Древние олимпийские игры в спорте. Соревнования на античных олимпийских играх

Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Говорят о тысячах религиозных форм и видов, которые возникали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племен, наций, по­скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурно­го целого лишь тогда, когда у нее появлялась система высших ценностей, не­прикасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать со­хранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общ­ностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских дено­минаций насчитывается около 20 тыс.

Самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинные и ложные. Затем было выдвинуто несколько более научное деление - на естественные и религии откровения, которого придержива­лись многие богословы. Такая типология опирается на генетический прин­цип (принцип происхождения).

Под естественными религиями понимают стихийно и объективно возник­шие верования - прежде всего в первобытном обществе. Первобытные че­ловеческие коллективы, такие, как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совмест­ный культ. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному призна­ку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К. послед­ним религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значи­тельная часть религий национальных, таких, как синтоизм или индуизм.

Напротив, религии откровения связаны с харизматической личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. Исто­рия знает многих таких основателей - Иисус, Будда, Мухаммед. Они появ­лялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христиан-

ство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в дан­ной группе верований и культа.

Существуют и другие критерии для классификации религий:

♦ количество верующих и их удельный вес в общей численности населе­ния (статистический);

♦ ареал распространения (картографический);

♦ формы распространения: дискретные, т.е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т.е. распространенные ком­пактно по странам и континентам (христианство, ислам);



♦ правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; ре­лигии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально);

♦ государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документа­ми; религии национальных меньшинств);

♦ уровень организации (жестко централизованные, не жестко централи­зованные, децентрализованные).

Религии также могут быть:

♦ политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие);

♦ урбанистическими (городскими и сельскими).

Первую научную попытку универсальной систематизации религий пред­принял Г. Гегель (1770-1831). Гегель рассматривает каждую религию как ступень самопознания абсолютного духа 14 . Он считал, что религия в своем саморазвитии проходит три основные стадии: естественной религии, рели­гии духовной индивидуальности, абсолютной религии. Каждая из стадий, в свою очередь, распадается на этапы, которыми становятся конкретные ве­роучения.

Первая стадия - естественная религия - распадается на несколько эта­пов. Первый из них - непосредственная религия - ознаменован силой колдовства, которой обладает сам человек, но в котором эта сила еще не выступает как сила духа и разума. Второй - раздвоение - выступает в са­мом себе - включает в себя религию меры (Китай), религию фантазии (брах­манизм), религию в-себе-бытия (буддизм). Третий - естественной рели­гии - переход к религии свободы - содержит в себе религию добра и света (Персия), религию страдания (Сирия) и религию загадки (Египет).

Вторая стадия религии - это религия духовной индивидуальности. На этой ступени развития Бог является: а) как единый безусловный субъект в рели­гии возвышенного (Иудея); б) как внутренняя необходимость в религии кра­соты (Греция); в) как внешняя необходимость или целесообразность (Рим).

Наконец, третья и последняя стадия - это абсолютная религия, религия безусловная и открывшая себя - христианство. Все религии различаются не по предикатам (признание единого Бога или его созидательной деятельно­сти) - это внешнее для характеристики религии, но по способам явления еди­ного, субстанционального, имманентного - идеи, которая есть активный,

14 Гегель Г.В.Ф.

определяющий и различающий принцип. Этот подход позволяет философу выработать критерий развития религий по признаку соотношения в них: 1) объективного и субъективного (субстанция и самосознание); 2) бесконеч­ного и конечного; 3) духовного и природного; 4) сущности и явления 15 .

Таким образом, Гегель разбил все религии на три класса (стадии) - табл. 6:

а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские
религии, индуизм, буддизм, а также зороастризм и религию древнего Египта);

б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Гре­
ции и древнего Рима);

в) абсолютная религия (христианство).

Таблица 6 Классификация религий по Г Гегелю

Религии Типы Характеристика
1. Религии природы 1. Чародейство 1 .Непосредственная религия
2. Религии субстанции: а) Китай; б)брахманизм; в) буддизм 2. Раздвоение сознания в самом себе: а) религия меры; б) религия фантазии; в) религия в-себе-бытия
3. Переходные от религии природы к религии свободы: а) религия Персии; б) религия Сирии; в) религия Египта 3. Борьба субъективности: а) религия добра или света; б) религия страдания; в) религия тайны
II. Религии духовной индивидуальности 1. Религия иудеев 1. Религия возвышенного
2. Религия греков 2. Религия красоты
3. Религия римлян 3. Религия целесообразности или разума
III. Христианство Абсолютная религия Идея и реальность совпадают

К сожалению, в его схеме не нашлось места для ислама, который логи­чески должен предшествовать христианству, как менее совершенная рели­гиозная форма, но хронологически следует за ним. Впрочем, не только для него. Дефицит эмпирических сведений для его теоретической схемы чув­ствуется на каждом шагу.

С тех пор минуло почти два века, и современные классификации грешат другой крайностью - в них избыток эмпирических фактов и недостаток мощных теоретических обобщений.

До сих пор в религиоведении не выработано общепринятой типологии. Предлагаются многочисленные варианты и схемы, каждая из которых опи­рается на тот или иной критерий, представляющийся авторам наиболее убе­дительным. Так, религии делят по их составу, теологическому содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искус­ству и многим-многим иным параметрам. К примеру, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

монотеизм (единобожие);

15 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии //Философия религии: В 2 т. М., 1976.

политеизм (многобожие);

генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом);

атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саенто­логия);

супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический кос­мизм).

Религии также делят на «естественные» и «этические» (К.П. Тиле), «на­туральные» и «супранатуральные» (Э. фон Гартман), «религии природы», «религии нравственности» и «религии спасения» (Г. Зибек), народно-тра­диционные, дуалистические (акосмические) и пророческие (Седерблом), на «богооткровенные» и «небогооткровенные» и т.д.

Религии, кроме того, различают как по содержанию, так и по масштабам. Одни имеют разветвленную иерархическую структуру, как, например, Рим­ско-католическая церковь, другие, несмотря на свою массовость, не имеют единой иерархии. Таков, например, индуизм. Иногда религии носят локаль­ный характер и не выходят за пределы одной деревни. Между этими край­ностями располагается бесчисленное множество других типов религий, раз­личающихся способами передачи информации, степенью доступности и от­крытости, втом числе мистической или миссионерской направленностью 16 .

Из всего многообразия религиозных учений выделяют так называемые религии спасения. В них земная человеческая жизнь рисуется лежащей во зле, а главной задачей человека объявляется выход из-под власти этого мира и спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода рели­гии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма. Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые - в особом состоянии сво­боды от какого бы то ни было бытия. Религии эскапизма - это учения, со­гласно которым наличное бытие принципиально не может принести чело­веку ничего хорошего, а иного бытия нет. Освобождение в разных религиях получало наименование нирваны, апатии, атараксии и др.

В качестве критерия может выступать гносеологическая ориентация. Некоторые религии, такие, как джайнизм и буддизм, придают наибольшее значение познанию внутреннего: они заняты поисками истины внутри тела и оперируют понятиями просветления, покоя, пустоты. Их принято назы­вать интровертными. Другие религии - экстравертные - сосредоточивают внимание на том, что находится вне тела, и наивысшей ценностью полага­ют общение между людьми и единение с Богом. К ним относятся иудаизм, христианство, ислам. Важно подчеркнуть, что экстравертным системам присущи черты интровертных и наоборот, а также то, что обе системы при­знают реальность зла и греха".

В последнее время религии нередко подразделяют на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Термины эти происходят от слов «ортос» (верный, правильный), «докса» (мнение) и «праксис» (практика). Подразделяя рели­гии на ортодоксальные и ортопраксические, исследователи имеют в виду прежде всего присущую им тенденцию - доктринальную или деятельную. Каждая религия включает в себя как доктринальные вопросы - символы,

16 BowkerJ.lV. The Meaning of Death. Cambridge, 1991.

17 The Oxford Dictionary of World Religions / Ed. J. Bowker. Oxford, 1997.

понятия, богословские системы, так и вопросы, имеющие прямое отноше­ние к деятельности, - ритуалы, право, регламентация жизни, своеобразный подход к труду, творчеству 18 . Примером ортодоксальной религии служит христианство, ибо придает наибольшее значение вере. Напротив, иудаизм и ислам обычно рассматриваются как ортопраксические, поскольку особое значение придают праву, регулированию жизни, практике, сверяя свои дей­ствия с законом.

Можно также говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобыт­ных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения. Мертвые религии - это те, которые когда-то суще­ствовали, но со временем исчезли. Не­которые из них оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде ре­лигиозной литературы, легенд, мифов и т.д. Живые религии - это ныне су­ществующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение оп­ределенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия нетрадиционные религиозные объединения.

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откро­вения, народные и личностные религии. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутвер-ждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (соте-риологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагмати­ческое (религии процветания). При генеалогическом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Соглас­но этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джай­низм, буддизм, сикхизм как религии Юго-Восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии и т.п." 9 Самая распространенная и самая простая типология полагает основным критерием классификации религий их распространенность. По этому осно­ванию все религии разделяются на три типа:

а) родоплеменные (наиболее примитивные религии человеческих коллек­
тивов, находящихся на низших ступенях цивилизации);

б) национальные (национально-государственные), не выходящие за пре­
делы отдельных наций (народов) и составляющие главное основание их
национальной идентичности и культурной специфичности (например,
иудаизм, индуизм, синтоизм);

в) мировые религии, не признающие земных границ и претендующие на
глобальный статус (христианство, ислам, буддизм).

Ее модификацией является классификация с учетом исторических эта­пов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), народонацио-нальные, мировые.

Лапицкий М.И. Религиозные основы хозяйственной деятельности // Полития. 1998. № 3. Тимощук А.С. Объект изучения (www.philosophy.ru ).

Географический способ классификации религий - один из самых рас­пространенных в религиоведческой литературе. Все вероучения сгруппиро­ваны по месту их возникновения и первичного распространения. На этом основании, в частности, описание буддизма разделено на буддизм тхерава-ды, зародившийся и распространившийся преимущественно в Южной Азии, и буддизм махаяны, зародившийся и распространившийся преимуществен­но на Дальнем Востоке.

Друиды - кельтские священники

Географический принцип можно без особых проблем применить почти для всех групп религий, за исключением религий Запада. Религиозная жизнь Запада довольно четко разделена на два этапа - господства языческих уче­ний Средиземноморья, Древней Европы и Ближнего Востока и господства авраамистических религий. К авраамистическим религиям относятся все учения, апеллирующие к авторитету Библии и оперирующие библейскими идеями и образами, поэтому мы не должны удивляться тому, что рядом с христианством и исламом стоят гностицизм, деизм и сатанизм: все эти ре­лигии возводят истоки своих вероучений к Библии и активно пользуются библейским материалом. Особую группу составляют секулярные учения религиозного характера, которые с полным основанием можно было бы отнести к вероучениям Запада.

По вероучительным признакам религии делят на национальные и миро­вые. Тогда в одну группу попадают, например, иудаизм и синтоизм, а в дру­гую - буддизм и ислам.

Мир религий чрезвычайно обширен и разнообразен. Они различаются между собой по возрасту, распространенности, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование

целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, ка­кие-то исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богослов­скую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жестких природных условиях. Некоторые религии ведут к вы­сокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позво­ляют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии при­зывают к самоубийству, иные - пред­полагают достижение бессмертия. Они конкурируют друг с другом за души лю­ дей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вред­ными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения.

Если мировая карта религий напоминает мозаику, то их развитие похо­дит скорее на беспорядочное броуновское движение, чем на хорошо орга­низованное поступательное восхождение от высшего к низшему или от худ­шего к лучшему. Ренессанс и возрождение языческой античности на исхо­де средневековья неожиданно сменяется Реформацией и борьбой за чистоту религиозных идеалов. Просвещение и торжество рационализма уступает место в XIX в. увлечению мистицизмом и спиритуализмом. Наступление атеизма в одних странах разворачивается с его масштабным отступлением в других. Секуляризация освобождает место для нового всплеска религиозно­сти. Современный этап европейской истории - это переменные успехи в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и вне­запное исчезновение. Религиозные процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга, меняя направление без всякой видимой логики и стро­гой последовательности.

В учебниках по обществознанию и религиоведению можно встретить еще одну достаточно универсальную и удобную классификацию религий.

1. Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

♦ тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъ­
естественной силой;

♦ фетишизм - поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наде­
ляемому сверхъестественной силой;

♦ анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне
с людьми;

б) современные религии:

♦ теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам);

♦ этические - вера в нравственные идеалы связи с Вселенной (буддизм,
даосизм, конфуцианство).

2. По количеству богов:

♦ политеистические - вера в нескольких богов;

♦ монотеистические - вера в одного единственного бога.

3. По степени распространения на планете:

« мировые - буддизм, христианство, ислам;

« локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

В табл. 7 представлена современная классификация религий.

Таблица 7 Современная классификация религий

Типы религий Основные направления Время появления Краткая характеристика
Племенные Анимизм В эпоху верхнего палеолита XXXV -Xтыс. до н.э. Культ на основе веры в одушевление жи­вой и неживой природы
Тотемизм Культ на основе веры в сверхъестест­венные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм Культ на основе веры в сверхъестест­венные свойства неодушевленных пред­метов
Магия Вера в способность сверхъестествен­ным образом воздействовать на приро­ду и других людей
Национальные Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др.

Чтобы разобраться во всем многообразии различных мировых верований, необходимо коснуться такого вопроса, как типология религии. Эта статья будет интересна не только специалистам данной области, но и людям, которые просто хотят понять мировоззренческие взгляды тех, кто живет с ним бок о бок в многонациональной стране.

Прежде всего, нужно сказать о том, что такое типология. Это разделение какого-либо явления на отдельные категории, согласно существенным отличительным признакам.

Множество подходов

Все предпринимавшиеся когда-либо попытки систематизировать верования можно причислить к одному из представленных ниже пунктов. Итак, вот эта несложная классификация типологий религии.

  1. Эволюционный подход.
  2. Морфологический подход.

Ряд ученых рассматривал все верования с древнейшего и до настоящего времени как эволюцию религиозного сознания. Первобытные мистические культы они причисляли к примитивным образцам культуры, которые позже были усовершенствованы.

Такая типология религии монотеизм и политеизм описывает как следующую ступень развития человеческого сознания. Эти ученые связывают появление данных верований с завершением формирования некоторых процессов мышления, таких как синтез, анализ и так далее.

Данная типология религии получила название эволюционного подхода.

Однобожие и многобожие

Монотеизм и политеизм, их сущность будут описаны ниже. Теологи, придерживающиеся эволюционной точки зрения, говорят о том, что второе из этих явлений возникло раньше. Поклонение силам природы, которое существовало в первобытном мире, постепенно привело к тому, что человек стал отождествлять каждую стихию с личностью конкретного бога, ее покровителя.

Каждое племя также имело своего небесного заступника. Постепенно это божество приобретало первичное значение по отношению к другим. Так возник монотеизм - поклонение одному-единственному богу. В качестве примеров политеистических религий можно привести поклонение сонму древнегреческих олимпийских богов. Они, как правило, не многим отличались по своему поведению и внешним характеристикам от простых смертных людей.

Эти боги так же, как и человек, не обладали нравственным совершенством. Им были присущи все пороки и грехи, характерные для людей.

Вершиной развития религиозного сознания, по мнению ученых, разрабатывающих эту типологию религии, является монотеизм - вера в единого бога.

Среди философов, придерживавшихся эволюционной точки зрения на религию, был выдающийся мыслитель Гегель.

Морфологический подход

Говоря о типологии религий и ее классификации, стоит упомянуть о том, что другие, не менее именитые ученые, были склонны разделять все верования, основываясь на отдельных характеристиках самих религий. Этот поход получил название морфологического, то есть рассматривающего отдельные составные части учений.

Согласно этим принципам типологии, многообразие религий и их разновидностей рассматривалось неоднократно в истории науки. Далее будут приведены сведения о таких попытках систематизировать верования.

Область распространения

Согласно территориальному признаку, разделяет все верования еще одна типология религий. Родоплеменные, национальные, мировые религии - таковы ее пункты.

Все древнейшие культы, существовавшие у первобытного человека до появления государственности, имели распространение, как правило, в рамках сравнительно небольших групп людей. Поэтому они называются родоплеменные. Другая трактовка этого термина говорит, что его имя указывает на первобытнообщинный строй, при котором люди создавали подобные культы.

Национальные религии

Они появились в эпоху образования первых цивилизаций, то есть, с началом государственности. Как правило, эти верования носили ярко выраженный национальный характер. То есть, они предназначались для какого-либо конкретного народа, учитывали его традиции, обычаи, менталитет и так далее.

Обычно нации, носители таких религий имели представление о своей богоизбранности. Например, иудаизм заключает в себе учение о том, что Всевышний оказывает свое покровительство в первую очередь евреям.

Мировые религии

Излагая вопрос о типологии религии кратко, невозможно обойти вниманием верования, которые не содержат в себе каких-либо национальных черт, и предназначены для людей, живущих в разных уголках мира, не зависимо от их моральных убеждений, культурных особенностей и среды их обитания.

Такие религии называются мировыми. В настоящий момент к ним можно причислить христианство, ислам и буддизм. Хотя многие ученые говорят о том, что последнюю из перечисленных религий следует относить к философским концепциям. Это объясняется тем, что в классическом варианте буддизма отрицается существование бога как такового.

Поэтому его часто называют самым атеистическим вероучением.

Проще простого

В настоящий момент не существует какой-либо единой, общепринятой типологии религии.

Верование человека - явление столь многогранное, что все его нюансы не умещаются ни в одной из существующих классификаций.

Наиболее кратко типология религии может быть представлена следующим образом. Многие люди разделяют для себя все существующие в мире верования на истинные и ложные. К первым они, как правило, относят в полной мере только свою религию, а иногда и некоторые родственные ей, но, с рядом оговорок. На принципе «верности» основан ряд других типологий религии, самой известной из которых является мусульманская. Согласно этой теории, существует три вида верований.

К первому из них, которые принято называть истинной религией, исламские богословы причисляют только мусульманство.

Ко второму типу относятся так называемые покровительственные, или религии книги. К ним причисляют христианство и иудаизм. То есть к данной группе относятся те религии, которые полностью или частично признают Ветхий Завет. В теологии есть и другое название для этой группы. Так, некоторые ученые именуют их авраамическими по имени Авраама - человека, который первым принял закон от Бога.

Все остальные верования относятся, согласно этой классификации, к ложным.

Таким образом, можно утверждать, что на принципе истинности основываются многие типологии религии и их классификации.

Отношение к Иисусу Христу

Внутри этой «исламской» типологии религии второй ее пункт, который включает в себя авраамические верования, может в свою очередь разделяться на подпункты, в зависимости от отношения той или иной религии к личности Иисуса Христа. Например, в иудаизме Сын Божий не почитается. Иисус Христос в этой религии считается лжепророком, а само христианство - назарейской ересью.

Ислам же считает Спасителя великим праведником.

Эта религия ставит Иисуса Христа на второе место по значимости после пророка Мухаммеда.

Кардинальное отличие от христианства в данном вопросе заключается в том, что ислам не признает божественной природы Спасителя, а считает его лишь одним из числа наиболее почитаемых праведников, святость которых позволила Богу послать им свое откровение. Христиане же считают Иисуса не просто одним из людей, а личностью, в которой божественная сущность соединилась с человеческой. Приверженцы этой религии воспринимают Его, как Спасителя, без которого никто из когда-либо живших людей не смог бы попасть в Царствие Божие из-за своей падшей, греховной природы.

Таким образом, согласно этой типологии религии отношения к Христу, все авраамические верования могут быть разделены на следующие группы:

  1. Религии, признающие Иисуса Христа и его божественную сущность.
  2. Верования, почитающие Спасителя, но отвергающие учение о его неземной природе.
  3. Религии, не признающие Иисуса Христа, считающие его лжепророком.

Типология религии по Осипову

Виднейший православный богослов, преподаватель Московской духовной академии, Алексей Ильич Осипов в своих лекциях дает свою классификацию верований.

Его типология религии основывается на отношении человека к Богу.

Согласно этой системе, все существующие верования можно разделить на следующие подгруппы:

  1. Мистические культы.
  2. Юридические религии.
  3. Религии предопределения.
  4. Синергии.

По словам профессора, одна и та же религия может быть одновременно причислена к нескольким пунктам данной классификации. Далее будет рассмотрена кратко эта типология религий.

Мистические культы

Для религий этого типа характерно практически полное отрицание существования Бога в том смысле, в котором его рассматривает христианство. То есть для людей с мистическим сознанием не существует божества, обладающего личностью, способного на творческие акты, а также по своей воле участвующего в жизни человечества. Огромную роль в таких религиях играют различные ритуалы, обряды и так далее. Для приверженцев верований этой группы произнесение заклинаний, выполнение тех или иных действий само по себе имеет сакральное значение. Правильное отправление культа влечет за собой благоприятные изменения в жизни человека. При этом сам верующий чаще всего не должен прилагать никаких духовных усилий, кроме контроля над верным исполнением обрядов.

Стремления, идеалы и цели жизни для приверженцев подобных верований ограничиваются видимым, материальным миром.

К таким религиям можно отнести шаманские верования народов севера, культ Вуду, религии американских индейцев и так далее. Также к этой группе причисляют различные виды язычества, такие как вера в пантеон греческих и римских богов, древнеславянские культы и так далее.

Юридические религии

Вторым пунктом этой типологии религий являются верования, основанные на так называемом юридическом восприятии действительности. То есть, верующие люди, причисляющие себя к таким конфессиям, рассматривают все происходящее в этом мире как наказание или награду, которую Господь Бог посылает своим детям, то есть людям. А соответственно, для того чтобы удостоиться милости Всевышнего, необходимо совершить определенные высоконравственные поступки. А в случае, если человек нарушает законы, данные ему свыше, он подвергается наказанию, соразмерному тому злодеянию, которое было совершенно. Поэтому люди, которые реализовали свой жизненный потенциал, имеют престижную работу, определенное финансовое состояние и так далее, заслуживают уважения собратьев по вере. Это объясняется тем, что согласно данному мировоззрению, лицо, которому были ниспосланы свыше материальные блага, вне всякого сомнения, является достойным их, поскольку Господь проявляет свою милость лишь к тем, кто исполняет все заповеди и законы духовной жизни.

К таким религиям можно отнести иудаизм, который соответствует всем критериям этого пункта данной типологии религий. Известно, что в древней иудеи существовал особый чин духовенства, который назывался фарисейством. Его представители славились беспрекословным следованием заповедям. Эти люди были одним из наиболее уважаемых общественных классов. Правда, стоит сказать и о том, что наряду с ними также существовали и другие религиозные деятели, как, например саддукеи, которые отрицали все существовавшие правила. Эти направления мирно уживались в рамках одной религии - иудаизма.

Западное христианство

Элементы юридического типа присутствуют и в современном католицизме, а также некоторых других направлениях так называемого западного христианства.

Например, в основе католического вероучения лежит понятие о заслугах перед Господом Богом. Так, человек, совершающий какой-либо поступок, который одобряется религиозной моралью, считается благодетелем. Его чувства, помыслы, а также мотивы совершения данного поступка обычно не учитываются. Важен лишь сам факт того, что действие произведено. Данный религиозный догмат нашел воплощение в таком феномене, как индульгенция. Как известно, в средневековых католических странах человек, неуверенный в достаточном количестве собственных благородных поступков, мог купить бумагу, свидетельствовавшую о том, что ему приписываются благодеяния, которые были совершены святыми людьми. Согласно католическому учению, у некоторых праведников количество добрых дел превышает число, необходимое для спасения. Поэтому заслуги угодников могут послужить на благо их менее благочестивых собратьев по вере.

Такие избыточные благодеяния носят обычно название сверх заслуг. Помимо всего прочего, к ним причисляют пострижение в монахи. Поэтому некоторые католические святые в своих молитвах приносили Богу прошения не о спасении собственной души, вместо этого они просили Всевышнего о помиловании других, в том числе, и носящих священнический чин.

Предопределение

Многообразие религий и принципы их типологий были отражены в научных трудах многих богословов. К одной из наиболее популярных классификаций относится система профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. Третий пункт этой типологии занимают религии предопределения. Как правило, в этих верованиях нет культа почитания святых, иконописных изображений и так далее. Отрицается также необходимость борьбы с человеческими грехами. Так, одна из религий данного типа, протестантизм, говорит об отсутствии необходимости покаяния.

Приверженцы этой веры объясняют данное обстоятельство тем, что, по их мнению, Христос, придя в мир, искупил все прошлые, настоящие и будущие грехи человечества. Этим самым, по словам протестантских богословов, Спаситель предоставил каждому уверовавшему в него, возможность в будущей жизни войти в Царствие Небесное. К таким религиям, кроме упомянутого протестантизма, можно отнести буддизм, поскольку сами приверженцы этого вероучения и их духовные наставники призывают к тому, чтобы забыть о своих несовершенствах, а сосредоточиться только на сильных сторонах своего характера и личности.

Синергия

Это слово в переводе с греческого означает "сотрудничество". Религии, рассматривающие взаимоотношения человека и Бога как проявление именно такого принципа, составляют четвертую группу данной классификации. Примером подобных верований может быть православие.

В этом направлении христианства цель человеческой жизни заключается в существовании по тем заветам, которые дал человечеству Иисус Христос, то есть в борьбе с собственными грехами, с падшей природой.

Но, согласно данному вероучению, такая деятельность не может принести положительного результата без помощи свыше, без общения с Богом и без совершения таинства причащения. Все это, в свою очередь, возможно только при наличии у человека веры, благоговения перед Всевышним и раскаяния за свои грехи. В подтверждение этого тезиса православные проповедники обычно приводят слова из Евангелия, где Господь говорит о том, что он стучит в дверь человеческих жилищ, и те люди, которые откроют ему, будут праздновать и веселиться с ним. Это говорит о том, что Всевышний не может идти против свободной воли человека, люди сами должны выйти навстречу Ему, то есть жить по заповедям Божьим, так как сам Спаситель сказал, что Его любит тот, кто исполняет заповеди.

Региональные особенности

В настоящей главе будет представлена еще одна классификация верований. Эта типология религий основана на географических особенностях существования конфессий.

В данной системе существует огромное множество пунктов. Например, выделяют африканские религии, верования народов Крайнего Севера, североамериканские религии и так далее.

Разделение по таким критериям интересно, прежде всего, не с точки зрения особенностей местности, в которой обитают последователи той или иной религии, ее рельефа и полезных ископаемых, в с позиции рассмотрения социокультурных нюансов.

Такие сведения в огромной степени полезны для расшифровки смысла трудных для восприятия частей религиозной литературы. Так, например, человек, не знакомый с характером жизни и быта древних евреев, вряд ли сможет понять, почему в Ветхом Завете рекомендуется приносить в жертву именно годовалого ягненка.

Дело в том, что древний Израиль был по сути своей животноводческим государством. То есть основным источником доходов и пропитания было выращивание домашнего скота. В основном это были овцы. В первый год жизни животные требуют наиболее бережного отношения к себе и ухода. Поэтому особь, достигшая годовалого возраста, воспринимается в этих условиях почти как член семьи. Принесение в жертву такого питомца - дело нелегкое с эмоциональной точки зрения.

Классификация по источнику религиозных знаний

Типология религии по происхождению говорит о том, что все верования можно разделить на естественные и откровения.

К первым следует причислить те из них, которые обожествляют различные силы природы. Знание их сущности проистекает из повседневных наблюдений.

Религия откровения - вероучение, согласно которому все необходимые законы жизни были раскрыты людям самим Богом. В настоящее время известны в типологии религии 3: христианство, ислам и иудаизм.

Классификация государств

В данной статье нельзя обойти еще один важный вопрос. Для полного понимания проблемы классификации вероучений нужно знать и типологию государств по отношению к религии.

Атеизм

Первым пунктом в типологии государств по отношении к религии стоят страны, отвергающие поклонение богу.

В них в более или менее жесткой форме проводится антирелигиозная политика. В таких странах нередко существуют организации, призванные разрабатывать мероприятия по борьбе с различными духовными культами и их служителями. Иногда в предпринимаются такие радикальные меры, как репрессии священнослужителей.

Примерами таких стран могут быть СССР, северная Корея и некоторые государства так называемого социалистического лагеря.

Светские страны

Существуют также государства, которые не запрещают их гражданам иметь какие-либо религиозные убеждения, участвовать в обрядах, богослужениях и так далее. Власти не препятствуют строительству культовых учреждений, храмов. Однако в данных странах церковь полностью отделена от государства и не имеет политической силы. В свою очередь, правительство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций, за исключением случаев, когда нарушается законодательство. Подобной страной в настоящее время является Российская Федерация.

Клерикальные страны

Такое название имеют государства, где представители церкви играют определенную политическую роль. Как правило, в них существует религия, которая занимает привилегированное положение, по отношению к остальным. В качестве примера можно назвать Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, где англиканская церковь имеет определенную политическую власть.

Теократия

Такой политический режим существует в странах, где власть полностью сосредоточена в руках церкви. Глава единственной официальной является одновременно и политическим лидером.

Самый яркий пример такой страны - малое государство Ватикан. Как известно, в этой стране Папа Римский является в одно и то же время верховным правителем и главой католической церкви.

Заключение

В данной статья была рассмотрена проблема типологии религии и ее оснований (различных существенных признаков вероучений). Это явление, как и сама вера - понятие весьма сложное и многогранное. А поэтому, не существует единой общепринятой типологии. Некоторые из имеющихся на сегодняшний день вариантов были рассмотрены в отдельных главах.

Сложность, а, по мнению многих ученых, и невозможность создания универсальной типологии, заключается в том, что до сих пор не решен вопрос о том, что же следует называть религией. Является ли, например, католицизм отдельной верой или это только одно из направлений христианства? Не менее сложно бывает причислить в типологии религии к монотеизму и политеизму ту или иную конфессию.

Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.

И, тем не менее, все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия, безусловно, лучше, чем другая.

В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы: 1) Эволюционный; 2)Морфологический; 3) По характеру происхождения, распространения и влияния; 4) По характеру отношения; 5) Статистический; 6)Генеалогический.

1. Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX века существует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему мировому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем.

Эволюционная классификация Ф.Гегеля: I. Естественная религия.

  • 1. Непосредственная религия (колдовство).
  • 2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.
  • 2.1. Религия меры (Китай).
  • 2.2. Религия фантазии (брахманизм).
  • 2.3. Религия "в-себе-бытия" (буддизм).
  • 3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.
  • 3.1. Религия добра или света (Персия).
  • 3.2. Религия страдания (Сирия).
  • 3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

  • 1. Религия величия (иудаизм).
  • 2. Религия прекрасного (Греция).
  • 3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Здесь просматривается поверхностное образное определение той или иной религии, а затем необоснованное деление по неясному основанию, в добавок классификация носит на себе печать пан-христианства. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис о том, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему.

Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям, т.к. можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации по отношению ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития.

2. Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматическиерелигии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на: монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм ("однобожие", т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм или "надбожие" (монизм Шанкары, эллинистический космизм);

Несомненно, что и эта классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией и это верно в каком-то смысле, т.к. в раннем иудаизме фигура Яхве не выделялась как запредельный надмирный бог.

Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буддизме индивид индифферентен к существованию бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму богоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать "богом", в целом же роль бога в управлении миром и индивидом там не акцентируется.

  • 3. По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религииоткровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.
  • 4. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания).
  • 5. Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.
  • 6. Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейскиерелигии т.п. Несомненно, и эта классификация не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство.

Известны и другие классификации, например, выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.

1. Родоплеменные языческие религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родоплеменные религии формировались под влиянием условий жизни рода и племени, срастались с развивавшимися типами этносов и одухотворяли (сакрализовывали) их. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из многих духов мог возвышаться образ одного духа - покровителя, который приобретал черты племенного языческого бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. Власть этих языческих богов не переходила за границы их этнической области, вне которой правили другие боги.

В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и связаны с общественными структурами, в силу каких-либо их особенностей застывших в своем историческом развитии.

  • 2. Народностно-национальные религии впитали в себя некоторые историко-культурные черты родоплеменных, но в отличие от последних складывались и развивались в период становления классового общества. Носителями народных и национальных религий являются в основном представители соответствующего этноса, хотя лица иной этнической принадлежности могут, при определенных условиях, стать их последователями. Этим религиям свойственно законничество - детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.
  • 3. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - связаны в той или иной мере с родоплеменными и народностно-национальными религиями, заимствовали некоторые их внешние этнокультурные элементы, но в то же время есть существенные отличия от них. Имеются также определенные духовно-исторические связи между мировыми религиями. Мировые религии появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. Поэтому в появлявшихся вероучениях и религиях находили отражение образы жизни многих социальных структур.

Мировым религиям в той или иной степени свойственны миссионерство и проповедническая активность, имеющие межэтнический и космополитический характер, обращенные к различным социально-демографическим группам. В этих религиях проповедуется идея равенства людей (понятие "ближний") по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей. В сатанизме понятие "ближний" отвергается вообще.

Мы убедились в том, что религий бесчисленное множество.

(9-11 класс)

1 . Назовите состязания, входившие в программу первых ОИ древности?

а ) бег на 1 стадий б) марафон в)100 ярдов

2. Термин «Олимпиада» в Древней Греции означал?

а) соревнования, проводимые во время ОИ;

б) первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют ОИ;

в) четырехлетний период между ОИ ;

г) год проведения ОИ.

3) Что такое «пентатлон»? Назовите состязания, входящие в программу пентатлона.

а) ГРЕЧЕСКОЕ троеборье: бег, метания копья и борьба.

б) ГРЕЧЕСКОЕ ПЯТИБОРЬЕ: бег, прыжки в длину, метание диска, метания копья и борьба.

В) бег на выносливость

Г) СОСТЯЗАНИЕ, включавшее элементы борьбы и кулачного боя.

4) Кто имел право принимать участие в древнегреческих ОИ?

а) только свободные греки мужчины б) греки мужчины и женщины

в) только греки мужчины г) все желающие

5) Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в Древней Греции проводился в специальном помещении, называемом

а) ипподром б) амфитеатр в) стадиодром г) гимнасии

6) Физическое воспитание детей на государственном уровне в Древней Греции начиналось в каком возрасте?

а) 10 лет б) 8 лет в) 5 лет г) 7 лет

7) На заключительном этапе подготовки атлетов к Играм в Древней Греции за будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали

А) олимпионики б) гимнасты в) элланодики

8) С какого времени ведется счет античных ОИ?

А) с 392 г. н. э. б) с 432 г. до н. э. в) с 776г. до н. э. г) с 778 г. до н. э.

9) Древнегреческие игры Олимпиады праздновались:

А) у горы Олимп б) в Олимпии в) в Афинах г) в Спарте

10) Продолжительность античных ОИ изменилась и к 468 г. до н. э. достигла:

А) 5 дней б) 7 дней в) 10 дней г) 14 дней

11) В Древней Греции победителей игр называли:

А) олимпиониками б) гимнастами в) элланодики

12) В ОИ 776г. до н. э. атлеты состязались в беге на дистанции, равной

А) одному стадиону б) 100 ярдов в) одном у стадию г) 200 метров

13) В ОИ 776г. до н. э. атлеты состязались в беге на дистанции, равной одному стадию. Стадий равен

А) 172м 27 см б) 192м 27 см в) 150м 50 см г) 190 м 27см

14) Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье:

1. кулачный бой 2. Верховая езда 3. Прыжки в длину 4. Прыжки в высоту 5. Метание диска 6. Бег 7. Стрельба из лука 8. Борьба 9. Плавание 10. метание копья

А) 1, 2, 3, 8, 9. Б) 3, 5, 6, 8, 10 В) 1, 4, 6, 7,9. Г) 2, 5, 6, 9, 10

15) В каком году и в каком состязании появилось имя Короибос – первого победителя ОИ

а) в 786г. до н. э.. в борьбе б) в 776г. до н.э., в беге

в) в 776г. до н.э.,в метании диска г) в 778 г. до н. э., в беге

16) Кто из известных ученых древности был чемпионом ОИ?

А) Аристотель б) Платон в) Пифагор г) Архимед

17)Назовите Римского императора, который в 394 г. н. э. запретил олимпийские соревнования:

А) Феодосий 1 Б) Феодосий II В) Нейрон Г) Юлиан

18) Место рождения античных Олимпийских игр?

а) Древняя Греция или Эллада б) Египет в) Афины

19) Назовите имя победителя шести античных Олимпийских игр?

а) Лионидас б)Милан в) Нерон г) Короибос

20) Назовите имя 12 – кратного победителя в беге на античных Олимпийских играх?

а) Миланб ) Лионидас в) Короибосг) Нерон

21) Назовите имя последнего официально записанного победителя античных олимпийских игр?

а) Короибос б) Милан в) Лионидас г) Нерон

22) Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к античным олимпийским играм?

а) Палестра и гимнасий

б) Палестра и стадиодром

в) Гимнасий и стадиодром

а) Мирон б) Фидийв) Миланг) Юлиан

а) Милан б) Фидий в) Мирон г) Юлиан

25) В каком веке возникла идея возрождения античных Олимпийских игр?

а) в XVI б) в XIV в) в XV г) в XI

26) Физическое воспитание детей на государственном уровне в Древней Греции начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении, называемом Палестра

27) Как назывались сооружения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм олимпиады:

А) гимнасий Б)стадион В) стадиодром Г) арена

28) В Элладе победитель в пентатлоне, определялся……

а) по количеству побед б) на основе принципа выбывания

в) по очкам г) по зрительским симпатиям

29) Атлетов, нанесших смертельные раны сопернику во время Игр Олимпиады, судьи Эллады……

а) просили покинуть стадион б) просили прекратить состязания

в) изгоняли со стадиона г) изгоняли из города

30) Тренеров в Древней Греции называли….

а) атлетами б) гимнастами в) судьями г) наставниками

31) В каком виде был олимпийским чемпионом Пифагор?

а) в кулачном бою б) в беге в) в метании диска г) в пентатлоне

32)Кто из древнегреческих философов считал движение целительной частью медицины?

А) Аристотель; Б) Демокрит; В) Платон ; Г) Архимед.

33) Что такое античная концепция – «Экехейра»

а) священное перемирие б) подготовка к ОИ

в) проведение ОИ древности г) свод законов по допуску к ОИ

34) Где возникла оздоровительная, философская система упражнений йоги?

А) в древней Греции; Б) в древнем Египте; В) в древней Индии; Г) в древнем Риме.

35) Что означали состязания в «долиходроме» на Играх в Древней Греции

а) бег с препятствием б) бег на скорость

в) бег на выдержку г) прыжки в длину

36) Одним из видов древних Игр являлся панкратион. Что он из себя представлял?

а) кулачный бой б) вид единоборств

в) пятиборье г) бег на длинные дистанции

37) Кем были в Древней Греции элланодики, наблюдавшие за будущими олимпийцами во время подготовки к Играм?

а) надсмотрщиками б) наставниками

в) меценатами г) судьями и распорядителями

38) Как в Древней Греции называлась игра подобная футболу?

а) эпискирос б) сферистика в) агонистика г) сферобол

39) Как называлось в Древней Греции пятиборье?

а) панкратион б) атлетика в) пентатлон г) гимнастика

Фамилия и имя спортсмена

Вид соревнований

1. Владимир Маркин

А) бег 400 м

2. Валерий Борзов

Б) бег 100 м

3. Игорь Тер-Ованесян

В) прыжки с длину

4. Валерий Брумель

Г) прыжки в высоту

5. Сергей Бубка

Д) прыжки с шестом

6. Тамара Пресс

Е) метание диска

7. Виктор Санеев

Ж) тройной прыжок

8. Ян Лусис

3) метание копья

И) толкание ядра

10. Владимир Куц

К) бег 5000 м

Ирина Пресс

Л) бег 3000 м с препятствиями

29. На последних Олимпийских играх в Лондоне Российские спортсмены (мужчины) завоевали 12 золотых медалей в различных видах спорта в отдельных дисциплинах олимпийской программы. Установите соответствие между именами атлетов, завоевавших золотые медали на Олимпийских играх 2012 года, и видами спорта и дисциплинами, в которых они стали победителями:

Имя и фамилия спортсмена

Вид спорта, дисциплина

1. Роман Власов

А) Греко-римская борьба, до 74 кг

2. Джамал Отарсултанов

Б) вольная борьба, до 55 кг

3. Егор Мехонцев

В) бокс

4. Алан Хугуев

Г) Греко-римская борьба, до 84 кг

5. Арсен Галстян

Д) дзюдо, до 60 кг

6. " Иван Ухов

Е) л/атлетика, прыжки в высоту

7. Илья Захаров

Ж) прыжки в воду сЗ-х- метрового трамплина

8. Мансур Исаев

3) дзюдо, до 73 кг

И) плавание

10. Александр Дьяченко, Юрий Постригай

К) гребля на байдарках и каноэ,200м

11. Сергей Кирдяпкин

Л) л/атлетика, ходьба 50 км

12. Тагир Хайбулаев

М) дзюдо, до 100 кг

Сергей Тетюхин

Н) волейбол

30. На последних Олимпийских играх в Лондоне Российские спортсмены (женщины) завоевали 12 золотых медалей в различных видах спорта в отдельных дисциплинах олимпийской программы. Установите соответствие между именами атлетов, завоевавших золотые медали на Олимпийских играх 2012 года, и видами спорта и дисциплинами, в которых они стали победителями:

Имя и фамилия спортсмена

Вид спорта, дисциплина

1. Евгения Канаева

А) художественная гимнастика, индивидуальное многоборье

2. Наталья Антюх

Б) л/атлетика, бег 400 м с барьерами

В) прыжки на батуте

4. Мария Савинова

Г) л/атлетика, бег 800 м

5. Татьяна Лысенко

Д) л/атлетика, метание диска

6. Елена Лашманова

Е) л/атлетика, ходьба 20 км

7. Алия Мустафина

Ж) спортивная гимнастика, брусья

8. Анна Чичерова

3) л/атлетика, прыжки в высоту

9. Юлия Зарипова

И) л/атлетика, бег 3000 м с препятствиями

К) л/атлетика, метание молота

П.Алина Макаренко, Анастасия Назаренко, Каролина Севастьянова, Анастасия Близнюк, Ульяна Донскова, Ксения Дудкина

Л) художественная гимнастика, командное многоборье

12.Мария Громова, Анастасия Давыдова, Наталья Ищенко, Дарья Коробова, Александра Пацкевич, Светлана Ромашина, Анжелика Тиманина, Эльвира Хасянова, Алла Шишкина

синхронное плавание, группы)

Наталья Воробьева

Н) вольная борьба, до 55 кг

Наталья Ищенко, Светлана Ромашина

О) синхронное плавание, дуэт


Программа античных Олимпийских игр.

В программе Олимпийских игр был только стадиодром — бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

— на 14 Олимпийских играх (724 до н. э.) в программу включен диаулос — бег на 2 стадия, а 4 года спустя — долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев; на 18 Олимпийских играх (708 до н. э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

— на 23 Олимпийских играх (688 до н. э.) в программу состязаний вошел кулачный бой, на 25 Олимпийских играх (680 до н. э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5-4 вв. до н. э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

— на 33 Олимпийских играх (648 до н. э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н. э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион — единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места — к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения.

При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т. е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н. э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион. Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н. э.) ставший официальной частью программы. Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) — пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6-4 вв. до н. э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.



mob_info