Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного. Когда и с чего начинать динамическую гимнастику для грудничков

Ниже приведен комплекс упражнений, по которым мы занимались с дочкой, а сейчас начнем с сыном. Сразу скажу, не все могут решится на подобные упражнения. Я вижу только плюсы от этих занятий.

Мы начали занятия в месяц с лишним, и занимались до года. Дальше я не стала рисковать, потому что мнения расходятся насчет того, стоит ли выполнять подобные упражнения, так как риск травм возрастает. Лучше всего, если у вас есть возможность нанять инструктора, который все подробно вам объяснит. Прежде чем преступить, мы с мужем перечитали кучу информации и пересмотрели видео. Нужно быть полностью уверенными в себе и своих силах. И лучше, чтобы занятия делал папа, так как они менее нервозные)) Но мы с мужем чередовали, то он, то я. Если вы все-таки решили этим заниматься, то прочтите статью ниже. И так же ссылка на полезное видео: https://www.youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

Динамическая гимнастика

Что это такое?

Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби- йога» синонимами, но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

Как это появилось?

Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

Зачем это нужно?

Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно- мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

Что развивается с помощью динамической гимнастики?

Опорно-двигательный аппарат. Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенка находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять.
У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

Пищеварительная система. Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Сердечно-сосудистая и иммунная системы. Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Психика. Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

Как этим заниматься?

Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

И еще некоторые советы

1. Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

2. Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

3. Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

4. Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

Когда начинать?

Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

Где, когда и с кем заниматься?

Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей).

Можно выполнять все упражнения друг за другом, в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием.

Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец – матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

Занятия проводятся ежедневно, во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

Как подготовиться к динамической гимнастике?

Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом.

Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

Динамические упражнения

Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса содной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Поднимите малыша за руки и раскачивайте его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполнить покачивания вперед-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Упражнение 2. «Птичка»

Исходное положение – малыш висит на ручках. Разведите их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями

Упражнение 3. Тренируем пресс

Прижмите ребенка спиной к своему животу. Одной рукой держите его за распрямленные колени, а другой поддерживайте в области груди. Медленно наклоняйте и распрямляйте малыша, чтобы он напрягал мышцы живота, спины и ног, старался удерживаться в вертикальном положении.

Упражнение 4. Крутим-вертим

Исходное положение – взрослый держит ребенка за две ноги, лицом от себя. Совершите несколько вращательных движения вокруг вертикальной оси – сначала по часовой стрелке, затем против

Упражнение 5. «Обезьянка»
Исходное положение – взрослый держит ребенка за левую ногу и правую руку.

Приподнимает немного и покачивает. Затем меняет руку и ногу и повторяет движение. Потом упражнение повторяется за симметричные конечности (взрослый держит ребенка за левую руку и левую ногу, потом за правую руку и правую ногу).

Упражнение 6. «Крестик»

Ручки висящего ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

Упражнение 7. Забросы

Начало упражнения аналогично упражнению «Маятник», но во время выполнения раскачиваний амплитуда движений постепенно увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. При этом рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются, и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья.

Затем следуют возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

Упражнение 8. Боковые прокруты

Когда при выполнении упражнения «Маятник» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис. 32). После совершения одного прокрута следует повторить это же движение в другую сторону.

Упражнение 9. Прямые прокруты

Раскачивая висящего на руках ребенка вперед-назад, взрослый помогает ему совершить сальто назад между рук родителя. В конечной фазе движения нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша

Чтобы вернуться в исходное положение, следует либо отпустить одну руку ребенка, либо сделать сальто в обратном направлении. Это упражнение первоначально делают два взрослых, один из которых медленно проводит ребенка по всей траектории движения, а затем фиксирует его тело в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

Упражнение 10. Перебросы

Исходное положение – ребенок висит на руках. Постепенно увеличивая амплитуду покачиваний вперед-назад, взрослый широким движением перебрасывает ребенка над своей головой и опускает у себя за спиной (рис. 34). При этом в верхней точке траектории ребенок уже полностью теряет скорость. Спуск в вертикальное положение за спиной должен быть очень мягкий. Чтобы уберечь ребенка от удара о спину взрослого, следует прогнуть спину и слегка согнуть колени. Чтобы вернуться в исходное положение, необходимо либо произвести движение в обратную сторону, либо провести ребенка через плечо.

Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.

Какой родитель не мечтает, чтобы его малыш был здоровым? Вот почему современные мамы и папы всё больше обращаются к методикам раннего развития детей, а также различным комплексам упражнений, которые призваны укрепить организм крохи, только адаптирующегося к условиям окружающего мира. И одним из самых оптимальных, хоть и спорных, вариантов реализации этих целей считается динамическая гимнастика, которая подходит для новорождённых, грудничков и детей старше года.

Суть динамической гимнастики

Этот комплекс интенсивных занятий лечебно-оздоровительного характера предназначен для развития малышей от рождения до года и старше. Главная особенность упражнений в том, что наряду с традиционными массажными элементами они включают ещё и:

  • гимнастику с поддержкой ребёнка за руки или за ноги;
  • игры;
  • закаливание.

Кроме того, динамическая гимнастика - это первый опыт общения родителей с младенцем на понятном карапузу языке ощущений и прикосновений.

Мнение педиатров

Отношение врачей к этой методике развития ребёнка неоднозначное. Одни утверждают, что активные физические тренировки с новорождённым способствуют:

  • снижению риска детского травматизма;
  • улучшению работы вестибулярного аппарата;
  • гармоничному умственному развитию;
  • стабилизации работы ЖКТ;
  • скорейшему освоению навыка держать головку, переворачиваться, сидеть и ходить;
  • ускорению обменных процессов;
  • установлению доверительных отношений с близкими, а значит, формированию уверенной в себе личности - доброжелательной и открытой миру.

Что касается антагонистов методики, то они делают упор на такие аспекты, как:

  • отсутствие учёта индивидуальных особенностей новорождённого (карапуза приобщают к активному времяпрепровождению или закаливанию тогда, когда ещё сложно сказать, какой у него темперамент);
  • травмоопасность некоторых упражнений (резкие прокруты, повороты);
  • стирание у ребёнка границ того, что безопасно и опасно для здоровья (многие малыши после года не чувствуют тревоги перед прыжком с большой высоты или падением).

Для тех, кто ещё не определился в своём отношении к динамической гимнастике (динамике), будет полезным узнать мнение известного педиатра Е. О. Комаровского. Евгений Олегович примиряет оппонентов рекомендацией не идти против себя, то есть не выполнять те упражнения, которые вызывают страх (у мамы и у малыша) или кажутся экстремальными.

С какого возраста начинать занятия

Бурные споры о том, с какого возраста разрешено начинать динамическую гимнастику, не прекращаются по сей день. Некоторые педиатры утверждают, что заниматься можно уже со второй недели после рождения, так как в это время практически исключены травмы суставов и сухожилий из-за пропорциональности развития мышц карапуза его маленькому весу. Другие специалисты настаивают, что динамику следует практиковать с месячного возраста, когда кроха уже более-менее приспособился к окружающему миру. А третьи вообще придерживаются мнения, что вводить такие активные комплексы упражнений нужно только с 3 месяцев, чтобы дать мышцам и костям немного окрепнуть.

Правила проведения

Чтобы максимально обезопасить кроху от травм, следует первые занятия с ним проводить под наблюдением специалиста. Но если такой возможности нет, то родители должны чётко уяснить следующие правила.

  1. Лучшее время для динамики - через час после еды в период бодрствования.
  2. Занятие длится в течение 10–20 минут.
  3. Упражнения делаются каждый день, а начинаются с поглаживаний - своего рода «разминки».
  4. Руки взрослого должны быть тёплыми и гладкими.
  5. Дома для проведения лучше выбрать место, застеленное матом, или выполнять гимнастику над разложенным диваном.
  6. Не нужно массировать область правого подреберья там, где располагается печень.

Техника безопасности

Следует внимательно изучить особенности проведения гимнастики. Тогда занятия будут приносить только радость и пользу.

  1. Все действия делаем плавно и в одном темпе.
  2. Начинаем динамику с того упражнения, которое особенно по душе малышу, а затем чередуем «любимые» с «нелюбимыми».
  3. Если карапуз занервничал в процессе выполнения какого-то упражнения, то его нужно прервать, а ребёнка успокоить чем-то, что вызывает у него положительные эмоции. Но к неприятному обязательно позже вернуться.
  4. Если при выполнении какого-то движения у крохи начала щёлкать ручка или ножка, упражнение необходимо прервать и убедиться, что ребёнку ничего не угрожает. Если его настроение не изменилось, то можно вернуться к занятию, но стараться не нагружать щёлкнувший сустав.
  5. Число повторений упражнений должно совпадать с числом кормлений в сутки.

Методика Михаила Трунова и Леонида Китаева

Специалисты по раннему развитию ребёнка, инструкторы по беби-йоге, плаванию и закаливанию Михаил Трунов и Леонид Китаев в 1993 году выпустили книгу «Экология младенчества. Первый год», которая произвела фурор в странах бывшего СССР своими революционными взглядами на занятия лечебно-оздоровительной гимнастикой с новорождёнными детками.

Методика динамической гимнастики применялась ещё медиками Востока в Древнем мире, а в начале ХХ века элементы динамики использовались для адаптации детей, появившихся на свет с родовыми травмами.

Авторы описали 400 упражнений для занятий гимнастикой, во время которых родитель должен держать ребёнка за одну или две ручки, ножки, как бы описывая круги вокруг своего тела. Таким образом, малыш знакомится с:

  • качаниями;
  • висами;
  • подбрасываниями;
  • вращениями.

Трунов и Китаев в своей книге утверждают, что такие тренировки:

  • устраняют гипо- или гипертонус мышц новорождённого;
  • активизируют нервную систему крохи, так как во время динамики ребёнок испытывает множество чувств, что провоцирует его мозг обрабатывать тысячи сигналов об изменяющихся условиях, тем самым координируя действия всех частей тела;
  • укрепляют мышцы малыша и снижают риск травм впоследствии;
  • развивают гибкость;
  • улучшают координацию.

Более того, регулярные упражнения способствуют тому, что ребёнок быстрее развивается интеллектуально, а также проникается доверием к родителям.

Последователи методики

Многие интересующиеся динамикой мамы используют не весь комплекс занятий, а лишь некоторые упражнения.

Кроме Трунова и Китаева, вопросами гимнастики с элементами закаливания и плавания занималась Татьяна Саргунас - основательница движения за развитие перинатальной культуры в России. Её методика основывается на работах советского и российского педагога Бориса Павловича Никитина, одного из основоположников системы раннего развития детей, а также автора программы акваразвития ребёнка Игоря Борисовича Чарковского. Но в гимнастике Саргунас больше водных упражнений, в то время как Трунов и Китаев уделяют внимание и занятиям, и играм, и плаванию. Элементы закаливания в оригинальной методике вводятся тем, что упражнения проводятся в хорошо проветренном, прохладном помещении, а малыш должен быть обнажён.

Динамическая гимнастика в деле: прогресс за год - видео

Динамика для новорождённых

Рассмотрим комплекс упражнений для самых маленьких.

Разминка

  1. Раздеваем малыша.
  2. Гладим животик и ножки.
  3. Лёгкими движениями массируем пальчики и ступни.
  4. Слегка поворачиваем стопы крохи в одну, а потом в другую сторону.
  5. Разминаем ножки: «шагаем», «бегаем», «ездим на велосипеде».
  6. Держим ребёнка за коленки и разводим ножки в бёдрах в стороны.
  7. Переворачиваем карапуза на животик.
  8. Раздвигаем его ножки, делая «лягушонка».
  9. Гладим по спинке, направляя движения к сердцу.
  10. Подставляем свою ладошку под пяточки малыша и делаем таким образом упор. Перед глазками кладём яркую игрушку, чтобы у ребёнка был стимул оттолкнуться от опоры.

Упражнения

Специалисты по динамической гимнастике рекомендуют следить за настроением крохи во время занятий и постепенно наращивать количество упражнений (максимальное их число должно совпадать с числом кормлений в сутки - не забывайте), начиная с 2–3 самых простых.

Упражнения для новорождённых - таблица

Упражнение Инструкция
Работаем ручками
  1. Поглаживаем ручки ребёнка.
  2. Даём малышу свой большой или указательный палец, чтобы карапуз ухватился за него.
  3. Когда почувствовали, что мышцы напряглись, слегка поднимаем кроху из положения лёжа. При этом придерживаем его за кисти рук.
  4. Возвращаемся в начальное положение.
Гимнастика нижней части ножек
  1. Малыша кладём на спинку ножками к родителю.
  2. Берём в руки ступни карапуза.
  3. Поглаживаем область стоп до бёдер.
Тренируем мышцы шеи
  1. Кладём кроху на живот.
  2. Разводим ножки в стороны.
  3. За счёт набора врождённых рефлексов, ребёнок повернёт голову в любимую сторону.
  4. Кладём яркую игрушку на другую сторону и повторяем шаги 1–2.
Гимнастика спины
  1. Малыша располагаем на животике, руки перед грудью.
  2. Гладим ладонью от поясницы до шеи, а затем от шеи к пояснице. Делаем 10 повторов. В возрасте 2 месяцев ребёнок начнёт рефлекторно слегка выгибаться под этими движениями.
Гимнастика животика
  1. Малыша кладём на спину.
  2. Наклоняемся к ребёнку, поддерживаем его голову.
  3. Ножки упираются в живот взрослого.
  4. Ручки заводим вверх.

Это упражнение готовит мышечный каркас карапуза к сидению.

Работаем над развитием рефлексов
  1. Укладываем ребёнка на спину.
  2. Поднимаем его ножку.
  3. Надавливаем своим пальцем на место, где начинаются пальчики крохи. Они должны слегка согнуться.
  4. Приподнимаем карапуза, держа за подмышки.
  5. Наклоняем вперёд, ножками опирая на твёрдую поверхность. Малыш должен пытаться делать шаги, обязательно ступая на всю стопу.

Занятия на фитболе и другие элементы динамики для младенцев до 3 месяцев - видео

Динамика для грудничков до года

С 2–3 месяцев упражнения становятся более активными, в комплекс занятий включаются повороты, висы и т. д. Но вводить столь активные элементы нужно постепенно начиная с какого-то одного (того, что посоветует педиатр), а затем добавляя остальные. С этого момента гимнастику можно проводить на улице, причём даже зимой. Но всё равно не забывайте про разминку, описанную выше.

Техника безопасности

К уже упомянутым правилам проведения гимнастики, добавляется ещё несколько:

  • не пытайтесь проделать то, в чём не уверены;
  • не делайте упражнения, которых малыш боится;
  • чтобы освоить правильный захват, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Упражнения

Начиная динамику с ребёнком, помните, что правильный комплекс может подобрать только врач после тщательного осмотра малыша. Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.

Упражнения для детей до года - таблица

Упражнение Инструкция
Крестик
  1. Отводим ручки малыша в разные стороны.
  2. Поднимаем ребёнка.
  3. Медленно возвращаем в начальную позицию.
Пружина
  1. Упираем ребёнка ножками себе в живот.
  2. Подтягиваем к своей груди, как будто заводим пружину.
  3. Опускаем тело карапуза в начальную позу.
Маленькая обезьяна
  1. Берём малыша за руки, приподнимая их вверх.
  2. Начинаем раскачивать тело крохи.
  3. Увеличиваем амплитуду. Важно сохранять вертикальное положение. Для усложнения можно взять карапуза за ручку и за ножку.
В разные стороны
  1. Берём в свою руку обе ручки ребёнка.
  2. В другую руку берём обе ножки.
  3. Раскачиваем тело вправо-влево.
Полетели
  1. Укладываем малыша на живот.
  2. Одну свою руку просовываем ему под грудь, другую - под коленки. Ножки при этом плотно сжаты.
  3. Ставим стопы карапуза себе на солнечное сплетение.
  4. Медленно выполняем наклоны своего тела вперёд. Чем неспешнее будут движения взрослого, тем сильнее воздействие на тело ребёнка.

Комплекс упражнений динамики для 3 месячных малышей - видео

Противопоказания

Как уже было сказано, комплекс динамической гимнастики должен быть одобрен педиатром. Что касается общих предостережений, то к ним относятся следующие моменты.

Динамическая Гимнастика: с нашей гимнастикой для младенцев вы действительно можете побаловать своего маленького

Прогуливаясь, катясь, нащупывая — рожденные младенцы имеют естественное желание двигаться. Но то, что они все еще преуспевали в утробе матери — в невесомости амниотической жидкости — в новом мире, где применяются законы гравитации, не совсем так просто.

Маленькие должны сначала научиться сохранять равновесие, поворачиваться в сторону, на живот или спину. Начиная с третьего месяца вы можете с ребенком заниматься в спортзале для развитии и поддержки.

Детская гимнастика: знакомство с телом

Детский физиотерапевт Карин Калбантнер-Вернике из Хоххайм-Массенхейм в Висбадене собрал тренировку для детей от трех до шести месяцев. «Упражнения укрепляют мышцы и способствуют естественной мобильности, и ребенок лучше узнает свое тело», — говорит эксперт.

Кроме того, любящая кожа и зрительный контакт укрепляют связь между вами и вашим ребенком.

Сядьте скрестив ноги или растягиваясь на полу или в постели и поместите своего маленького на одеяло. Упражнения также работают на столе, если ребенок не слишком высок. Достаточно десяти минут гимнастики в день. Только, если ваш ребенок чувствует себя комфортно.

Это не всегда должно быть каждый. Поговорите с вашим ребенком или пойте ему что-нибудь. Таким образом, он может лучше следить за глазами и более сфокусирован. Также здорово слышать голос мамы и ощущать ее знакомые руки одновременно!

Детская гимнастика: 8 упражнений для младенцев

1 Добро пожаловать

Положите руки по диагонали друг на друга на груди ребенка. Нанесите мягкое давление на ноги. следите за глазами и приветствуйте своего ребенка рифмой или песней. если вы всегда начинаете так, маленький быстро понимает, что гимнастика начинается с этого знака.

2 Качание

Скрестите пальцы и положите руки на грудь. Теперь медленно сдвигайте свой вес — сначала вправо, затем влево. Ребенок движется автоматически. Если ребенок следит за движением глазами, это значит ему нравиться.

3 Почувствуйте

Одна из ваших рук лежит на груди вашего ребенка, а другая осторожно закрывает запястье. Теперь медленно поднесите руку ко рту. Часто маленький сразу же кладет руку в рот. Если нет, погладьте руку ребенка по щеке. После нескольких повторений поменяйте руку.

4 Хлопок

Попросите ребенка схватить ваши пальцы, а затем хлопните руками три или четыре раза перед ребенком. Аккуратно протрите ладони. Затем накройте плечи ребенка и осторожно потяните их.

5 Ноги

Аккуратно почистите детские подошвы. Вы можете повторить это несколько раз. Теперь нажимайте пальцы обеих ног вместе. Лучше всего начинайте с большого пальца.

6 Кататься

Положите указательные пальцы ребенка в свой ладони. Руки ребенка оказывают нежное давление на колени. Держите колени и руки вместе и медленно переворачивайте ребенка. Подождите, пока ребенок поднимет голову. Теперь перейдите в исходное положение и повторите упражнение.

7 Схватка

Обними одну руку и одну лодыжку с другой стороны. Медленно поднимите руку и ногк вместе над серединой тела. Теперь повторите упражнение с другой ногой и другой рукой. Если хорошо получается, вы можете по вешать колечко между пальцами ребенка. Он очень быстро попытается схватить его.

8 Поворот

Положите правую руку на грудную клетку ребенка, левой рукой обняв правое плечо. Прикладывая мягкое давление на грудь и живот, поворачивайте ребенка левой рукой. Подождите, пока ребенок поднимет голову боком, а затем поверните ее вбок. Теперь попробуйте сделать тоже самое на другой стороне.

Детская гимнастика: видео

Младенцы познают мир при помощи прикосновений. Важно безошибочно подобрать способы для полноценного становления детского организма. Кроме маминых нежных слов и ласковой улыбки младенцу нужна помощь в психологическом и физиологическом совершенствовании.

Какую гимнастику делать новорожденному?

Заботливые мамы проводят для детей массажные упражнения, занимаются водными процедурами или предпочитают часто гулять на улице. Существует совокупность действий, направленных на развитие новорожденных.

Данные процедуры заключаются в следующем:

  • выполнении простой гимнастики;
  • массажировании;
  • игре;
  • занятий на усовершенствование вестибулярного аппарата;
  • упражнениях в воде;
  • закаливании;
  • динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика подразумевает быстрое физиологическое и психическое развитие. Во время выполнения динамической гимнастики младенца держат за туловище, руки или ноги и подкидывают, переворачивают.

Динамическая гимнастика выполняется совместно с массажированием, закаливанием, простой гимнастикой.

Процедуры совершаются в воздухе, упражнения полезно сочетать с фитболом. Весь комплекс происходит в игровой форме.

С какого возраста применяется динамическая гимнастика для новорожденных? Суждения расходятся в наставлениях по возрастным этапам проведения начальных действий. К занятиям рекомендуют приступать с разных возрастов:

  • с рождения (незрелость суставов позволяет телу выдерживать его вес);
  • 2 недели;
  • 3 недели;
  • 4 месяца (окрепшие суставы).

Во всяком случае, решение будут принимать родители совместно с детским врачом. Большое значение уделяется здоровью и психической готовности малыша к выполнению занятий.

Польза динамической гимнастики для новорожденных

Динамическая гимнастика дает огромную пользу растущему младенцу:

  • Насыщенное взаимодействие с матерью или отцом. Взрослые лучше чувствуют новорожденного. У младенца закладывается доверие к новому миру вне маминого животика.
  • Созревание нервной системы, вырабатывается дружелюбность, уверенность в себе, невозмутимость характера.
  • Формируется способность хорошо ориентироваться в пространстве - ребенок может видеть в трехмерном измерении, находящиеся вокруг предметы во время занятий.
  • Корректируется мышечный тонус - снятие напряжения или увеличение мышечной активности.
  • Нормализация физиологического развития.
  • Устранение косолапости и кривошеи.
  • Регуляция работы кишечного тракта - запоры и колики.
  • Укрепление иммунной и сердечно-сосудистой системы.
  • Выработка механизмов адаптации, особенно у детей после кесарева сечения.
  • Совершенствуется координация движений, эластичность суставов, вестибулярный аппарат.
  • Получение понятий о работе собственного тела - младенец понимает свой потенциал, раньше учится сидеть и ходить.
  • Активизация обменных процессов.
  • Изобилие кислорода в организме стимулирует интеллектуальное развитие.
  • Снятие психоэмоционального напряжения - превосходно и спокойно засыпает и просыпается.
  • Отменный аппетит.
  • Устранение дородовых и родовых травм.

Позитивных сторон много. При установлении доверительных взаимоотношений между младенцем и матерью (отцом), динамическая гимнастика принесет огромную радость и пользу участникам процесса.

Чем опасна динамическая гимнастика для грудничков?

Динамическая гимнастика отрицается некоторыми неонатологами и педиатрами. Однако, польза от занятий очевидна – познание детьми мира происходит намного активнее, болезни встречаются реже, простудные недуги переносятся легче и происходит интенсивное формирование всех органов и систем.

Младенца нужно обследовать заранее. В некоторых случаях динамическая гимнастика имеет ограничения:

  • Внутричерепная гипертония. При сильной возбудимости нервной системы динамическая гимнастика нанесет вред младенцу.
  • Некомпенсированный порок сердца. Нагрузки на детский организм следует определять в индивидуальном порядке.
  • Болезнь суставов на генетическом уровне. Ограничения связаны с высокой нагрузкой на руки и ноги.
  • Дисплазия, вывих бедра.
  • Занятия старше полугода. Вес малыша и окрепшие суставы могут спровоцировать к подвывихам и травмированию суставов.

Необходимо обязательно наблюдать за реакцией новорожденного. Недостаток интереса либо плохое самочувствие по окончании процедур свидетельствует о необходимости остановки данного способа развития ребенка.

Комплекс упражнений

До занятий нужно провести подготовку:

  • Малыша необходимо «разогреть» - поглаживания и мягкие прикосновения.
  • Простое массажирование.
  • Обычные гимнастические упражнения: ребенок лежит на спинке или на животике во время занятия.

Динамическая гимнастика для грудничков видео:

По окончании начального этапа выполняется базовый комплекс упражнений. Рекомендуется придерживаться правил проведения:

  • Каждодневные занятия.
  • Процедура должна занимать 10-20 минут, учитывается возраст и количество дней.
  • Динамическая гимнастика не делается после еды и перед сном.
  • Утренняя гимнастика для новорожденных – оптимальная пора проведения.
  • Упражнения лучше осуществлять на улице (20-25 градусов) либо в проветренном помещении.
  • Динамическая гимнастика для грудничков 3 месяца видео:

    Динамическая гимнастика для грудничков 4 месяца. В этом возрасте младенец хорошо проделывает базовые упражнения. Можно добавлять усложненные упражнения – вращательные действия, подкидывания, закидывание на бедро, руку либо плечо взрослого.

    Динамическая гимнастика доставляет восторг и наслаждение маме с малышом. При соблюдении всех предписаний и инструкций по выполнению динамической гимнастики великолепное развитие (физиологическое и психическое) ребенка гарантировано.

Видеть своего ребенка развитым и здоровым - мечта всех родителей. Одни для достижения цели прибегают к традиционным в раннем возрасте массажу и гимнастике. Другие же останавливают свой выбор на динамической гимнастике, которая, на первый взгляд, выглядит как форменное издевательство над младенцем - его крутят, подбрасывают, поднимают за руки и за ноги, как тряпичную куклу. Так ли страшна и опасна динамическая гимнастика, как проводить ее в домашних условиях, мы расскажем в этой статье.

Особенности

Динамическая гимнастика совершенно непохожа на обычную зарядку для новорожденных и грудничков. Методику придумали и «пустили в массы» физиологи, специалисты по раннему развитию Михаил Трунов и Леонид Китаев. Поэтому ее нередко называют просто «гимнастикой по Трунову-Китаеву».


Главное отличие заключается в том, что при классической гимнастике упражнения проводятся малышу, находящемуся в статичном или легком подвижном состоянии. При динамической гимнастике воздействие на мышцы происходит более интенсивным движением. В результате тренируются не только мышцы малыша, но и его вестибулярный аппарат.

Комплекс Трунова и Китаева включает в себя закаливание, массаж, упражнения в воздухе и упражнения на гимнастическом мяче. Несмотря на широкое распространение и популярность этих авторов, у их методики есть немалое количество противников, среди которых большая часть современных педиатров, в том числе и известный доктор Комаровский.

Противники аргументируют свою позицию тем, что домашнее применение динамической гимнастики - большой риск для жизни и здоровья малыша. Во время акробатических трюков кроха может получить серьезные травмы, ведь даже очень любящие родители - не профессиональные массажисты и специалисты ЛФК, они не имеют детального и подробного представления об анатомическом расположении отдельных мышц и связок в человеческом теле.

Сторонники динамичных занятий уверяют, что обучиться методике труда не составляет, но польза, по их словам, очевидна:

  • улучшается ориентация младенца в пространстве;
  • уменьшается свойственный всем грудничкам повышенный мышечный тонус;
  • развивается вестибулярный аппарат и совершенствуется нервная система;
  • ребенок учится доверять взрослому, полагаясь на его сильные руки.


Сторонники и поклонники динамических упражнений для грудничков утверждают, что такая методика позволяет компенсировать ребенку, который родился посредством кесарева сечения, необходимый для гармоничного развития недостаток родового опыта. Также Китаев и Трунов уверяют родителей, что дети, которые вырастают на таких упражнениях, в будущем имеют меньше шансов травмироваться по случайности - сломать руку или ногу при падении с натренированным вестибулярным аппаратом и умением группироваться будет куда сложнее.

Что нужно учитывать?

Принимая решение о начале практики системы Трунова и Китаева, родители должны хорошо взвесить все за и против. Многие педиатры и детские психологи утверждают, что не учитывать возможных опасностей нельзя. Даже если родители обеими руками за динамическую гимнастику, они должны знать все против, дабы минимизировать риски.


В первую очередь, такая гимнастика - бесспорный стресс для новорожденного. Не просто стресс, а сильный стресс. Нигде в природе не принято трясти, подбрасывать и крутить в воздухе детенышей. Посмотрите, как бережно переносит котят кошка, как аккуратно это проделывают другие животные. У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе. А потому стресс неизбежен.

Минимизировать его можно только правильным подходом - знать, когда начинать такие упражнения, как увеличивать нагрузку. Лучше вводить динамические упражнения постепенно, чтобы у малыша был более мягкий переход к нетипичному положению тела.


В основе многих упражнений системы Китаева и Трунова лежит использование врожденных рефлексов малыша. Но такие рефлексы должны исчезнуть к возрасту 3-4 месяцев, это вполне естественно. Если перестараться с динамической гимнастикой, произойдет замедленное угасание младенческих рефлексов, что будет тормозить развитие ребенка.

Травматологи предупреждают, что родителям бывает сложно соизмерять свои силы, а потому после первых опытов динамической гимнастики без участия специалиста, дети нередко попадают в больницу с растяжением, переломами и другими травмами. А психологи предупреждают, что у малыша может сформироваться неправильное восприятие высоты, что в будущем может сделать из него блестящего парашютиста или альпиниста, но также сможет стать причиной получения смертельных травм из-за отсутствия необходимого для выживания естественного чувства страха.

Общие правила

Если, несмотря на все предупреждения, родители твердо намерены заняться динамической гимнастикой со своим малышом, нужно обязательно записаться в специальную группу, которые ведут так называемые бэби-тренеры, специалисты ЛФК, чтобы посмотреть, как делают это профессионалы, обучиться приемам. Речь идет о здоровье вашего малыша, тут торг, как говорится, неуместен.

Важно, чтобы у ребенка не было противопоказаний. О них мы расскажем ниже. Поэтому хорошие и правильные тренеры всегда просят у родителей справку от педиатра о том, что доктор не возражает против тренировок. Также нужно приготовиться к тому, что такую справку врачи обычно давать отказываются - никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь малыша, если родители надумали испытывать на нем определенные методики.


Интернет и видеоуроки, которые могут быть весьма полезны в освоении приемов классического массажа и гимнастики для грудничков, в вопросах динамической гимнастики не помощники. Обучаться дистанционно нельзя.

Непосредственно к динамичным упражнениям рекомендуется переходить после 10-15-минутного массажа и элементов статической гимнастики, чтобы мышцы и связки ребенка были разогреты.

После еды следует подождать около часа, чтобы малыш не срыгнул. Место занятий должно быть продумано до мелочей и полностью безопасно, даже если произойдет падение (и такое может случиться!).


Противопоказания

Динамические упражнения категорически противопоказаны детям со следующими проблемами:

  • родовые травмы;
  • дисплазия тазобедренного сустава, физиологическая незрелость суставов;
  • дефицит массы тела (низкий вес при рождении);
  • наличие паховой или пупочной грыжи;
  • врожденные пороки сердца;
  • различные неврологические нарушения, включая ишемию.

Дисплазия тазобедренных суставов

Недостаточный вес новорожденного



mob_info