Балерины без. Как балерины ухаживают за ногами, рассказывает артистка балета елизавета таранда

Красота классического балета

Как мы завидуем в детстве летящей походке и гордой осанке балерин! Почти каждая девочка хочет стать балериной и кружиться по сцене. И только взрослые актрисы знают, как выглядят ноги балерины без пуантов…

Последние исследования ученых просто шокировали общество. Конечно, мы и раньше знали, что труд балерин очень тяжелый. И вся легкость и красота, которую они демонстрируют на сцене – плод тяжелого физического труда.

Но такое…
Оказалось, что все беды начинаются от недостаточного питания юных девушек. Вес средней балерины составляет около 51 кг. Да, это красиво, да, партнерам легче поднимать на руках легких девушек.

Но они платят за это постоянным чувством голода, и если бы на этом все заканчивалось…

Недостаток в рационе кальция и тяжелые физические нагрузки приводят к раннему остеопорозу. А ведь это болезнь пожилых людей! Балерины гораздо чаще своих сверстниц ломают руки и ноги.

И не только потому, что занимаются травмоопасным “спортом”. А именно из-за разрежения костной ткани – остеопороза.

Нарушения менструального цикла

Ученые выяснили, что у 31% балерин прекратились месячные. А это значит, что способность зачать и выносить здорового ребенка у них приближается к нулю…

Это мать-природа заботится о женщине, когда она плохо питается и сильно устает. Менструации прекращаются, чтобы беременность не отобрала последние силы у организма. Кстати, почти у всех женщин в фашистских концлагерях прекращались месячные.

Хорошая новость в том, что при нормализации образа жизни и питания женский цикл чаще всего восстанавливается.

Но мы не можем этого же сказать о кровеносных сосудах девушек.

Атеросклероз

И снова неприятные цифры – 64% балерин имеют нарушения сосудов, что ведет прямиком к атеросклерозу. Снова старческая болезнь, которая поражает юные создания!

Надо помнить, что атеросклероз необратим, поэтому если уж Вы выбрали себе профессию балерины, тщательно следите за своим питанием.

Недостаточное количество калорий, конечно, не компенсирует никакой прием витаминов. Но все же надо заботиться о своем здоровье, кушать только качественные продукты, принимать необходимые биодобавки, особенно содержащие кальций.

Сердечно-сосудистые заболевания

Атеросклероз со временем приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Не поэтому ли наши прекрасные балерины выходят на пенсию в 38 лет? Раньше, чем солдаты…

И остаются с изношенными сосудами, бесконечными залеченными травмами и деформированными стопами. Эти последствия будут преследовать их всю жизнь, такова плата за несколько лет триумфа на сцене.

Ноги балерины без пуантов

К 38 годам у артистов балета довольно сильно деформируются стопы, от постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски.

Поэтому одно из профессиональных заболеваний балерин – межпозвонковая грыжа. Спина при этом болит невыносимо… К сожалению в молодом возрасте девочки не задумываются о последствиях в самозабвенных тренировках, а понимание приходит позже, с возрастом.

Концентрируемся на позитиве

Мы рассмотрели самую темную и болезненную сторону профессии “балерина”, но ведь есть еще и сверкающая, прекрасная реальность, которую они дарят нам со сцены.

Кроме этого, многие балерины после выхода на пенсию начинают новую жизнь, наполненную другими красками, о которых они и не подозревали – устраивают личную жизнь, рожают детей.

А дисциплина и умение держать себя в форме у них воспитано на всю жизнь.

Посмотрите видео о буднях балерин:

Самая болезненная тема в закулисной жизни балета – ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже – фото стоп балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.
Чаще всего профессиональные связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.

Попробуйте решить задачу из курса физики, рассчитайте силу, с которой балерина со средним весом в 50 кг давит на такую площадь. Вот такая сила скрывается за кажущейся хрупкостью балерины.
У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.

Вальгусная деформация большого пальца стопы

Hallus valgus (вальгусная деформация большого пальца стопы) это состояние, при котором происходит повреждение сустава большого пальца ноги.Это заболевание обычно называют бурситом большого пальца стопы.

Возможно применение различных ортопедических изделий (супинаторов, корректоров пальцев стопы, межпальцевые валики).Применение ортопедических приспособлений помогает на ранних стадиях остановить дальнейшую деформацию. При выраженной деформации применение ортопедических изделий может только несколько уменьшить болевые ощущения. Индивидуальные стельки помогают корректировать нарушенный свод стопы.

Если же деформация обусловлена метаболическим нарушением или системным заболевание, то необходимо провести лечение направленное на коррекцию основного заболевания с привлечением ревматолога или эндокинолога.

Хирургическое лечение

Если все консервативные меры оказываются не эффективными, то принимается решение об оперативном лечении. В настоящее время, существует более 100 оперативных методик по лечению Hallus valgus.Основные задачи при хирургическом лечении следующие:
удалить бурсит большого пальца стопы
реконструировать кости, из которых состоит большой палец ноги
уравновесить мышцы вокруг сустава так, чтобы не было рецидива деформация

Удаление «нароста»

В некоторых умеренных случаях формирования бурсита большого пальца стопы, при операции может быть удален только нарост на сумке сустава. Эта операция, выполняется через маленький разрез на стороне ноги в области бурсита большого пальца стопы. Как только кожа разрезана удаляется нарост с помощью специального хирургического долота. Кость выравнивается и разрез кожи ушивают маленькими швами.

Более вероятно, что реконструкция большого пальца ноги также будет необходима. Главное решение, которое должно быть принято, состоит в том, надо ли разрезать метатарзальную кость и также ее реконструировать. Для решения этого вопроса имеет значение угол между первой метатарзальной и второй костью.Нормальный угол – приблизительно девять или десять градусов. Если угол будет 13 градусов или больше, то скорее всего необходимо разрезать и реконструировать метатарзальную кость. Когда хирург разрезает и производит репозицию кости, то это называется остеотомией. Есть два основных метода, используемых, чтобы выполнить остеотомию и реконструкцию первой метатарзальной кости..

Дистальная остеотомия

В некоторых случаях дистальный конец кости разрезается и перемещается в латерально (это называется дистальной остеотомией). Это позволяет эффективно уменьшить угол между первыми и вторыми метатарзальными костями. Этот тип операции обычно требует одного или двух маленьких разрезов в ноге. Как только хирург достигает удовлетворительного положения костей, остеотомия сопрождается фиксацией костей с помощью металлических булавок.После операции и заживления булавки удаляются(обычно их удаляют через 3-6 недель после операции).

Прокимальная остеотомия

В других же ситуациях, первая метатарзальная кость разрезается в проксимальном конце кости. Этот тип операции обычно требует двух или трех маленьких разрезов в ноге. Как только кожа разрезана, хирург выполняет остеотомию. Кость подвергается реконструкции и фиксируется на время металлическими булавками. Эта операция тоже уменьшает угол между метатарзальными костями.Кроме того, производится релизинг сухожилия мышцы, приводящей большой палец стопы. Поэтому, после операции надевается специальный бандаж.

Необходимо в среднем 8 недель для того, чтобы произошло заживление мягких тканей и костей. Ногу на этот период лучше поместить в обувь с с деревянной подошвой или специальный бандаж для того, чтобы исключить травматизацию оперированных тканей и дать возможность нормальной регенерации. Непосредственно после операции могут понадобиться костыли.

У пациентов с выраженным бурситом через определенное время после операции может быть назначена физиотерапия (до 6-7 процедур) . Кроме того, необходимо носить обувь с расширенным передом. Возможно также использование корректоров. Все это может позволить быстрее вернуться к нормальной ходьбе.

Мы уже много разговаривали с вами о такой проблеме стоп ног, как вальгусная деформация большого пальца ноги, когда на суставе около него образовывается некрасивая выпуклость - шишка, которая приобретается, как следствие суставных изменений стопы из-за нагрузок, связанных с лишним весом, ношением неудобной обуви и многих других причин. Лечение Hallux Valgus потребует от вас много сил, времени и целый комплекс мероприятий (индивидуальные ортопедические стельки, физиотерапия для стоп, массаж стоп, лечебная гимнастика стоп, подбор удобной обуви, коррекция веса). Фото шины
Чтобы предупредить появление и остановить дальнейшее развитие искривления сустава и появление болезненных и непривлекательных шишек у больших пальцев ног, была разработана вальгусная отводящая шина, уникальный бандаж, исправляющий неправильное положение сустава и со временем делающий деформацию большого пальца стопы меньше. Но, чтобы ускорить процесс и закрепить результаты, необходим комплексный подход к решению данной проблемы, который направлен на снятие воспаления и укрепление мышцы и свода стопы

Ортопедические стельки – это стельки, которые изготавливаются специально для людей страдающих заболеваниями стоп, или желающие их предотвратить. Если во время ходьбы Вы испытываете дискомфорт и напряжение в стопе, необходимо обратиться к ортопеду, который после обследования назначит Вам ношение ортопедических стелек.

Ортопедическая стелька является опорой для стопы и способствует её правильному расположению. Ортопедическая стелька расслабляет мышцы стопы, страдающие от перенапряжения, и задействует мышцы ног, которые ранее не работали. Ортопедические стельки имеют жесткий каркас, обеспечивающий постоянную фиксацию внутренней и наружной части стоп в правильном анатомическом положении, что способствует повышению устойчивости и значительно улучшает кровообращение стопы. Также уменьшается нагрузка на позвоночник и суставы колен. Регулярное использование стелек уменьшает усталость ног за счёт поддерживающего эффекта и предупреждает развитие плоскостопия.

В обуви на высоком каблуке Вы обретёте большую устойчивость, ходьба перестанет сопровождаться болезненными ощущениями, улучшится общее самочувствие. Ношение ортопедических стелек показано при повышенных нагрузках на ноги, а также при патологиях стопы, которые могут проявиться в любом возрасте.

В изготовлении ортопедических стелек используются только высококачественные материалы, что обеспечивает большой срок службы изделия. Стельки имеют минимальную толщину, и Вам не придется подбирать обувь большего размера. Ортопедические стельки можно подобрать или изготовить для любой обуви с различными видами каблука.

По материалам:

http://www.dikul.net/wiki/hallus-valgus

http://vk.com/topic-34088120_26356073

Сколько страданий приносят профессиональные заболевания музыкантов, танцоров, художников! Этой теме мы и хотим посвятить свою статью. А ещё расскажем о натуральных препаратах, которые способны облегчить если не муки творчества, то хотя бы телесные муки.

Фраза о том, что красота спасёт мир, произнесенная одним из героев романа Ф. М. Достоевского, хорошо известна всем. Может быть, поэтому люди издавна стремятся запечатлеть «спасительницу» и своё отношение к ней самыми разными способами: в музыке, танце, живописи, скульптуре, одним словом – в произведениях искусства? Знаменитую фразу уже давно перефразировали: «Искусство спасёт мир». Кто из нас не восхищался необыкновенной лёгкостью и грациозностью балерины, виртуозностью музыканта, богатством палитры художника? Искусство очищает нас, делает сильнее, пробуждает в душах прекрасные чувства и помыслы. Мы начинаем ценить настоящую любовь, преданную дружбу, сострадание к ближнему. Порой кажется, что собственная жизнь творческих людей – сплошная сказка. К сожалению, это далеко от истины. За величайшими произведениями искусства, которым поклоняются миллионы, зачастую скрывается тяжелейший каждодневный труд, долгие годы поиска «себя», непонимание современников.

Чем грозит святая к музыке любовь?

Знаменитые мудрецы утверждали, что музыка появилась на свет одновременно с сотворением мира. О силе её воздействия на человека размышляли древние философы: Пифагор, Платон, Аристотель. В наши дни доказано, что человека во многом зависит от эмоций, а над эмоциями властвует музыка. Она преобразует душу, меняет настроение, успокаивает в часы отдыха, помогает в работе, стимулирует мозговую активность, объединяет людей. Чтобы добиться такого влияния на человека, сыграть по нотам недостаточно, надо овладеть высокой исполнительской техникой. К достижению этой цели стремились музыканты всех времён и народов. И часто расплачивались своим здоровьем. «Святая к музыке любовь» имеет свою обратную сторону. Согласно статистическим данным, профессиональные заболевания музыкантов диагностируются у 90% представителей данной профессии по всему миру. При этом в 72% случаев они выявляются у лиц моложе 25 лет.

От подобных болезней страдали Р. Шуман, А. Скрябин, А. Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Э. Изаи, Я Флиер, М. Юдин. Этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема остаётся актуальной и в наши дни.

Репетиции и выступления

Длительная игра на музыкальных инструментах в течение долгих часов репетиций и выступлений, совершение бесчисленного количества однообразных движений, постоянные попытки соединить быстроту и высокую координацию сопровождаются сильнейшим физическим перенапряжением рук . В какой-то мере это напоминает тренировки спортсмена, вызывающие сильное переутомление. А позволить себе полноценный отдых, пропуск репетиций недопустимо: это тотчас скажется на скорости (виртуозности) пальцев.

Добавим, что многие музыканты большую часть своего времени проводят в сидячем либо стоячем положении (в зависимости от инструмента). Это печальным образом отражается на позвоночнике и сосудах. Результат – боли в шее, пояснице, локте, пальцах, ограничение возможностей заниматься любимым делом и полный отказ от него, что сродни для творческого человека катастрофе, утере смысла жизни.

Роберт Шуман

Роберт Шуман, страстно добиваясь того, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще», занимался с упорством фанатика и для укрепления мышц пальцев использовал даже специальные упражнения, усиленные механическим устройством. Результаты «тренировки» не заставили себя долго ждать: была травмирована правая рука, средний палец навсегда потерял свою работоспособность. Лечение результатов не дало. О виртуозной игре пришлось забыть…

Профессиональные заболевания музыкантов

Профессиональные заболевания музыкантов связаны, как правило, с разбалансировкой двигательной системы : самую тяжёлую работу вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, при этом крупные мышцы «простаивают», становятся вялыми, аморфными. Нарушается осанка, сближаются или смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами , мышцы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а ещё невралгии и защемления нервов, развиваются неврозы.

Пожалуй, одними из самых распространённых являются и суставов пальцев рук и кистей . Постоянное и напряжение этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставной или околосуставной ткани – . Пальцы краснеют, начинают неметь, плохо сгибаются, отекают. Сильная ноющая боль не отпускает даже ночью. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так начинается опасное заболевание — . . Теперь боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отёки тоже исчезают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. В запущенных случаях всё может закончиться инвалидностью и невозможностью продолжать музыкальную карьеру . Широко распространённая сегодня в мире практика лечения артритов и артрозов стероидными и нестероидными противовоспалительными и противоболевыми препаратами направлена лишь на устранение симптомов заболеваний, но, к сожалению, не затрагивает саму их причину – разрушение хрящевой ткани .

Изучением профессиональных заболеваний музыкантов , их лечением и профилактикой занимаются Институт здоровья музыкантов имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians’ Health) и научно-исследовательский институт имени Петера Оствальда при Кёльнской консерватории (Hochschule für Musik Köln).

Многих пожилых музыкантов беспокоит такое заболевание как . При этом у них особенно часто страдают кисти и пальцы рук. Этот вопрос подробно исследовали ученые д.м.н., профессор , к.м.н., доцент В.С. Животощук. Предлагаем вашему вниманию их научную работу

К совершенству сквозь боль и непосильный труд

Балет для рядового человека – необыкновенное, волшебное, чарующее действие. А его артисты – настоящие сказочные феи и эльфы. Они способны высоко взлетать, словно бабочки, парить над сценой, быстро и легко вращаться. Всё это настолько неправдоподобно и непостижимо, что кажется чем-то сверхъестественным, находящимся за гранью человеческих возможностей. Как им это удаётся? То, что для нас – праздник, для артистов балета – ежедневная изнурительная, но очень любимая работа. Добиться лёгкости и грациозности движений позволяют годы упорного труда, нередко сопровождающегося болью от вывихов, и растяжений. К слову сказать, балет — едва ли не самый травмоопасный вид деятельности. Больше травм бывает лишь у спортсменов — горнолыжников или футболистов. Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.

Занятия балетом связаны с тяжёлыми физическими нагрузками, сопоставимыми с нагрузками спортсменов. Отличие в одном: танцоры работают на выносливость, а не на рекорды. Подсчитано, что артисты балета (мужчины) за одно выступление переносят около 2 т «груза». Они бессчётное число раз поднимают балерин, кружат их, снова ставят. А помимо выступлений есть ещё и тренировки:10-12 часов в день, 6 дней в неделю! На них тоже нужно поднимать «тяжести». Но физические нагрузки в балете испытывают не только представители сильной половины человечества. Средний вес балерины – 50 кг. И такую массу регулярно принимают на себя пальцы и передняя часть женской стопы (плюсневые кости), ведь большинство движений нужно выполнять на носочках (за счёт этого, собственно, и создаётся ощущение необыкновенной лёгкости). Нагрузка многократно усиливается прыжками. Это не предусмотрено природой, противоестественно для организма. У обычного человека передняя часть стопы вообще не несёт осевой нагрузки.

Профессиональные болезни балерин

Уже к 38 годам у балерин очень сильно деформируются стопы и пальцы, искривлённый большой палец провоцирует смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы, крайние плюсневые кости расходятся в стороны, развивается статическое плоскостопие , связанное с ослаблением мышц и растяжением связок. Ситуацию усугубляет ношение неудобной, тесной обуви – пуантов. С годами стопы артисток покрываются мозолями и кровоподтёками, у больших пальцев выступают шишки, суставы воспаляются и болят.

Но это ещё «цветочки». От постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски , тазобедренные суставы поражаются артрозом, артритом, формируются характерные изменения скелета, появляется нестабильность поясничных позвонков (они становятся излишне подвижными и теряют способность удерживать тело в физиологическом положении при движении и в состоянии покоя), опускаются внутренние органы (из-за постоянных прыжков) и начинают давить на мочевой пузырь. Мало того, у молодых людей развивается болезнь, присущая, в основном, пожилым – остеопороз или снижение плотности костной ткани , из-за которой они гораздо чаще «простых смертных» ломают руки и ноги.

Почему это происходит?

Известно, что нагрузки на костный аппарат стимулируют обновление клеток костной ткани , увеличивают её плотность. Замечено, например, что у космонавтов длительное пребывание в состоянии невесомости, когда отсутствует нагрузка на кости и мышцы, вызывает значительную . У артистов же балета, напротив, наблюдается избыток физической нагрузки. Оказывается, всё дело в том, что обновление костных клеток происходит во время отдыха. Если же интенсивные тренировки не чередуются с полноценным отдыхом, нарушается равновесие процессов формирования новых костных клеток, развивается дисбаланс между рассасыванием старой костной ткани (естественный процесс) и созданием новой. В результате кости становятся более тонкими и, соответственно, слабыми. Медики называют это явление «усталостью кости ».

Ещё одну причину профессиональных болезней балерин выяснили американские учёные во главе с профессором Анной Хох из Висконсинского медицинского колледжа. Они провели исследование 22 молодых женщин – профессиональных артисток Милуокской балетной труппы (Milwaukee Ballet Company). Средний возраст участниц составлял 23 года, вес – 51 кг. Удалось установить, что источник проблем со здоровьем у всех «сказочных фей» один – неправильное , которое не способно в полной мере восполнить потраченную на тренировках энергию. Среди прочего (расстройство пищеварения, нарушение кровотока и лимфооттока, варикозное расширение вен голени, тромбофлебит, заболевания сердца, прекращение менструаций, воспалительные процессы органов малого таза, бесплодие и пр.) у 59% балерин обнаружился дефицит , у 23% — костная , иначе говоря, начальная фаза остеопороза. Так девушки столкнулись с проблемами женщин постклимактерического периода .

Десятки людей страдают на тренировках!

Чтобы организм успел приспособиться к повышению уровня физической нагрузки, необходимо достаточно времени потратить на разминку и разогрев суставов. Нередко такого времени попросту не хватает. Результат – повреждения связочного аппарата суставов при выполнении сложных элементов: травма передней связки позвоночника, тазобедренного сустава, ослабление и разбалтывание связочного аппарата стопы, разрыв связок стопы и голеностопного сустава и др.

В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. А в травматолого-ортопедической больнице Омска создано специальное отделение для артистов балета и спортсменов. Оно так и называется – отделение спортивно-балетной травмы. Еженедельно в него поступают десятки людей, пострадавших на тренировках. В задачу врачей входит не просто возвращение двигательной активности танцору, а ещё и способности танцевать.

Отказался от ходьбы в пользу живописи

Стремление к прекрасному – отличительная черта человека. Даже пещеры первобытных людей были украшены наскальными рисунками и фигурками людей и животных, вырезанными из подручных материалов. Древние ваятели пытались запечатлеть важные для них события, красоту окружающей природы. Что уж говорить о современном человеке? Многие не представляют интерьера своей квартиры без картин на стенах и статуэток. А ведь для кого-то это ежедневная, кропотливая и весьма тяжёлая работа. «Все великие художники – великие инвалиды», — утверждал немецкий писатель Томас Манн. И немалая доля правды в этом есть. Заболевания художников и скульпторов обусловлены особенностями их творческой деятельности.

Профессиональные заболевания художников и скульпторов

Длительное пребывание в стоячем или сидячем положении, постоянное напряжение кисти, запястья и пальцев рук, редкие перерывы в работе или их отсутствие, и безраздельная преданность искусству, пагубно сказываются на состоянии опорно-двигательного аппарата. У живописцев и ваятелей особенно страдают позвоночник и суставы. Классические примеры – Огюст Ренуар и Микеланджело Буонарроти.

Огюст Ренуар

Светлые и лёгкие картины Ренуара с изображением цветов, детей и женщин дарят ощущение тихого счастья, манят незамысловатыми радостями. Глядя на них, трудно поверить в то, что художник страдал тяжелейшим заболеванием суставов – ревматоидным артритом . При такой болезни иммунная система организма начинает атаковать синовиальную оболочку суставов (мягкую прокладку вокруг них), принимая её за инородное тело. Вокруг мелких суставов скапливается жидкость, они деформируются. Результат – боль, скованность, воспаление, охватывающие всё тело. А началось всё в 54 года с небольшой припухлости пястно-фаланговых и межфаланговых суставов кистей рук.

Каждое движение доставляло художнику неимоверное страдание, при этом год от года болезнь прогрессировала. Она сковывала суставы на несколько часов, не позволяя нормально работать. Чтобы дойти до своей мастерской (а это несколько сотен метров), больной вынужден был опираться на две палки. Врачи же, осматривая его, лишь сокрушённо качали головами и говорили, что медицина ничего не знает о таком недуге. Художник перепробовал все известные на то время способы лечения: пил антипирин (синтетическое обезболивающее), делал упражнения с полотенцем, стоившие ему неимоверных усилий, принимал целебные ванны на французском курорте Бурбон-ле-Бэн. Но всё оказалось напрасным. С курорта Ренуар возвращается уже не с палками, а на костылях, что неудивительно: курортное лечение при активной форме ревматоидного артрита противопоказано, т. к. провоцирует ухудшение состояния.

Чтобы хоть частично восстановить подвижность суставов , живописец решается на последнее средство: проведение нескольких небольших хирургических операций. О результатах пишет своему другу: «По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь всё больше и больше становлюсь калекой». Ренуар больше не встаёт с кресла. Непослушные пальцы не желают держать кисть, мастер привязывает её к руке и продолжает творить. Желая помочь своему талантливому товарищу, друзья приглашают ему одного из лучших медиков того времени Анри Готье. Лечебная и особый режим , прописанные «светилом науки», совершают чудеса: художник встаёт с кресла и даже самостоятельно совершает несколько шагов, но… добровольно отказывается от всего этого. «Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись », — произносит он. Огюст Ренуар больше не встанет с кресла.

Микеланджело Буонарроти

В 2016 году издание «Journal of the Royal Society of Medicine» («Королевский медицинский журнал») в статье «Osteoarthritis in the hands of Michelangelo Buonarroti» («Остеоартрит рук Микеланджело Буонарроти») опубликовало сенсационные результаты исследования. Его ведущий автор, специалист по реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери из римской клиники Villa Salaria, сообщил: «Из литературы известно, что Микеланджело страдал заболеванием суставов. Раньше считалось, что это была подагра, но наш анализ опровергает эту версию».

Учёные проанализировали три портрета различных художников, запечатлевших великого итальянского живописца, скульптора и архитектора в возрасте 60-65 лет (именно в этот период, во время работы над «Флорентийской Пьетой», болезнь впервые дала о себе знать), и пришли к выводу: виновником неисчислимых бед Микеланджело был – дегенеративное заболевание суставов , связанное с разрушением суставных хрящей . При нём изношенные хрящи теряют способность защищать кости от трения. Это вызывает боль и скованность движений.

Последние 15 лет своей жизни знаменитый мастер эпохи Возрождения создавал мировые шедевры, превозмогая ужасную боль. Однако он не только дожил до почтенного возраста (умер за 3 недели до своего 88-летия – по тем временам это считалось долгожительством), но и не переставал всё это время высекать, работать кистью и чертить, хотя из-за боли не мог отвечать на письма. Это делали под диктовку Микеланджело его друзья, а великий гений лишь ставил свою подпись. Специалисты утверждают, что именно неуёмное желание работать в ущерб собственному здоровью и стало причиной развития болезни . Но оно же давало ему и силы долгие годы бороться с ней и выходить победителем.

Искусство спасёт мир, а что спасёт людей искусства? Средство от профессиональных заболеваний костей и суставов

Совершенно очевидно: люди, которые своей работой дарят нам радость, счастье, исцеляют, не должны страдать. Им просто необходимо всегда оставаться в хорошей физической форме. Но как избавить танцоров балета, музыкантов, художников, скульпторов и других деятелей искусства от профессиональных заболеваний костей и суставов ? На помощь творческим людям пришли российские учёные из Пензенского института усовершенствования врачей под руководством профессора медицины, д. м. н. Виллория Ивановича Струкова. Они совершили настоящий прорыв в области профилактики и лечения заболеваний костей и суставов .

Снижение уровня тестостерона в пожилом возрасте связано с угасанием репродуктивной функции. А почему он понижается у молодых? Оказывается, длительная интенсивная работа без сна и отдыха (а именно так и живет большинство людей искусства) вызывает значительное снижение тестостерона . Это доказал ещё в 1995 г. профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РФ Рошен Джафарович Сейфулла с группой единомышленников.

Восполнение недостатка тестостерона синтетическими гормонами чревато многочисленными : повышением риска нарушений роста волос, развитием воспалительных заболеваний кожи и волосяных фолликулов, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, инвазивного рака молочной железы и пр.

Натуральное природное вещество!

Пензенские ученые предложили использовать не синтетические гормоны, а натуральное природное вещество, на основе которого организм сам вырабатывал бы недостающий тестостерон. Речь идет о продукте пчеловодства — , способном оказывать стимулирующее влияние на центральные механизмы регуляции интенсивности образования андрогенов и при этом не являющимся гормонозаменителем.

Усилив его действие и витамином Д, профессор Струков со своей командой создал группу уникальных высокоэффективных препаратов для профилактики , и даже . Сюда нужно отнести: «Остеомед», «Остеомед Форте» и .

В 2009 году на базе Центра остеопороза Пензенского института усовершенствования врачей были проведены исследования (подробнее о них можно прочитать в журнале «Поликлиника» №1 за 2013 год), подтвердившие эффективность названных препаратов. Было установлено, что в 50% случаев размеры костных полостей (своеобразные «дупла», которые образуются в костях при остеопорозе) уменьшаются, в 25% — они закрываются совсем. Практика применения биодобавки «Остеомед» в дозировке по 2 таблетки 3 раза в день ежедневно более чем у тысячи больных артрозом и артритом показала, что:

— процессы развития артроза и артрита останавливаются и поворачиваются вспять, отмечается положительная динамика основных клинических, инструментальных и биохимических показателей;

— уже через 1-3 месяца от начала приёма препарата частота болевого синдрома и его выраженность уменьшаются в 3 раза, улучшается подвижность суставов, что позволяет отказаться от применения нестероидных противовоспалительных средств;

— через 6-9 месяцев лечения больные, которые не могли двигаться из-за сильнейших болей, начинают передвигаться и обслуживать себя сами;

— при длительном приёме (более 9 месяцев) значимые результаты достигаются у 100% пациентов.

Исследования

Отдельно проводилось исследование влияния приёма препарата «Остеомед» . Было установлено, что препарат позволяет костям срастаться значительно быстрее.

Добавим, что недавно исследования группы шведских учёных во главе с Миртой Пиквер из госпиталя Скейн при Лундском университете установили, что большое значение имеет для суставов тестостерон . Наблюдения за 33 000 человек в течение 50 лет позволили сделать сенсационное открытие: недостаток этого гормона в молодом возрасте значительно увеличивает риск возникновения заболеваний суставов в будущем . Дело в том, что тестостерон оказывает влияние на количество синовиальной жидкости (суставной смазки), регулирует работу хондрогенных клеток хрящевой ткани, которые под его влиянием «приобретают специализацию», становятся хондробластами – молодыми клетками, производящими коллаген, эластин, межклеточное вещество. Последние, в свою очередь, превращаются в хондроциты – зрелые клетки хрящевой ткани, поддерживающие на определённом уровне обменные процессы в ней. Также андроген стимулирует биосинтетические процессы в хрящах, влияя на восстановление их тканей.

Партнеров балерины жестоко избивали, чтобы они не выходили с ней на одну сцену.

Лариса КУДРЯВЦЕВА

Однажды ко мне в гримерную пришли два поклонника - огромные мужики с корзиной цветов, - вспоминает Настя события того вечера. - Ну, думаю, как обычно, хотят попросить автограф. А они... вытащили ножичек и сказали: «Анастасия, от имени директора Большого театра мы требуем прекратить судебный процесс и забрать документы».

Директор Большого театра Анатолий Иксанов пытался лишить меня партнеров. Танцовщиков, которые продолжали участвовать в моих спектаклях, избивали! Больше всех досталось Жене Иванченко . Накануне открытия сезона в Большом театре в 2003 году, где мы должны были танцевать с ним «Лебединое озеро», он внезапно исчез. Оказалось, его избили в подъезде дома, предупредив, что если он еще раз появится на пороге Большого театра или рядом с Волочковой , то будет еще хуже.

Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь

Для многих артистки балета - это пышные пачки, изящные пуанты и непрекращающиеся аплодисменты. О том, что скрыто за этим лоском, знают только посвященные: те, кто сумел пройти строгий отбор приемной комиссии и многолетний ежедневный тренаж в зеркальном зале. Эти люди отдают балету все время и здоровье. Просто потому, что не могут иначе.

Ася ВАСИЛЬЕВА

В девятом классе к нам в школу пришла новенькая - стройная, вытянутая как струнка, но при этом по-кошачьи грациозная Машенька. Раньше она училась в хореографическом училище на «классике» и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Просто не выдержала безумных физических нагрузок.

Естественный отбор

Тем, кто все же решил связать свою жизнь с балетом, придется выдержать вступительный экзамен в хореографическое училище. Самые сильные школы России - в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Новосибирске. Живут поступившие в общежитиях. Занятия проходят жестко - никаких сюсюканий.

Почти все педагоги - строгие и черствые люди, - вспоминает моя одноклассница Мария Якубовская . - Хореограф орала постоянно! Когда замечала расслабленные ягодицы балерин, хватала мухобойку и с криком «подберите подпопники» шлепала девочек. Чтобы мы лучше тянули ноги, в ход шла огромная линейка: ее ударами учитель показывала, какую именно мышцу нужно напрягать. Я вся в синяках была.

О пропусках занятий не может быть и речи! - консультирует мамочек на специальном форуме юзер Swan . - Моя дочь однажды сильно простудилась и лежала в постели с высокой температурой. Педагог позвонила и стальным голосом произнесла: «Не может тренироваться, пусть уходит! На ваше место куча желающих. Жалко ребенка - забирайте домой! Уважительной причиной для пропуска может быть только смерть!» Будьте готовы, что заниматься ребенку придется с утра и до позднего вечера. Моя дочь и по ночам растягивалась.

- Как бы ни была талантлива и старательна девочка, если она родилась не с теми физическими данными, дорога в классический балет ей закрыта, - объясняет Якубовская. - Экзаменаторы в училище смотрят на тебя, как на собаку на выставке: если суставы недостаточно подвижны или с растяжкой проблемы, длина ног неподходящая или размер головы подкачал, моментально забраковывают.

Первое, на что обращает внимание приемная комиссия, - выворотность (способность ног разворачиваться наружу). Кроме того, девочки должны быть очень гибкими: без труда поднимать ногу на 180 градусов, изящно гнуть спину, складываясь при этом буквально пополам. Еще одно важное качество - высокий подъем. Многие, чтобы добиться нужного результата, его «ломают» - так называется насильственная растяжка связок верхней части стопы.

- Самый простой способ - подсунуть пальцы ног под батарею или шкаф, - советует на форуме BalletRose . - Главное, чтобы просвет между полом и предметом был как можно меньше. Суть «истязания» в том, чтобы ноги находились под батареей в шестой позиции (ровно), при этом колени должны оставаться прямыми, а носочки стремиться к полу. Это больно, но нужно терпеть!

Будущая балерина должна обладать длинными конечностями. У балетных есть даже специальный индекс «длинноногости», который высчитывают при приеме в училище.

Каждого ребенка измеряют дважды - в полный рост и от макушки до ягодиц, - поясняет Якубовская. - Затем рост в положении сидя делят на рост стоя и умножают на сто. Балетная норма - 49 - 52 процента. Собственно, этот индекс можно оценить и невооруженным глазом: ноги балерин должны быть гораздо длиннее туловища.

Жертвы искусства

Конкуренция в балете просто чудовищная: из 500 пришедших на просмотр возьмут только 30, из них в училище доучится всего половина, а ведущие партии будет танцевать лишь одна.

Самые сложные испытания для юных балерин приходятся на учебные будни.

Подъем в семь утра, до занятий нужно помыть полы и убрать постель, успеть собрать волосы в «шишку», - рассказала 13-летняя Надежда Высоцкая , студентка Пермского хореографического училища. - Многие девочки кусают и царапают учителей во время растяжек - такая невыносимая боль. Помню, как писала маме письма, в которых умоляла забрать меня домой, но наступал новый день, и я снова шла в класс.

Для служительниц Терпсихоры идеальная фигура - скелет. Каждая калория в еде подсчитана штатным диетологом училища. Нужный вес опять-таки высчитывается по формуле: рост минус 122. Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.

К вечеру есть хочется особенно сильно, - продолжает Надежда. - Чтобы справиться с этим, я жую жвачку. Слышала, что кто-то пил шампунь.

Перед контрольным взвешиванием студентки начинают худеть изо всех сил. Особенно жестко - в пятом классе, после которого в хореографических школах идет великая чистка: в программу вводят дуэтный танец, и считается, что мальчикам вредно поднимать более 50 килограммов.

- Мы за день до взвешивания наедались фуросемида - сильного мочегонного, - делится опытом балерина Евгения Петрова . - Одна из девиц две недели сидела на сыре и сухом вине. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Самыми уязвимыми были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами. Случались и трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед экзаменом она сильно похудела, и, видимо, на этой почве у нее что-то случилось с психикой. Съев яблоко, бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - посмотреть, не прибавила ли она в весе. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили внутривенно, но она выдирала трубки. Закончилось все ужасно: она умерла при весе 38 килограммов!

Но есть в балете и счастливые люди, которые могут есть, что хотят, без всяких последствий для фигуры. Алла Михальченко всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию.

Кровавые пуанты

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, они страдают расстройством пищеварения, нарушением менструального цикла, артритом, остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не редки среди танцовщиц случаи бесплодия.

К выпуску месячные прекратились у половины наших девчонок, - рассказывает на форуме Лана . - Но самая болезненная тема - ноги. Размер пуантов почти в два раза меньше обычной обуви. Это позволяет опираться на пальцы, но здорово деформирует стопу. Наши ноги узнаешь из тысячи: все в шишках, мозолях, кровоподтеках. У всех, кто «ломал» себе подъем, рано или поздно разбалтываются и даже надрываются связки. Из-за этого ноги легко подворачиваются при прыжках. О переломах и не говорю!

Именно поэтому прежде, чем надеть новые пуанты, балерина их тщательно готовит: разбивает молотком носок, делая его мягче, выдирает стельку, подошву трет кухонной теркой, а самый кончик туфельки надрезает, зашивая образовавшуюся дыру толстыми нитками.

После выпуска из училища для балерины начинается борьба за сцену.

В балете нет подруг: в любую минуту тебе могут воткнуть нож в спину, - откровенничает на форуме одна из артисток Большого театра под ником Tata .

Мне однажды натерли костюм изнутри какой-то мазью, - рассказывает на форуме Иван . - Во время танца тело нагрелось - кожа стала чувствительной, а от этой мази - нестерпимая боль. Еще как-то подрезали на балетках резинки, которые удерживают их на ноге. Во время танца обувь слетела.

Несмотря на обширные связи, дочь известного юмориста Владимира Винокура так и осталась просто хорошей балериной.

Мои вещи выбрасывали из гримерок в коридор, давая понять, кто в доме хозяин, - рассказывает Анастасия. - Про битое стекло в пуантах - тоже правда!

Справиться с неимоверными физическими и психологическими нагрузками под силу не каждой. Большинство балетных, чтобы танцевать, превозмогая боль, горстями глотают обезболивающее, а некоторые подсаживаются на сильнейшие транквилизаторы и алкоголь.

Похвастаться огромными заработками артисты балета тоже не могут - их доход зависит от числа выступлений и ролей: в крупных театрах рядовые балерины получают 15 - 20 тыс. руб., в провинции - 6 - 9 тыс. Спасают, конечно, гастроли, за которые платят командировочные, и возможность подработать в других постановках. У прим и ведущих артистов положение лучше - они приносят домой от 50 до 80 тыс.

Отпуск у балетных обычно длится месяц. Творческая пенсия наступает после 20 лет стажа - как правило, к 35 - 37 годам. Это совсем не значит, что по достижении данного возраста балерин выбрасывают из театра: Екатерина Максимова , к примеру, выступала до 55 лет, Галина Уланова - до 50, Майя Плисецкая - до 65. Но нынешняя танцевальная молодежь предпочитает подстраховываться, осваивая после хореографического училища более «земные» профессии.

Фуэте на столе

Многие балерины имеют властных покровителей. Еще прославленная Александром Пушкиным танцовщица Авдотья Истомина никак не могла выбрать, кого из поклонников предпочесть - кавалергарда Василия Шереметева или графа Александра Завадовского . В итоге соперники устроили дуэль. Шереметев погиб.

Поклонником одной из ярчайших звезд балета прошлого века - Матильды Кшесинской - был Николай II . Это было нормой того времени - мужчины из царской семьи всегда тяготели к артисткам Императорского театра. Великий князь Николай Николаевич- старший увлекался балериной Екатериной Числовой , в результате чего у танцовщицы появились двое сыновей и две дочери. А великий князь Константин Николаевич так восхищался искусством балерины Кузнецовой , что в этом бесконечном восторге построил ей двухэтажный дом и гостил в нем неделями.

Роман Кшесинской с цесаревичем закончился после его женитьбы на принцессе Алисе Гессенской . После балерина перешла из рук в руки к кузену Николая - великому князю Сергею Михайловичу. Он даже звал замуж подругу, но та выбрала молодого великого князя Андрея Владимировича.

Большевики, придя к власти, тоже не брезговали «барским» увлечением. Сам Иосиф Сталин обожал любоваться, как в Большом театре танцует Ольга Лепешинская , и всегда после спектакля подвозил приму домой. Иногда вождь уезжал от балерины уже под утро.

Одним из самых знаменитых почитателей балетных фей был «всесоюзный староста» Михаил Калинин . За это Сталин прозвал его «всесоюзным похотливым козлом». Говорят, Калинин приглашал девушек к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чем мать родила прямо на его рабочем столе. По слухам, Белла Уварова - одна из балерин, на которую положил глаз Михаил Иванович, отказалась участвовать в этом безобразии, а через какое-то время ее тело нашли неподалеку от Москвы. После этого случая Калинина срочно отправили в незапланированный отпуск.

Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Берия , не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе девушку по настроению.

Знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой , хотя на тот момент был женат. Их роман длился пять лет, дочка генсека все это время помогала ему в карьере.

Высокодуховный стриптиз

Балет всегда ассоциировался с гомосексуализмом. Поэтому каждый танцовщик должен иметь жену, которая становится защитой от подозрений. Только имея спутницу жизни, есть перспектива стать выездным. Но находились смельчаки, которые не боялись своей ориентации. Например Вахтанг Чабукиани . Этот легендарный танцовщик обладал мужественной внешностью, ярким темпераментом и... бесконечной любовью к мальчикам.

Рудольф Нуреев в узком кругу ленинградских геев приобрел репутацию горячего татарского парня. В собственной версии «Спящей красавицы» он поворачивался спиной к залу и медленно снимал длинный плащ, пока, наконец, зрителю не открывались роскошные ягодицы танцора. Умер он, кстати, от болезни геев и наркоманов - СПИДа.

Балерины всегда приковывают к себе восхищенные взгляды зрителей, даря ощущение невероятной грации, легкости и красоты. Но увидев ноги балерины без пуантов, можно понять, насколько этот вид искусства тяжел и травматичен.

Профессиональные травмы

Видимая легкость - это результат долгого упорного труда. День за днем, превозмогая боль, танцовщицы учатся удерживать вес своего тела на крохотной площади кончиков пуантов. Потому ноги балерины - самое уязвимое место. Несмотря на силу, выносливость и гибкость, травмы ног - обычное дело для балерин. К профессиональным травмам относят: вывихи, растяжения связок, переломы костей ног.

Стопа каждой балерины подвергается испытаниям, не всегда связанным непосредственно с выступлениями и тренировками. "Балетная" форма ноги образуется принудительными растяжениями связок. Стопа обычного человека не имеет такого чрезмерного изгиба, потому для профессиональных балерин ломка подъема верхней части стопы - необходимое условие для работы.

Принудительная растяжка связок не ограничивается возможностями собственного тела. Для придания заветной формы ноги используются самые разные подручные средства. Например, некоторые танцовщицы подкладывают под пальцы разные предметы, чтобы усилить растяжку. Этот процесс в дальнейшем приводит к тому, что связки стоп растягиваются и очень ослабевают. Связочный аппарат попросту разбалтывается, что впоследствии приводит к частым вывихам даже при ходьбе. С годами состояние ног балерин значительно ухудшается, что провоцирует развитие артрита, артроза и тромбофлебита.

Для того чтобы пальцы в пуантах стояли плотно и упирались, их размер подбирают таким образом, что он становится на 2 размера меньше фактического. В условиях продолжительного ношения такой обуви значительно ухудшается циркуляция крови, что становится первопричиной развития различных заболеваний ног. В первую очередь это отражается на состоянии ногтей на пальцах ног: они меняют свой цвет и толщину, истончаяясь либо утолщаясь. Кроме того, после выступлений танцовщицы начинают замечать, что вены на ногах становятся все более заметными. Данную проблему нельзя списывать лишь на косметический недостаток - это является четким сигналом для посещения доктора. При отсутствии лечения через некоторое время вены становятся извилистыми и утолщаются до того, что их можно с легкостью прощупать пальцами. В дальнейшем даже после незначительных физических нагрузок приходит ощущение тяжести и усталости ног. Все эти симптомы развиваются по причине кислородного голодания мышц из-за тесных пуантов и предельных нагрузок на ноги.

Работа балерины опасна тем, что вены ног не получают необходимого количества кислорода, и кровь в них начинает застаиваться. Это чревато судорогами икроножных мышц и различными высыпаниями на коже, сопровождающимися зудом - дерматитом. На финальной стадии течения заболевания без какого-либо лечения на ногах могут возникнуть уродливые язвы, а сосуды могут закупориваться, провоцируя наступление тромбофлебита, варикоза и разрыва вен с дальнейшими кровотечениями.

Как меняется форма и строение стоп у профессиональных балерин?

Стопа балерины в процессе карьеры серьезно изменяется далеко не лучшим образом. Для профессионального балета характерно еще 1 явление - вальгусная деформация стопы с образованием шишек на пальцах. Во время долгих тренировок и выступлений на ноги танцовщицы приходится значительная нагрузка, которая оставляет свои заметные эстетические дефекты.

Вальгусная деформация - это процесс образования костного нароста в ответ на травму. Данное видоизменение касается главным образом большого пальца. Виной всему - узкая обувь, которая сдавливает область большого пальца, не оставляя достаточного пространства для стопы. Учитывая характер ношения пуантов, в балетной среде подобной деформации не избежать.

В процессе вальгусной деформации происходит отклонение большого пальца ноги в сторону относительно средней линии тела, причем отклонение происходит за пределы самой стопы. В рамках этого процесса могут поражаться и остальные пальцы. Деформированная нога выглядит неэстетично, так как пальцы заметно искривляются внутрь стопы. От постоянного напряжения и трения о пуанты на пальцах появляются костные наросты, которые выглядят как шишки. Эти наросты не только мешают носить даже привычную обувь, но и при малейшем трении способны быстро воспаляться и кровоточить.

Кроме того, передняя часть стопы приобретает плоский вид. Это связано с тем, что во время тренировок и выступлений балерины выполняют разнообразные вращения на кончиках пуантов то в одну, то в другую стороны. Вращения отрицательно сказываются на состоянии стопы, так как она смещается относительно заднего и переднего отделов. При этом на пальцах развивается поперечное плоскостопие. Таким образом, визуально стопа выглядит распластанной.



mob_info