Бобслей 4 человека кто тормозит. Как устроен бобслей

Родиной бобслея принято считать Швейцарию. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой при помощи доски двое саней и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта. В то время экипаж саней состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

Позже Бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта. В Австрии они проводятся с 1908 года, а в Германии - с 1910 года.

Первые в мире особые сани - "боб" были сконструированы в 1904 году.

Сани изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом. Используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы - 1500-2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.

Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали - 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями, установленными международными правилами для двухместных и для четырехместных саней. По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона - до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде всего от мастерства пилота - рулевого, от его умения по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи.

Скорость бобслейных саней во время спуска по трассе может достигать 100 и выше км/ч.

Международная федерация бобслея и тобоггана FIBT - ФИБТ была основана в 1924 году. Объединяет более 50 национальных федераций. Тобогган - распространенные среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь. В начале XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на тобоггане. Затем это слово по традиции сохранилось в названии Международной федерации ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея в мире.

Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года.

В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен начиная с 1924 года. В 1924 году соревнования проводили на четырехместных санях, в 1928 году - на пятиместных санях, с 1932 года, кроме 1960 года, соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.

До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов.

В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более двух экипажей.

Места определяются по сумме времени четырех заездов. В каждом заезде очерёдность старта определяется жеребьевкой.

Скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Бобслей это разновидность санного спорта, которые включен в олимпийскую программу. В бобслее спуск осуществляется на особенных санях-боллидах, которые называются "бобами" по ледяным трассам специально оборудованных для этого. Само название бобслей происходит от английского глагола bob - странно, неловко двигаться и sleigh - сани, кататься на санях.

Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

Первые в мире особые сани - «боб» были сконструированы в 1904 году. Сани изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом. Используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Привлекательность этого вида спорта прежде всего в его динамичности и зрелищности. Боб может развивать скорость в среднем до 135 км/ч и даже выше. Невозможность заранее предсказать победителя делает бобслей чрезвычайно популярным. Зачастую доли секунды разделяют победителей от неудачников. Поэтому бобслей зачастую называют зимней "формулой 1". Скорости здесь просто огромные, и спортсмены испытывают большие перегрузки. Бобслей поистине красивый и захватывающий вид спорта.

Но также бобслей является чрезвычайно опасным и травматичным спортом. Но без этого спорт наверно уже не будет спортом. Скорость, непредсказуемость - это привлекает множество людей. К сожалению в нашей стране нет спортивных баз, на которых бы наши спортсмены могли бы тренироваться, чтобы составить конкуренцию асам-бобслеистам из Германии, США и Канады. Но несмотря на это, наши ребята, в последнее время, все равно среди лидеров бобслея занимают достойное место. Александр Зубков и его разгоняющие, с прошлого года ворвались в элиту мирового бослея, и теперь наша команда всегда в фаворитах.

Бобслей (англ. - bobsleigh - скоростной спуск), скоростной спуск с гор по специально оборудованной ледовой трассе на управляемых санях - бобах. Сани изготовлены из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев - коньков: передней - подвижной с рулем и задней - неподвижной с тормозом.

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Скорость бобслейных саней во время спуска по трассе может достигать 150 км/ч. Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали - 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Международная федерация бобслея и тобоггана (ФИБТ) основана в 1924 и объединяет 56 национальных федераций (2002). В программе Зимних Олимпийских игр с 1924 - соревнования на четырехместных (в 1928 - пятиместных) санях с 1932 (кроме 1960) - на двухместных и четырехместных.

До 2002 соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов. В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более двух экипажей. На Олимпиаде-2010 в Ванкувере экипаж Дмитрия Абрамовича, Россия занял 7 место в двойках и 9 место в четверках. Дмитрий Владимирович Абрамович из Красноярска российский бобслеист, член сборной России по бобслею, трёхкратный чемпион России (2008 и 2009 - двойки и 2009 - четверки), победитель Кубка России (2004 - четверки).

Пять секунд разгона



Российские спортсмены Дмитрий Абрамович, Алексей Пушкарев, Дмитрий Степушкин и Алексей Воевода в заезде четырехместных экипажей на чемпионате мира по бобслею и скелетону в швейцарском Санкт-Морице.


Алексей Воевода, разгоняющий российской команды по бобслею: «Этап разгона ­- один из самых важных в бобслее. Хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение».

Несколько лет назад мне довелось попасть на олимпийскую бобслейную трассу в Турине. Коллегам с телевидения нужно было заснять с нескольких точек, как боб-«четверка» пролетает по трассе, и я вызвался помочь «подержать камеру». И вот я сижу на бетонном бортике, направляя объектив камеры выше по склону, туда, откуда слышится быстро нарастающий далекий рокот приближающегося спортивного снаряда.

Сидящий рядом начальник эксплуатации трассы протягивает руку и направляет камеру выше, еще выше — на верхнюю часть внешней стены ледяного желоба. И вовремя: через несколько секунд всего в метре от нас на сумасшедшей скорости с грохотом проносится что-то красное, напоминающее поезд, но только идущий по вертикальной стене.

Снаряд

Боб представляет собой закрытую углепластиковым обтекателем рамную конструкцию из двух соединенных шарнирно половинок. Шарнирное соединение дает возможность бобу проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Рулевой трапеции, как в автомобиле, у боба нет, и поворотной является вся передняя часть. Пилот управляет с помощью рулевых тяг, причем это нужно делать очень точно и плавно — иначе есть риск потерять управление.

Подбор коньков под конкретные погодные условия, температуру, конфигурацию и состояние трассы — это целая наука: существуют коньки для льда, для снега, для более или менее крутых виражей и даже для различной развесовки боба или положения центра тяжести. Имеют значение профиль и геометрия коньков, твердость сплавов, методы закалки и обработки поверхности. Даже такие мелочи, как нагревание коньков во время спуска, могут сыграть свою роль. Это передний край спортивных технологий, и некоторые команды уделяют им огромное внимание: скажем, в немецкой команде научная группа состоит из сорока человек!

Боб — это гравитационный снаряд, так что его масса очень важна — чем тяжелее, тем быстрее он будет на спуске. Однако по регламенту масса боба вместе с командой ограничена 630 кг для «четверок», 340 кг для женских «двоек» и 390 кг для мужских. Но при этом сам боб выгодно делать как можно более легким, наращивая массу именно за счет спортсменов.

Эта «активная масса» позволяет более эффективно управлять бобом во время спуска — спортсмены могут переносить центр тяжести в нужную сторону на виражах, удерживая боб на трассе и заставляя проходить ее быстрее. В случае необходимости можно использовать небольшой балласт — для улучшения развесовки и ходовых качеств, но при этом пустой боб не должен весить менее 170 кг — иначе неизбежна дисквалификация.

Бывают и анекдотические случаи. «Когда мы с пилотом Александром Зубковым выступали в 2010 году в Ванкувере, взвесили боб накануне старта: 171 кг. Вроде все в порядке, но решили перестраховаться — прикрутили еще 700 г. На финише взвешиваемся — 170,5! А если бы без балласта поехали? На следующий день опять выступаем, вроде уже и запас есть, и тут интуиция подсказала: а давай-ка еще граммов 600 добавим. На финише взвешиваемся — опять 170,5! В общем, то ли наш боб весы невзлюбили, то ли он худел в знак солидарности с нами!» — смеется Алексей Воевода.

С толкача

Хотя боб движется вниз под действием гравитации, его сначала нужно как следует разогнать. Этап разгона — один из самых важных в бобслее. Как говорит Алексей Воевода, хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение. Разгонная часть длится меньше пяти секунд, и каждая сотая доля секунды играет большую роль. На дистанции 50 м команда должна разогнать боб до скорости около 50 км/ч, да еще и сесть в него. Первым запрыгивает пилот, потом (в случае «четверки») по очереди «боковики», а последним — задний разгоняющий, или брейкмен, от английского слова brake (тормоз), поскольку именно задний разгоняющий дергает за тормозную гребенку после пересечения финишной линии, чтобы снизить скорость и остановиться.

Брейкмен должен запрыгнуть в самый последний момент и так, чтобы ни в коем случае не затормозить боб: это приведет к потере выходной скорости. Задача достаточно сложная: бывает, что боб «уезжает» без зазевавшегося заднего разгоняющего (что приводит к дисквалификации команды). «Четких критериев, когда именно наступает тот самый момент, когда дальше разгонять уже некуда и нужно запрыгивать, нет, — говорит Алексей Воевода. — Это должна подсказать интуиция в каждом конкретном заезде».

На спуске бобом управляет пилот, но это не значит, что остальная команда — просто пассажиры. Их задача — по договоренности с пилотом перемещать центр тяжести в проблемных виражах, удерживая боб на льду, не давая ему перевернуться (переворот не только автоматически ведет к поражению, но и чреват серьезными травмами — вся защитная экипировка бобслеиста состоит из шлема и тонкого комбинезона). Причем делать это приходится практически вслепую, подсчитывая повороты (трассу видит только пилот), в тесноте, ориентируясь на собственный опыт и вестибулярный аппарат, и при ускорениях, достигающих 6 g.

Сила и скорость

Существуют виды спорта, где решающую роль играет сила, и другие, где во главе стоит скорость. Бобслей же требует и того и другого: разгон должен быть быстрым и сильным. Среди бобслеистов множество представителей силовых видов спорта — борцов и штангистов. Алексей Воевода до начала своей карьеры в бобслее был многократным чемпионом мира и обладателем Кубка мира по армрестлингу.

По его собственным словам, сначала пришлось учиться правильно бегать. Зато сила и мышечная масса (около 111 кг) помогали ему разгонять боб. Впрочем, среди бобслеистов не меньше легкоатлетов, ведь разгон боба — не что иное, как спринт. «Причем силовой спринт, и с постоянным нарастанием темпа, — уточняет Алексей. — Профессиональные спринтеры привыкли быстро разгоняться и поддерживать постоянный темп, это хорошо для «боковиков».

А задний разгоняющий должен бежать с постоянным ускорением, хотя и на короткую дистанцию. Ему необходимо разогнать боб до очень высокой скорости — в конце разгонной эстакады он движется быстрее, чем знаменитый спринтер Усейн Болт!» К тому же важна не только скорость, но и длина шага: если спортсмены побегут «не в ногу», это тоже может сказаться на эффективности разгона.

Непременный атрибут бобслея — специальные шиповки, «бобслейки», с тремя сотнями коротких тонких иголочек в передней части подошвы. Такая конфигурация шипов меньше повреждает лед. Несмотря на то что после каждого заезда трассу проверяют и очищают, повреждения льда могут стать неприятным сюрпризом для спортсменов при разгоне в следующем заезде. Нежелательно и наличие снега на стартовой эстакаде — чтобы шипы легче очищались от снега и льда, спортсмены даже обрабатывают их смазкой типа WD40. Идеальная температура льда — чуть ниже нуля (-3°С), более холодный лед тяжело прокалывается шипами.

Для честной борьбы

Ну и конечно, очень многое зависит от бобслейной трассы. Еще несколько лет назад в России их просто не существовало, и спортсменам приходилось для тренировок ездить за границу — в Австрию или Швейцарию. Сейчас ситуация изменилась — у нас появились две трассы, в подмосковном Парамоново и в Сочи. «Причем сочинская на сегодняшний день если не лучшая в мире, то одна из лучших, — говорит Алексей Воевода. — Ее проектировали при активном участии канадца Терри Гудзовского, который считается самым опытным в мире специалистом по строительству санно-бобслейных трасс. В результате она получилась очень безопасной и комфортной — с закрытой от осадков стартовой эстакадой и ареной для разогрева спортсменов над треком. На этой трассе все будет определяться опытом и мастерством спортсменов — это будет честная, но острая борьба».

Бобслей (означает скоростной спуск на специальных санях) — это спортивные соревнования на санях с управлением, для определенного количества человек, используются ледяные спуски с очень крутыми виражами.

До того, как люди изобрели колесо, сначала появились сани. Поначалу люди долгое время перевозили на них какой-нибудь груз. Потом одному мужчине пришло на ум, что сани предназначены не только для работы, но и для спорта. Спорт, где есть — риск, азарт и скорость. Давайте узнаем, какая у нее история и что такое бобслей.

История бобслея

Бобслей и его история. Родиной это вида спорта Швейцария. В 1888 году англичанин Уилсон Смит закрепил между собой сани с доской и путешествовал на них из Санкт-Морицы в Челерину. В конце XIX века в Санкт-Морице, был создан бобслейный спортивный клуб, там разработали главные правила соревнований для этого вида спорта. Сам экипаж саней состоял всего из пяти человек — двух женщин и трех мужчин. Через определенное время, количество членов экипажа изменилось на 4, 5 и 2, но бывало и по 8 человек.

Бобслей начал развиваться только в странах Европы, там и стали проводиться соревнования, а далее и национальные чемпионаты. В первый раз национальный чемпионат прошел в Австрии в 1908 году, потом в Германии в 1910 году. Для того, чтобы этот вид спорта развивался в дальнейшем, 23 ноября 1923 года в Париже создалась Международная Федерация бобслея. Она объединяет 50 национальных федераций. Год спустя, начали проводиться чемпионаты мира, а в 1924 году бобслей внесли в программу зимних Олимпийских игр. Еще в то время, соревнования проводились на четырехместных санях, а уже в 1928 году — на пятиместных, но уже в 1932 году соревнования проводились на четырех и двухместных санях. Далее в 1980-х появляется Кубок мира. В начале 1990 года в Северной Америке и Европе дебютировали женщины. Олимпийские игры были доступны только для мужчин, а начиная с 2002 года, в Солт-Лейк-Сити приняли участие и женщины.

Самое большое развитие, бобслей получил в Германии, Швейцарии, США, Австрии, Италии. В СССР этот вид спорта начал развиваться только с 1980 года. На Олимпиаде 1984 года в Сараево наша двойка (Зинтис Экманис и Владимир Александров) завоевали бронзовые медали.

Боб

Первые сани были сделаны в 1904 году. В начале развития этого вида спорта, сани делали исключительно из дерева, но в наше время боб делают из цельнометаллического корпуса и закрепляют на двух полозьях. Задняя пара — с тормозом неподвижная. Передняя пара — с рулем подвижная. Используют только двухместные и четырехместные бобы. Длина четырехместного около 3,7 м, вес экипажа около 380 кг. Длина двухместного около 2,5 м, а вес экипажа должна быть не более 200 кг. Пилот сидит впереди и управляет передним мостом. Боб разгоняется до 160 км/ч. Между задним и передним мостом есть тормоз, он может позволить остановить боб в случае надобности.

Каким бы отличным ни был пилот и даже быстрые и сильные разгоняющие, без быстрого боба бороться за высокое место невозможно. Сейчас же, Германия имеет лучшие разработки в этом уникальном виде спорта. В немецком институте выделен огромный бюджет, что позволяет им, практически каждый сезон менять свои бобы, еще они делают эксперименты с деталями боба, каждый новый сезон готовят 40 вариантов полозьев. Отбирают 4 лучшие пары, которые лучше едут, в любую погоду.

Возрождение американского боба произошло в 20 веке, эта заслуга Джеффа Бодина. Самый Первый отечественный боб СССР был сделан для Олимпиады в 1984, на Рижском заводе ВЭФ, и его признали передовой моделью. Неимоверные усилия производственников были отблагодарены бронзовой медалью экипажа-двойки, в ее состав входил: Зинтис Экманис и Владимир Александров.

Цена одного двухместного боба колеблется от 50 до 125 тыс. долларов, а четырехместного от 140 тыс. долларов.

Бобслейная команда

С самого начала команда состояла из 5-6 человек. Но уже в 1930 году состав состоял из 2-4 человек. Вся команда состоит всегда из пилота и одного разгоняющего. А в бобах-четверках двух разгоняющих, пилота и тормозящего. От тормозящего зависит своевременная остановка боба.

Пилот располагается впереди, тормозящий сидит в самом конце и отвечает за остановку. В середине двое разгоняющих, которые занимаются толканием боба на старте, а во время самой гонки пытаются сохранить равновесие.

Тормозящий и разгоняющий очень сильные физически. Обычно, они занимаются тяжелой атлетикой. Еще присутствует небольшое дополнение, бобслеистам обязательно необходимы специальные костюмы, которые предохраняют спортсменов от холода, но при этом должны быть очень легкими.

Команда, которая финишировала с самым лучшим временем — становится победителем.

Самая первая команда в СССР собрана в 1980 году. Но, до 1985 сборная тренировалась только в немецком городе Оберхоф, потому что своих собственных трасс в стране не было. На последних Олимпийских Играх в Сочи (2014), российские бобслеисты выступили хорошо.

Бобслейная трасса

Трассы бывают очень разные. Обычно трассы идут минимальной длины — 1500 метров, но присутствуют желоба большей протяженности, там естественно, число сложных виражей больше. На опасных виражах стенки желоба возвышаются метров на 6. Самые лучшие трассы делают из бетона, вдоль длины стенок желобов специально вставляют очень холодные трубы, из-за этого температура льда постоянная, и никогда не тает.

В 1903 году в Санкт-Морице была сконструирована самая первая бобслейная трасса, протяженность ее была около 1500 м. Теперь для спортсменов этот замечательный город стал культовым.

В 1994 году в Норвегии организаторы Олимпийских игр проложили трассу в полном соответствии с рельефом, они создали повороты около препятствий так, что не пришлось пилить деревья. Здесь, спортсмены соревновались на 1364-метровой трассе с 15-16 поворотами и виражами.

Вся длина желоба составляет 1400-2000 м, его уклон — от 8 до 16 градусов. Обычно трасса имеет до 20 виражей разной степени трудности. Стенки желоба должны быть покрыты слоем естественного, либо искусственно льда. Спуски очень скоростные, травмы и гибель спортсменов в этом виде спорта бывают достаточно часто. В 1950 году в Шамони (Франция) погибло три спортсмена, все это произошло в один день. Спустя некоторое время, после этого события в целях безопасности спортсменов профиль трассы изменили, чтобы рулевой имел абсолютный контроль над санями.

Во время всего спуска, боб может развить максимальную скорость 130 км/ч всего за одну минуту.

На Олимпиаде в Лейк-Плэсид в 1932 году длина трассы была 2365 м, перепад высоты 228 метров, на самой же трассе было около 26 виражей и поворотов .

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.



mob_info