Акробатика: виды, польза, противопоказания. акробатика для детей и взрослых

Гимнастика

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения относятся к спортивной гимнастике.

ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo -- упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (в т. ч. производственную), спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.

СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Акробатические прыжки, одиночные и в соединениях составляют главное содержание вольных упражнений, придают им спортивно-акробатическую направленность и отражают основную тенденцию в развитии этого вида многоборья.

В общей классификации элементов вольных упражнений они "отне-сены к группе прыжков. Классификация самих акробатических прыжков построена по принципу структурного сходства элементов с учетом таких существенных признаков, как направление основного вращательного движения (вращение вперед, назад или в сторону, т. е. «по сальто»), степень вращения по сальто (одинарные, полуторные, многократные сальто), а также степень поворота тела в безопорном положении вокруг продольной оси (вращение «по пируэту»). Основным признаком, по которому акробатические прыжки отнесены к тем или иным группам и подгруппам, является содержание действий гимнастов в безопорных фазах. В связи с этим все прыжки подразделены на простые («гладкие») и комбинированные.

В группу простых прыжков включены все акробатические элементы, исполняемые с вращением только вокруг одной из осей тела: попереч-ной (перевороты и сальто вперед и назад) или переднезаднёй -- сагит-тальной (сальто в сторону).

Группу комбинированных прыжков составляют акробатические элементы, при выполнении которых наряду с вращением вокруг попереч-ной или переднезаднёй оси происходит также поворот тела вокруг продольной оси (различные сальто вперед, назад или в сторону с пи-руэтом).

Подобная классификация наиболее распространенных акробати-ческих прыжков имеет значение для процесса обучения, так как дает возможность использовать знание общих закономерностей техники в методике освоения родственных элементов примерно одной степени трудности, независимо от направления основного вращения («принцип сходства элементов по горизонтали»), а также применять сходные прие-мы обучения при освоении элементов нарастающей сложности («прин-цип сходства по вертикали»).

Особенности техники акробатических прыжков

Элементы вольных упражнений, в том числе и акробатические прыж-ки, подчиняются общим биомеханическим закономерностям техники гимнастических упражнений, о чем говорится в гл. 5 учебника. В данном разделе приведем лишь некоторые сведения об особенностях техники акробатических прыжков, придерживаясь принципа пофазного анализа опорных прыжков. Целесообразность выделения фаз разбега, толчка, полета и приземления очевидна, так как позволяет точнее охаракте-ризовать типичные действия гимнаста в самых различных акробати-ческих прыжках.

Действия гимнастов в вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м. Поэтому разбег, даже перед особенно сложными акробатическими элементами и соединениями, не должен превышать нескольких метров. Кроме того, неоправданно большой разбег не соответствующий трудности последующего элемента, карается прави-лами соревнований определенной сбавкой баллов. В связи с этим реко-мендуется следующее: 1) собственно разбег должен быть особенно энергичным; 2) функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (перево-роты вперед, назад, в сторону, темповые сальто); 3) ограничение разбе-га требует особенно техничных действий спортсмена в последующих фазах упражнений.

Действия при разбеге подчинены одной из основных фаз Прыжка -- толчку (руками -- при переворотах, ногами -- при сальто). Поступа-тельное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре.

Переход от разбега к основному толчку ногами или руками осуществ-ляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют такие служеб-ные элементы, как вальсет, рондат, переворот в сторону, переворот вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками -- ноги и туловище.

Таким образом, с целью разгона (основная функция разбега) необхо-димо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в про-межуточных опорных положениях и сокращением длительности безо-порных фаз при выполнении служебных элементов.

От действий гимнастов на опоре при отталкивании во многом зави-сит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредст-венно связано с качеством прыжка в целом. Большая часть сложных акробатических прыжков выполняется толчком ног. При характеристике особенностей толчка ногами следует иметь в виду, что общие положе-ния его техники можно отнести и к толчку руками.

В зависимости от вида прыжка толчок может быть «ударным» -- одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и всего тела при постановке ног на опору с носка, а также «смягченным» -- более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальней-шим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок.

Толчок «ударного» типа позволяет развить большие усилия в малый интервал времени. К примеру, при отталкивании на двойной и тройной пируэты за 0,09--0,11 сек. сила толчка достигает 700--750 кг, а при выполнении двойных сальто она доходит до 800 кг.

Именно это позволяет, используя силы реакции опоры, сделать мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполне-ния сложных действий в безопорной фазе.

«Смягченный» толчок целесообразен при выполнении сальто назад с места, сальто вперед с разбега махом рук назад и при выполнении разгонных элементов.

Руки или ноги на опоре могут быть в трех положениях: а) «верти-кально»; б) «наклонно перед вертикалью»; в) «наклонно за верти-калью» (рис. 106).

При движениях с вращением вперед Толчок «ударного» типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движениях с вра-щением назад -- от положения «наклонно перед вертикалью» до положе-ния «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от верти-кали до положений «наклонно перед вертикалью» при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад.

Стопорящий толчок характерен для одиночных или завершающих серию прыжков с высоким вылетом, а смягченный толчок применяется в прыжках в переход и серийных, где необходимо поддерживать или наращивать горизонтальную скорость перемещения.

Эффективность взаимодействия спортсмена с опорой во многом зависит от своевременного использования им в толчке потенциальной энергии деформированной опорной поверхности. По своему характеру отталкивание на эластичной дорожке наиболее приближается к толчку на настиле для вольных упражнений. Различия временник характеристик в механизме отталкивания на батуте или на трамплине по сравнению с моделью толчка на дорожке и настиле дают основание рекомендовать эти вспомогательные снаряды не как средство для овладения техникой отталкивания, а с целью формирования навыков безопорных действий.

В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более ко-роткой (сальто в «доскок»). Характер траектории зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определен-ные углы вылета, начальные скорости полета и позы. К при-меру, чем сложнее сальто (тройное сальто назад или тройной пируэт по сравнению с двойными или двойные в сравнении с одинарными), тем с большим отклонением тела от вертикали в сторону начала движения происходит отталкивание. Чем сложнее сальто, тем большее время в полете должен находиться спортсмен.

После отталкивания спортсмен вращается вокруг поперечной оси, проходящей через о. ц. т. В полете момент внешних сил относительно поперечной оси равен нулю. Скорость же вращения «по сальто», полу-ченная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Так, группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относи-тельно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.

Вращение вокруг продольной оси тела можно создать в опорное положении за счет движений в сторону поворота туловищем, руками и головой (поворот «скручиванием»). Поворот «по пируэту» возможен и без начального импульса на вращение -- в безопорном положении, что осуществимо благодаря конусообразным движениям туловища и ног относительно друг друга, напоминающим по форме движения телом при вращении обруча на талии. При выполнении тазом движений по ча-совой стрелке все тело будет поворачиваться в обратном направлении. Скорость поворота зависит в данном случае от быстроты конусообраз-ных движений. В практике эта техника используется в сложных комби-нированных прыжках (двойное сальто назад с пируэтом во 2-м сальто). При выполнении «гладких» пируэтов применяется смешанная техника с созданием вращательного импульса на опоре и с поддержанием враще-ния в полете за счет конусообразных движений.

Приземление

Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выпол-няется ли прыжок в остановку или соединяется с последующими. При-земление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление тела после сальто в группировке и прекращение конусо-образных движений в пируэтах. Для смягчения ударных нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10--15 см одна от другой.

Приземление в переход связано с сохранением вращательного дви-жения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыж-ковых комбинаций.

Комплексы упражнений на отдельные группы мышц

Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

2. гигиенические факторы. Различными комплексами данных средств, многообразных формами и методами их использования и принято добиваться нужного тренировочного эффекта...Развитие скоростных качеств у пловцов в учебно-тренировочных группах 2–3-го года обучения

1. И. п. - основная стойка в середине лежащего обруча. Прыжки из круга в круг в различных направлениях. 2. И. п. - основная стойка, обруч лежит сбоку. Прыжки через обруч в различных направлениях. 3. И. п. - основная стойка...

В организации физического воспитания в дошкольных учреждениях значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как они просты в выполнении и имеют большое значение для гармоничного развития детского организма...

Специальные физические упражнения борцов на примере нового стиля борьбы

Специальные упражнения направлены на развитие мышечных групп, участвующих в непосредственном проведении приемов. Структура их движения и динамика близки к техническим действиям дзюдо...

Средства физической культуры и спорта

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития...

Утомление и восстановление организма, роль физических упражнений в регулировании этих состояний

Эти упражнения помогут вашему организму восстановиться. Упр. 1. И.п. -- стоя прямо, поднимите руки вверх. Встряхивание рук с последующим опусканием их вниз и наклоном туловища вперед. Упр. 2. И.п. -- стоя прямо, руки опущены вдоль туловища...

Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя восстановить и развить ряд необходимых двигательных качеств, а также координацию движений...

Утренняя гимнастика как главный способ правильного начала дня

Направлены на оздоровление и укрепление всего организма человека. Они используются по "принципу рассеянности физической нагрузки", т.е. упражнения для верхних конечностей сочетаются с упражнениями для туловища и нижних конечностей...

Часто родители детей задают вопрос: «Чем акробатика отличается от гимнастики?» Тренеры регионального Центра развития видов гимнастики разъясняют специфику данных понятий.

Гимнастика считается очень похожей на акробатику, часто подразумевается, что это слова синонимы. Но разница между ними в ряде контекстов весьма значительна.

Под современной гимнастикой чаще всего понимается спортивная дисциплина, предполагающая проведение соревнований между атлетами, которые заключаются в том, что они выполняют различные упражнения со специальными снарядами. Если спортсмен участвует на официальных соревнованиях, то по итогам выставляется судейская оценка.

Главный критерий оценки и фокус, за счет которого выполняются все элементы упражнений – это сила спортсмена. Если ее будет недостаточно, то эффектность и качество его выступления будут невысокими. В некоторых случаях гимнасту нужно также показывать и ловкость, которая является, в свою очередь, атрибутом другого занятия - акробатики.

Акробатика – особый раздел гимнастики. Он представляет собой атлетические занятия и выступления, в основе которых - выполнение упражнений на ловкость. Кроме того, в акробатике важны прыгучесть, способность балансировать, а также сила - как и в случае с гимнастикой в целом.

Акробатика бывает частью спортивной или цирковой гимнастики. Основные элементы спортивной акробатики - соревновательные упражнения в виде прыжков, перекатов, сальто. Циркачи способны выполнять очень большое количество акробатических трюков, которые могут сопровождаться, например, жонглированием, скачками на лошадях.

Главное отличие гимнастики от акробатики в том, что первый термин соответствует всему комплексу занятий, выполняемых за счет силы и ловкости, а второй - упражнениям, в основе которых, прежде всего, ловкость. Акробатика - важнейшая часть современной гимнастики - как спортивной, так и цирковой. Рассматриваемые категории упражнений во многих случаях взаимно дополняются.

Подытожим все сказанное: акробатика - часть современной гимнастики, оба рассматриваемых занятия во многих случаях взаимно дополняются.

Основное отличие гимнастики от акробатики в том, что гимнастика включает в себя упражнения в самом широком спектре - силовые, на ловкость, на балансирование, а акробатика как часть гимнастики предполагает выполнение атлетами упражнений главным образом на ловкость и балансирование.

Любой человек, занимающийся профессиональным видом спорта, проходит тренировки с помощью спортинвентаря. Гимнасты и акробаты используют различные атрибуты, но важной составляющей их подготовки являются гимнастические дорожки. Компания Рондат предлагает различные оборудования для тренировок. Среди них – акробатическая дорожка из серии Sport.

Заниматься акробатикой можно как отдельной дисциплиной, так и в рамках спортивной гимнастики. Как самостоятельный вид спорта акробатика доступна с десяти лет, поэтому сюда, как правило, приходят из гимнастической школы, куда берут фактически с четырех лет, даже несмотря на санитарные нормы, которые позволяют заниматься с детьми только с пяти лет. В спортивной гимнастике акробатические упражнения делают резко, в акробатике, как отдельном виде спорта, движения делаются с усилиями, но статически. Но если у ребенка лишняя энергия, он однозначно будет иметь куда ее деть.

Лыжная акробатика входит в программу фристайла — этот лыжный вид спорта включен в зимнюю Олимпиаду. В фристайл входит могул, хафпайп, ски-кросс, слоупстайл, ньюскул (объединяет различные виды, похож на паркур, только на лыжах). а также лыжный балет (исключен из олимпиады) но самым зрелищным видом этой зимней дисциплини является именно лыжная акробатика. Этот вид спорта многое взял от обычной акробатики — сложные трюки, связанные с экстремальными переворотами, ощущение высоты, и, к сожалению, возможность серьезно травмироваться.

Гимнастика на воздушных полотнах хоть и красиво выглядит, но довольно сложная и даже опасная. Ведь высота — это всегда экстрим для спортсмена и адреналин для зрителей. Но это и привлекает людей в этот новоявленный вид спорта, который лежит на стыке гимнастики, акробатики, циркового искусства и танцев. Полотна — это закрепленные к потолку два отрезка эластической ткани шириной от метра до полутора каждый. Когда используется одно полотно, которое образовывает что-то вроде качели, оно называется петлей или гамаком.

Трудно сопоставить серьезный акробатический спорт и танцы. Но одному танцевальному направлению это вполне удалось — это акробатический рок-н-ролл. Как и в любом гимнастическом и акробатическом направлении спорта, акробатическим рок-н-роллом начинают заниматься с юных лет. Ведь сложные трюки нужно изучать годами, оттачивая каждое движение, и, чтобы достичь успеха, нужно начинать заниматься как можно раньше.

Батут — это не только детский развлекательный снаряд, который устанавливают в парках для развлечения малышей. Это еще и серьезный спортивный снаряд, который может подарить взрослым хорошее настроение, укрепить организм, развить координацию движений. Но, как и любой тренажер он имеет свои ограничения и противопоказания для использования. Какую пользу можно извлечь от этого резинового коврика, и какую опасность он таит в себе?

Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения применяются с целью со­вершенствования физических качеств и специальных на­выков в физической подготовке различных видов Воору­женных Сил и родов войск. Они развивают мышцы, ук­репляют связки и суставы, благотворно воздействуют на органы дыхания и кровообращения, способствуют вос­питанию ловкости и координации движений, простран­ственной ориентировки.

С помощью акробатических упражнений вырабатыва­ется устойчивость организма к воздействию неблагоприят­ных факторов военно-профессио­наль­ной деятельности лет­ного состава ВВС, надводных кораблей и подводных го­док, Воздушно-десантных войск.

Акробатические упражнения широко используются как вспомогательное средство для освоения сложных эле­ментов в спортивной и художественной гимнастике, прыж­ках в воду и на батуте, фристайле, прыжках с трамплина, фигурном катании, акробатических танцах и других видах спорта. Они с успехом демонстрируются на спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, на вече­рах отдыха.

Акробатические упражнения подразделяются на акро­батические прыжки, парные и групповые упражнения. Акробатические прыжки состоят из различных кувырков, переворотов, сальто; парные упражнения (мужские, жен­ские и смешанные пары) включают стойки, поддержки, равновесия и хореографические элементы; групповые уп­ражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Тройки и четверки – наиболее сложные групповые упражнения, включающие разнооб­разные пирамиды.

Для выполнения акробатических упражнений на прак­тических занятиях используются гимнастические и пороло­новые маты, помост-ковер, синтетические покрытия, войлок или чистый песок, травяные площадки, опилки, скошенная трава. Для занятий спортивной акробатикой и прыжков применяется специальная акробатическая до­рожка длиной 30 и шириной 1,5 м. Зона приземления 6´4 м. Края дорожки обозначаются линиями шириной 5–10 см. Такая же линия проводится и по оси дорожки. Высота дорожки в зависимости от конструкции – 10–25 см. Акробатические упражнения выполняются на гим­настическом ковре (рис. 66).

Разучивание и выполнение акробатических упражнений осуществляются по частям и в целом всеми обучаемыми одновременно (под счет) по команде руководителя. Для поточного выполнения оборудуются 2–4 линии (по 2–3 гимнастических мата), и обучаемые выполняют упражне­ния друг за другом с дистанцией 5–6 шагов.

«Ласточка» . Для выполнения равновесия наклониться вперед на одной ноге, другую поднять (отвести назад) вы­ше уровня таза, руки развести вверх-в стороны, прогнутъся.

Последовательность разучивания: взмахи ногой назад с опорой прямыми руками на высоте пояса и наклоном вперед у гимнастической стенки, коня, козла, батута; равновесие с поддержкой за ногу – держать 3–5 секунд.

Рис. 66. Акробатическая дорожка и ковер

Группировка . Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени, прижать колени к груди и раз­вести их немного шире подбородка, пятки соединены.

Стойка на лопатках . Из упора лежа на спине поднять прямые ноги вверх, перекатиться на лопатки и затылок, упереться руками в спину, локти – на полу, туловище держать вертикально, ровно.

Последовательность разучивания: стойка на лопатках в группировке; стойка на лопатках с помощью под спину и ноги.

Кувырок вперед в группировке (рис. 67). Упор присев; наклоняясь вперед, поставить руки на ширине плеч впе­реди ступней (на 40–50 см); перенести тяжесть тела на руки, сгибая их и наклоняя голову к груди; приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и мягко перекатить­ся вперед с круглой спиной до упора присев (руки впере­ди ног). При перекате на спине плотно сгруппироваться, захватив руками голени.

Рис. 67. Кувырок вперед в группировке

Последовательность разучивания: плотная группировка в положении лежа на спине; перекаты в груп­пировке на спине вперед и назад с переходом вперед в упор присев без опоры руками сзади.

Кувырок вперед прыжком (рис. 68). Полуприсед руки назад, толчком ног и махом рук вперед прыгнуть повыше вверх-вперед на руки, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, сделать кувырок вперед в упор присев.

Последовательность разучивания: выстав­ляя руки подальше вперед, – кувырок вперед с места; кувырок вперед с разбегу толчком двух ног; кувырок вперед через препятствие (низкие стоялки, козел) с посте­пенным увеличением высоты (до 120 см).

Рис. 68. Кувырок вперед прыжком

Стойка на голове (рис. 69). Упор присев; руками опе­реться на мат на ширине плеч; выпрямляя ноги и сгибая руки, поставить голову впереди рук на верхнюю часть лба так, чтобы три точки опоры составляли вершины тре­угольника; поднять ноги вверх до вертикального положе­ния; тяжесть тела в основном удерживается на голове; предплечья располагать перпендикулярно к полу и па­раллельно друг другу, пальцы развернуты вперед-наружу. Последовательность разучивания: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (поддерживать за бедра, спину и ступни).

Рис. 69. Стойка на голове

Кувырок вперед через стойку на руках (рис. 70). Махом одной и толчком другой ноги выполнить стойку на руках; не задерживаясь в стойке, плавно согнуть руки, накло­нить голову к груди, опереться лопатками на мат и начать перекат вперед, затем сгруппироваться и завершить ку­вырок.

Рис. 70. Кувырок вперед через стойку на руках

Последовательность разучивания: кувыр­ки вперед через стойку на руках с помощью (поддержи­вать двумя руками за ноги, смягчая опускание на спину).

Стойка на руках (рис. 97). Из стойки на правой ноге, левая – впереди, руки – вверху ладонями вперед, делая шаг левой и наклоняясь вперед, поставить руки на шири­не плеч в одном шаге от толчковой ноги (пальцы рук – врозь и несколько согнуты); подавая плечи вперед, от­толкнуться левой и взмахнуть правой ногой вверх; соеди­няя ноги вверху и отводя плечи назад (до вертикального положения рук), выйти в стойку на руках, максимально вытянувшись вверх; голову поднять и смотреть на пол впереди пальцев; равновесие сохранять усилием кистей (при потере равновесия вперед усилить нажим пальцами на опору). Стойка на руках может выполняться из упора присев толчком двух ног или силой.

Последовательность разучивания: стойка на руках с опорой ногами о стенку (руки ставить в 30–40 см от стенки); стойка на руках с помощью (помогаю­щий поднимает обучаемого вверх за ноги, коленом нажи­мая на плечи; устанавливает руки и спину в вертикальном положении).

Страховать за ноги и спину, при самостраховке в слу­чае падения вперед переставить одну руку вперед, повер­нуться, встать на ноги или сделать кувырок вперед.

Переворот боком (рис. 72). Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, перевернуться боком через стойку на руках в стой­ку ноги врозь (при выходе в стойку на руках смотреть в направлении пальцев рук).

Рис. 72. Переворот боком

Последовательность разучивания: махом одной и толчком другой –стойка на руках и переворот в сторону с помощью; перевороты боком по кругу с неполным выходом в стойку на руках (тело несколько согнуто); сопровождая обучаемого со стороны спины поддержкой за поясницу – переворот боком с помощью (руки при этом держать скрестно, левую – над правой).

Кувырок назад (рис. 73). Из упора присев опуститься в сед и перекатиться назад, захватить руками ноги около коленных суставов, рывком усилить вращение; при со­прикосновении лопаток и затылка с матом быстро поста­вить руки за плечи и, разгибая их, облегчить переворачивание через голову. При выполнении кувырка не запроки­дывать голову назад. Особое внимание необходимо обра­щать на своевременную постановку рук за плечи (за го­лову) с тем, чтобы уменьшить нагрузку на шею.

Рис. 73. Кувырок назад

Последовательность разучивания: из упо­ра лежа на спине в плотной группировке после 2–3 перекатов – кувырок назад; кувырок назад по наклонной плоскости.

Переворот вперед (рис. 74). С разбегу сделать подскок на правой ноге с одновременным подниманием согнутой левой ноги и рук вперед-вверх; наклоняясь вперед, поста­вить левую ногу, а затем – и руки на пол; активным махом правой назад-вверх и толчком левой сделать захлесты­вающее движение ногами через стойку на руках, соединить ноги и, энергично оттолкнувшись руками, перевернуться вперед прогнувшись; вставая на ноги, таз подать вперед, голову отклонить назад, руки – вверх.

Последовательность разучивания: освоение подскока, который выполняется на одной ноге, другая, со­гнутая, поднимается вверх, руки также поднимаются вверх (вальсет); махом одной и толчком другой – быстрый пере­вод в стойку на руках с опорой ногами на гимнастический мат, подвешенный на стену; переворот вперед с помощью или в поролоновую яму (при этом обучающий, стоя на правом колене с правой стороны, в момент опоры на руки, захватывает одной рукой правую руку обучаемого выше локтя, другую кладет на спину); энергичным и сильным толчком под спину помочь выполнить упражнение.

Рис. 74. Переворот вперед с разбегу

Переворот вперед с поворотом . С разбегу сделать подскок и, наклоняясь, поставить левую ногу на один шаг вперед; отталкиваясь левой ногой, поочередно поставить на пол сначала левую руку к носку левой ноги пальцами влево, затем – быстро правую с повернутой кистью влево-назад (правая рука ставится за левую руку, правая нога сильным махом способствует выходу в стойку). Опорой на правую руку заканчивается переход в стойку на руках и поворот кругом (ноги в стойке соединяются). Далее, сги­баясь, ноги быстро опустить вниз, оттолкнуться руками и перейти в положение стоя.

Последовательность разучивания: перево­рот в сторону; из стойки на руках – прыжок с рук на ноги с последующим подскоком (рекомендуется выполнять с возвышения); переворот с поворотом с помощью ручного пояса (лонжи) или в поролоновую яму.

Характер исполнения переворота зависит от последую­щего упражнения. Если после переворота выполняется сальто назад, то переворот должен быть с приземлением на носки и с высоким прыжком вверх; если следующим будет переворот назад, то переворот с поворотом делается без прыжка на полную ступню, ноги становятся ближе к рукам.

Стойка на плечах в парах . Нижний лежит на спине с согнутыми ногами, ступни расставив несколько шире, чем колени, руки выставлены вперед ладонями вверх; второй, выставляя одну ногу вперед, берется за колени и ставит плечи на руки партнера, затем толчком одной и махом другой ноги выполняет стойку на плечах. Руки нижнего и верхнего прямые.

Последовательность разучивания: упраж­нение выполняется с помощью, отделение разбивается на тройки, первый ложится на спину, второй ставит плечи на руки партнера, третий находится сбоку, второй по команде выполняет стойку, третий – помогает; далее обу­чаемые последовательно меняются ролями (второй ложит­ся, третий выполняет стойку, первый помогает и т.д.).

Кувырок назад с помощью в парах (рис. 75). Стойка в парах спиной друг к другу; первому номеру взять за руки (вверху за лучезапястный сустав) второго; первый делает полуприсед и наклоняется вперед (на руки партнера не нажимать, а только удерживать); второй, прогибаясь назад, поднимает ноги; первый, выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, поднимает спину, облегчает второму перекат через спину; при завершении кувырка первый выпрямляется и, поднимая руки вверх, помогает второму мягко призем­литься. При приземлении руки не отпускать. Для повто­рения упражнения повернуться в исходное положение, не выпуская рук.

Рис. 75. Кувырок назад с помощью

Последовательность разучивания: отделе­ние разбивается на тройки; двое выполняют упражнение третий помогает и страхует.

Переворот назад (рис. 76). Из стойки ноги вместе, полу­приседая, руки отвести назад, туловище и голову незна­чительно наклонить вперед; опускаясь назад (как бы са­дясь на стул), энергично выпрямить ноги, сильно взмахнуть руками вперед-вверх-назад и резко откинуть туловище и голову назад; затем, подавая живот и таз вверх, прогнуть­ся и, продолжая движение назад, поставить руки на пол; проходя через стойку на руках, резко согнуться, оттолк­нуться руками, опустить ноги на пол, встать руки вверх (сделать курбет).

Рис. 76. Переворот назад

Последовательность разучивания: приседа­ние с движением тела назад и седом на колено выставлен­ной вперед ноги страхующего; прыжок с рук на ноги (кур­бет); из полуприседа руки назад – энергичное выпрямление ног со взмахом руками вверх-назад и наклоном туловища назад (упражнение выполняется со страховкой, стоя сзади, одной рукой за шею, другой – за спину); переворот назад с помощью ручного пояса (страхующие стоят по обе стороны обучаемого и немного сзади, взявшись за веревки, при этом одна рука находится около пояса). По мере освоения упражнения переходить на помощь и страховку без ручного пояса, в этом случае встать сбоку и поддержи­вать выполняющего двумя руками под поясницу. В момент переворачивания толчком рукой снизу вверх и назад помочь выполнить упражнение.

Сальто вперед с разбегу (рис. 77). С сильного разбега толчком двумя ногами сделать прыжок, усиливая его взмахом рук вперед-вверх; не доходя до верхней точки прыжка, энергично группируясь и подтягивая плечи к но­гам, начать вращение вперед; руки в это время дугами вперед и вниз захватывают голени около голеностопных суставов. Вращение тела осуществляется за счет активного движения рук и головы вперед, поднимания таза вверх и наклона туловища вперед. Заканчивая вращение (в поло­жении головой вверх), резко выпрямить ноги вперед-вниз и приземлиться.

Рис. 77. Сальто вперед с разбегу

Последовательность разучивания: с разбегу прыжок вверх в группиров­ке и в темпе кувырок вперед через горку матов с постепенным увеличением вы­соты; не касаясь препятствия руками и спиной – сальто через возвышение; сальто вперед в поролоновую яму; саль­то с разбегу толчком с гимнастического мостика.

Страховать сбоку и немного впереди от места толчка, а случае неправильного выполнения подхватить рукой под шею и спину, помочь выполнить сальто и предупредить падение на спину или голову.

Сальто вперед с трамплина . После сильного толчка и вылета вперед-вверх с вытянутыми вверх руками сгруппироваться, сгибая ноги в коленных суставах и наклоняя голову к разведенным в коленях ногам; далее начать вра­щение вперед, захватив руками голени и удерживая груп­пировку как мож­но дольше; затем в положении спиной к полу быстро разгруппироваться, направляя ноги вперед-вниз, и приземлиться.

Последовательность разучивания: прыжок вверх в группировке; сальто вперед в поролоновую яму; сальто вперед с помощью и страховкой.

Стоя сбоку у трамплина, одной рукой под спину, другой за плечо или шею помочь обучаемому выполнить упражнение. Страховка может обеспечиваться и с помощью подвесного или ручного пояса.

Сальто назад (рис. 78). Полуприседая и наклоняя тулови­ще слегка вперед, отвести руки назад, резким, сильным толчком ног и энергичным взмахом рук вверх перед собой сделать прыжок вверх; после толчка быстро подтянуть ноги к груди (сгруппироваться), захватив ноги примерно за середину голени; голова откидывается назад, способствуя вращению тела. Заканчивая вращение, выпрямиться руки – вверх и приземлиться.

Рис. 78. Сальто назад

Последовательность разучивания: прыжок вверх с места с поддержкой под спину и группировкой; кувырок назад с возвышения вниз; сальто назад с приме­нением ручного пояса; сальто с небольшого возвышения в поролоновую яму.

Страховать сбоку и, накладывая одну руку на пояс, другую – под бедро сзади, толчком помочь выполнить пры­жок вверх и переворачивание до приземления.

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

Суть акробатики

Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

  • силы;
  • балансировки;
  • ориентировки в пространстве;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • прыгучести;
  • точности движений;
  • скорости совершения действий;
  • тренировки вестибулярного аппарата.

Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:
  • исполнительность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • осторожность;
  • решительность;
  • сила воли;
  • согласованность с партнёром.
Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
  • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
  • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
  • в комплексе занятий, связанных с похудением;
  • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

  • балансировку;
  • прыжки;
  • бросковые упражнения.

Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

Виды упражнений

В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
  • перекаты;
  • кувырки;
  • полуперевороты;
  • перевороты;
  • сальто.
Последний блок бросковых трюков включает:
  • броски партнёра;
  • ловлю партнёра.

Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

Основные группы

Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

Динамические упражнения

Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

  • с опорой (кувырки);
  • с промежуточной опорой (перевороты);
  • без опоры (сальто).

Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

Статические упражнения

Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

К статической группе относятся:


Условия и инвентарь

Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

  • температура в помещении от +15 ℃;
  • влажность воздуха до 40%;
  • освещение от 200 лк.

Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
  • лёгкая, из натуральных тканей;
  • удобная, не стесняющая движений;
  • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

  • гимнастический мат;
  • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
  • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
  • брусья;
  • батут;
  • трамплин;
  • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
  • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

Функции акробатики

Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

  1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
  2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
  • улучшает физическую форму;
  • тренирует все мышцы тела;
  • совершенствует контроль над телом;
  • укрепляет сердце и сосуды;
  • способствует повышению иммунитета;
  • нормализует метаболические процессы;
  • формирует правильную и красивую осанку;
  • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
  • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

Упражнения для начинающих

Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

«Ласточка»

«Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

  • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
  • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
  • замереть на 5 секунд;
  • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

  • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
  • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
  • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
  • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
  • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
  • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
  • задержаться в позиции на 5 секунд;
  • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

«Корзинка»

При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

  • занять позицию «лёжа на животе»;
  • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
  • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
  • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
  • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

«Продольный шпагат»

Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

  • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
  • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
  • принять положение «упор ладонями в пол»;
  • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
  • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
  • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

«Поперечный шпагат»

По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

Техника выполнения почти одинаковая:

  • после разминки присесть на корточки;
  • сделать упор ладонями в пол;
  • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
  • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
  • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

Организация акробатических занятий в школе

Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

Для малышей (1-4 класс)

Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

  1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
  2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
  3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
  4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
  5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
  6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
  7. Висы на перекладине.
  8. Прыжки через скакалку.
  9. Прыжки в длину с места и с высоты.
  10. Перепрыгивание через бревно.

Видео: акробатическе упражнения для малышей

Для подростков (5-8 класс)

Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

  • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
  • лазанье по канату;
  • прыжки через коня или козла;
  • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
  • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
  • размахивание на брусьях;
  • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
  • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
  • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

Видео: акробатические упражнения для подростков

Для старшеклассников (8-11 класс)

Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

  • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
  • кувырок назад через стойку на руках;
  • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
  • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
  • кувырок с прыжком через преграду;
  • боковой переворот колесом.

Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.



mob_info