Цвет льда и его прочность. Допустимая толщина льда для безопасного передвижения

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

Когда заканчивается летний сезон рыбной ловли, приходит пора зимнего сезона. Зимняя рыбалка от летней почти ничем не отличается. Но есть единственная опасность - можно провалиться под лед. Поэтому нужно соблюдать технику безопасности и знать, какой должна быть толщина льда для безопасного передвижения по поверхности. Если придерживаться всех правил, то зимняя рыбалка станет еще увлекательнее, чем летняя.

Процесс образования льда

В начале ноября водоемы и реки начинают покрываться тонкой ледяной коркой. Вода под воздействием холода кристаллизуется и создает поверхностный слой. Лед, который способен выдерживать вес человека формируется к концу ноября - в начале декабря. Но иногда из-за теплой осени ледяная корка начинает образовываться только в декабре.

Раннее появление льда возможно лишь на тех водоемах, которые располагаются в северных широтах. И уже в конце декабря по нему можно спокойно передвигаться не только пешком, но и другими способами.

К этому времени его толщина увеличивается, и он способен выдержать даже автомобиль. Процесс формирования ледяного слоя:

Рыболовный сезон открыт.

Скорость нарастания ледяного слоя

Если погода тихая, а температура воздуха -1 градус, то скорость формирования льда на озерах и прудах за сутки составит 2,5 мм. Теоретически, за 24 часа при температуре воздуха -5 градусов толщина ледяного покрова станет 12,5 мм. Нарастание на больших реках и водоемах происходит по-другому. В отличие от мелководья, глубокие водные места замерзают медленнее. Прирост быстрее не становиться даже тогда, когда идет снег. От толстого слоя снега, тонкий ледяной слой слегка притапливается. На поверхности образуются мелкие трещины, через которые просачивается вода, из-за этого ледяное покрытие тает.

Скорость нарастания льда за сутки можно определить по таблице .

Большие озера, места слияния рек, их изгибы, перекаты, подземные источники и канализационные сливы имеют разную толщину.

  • Считается, что самая допустимая и безопасная толщина - 10 сантиметров. Но человеку со средним ростом можно без опаски выходить на лед, если его толщина составляет 5-7 сантиметров.
  • Рыбака с рыболовными снастями может выдержать толщина 8 сантиметров. Для группы рыбаков лучше передвигаться по поверхности толщиной около 12 см.
  • Если отделением МЧС официально было установлено место, по которому можно перейти реку, там толщина будет выше 15 см.
  • При 30-сантиметровой толщине разрешено передвижение на автомобиле.

Проверка на прочность

Приехав на рыбалку, первое, что следует сделать, это проверить поверхность на прочность. Это очень важно! Если она окажется тонкой, лед треснет и человек провалится в воду. Проверка на прочность:

Нужно знать, что легко провалиться в воду, если проверять прочность ударом ноги. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. Определить, что поверхность непрочная и на нее нельзя выходить, можно по следующим признакам:

Узнать прочность и толщину льда для рыбалки на крупном водоеме, сегодня можно из прогноза МЧС, которые регулярно публикуются.

Самые опасные места

Несформированный или талый лед, считается опасным. Поэтому в весенний и осенний период, когда он только начинает формироваться или наоборот, слегка подтаял, нужно быть особенно внимательным. Самые опасные места:

Способы передвижения

Чтобы не ехать по ледовому покрытию на автомобиле, некоторые рыбаки оставляют его на берегу и далее передвигаются своим ходом. Способы передвижения:

  • На лыжах . При передвижении на лыжах достаточно, чтобы толщина была не менее 8 сантиметров. Хорошо, если поверхность будет покрыта небольшим слоем снега, так как лыжи слишком скользят на чистой поверхности. Таким способом передвижения часто пользуются рыбаки, которые приезжают ловить рыбу на общественном транспорте.
  • На снегоходах . Снегоход - тяжелый транспорт и передвигаться на нем, можно в том случае, если толщина составляет более 15 сантиметров. Желательно, чтобы на поверхности лежал небольшой слой снега.
  • Ледовые переправы . Если нужно сократить расстояние между двумя точками, то можно воспользоваться узаконенными ледовыми переправами. Толщина в этих местах составляет более 30 сантиметров и по ним можно спокойно передвигаться на автомобиле.

Меры безопасности

Чтобы избежать проблем и разных неприятностей во время зимней рыбалки, нужно соблюдать ряд правил. Меры безопасности:

  • Вначале определяют прочный лед или нет, и только потом становятся на него.
  • Если есть протоптанные дорожки, то лучше идти по ним.
  • Если поверхность начала трещать, нужно сразу же вернуться.
  • Места с множеством рыбаков лучше обойти. Иначе лед может растрескаться из-за лишнего веса.
  • Нельзя выходить на зимнюю рыбалку во время сильного снегопада или дождя, а также в ночное время и при сильном тумане.
  • Чтобы обезопасить себя в случае растрескивания льда, крепление на лыжах расстегивают. Руки нельзя засовывать в петли лыжных палок. Рюкзак вешают на одно плечо.
  • Места с сильным течением обходят.
  • Если рыбаков несколько, то во время передвижения расстояние между ними должно быть не менее 5 метров.
  • Нельзя прыгать на льду и кататься на льдинах.

С наступлением зимы для жителей Иркутской области, на территории которой расположено огромное количество водоемов, наступает особый период - ледостав. Он таит в себе немало опасностей. Вода в это время покрывается тонким слоем еще не окрепшего льда. Люди начинают кататься на коньках, санках или просто пытаются сократить путь и перейти на другой берег. В итоге, хрупкий лед не выдерживает и человек оказывается в ледяной воде.

Безопасный переход по льду возможен, только если его толщина составляет не менее 7 сантиметров. При этом люди должны идти на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Проверять толщину льда ударом ноги категорически запрещается, для этого нужно взять палку. Если после двух-трех ударов в одно и то же место вода не покажется, значит, лед достаточно крепкий.

В местах, где вмерзли камыши, кусты, трава, другие посторонние предметы, опасность провалиться возрастает. Не поленитесь обойти эти места, куда стекает теплая вода и промышленные отходы, а также не подходите близко, если вы увидели площадку для выколки льда.

Безопасным считается прозрачный лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок. При выезде на подледную рыбалку не следует находить уже готовую лунку и прорубать ее пошире. Это может привести к достаточно большому обвалу. И еще: ни по первому, ни по последнему льду выходить на рыбалку в одиночку нельзя. Также необходимо брать с собой спасательные средства и всегда держать их под рукой.

Есть одно, очень важное правило, знать которое обязан каждый: * Когда вам кажется, что рядом нет никаких существенных средств для спасения, приглядитесь внимательнее: всегда есть что-то, чем, проявив смекалку и находчивость, можно воспользоваться в случае опасности. Такие предметы одежды, как шарф, поясной ремень, могут стать средством спасения.

В ход может пойти все, что обладает плавучестью и обычно валяется где-нибудь неподалеку: дощечки, куски, фанеры, еловые ветки и другие предметы. Если рядом все же не нашлось подручных средств, то самое оптимальное, что окружающие могут сделать для спасения провалившегося под лед, это лечь на лед и, придерживая друг друга за ноги, цепочкой доползти к тонущему для оказания помощи.

До того как потерпевший будет доставлен в медицинское учреждение, ему немедленно нужно оказать доврачебную помощь. Прежде всего ободрить и успокоить. При тяжелом переохлаждении пострадавший, как правило, находится без сознания. Необходим комплекс реанимационных действий: поместить пострадавшего в теплое помещение; сменить одежду на сухую; положить пострадавшего на твердую ровную поверхность лицом вверх; сделать искусственное дыхание.

По сложившейся народной традиции часто делают то, что нельзя делать, а именно:

* давать пострадавшему спиртное, что вызывает кровоотток от кожного покрова * массировать и растирать его * помещать в горячую воду руки и ноги пострадавшего. Самое главное - нужно как можно быстрее доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, где ему будет оказана квалифицированная помощь.

Зима - волшебное время, которое известно своими чудесами в виде снега и льда под ногами. Многие детские зимние игры связаны с ними: катание на санках и на коньках, снежки, изготовление снеговика. Однако при выходе на лед существует опасность, что он недостаточно прочный. Как можно измерить его прочность? Цветом! Если знать, какого цвета прочный лед, то на вид можно определить, подстерегает ли опасность человека на этом участке или здесь безопасно.

Цвет льда в океане

Несмотря на общепринятое заблуждение, что различные оттенки появляются из-за примеси в воде каких-либо веществ, лед имеет свой цвет, как и снег. Так, корочки льда в океане, которые не перенесли ни одного лета, имеют белый цвет. Почему? Потому что вода там неспокойная и при замерзании внутри оказываются тысячи пузырьков воздуха. Они обеспечивают белый цвет молодому льду и служат опознавательным знаком.

А какого цвета лед, который пережил зиму? После того как прошла зима, корочка начинает подтаивать и снова замерзает к следующей зиме. Верхний слой уже не имеет пузырьков и с каждым годом плотного льда становится больше и больше. Он приобретает голубой оттенок, а совсем старый - синий и лазурный цвет.

Какого цвета бывает лед?

Цвет меняется в отличие от плотности. К примеру, первый лед, как паутинка - тонкий и прозрачный. Он не имеет цвета и сразу заметно, что он опасен, зато красивый. Подтаявший или же недостаточно плотный - желтый. Это не яркий цвет, а только соломенный оттенок, однако он заметен.

Зеленый цвет приобретает лед, когда вода замерзла уже давно. Часто это зависит от самого цвета воды, но бывает из-за преломления света или состава льда. Кроме того, еще одним ответом на вопрос о том, какого цвета лед, можно считать именно белый. Нередко зимой можно увидеть белые участки на замерзших лужах. Это тонкая корочка, сплошь состоящая из пустот в виде пузырьков с воздухом. Ну а еще - синий, более глубокий оттенок, так любимый художниками. Он присущ льдинам на глубине.

Какого цвета самый прочный лед?

Самыми надежными считаются два цвета: зеленый и синий. Размышляя над тем, какого цвета лед, нельзя принимать во внимание только яркие оттенки этих цветов. Это важно учитывать. Если лед неестественно яркий, есть все основания полагать, что это не его цвет. Или что-то было в воде и могло при замерзании повлиять на качество льда или же было пролито после замерзания, что также могло повлиять на его плотность.

Думая о том, какого цвета лед, нужно проявлять не только исследовательскую любознательность, но и применять знания на практике: вовремя заметив человека на небезопасном участке, нужно вытащить его оттуда. Еще полезнее - знать, как действовать, когда человек, не рассчитав толщину льда, провалился под тонкую корочку замерзшей воды.

Таким образом, лед можно назвать удивительным состоянием воды. Он дарит не только удивительные ощущения при катании на нем, но и радует глаз, позволяет развить осторожность и заставляет относиться к нему как к опасной стихии. Потому знания о том, какого цвета прочный и слабый лед, помогают сохранить жизнь себе и тем, кто оказался в опасной ситуации.

Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период часто становится причиной гибели и травматизма людей. Только в прошлом году за это время на водоёмах Спасского района погибло два человека.

Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо соблюдать правила безопасности поведения на воде. В чём они заключаются?

Сергей ШАЛАШОВ,

государственный инспектор Камско-Устьинского инспекторского участка.

Осенний лёд с ноября по декабрь, до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скреплённый вечерним или ночным холодом, он вначале способен выдерживать небольшую нагрузку, но днём, быстро нагреваясь от просачивающейся на него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину. А в этом году к тому же постоянные перепады температуры не позволяют закрепиться на водоёмах прочной ледовой поверхности.

Во избежание трагедий необходимо учитывать, что водоёмы, как правило, замерзают неравномерно: сначала у берегов, на мелководье, в защищённых от ветров заливах, а затем уже на середине. На одном и том же водоёме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъёмностью.

Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда нагрузке. Для одного человека она должна составлять не менее 10 сантиметров, для пешей переправы - 15, для проезда автомобилей - не менее 30.

Прочность льда можно определить визуально. Самым прочным, например, считается лёд голубого цвета, прочность белого - в два раза меньше, а серый, матово-белый и с желтоватым оттенком вообще ненадёжен. Особую осторожность нужно проявлять, когда лёд покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холода к поверхности. Пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемых на водоёмах, разрешается только после тщательной проверки прочности льда. Толщина его должна быть не менее 12 сантиметров, а при массовом катании - не менее 25.

Ни в коем случае нельзя выходить на лёд в тёмное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь). Безопаснее всего выходить на берег и спускаться на лёд в местах, где он виден, то есть не покрыт снегом. При вынужденном переходе водоёма безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне, или пользоваться ледовыми переправами. Но если их нет, перед спуском на лёд надо очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут. Замёрзший водоём лучше всего перейти на лыжах. При этом они должны быть расстёгнуты, чтобы при необходимости их можно было сбросить. Лыжные палки следует держать в руках, не накидывая петли на кисти. Если есть рюкзак, его лучше повесить на одно плечо - это также позволит легко освободиться, в случае необходимости от груза.

Не нужно выходить на лёд в одиночку, в незнакомых местах, особенно в ночное время. И, конечно, особый контроль в этот опасный период должен быть установлен за детьми, которые очень любят покататься на льду. Но они, как и взрослые, должны знать и помнить, что это далеко не безопасно. Будьте осторожны!



mob_info