Даты проведения школьных олимпиад. Какие предметы входят в олимпиадный перечень

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дня в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!

А. С. Пушкин

Это был первый лицей в России. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками», заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона.Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шести летней жизни в Лицее.

Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года.
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию- вступительным экзаменам.
Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.

Лицей, литография, 1820-е гг.

Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.).

Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.

Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:

* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Торжество в Царскосельском лицее
Неизвестный худ. 1830-е гг. Холст, масло. На картине изображены торжества 1836г. по поводу 25-летия лицея.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Андреев А.С. "Пушкин-лицеист"

В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею.


Лицей. Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа «Евгений Онегин».

Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. Середина XIX века. Литография неизвестного художника

Лицей - в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в романе в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам.

В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза вней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». VIII глава (Беловая рукопись)

В начальный период обучения, согласно уставу Лицея, большое внимание уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам историческим; на старших - естественнонаучным дисциплинам. Знакомство с лицейским уставом позволяет заметить преобладание в учебной программе гуманитарных дисциплин. По мнению авторов проекта, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская. По окончании Лицея выпускники, с учетом успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, в военную - на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса. Для нового учебного заведения был отведен 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И.В. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины II. Когда же местопребывание Лицея было выбрано Царское Село, молодой и талантливый архитектор В.П. Стасов получил задание подготовить здание под нужды учебного заведения. На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.

Василий Федорович Малиновский.

Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.
Наконец все было подготовлено к открытию. Тридцать мальчиков, справившись с первым серьезным испытанием - экзаменами, стали воспитанниками Лицея. Среди тридцати - те, чьи имена впоследствии войдут в историю России: поэт и журналист Антон Дельвиг, дипломат, канцлер Александр Горчаков, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин, поэт Александр Пушкин. Лицей - это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место рождения той большой дружбы, воспоминания о которой не могли стереть ни время, ни испытания.

Табличка у комнаты Пушкина в Царскосельском лицее

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С.Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Спальня А.С.Пушкина в Царскосельском лицее

Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.

Оторванные от своих родных, привычного образа жизни, лицейские воспитанники скоро "сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки; в этих кружках начали обозначаться больше или меньше, личности каждого", - вспоминает Иван Пущин.


Лицеисты в классе. Фото начала XX века


Актовый зал. В центре портрет Александра I. Фото 1889

Портрет попечителя Лицея принца П.Г.Ольденбургского (работы П.И.Пороховникова) в библиотеке Лицея. Фото 1889


Конференц-зал Лицея. Галерея портретов директоров Лицея. Фото конца XIX века

Лицейская церковь во имя святой царицы Александры. Фотография из альбома «Императорский Александровский Лицей» (СПб., 1906)


Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения

Спокойную, размеренную жизнь нарушили грозные события 1812 года. Мимо Лицея по старинной Садовой улице почти ежедневно шли войска. "... Мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом", - писал в своих воспоминаниях Иван Пущин. Трудно было вернуться к спокойной учебной жизни, прилежно и старательно заниматься. И Лицей не обошло печальное событие: в марте 1814 года умер директор Василий Федорович Малиновский. Его любили все. Он никогда не кричал, не бранил, не наказывал. Он всегда умел найти нужные и правильные слова, чтобы объяснить провинившемуся его проступок. Малиновский относился к мальчикам, как к членам своей семьи, не делая никаких различий, порой даже был излишне строг к сыну Ивану.
При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея должны были проходить переводные экзамены. Война 1812 года, смерть директора, безначалие... Все эти события помешали провести экзамены в срок. Лишь зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина - первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта - Державина Г.Р.


Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»

Евгений Демаков.А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее

Страницы героического прошлого России, недавние события оживали в поэтических строках юного поэта. "Читал Пушкин с большим оживлением. Слушая знакомые стихи мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его... мы все под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали", - напишет в своих поздних записках Пущин, как бы снова переживая события юности.

Лицейские педагоги

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Printed music sheet of the "Six Years. The Farewell Song of the Furst Students of the Imperial Lycee in Tsarskoe Selo." 1835.

После смерти Василия Федоровича Малиновского, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт.


Энгельгардт Егор Антонович (1775-1862). Педагог, ученый, публицист.1862

Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов были
Александр Петрович Куницын,1782-1840, (нравственные и политические науки);
Николай Федорович Кошанский, 1781—1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев, 1785—1836, (физические и математические науки);
Теппер де Фергюсон,1768-после 1824, (музыка и хоровое пение)
Александр Иванович Галич, 1783—1848, (русская словесность);
Федор Богданович Эльснер, 1771—1832,(военные науки);
Давид Иванович де Будри, 1756—1821, (французская словесность);
Сергей Гаврилович Чириков, 1776—1853, (изящные искусства),
Евгений Александрович Белов (история и география).

В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Алексея Илличевского, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени.

Пущин Иван Иванович.

Дельвиг Антон Антонович


Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Сама обстановка Царского Села с его памятниками недавней старины, дворец, поражающий роскошью и великолепием, прекрасные парки, дышащие поэзией античного мира, заповедные уголки с серебристыми ивами, тенистые аллеи, прозрачная гладь Большого озера, пишущие преподаватели и директор - все это соединялось и создавало исключительно благоприятную поэтическую обстановку.
Сколько раз мечтали воспитанники о дне окончания Лицея, строили планы на будущую жизнь, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. В мае 1817 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" было помещено сообщение о предстоящих испытаниях и расписание для родителей и гостей.
...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот.


Памятник Пушкину в Царскосельском лицее

После первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

Переезд в Петербург

6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Здание Александровского Лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902-1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.

Пушкинский музей Александровского Лицея

Несмотря на то, что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского Лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября - день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (оба памятника не сохранились).

Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском Лицее его воспитанниками.

29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.

Открыли музей-Лицей в г.Пушкине в 1974 году.

Памятник А.С.Пушкину в г.Пушкин

Valerian Langer. Tepper"s House in Tasrskoye Selo. 1820

Общая информация о Царскосельском лицее

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин.

"Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".

В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 - 4 класса по полтора года) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам "нравственным", под которыми, как гласил лицейский устав, "...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.


Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы "Лицейский мудрец", "Вестник", "Для удовольствия и пользы" и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы ("Вестник Европы", "Российский музеум", "Сын отечества"). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до Лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: "Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...". Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: "...до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова". Порфессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Лицей помещался в Царском Селе во флигеле Екатерининского дворца. Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, необычный и по своему композиционному построению и своеобразной красоте. Строил здание при Екатерине II архитектор Илья Неелов. Главный фасад здания, обращенный в сторону дворца, имеет портик из четырех колонн коринфского ордера, над окнами третьего этажа находится декоративный фриз. Лицейский и церковный флигели соединяет узкий переход, стены которого, прорезанные внизу арками, как бы пропускают сквозь себя улицу. По сторонам средней арки находились ниши для декоративных статуй, над которыми помещались круглые барельефы, исполненные царскосельским лепщиком Григорием Макаровым. Восточный фасад Лицея с его парадным крыльцом наиболее эффектен. С этой стороны трехпролетная арка, связывающая лицейский корпус с церковным, гармонично замыкает перспективу набережной канала, отделяющего Екатерининский парк от городских кварталов. Сквозь арку видны поворот улицы и Александровский парк. С западной стороны Лицея из-под арок открывается перспектива на спускающуюся под гору улицу и Екатерининский парк.

Лицей был наиболее современным учебным заведением своего времени, в силу чего многие его воспитанники разделяли радикальные политические взгляды, участвовали в движении декабристов. После попытки восстания 1825 года правительство пошло на реорганизацию Лицея, установив в нем ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 года Лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведен в Петербург. В 1917 года лицей был закрыт в связи с отменой сословных привилегий.

За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи, становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (князь Горчаков, будущий министр иностранных дел, Н. Корсаков и другие). Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 - А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Великий русский поэт Александр Пушкин в подлинном смысле прославил Лицей на весь мир.

Попечителями Лицея были император Александр I, великие русские поэты Державин и Жуковский, выдающийся русский историк Карамзин, М.М. Сперанский, министр народного просвещения А.К. Разумовский, директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов.

Первым директором лицея был Василий Федорович Малиновский (1765 - 23.III.1814) - выпускник Московского университета, дипломат, литератор, руководивший заведением с момента открытия до 1814 года. Василий Федорович был автором одного из первых проектов отмены крепостного права (1802), являлся сторонником, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский. Малиновского сменил Федор Матвеевич фон Гауеншильд (1780 - 18.XI.1830) - профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее, австрийский подданный, живший в России в 1809 - 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814 г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814-1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина. Третьим директором был Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - педагог и администратор. В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 - директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.

Среди первых учителей лицея - Александр Иванович Галич (1783 - 9.IX.1848) - профессор российской и латинской словесности, впоследствии профессор Петербургского университета (1819 - 1837); Иван Кузьмич Кайданов (2.II.1782 - 9.IX.1845) - заслуженный профессор истории Царскосельского лицея, члена-корреспондента Академии наук, в 1814 - 1816 гг. конференц-секретарь лицея: автор ряда учебников по всеобщей и русской истории и нескольких исторических исследований по древней и всеобщей истории; Александр Петрович Куницын (1783 - 1.VIII.1840) - адъюнкт-профессор (1811 - 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814-1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Пожалуй, самой яркой характеристикой Лицея был его девиз - «Для Общей Пользы».

Императорский Царскосельский лицей

Лицей на рисунках XIX века
Императорский Царскосельский лице́й (с 1843 года - Александровский лице́й ) - высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Цели учебного заведения. Программа
Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I - Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году - четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:


  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Лицей в Царском селе
Здание

Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырех этажей. У каждого лицеиста была своя комната - «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Лицейские педагоги

Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский (1765-1814). После его смерти директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт. Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов, были Александр Петрович Куницын,1782-1840, (нравственные и политические науки); Николай Федорович Кошанский, 1781-1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев, 1785-1836, (физические и математические науки); Теппер де Фергюсон,1768 - после 1824, (музыка и хоровое пение) Александр Иванович Галич, 1783-1848, (русская словесность); Федор Богданович Эльснер, 1771-1832,(военные науки); Давид Иванович де Будри, 1756-1821, (французская словесность); Сергей Гаврилович Чириков, 1776-1853, (изящные искусства), Евгений Александрович Белов,1826 - 1895 (история и география).


Комната № 14, где жил Пушкин

Первые воспитанники


В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:

Бакунин, Александр Павлович (1799-1862)

Броглио, Сильверий Францевич (1799 - между 1822 м и 1825м)

Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798-1841)

Горчаков, Александр Михайлович (1798-1883)

Гревениц, Павел Фёдорович (1798-1847)

Гурьев, Константин Васильевич (1800-1833), исключен из Лицея в 1813 году.

Данзас, Константин Карлович (1801-1870)

Дельвиг, Антон Антонович (1798-1831)

Есаков, Семён Семёнович (1798-1831)

Илличевский, Алексей Демьянович (1798-1837)

Комовский, Сергей Дмитриевич (1798-1880)

Корнилов, Александр Алексеевич (1801-1856)

Корсаков, Николай Александрович (1800-1820)

Корф, Модест Андреевич (1800-1876)

Костенский, Константин Дмитриевич (1797-1830)

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797-1846)

Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799-1857)

Малиновский, Иван Васильевич (1796-1873)

Мартынов, Аркадий Иванович (1801-1850)

Маслов, Дмитрий Николаевич (1799-1856)

Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799-1872)

Мясоедов, Павел Николаевич (1799-1868)

Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837)

Пущин, Иван Иванович (1798-1859)

Ржевский, Николай Григорьевич (1800-1817)

Саврасов, Пётр Фёдорович (1799-1830)

Стевен, Фёдор Христианович (1797-1851)

Тырков, Александр Дмитриевич (1799-1843)

Юдин, Павел Михайлович (1798-1852)

Яковлев, Михаил Лукьянович (1798-1868)


«Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – такими словами начинался Устав Царскосельского Лицея. Однако автор проекта учебного заведения Михаил Михайлович Сперанский видел в Лицее не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей новых взглядов, способных воплотить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства: начало века побуждало общественность строить смелые планы о массовом просвещении, отмене крепостного права, о конституции… Поэтому, в первую очередь, преподаватели обязаны были научить своих воспитанников самостоятельно мыслить и, во-вторых, развить их дарования, которые каждый выпускник в дальнейшем мог бы использовать во благо России. «Для Общей Пользы» – этот девиз, начертанный на гербе Лицея и на выпускных медалях лицеистов, раз и навсегда определил их гражданскую позицию и расставил жизненные приоритеты.

СЧАСТЛИВЫЕ УЗНИКИ

Обучение в Лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Как и всякий запрет, запрет покидать территорию Лицея, вызывал у воспитанников обратное действие – они в шутку именовали себя узниками и периодически осмеливались на «самоволки».

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения – физически здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет. Как только первые ученики были собраны в один класс, стало очевидно: несмотря на то, что все они выдержали вступительные экзамены по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории, уровни подготовки лицеистов существенно отличаются. Тогда преподаватели мудро отстранились от «образовательной гонки» и вели занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. Им даже запрещалось диктовать новый материал учебных предметов, пока все лицеисты не усвоят пройденные уроки.

ЗАГАДКА «ЛИЦЕЙСКОГО ДУХА»

Василий Малиновский – первый директор Царскосельского Лицея, статский советник, выпускник Московского университета, многие годы проработал на дипломатическом поприще, одновременно занимаясь литературной деятельностью. Необычайно эрудированный ученый прогрессивных взглядов, говорящий и пишущий на многих языках литератор, тонкий и проницательный педагог, Малиновский за очень короткий срок своего директорства сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, творчества, дружбы, которую потом называли «лицейским духом». Особое внимание он уделял подбору профессоров, которые заведовали кафедрами – это были большей частью молодые и энергичные люди, преданные своему делу, умеющие установить дружеский, душевный контакт с лицеистами.

С первого курса их приучали жить по расписанию. Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16 – 18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

6 утра – общий подъем, утренняя молитва, повторение заданий

с 8 до 9 – урок в классах

с 10 до 11 – завтрак и прогулка в парке

с 11 до 12 – второй урок в классах

с 13 часов – обед и короткий перерыв

14 часов – занятия по чистописанию и рисованию

с 15 до 17 – уроки в классах.

после 17 часов – короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения

с 20 до 22 – ужин, прогулка в парке и повторение уроков

22 часа – вечерняя молитва и сон

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛИЦЕЯ

«Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны» – гласит «Постановление о Лицее». В этой связи каждый профессор считал своим долгом и во внеурочное время занять лицеистов полезным делом. Например, учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников. Ему мы обязаны чудесными иллюстрациями Пушкина к собственным стихам. Преподаватель «российской словесности» Николай Федорович Кошанский регулярно давал поэтические задания ученикам. В результате, в лицейской среде возникли рукописные литературные журналы «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник». Яков Иванович Карцев – основатель кафедры физико-математических наук – устроил в Лицее физический и минералогический кабинеты. При этом, лицейское начальство не жалело денег на приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета. Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей.

ХАРАКТЕРИСТИКА НА ЛИЦЕИСТА

«Пушкин (Александр), 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

Директор Лицея В. Малиновский

ПУШКИНСКИЙ ВЫПУСК

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского Лицея в государственную службу – самый известный и уникальный. Он славен именами канцлера Российской империи Александра Горчакова, мореплавателя Федора Матюшкина, декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Владимира Вольховского, поэта Антона Дельвига, композитора Михаила Яковлева и, конечно, Александра Пушкина. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства, а также многочисленных ученых и деятелей искусства.

Неслыханным педагогическим новшеством для тех времен стала отмена в Лицее любых телесных наказаний и – полное равенство воспитанников. В ходу были другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере. В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было, что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, запрещалось кричать на дядек и бранить их. Никаких материальных притеснений лицеисты тоже не ощущали: у каждого воспитанника была отдельная комната, в ней находились классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка-цифра.

Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека. Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим старанием.

В 1816 году началось обучение юношей верховой езде, в 1817 году были введены не менее популярные у лицеистов занятия по плаванию. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Воспитанники Царскосельского Лицея должны были прекрасно держаться на балах в светском обществе, поэтому к ним были приглашены знаменитые преподаватели танцев Гюар и Эбергардт.

Царскосельский Лицей, действительно, стал для своего времени прогрессивным и ярким учебным заведением. Многие новшества, освоенные преподавателями той эпохи, до сих пор с успехом применяются в современной практике. Благородный девиз «Для Общей Пользы», соединивший лучших юношей начала века, стал основой воспитания людей с государственным умом, болеющих за благополучие своей страны и народа.

Представляет собой целую систему олимпиад по предметам, входящим в обязательную программу общеобразовательных учреждений страны. Участие в такой олимпиаде – почетная и ответственная миссия, ведь это шанс школьника показать накопленный багаж знаний, защитить честь своего учебного заведения, а в случае победы – еще и возможность получить денежное стимулирование и заработать привилегию при поступлении в лучшие университеты России.

Практика проведения предметных олимпиад существует в стране более ста лет – еще в далеком 1886 году представители органов образования инициировали соревнования между юными талантами. Во времена Советского Союза это движение не просто не прекратило существование, но и получило дополнительный импульс к развитию. Начиная с 60-х годов прошлого века практически по всем основным школьным дисциплинам стали проводиться интеллектуальные состязания всесоюзного, а затем и всероссийского масштаба.

Какие предметы входят в олимпиадный перечень?

В 2017-2018 учебном году школьники страны смогут побороться за призовые места в нескольких категориях дисциплин:

  • в точных науках, к числу которых относятся информатика и математический блок;
  • в естественных науках, к которым относят географию, биологию, астрономию, физику, химию и экологию;
  • в области филологии, включающей олимпиады по немецкому, английскому, китайскому, французскому, итальянскому языкам, а также русскому языку и литературе;
  • в сфере гуманитарных наук, состоящей из истории, обществознания, права и экономики;
  • по другим дисциплинам, к которым относятся физкультура, мировая художественная культура, технологии и безопасность жизнедеятельности.

В олимпиадных заданиях по каждой из перечисленных дисциплин обычно выделяются два блока заданий: часть, проверяющая теоретическую подготовку, и часть, направленная на выявление практических навыков.

Основные этапы олимпиады 2017-2018 года

Проведение Всероссийской школьной олимпиады включает в себя организацию четырех этапов состязаний, проводимых на различных уровнях. Итоговое расписание интеллектуальных битв между школьниками определяют представители школ и региональных образовательных властей, однако, вы можете ориентироваться на такие периоды времени.


Школьников ожидают 4 этапа соревнований разного уровня сложности
  • Этап 1. Школьный. Соревнования между представителями одной школы будет проводиться в сентябре-октябре 2017 года. Олимпиада проводится между учащимися параллели, начиная с пятого класса. Разработка заданий для проведения предметных олимпиад в данном случае возлагается на членов методкомиссии городского уровня.
  • Этап 2. Муниципальный. Этап, на котором проходят состязания между победителями школ одного города, представляющими 7-11 классы, будет проведен с декабря 2017 по январь 2018 года. Миссия составления олимпиадных заданий возлагается на организаторов регионального уровня, а за вопросы, связанные с предоставлением места и обеспечения процедуры олимпиад, отвечают местные чиновники.
  • Этап 3. Региональный. Третий уровень олимпиады, который будет проводиться в январе-феврале 2018 года. На этом этапе в состязаниях принимают участие школьники, получившие призовые места на городской олимпиаде, и те, кто победил в региональных отборах прошлого года.
  • Этап 4. Всероссийский. Самый высокий уровень предметных олимпиад будет организован представителями Минобразования Российской Федерации в марте-апреле 2018 года. На него приглашаются победители регионального уровня и ребята, победившие в прошлом году. Однако не каждый победитель регионального отбора может стать участником данного этапа. Исключение составляют школьники, получившие у себя в регионе 1 место, но отстающие по очкам от победителей на уровне других городов. Призеры Всероссийского этапа могут потом отправиться на соревнования международного уровня, которые проходят в летнее время.

Где найти типовые задания по олимпиаде?

Конечно, чтобы достойно выступить в этом мероприятии, нужно иметь высокий уровень подготовки. Всероссийская олимпиада представлена в сети собственный сайтом – rosolymp.ru, – на котором ученики могут ознакомиться с заданиями прошлых лет, проверить свой уровень при помощи ответов на них, узнать конкретные даты и требования к организационным моментам.

Через несколько месяцев начинается новый учебный год, значит предметные олимпиады не за горами. Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады пройдет уже в сентябре-октябре 2017 года. Любой желающий школьник (не считая учеников начальной школы) может принять в нем участие. Что еще нужно знать об этом масштабном мероприятии?

Полезные факты о Всероссийской предметной олимпиаде школьников 2017-2018

  1. Школьник, принявший участие в ВОШ, получает преимущества при поступлении;
  2. Перечень предметов за звание лучшего не изменен и состоит как из гуманитарных, так и технических;
  3. Принимать участие можно сразу по всем предметам, друг на друга участие в них не влияет;
  4. Структура конкурса и материалы для подготовки к олимпиаде останутся без измеений.

Всероссийская олимпиада проводится по всем предметам обязательной школьной программы.

Приняв участие, учащийся получает возможность проверить свои знания, получить стимул в виде денежного приза, что поможет в приобретении необходимых предметов для их углубленного изучения; защитить честь родной школы или города, даже обрести некоторые льготы при поступлении в выдающиеся высшие заведения страны.

Именно поэтому каждый участник старается максимально ответственно и серьезно подходить к подготовке и участию в конкурсе.

Соревнования между умнейшими дарованиями проводятся уже довольно долгий период времени, более столетия: первые олимпиады датируются тысяча восемьсот восемьдесят шестым годом.

Смотрите также:

Школьные триместры в 2017-2018 учебном году: график школьных каникул

Во времена Советского Союза этот непростой вид проверки знаний также активно использовался. Начало организованной борьбы за звание лучшего знатока по тому или иному предмету на разных уровнях датируется шестьюдесятью годами.

С каждым годом участников становится больше, как и предметов, ставших основой состязания. Так, с недавнего времени появились олимпиады по физкультуре, основам безопасности жизнедеятельности, ОРКСЭ.

В предстоящем 2017-2018 учебном году обучающиеся, которые изъявили желание участвовать в конкурсе, смогут принять участие и продемонстрировать другим знания в период с сентября 2017-го по апрель 2018-го года.

Видео обзор всероссийской школьной олимпиады

В олимпиадах по каким предметам учащийся сможет принять участие

Все предметы можно разделить на несколько разновидностей:

  • математические науки: информатика и разделы математики;
  • естественные науки, такие как физика, химия, география, астрономия, биология;
  • науки, изучающие словесность (олимпиады по русскому, а также иностранным языкам, литературе);
  • гуманитарные науки: историю, обществознание, экономику, право;
  • оставшиеся предметы: физическая культура, ОБЖ, технология, искусство.

Организаторы олимпиад проверяют как теоретические знания обучающегося, так и способность применять эти знания на практике.

Смотрите также:

Официальный сайт ФИПИ 2018: обзор, задания ЕГЭ, ОГЭ, перечень предметов

Этапы всероссийской олимпиады 2017-2018

Определение умнейших из школьников проходит через несколько стадий, всего их четыре:

  1. Олимпиада между учениками школы. Участвовать могут ученики среднего и старшего звена школы. Этот этап приходится на сентябрь-октябрь 2017 года. Ответственность за организацию возлагается на членов Комитета образования города, в соответствии с преподаваемой программой по школьным учебникам .
  2. Состязание победителей внутришкольных олимпиад города на муниципальном уровне. Честь представлять школу выпадает учащимся седьмых-одиннадцати классов. Муниципальные олимпиады проводятся с декабря по январь 2017-2018. Составлением заданий занимаются организаторы регионального уровня.
  3. Продолжение состязания на региональном уровне между призерами прошлого этапа олимпиады и победителями прошлого года. Путевку на региональный этап получают старшеклассники (девятых-одиннадцатых классов) в январе — феврале 2018, победители муниципального этапа.
  4. Завершающий этап. Проводится среди победителей регионального этапа среди всей России, набравших достаточное количество баллов на региональном этапе, и прошлогодними победителями. Период — март-апрель 2018 года. Мероприятие управляется представителями Министерства образования РФ.

Всероссийская олимпиада школьников 2017/2018 будет представлять собой соревнование среди учеников средних учебных заведений по дисциплинам, которые включены в школьную программу. В такой олимпиаде принимают участие только самые умные и одарённые ребята. Им предоставляется уникальная возможность продемонстрировать свой ум и защитить репутацию своей школы, а победители получают ещё и гарантированное денежное поощрение и преимущество для поступления в элитные ВУЗы страны. В школьном году олимпиада будет проходить с сентября по апрель.

Предметы

В новом школьном году ученики будут демонстрировать приобретённые знания по таким школьным предметам, как:

  • алгебра, геометрия;
  • мировая география, все разделы биологии, астрономия, физика, основы экологии, химия;
  • русский, немецкий, английский, французский, итальянский языки, а также русская и зарубежная литература;
  • история России и мира, обществознание, экономика и право;
  • физическая культура, мировая культура, технология, БЖД.

По каждому из этих предметов задание для олимпиады будет состоять из двух частей: теории и практики. В первой части школьникам нужно будет продемонстрировать свои знания правил, а во второй – их практическое применение.

Главные этапы олимпиады

Точный график всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 будут определять представители средних учебных заведений и областных органов власти, однако уже известно примерное время проведения состязаний для каждого из 4 этапов.

Первый школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 будет проходить примерно в конце сентября – начале октября. Соревнования будут между учениками параллельных классов, начиная с пятого. Задания для этого этапа разрабатываются на местном уровне, а проверку осуществляет комиссия, состоящая из учителей и представителя комитета образования.


Второй этап – городской. В этом этапе соревнуются уже определившиеся фавориты различных средних учебных заведений, но из одного населённого пункта. Он будет проходить в декабре – январе. Олимпиадные задания составляют организаторы областного уровня, а местные чиновники обязаны предоставить место для её проведения.

Третий этап – областной. Сроки его проведения – с середины января 2018 года по февраль. В состязании участвуют школьники, занявшие призовые места в предыдущем этапе в этом учебном году, а также те, кто одержал победу в прошлом.

Четвёртый этап – общероссийский. Будет проходить с марта по апрель. В нём участвуют ребята, которые заняли первое место в областном этапе этого и прошлого учебных годов. Но к участию в этом этапе олимпиады приглашают лишь тех ребят, которые набрали наивысшее количество балов.

Следующий этап уже международный. Он будет проходить во время летних каникул.



mob_info