Брюс ли физические. Тренировки и питание брюса ли

40 лет назад юные спортсмены черпали вдохновение в неподражаемой физической силе, скорости и гибкости Брюса Ли. С тех пор немногое изменилось. Доставайте тяжелую грушу и берите на вооружение тренировочные принципы великого мастера!

Открытость и гибкость – две характерные черты подхода Брюса Ли к физическому тренингу

«Впитывай полезное. Отсекай бесполезное». Эти легендарные слова часто приписывают Брюсу Ли, и хотя доподлинно неизвестно, действительно ли он их произнес, нет никаких сомнений, что этот принцип лежал в основе философии его боевого искусства. Легендарный и эклектичный стиль единоборства Джит Кун До, «Путь опережающего кулака», основан на проведении удара в момент начинающейся атаки соперника, когда любое внешнее воздействие замедляет оппонента и ведет к роковому исходу. Благодаря этому Брюс Ли был непредсказуемым, а его бои – зрелищными!

Открытость и гибкость – две характерные черты подхода Брюса Ли к физическому тренингу. Пока коллеги по цеху и их наставники тратили драгоценное время на пустые споры о традициях и тщетные поиски однобоких, ориентированных на технику и функциональную подготовку тренировочных систем, Ли впитывал то лучшее, что могли предложить различные школы. Он взял необходимое из боевых искусств, бодибилдинга и других стилей тренировок. Ли был верен своей штанге и своим гирям, но любил и круговую тренировку; ежедневно и с полной самоотдачей отрабатывал удары ногами и руками, но также бегал, ездил на велосипеде и прыгал со скакалкой.

Словом, он был всесторонне развитым спортсменом и обладал телом, которое Джо Вейдер описал как наиболее рельефное из всех, что ему когда-либо довелось видеть. Через 40 лет после трагической смерти Брюса людей продолжает вдохновлять его уникальный сплав скорости, силы и гибкости. Новые фото Брюса Ли без футболки и сегодня попадают на обложки журналов и становятся главной темой номера.

Разумеется, Ли никогда не тренировался только ради того, чтобы хорошо выглядеть. Главной целью было создание идеально функционирующего тела, а внешний вид был всего лишь побочным продуктом его тренировок. По словам Брюса, тренировки – это «искусство самовыражения человеческого тела». Мы расскажем, как он это делал, и как вы можете это повторить.

Тренируйся, чтобы драться

Ли принадлежал к спортивной элите: с конца 50-х годов он был наставником и бойцом, способным на невероятные проявления силы, такие как отжимания на двух пальцах и «дюймовый удар», отправляющий оппонентов в затяжной полет. Однако он пересмотрел все тренировочные методики после события, которое произошло в 1964. В том году Брюсу Ли был брошен вызов Вон Дже Мэном, представителем ортодоксального направления китайских боевых искусств. Если верить источникам, причиной разногласий была готовность Брюса Ли учить традиционным китайским единоборствам всех подряд – даже европейцев. Согласно этой версии событий, если бы Ли проиграл, ему пришлось бы закрыть свою процветающую школу боевых искусств.


Вскоре Брюс Ли одержал победу и сохранил за собой право учить кого угодно, чему угодно. Однако позже Ли признался, что хотя схватка продолжалась всего три минуты и закончилась тем, что он бегал за Мэном по павильону, бой занял гораздо больше времени, чем ожидалось, и потребовал больше усилий, чем рассчитывал Ли. Обозленный на самого себя Ли решил кардинально пересмотреть свою тренировочную программу и занялся поиском того, что его жена Линда называла «более изощренными и изматывающими тренировочными методами».

Очень скоро Ли перешел на интенсивную программу развития силы и общей функциональной подготовки, которой придерживался вплоть до своей смерти в 1973 году. Он постоянно менял содержание тренировок и всегда записывал их на видео. Это значит, что хотя мы и не можем воссоздать точную «программу тренировок Брюса Ли», в наших силах собрать воедино его любимые упражнения и программы. Словом, если вы хотите оставить после себя «карту мышечных сокровищ» для будущих поколений, или просто желаете нарисовать ее для себя, следуйте примеру Брюса Ли и делайте как можно больше путевых заметок.

Усердно тренируйся, сильно бей

Любой разговор о тренировочных принципах Брюса Ли должен начинаться с его фирменного стиля боевого искусства. Освоение восточных единоборств Брюс начал под руководством великого мастера Ип Ман – патриарха школы Вин-Чунь (стиль Кунг-фу). Познав азы, Ли продолжил развиваться и со временем создал свой собственный стиль – Джит Кун До. В отличие от традиционных школ, Джит Кун До не привязан к каким-либо неизменным догматам. По словам Ли, это «стиль без стиля», свободный полет в единоборствах, который берет на вооружение все, что эффективно.

Но значит ли это, что Брюсу не нужно было тщательно отрабатывать свою технику? Напротив, он должен был держать в полной боевой готовности весь арсенал своих приемов, и потому он посвящал тренировкам львиную долю свободного времени. Вот типичный список ударов ногами и руками, которые отрабатывал Ли.


Удары по боксёрскому мешку

Удары руками: понедельник/среда/пятница

  • Джеб – пневматическая груша, настенная подушка, груша и напольный мешок
  • Кросс – настенная подушка, тяжелый боксерский мешок, груша и напольный мешок
  • Хук – тяжелый боксерский мешок, настенная подушка, груша и напольный мешок
  • Кросс сверху вниз – подушка, тяжелый боксерский мешок
  • Серии – тяжелый боксерский мешок, груша и напольный мешок
  • Скоростная тренировка с пневматической грушей на платформе

Удары ногами: вторник/четверг/суббота

  • Боковой удар
  • Боковой хук ногой
  • Удар ногой в повороте
  • Прямой и задний удар
  • Удар пяткой

Ли часто говорил, что боксерский мешок нельзя бить автоматически, без эмоций. Представьте себе, что мешок – это ваш злейший враг, и врежьте ему от души. Также он акцентировал внимание на том, как важно оставаться неуязвимым во время атаки – даже на тренировках. Ли постоянно двигался, делал отвлекающие маневры, наносил ложные удары и отступал в сторону даже во время работы с боксерским мешком, имитируя тем самым реальную схватку. Он свято верил в то, что боец, который несерьезно относится к тренировкам, никогда не сможет применить свои умения в стрессовой ситуации.

Путь штанги

Еще до боя с Вон Дже Мэном Ли понимал, что ни одному бойцу не обойтись без должной силовой подготовки. Однако именно эта схватка, которая совпала с началом телевизионной и кинематографической деятельности, стала началом серьезных отношений Брюса Ли с тяжелым железом.


Флаг дракона

Ли начал с того, что целыми днями выполнял сгибания рук с обратным хватом, чтобы накачать мышцы предплечья. Ощутив сполна пользу силового тренинга, он перешел к всесторонним силовым тренировкам. На постоянной основе Брюс использовал две альтернативные тренировочные программы для развития потрясающей силы:

Чередуйте тренировки А и Б каждый вторник, четверг и субботу

Тренировка А

Тренировка Б

В своем умении одновременно работать на развитие мышц и функциональную подготовку Брюс Ли опередил время. Жадный до знаний, он искал доказательства эффективности каждой методики и делал свой выбор осознанно, на основании результатов исследований и экспериментов. В итоге ему удалось превратить себя из худощавого 50-килограммового парня в 65-килограммового воина, наносящего удары с силой отбойного молотка.

На стыке медитации и функциональной подготовки

Не пренебрегал Ли и тренировками на выносливость. Он понимал, что от силового тренинга мало толку без адекватной выносливости, а потому использовал различные методики для достижения потрясающей функциональной формы.

Ли просил кого-нибудь бросать набивной мяч на его живот, пока сам он лежал на полу и напрягал пресс

Бег. Для Ли бег всегда был не только способом общефизической подготовки, но и своеобразной формой медитации, ведь в это время он оставался наедине со своими мыслями. Каждый понедельник, среду и пятницу он начинал с того, что пробегал несколько километров. 6 километров были его любимой дистанцией, которую он пробегал примерно за 20-25 минут, варьируя темп бега. После отрезка спокойного, ровного бега, он делал спринтерский забег на короткую дистанцию, а затем возвращался к умеренному темпу – очень похоже на то, что мы сегодня называем высокоинтенсивным интервальным тренингом.

Прыжки со скакалкой. Скакалка не просто помогала Ли развивать выносливость и силу мышц ног, но также позволяла ему легко порхать во время спаррингов и поединков. Как правило, Ли занимался со скакалкой по вторникам, четвергам и субботам, уделяя этому упражнению примерно 30 минут.

Езда на велосипеде. По вторникам, четвергам и субботам Ли завершал тренировку со скакалкой ездой на велотренажере, которая требовала еще большей выносливости и окончательно добивала мышцы ног. На своем тренажере он мчался на высокой скорости в течение 45 минут.

Знаменитый щит Ли

Брюсу Ли, равно как и другим выдающимся представителям боевых искусств, брюшной пресс нужен был не только для красоты. Это был настоящий щит, способный отразить любой удар. Чтобы акцентировано проработать пресс, Ли часто просил кого-нибудь бросать набивной мяч на его живот, пока сам он лежал на полу и напрягал мышцы пресса.

Однако традиционные упражнения для пресса, такие как подъем торса, подъем ног и боковые скручивания, также были частью его тренировочной программы. Перед вами одна из тренировок, которую он делал на ежедневной основе:

Тренировка пресса Брюса Ли

Накорми дракона

Ни один спортсмен не перепрыгнет с 50 на 65 килограмм без адекватной программы питания. Как и мы, Ли испытывал пристрастие к протеиновым напиткам и делал их самостоятельно из порошкового молока и некоторых продуктов, например, корня и маточного молочка с добавлением мощных доз витаминов.

Он очень внимательно относился к своей диете и никогда не использовал продукты, которые могли навредить организму или негативно повлиять на работоспособность. В черный список попал кофе, а вот чай Брюс любил. В то же время Ли был ярым поклонником традиционной китайской кухни. С его точки зрения, китайская кухня строилась вокруг качественных растительных углеводов из риса и овощей, в отличие от западной кухни, которая слишком рьяно использовала белки и жиры. Именно углеводы Брюс считал обязательным нутриентом для людей с высоким уровнем физической активности, и он распределял углеводы равномерно между 4-5 приемами пищи.

В отношении непревзойденного мастера единоборств Брюса Ли сложилось немало стереотипов и суждений, которые мягко говоря, не совсем верны. Виной тому отчасти элементарное незнание, отчасти – забывчивость касательно определенных фактов. В частности принято считать, что превыше всего в тренировочном процессе легендарный дракон ставил упражнения на концентрацию усилий, динамику, скорость. Силовые тренировки якобы были у него не в почете. Но внимательный зритель обязательно замечал, что в отличие от многих асов восточных единоборств, тело Брюса Ли могло вполне быть наглядным пособием к изучению анатомического атласа в части мышц – настолько рельефно выступал на нем буквально каждый мускул. Возможно ли подобное без силовых упражнений? Вряд ли.

И действительно, не так давно стало известно (из материалов личных архивов знаменитого атлета), что страстно увлекался не только каратэ; бодибилдинг также включался в сферу его интересов и отношение мастера к нему было более чем серьезным. Помимо чисто спортивного аспекта здесь важен и другой момент: чтобы с успехом сниматься в кинофильмах (соответствующего жанра), тело должно выглядеть зрелищно – это важный фактор успешности. Подобная зрелищность практически невозможна без бодибилдинга.

Потому вечные споры о том, нужны ли спортсменам, чья специализация единоборства, тяжелые силовые тренировки либо можно ограничиться развитием гибкости и динамики, с точки зрения примера Брюса Ли разрешаются однозначно: нужны, необходимы. Возражения относительно мышечного закрепощения, снижения реактивности мускулов в результате бодибилдинга можно принять лишь отчасти. Все дело в грамотном сочетании силовых и иных упражнений, подборе оптимального тренировочного режима.


Рассказывают коллеги

Обратимся к свидетельствам, как принято говорить, очевидцев. Джон Левис (один из учеников непобедимого дракона) вспоминает, как однажды Брюс Ли взвесился перед тем как приступить к тренировке (вес его составлял около 70 кг), затем подобрал себе две гантели, каждая из которых по массе равнялась приблизительно половине его собственного веса (37 кг). Следующим шагом он взял гантели, развел (очень медленно) в стороны руки. В таком положении он удерживал тренировочные снаряды в течение двадцати секунд. Дж.Левис отметил про себя, что не всякий культурист весом даже порядка сотни килограммов смог бы повторить такое.

Другой американский специалист по восточным единоборствам и их апологет Джон Ри утверждает, что Брюс Ли очень ценил силу мышц. С его слов, дракон был очень силен, аналогичной силы Ри не встречал ни у кого из тех, с кем он был знаком. В присутствии Джона Брюс проделывал многократные отжимания от пола (в том числе, на одной руке и в завершение, вообще, на одном пальце).

Понятно, что Брюс Ли уникальный спортсмен с выдающимися природными данными. При этом высокомерие ему ни в малейшей мере не было свойственно, а постоянным тренировкам (и особенно, тренировкам силы) он придавал огромное значение. Тому свидетельство – записи в личном дневнике атлета. Еще один факт, говорящий об отношении Брюса Ли к силовым упражнениям: знаменитый мастер владел коллекцией плакатов, фотографий с изображениями прославленных представителей бодибилдинга (среди них фото Дэйва Драппера, и не слишком известного еще тогда ).


Бодибилдинг в жизни и карьере Брюса Ли

Словом, нетрудно сделать вывод, что дракон был вовсе «не чужим» человеком в бодибилдинге; напротив – Брюс хорошо разбирался в его тонкостях и любил эту смесь искусства и спорта. Из открытых биографических источников известно, что выдающийся мастер восточных единоборств еще в 1969 году «водил дружбу» с однофамильцем Джимми Ли, который серьезно занимался культуризмом. Друзья нередко вместе тренировались; Брюс в те времена участвовал в тренировках и совместно с другими достаточно весомыми фигурами в мире бодибилдинга. При этом, он проявлял осведомленность в теории и заметные навыки в практике. Ныне имеется информация, что дракон и ранее увлекался упражнениями, развивающими силу мышц. В частности, новые данные свидетельствуют, что в 1965 году (еще не проживая в США) спортсмен активно работал в тренажерном зале. Тогда он обычно выполнял комплекс из двенадцати упражнений (десять из них – методом суперсета). Однако, в то время атлет еще не достиг лучших своих кондиций.

В начале своей карьеры Брюс Ли нередко ощущал нехватку выносливости и силы, хотя со стороны это преимущественно было незаметно. Но жена спортсмена Линда рассказывала, что в достаточно продолжительных боях Брюс явственно чувствовал недостаток энергии для достойного завершения схватки; этот факт его сильно разочаровывал и огорчал. Действительно, конечная фаза поединка – самая важная, решающая для исхода боя. Именно в этот период Брюс Ли обращается к помощи бодибилдинга. Он внимательно изучает теорию вопроса по устоявшейся литературе и новым публикациям (в частности, в журналах «Культурист и сила», «Мистер Олимпия»), пробует многие методики и приемы на практике, выбирает наиболее для себя подходящие. Уже перебравшись в Лос-Анджелес, снова же по воспоминаниям Линды, Брюс продолжал разыскивать интересующую его литературу различным вопросам, касающимся бодибилдинга (питание, тренировки, режим, восстановление и проч.). После трагической гибели знаменитого мастера, его сыну досталась в наследство обширная библиотека специализированной литературы, включавшая немало трудов по единоборствам и около ста сорока работ по бодибилдингу.

Также в доме Брюса Ли находились и необходимые снаряды для силовых тренировок – штанги, гантели большой массы, гантели в наборе (общая масса – 50 кг), стойки для жимов. Тренировочный режим выдающегося атлета ныне известен: он занимался (только силовыми упражнениями) три раза в неделю. Кроме того, были ежедневные занятия по аэробике и развитию гибкости. Подробности, схемы занятий в наше время легко доступны в Интернете или в специальных изданиях. Интересовался Брюс Ли и методами борьбы с отложениями подкожного жира; он покупал различные рекомендованные в литературе препараты и пробовал на себе их действие. К сожалению, по этим вопросам его выводы остались неизвестными.

Собственная система разноплановых тренировок

Свою концепцию тренировочного процесса Брюс Ли окончательно воплотил методически примерно к 1970 году. Базовым положением ее стал поиск индивидуального подхода на основании проб и ошибок, интуитивных находок, подтвержденных практикой.

В личной системе подготовки атлета бодибилдинг занял свое прочное место, стал неотъемлемой ее частью, хотя несколько ранее он выступал в роли временного помощника в поддержании и развитии мышечной силы. До конца своей жизни гений единоборств неизменно проявлял интерес к новым методикам силовых тренировок; на основании некоторых из них он совершенствовал собственный тренировочный режим. В частности, одним из характерных его приемов было использование амплитудного участка, на котором мышцы сокращались максимально. Такая методика, по мнению Брюса Ли, отлично способствует развитию концентрированной, «взрывной» силы.

По свидетельству Линды Ли, ее муж в результате регулярных занятий бодибилдингом достиг выдающихся атлетических показателей. Потрясающая скорость, молниеносная реакция, мастерская концентрация усилий, невероятная физическая сила, недюжинные теоретические познания и высочайшее боевое мастерство – вот основные слагаемые непобедимости знаменитого дракона.

Ныне теоретики основную причину выдающихся достижений Брюса Ли усматривают в том, что он, в отличие от великих мастеров восточных единоборств, взял на себя смелость несколько уйти от устоявшихся веками традиций. Система подготовки бойцов полностью сложилась уже в средние века; она свято чтилась и долгое время была абсолютно неизменной. При всех ее достоинствах, она явно грешила консерватизмом – все в мире должно развиваться. Брюс Ли не побоялся «сотрясти» некоторые вековые основы, расширить их рамки, усовершенствовать на мировоззренческом уровне. Его гениальность проявилась в концептуальных подходах к тренировочному процессу и позволила ему объединить сильные стороны бодибилдинга и восточных единоборств. Такое сочетание сделало его великим и непобедимым. Информация из ранее засекреченных личных тренировочных дневников Брюса Ли полностью подтверждает эту точку зрения.

Видео «Брюс Ли — Возможности»

Личность Брюса Ли, всемирно известного деятеля киноискусства и непревзойденного мастера боевых единоборств, до сих пор окружена ореолом таинственности. За свою сравнительно короткую жизнь (1940-1973 гг.) он успел достичь такого уровня мастерства, которое до сих пор остается не только непревзойденным, но и вообще находится за гранью понимания. Ему приписывают огромное количество достижений, многие из которых являются мало подтвержденными. В нашей статье мы осветим все значимые рекорды Брюса Ли - как официальные, так и неофициальные.

Книга рекордов Гиннеса

Если кто-то считает, что Брюс Ли специально созывал комиссии по подтверждению своих рекордов, он ошибается. В знаменитой Книге рекордов Гиннеса рекорд Брюса Ли был зафиксирован лишь единожды, и не за частичные достижения: он был зачислен туда как человек, проведший за свою карьеру свыше 800 поединков на ринге. Хотя документальных тому подтверждений практически нет.

Брюс терпеть не мог сражаться на публике, и если ему кто-либо и бросал вызов, то бой происходил в частном порядке на территории владений самого Брюса. Никаких камер при этом не было, поэтому до нас дошел лишь единственный официально подтвержденный бой великого мастера. Вот его короткое видео.

Но хоть в Книге рекордов Гиннеса Брюс Ли особо и не засветился, многие из его достижений являются официально подтвержденными и непобитыми по сей день. Перейдем же к ним.

Официально подтвержденные рекорды

Это те достижения, которые когда-либо производились на глазах журналистов, и которые освящались в заслуживающей доверия серьезной прессе, мемуарах и прочих литературных работах известных личностей. К числу официально подтвержденных мировых рекордов Брюса Ли можно отнести:

  • Способность наносить удары с такой скоростью, что тогдашняя технология видеосъемки - 24 кадра в секунду - попросту не могла успеть заснять эти удары. Для съемок боев с Брюсом приходилось снимать его действия с частотой 32 кадра в секунду, но линии оказывались расплывчатыми.
  • Способность Брюса держать «уголок» (согнутые под углом 90 градусов относительно тела выпрямленные в коленях ноги) с упором на руках более 30 минут кряду.
  • Способность при своем весе в 65 кг удерживать 34-килограммовую гирю на вытянутой параллельно земной поверхности руке более 3 секунд.
  • Способность пробивать жесть тогдашних стальных пивных бутылок пальцами руки.
  • Способность подтягиваться, вися на перекладине на одних мизинцах, и отжиматься, упираясь в землю двумя пальцами одной из рук.
  • Способность подбрасывать и ловить на лету рисовые зерна палочками для еды.

Рекорды, зафиксированные неофициальными источниками

К числу рекордов Брюса Ли можно отнести следующие достижения:

  • Сила его бокового удара была такова, что он разрывал им ткань подвешенных мешков из плотной мешковины, наполненных рисом.
  • Брюс за один подход наматывал на велотренажере 16 км (продолжительность - 45 мин).
  • Он мог опрокинуть наземь 200-килограммового человека, едва коснувшись его кистью руки (это он называл ударом «Прикосновение мастера» или «Ударом чии»).
  • Как-то раз мастеру удалось ударом кулака проломить шлем для защиты лица, который на проверке не могли разбить кувалдой.
  • Боксерскую грушу в 136 кг весом Брюс мог ударом ноги отправить в полет так, что она ударялась о потолок.
  • Демонстрируя свою быстроту, он с легкостью мог заменить монету одного номинала, лежащую в ладони человека, на монету другого номинала, пока тот успевал сжать ладонь.
  • Он мог подтягиваться на турнике, вися на одной руке, свыше 50 раз.
  • С места он мог подпрыгнуть на высоту 3 метра.
  • Брюс ни разу не проигрывал в поединках за всю историю своей бойцовской карьеры.

Рекорды и факты из кинематографа и игровой индустрии

Рекорды Брюса Ли распространяются не только на спортивные и физиологические достижения. Особенно он «наследил» в кино и игровой индустрии. Вот перечень основных общеизвестных фактов:


Заключение

Брюс Ли - по сей день легенда и непревзойденный мастер. Всемирно известный киноактер и бодибилдер Арнольд Шварценеггер сказал, что тело Брюса является эталоном полнейшего отсутствия в организме жира. Умер этот великий человек в возрасте 32 лет и похоронен в штате Вашингтон, в г. Сиэтл.

Брюс Ли – известнейший мастер восточных единоборств, гонконгский и американский киноактер, кинорежиссер, продюсер и сценарист. Его по праву можно назвать человеком-легендой, который благодаря своим умениям обрел огромное число последователей по всему миру.

Родился Брюс Ли 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско. Его родителями были Ли Хой Чуэн и Грэйс Ли. Глава семейства - актер китайской оперы, который хорошо зарабатывал. Согласно китайскому календарю, мальчик появился на свет в год Дракона и в час Дракона, именно поэтому он получил имя Ли Сяолун, что переводится как Маленький Дракон. По китайским поверьям, у детей должно быть несколько имен, дабы защитить их от злых духов. Впоследствии мать Брюса дала сыну имя Ли Чжэньфань, что означает «возвращайся назад».


Брюс Ли с родителями

Проживающие в Гонконге супруги отправились в Америку на театральные гастроли. А когда стало ясно, что беременная Грэйс больше не может продолжать поездку из-за близких родов, она осталась в Сан-Франциско. Сразу же после родов одна из медсестер предложила назвать мальчика американским именем Брюс: кстати, об этом имени никто не вспоминал до переезда Брюса Ли в Америку.

Ребенок рос в Гонконге. Невероятно, но в детстве Брюс был достаточно «хилым» ребенком и, несмотря на то, что интересовался боевыми искусствами, всерьез ими не увлекался. Не отличался парень особыми успехами и в школе.


В 12 лет мальчика отдали на обучение в колледж всестороннего развития «Ля Саль». В 13-летнем возрасте Брюс стал посещать уроки танцев, а спустя четыре года выиграл чемпионат по ча-ча-ча, проходящий в Гонконге.

Когда Брюсу Ли исполнилось 19 лет, он решил перебраться в США, тем самым подтвердить полученное им по праву рождения американское гражданство. Сначала он отправился в Сан-Франциско, а затем в Сиэтл, где устроился официантом в один из местных ресторанов. В эти годы он окончил Техническую школу , а также пошел учиться на философский факультет Вашингтонского университета.

Спорт

Будучи подростком, Брюс Ли принял решение освоить кунг-фу - эти умения ему были нужны, чтобы постоять за себя в уличных драках. Родители одобрили выбор сына и отдали его на обучение искусству вин-чунь к мастеру Ип Ману. Благодаря танцам парень имел великолепную координацию движений, что и помогло ему в кратчайшие сроки освоить азы техники Тайцзисюань. С этого времени Брюс Ли никогда не оставлял тренировки. Изучаемый Брюсом стиль предполагал борьбу без оружия, хотя в дальнейшем он овладел и им - лучше всего спортсмен обращался с нунчаку.


Позже Ли освоил дзюдо, джиу-джитсу и бокс. Кроме того, внес свою лепту в боевые искусства, разработав новый стиль кунг-фу под названием джиткундо. Кстати, он преподавал этот стиль в собственной школе боевых искусств, которую в 1961 году открыл в годы жизни в Штатах. Уроки стоили недешево (275 долларов за час), но школа Брюса Ли имела одно принципиальное отличие от подобных учебных заведений – в ней обучали всех желающих, независимо от национальности, в то время, как другие мастера брались обучать только азиатов.


Будучи учителем, Брюс сам никогда не прекращал совершенствовать свои навыки в кунг-фу, доводя каждое движение до совершенства. Он даже создал свою систему питания, позже были опубликованы его методики тренировок, снискавшие популярность во всем мире.

Фильмы

Интересно, что первый раз Брюс Ли снялся в фильме, когда ему было всего 3 месяца от роду - это был фильм «Девушка Золотых ворот». Благодаря тому, что отец был связан с миром искусства, мальчик стал часто сниматься в кино. Уже в 1946 году он дебютировал в фильме «Рожденный человеком». Затем Брюс успел сняться в двух десятках картин еще до того, как ему исполнилось 15 лет. Особенного дохода и славы эти роли юноше не принесли, хотя приобретенный им опыт был огромен.


Брюс Ли (справа) в сериале «Зеленый шершень»

В годы жизни в США Брюс Ли начал сниматься в американских телесериалах и фильмах, демонстрируя боевые искусства. С 1966 по 1967 гг. с участием актера выходил сериал «Зеленый шершень», а еще через год Ли появился в эпизоде ленты «Марлоу». Главные роли ему не доставались, и он решил покинуть Америку и вернуться в Гонконг, где тогда открылась киностудия Golden Harvest.


Брюсу удалось договориться с директором студии о возможности сняться в главной роли, при этом он сам должен был ставить все боевые сцены. Так, в 1971 году на экраны вышел фильм «Большой босс», который перевернул представление о боевых искусствах в мире кинематографа. На волне успеха были сняты фильмы «Кулак ярости» и «Возвращение дракона» - эти ленты сделали Брюса Ли суперпопулярным актером.


В 1972 году Брюс Ли работал над фильмом «Выход дракона», премьера которого состоялась через шесть дней после его смерти. Эта картина стала последним оконченным фильмом с его участием.

Еще один фильм, в котором успел сняться кумир миллионов, «Игра смерти»: Брюс снялся всего в 28 минутах ленты. Она вышла на экраны в 1978 году, съемки картины пришлось оканчивать без участия актёра, приобщив к съемкам похожего человека.

Личная жизнь

В 1964 году Брюс Ли женился на Линде Эмери. Со своей будущей женой он познакомился во время собственных лекций – 17-летняя студентка посещала уроки по кунг-фу. В браке у пары появилось двое детей. В 1965 году Линда подарила Брюсу сына, которого назвали Брендоном, еще через четыре года у супругов появилась дочь Шэннон.


К сожалению, судьба сына Брюса Ли сложилась трагически. пошел по стопам отца и стал актером и мастером боевых искусств. В 1993 году он погиб прямо на съемочной площадке – пистолет, из которого в кадре стреляли в актера, по случайности оказался заряжен боевым патроном.

Смерть

В возрасте 33 лет Брюс Ли неожиданно скончался. Смерть наступила 20 июля 1973 года, это событие стало шоком для всего Гонконга, а также поклонников звезды по всему миру.

Согласно официальной версии, смерть наступила в результате отека головного мозга. Причиной отека якобы стала таблетка от головной боли, принятая актером. Тело Брюса было переправлено и захоронено в Сиэтле.


Поклонники не желали верить в такую нелепую смерть своего кумира, что привело к рождению массы слухов о том, как именно умер Ли. Одна из таких версий говорила в пользу убийства актёра другим мастером, который не хотел, чтобы он учил боевым искусствам европейцев и американцев. Впрочем, подобные слухи не нашли подтверждения.

Фильмография

  • «Сирота»
  • «Любовь»
  • «Это отец виноват»
  • «Верная жена»
  • «Игра смерти»
  • «Путь дракона»
  • «Кулак ярости»
  • «Гроза»
  • «Большой босс»
  • «Башня смерти»

Брюс Ли (1940-1973) – американский и гонконгский актёр кино, сценарист и режиссёр, продюсер, философ, пропагандировал боевые искусства, являлся мастером восточных единоборств и постановщиком боевых сцен и трюков.

Детские годы

Брюс Ли появился на свет в американском городе Сан-Франциско. Это было 27 ноября 1940 года, по восточному календарю – Год Дракона. В больнице китайского квартала на Джексон-Стрит между 6 и 8 часами утра (это время считается часом Дракона) родился мальчик, которому родители дали имя Ли Сиу Лунг, что в переводе с китайского языка означало «Маленький Дракон».

У китайцев было принято давать детям несколько имён, чтобы уберечь их от злых духов, поэтому мама назвала мальчика ещё одним именем Ли Джан Фан, что в переводе с китайского означало «Возвращайся назад». А одна из медсестёр, принявшая мальчика, предложила для него американское имя – Брюс. В общем, взяли частично из всех вариантов имён и в свидетельстве о рождении, которое выдали в китайской больнице Сан-Франциско, написали Брюс Ли. Хотя таким именем появившегося на свет ребёнка ещё очень долго никто не называл.

Его отец, Ли Хой Чуэн, был актёром-комиком в «Кантовайэ Опере Комнани» (это своего рода китайский вариант варьете и мюзик-холла). Он достаточно хорошо зарабатывал и в момент рождения сына находился вместе с женой на гастролях в Америке. Когда стало понятно, что супруга вот-вот должна родить, Ли Хой Чуэн оставил её в родильном доме Сан-Франциско.

Мама, Грейс Ли, была евроазиатского происхождения, её отец китаец, а мать – немка. В Гонконге она воспитывалась в семье местного магната Роберта Хотхуна.

Впервые Брюс Ли появился на киноэкране в возрасте 3-х месяцев в роли девочки-младенца в картине «Золотой ворот девушки».

В 1941 году родители с малышом Брюсом вернулись в родной Гонконг, где и прошли детские годы мальчика. Рос он невероятным шкодником, второго такого в Гонконге трудно было отыскать. Весь квартал не знал от него покоя, по городу он не ходил, а носился, с кем попало дружил, у уличных торговцев воровал яблоки с лотков. И что считалось особенным грехом для китайцев, Брюс совершенно не слушался своих родителей.

Отец Брюса Ли, несмотря на то, что прилично зарабатывал, тратил деньги вовсе не на детей, а на развлечения и женщин, которые обожали актёра-комика. У него было несколько квартир, которые он сдавал в аренду, по тем временам это считалось целым состоянием.

Тем не менее семья жила в таких условиях, от которых бы пришёл в ужас любой американец или европеец. Одна единственная большая комната, где спали все вместе – отец с матерью, дети, бабушки с дедушками, слуги и собака (у них была большая немецкая овчарка). Посередине этой комнаты стоял огромный стол, за которым и ели, и учились, и играли.

Вода подавалась в дом один раз в неделю на несколько часов, ею заполняли любую пустую посуду. Понятия «ванна» для обитателей этого дома не было. В лучшем случае семейству удавалось принять душ на кошачий манер, растирая по телу капли и брызги. Но они свято были уверены в том, что точно также живут и в губернаторских дворцах, потому что большинство остальных китайских семей жили ещё хуже, в жалких и тесных лачугах.

Обучение

В возрасте шести лет Брюса отдали на обучение в иезуитскую школу. Казалось бы, иезуиты, уже столько лет занимавшиеся в Китае миссионерской работой, без труда должны были справиться с маленьким Ли. Но с этим шустрым, хилым и худеньким ребёнком они ничего не могли поделать. Его не привлекали ни английский язык, ни арифметика, хотелось только с кем-нибудь подраться и разбить нос.

Тем не менее его наставники через много лет вспоминали Брюса Ли как умного, живого и восприимчивого мальчика. Главное ‒ было найти к нему мягкий подход, занять его воображение чем-то интересным. Но со временем и их терпению пришёл предел, Брюса отчислили из школы.

Несмотря на внешнюю щуплость и хилость, его ничего так не интересовало в жизни, как драки. Он был абсолютно бесстрашным и увёртливым, постоянно участвовал во всевозможных уличных разборках, не обращая при этом внимание на вес и рост своих соперников. Повод для драки находил в любом непонравившемся ему взгляде, вздохе или плевке встречного мальчишки. Очень часто ему доставалось, причём немало, иногда Брюса били по два раза за день. Мать причитала по вечерам, штопая разорванную одежду и промывая ссадины, а отец читал нотации.

Но зато скупой папаша, который не слишком любил давать деньги своим детям, расщедрился и выделил Брюсу Ли определённую сумму на уроки кунг-фу (12 долларов за одно занятие). Ему так надоели все эти синяки и раны, что он понадеялся, если сын пойдёт обучаться восточному единоборству, то весь этот беспредел закончится.

Учителем Брюса Ли стал бывший полицейский из города Намхоэ, который бежал в Гонконг от преследований Мао Цзедуна. Ип Ман открыл в Гонконге свою школу и зарабатывал деньги на том, что из уличных шалопаев, типа Брюса Ли, воспитывал настоящих бойцов. Тренировки были сложными, каждый день приходилось бегать по 5 км, заниматься акробатикой и боями в полном контакте, бесконечно бить по мешкам, наполненным песком, и делать несколько сотен отжиманий. В результате Брюс в совершенстве овладел техниками бокса и дзюдо, вин-чун и джиу-джитсу, мастерски владел нунчаками, а позднее разработал новый стиль в кунг-фу – джиткундо.

Одновременно с занятиями кунг-фу Брюс Ли в возрасте 12 лет поступил в престижный колледж всестороннего развития Ля Саль. Однако учёба вовсе не интересовала его, оценки он получал плохие, с одноклассниками общего языка не находил. Тем не менее занятия кунг-фу пошли подростку на пользу, он уже не был таким озорным, после тренировок болела каждая косточка, и на проказы просто не оставалось сил.

Вдобавок ко всему в 14-летнем возрасте Брюс Ли стал обучаться танцам ча-ча-ча. А спустя четыре года выиграл танцевальный чемпионат в Гонконге.

В 18 лет Брюс Ли превратился в короля школы, на улице с ним никто не вступал в споры. Он бриолинил и зализывал волосы, тщательным образом наглаживал сам свой чёрный костюм, не доверяя это матери, красивым узлом завязывал тоненький галстук. Одним словом – красавчик, очень был похож на танцора из варьете.

Кинокарьера

В 1946 году на экраны вышла картина, в которой Брюс Ли сыграл свою первую значительную роль. Это был фильм «Зарождение человечества», как впоследствии считал сам актёр, именно с этого момента и началась его карьера в кино.

К 18 годам в его послужном актёрском списке накопилось уже около 20 ролей в китайских фильмах. В 1958 году вышла картина «Сирота», где Брюс Ли снялся в главной роли. В его карьере это был последний фильм, где он играл подростка и где пока ещё не использовал своё мастерство восточных единоборств.

В 19-летнем возрасте Брюс Ли, имевший по праву американское гражданство (так как родился в Америке), отправился в Сан-Франциско, а оттуда в Сиэтл. Там он обратился к знакомой своего отца, которая содержала ресторан, и она взяла Брюса к себе на работу официантом.

Работая в ресторане, Брюс много времени уделял учёбе, занимался изучением искусства, прошёл обучение в Технической школе Эдисона и на философском факультете Вашингтонского университета. Во время учёбы Брюс часто давал лекции, где обучал американцев восточным единоборствам. Вскоре этот его талант заметили кинопродюсеры и режиссёры, Брюса Ли стали приглашать на съёмки в сериалы.

Он очень быстро стал популярным в Америке, у Брюса Ли появились не только поклонники, но и ученики. Вскоре он открыл школу боевых искусств, где преподавал собственно разработанный стиль джиткундо. Его уроки стоили дорого и могли обеспечить ему безбедное проживание с женой и детьми, но Брюс хотел сниматься в большом кино, а Голливуд ему таких ролей не предлагал.

В 1971 году Брюс принял решение возвращаться в Гонконг. Там как раз только что открыли новую киностудию, и он договорился с директором, чтобы его сняли в главной роли и разрешили самому поставить боевые сцены. Директор пошёл на риск, но не зря, успех картины « Большой босс» был оглушительным, а Брюс Ли перевернул с ног на голову все былые представления о боевых киноискусствах. Сначала азиатские зрители восторгались мастерски и натурально снятыми боевыми сценами и каждым отточенным движением Ли, а потом эта волна прокатилась и по всему миру.

Следующие два фильма, уже с более приличными бюджетами, «Путь дракона» и «Кулак ярости» сделали из Брюса Ли суперзвезду. Эти картины по кассовым сборам побили все рекорды.

Невероятно талантлив он был в качестве постановщика боевой хореографии. На него ориентировались многие звёзды кинокаратэ того времени, Арнольд Шварценеггер всегда считал фигуру Брюса Ли идеалом, ведь тот подвергал себя немыслимым нагрузкам и развил своё тело до совершенства. Об этом говорят такие факты, как отжимание на двух пальцах одной руки либо подтягивание, используя для обхвата перекладины один лишь мизинец.

Всего Брюс Ли снялся в 36 фильмах, почти столько же картин снято о его жизни и творчестве. Последней оконченной картиной с его участием была лента «Выход дракона».

Личная жизнь

Во время учёбы в Вашингтонском университете Брюс познакомился с 17-летней девушкой Линдой Эмери. Он проводил специальную лекцию, где демонстрировал свои способности в кунг-фу. На первую лекцию Линда попала случайно, а потом продолжила брать уроки. Молодые люди познакомились и полюбили друг друга. Летом 1964 года состоялась их свадьба.

В 1965 году у супругов родился сын Брэндон, а в 1969 году дочь Шеннон.

Трагическая судьба ждала Брэндона, он погиб совсем молодым на съёмочной площадке. В финальной сцене в его персонажа стреляли из пистолета, во время съёмок выстрел оказался не холостым, Брэндон был ранен в живот, пуля застряла в позвоночнике. Через 12 часов он умер от потери крови. Ему едва исполнилось 28 лет, а через 17 дней должна была состояться свадьба. Брендон погиб ровно через 20 лет после смерти отца, похоронены они рядом в Сиэтле.

Шеннон Ли также стала актрисой, но сейчас она занята тем, что вместе с мамой и своим мужем управляет Фондом Брюса Ли.

Смерть

Брюс Ли работал над новым фильмом «Игра смерти». Во время съёмок ему стало очень плохо, он упал, стал задыхаться, терять сознание и биться в судорогах, при этом глаза его были открыты, но абсолютно не реагировали на свет. Через три минуты он пришёл в себя. После этого случая лучшие американские доктора обследовали его, но ничего не нашли, решили, что в тот момент у Брюса просто повысилось внутричерепное давление.

Спустя два с половиной месяца Брюс Ли со своим напарником по фильму «Игра смерти» поехали на квартиру к актрисе Бетти Тинг Пей, которая исполняла в картине главную роль, чтобы обсудить кое-какие детали. Втроём они работали над сценарием, как вдруг у Брюса внезапно заболела голова. Бетти дала ему обезболивающее средство, которое ей самой недавно прописал доктор, – эквиагезик (разновидность аспирина). Он выпил таблетку, а до этого принял несколько лёгких коктейлей.

Вечером его напарник стал собираться на встречу, а Брюс почувствовал себя плохо и прилёг на кровать. Он заснул и больше уже никогда не проснулся. Вскрытие показало, что Брюс умер от отёка головного мозга, который был вызван аллергией самого здорового человека в мире на банальную таблетку аспирина.

Слухов о причине его смерти было невероятно много. Одни говорили, что при вскрытии в желудке Брюса были обнаружены следы марихуаны, якобы он сидел на наркотиках, чтобы поддерживать такую форму. Другие пытались доказать, что его погубил своим «смертельным прикосновением» шифу, который завидовал Брюсу и не желал, чтобы тот обучал восточным единоборствам европейцев и американцев. Некоторые утверждали, что смерть была инсценировкой.

Официальную церемонию похорон провели в Гонконге, а затем Брюса Ли захоронили в Сиэтле. Спустя пять лет, в 1978 году, вышел фильм с его последней ролью «Игра смерти», он появляется на экране всего в течение 28 минут, всё остальное время играет актёр, похожий на Брюса.



mob_info