Для чего нужны подковы и сложно ли подковывать лошадь. Выбор подковы и инструкция по ковке лошадей

Кира Столетова

Лошади - прекрасные и очень умные животные. Они приносят исключительно радость и пользу человеку, именно поэтому о них нужно заботиться. В первую очередь следует знать, зачем подковывают лошадей, ведь правильное подковывание - один из самых важных этапов содержания данного животного. Фермеру нужно знать, какие бывают виды подков и как подковывают лошадей.

Иногда, у неопытных и малознакомых с лошадьми людей возникают сомнения в том, действительно ли нужна эта процедура и больно ли лошади. Зачем подковывают лошадей, если на вольном содержании дикие особи прекрасно обходятся без этого? Подкова - простое средство защиты копыт, как обувь у человека. Современные подковы защищают ткани копыт от механических повреждений и различных болезней.

Некоторые фермеры при должных знаниях проводят такую процедуру как ковка подковы самостоятельно в домашних условиях. Также есть и коннозаводчики, которые заказывают набойки и приглашают специалиста для их установки. Перед выбором набойки лучше всего проконсультироваться с профессионалом, чтобы точно не ошибиться с размером и материалом. Можно пообщаться на различных форумах с заводчиками и конюхами из разных стран, а также посмотреть фото и видео.

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей

  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы

  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

Виды подков

Безусловно, самым старым и проверенным материалом даже для современной подковы является именно металл. Все виды из металла и его ковка даже в настоящее время сохраняют популярность. Но в свете научно-технического прогресса резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества. Среди них можно выделить такие:

  • Пластик и резина являются лучшими амортизаторами, чем металл.
  • Для крепления таких подков не нужны гвозди, так как они имеют свое специальное крепление, которое является цельной частью набойки.
  • Пластиковые и резиновые подковы выигрывают в весе: они значительно легче своих металлических аналогов. Именно поэтому их чаще используют для спортивных лошадей.

Существуют и другие мнения. Некоторые специалисты утверждают, что клеевая основа, на которую крепится подкова для лошадей, вредит животным, так как состоит из химических веществ. Другие же утверждают, что «легкая обувь» способствует улучшению самочувствия лошадей.

Русский рысак

Русский рысак под седлом

русский рысак

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди - ковали. Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно. Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка - это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости. Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок. Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму. Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади. Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей

  1. Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют.
  2. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма.
  3. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади. Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках.
  4. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне.
  5. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями. Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом. Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

После того как вы подковали лошадь, нужно проверить, комфортно ли ей. Для этого нужно провести питомца шагом, и если конь не начнет хромать рысью, значит, набойка установлена правильно. Показателем того, что лошадь подкована хорошо, является ее спокойная ходьба и бег без прихрамывания. Также рекомендуется сразу не нагружать только что подкованную лошадь. Изготовление подковы занимает не так много времени. Для 2-х опытных ковалей это дело 15 минут.

Естественно, что для изготовления подковы одному понадобится гораздо больше времени и сил. Как же часто нужно перековывать лошадь? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это зависит от многих факторов, таких как степень нагрузки, износа, а иногда и просто повреждения подковы. В среднем подковы меняют раз в месяц (30 дней). Чаще без особой надобности это делать не рекомендуется, дабы избежать заболеваний копыт.

В конечном счете ковка жеребца - занятие достаточно простое, если знать того, кто может помочь с этим делом или научить правильному проведению процедуры. Если соблюдать все правила по подковыванию и выгулу лошадей, вырастить здоровых и выносливых скакунов будет проще простого.

Приметы относительно лошадиной подковы.

Подкова — символ успеха и благополучия. Еще с древних времен над кузнями вешали подкову. Она оберегала ремесленника и способствовала процветанию дела. Сейчас подкову часто дарят в качестве сувенира, но не стоит забывать, что этот предмет является оберегом.

Примета: подкова в доме над дверью, на подоконнике, в машине

Существует много значений и примет, которые касаются подковы. Сейчас до конца не ясно, как правильно вешать подкову. Вообще сам предмет над дверью считается хорошей приметой.

Достоверно не известно, с каких пор подкову стали считать счастливой приметой. Ведь официально подковывать лошадей стали в 1732 г. Но есть упоминания о том, что еще в Древнем Египте использовали накладки на копыта из золота с камнями. Найти такое изделие было огромной удачей из-за его высокой стоимости. Именно с тех времен и появились приметы относительно такой находки.

Приметы:

  • Если повесить предмет над дверью рожками вверх, то это будет способствовать успеху и накоплению положительной энергии в доме.
  • Если повесить рожками вниз перед входом в ваш дом, то это поможет сдерживать злые силы и нехорошие помыслы ваших врагов. Весь негатив окажется под колпаком.
  • Если будете возить подкову в бардачке машины, то это поможет вам избежать несчастных случаев на дороге.
  • Можете в период новолуния расположить подковку на подоконнике. При этом рожки должны смотреть внутрь. Это способствует удачи.

Найдена лошадиная подкова на дороге, земле — какое событие ждет: примета

Раньше найти подкову на дороге было огромным счастьем для семьи. Считалось, что это принесет богатство и удачу. При этом железо было дефицитом. Его сразу же переплавляли на ножи и гвозди. Но более зажиточные люди вешали такой предмет над дверью и считали, что это принесет удачу.



К чему найти половину лошадиной подковы: примета

Если вы найдете лишь половинку подковки, это означает, что в скором времени вы что-то потеряете. Но расстраиваться не стоит. Ждите появления новых доходов. В данном случае половинка подковы является двойственным знаком. В древние времена осколки, остатки или половинки подковы никто не подбирал.



К чему найти старую, сломанную лошадиную подкову, с гвоздями?

Сломанную подкову не стоит подбирать. Суеверие о возможной удаче в таком случае не работает. Это считается мусором и в дом его приносить не стоит. Сломанная подковка может стать причиной неудач.

Потерять лошадиную подкову

Вообще считалось не самой хорошей приметой потерять подкову. Особенно это касалось длительной поездки. Именно поэтому многие хозяева, перед длинной дорогой, проверяли подковы у лошади и производили замену на новые.

Упала лошадиная подкова

Вообще согласно поверья, подкова падает по причине того, что лошадь хочет от нее освободиться. То есть она уже сносилась. Ничего страшного в этом нет. Но это дополнительные неприятности в дороге.

Что делать, если нашел лошадиную подкову?

Это хороший знак и стоит ним воспользоваться. Существует ряд правил, которым стоит следовать, если найдете подковку.

Инструкция:

  • Для начала избавьтесь от негативной энергии. Для этого наберите в емкость воды из колодца и погрузите подкову на 3-4 часа
  • После этого обсушите полотенцем и на три дня оставьте на подоконнике, рожками в дом
  • Только после этих манипуляций можно использовать изделие в качестве оберега
  • Наши предки не прибивали подкову гвоздями. Они привязывали к ней бичовку и вешали над дверью


Варианты расположения:

  • Перед входом. То есть за дверью, вам необходимо повесить изделие кончиками вниз
  • Также можно расположить оберег внутри жилья. Для этого лучше вешать подковку над дверью рожками вверх. Ее не стоит прибивать. Желательно привязать веревку и повесить
  • В машине. Такой амулет будет беречь вас от автомобильной катастрофы
  • Если вы положите подковку там, где у вас обычно хранятся деньги, то это к прибыли
  • Также можно повесить предмет в спальне. Это обеспечит здоровый сон
  • Если разместить на кухне, то это к сытным застольям
  • Если повесить в кладовке, то вы никогда не будете нуждаться в продуктах


Можно ли брать лошадиную подкову с другого дома?

Если вам отдают подкову, которая висела в другом доме, ее не стоит брать. Дело в том, что этот предмет накапливает энергию и может сыграть злую шутку. Поэтому лучше всего использовать найденную на дороге подкову или купленную в сувенирной лавке. Также есть возможность заказать сувенир у кузнеца.

Что представляет собой процедура подковывания лошади, как, с какой периодичностью и кем она проводится – любителям этих животных знать полезно, а тем, кто занимается ими профессионально, – обязательно подавно.

Правильно выбираем подковы

Для того чтобы разобраться в назначении и видах подков, целесообразно обратиться, как ни странно, к обуви, которую носит человек. Она создана очень давно с целью защиты ног от негативных внешних факторов (климатических, биологических, антропогенных). Практическая функция тесно сопряжена с комфортом, поэтому обувь подбирается с пониманием того, где и когда ее нужно носить. Скажем, в походных условиях следует отдать предпочтение удобным, не стесняющим движение ботинкам, а высокий каблук будет неуместен, валенки на меху, легкие мокасины, сандалии надеваются сообразно погоде и сезону, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом показана ортопедическая обувь и т.д.

По схожему принципу подбирается и подкова для лошадей. Она представляет собой металлическую пластину, «обуваемую» на копыто лошади, чтобы защитить его от повреждений и травм. Наличие оной принципиально важно, поскольку лошадь – животное тяжеловесное, проводит почти все время на ходу, а поверхность, по которой она ступает, может быть разной.

В зависимости от занятия, к которому привлечена лошадь, различают несколько видов подков. Так, есть подковы, подходящие к комплекции среднестатистической лошади и ее физической нагрузке, — стандартные. Они размерные (всего есть 13 размеров подков ) и могут оснащаться шипами (во избежание скольжения в осенне-зимний период). По форме различаются лишь тем, что для передних копыт подковы делаются более закругленными.

Если лошадь спортивная и часто задействована в скачках, то подковывают ее иначе. Это более трудоемкий процесс, чем создание стандартной подковы. Главным образом потому, что она делается вручную с учетом индивидуальных параметров каждой лошади. Идеальная подкова для скачек должна быть легкой (до 120 грамм), но прочной, поэтому ее изготавливают из специальной пружинной стали.

Конкур или выездка требуют тонких и идеально «сидящих» подков, то есть тех, которые не выходят за пределы копыта. Наконец, ортопедические подковы, как можно догадаться, предназначены для коррекции движений лошади, исправления дефектов копыт, профилактики заболеваний опорно-двигательной системы и отдыха. Эти подковы изготавливаются строго по замерам с учетом конкретной проблемы или задачи, а их «ношение» назначает врач-ветеринар.

Инструменты для ковки

Чтобы качественно подковать лошадь, необходимо пользоваться специальными инструментами. Среди них основными являются:

  • Ухналь.
  • Обсечка.
  • Копытный нож.
  • Рашпиль.
  • Ковочный молоток и др.

Сначала кузнец осматривает конечности, освобождает лошадь от старых подков, чистит ее копыта, подгоняет размер подков, а затем только крепит новые. Когда лошадь молодая или просто слишком активная, используется станок для ковки.


Подковывание таких лошадей обычно занимает больше времени: чтобы помочь лошади привыкнуть к манипуляции с конечностями, кузнец обычно «имитирует» ковку, просто постукивая по копытам. И только после того, как между лошадью и человеком установилось доверие, можно начинать подковывать сначала переднюю, потом заднюю пару конечностей.

Подковка лошади

Важно! Процесс подковки лошади – большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Дилетантский подход к этому делу может навредить и лошади, и неопытному кузнецу.

Несколько общих нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы процесс подковывания прошел гладко:

  • Создать комфорт: ковка должна происходить в сухом и чистом помещении.
  • Избегать опасностей: рядом с лошадью не должно быть еды и других животных; активных лошадей лучше сразу привязывать.
  • После окончания работы проверьте, равномерно ли лошадь перемещает конечности, не хромает ли и т.д.

Сама процедура подковывания лошади происходит в несколько этапов:

  • Снятие старой подковы: для этого кузнец зажимает конечность животного и с помощью щипцов снимает гвозди, захватив их за барашки.
  • Кусачками убирается ороговевший слой копыта, различные загрязнения снаружи.
  • Внутри навести косметический блеск можно с помощью копытного ножа. Здесь нужно действовать особенно осторожно, поскольку сама чистка копыта не приносит лошади боли и дискомфорта, при чистке внутренней части копыта можно задеть мягкие ткани;
  • Стенки копыт подравниваются секачом и шлифуются рашпилем.
  • Когда копыто готово, прикладываем к нему раскаленную подкову: на ней останутся отпечатки, по которым и делается дальнейшая примерка и подгонка подков к копыту.
  • Неровности, лишние части подковы убираются, после чего можно перейти к «переобуванию».
  • Подкова, под которой находится резиновая прослойка, прибивается гвоздями к роговому слою копыта.

С какой периодичностью нужно менять подковы? Частота «переобувания» определяется характером активности лошади и поверхности, по которой она перемещается, а также индивидуальной скоростью отрастания копытной стенки. В среднем подковы меняют раз в месяц-полтора. Слишком частая или, наоборот, редкая перековка приводит к губительным для здоровья лошади последствиям.

Когда начинать подковывать лошадь? Жеребят уже с 2-3-х месячного возраста уже можно подковывать. Однако первые пять лет жизни (именно в этот период лошадь набирает основную массу) нужно пристально следить за ростом и правильным развитием копыт, чтобы в будущем избежать серьезных патологий.

Следует помнить, что лошади нужно и время отдыха от подков – до 2-х месяцев в год. Соблюдая основные правила ковки можно застраховать лошадь, а вместе с ней наездников и других людей от различных опасностей, которые несут в себе проблемы в обращении с лошадью, неправильный подход к ней.

От излишнего истирания, вследствие повышенных нагрузок или анатомических особенностей каждой конкретной лошади. В зависимости от того, какую работу выполняет животное, нужно использовать разные виды подков для лошадей.

История совместной жизни человека и лошади насчитывает не одно тысячелетие. Несмотря на это, такая привычная для нас вещь, как подкова, появилась не так давно. В Древнем Риме использовались гиппосандалии, которых можно назвать «бабушками» современных подков. И только в 8-9 века нашей эры появились первые настоящие подковы, которые получили широкое распространение с 12 века.

Обычные, стандартные подковы для лошадей могут быть разных размеров. На сегодняшний день, таких размеров 13. Шипы могут быть как конусообразными, так и Н-образными. Шипы оберегают лошадь от скольжения зимой.

Обычные стандартные

Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.

Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.

Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца - подковы без шипов, со специальными утолщениями.


Угольные для многоборья

Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.

Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.

Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать на легкие гладкие подковы.

Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.

Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.

Для рысаков используют легкие подковы с различным весом для и передних. Различие в весе на 25-40% помогает удержать от иноходи тех лошадей, которые имеют к этому склонность. Также с этой целью используют чуть более тяжелые подковы, чем обычно, вес может доходить до 180-210 гр. Толщина подковы для рысистых лошадей не меньше 4 мм, а ширина не меньше 8 мм. Молодняк в начале тренировок подковывать не обязательно. Впоследствии, для тренировок и испытаний на ипподроме, рысаков подковывают на круглые подковы с перемычкой на концах ветвей.


Легкий вариант

Это были основные виды подков для лошадей. Если же животное заболело, например, у или она получила травму, незаменимыми будут ортопедические подковы. Такие подковы позволяют уменьшить дискомфорт и боль при ходьбе, ускорить процесс заживления, скорректировать деформацию копыта, выровнять движение лошади.

В каждом отдельном случае применяются разные подковы для лошади. К примеру, при серединной трещине копыта выбирают подкову круглой формы с боковыми отворотами и зацепными шипами. При воспалении основы кожи копыта используют круглую подкову с вырезом на уровне воспаления. В любом случае, такие подковы должен подбирать ветеринарный врач.

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подков Характеристики

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей



mob_info