«За каждым чемпионом стоит мама» – как вырастить спортсмена? Футбол: как вырастить чемпиона. Практические советы

Победа на крупном соревновании - это большой успех для любого спортсмена. Он становится знаменитым, получает звания, денежные премии и подарки. Зачастую публика забывает о тех, кто помогал чемпиону на протяжении долгих лет, - родители и первые наставники нередко оказываются в тени. А ведь именно они приводят детей в спорт, вместе радуются победам и терпеливо уговаривают не бросать занятия, когда что-то не получается. Корреспондент «РР» попыталась выяснить, где и как делают первые шаги будущие звезды отечественного спорта, а также понять, что требуется от родителей и тренеров для выращивания чемпиона - и всегда ли это нужно

Книжки про Роднину

Свою первую олимпийскую медаль Екатерина Боброва выиграла на домашних Играх в Сочи. Наши фигуристы стали чемпионами в новой для олимпийской программы дисциплине - командных соревнованиях. Годом раньше Боброва и ее партнер Дмитрий Соловьев завоевали золото чемпионата Европы в танцах на льду и бронзовые медали чемпионата мира. Мама Екатерины Наталья до сих пор старается следить за всеми соревнованиями, в которых участвует дочь. Конечно, она не могла пропустить и то, как фигуристке вручали олимпийское золото.

Всегда находила время для того, чтобы поболеть за Катю. Если было нужно, даже отпрашивалась с работы. На международные соревнования тоже ездим - собираем самую настоящую группу поддержки. А если не можем присутствовать на каких-то стартах, всегда смотрим их по телевизору. У нас вообще дома телевизор показывает только спорт.

Фигурным катанием занималась моя старшая дочь Света. А Кате уж очень нравились коньки сестры. Она любила с ними играть и даже прятала под подушку. В какой-то момент я просто взяла Катю за руку и повела на каток. Тренировки начинались рано - в шесть утра мы уже стояли на остановке и ждали первый троллейбус. С некоторых пор нас даже стали узнавать женщины-водители - спрашивали, куда мы так рано ездим с ребенком. А когда узнали, что на каток, стали останавливаться заранее, в метрах десяти от остановки, чтобы мы могли спокойно, не толкаясь, сесть. И только потом забирали остальных пассажиров - в основном рабочих, которые спешили на завод с первой электрички. Когда Катя училась в школе, у нас уже сформировался строгий распорядок дня. В 7:20 утра - ледовая тренировка, потом школа, а потом снова на лед.

Трудно поверить, что маленький ребенок может легко переносить такие нагрузки.

Не было такого, чтобы я силком тащила Катю на каток. Я же понимала, что ничего не смогу сделать, если она не захочет заниматься спортом. Ну возьму я ее в охапку, поставлю на лед, и что дальше? Но я все время старалась как-то подбодрить Катю, когда она, уставшая, приходила с тренировок. Книжки ей давала читать про известных спортсменок. Помню, брошюрки были с фотографиями - про Нелли Ким, Ирину Роднину. Говорила Кате: «Вот чего они смогли добиться. Ты тоже сможешь, если постараешься».

Не учите врача лечить людей

Я сейчас думаю, что если бы моим родителям было все равно, я бы быстро потеряла интерес к спорту и забросила бы все, - Анна Курбанова останавливает секундомер. - Но семья была готова что угодно сделать, лишь бы я занималась. Близкие люди мной гордились. И это, конечно, здорово толкало вперед.

Всю свою жизнь Аня посвятила художественной гимнастике. В прошлом успешная спортсменка, она трижды становилась бронзовым призером чемпионатов мира в командных соревнованиях, участвовала в Олимпийских играх в Афинах. Сейчас девушка работает тренером в московской СДЮШОР №24, занимается с детьми от шести лет и старше.

А теперь 20 прыжков на месте, и меняем ногу, - командует она своим самым маленьким «подопечным». Малыши послушно прыгают на месте, а потом садятся на растяжку. Каждую ногу девочки должны тянуть по полторы минуты.

Школа - это первая ступень в спортивной жизни ребенка. У нас в стране на сегодняшний день функционирует около четырех тысяч спортивных школ, в которых учатся более трех миллионов детей в возрасте от шести до восемнадцати лет. И это только государственные учреждения, а существуют еще частные клубы и секции, где ребенок также может заниматься спортом.

Пока мы разговариваем, на просмотр к Ане приводят девочку. Она стесняется и не хочет расставаться с куклой Барби, но послушно выполняет необходимый минимум тестовых упражнений, который требует тренер: потянуть ногу, встать на мостик, показать, как гнется голеностоп.

Не очень понятно, насколько гибкая спина, - объясняет Аня маме девочки. - Но по возрасту вы подходите как раз на следующий осенний набор. Если спинка будет гнуться хорошо, можем попробовать взять вас в группу. Занятия у нас бесплатные. У начинающей группы три раза в неделю. А девочки постарше занимаются все дни, кроме воскресенья.

Дети тем временем уже окружили новенькую. Самые смелые гладят ее по волосам, а разговорчивые объясняют, какие прически нужно делать и какие купальники лучше покупать. Улучив момент, одна из девочек подходит ко мне и серьезно заявляет:

Многие думают, что гимнастика - это очень легко. А это не так.

Я знаю, - отвечаю. - Как тебя зовут?

И меня тоже Маша.

А меня папа от мультиков отключил, - жалуется тезка. - Потому что гимнастикой занималась плохо.

Родители должны как-то помогать в воспитании детей? Поощрять, наказывать? Или можно полностью положиться на тренера? - спрашиваю у заслуженного тренера России по художественной гимнастике Натальи Викторовны Завгородней.

Мамы и папы должны следить за тем, как питается ребенок, соблюдает ли режим, не пропускает ли занятия. Но важно, чтобы родители доверяли тренеру, не пытались давить на него и рассказывать, как правильно заниматься с ребенком. Я всегда говорю: «Если вы врач, я же не учу вас, как лечить людей. Вот и вы не учите меня, как вашу дочку тренировать».

Это, конечно, хорошо, когда в семье за ребенка переживают. Но иногда излишнее рвение со стороны родителей может пойти во вред. Некоторые мамы и папы, например, заставляют детей дополнительно заниматься дома, самостоятельно. А ведь есть такие упражнения, которые, особенно на первых порах, можно выполнять только под присмотром специалиста.

Разглядеть чемпиона

Вот скажите, разве плохо быть спортсменом? - продолжает Наталья Завгородняя. - Хорошим спортсменом, который регулярно тренируется и стабильно выступает. Не каждому же дано стать чемпионом. Но не все родители это понимают. Бывает, что они хотят от ребенка невозможного. Мучают и себя, и его. Девочки приходят и плачут из-за того, что у них что-то не получается, и за это им перепадает дома от родителей.

Довольно распространенная ситуация. Что с этим можно сделать?

Здесь важно, как поведет себя тренер. Его главная задача - объяснить родителям, что их ребенок, скорее всего, не сможет добиться очень высоких результатов в выбранном виде спорта. Может быть, даже посоветовать им попробовать себя в какой-то другой дисциплине. Было немало случаев, когда дети из одного вида спорта переходили в другой и там добивались значительно бÓльших успехов.

Сколько времени нужно опытному тренеру, чтобы разглядеть в ребенке чемпиона?

В художественной гимнастике для того, чтобы примерно понять, насколько сильная спортсменка вырастет из девочки, требуется около полутора лет занятий.

В легкой атлетике, как и в других видах спорта, куда приходят дети более старшего возраста, определить примерный уровень спортсмена можно гораздо быстрее, - рассказывает тренер СДЮШОР №24 Владимир Кореннов. - По большому счету мы занимаемся этим каждый год. Обычно в сентябре-октябре я иду в общеобразовательные школы, узнаю у преподавателей физкультуры, кто из школьников, по их мнению, мог бы заниматься легкой атлетикой. Потом прошу этих ребят выполнить несколько определенных упражнений. После этого в принципе уже можно сказать, кто из них способен хорошо выступать и сможет при определенных условиях дойти, например, до уровня первого взрослого разряда.

То есть детей в школу вы отбираете самостоятельно? Родители не могут привести ребенка к вам на занятия?

Конечно, могут. Но чтобы поступить к нам в школу, нужно сдать необходимые нормативы. Более того, потом ребятам постоянно необходимо подтверждать свой уровень. Уже в конце ноября начинается зимний легкоатлетический сезон. По результатам внутришкольных соревнований мы отбираем спортсменов для участия в первенстве Москвы. Победители и призеры первенства Москвы получают шанс участвовать во всероссийских соревнованиях. После этого мы практически сразу начинаем подготовку к летнему сезону и уже где-то в середине апреля проводим отборочные на летнее первенство города.

Если родители поставили перед собой задачу вырастить чемпиона, что еще нужно воспитывать и культивировать в ребенке помимо физической подготовки?

Во-первых, трудолюбие. Когда я смотрю на очень талантливого спортсмена, я могу быть уверен только процентов на семьде-сят, что он добьется высоких результатов. Потому что если этот человек не приложит серьезных усилий, у него может вообще ничего не получиться. Потом, конечно, целеустремленность. В спорте очень важно уметь ставить перед собой задачи и постепенно их решать. Ну и ответственность, конечно. Человек должен четко понимать, что обязан посещать тренировки. Это даже прописано в договоре, который заполняет каждый ученик школы.

Как вам кажется, зачем сами ребята ходят на занятия?

В первую очередь им нравится соревноваться. Это заметно даже по тому, что, когда заканчивается летний сезон - а заканчивается он, к сожалению, довольно рано, - многие ребята перестают тренироваться в полную силу, пропускают занятия. Многих привлекает то, что школа дает возможность ездить в спортивные лагеря и на сборы. Причем практически бесплатно - родители оплачивают только десять процентов от стоимости поездки. Есть, конечно, и меркантильный интерес - спортсмены, показывающие высокие результаты и занимающие призовые места на всероссийских соревнованиях, имеют возможность получать стипендии от федераций.

Мяч за четыре тысячи

В холле Детского дворца спорта и в будни, и в субботу оживленно. Недалеко от гардероба родители ждут окончания тренировок.

Татьяна Изучаева, мама семилетней гимнастки Ани, рассказывает, насколько это затратно - отдавать ребенка в спорт.

Зависит, конечно, от вида спорта, - объясняет Татьяна. - А если говорить о гимнастике, то от школы и тренера. До того как прийти сюда, мы занимались в частном клубе. Здесь мы тренируемся бесплатно, а там за каждое занятие платили деньги. Плюс индивидуальные уроки. И там, и тут приходилось тратиться на купальники и инвентарь. Но опять же, здесь от нас никто не требует фирменных снарядов. А там одна скакалка стоила две тысячи, за мячик отдавали четыре.

В свои семь лет Аня уже успела сменить два вида спорта. Сначала девочка занималась спортивными танцами, но потом она вместе с родителями переехала на новое место жительства. Найти тренера и партнера на новом месте не получилось, и девочка стала заниматься гимнастикой.

Четыре раза в неделю у нас тренировки. Сейчас еще добавилась хореография, поэтому во Дворце спорта будем проводить еще больше времени. Утром Аня идет в школу, потом, если успевает, обедает, и сразу сюда. По четвергам еще занятия по английскому.

Видя мое удивленное лицо, Татьяна улыбается.

Многие дети еще и на другие кружки успевают ходить: театральные, в музыкальную школу. Устают, конечно. Но больше устают от переездов, чем от самих занятий. Нам вот, например, нужен час, чтобы добраться до Дворца спорта.

Вы не работаете?

Да, работу пришлось оставить, чтобы заниматься с Аней. Слава богу, папа пока может нас обеспечивать. А иначе кто будет возить ребенка на занятия?

Жертвы родителей, на которые приходится идти ради маленьких спортсменов, довольно редко вознаграждаются олимпийской медалью. Хотя в глубине души они это понимают, но все равно каждый день возят детей через весь город.

Я просто понимаю, что не смогу сейчас все бросить, потому что вижу, как это нравится Ане, - говорит ее мама. Десятки других родителей, ожидающие в холле своих малышей, с ней солидарны. Главное - чтобы ребенок делал то, что ему нравится. В будущем взрослые видят своих детей не олимпийскими чемпионами, а просто здоровыми людьми, у которых есть возможность заниматься любимым делом. А если это приведет к чемпионству - что ж, тем лучше. Может быть, в этом и есть секрет воспитания настоящих спортсменов.

Алла Богданова, мама российского саночника Андрея Богданова,медработник

«Андрею было около 9 лет, когда я сказала ему, что надо бы заняться спортом. А тут как раз мальчик из квартиры напротив решил пойти в секцию саночного спорта – и Андрей вместе с ним. Мы тогда не очень хорошо представляли, что это, но пошли. Они попали к великолепному тренеру и вскоре вместе с ней поехали на Север. Честно говоря, я тогда чуть с ума сошла и подумала, что больше никогда и никуда Андрея не отпущу. Представьте себе: 9 лет, Север, почти на три недели... Спустя полтора года один мальчик-саночник получил очень серьезную травму, по-моему, даже ноги лишился, и тогда я запретила занятия этим видом спорта: «Все, ни в коем случае, это же так страшно!» Около года он ходил на картинг, а потом стал проситься обратно... Меня часто спрашивают, как воспитать спортсмена. Так вот, теперь я точно знаю: просто не мешать ребенку. Выбор Андрея был абсолютно осознанным, и я ему очень благодарна и убеждена, что все его достижения – его заслуга, не моя.

Вообще я даже не представляю, каким бы он вырос без спорта. Андрей всегда был очень скромным и стеснительным ребенком, совершенно несамостоятельным. А спорт и тренер его действительно воспитали, я всегда ей говорю, что она наша вторая мама.

То, что это очень серьезно для Андрея, стало понятно лет пять назад. Мы как-то сели, разговорились и проболтали с ним до 3 часов утра. Он мне тогда сказал: «Мам, у меня детства практически не было. Один спорт». (Это правда, даже если они на отдыхе, тренер обязательно узнаёт, где они, чем занимаются, как проводят время и так далее.) «Андрюх, ты устал?» – «Ага, устал». Я это и сама видела, мне по-матерински его жалко было, конечно, и я спросила: «Может, бросишь тогда?» А он мне ответил: «Нет, я уже без спорта не смогу. Это моя жизнь». Тогда-то и стало ясно, что он действительно весь в спорте, все его мысли там. И выбор, конечно, только за ним. Вообще, надо доверять выбору ребенка и самому ребенку. Как можно больше с ним общаться, но только тогда, когда у него есть желание. Не лезть к нему с расспросами, когда он этого не хочет. Сейчас он в отъезде, на отборочном туре, и мне, конечно, очень хочется знать, как у него дела, прошли ли они, но я себя сдерживаю, жду, когда Андрей сам выйдет на связь.

Проблема еще в том, что дома он бывает редко (вот с сентября приезжал два раза на 10 дней – и все), по телефону тоже особо не разговоришься. Но я очень рада и благодарна, что Андрей много общается со своим неродным папой, который воспитывает его с 9 лет. Они близкие друзья. А еще сам Андрей огромный авторитет для своего младшего брата. Ему всего 1 год 10 месяцев, но это уже видно. Так что мы уже предупредили тренера, что скоро приведем ей еще одного. Хотя, разумеется, мама любит любого ребенка, не обязательно спортсмена и призера. Да мы даже до сих пор не верим, что Андрей столького достиг, даже попасть на отборочный тур уже большая честь для нас. И конечно, большой неожиданностью и радостью было, когда сразу после рождения младшего брата Андрей поехал выступать на Кубок мира, его показали крупным планом на старте, и мы вдруг увидели, что у него на перчатке было написано «Семен». Так много, оказывается, для него значит брат».

Любовь Рязанова, мама российской фигуристки Екатерины Рязановой, колорист

«Быть мамой спортсмена – большой труд. Это требует много времени, много терпения, много сил. Мы постоянно в дороге, постоянно в каком-то стрессе, в сплошных переживаниях, ни на что другое не хватает времени. Я пошла работать, только когда Катя уже подросла и смогла ездить самостоятельно, а до этого десять лет жизни я занималась только ею. Но это все было совершенно точно не зря: моя дочь многого добилась в жизни, я горжусь ею, ее мужеством, умением преодолевать себя.

Иногда Кате кажется, что у нее ничего не получается, но в таких случаях я говорю: смотря с чем сравнивать. Возможно, ее личные амбиции не удовлетворены, а по моим меркам Катя достигла достаточно высоких вершин. Хотя, конечно, всегда хочется выше, быстрее, сильнее.

Спорт так засасывает, что в какой-то момент перестаешь бояться и просто помогаешь, становишься опорой дочки-спортсмена. Несколько лет подряд мы каждое утро вставали в 6.00 и ехали из Зеленограда на каток на «Динамо», вместе катались. Мое плечо было рядом и в физическом смысле, и в моральном. Кстати, благодаря такому непростому распорядку я научилась водить машину.Катя несколько раз просила меня прийти посмотреть программу, которую они обкатывают, спрашивала, нравится ли. А во время соревнований говорит, что мое присутствие вселяет в нее уверенность».

Елена Сидорова, мама керлингистки Анны Сидоровой, домохозяйка

«Мой муж играл в молодежной хоккейной команде «Крыльев Cоветов», сын занимался плаванием, баскетболом и рукопашным боем, я – фигурным катанием. И Аня без малого в 7 лет привела меня в секцию по фигурному катанию. Нам тогда ответили: «Да вы что, она же уже старушка». Она хотела еще раньше, с 5 лет, но никак не получалось из-за сотрясений мозга. Ее взяли в группу с трехлетними малышами, и она совершенно из-за этого не комплексовала, потому что такой был настрой: хочу – и все. И никакие сотрясения, никакие малыши-одногруппники не могли ее остановить. Уже через 2 месяца Аню зачислили в группу ее сверстников.

Когда Аня начала заниматься спортом, я «отошла от дел»: уже в 7.00 начинались тренировки, потом была школа, потом обед, который надо было приготовить дома и взять для Ани с собой в термосах, еще в чем-то, потом опять тренировки… В общем, сплошные разъезды. Да, быть мамой спортсмена тяжело. Ребенок жертвует здоровьем ради успеха. Для здоровья – зарядка, а большой спорт – это травмы. Нам, мамам, остается только молиться, чтобы их не было.

Собственно, из фигурного катания Аня ушла как раз из-за серьезной травмы. Ей нельзя было прыгать, а значит, обратной дороги не было. Тогда я посадила дочь перед телевизором, включила спортивный канал и сказала: «Выбирай». Аня выбрала волейбол, стала заниматься, вскоре стала капитаном команды. Но все-таки нога давала о себе знать. И тут подвернулся керлинг. Я уважаю любой вид спорта, будь то шахматы, будь то керлинг (хотя, честно говоря, до того момента я даже не представляла, что это такое).

Так как для нас это уже вторая Олимпиада, речь просто об участии уже не идет – держим курс строго на победу. В спорте многое зависит не только от техники, но и от удачи. Будем надеяться, что все сложится. В Ане я уверена, потому что она с малолетства трудолюбивая и целеустремленная, долго переживает из-за неудач и тщательно разбирает свои ошибки».

Светлана Зайцева, мама сноубордиста Никиты Автанеева, домохозяйка

«Первую доску мы подарили сыну по инициативе папы. Они с Никитой вместе начинали кататься, но муж потом вернулся на лыжи, а Никита «поехал» дальше. Мы уже и шестилетнюю дочку на доску поставили, она уже пару раз занималась с тренером, говорят, из нее тоже может что-то получиться. Надеемся, Никита как-нибудь тоже с ней повозится, но пока у него нет времени. Его и в Москве-то не бывает никогда.Вообще, когда сын занялся сноубордом, он стал взрослеть, как-то по-другому ко всему относиться. Не зря говорят, что спорт дисциплинирует. После рождения сестры он сказал, что уже взрослый, и с 13 лет стал ездить на тренировки сам. Честно говоря, я даже не ожидала от него такой собранности и выносливости, но он смог совмещать и уроки, и тренировки.

Я никогда не сомневаюсь в решениях сына: он принимает их сам, и я уверена, что у него получится реализовать все, что он задумал. Конечно, мы очень рады и гордимся Никитой, ведь в Олимпиаде участвует далеко не каждый.

Он не всегда рад нашему присутствию на соревнованиях, потому что чувствует тогда большую ответственность. Пару раз мы делали ему сюрпризы и, не предупредив, приезжали, скажем, на чемпионат мира в Италии. Никита увидел нас уже после и очень удивился: «А вы откуда здесь?» Вот так вот: к нам родители в пионерлагерь ездили, а теперь мы на соревнования ездим».

Беседа состоялась в рамках презентации Семейного дома P& «Спасибо, мама!». Благодарим компанию Ketchum Maslov за помощь в организации интервью.

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!

- Бывают ли безнадежные случаи, когда чемпиона не получится?

На старте опыта и навыков, которые есть у ребят, может не хватить, чтобы начать работу или обучение. Но однозначно безнадежен только случай, когда человеку неинтересно то, что он делает. Он пока пробует и ищет себя. Это вопрос мотивации, если дизайнер заинтересован, остальное - вопрос багажа.

- Какой должна быть программа развития специалиста, и как встроить его в команду?

Redmadrobot проходили момент активного роста, и нам нужно было набрать большое количество людей, сохраняя планку качества. Тогда мы разработали глобальный план. Он включал несколько частей: теоретическую - книги, статьи, гайды платформ, которые нужно было законспектировать, и практическую - дизайнеры должны придумать и развивать идеи собственных продуктов, а также каждую неделю представляли экспресс-концепты для решения нетривиальных задач: отдельных функций или редизайн существующих приложений. Этот план выматывал и воспринимался как каторга. В какой-то момент мы поняли, что это жесть.

Сейчас от плана осталась только организационная часть: знакомство со структурой компании, методологией ведения проектов и так далее. Помимо этого есть домашняя часть, она более исследовательская. Когда человек изучает материалы и прокачивает свои скиллы в определенном направлении.

Дальше у каждого специалиста своя траектория. Дизайнер может подтянуть навыки в области тестирования приложений или развиваться как арт-директор. Важно, что план не в голове у дизайнера - мы ведем таблицу, где отслеживаем прогресс специалиста и корректируем программу, если нужно. Но обучение всегда должно сочетаться с хорошими результатами по боевым проектам. Если у специалиста хороший опыт, он может сразу стать ведущим дизайнером проекта. Так было, например, с нашим дизайнером Настей Смирновой. С первого дня в компании она получила проект мобильного приложения для стартапа из Лондона.

Ребята с меньшим опытом приходят в команды, где уже есть ведущий дизайнер и, в зависимости от своих компетенций, решают конкретные задачи: доработка экранов, поддержка UI-кита, рефакторинга и так далее.

- Что нужно, чтобы вырастить звездного дизайнера?

Здесь как в спорте. В спортшколах на каждого тренера приходится по 30-50 человек - вырастить олимпийского чемпиона в таких условиях невозможно.

Поэтому я за индивидуальный подход. У каждого, кто приходит в команду Redmadrobot, есть ментор. Раз в неделю мы встречаемся с каждым из новичков, чтобы просто поговорить, причем не только о работе. Ментор и специалист могут работать над разными проектами, и такие беседы помогают подсветить моменты, которые команда проекта не видит. Сейчас у меня четыре дизайнера и один арт-директор, и железно пять часов в неделю на общение с ними. Мне кажется, это оптимальное соотношение. При этом наше общение не исчерпывается часом в неделю - ментор всегда в курсе того, что происходит у дизайнеров. Важно также, что дизайнер может сменить ментора, потому что на конкретном этапе для него важно прокачать другие навыки. Иначе чемпиона не вырастить.

А так за три месяца (в исключительных случаях) или год (в среднем) можно вырастить специалиста.

Благодаря Олимпийским Играм, которые уже, наконец-то, начались, Вы, возможно удивитесь, но многие замечтались о том, как было бы здорово, если бы они сами в них участвовали. Или хотя бы вырастили в своей семье самого настоящего чемпиона! Как Вы думаете, чемпионами рождаются, они сами добиваются всего, или же во многом здесь оказывают влияние их родители? Что же является самым главным источником вдохновения любого спортсмена? Что формирует его внутренний стержень и преданность спорту? Возможно, во всем виновата безудержная страсть и любовь к спорту.

1. Послужите для него примером

Если Вы сами занимаетесь каким-нибудь видом спорта, а, возможно, и даже построили на своем увлечение какую-то карьеру, обязательно делитесь своей спортивной жизнью с ребенком. Говорят, что страсть невозможно вызвать искусственным способом, она либо есть, либо ее нет. Однако, когда Вы на собственном примере показываете, как можно получать удовольствие от своего увлечения, как страстно Вы занимаетесь спортом, он, наверняка, заинтересуется этим.

Лично я начала бегать в возрасте семи лет, насмотревшись на своего отца. Он испытывал к этому виду спорта неподдельный интерес. Конечно, я не стала Олимпийской спортсменкой, однако, именно благодаря ему я начала этим заниматься, о чем ни капельки не жалею. На протяжении всей своей жизни я бегаю, и я не скажу, что у меня это плохо получается. Помогите Вашему ребенку попробовать что-то новое. Не разделяйте две важные составляющие Вашей жизни: ребенка и спорт. Наоборот, попробуйте приобщить его к тому, что Вам нравится. Кто знает, возможно, именно это послужит тем самым толчком, который в итоге приведет его к чемпионскому титулу.

2. Верьте в него

Все мы знаем, что если верить в себя, то в жизни обязательно все получится. Нет уверенности – нет успеха. Поэтому самое главное в этом деле – это научить Вашего ребенка верить в себя и в то, что он делает. Помогите ему понять, что он способен на все, главное самоотверженно трудиться в этом направлении и постоянно практиковаться.

3. Постоянно показывайте ему свою любовь

Вне зависимости от того, куда жизнь занесет моих детей, они всегда будут знать о том, что я их очень сильно люблю. Для меня это самое главное. Как бы занята я ни была, какие бы трудности не подкидывала мне судьба, я всегда повторяю своему ребенку: «Я тебя люблю». Дайте Вашему ребенку определенную поддержку, возьмите за руку, обнимите – показывайте ему свою нежность и любовь. Вы знаете, большинство спортсменов, когда побеждают, и у них появляется возможность поблагодарить всех, кто их поддерживал и помогал, всегда в первую очередь упоминают любовь, которой они были окружены на протяжении всей своей жизни. Это действительно важно.

4. Будьте реалистичны

Любой успех сопровождается различными расстройствами, поражениями и проигрышами. Никто не сможет достичь победы, ни разу не споткнувшись на своем пути. Пускай Ваш ребенок будет готов к этому! Помогите ему понять, что, возможно, ему придется иногда падать, а, может быть, это произойдет даже чаще, чем Вы могли представить. Но самое главное – это никогда не сдаваться. Этот жизненный урок пригодится Вашему ребенку не только в занятии спортом, но и в обычной жизни.

5. Никогда не заставляйте его насильно заниматься спортом

Если Ваш ребенок не горит особым желанием заниматься спортом, никогда не заставляйте его делать это силой. Желание должно загораться изнутри, принудительно этот «огонек» зажечь нельзя. Пускай ребенок найдет себе что-нибудь, что ему интересно, пускай это даже никак не будет касаться активных занятий. Если Вы выбираете путь добропорядочного воспитания, в любом случае, Вы должны научиться уважать выбор своего чада, пускай он и не очень-то совпадает с тем, что хотите Вы.

6. Обеспечьте его всем необходимым для занятий

Давайте посмотрим правде в глаза – не всем родителям по карманам самая качественная экипировка и оплата занятий с тренерами в хороших спортивных клубах для своих деток. Будьте реальнее, отталкивайтесь от своего бюджета. Если Вы не готовы тратить все свои деньги на профессиональное обучение, то хотя бы запаситесь необходимой информацией из книг.
Также Вы можете воспользоваться приемом некоторого обмена. К примеру, моя мама нянчилась с ребенком тренера за то, чтобы я могла посещать его актерскую школу. И все это окупилось, когда я начала добиваться успеха в этом своем увлечении и исполнила главную роль в пьесе. Используйте все свои ресурсы, чтобы помочь ребенку.

7. Не позволяйте ему сдаваться

Если Вы сумеете привить своему ребенку сильные и амбициозные черты, Вы поможете ему осознать, что никогда не нужно сдаваться и отказываться от своей мечты. Расскажите ему, что самое главное – это трудиться на благо своих желаний, целей и устремлений. Он должен понять, что для того, чтобы чего-то добиться, ни в коем случае нельзя сдаваться из-за временных трудностей и постоянно учиться чему-то новому, чтобы добиваться новых высот.

На самом деле неважно, что Вы задумали – воспитать в своей семье Олимпийского чемпиона или просто очень амбициозного и целеустремленного человека со своими жизненными приоритетами, мечтами и желаниями, помните о том, что Вам придется приложить к этому немало усилий и постоянно поддерживать его во всех начинаниях. Я уверена, что у Вас все обязательно получится, а Ваш некогда малыш вырастет очень успешным и серьезным человеком, который умеет всего добиваться сам!

А что Вы думаете по этому поводу? Как Вы воспитываете своего ребенка? Быть может, Вы тоже стараетесь вырастить из него чемпиона? Поделитесь с нами своими знаниями и опытом, нам было бы очень интересно узнать Ваше мнение!



mob_info