт нам необходим. Выберите для себя наиболее близкую систему тренировок (танцы, бассейн, йога), не менее 1 часа в день и несколько раз в неделю.

3. Дыхательно-энергетические практики

Можно было бы включить в предыдущий пункт, но выделю отдельно. По дыханию уже сложились целые школы, и оно заслуживает отдельного пункта.

Суть: Дыхание – важнейший механизм жизни и саморегуляции тела, на его ритме построена работа большинства систем нашего организма. Суть дыхательных практик заключается в наблюдении за своим дыханием и управлении им. Также, сюда подключаются ментальные образы движения энергии при дыхании, что усиливает эффект.

Польза: Контроль и управление дыханием быстро меняет мозговую активность (замедляя или значительно ускоряя ее), что влияет на сознание. В результате, человек переживает специфические ощущения, может увидеть образы, «вытащить» и проработать психологические травмы.

И, конечно, при правильном подходе к занятиям, можно укрепить тело и даже исцелить некоторые заболевания (т.к. хорошо прокачиваются легкие, кровь лучше очищается и доходит до обычно «обделенных» уголков тела).

С дыхания сердцем начинается любая практика, проводимая под моим руководством. Суть ее проста: вы приучаете себя дышать через центр груди, где расположено духовное сердце.

4. Аскеза

Я рассказала не про все духовные практики. Существует еще несколько видов, среди них – молитва, работа с местами силы, мантры, ритуалы и многое другое.

Но, думаю, уже сейчас вам понятно, что духовные практики – не просто «модное увлечение», а необходимая для любого разумного человека составляющая образа жизни.

Напишите в комментариях: Есть ли в вашей жизни духовные практики, и как, вообще, вы к ним относитесь?

Несколько недель назад мой семилетний сын Хейз пожаловался, что ему трудно засыпать. Он сказал, что ночью у него «много мыслей» и он не может от них отделаться. Я рассказала ему о дыхательной практике, которой научила его брата Калдера несколько лет назад, и посоветовала Хейзу тоже ее поделать, лежа ночью в постели, чтобы расслабиться и уснуть. Практика простая: несколько минут дыхания диафрагмой, а затем несколько минут сознательного и мягкого растягивания каждого выдоха.

«Может, ты захочешь попробовать? — сказала я Хейзу. — Мне кажется, эта практика иногда помогала твоему брату, тебе она тоже, наверное, пригодится». В этот момент Калдер, который проходил мимо, заявил: «Ты неправа, мама». Я замерла: сейчас он скажет Хейзу, что моя рекомендация не работает. «Она не иногда мне помогает, а всегда», — сказал он деловито. Я была приятно удивлена: не знала, что Калдер все еще применяет технику, которую я научила его делать три года назад. Так он напомнил мне, что пранаяма, четвертая из восьми ветвей йоги, описанная в «Йога-сутрах» Патанджали, вовсе не обязательно должна быть сложной.

Пранаяма (это название буквально переводится как «расширение жизненной силы», или праны) — удивительно богатая практика, состоящая из многих дыхательных техник, которые отличаются по сложности: от таких простых, что их мог бы выполнять даже ребенок, до тех, которые подходят только для продвинутых практиков. Хотя лучший способ практиковать пранаяму — под руководст­вом опытного учителя, существуют и простые техники, которые можно применять в любое время, чтобы трансформировать не только свое дыхание, но также и состояние своего ума. Например, это такие техники, как мягкое дыхание диафрагмой и удлинение выдоха.

Будучи йогатерапевтом, я работаю с людьми, страдающими от самых разных недугов, в том числе от депрессии, тревожности, нарушений сна, хронической боли и даже заболеваний, угрожающих жизни. Вновь и вновь я наблюдаю за тем, как простые практики пранаямы уменьшают стресс и беспокойство, способствуют спокойному сну, облегчают боль, увеличивают внимательность и сфокусированность. На более тонком уровне они дают людям возможность соединиться со спокойным, тихим местом внутри самих себя, обрести ясность сознания.

В «Йога-сутрах» Патанджали описывает пранаяму как процесс, посредством которого можно прекратить бессознательные паттерны дыхания и сделать его долгим, легким и плавным. У большинства людей бессознательные паттерны дыхания далеко не легкие и плавные ­— напротив, они напряженные, поверхностные и беспорядочные. Когда нам страшно или мы узнаем плохие новости, мы часто задерживаем дыхание на вдохе. Это активизирует симпатическую нервную систему (так называемую реакцию борьбы или бегства).

Одна из основных причин, по которым техники пранаямы с длинным плавным выдохом так полезны (в том числе и техники, приведенные здесь), — то, что если их правильно выполнять, то они могут поддерживать парасимпатическую нервную систему и активизировать реакцию релаксации, уменьшая стресс и его действие на наше тело и ум. Как результат наша стойкость перед лицом превратностей судьбы увеличивается, ум становится более внимательным и спокойным.

Тихий ум. Восемь ветвей йоги, описанных в «Йога-сутрах», — это путь, помогающий нам достичь состояния концентрации. Однако это не конечная цель. Как нам говорит Патанджали, когда мы достигли этого состояния внимательности, у нас появляется более ясное восприятие и большая связь с нашим истинным «Я». Когда у нас есть связь с нашим истинным «Я», становится легче увидеть, что же не является этим «Я» — наши ум, тело, мысли, чувства, работа и в конечном счете все окружающие нас изменчивые обстоятельства. Такое различение позволяет нам действовать, опираясь на наше настоящее «Я». И когда мы это делаем, жизнь совершенно точно становится легче.
Пранаяма — важный инструмент для того, чтобы привести себя в состояние более сфокусированной концентрации. Она ведет нас к более ясному видению, к большей связи с нашим «Я» и в конечном счете к более счастливой жизни. Патанджали пишет: «В результате выполнения упражнений (пранаямы) покров, скрывающий наш внутренний свет, уменьшается». Иными словами, посредством практики пранаямы можно уменьшить весь тот ментальный шум — беспокойство, отвлечение внимания и неуверенность в себе, — который мешает нам соединиться с нашим собственным внутренним светом, нашим истинным «Я». Таким образом, пранаяма может сильно повлиять на всю нашу жизнь.

Практика. Хотя практика пранаямы наиболее безопасна и эффективна под руководством опытного учителя, который знает ваши потребности и возможности, есть несколько простых техник, которые можно выполнять дома — но только если у вас хорошее здоровье и если вы не будете заставлять себя выходить за пределы возможностей.
Три дыхательные практики, приведенные ниже, — расслабленное дыхание диафрагмой, Ситали- (или Ситкари-) пранаяма и мягкое дыхание с удлиненным выдохом — хорошее введение в пранаяму. Каждая из них поддерживает парасимпатическую систему, успокаивает ум и помогает прийти в состояние более сфокусированного внимания. Делайте каждую практику ежедневно в течение недели и наблюдайте за тем, как она влияет на ваше тело, дыхание и ум, чтобы понять, какая из них лучше подходит лично вам. Их можно выполнять в любое время дня, хотя лучше делать это не после обильной еды.

Расслабленное дыхание диафрагмой. Это мягкая практика, которая знакомит нас с диафрагмальным дыханием, учит дышать более полно и осознанно.
Эффект. Успокаивает нервную систему, снижает уровень стресса и тревоги, способствует самосознанию.
Когда? По меньшей мере один раз в день, в любое время.
Как делать? Лягте на спину, колени согнуты, ступни на полу на ширине таза. Положите ладонь на живот и спокойно подышите несколько секунд, отмечая качество своего дыхания. Оно кажется вам напряженным? Неровным? Поверхностным? Просто наблюдайте за дыханием, не вынося никаких суждений. Затем постепенно начинайте дышать как можно более расслабленно и плавно, делая небольшую паузу между каждым вдохом и выдохом.
Когда дыхание станет расслабленным и мягким, начинайте замечать движения своего тела. На вдохе живот естественным образом расширяется. На выдохе почувствуйте легкое подтягивание живота. Действуя очень мягко, попытайтесь активно расширять живот на вдохе и сокращать его на выдохе, чтобы поддерживать естественное движение диафрагмы, и почувствуйте, какое это удовольствие — полное, расслабленное дыхание. Повторите от 6 до 12 раз.

Охлаждающее дыхание. Название Ситали-пранаямы часто переводится как «охлаждающее дыхание», так как считается, что втягивание воздуха в рот через язык охлаждает и успокаивает нервную систему. Для практики Ситали нужно уметь заворачивать края языка вовнутрь, чтобы он принял форму трубочки. Если вам это не удается сделать, попробуйте альтернативную технику под названием Ситкари-пранаяма. Результаты будут теми же
Эффект. Увеличивает сосредоточенность, уменьшает беспокойство, гнев и тревогу, устраняет излишний жар в организме.
Когда? Дважды в день или по мере необходимости в периоды сильного стресса. Ситали- и Ситкари-пранаяма особенно помогают при утренней сонливости или при упадке сил после обеда, когда необходимо взбодриться. Сядь­те в удобную позу на стул или на пол, плечи расслаблены, спина прямая. Слегка опустите подбородок, сверните язык в трубочку и высуньте его на удобное расстояние. Сделайте мягкий вдох через трубочку, образованную свернутым языком, медленно поднимая подбородок к потолку. При этом не должно быть неприятных ощущений в шее. В конце вдоха с поднятым на удобную высоту подбородком уберите язык и закройте рот. Медленно выдыхайте через нос, мягко опуская подбородок. Сделайте 8-12 дыханий.
Ситкари-пранаяма. Слегка откройте рот, язык находится за зубами. Сделайте медленный вдох через щель между верхними и нижними зубами, позволяя воздуху омыть язык, поднимая при этом подбородок к потолку. В конце вдоха закройте рот и выдыхайте через нос, медленно опуская подбородок. Сделайте 8-12 дыханий.

Долгий выдох. При выполнении этого дыхательного упражнения выдох постепенно удлиняется, до тех пор пока он не будет вдвое длиннее вдоха. Такой тип дыхания расслабляет нервную систему.
Эффект. Уменьшает бессонницу, нарушения сна и тревожность.
Когда? Перед сном, чтобы лучше спать, посреди ночи, если вы страдаете бессонницей, в любое время дня, чтобы снизить уровень стресса или тревоги. (Лучше не практиковать это дыхание сразу после пробуждения — за исключением случаев, когда вы страдаете от сильной тревоги. Из-за расслабляющего эффекта этой практики будет труднее встать и начать заниматься делами.)
Как делать? Лягте на пол, колени согнуты, ступни на полу на ширине таза. Положите ладонь на живот и сделайте несколько расслабленных дыханий. Ощутите, как живот расширяется на вдохе и мягко подтягивается на выдохе. Сохраняя ладонь на животе, на протяжении нескольких дыханий мысленно считайте, сколько длится каждый вдох и выдох. Если вдох длиннее выдоха, вы можете на протяжении следующих нескольких дыханий начать выравнивать их по длине.
Когда ваши вдох и выдох достигнут одинаковой длины, начните постепенно увеличивать продолжительность выдоха на одну-две секунды, мягко сокращая живот. При условии, что дыхание плавное и расслабленное, продолжайте постепенно увеличивать выдох на одну-две секунды каждые несколько дыханий. Убедитесь в том, что не ощущаете никакого напряжения при удлинении выдоха, и продолжайте до тех пор, пока выдох не будет в два раза длиннее вдоха, но не более того. Например, если комфортная длительность вдоха для вас 4 секунды, то не увеличивайте продолжительность выдоха до более чем 8 секунд.
Помните, что даже выдох, который слегка длиннее вдоха, обладает успокаивающим эффектом, так что соблюдайте осторожность и не выталкивайте себя за пределы собственных возможностей.
Если дыхание доставляет вам дискомфорт, если оно прерывисто или вы задыхаетесь на следующем вдохе, то переходите на более удобное для вас соотношение между вдохом и выдохом в течение следующих 8-12 дыханий. А затем завершите практику, сделав 6-8 естественных, расслабленных дыханий.

В этой книге в сравнительном плане описаны практически все известные методики оздоровительных дыхательных упражнений и дано достаточно подробное их толкование по существу. На основе нынешних научных знаний объяснены механизмы благотворного влияния систематических занятий дыхательной гимнастикой. Знахарским представлениям о таинственном воздействии разнообразных методик дыхания противопоставлено конкретное научное описание процессов, происходящих при этом в организме. Книга предназначена для разработчиков новых оздоровительных систем дыхания, методистов, пациентов, страдающих дыхательной патологией, и тех, кто хотел бы им помочь, для пассажиров общественного транспорта, домохозяек и просто любознательных читателей, интересующихся своим здоровьем.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как дышать, чтобы жить лучше. Самые эффективные дыхательные практики (В. А. Сафонов, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

СКОЛЬКО ДЫХАТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК?

Дыхательных гимнастик придумано довольно много, и они слишком разные по исполнению. Опробовать на практике, чтобы проверить их все, заведомо невозможно, ибо они весьма трудоемки и требуют долговременных упражнений. Но ознакомиться с основополагающими их особенностями, чтобы затем сделать осознанный выбор, полезно и вполне доступно.

Полезны ли дыхательные упражнения?

Дыхание чутко реагирует на состояние психики, на эмоции и стрессы. Каждый знает, что оно может выражать его настроение, переживания.

Как заметил И.Р. Тарханов (1904), уже опыт будничной жизни убеждает нас в том, что различные чувства и аффекты резко отражаются на ритме, глубине и вообще на всем характере дыхательных движений. «Что такое, в самом деле, плач, сопровождающий глубокое горе, или смех при веселом радостном чувстве, как не выражение резко измененной деятельности дыхательного аппарата, осложненной определенной игрой мышц лица и в некоторых случаях деятельным состоянием слезных желез? Хохот, например, состоит главным образом из более или менее глубокого вдыхания, за которым следует не один, а целый ряд долго продолжающихся коротких, отрывочных выдыханий при открытой голосовой щели; воздух, выталкиваемый при этом, приводит в характеристичные колебательные движения голосовые струны. При плаче происходит аналогичное изменение дыхательных движений, как и при хохоте, но ритм их и сопровождающее выражение лица представляются иными, хотя сходство этих состояний бывает иногда так велико, что трудно бывает отличить лицо плачущее от хохочущего. Уже из этих одних фактов явно следует, что чувства и аффекты в состоянии резко нарушать нормальный тип дыхательных движений. Этот вывод подтверждается и другими наблюдениями, в которых сила чувств и аффектов бывает не настолько велика, что бы выражаться в форме смеха или плача. В этих случаях наблюдается только отчетливое изменение ритма и глубины дыхательных движений в двух противоположных направлениях. Так, у людей, находящихся в веселом, радостном настроении, дыхания представляются учащенными и поверхностными, тогда как при печали или горе дыхания делаются более редкими и отделяются продолжительными остановками, вслед за которыми обыкновенно наступает глубокий непроизвольный вздох, стремящийся как бы пополнить недостаток вводимого при этом в организм воздуха. Эти глубокие от времени до времени вздохи являются настолько характеристичными, что их в обыденной жизни обыкновенно считают за признак удручающего человека горя, печали или каких-либо неприятных для него забот. Сильный испуг или страх обыкновенно сопровождается остановкой дыхания, а равным образом и сильная боль, вызывающая в человеке в высокой степени неприятное чувство» (И.Р. Тарханов, 1904).

Однако не только психические процессы вызывают изменения дыхательных движений, но и наоборот – систематические дыхательные упражнения оказывают заметное влияние на общее состояние организма. Известно, что дыхание – один из основных физиологических процессов жизнеобеспечения в организме. Может быть, именно поэтому апологеты многих систем дыхательных упражнений советуют дышать с максимальным использованием объема легких, в чем видится им залог большой жизнеспособности организма, так как в организме при этом полнее и глубже текут все обменные процессы. Поняв зависимость здоровья от умения дышать и обнаружив, что посредством дыхательных движений можно воздействовать на функции других внутренних органов, люди очень давно создали стройные и разносторонние по целевому назначению системы дыхательных упражнений.

Казалось бы, здорового деятельного человека не следует переучивать на какой-то (и какой именно?) особый способ совершения дыхательных движений. Вместе с тем это не означает, что наше дыхание вредно тренировать. Более того, дыхательная система успешно тренируется сама по себе при физических нагрузках – ходьбе, беге и т. д. Далее, при общей слабости и некоторых заболеваниях возникает прямая необходимость тренировать, укреплять дыхательные мышцы.

Дыхательные упражнения применяются с целью улучшения как функции внешнего дыхания, так и обменных процессов в организме в целом. Они оказывают благотворное действие на центральную нервную систему. Дыхательные упражнения для лечения применяются не изолированно, а в сочетании с другими гимнастическими упражнениями с вовлечением в активность многих других мышц тела.

Замечено, что путем систематических тренировок дыхания поддерживается на должном уровне здоровье, повышается продолжительность активной жизни, уровень умственной активности, работоспособность.

Наиболее широкое распространение и развитие дыхательная гимнастика получила на Востоке: известны такие оздоровительные системы дыхательных упражнений, как индийская хатха-йога, китайская цигун, вьетнамская зыонгшинь. Эмпирическая и научная информация о процессе дыхания человека, накопленная за многие тысячелетия, составляет золо той фонд мировой культуры. Изобретаются все новые и новейшие дыхательные гимнастики. Тем не менее набор дыхательных упражнений очередных гимнастик практически никогда не вы ходит за рамки классических дыхательных упражнений йогов. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержки, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в дзен-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках.

Сразу же обращаю внимание на то обстоятельство, что благотворное влияние разных методик дыхательных упражнений их авторы приписывают в основном одним и тем же факторам. Главным образом речь идет об изменении газообменных процессов: чаще – об увеличении (гипероксии) или уменьшении (гипоксии) содержания в крови кислорода и реже – увеличении (гиперкапнии) содержания углекислого газа. Конечно, влияние специализированных или подражательных дыхательных упражнений на общее состояние организма невозможно объяснить только изменением концентрации кислорода или углекислого газа.

И хотя экспериментально доказано в равной мере стимулирующее влияние на организм как умеренной гипоксии (недостатка кислорода), так и небольшой гиперкапнии (избытка углекислого газа), однако в то же время отмечено, что ни тем ни другим не исчерпывается эффект возможного благотворного влияния дыхательных упражнений на здоровье.

Как было подмечено многими исследователями, не менее (если не более!) важен психотерапевтический эффект разнообразных систем дыхания (а также признаваемый авторитет их разработчиков), и, разумеется, очень существенна сама по себе тренировка дыхательного аппарата, позволяющая более экономно, то есть с наименьшими энергозатратами, обеспечивать оптимальный газообмен в организме. Дело, как видно, в том, что какие бы рекомендации ни давали пациенту – дышать глубоко или поверхностно, часто или редко, – уже само осознание целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность собственного организма укрепляет веру человека в свои возможности. В этих случаях налицо психотерапевтический эффект, дополняемый психофизическим воздействием. Кроме того, без дисциплины и волевых усилий нельзя достигнуть успеха в дыхательных упражнениях. Совершать дыхательные упражнения должно всегда с благоговением, тщанием и вниманием, как требуют ревнители таких методов оздоровления.

Таким образом, по нашему мнению, в основе терапевтического воздействия разных систем дыхания, предлагаемых для лечения многих заболеваний, на самом деле заложены два основных действующих компонента: собственно тренировочный и обменный эффект самих дыхательных упражнений и непременно содержащийся в системах тренировок психотерапевтический компонент.

Как известно, лечебный эффект своего способа лечения астмы К.П. Бутейко связывает с повышением концентрации СO 2 . Но данные других авторов показывают, что больные бронхиальной астмой обладают пониженной вентиляторной чувствительностью к СO 2 , о чем свидетельствует состояние гиперкапнии, сопутствующее заболеванию. Кроме того, прямое искусственное повышение концентрации СO 2 не дает положительного эффекта.

Следовательно, не прирост содержания углекислого газа в организме обусловливает расширение бронхов у больных, а связанное с волевым управлением снижение скорости потоков воздуха при дыхании, изменение дыхательного паттерна, удлинение выдоха, снижение работы дыхательных мышц.

Итак, признавая определенное лечебно-оздоровительное влияние разных по исполнению систем дыхания, нельзя не отметить весьма упрощенные, надуманные по пытки авторов таких тренировочных систем объяснить меха низм благотворного влияния самих дыхательных упражнений.

Характеристика и назначение дыхательных практик

Древневосточные системы

Древнеиндийская система дыхания . Пранаяма – это контроль над дыханием, или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками праны (жизненной энергии, получаемой из воздуха). Вместе с тем это учение о сознательном управлении дыханием. Фактически практика пранаямы может быть сведена к двум приемам изменения дыхания: медленно вдыхать и выдыхать воздух, производя продолжительные или глубокие циклы дыхания, либо полностью останавливать дыхание. Таким образом, пранаяма представляет собой сложный акт, при котором, заняв сидячее положение, человек совершает медленные, глубокие и полные вдохи и выдохи, а также останавливает дыхательные движения. Смысл пранаямы заключается в том, что мы можем управлять дыханием, контролируя дыхательную мускулатуру. Согласно древнеиндийским воззрениям, каждому отмерено природой строго определенное число дыханий, значит, можно, замедляя дыхание, продлить свою жизнь. Мысль о том, что число дыханий каждого из нас сочтено, что продолжительность жизни зависит от того, сколько мы сделаем дыханий, а также о том, что вследствие этого мы должны сократить число дыханий на данный период, дабы жить дольше, – именно такая мысль заложена в этой системе.

Итак, учение о дыхании человека называется у йогов пранаямой. Пранаяма – это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. С помощью вдоха человек получает «первичную энергию». С помощью задержки дыхания эта энергия усваивается человеческим организмом. При выдохе происходит смена первичной энергии, которая отдала свой потенциал человеческому организму и поэтому больше не нужна.

Прана есть энергия, пропитывающая Вселенную на всех уровнях. Это физическая, умственная, интеллектуальная, сексуальная, духовная и космическая энергия. Все физические энергии, такие как тепло, свет, гравитация, магнетизм и электричество, также прана. Это источник движущей силы во всяком действии; энергия, которая творит, защищает и разрушает. Сила, жизненность, жизнь и дух – все это формы праны.

Пранаяма предполагает тренировку мышц и нервных центров, связанных с процессом дыхания, что улучшает функционирование органов дыхания. Более того, считают, что пранаяма благотворно воздействует и на все остальные функции тела, обеспечивая более долгую жизнь.

В йоге существует семь классических дыхательных упражнений.

1. Полное дыхание.

2. Преодолевающее дыхание.

3. Охлаждающее дыхание.

4. Дыхание, очищающее меридианы.

5. Дыхание, очищающее воздушные полости головы.

6. Вентиляция легких («Кузнечный мех»).

7. Ритмическое дыхание.

Остановимся на некоторых из них.

Полное дыхание формируется из так называемого нижнего, среднего и верхнего. Рассмотрим нижнее (брюшное, или диафрагмальное) дыхание. Положите на живот сплетенные пальцы рук. Глубоко вдохните, выпячивая живот за счет опускания диафрагмы. Грудная клетка при этом должна оставаться неподвижной. Подбирая живот и таким образом поднимая диафрагму, сделайте продолжительный выдох. Так включается в работу «нижний этаж» легких.

Среднее (реберное, грудное) дыхание происходит за счет подвижности самой грудной клетки. Так же положите сплетенные пальцы рук на живот. Локти прижмите к бокам. Вдыхая, разводите их в стороны (ладони по-прежнему на животе), как бы направляя расширение грудной клетки именно в стороны; плечи при этом также слегка как бы раздвигаются. Живот при среднем дыхании должен оставаться неподвижным. Очень важно, чтобы грудная клетка не выпячивалась, а только расширялась в стороны.

Верхнее (ключичное) дыхание. Пальцы согнутых рук положите на плечи возле ключиц, локти опущены. При вдохе поднимайте локти через стороны вверх, приподнимая при этом и плечи. Так заполняются воздухом верхушки легких, почти бездействующие при обычном неглубоком дыхании, и включается в работу «верхний этаж» легких. При полном дыхании вдох обязательно производится через нос, выдох – через нос или рот.

Разучивайте день ото дня каждое из этих дыхательных упражнений, чтобы они получались у вас почти автоматически, а затем соедините все три вместе: вдох с выпячиванием живота как бы перетекает в расширение грудной клетки, после чего следует некоторое ее выпячивание и поднимание плеч. Таков полный вдох. «Очистительный» полный выдох производится также «снизу вверх»: втягивается живот (поднимается диафрагма), спадает грудная клетка, опускаются плечи. Это и есть в общих чертах полное дыхание йогов – полезное упражнение, снимающее усталость.

Полное дыхание – надежный способ лечения и предупреждения многих заболеваний органов дыхания, оно также благотворно влияет на нервную систему, оказывая успокоительное действие.

Одним из примечательных упражнений в системе йогов является «Бхастрика» (в переводе – «Кузнечный мех»), характеризующаяся быстрым чередованием коротких вдохов и выдохов. Для выполнения этого упражнения в положении сидя или стоя нужно сначала спокойно выдохнуть. Далее вдыхать и выдыхать через нос быстро и энергично за счет подъема и опускания диафрагмы раз десять подряд.

Продолжительность вдоха должна быть равна продолжительности выдоха. Промежутков между вдохами и выдохами не допускать. Дыхание напоминает пыхтение паровоза. После 10 – 20 таких дыханий выполняется медленный полный выдох и вдох. Упражнение заканчивается глубоким вдохом с задержкой воздуха в легких на 7 – 14 секунд. Диафрагма и другие дыхательные мышцы работают как единый механизм. После каждой серии упражнений выполняется несколько спонтанных, непроизвольных дыхательных циклов. Затем серия таких движений повторяется. Необходимо следить за тем, чтобы не было сопутствующих движений руками, плечами, головой – в дыхательных движениях участвует одна только диафрагма. Частота дыхания при выполнении «Бхастрики» уменьшается до 2 – 3 раз в минуту. Считают, что «Кузнечный мех» является одним из самых действенных дыхательных упражнений, усиливает насыщение крови и тканей кислородом, улучшает клеточный обмен, излечивает многие легочные заболевания. Полагают, что это упражнение полезно выполнять до и после спортивных занятий, при одышке и даже для обезболивания родов. Интересно заметить, что современный высокочастотный метод искусственной легочной вентиляции, нашедший свое место в интенсивной терапии и реанимации, имеет некоторую аналогию с дыханием «Бхастрика». Согласно известным данным, «Бхастрика» эффективно воздействует на организм человека при многих заболеваниях, служит надежным средством профилактики гипоксемии (сниженного содержания кислорода в крови) благодаря усилению притока кислорода в функционирующие ткани. «Бхастрика» способствует восстановлению дыхания после изнурительного бега. С наибольшей пользой можно применять такие упражнения в состоянии утомления с целью повышения работоспособности. «Бхастрика» регулирует функциональное состояние организма человека при стрессовых и психических потрясениях. Считают, что даже при небольшой практике человек может испытать душевный мир, снижение напряжения, ощущение благополучия и упорядоченности, дисциплинировать поведение в повседневной жизни.

Практика пранаямы. Существует много разновидностей пранаямы. Они были разработаны для того, чтобы приспособить физические, умственные, интеллектуальные и духовные потребности занимающегося к изменяющимся внешним условиям.

В древних книгах по йоге описываются четыре ступени пранаямы: начальная стадия; настойчивое стремление; сокровенное знание; достижение цели. Пранаяма вызывает ритмичное расширение легких, создавая надлежащую циркуляцию жидкости в почках, желудке, печени, селезенке, кишечнике, коже и других органах. Практика пранаямы успокаивает чувства и желания. Таким образом, ум становится свободным от ненужных мыслей. Слова, мысли и действия занимающегося становятся ясными и чистыми. Она поддерживает крепость тела и устойчивость интеллекта. Дыхание в пранаяме всегда осуществляется через нос. Вдох и выдох делаются плавно, медленно и глубоко. Практикуйте пранаяму в определенное время каждый день в одной и той же позе.

Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами, избегая шума. Лучше всего упражнение выполнять сидя на полу на подстилке из натуральной ткани. Практика пранаямы не должна быть механической. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.

Не исключено, что одно из дыхательных упражнений йогов («Анулома-Вилома») обладает именно таким воздействием. Это упражнение – точное дозирование медленного вдыхания и выдыхания через обе ноздри поочередно. По результатам исследования К. Хеббара (1971) во время выполнения «Ануломы-Виломы» изменяется газовый состав артериальной крови, а также мозговой кровоток. Как известно, мозговой кровоток изменяется также во время задержки дыхания и гипервентиляции. Возможно, некоторое влияние на кровообращение мозга оказывают упражнения йогов «Уджай», «Бхастрика», «Сурья-Бхедана» и «Брамари», при вы полнении которых задерживается дыхание.

Известно, что дыхательные упражнения являются всего лишь частицей общего учения йоги, хотя сами по себе составляют единую систему, поэтому «выхватывание» из этой системы отдельных «нужных» нам упражнений конечно же противоречит предписаниям йогов. Будучи частью йоги, пранаяма должна практиковаться вместе с другими частями, такими как асаны и медитация. Это дает больший эффект, особенно в сфере профилактики или при излечении заболеваний.

Конец ознакомительного фрагмента.

По своей глубинной сути, все дыхательные практики работают одинаково - за счёт увеличения потока энергии через тело человека его сознание расширяется , активизируется его шишковидная железа, в кровь происходит выброс гормона DMT (диметилтриптамин, родственный другим триптаминовым соединениям, таким как LSD, псилоцин, псилоцибин, серотонин).

Пранаямы
В своем оригинальном виде пранаямы , практикуемые йогами тысячелетиями, чаще всего выполняются в одиночестве на регулярной основе. То есть день за днём, практикуя, Вы увеличиваете свой уровень сознания, очищая тело, и уровень Вашего счастья и гармонии с миром неуклонно растёт. Почти всегда дыхание осуществляется без музыкального сопровождения через нос, наиболее мощными пранаямами являются нади-шодхана и бхастрика-пранаяма диафрагмального типа. По своей сути, что холотропное дыхание, что ребёфинг являются бхастрика-пранаямой, выполняемой в лежачем положении через рот под особенную музыку.

Ребёфинг

Ребёфинг был придуман Леонардом Орром после обучения пранаямам у индийских йогов и подразумевает коллективное дыхание под ритмичную музыку, структура музыкального сопровождения чётко не обозначена. Человек лежит на спине или сидит, и часто дышит, используя несколько типов дыхания, при этом ведущий задаёт тему проработки, как бы проводя человека через его личный опыт. Эта техника может выполняться в одиночестве, при этом эффективность снижается.

Основным недостатком этого метода является определение ведущим того опыта, который в данный момент должна прожить группа. Каждый человек уникален и навязывание ему опыта, на котором ему указывает фокусироваться ведущий, опыт, который участник совсем не обязательно должен прожить в данный момент, является неэкологичным и часто ограничивающим.

Холотропное дыхание
Холотропное дыхание было разработано Станиславом и Кристиной Гроф на основе ребёфинга. Основным элементом холотропной сессии является глубокое и частое дыхание подобно бхастрика-пранаяме (дыхание «кузнечные меха»), а также музыкальное сопровождение. Человек с первой минуты дышит глубоко и часто, очень громкая музыка служит катализатором переживаний и выводит группу как бы на одну волну. Музыка имеет опредёленную структуру, позволяющую переживать куда более глубинные переживания, чем ребёфинг.

Изначально холотропное дыхание практиковалась в больших группах, в которой все участники дышали одновременно. Но как-то Гроф ощущал боли в спине и не хотел спускаться к участникам холотропной сессии, поэтому указал группе разделиться на 2 половины, первая половина, «холонавты», дышала, вторая, «ситтеры» - следила за первой. То есть каждый из ситтеров сидел возле дышащего холонавта, следил за его опытом и всячески сопереживал, в результате чего эффективность метода выросла. С тех пор во время холотропного дыхания все участники делились на холонавтов и ситтеров, а после менялись местами.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ

Вдыхайте через рот, выпячивая живот; заканчивая выпячивать живот, начинайте расширять грудную клетку вперёд и вверх. В конце этого движения подтягивайте ключицы и плечи по направлению к голове. Это один полный вдох.

Весь процесс должен составлять одно непрерывное движение, в котором каждая фаза дыхания должна без заметного промежутка переходить в другую, при этом не должно быть никаких рывков или ненужной напряжённости. Ваше дыхание должно быть подобно волнам на поверхности моря, всё остальное тело должно быть расслаблено. Теперь начинайте выдох.

Вначале расслабьте плечи и ключицы. Затем позвольте грудной клетке двигаться вниз, по направлению к ногам, а потом - внутрь. После этого расслабляется область диафрагмы и брюшного пресса, и живот сам по себе втягивается по направлению к позвоночнику. Во время дыхательной сессии рот всегда открыт, и дыхание осуществляется через него, вдох и выдох происходят без пауз, всё - одним сплошным волновым движением.

После достаточной практике Вы обнаружите, что дыхание будет происходить естественным образом. Не потребуется никаких усилий. Указанный выше тип дыхания используется новичками для раскрепощения дыхательных мышц; после их проработки дыхание перестаёт контролироваться умом и приобретает ещё более необычные формы - когда расширение грудной клетки и движение плечами происходит на выдохе за счёт компрессии воздуха в грудной клетке при движении диафрагмы вверх. Этому типу дыхания невозможно научиться с помощью тренировок, пытаясь контролировать его - оно приходит само по себе во время дыхательной сессии.

Как Вы уже поняли, большинство людей испытывают трудности с глубоким дыханием, ибо имеют большую коллекцию разнообразных психосоматических блоков, проявляющихся как спазмы мышц. Таким образом, пытаясь вдохнуть большой объём воздуха, человеку приходится затрачивать большое количество усилий одних мышц, направленных на преодоление спазмированности других. Метафорически выражаясь, человек не способен «дышать полной грудью». Этот эффект, как правило, имеет корни ещё в раннем детстве и проявляется как желание контролировать своё поведение и мир вокруг, и, как результат, человек постоянно неосознанно контролирует собственное дыхание. Со временем, когда блоки человека «продышиваются» и спазмы мышц уходят, поток дыхания становится максимально свободным и приятным, тело как бы дышит само по себе без контроля ума, доставляя огромное удовольствие дышащему. Поэтому на первом этапе задача дышащего - просто вдыхать-выдыхать поток воздуха максимально интенсивно (глубоко и часто), но при этом никак не пытаться контролировать грудную клетку и брюшной пресс с диафрагмой. При этом, в отличие от бхастрика-пранаямы, дыхание выполняется через рот и в лежачем положении.

Очень полезной является выполнение бхастрика-пранаямы диафрагмального типа перед сессией дыхания, когда тренируется брюшное дыхание и человек получает опыт задействования тех мышц тела, которые он ранее почти не использовал. Она выполняется в позиции сидя (позиция ног - по-турецки, полулотос или лотос). Положите одну руку на живот возле пупка. Это поможет Вам убедиться, что Ваш живот действительно движется вперёд и назад. Сделайте полный выдох. Помните, что именно движение диафрагмы обеспечивает брюшное дыхание. Выдыхая, Вы ощущаете, что Ваш живот сокращается; пупок движется по направлению к позвоночнику. В конечной стадии выдоха диафрагма будет полностью сокращена и выгнута вверх, в полость грудной клетки. Затем вдохните. Постарайтесь не расширять грудную клетку и не двигать плечами. Почувствуйте, как Ваш живот расширяется, и пупок двигается вперёд до упора. Затем снова выдыхайте, втягивая живот до конца. Вновь постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника. В конце выдоха живот будет сокращён, а пупок максимально втянут. Это есть один цикл брюшного дыхания.

Если к брюшному дыханию добавить апана-крию «три-бандхи» из гималайской йоги, вместе с замыканием малой микроскопической орбиты из цигун (маха-мудра в йоге) и медитацию на божественный сосуд из крийя-йоги (шамбхави-мудра), эффективность пранаямы вырастает многократно, позволяя очень качественно подготовить тело и сознание человека к сессии дыхания, давая ему опыт необходимых для глубинного погружения состояний.

СТРУКТУРА ДЫХАТЕЛЬНОЙ СЕССИИ

В общей сложности сессия длится от двух до трёх часов, при этом период интенсивного дыхания может продолжаться от часа до двух в зависимости от уровня участников.

Перед сессией очень полезны пранаямы на активизацию глубокого дыхания с задействованием брюшного пресса и для пранирования тела - это в большой степени увеличивает эффективность дыхательной сессии. Важно, чтобы человек был неголодным и опорожнил мочевой пузырь, при этом его желудок должен успеть переварить пищу, ибо это может достаточно сильно мешать глубокому дыханию. Участники одевают повязки на глаза, чтобы во время сессии исключить соблазн проверки того, на месте ли ещё привычная реальность.

Сессия начинается с расслабления всего тела и медитации на остановку внутреннего диалога под медитативную музыку, после чего плавно переходит первую фазу дыхания, которая по характеру эффектов соответствует первой перинатальной матрице. В начале человек всегда лежит на спине в «позе трупа» (шавасана). Музыка ритмичная, позитивная, этническая, ведущая вперёд, её задача - помочь людям раздышаться и начать погружение. Здесь может возникнуть ощущение пересыхания горла, на это не стоит обращать внимания - очень скоро это будет самой незначимой проблемой дышащего:) На 10-20 минуте может возникнуть ощущение проваливания, возникнуть образ обрыва, стены, пропасти, границы, отделяющей знакомый мир от незнакомого. Очень важно сделать этот шаг в неизвестность, выйти за границы зоны комфорта, подобно ребёнку, делающему первый шаг. Хотите получить что-то новое - тогда сделайте то, чего Вы ещё не делали. На этом этапе у новичков часто проявляются спазмы тела - стоит просто принимать их и не пытаться взять контроль над мышцами, а лишь усиливать интенсивность дыхания, тем самым усиливая эффект спазмов.

Вторая фаза дыхания характеризуется более ритмичной, трансовой и агрессивной музыкой, шаманские бубны и барабаны, также ближе к концу возможен гоа-транс. По характеру переживаний этот этап соответствует второй перинатальной матрице, агрессивные барабаны по своему характеру иногда напоминают сокращения матки во время родов. Иногда музыка может казаться неприятной, всплывают подавленные эмоции и переживания, которые также важно принимать и не сопротивляться их проявлениям. Часто участники ощущают желание танцевать под музыку, двигая телом в ритме музыки. Не стоит сопротивляться этим проявлениям, позволяя телу как бы «вытанцовывать» блоки по аналогии с танце-двигательной терапией или с танцами под психоделическую музыку.

Во время третьей фазы присутствует эмоционально заряженная музыка, провоцируя катарсис, очищение и внутренние трансформации. Она соответствует третьей перинатальной матрице - это ощущение движения по каналу, свет, свобода. Часто присутствуют смех, слёзы, иногда - крики. Как правило, во время этой фазы начинаются выходы из тела, религиозные переживания и мистический опыт. Очень важно понимать, что как бы Вас далеко не уносило, Вас всегда вернёт в тело, как бы Вам этого не хотелось. Вы будете торчать на Земле, пока не реализуетесь полностью. Поэтому не ограничивайте себя в путешествиях.

В четвёртой фазе музыка уже не несёт никаких сильных ритмов и эмоций, она направлена на принятие и интеграцию опыта, соответствуя четвёртой перинатальной матрице. Могут присутствовать звуки природы и ритмы сердца, вплетённые в музыкальный ряд. Участники, которые закончили свой опыт, могут просто лежать и наблюдать свой внутренний мир, те, чей опыт ещё продолжается, могут продолжать дыхание до окончания путешествия. Иногда люди засыпают (как правило, после сильной эмоциональной разрядки), либо, пребывая в лёгком трансовом состоянии, «улетают» куда подальше из тела, наблюдают необычные визуальные эффекты, иногда - с эффектом синестезии (осознание музыки через зрительный канал восприятия).

После окончания сессии важно поесть легкоусвояемую еду, дабы она могла перевариться до начала следующей, после чего следует этап обсуждения, во время которого участники проговаривают свой опыт, осознавая и интегрируя его на уровне ума.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭФФЕКТОВ


Последовательность эффектов, проявляющихся во время дыхательных сессий, следующих одна за другой, удобно описывать, используя чакровую модель человеческого сознания. Это разделение весьма приблизительно и отображает лишь наиболее распространенные паттерны проявления эффектов - в зависимости от дышащего они могут варьироваться. Далеко не каждый человек переживет всё то, что написано ниже, но и часто человек способен пережить нечто уникальное. В любом случае, глубина и скорость движения к своему истинному Я уникальны и зависят от опыта предыдущих духовных практик, степени перегрузки сознания ограничивающими убеждениями, силы контроля ума, настроя и желания меняться, а также от опыта души. Кто-то улетает из тела с первой сессии дыхания, а кому-то нужен не один семинар. Важно понять, что каждый способен достичь глубинных уровней переживаний - здесь важна лишь мотивация продолжать.

Физический (первый) уровень - Муладхара.
Примерно через 10 минут после начала активного дыхания у человека, дышащего впервые, почти всегда начинают проявляться так называемые карпопедальные спазмы - лёгкое онемение, потеря контроля, спазмы или боли в различных участках тела. Чаще всего это руки, ноги, лицо и горло.

Спазмы в руках говорят о том, что человек склонен к постоянному самоконтролю, а также к контролю окружающего мира и людей в частности. Это проявляется как неспособность радоваться простым вещам в виде природы, безусловной любви, невозможности расслабиться во время секса, желание контролировать, подавлять, переделывать и не принимать близких (детей, родственников, партнёров), желание самоутверждаться и иметь власть над другими (страх потери контроля). Человек, метафорически выражаясь, постоянно «держит себя в руках».

Спазмы в ногах чаще всего свидетельствуют о сексуальных запретах, тянущихся ещё с подросткового и детского периодов развития и чаще встречается у женщин (около 60 процентов женщин имеют проблемы с оргазмом).

Спазмы лица - свойство человека «носить маску» перед окружающими и собой. Это неверие в себя, желание играть, скрывая свою истинную суть. Большая часть людей даже незнакомо со своей истинной сутью, стараясь каждую минуту своей жизни занять каким-либо действием либо употреблением алкоголя, лишь бы не оставаться наедине со своими мыслями.

Спазмы губ и горла - желание контролировать свою речь, не желая, чтобы окружающие узнали Ваши истинные мысли.

Как правило, в течение одной-двух сессий эти эффекты прорабатываются и больше не возвращаются, спазмированные мышцы расслабляются, энергия через них начинает течь более свободно. Бывают случаи возвращения физических эффектов в ослабленном состоянии в случае, если источник, их создающий, продолжает присутствовать в жизни человека и оказывать на него влияние.

Любая боль есть сигнал тела о том, что в этом районе тела что-то не в порядке. Вы не создаете боль в своём теле во время дыхания - Вы начинаете чувствовать ту боль в теле, которую Вы накопили за всю свою жизнь. Человек - существо, которое ко всему привыкает, и Вы так привыкли к спазмам в своём теле, что просто перестали их замечать. Во время дыхательной сессии проработка спазмов и зажимов идёт через их усиление: Вам больно - Вы ни в коем случае не пытаетесь вернуть контроль над мышцами или не пытаетесь их растягивать, а начинаете дышать ещё сильнее, тем самым усиливая боль и дискомфорт, и в какой-то момент они резко пропадают и больше не возвращаются. Иногда полезна визуализация потока энергии и любви к источнику напряжения, осознание того, что в данный момент Вы прорабатываете и исцеляете своё тело, и ощущение по этому поводу радости.

Эмоциональный (второй) уровень - Свадхистхана.
Вслед за проработкой физических блоков в теле, как результат, начинают проявляться подавленные эмоции. Всё, что Вы когда-то хотели прожить, но не прожилось, смех, слёзы, крики, любовь, ненависть, принятие и не принятие, всё, что Вам хотелось проявить, но по каким-то причинам не проявилось, начинает всплывать в Вашем сознании. Здесь идёт проработка травм сексуального характера, Вашего позиционирования в человеческой стае, паттерны поведения с противоположным полом (подчинение и доминирование), а также нереализованные желания. Человек чувствует себя очищающимся и преображающимся.

Вы можете вспомнить первый сексуальный опыт, эпизоды из раннего детства, момент появления на свет и внутриутробное развитие. Здесь Вы можете прожить свои роды заново уже осознанно, как в качестве ребенка, так и в качестве матери, его рожающей, иногда - в обеих ролях одновременно.

Лучшее, что Вы можете сделать - никак не ограничивать все те эмоции, которые проявляются через Вас. Проработка также идёт через усиление - если Вам страшно, Вы дышите ещё интенсивнее, страх усиливается и в какой-то момент интегрируется и пропадает. Любой страх, по сути, есть непринятие части себя и как результат - части мира. Следствием этого является шизофреничность человеческого сознания, когда различные программы разделённого сознания требуют от человека поступков, противоречащих друг другу. Вы мечтаете об одном, думаете о другом, делаете третье, а получаете четвёртое - знакомая ситуация? Во время проработки страха Вы принимаете ту часть личности, которую Вы ранее не принимали, и Ваше сознание становится более полным и цельным. Поэтому не надо бороться со страхами - их необходимо любить и принимать.

Также, начиная с этого уровня, люди иногда способны испытывать энергетические оргазмы, причём, на уровне любой из чакр. Это ощущение намного сильнее и интенсивнее, чем привычный оргазм во время секса.

Ментальный (третий) уровень - Манипура.
После того, как основные физические и эмоциональные зажимы покидают тело и сознание человека (как правило, навсегда), дыхание становится более свободным, но все ещё требует контроля со стороны ума. Тело человека уже более или менее расслаблено, все самое дискомфортное осталось позади, и далее идет переосознание шаблонов человеческого ума.

Если Вам не повезло с развитым окружением в детстве, то с самого момента появления Вас в этом мире (хочу подчеркнуть - не рождения, а именно появления - воздействие идет ещё внутри живота матери), Вы являетесь объектом деструктивного программирования родителями и социумом. То, что почти все люди считают своим “Я”, на самом деле является продуктом программирования окружения, набором слоганов, программ, скопированных мнений, страхов, импринтов, кондиционированного опыта. И пока у человека ещё не началось духовное пробуждение - он способен лишь реагировать на окружающий мир, но никак на него не влиять, ибо любое его действие обусловлено программой его ложного эго. Большая часть населения Земли никогда не выходила за пределы своего ума, являясь пленником инструмента под названием Эго, отождествляя себя с ним.

Здесь могут всплывать многие давно забытые воспоминания из жизни, связанные с ранее проработанными физико-эмоциональными блоками, которые теперь воспринимаются на сознательном уровне, когда, уже имея такой инструмент, как взрослый развитый ум, человек переосознает, перепрограммирует себя, заново осознавая травмирующие эпизоды.

На этапе отпускания контроля ума многие из участников решают остановиться в своем развитии, полагая, что результатом эффективности практики является уровень физического и эмоционального «расколбаса». Когда вроде уже как ничего не происходит, обещанные «мультфильмы» и удовольствие так и не приходит, при этом, после проработки двух первых уровней, жизнь меняется весьма позитивным образом. Здесь важно не останавливаться и осуществлять дыхание всё более интенсивно - и в любом случае наступит момент отпускания контроля ума, когда тело начинает дышать само по себе, являясь проводником потока дыхания, контроль уходит, приятная вибрация и тепло распространяются по телу.

Если представить человеческий опыт в качестве лабиринта и ум - как узника этого лабиринта, который скитается в поисках выхода, то во время дыхания Вы способны подняться над уровнем ума, как бы смотря на этот лабиринт со стороны, наблюдая за всеми шаблонами, по которым этот ум функционирует, обнаружить причины неудач и найти выход из многих жизненных ситуаций. Если Вы постоянно склонны делать одни и те же поступки - Вы будете получать одни и те же последствия. Для того, чтобы изменить своё поведение, Вам нужно совершить что-то новое, выйти за границы зоны комфорта и получить новый результат.

Здесь вы встречаетесь со своим ложным Я, переоцениваете свою жизнь и свою роль в социуме, осознаёте свои цели, мечты, желания и то, что большая часть из них являются навязанными.

Уровень безусловной любви (четвертый) - Анахата.
После того, как человек выходит за пределы ума, который теряет контроль над телом и эмоциями, тело начинает дышать само без какого-либо контроля, внутренний диалог замолкает, и дышащий погружается в поток бесконечного блаженства, принятия и любви. Для человека, который испытывает это состояние впервые, кажется, что это есть самое большое удовольствие, которое он вообще может испытать. Часто в районе груди появляется ощущение горения и распускающегося цветка (лотоса), человек перерождается, его мировосприятие окончательно меняется в сторону принятия себя и мира. Проявляется стремление к красоте, гармонии, равновесию, обретается способность к видению красоты в других, в окружающем мире, в природе, это радость движения в потоке, любовь, лишённая ненависти, это любовь матери к рождающемуся ребёнку, любовь ребёнка к своей матери.

Мир анахата-чакры - поиск любви, поиск прекрасного во всём, что попадается на глаза, ощущение прекрасного и слияние с ним. Если для свадхистханы любовь - жгучая страсть, сильная привязанность (то, что хочу), для манипуры любовь - навязывание другим добра, если любовь на нижних центрах всегда существует вместе с ненавистью, то любовь анахаты - чистое восприятие, радость мелодии, ритму. На анахате не существует противоположностей (двойственности) - добра и зла, хорошего и плохого. На анахате существуют только ритмы, мелодии, гармонии, и противоположности принимаются вместе, как дополняющие друг друга. Анахата-чакра не ставит целей, анахата видит прекрасное везде, анахата следует прекрасному, и на анахате всё получается само, без логических рассуждений, без борьбы. Когда у человека с проблемами на манипуре открывается вдруг анахата - он вдруг замечает, что признание другими приходит само, без искусственных вывертов, изобретательности и самовыставления - и это наступает, как только возникает ощущение, видение окружающих. Те проблемы, которые требовали многолетнего упорного труда - вдруг сами решаются. Те цели, которые требовали борьбы и упорства свадхистханы, неожиданно достигаются без крови, просто и естественно. Человек с сильной анахатой радуется всему - что бы он не делал, где бы он не находился; он воспринимает не цели, не достижения, а сам процесс, бесконечный ритм, бесконечную музыку, в которой одна тема плавно сменяется другой.

Распространённой ошибкой является «подвисание» дышащего на этом уровне, нежелание двигаться дальше. Как бы не было прекрасно это состояние, всегда есть состояния более высокого порядка, дающие ещё более высокий уровень осознанности.

Творческий (пятый) уровень - Вишудха.

Далее, с активизацией творческого центра, человек начинает испытывать интуитивные прозрения, информация как бы приходит извне - когда нет того, кто спрашивает, но есть поток знания, достоверность которого не вызывает сомнений; человек обретает способность видения самой сути, он открывает в себе центр творческого прозрения, центр экстаза, центр пророческих видений, центр таланта. Это - способность вести и убеждать людей голосом.

Вишудха - это видение краеугольных камней, на которых можно возвести огромное здание, это видение больных точек, ударив по которым, можно обрушить большую сложную и стройную машину, это те “изюминки”, которые придают произведению искусства характер гениального, это находки, это блистательные идеи. Вишудха - это видение дисгармонии в сложном ритме, это умение одним движением исправить дисгармонию. Это безошибочный поиск выхода в запутанном положении, это всплеск, это сверхпонимание и сосредоточенность на основном.

Этот центр пробуждает внутренние вибрации. Как будто звук, перемещаемый нашим дыханием, открывает наше выражение музыки звёзд. Вы начинаете понимать устройство мира, социума и человеческого сознания, устройство собственного сознания, знание наполняет вас изнутри. Слушая внутренний голос, песню, возникающую в сердце, вибрацию, резонируя, выражая, гармонизируя, синхронизируя, забирая нас всё дальше и дальше к правде, которая содержится внутри нас, и к правде, которую мы находим снаружи. При активизации этого центра пишется лучшая музыка - музыка, которая приводит в экстаз; она - двигатель таланта. Вишудха в религии - это озарение. Путь к открытию вишудхи - это вход в экстаз от пения молитв и мантр, от ритуальных танцев, от медитации.

Уровень сверхинтуиции (шестой) - Аджна.
Вслед за интуитивными прозрениями, человек начинает проходить через разнообразный трансперсональный опыт. Это выход из тела, отождествление с архетипами, эгрегорами, богами и богинями, животными, сущностями и планетами. Человек временно способен переживать опыт других людей, выходить из тела и наблюдать его со стороны, видеть божественный свет. При открытии Аджны (третьего глаза) человек обретает умение видеть как бы снаружи, систематизировать знание, раскладывать, структурировать, но умение - бессознательное, которое осуществляется без всяких эмоций, реакций, рассуждений. Человек способен получить доступ к всеобщим, глубинным представлениям о мироздании.

Аджна-чакра работает сильно и стабильно при большом жизненном опыте - тогда человек, как выясняется, знает существенно больше того, что он видел и пережил в своей жизни. Интуиция подсказывает ему решение в тех ситуациях, в которых он никогда не бывал. Он знает «всё», видит даже мелочи, тонкости, частности, которые он никак не мог встретить до этого. При сильной чакре можно точно предсказывать будущее, можно видеть, что происходит с другими людьми. Откуда берутся такие сверхспособности? Помимо информации, которую мы воспринимаем непосредственно, осознаем и ощущаем, есть также информация, воспринимаемая автоматически, минуя ум, то, что называют шестым чувством, контактом с высшим Я, и человек непроизвольно оказывается знающим о большем, чем то, что он видел и чему учился. Аджна-чакра - это аппарат интеллектуального восприятия всего мира целиком, умение видеть в мире внутреннюю структуру, но не осознавая её. Знание аджны - это чистое знание, не имеющее практической ориентации - это просто передача видения мира таким, каким он есть, видение как бы со стороны, объективно, бесстрастно. Во время дыхания человек, достигший уровня стимуляции раскрытия аджны, часто чувствует пульсацию, горение во лбу или в затылочной части головы и иногда ощущает распускание цветка во лбу или видит образ большого глаза в треугольнике (архетип всевидящего ока).

Раскрытие аджны-чакры приводит к раскрытию высшего центра - сахасрары-чакры.

Уровень божественного сознания (седьмой) - Сахасрара.
При активизации этого уровня во время интенсивного дыхания человек начинает испытывать опыт, подобный опыту клинической смерти. Часто видится туннель, свет в конце него, по направлению к которому он движется. Часто наблюдаются звёзды и вид Земли с космоса. В конце тоннеля душа человека воссоединяется с Творцом, растворяясь в нём, вспоминая и обретая свою истинную суть. Человек может осознать свою миссию на Земле, то, зачем он пришел в это тело и в каком направлении ему предстоит двигаться.

Часто присутствуют видения переплетения двух потоков энергии, что соответствует поднятию энергии по каналам ида и пингала, проходящих через все чакры с первой по шестую; имеет место проявление мягкого подъема энергии кундалини (ощущение поднятия огненного столба по позвоночнику), горение и вибрация в области макушки, видение бесчисленного числа глаз вокруг, восприятие окружающей реальности в целом без конкретного ракурса, осознание себя творцом каждого мгновения реальности, осознание того, что бог смотрит на мир через миллионы глаз и осознание себя, смотрящего на творца через человеческое тело.

Сахасрара - способность контролировать, балансировать, созидать, быть богом, всеведущим, вездесущим и управлять сложным механизмом - государством, министерством, религиозной традицией, научным направлением, дирижировать оркестром, возводить дворцы и города. Человек на сахасраре-чакре сам становится немного Творцом, он теряет ощущение границы между собой и Вселенной, и постоянно активно обновляет мир, и мир сам подчиняется ему, естественно следуя его пути. Другое свойство сахасрары - большое доверие к миру, подобно доверию ребенка. Так, высшее творчество оказывается связанным с высшим доверием - границы между мной и миром исчезают в обе стороны. Как я могу творить мир, так и мир может творить меня. Сахасрара иногда временно приоткрывается во время сильных катастроф - тогда человек отдает себя на волю судьбы и надеется на Божию помощь. В такое же состояние попадает человек, приходя в другой, незнакомый мир открытым и полным доверия. Сахасрара - это чакра новорожденного, непосредственно воспринимающего мир. А творческое воздействие на мир сильного возможно только в состоянии полной открытости.

Но мы, утопающие в ежедневной суете, даже не можем себе представить, какие миры открываются при совершенствовании своего сознания, возможности которого воистину неограниченны. Пусть одни думают, что это - приближение к Богу, другие - что это райское блаженство, третьи - Нирвана, четвертые - Бессмертие. Каков будет дальше Путь - покажет сам Путь.

В одной известной песне есть такие слова: "Я слушаю наше дыхание…" . А что такое дыхание? Всего лишь совокупность различных процессов, обеспечивающих непосредственное поступление кислорода в наш организм? Или, все-таки нечто большее… И часто ли Вы, уважаемый читатель, прислушиваетесь к своему дыханию? Наверняка, большая часть из Вас ответит: "Нет, не часто" . И это верно: дыхание большинство из нас воспринимает, как естественный процесс жизнедеятельности, не замечая его и не обращая никакого внимания на то, как мы дышим. А ведь именно в правильном дыхании содержится ключ к здоровью всего организма, красоте и даже к росту духовных сил и способности управлять собственной жизнью. Для этого разработаны специальные дыхательные практики.

Виды дыхательных практик

Дыхательные практики используются в психологии, религии, шаманизме, йоге. Например, на санскрите, они называются пранаяма (прана — "жизнь, дыхание", яма — "контроль, управление, остановка"). Суть таких практик состоит в управлении праной (жизненной энергией Ци) при помощи специальных дыхательных упражнений.

Среди дыхательных практик выделяются холотропное дыхание и ребёрфиг . Холотропное дыхание — самый популярный метод погружения в измененное состояние сознания. Оно признано одним из самых эффективных методов в психотерапии. Разработанное американскими психологами, холотропное дыхание приобрело широкую популярность как метод самопознания и личностного роста. Основные элементы методики: интенсивное дыхание, побуждающая музыка и одновременное погружение в самые затаенные уголки внутреннего "я". Холотропное дыхание открывает внутренние травмы, позволяет разобраться в себе, освободиться от жизненных конфликтов.

Випассану в какой-то степени тоже можно отнести к дыхательным практикам. Она провозглашает осознание собственных действий, сердца, ума, тела, дыхания. Осознавая дыхание, осознаешь поднимающийся и опускающийся живот, свою жизненную энергию, эмоции утихают, сердце успокаивается.

Так же, например, в Шиваизме используется дыхательная практика для личностного роста и самопознания.

В чем польза дыхательных практик?

В результате регуляции дыхания происходит тренировка разных групп дыхательных мышц, массаж внутренних органов, осуществляется рефлекторное воздействие на мозговую деятельность через обонятельные и другие рецепторы. Также в процесс вовлекается нервная система, тем самым можно научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние, например, быстрее успокоиться в стрессовой ситуации, легче пережить огорчение и прочее.

Дыхательные практики за счёт включения в технику длительных задержек дыхания, а также энергетических прокачек способны расширить адаптивные функции организма человека и сделать сознание более устойчивым к переживанию разного рода измененных состояний.

Кроме того, регулярное выполнение упражнений успокаивает ум, делает Вас более уравновешенными, оздоравливает легкие, налаживает нервную систему. Многие отмечают, что после тренировок дыхания появляется энергия, улучшается уровень жизни, человек становится более уверенным в себе, достигая таких высот в личной жизни и карьере, о которых раньше даже не смел думать.



mob_info