Все о спортивном туризме. Спортивный туризм история,виды,описание,фото,видео

спортивный туризм современный развитие

Спортивный туризм - это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.

В современной отечественной и зарубежной литературе выработано много подходов к определению понятия "туризм".

Эти подходы базируются на различных признаках и могут быть объединены в несколько групп:

  • - туризм как временные перемещения людей, их нахождение вне постоянной среды обитания и временное пребывание на объекте, вызывающем туристский интерес;
  • - туризм как сложная социально экономическая система, основу которой составляет многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией;
  • - туризм как сегмент рыночной экономики, на котором взаимодействуют различные предприятия хозяйственного комплекса с целью предложения продукта, удовлетворяющего туристский интерес;
  • - туризм как временные выезды граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных, деловых, образовательных и иных целях на срок не менее 24 часов и не более 6 месяцев и без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Последнее определение понятия "туризм", на наш взгляд, является наиболее полным, так как учитывает все признаки, которые отличают туризм от путешествия и иных видов перемещений. Наиболее важный признак, определяющий туристские перемещения, - свободное время человека. Под свободным временем в туризме следует понимать время отпуска, каникул, выходных и праздничных дней, время после выхода на пенсию. Второй важнейший признак туризма - цель перемещения. В определении четко обозначены эти цели: оздоровительные, познавательные, профессиональные, спортивные, религиозные, деловые, образовательные. Третий признак устанавливает временные рамки туристского перемещения - не менее 24 часов и не более 6 месяцев, что чрезвычайно важно для туристской статистики и экономики туристской индустрии. Четвертый признак, характеризующий туристские перемещения, предусматривает невозможность занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Это означает, что турист помимо свободного времени должен обладать и свободными денежными средствами, которые он готов потратить на определенные цели, связанные с отдыхом и восстановлением организма.

Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

Туризм в современном мире проявляется в разных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т. е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящих от определенных практических целей.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

  • - внутренний туризм - путешествия граждан в пределах государственных границ собственной страны;
  • - въездной туризм - путешествия нерезидентов в пределах государственных границ какой либо страны;
  • - выездной туризм - путешествия резидентов одной страны в какую либо иную страну.

Указанные типы туризма по разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

  • - туризм в пределах страны включает внутренний и въездной туризм;
  • - национальный туризм включает внутренний и выездной туризм;
  • - международный туризм включает въездной и выездной туризм;

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок.

В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма:

  • - рекреационный;
  • - лечебно-оздоровительный;
  • - познавательный;
  • - деловой;
  • - спортивный;
  • - этнический;
  • - религиозный;
  • - транзитный;
  • - образовательный.

Наиболее распространенными являются рекреационный и познавательный туризм.

Рекреационный туризм отличается большим разнообразием и может включать зрелищно развлекательные программы, охоту, рыбалку, музыкальное и художественное творчество, посещения спортивных мероприятий в качестве зрителя и т. д.

Лечебно-оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различного рода заболеваний и оздоровлении организма после перенесенных болезней. Здесь можно говорить о турах с исключительно лечебной целью, для лечения каких либо тяжелых заболеваний, реабилитации после травм, аварий, операций и турах лечебно-оздоровительных, с целью поддержания молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости.

Познавательный (экскурсионный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и наладки оборудования. Деловой туризм включает: бизнес поездки, конгрессно-выставочный туризм и инсентив туризм(incentive - стимул, побуждение). Инсентив туризм представляет собой поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу. Инсентив туры, как правило, предусматривают хорошее качественное обслуживание по системе "все включено". Общая доля делового туризма составляет от 10 до 20 % в международном туристском объеме.

Этнический туризм преследует цель посещения места рождения или происхождения семьи, а также места жительства родственников и/или близких. Этот вид туризма носит название ностальгического (nostalgie tour). Приоритетное значение этот вид туризма имеет для стран, где проживают большие диаспоры людей родом из других стран. У туристов из Германии, например, пользуются популярностью поездки в Поволжье, а у туристов из Финляндии - на Карельскую землю, Ладожское озеро (около 500 тыс. финнов вынужденно покинули эти места в период военных действий 1939- 1945 гг.). Распространен этнический туризм и у китайцев, диаспора которых насчитывает более 60 млн человек.

Религиозный туризм основывается на религиозных потребностях людей различных конфессий. Религиозный туризм можно назвать древнейшим, его корни уходят в незапамятные времена. Он имеет две основные разновидности: паломнический туризм(отдельно следует выделить духовно паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Религиозный туризм в отдельных конфессиях имеет свои особенности.

  • - перемещения авиапассажиров, которые не въезжают в страну, а лишь делают пересадку на стыковочный рейс;
  • - перемещения туристов, которые едут к месту конечного назначения с небольшой остановкой для стыковки рейсов в третьих странах.

Образовательный туризм предполагает туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам. Наиболее популярными в настоящее время являются образовательные туры с целью изучения иностранных языков или углубления знаний иностранного языка.

Спортивный туризм предполагает выезд для проведения спортивных мероприятий в тех или иных странах и регионах. Его, в свою очередь, можно подразделить на профессиональный и любительский туризм. Как "специальные виды туризма" нас интересует любительский туризм, который можно подразделить следующим образом: зимние и летние, а также водные, воздушные, пустынные и горные виды спорта.

Выделяют различные виды туризма: религиозный, лечебно-оздоровительный, круизный, экологический, спортивный.

Спортивный туризм можно определить как вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм в Беларуси является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий.

По видам передвижения выделяются:

Автомототуризм - популярный вид отдыха, путешествие с использованием автомобильного транспорта по основной части маршрута Путешествуя на собственном автомобиле или собираясь небольшой группой из нескольких автомобилей, туристы чаще всего не прибегают к услугам организаторов туризма.

Велосипедный туризм - популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий. Наряду с обычными путешествиями на велосипедах, проходящих по несложным безопасным маршрутам, пользуются успехом также экстремальные трассы. Такие трассы проходят, как правило, в труднодоступных местностях, таких как горы или пустыни. В настоящее время существует три основных типа велосипедов: дорожные, кроссовые и горные. Дорожный велосипед предназначен для перемещения по дорогам с покрытием. Он отличается тем, что у него узкие колеса и тонкие шины. У горных велосипедов широкие рифленые шины и специальные рессоры для смягчения ударов. Кроссовый велосипед представляет собой гибрид первых двух. Один из самых известных в мире велосипедных маршрутов проходит в Канадских Скалистых горах. В последние годы велотуры также получили распространение и в странах СНГ, в тех местах, где самых разных по сложности и проходимости гор вполне достаточно.

Водный туризм - это путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельности из местного источника. К этому виду туризма относятся различные виды водного спорта. Рафтинг - это сплав по порожистым рекам на надувных судах. Рафт представляет собой надувную лодку-плот для сплава по рекам. Рафтинг получил широкое распространение практически всюду, где есть возможность спала по рекам. В России самым известным событием в мире рафтинга является проводимый ежегодно фестиваль «Вуокса» на реке с одноименным названием. В зависимость от возраста, состояния здоровья и степени подготовленности предлагаются маршруты разной степени сложности. Особенно захватывающий рафтинг в северный Карелии, там имеется сочетание экстрима с культурным туризмом. Кроме самого сплава, здесь также предусмотрена богатая культурная программа, например осмотр петроглифов Беломорья и экскурсия на Соловецкие острова. Профессиональный рафтинг предъявляет особые требования к возрасту - не моложе 18 лет и не старше 50-60 лет, необходимо крепкое здоровье.

Дайвинг-один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. В настоящее время только в Европе любителей подводного плаванья насчитывается свыше 3 млн. человек.

Конный туризм - форма активного отдыха, вид спортивного туризма. Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, обычно очень красивых, с первозданной природой. Сложность разработки и реализации конного туризма заключается в необходимости обеспечить особый уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности и т.п. Преимущество конных маршрутов состоит в их большом потенциальном разнообразии. Одним из самых известных конных маршрутов мире является недельное путешествие верхом по диким горам Сьерра-Невада.

Лыжный туризм -- к нему относится и оздоровительные туры выходного дня, хождение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, совершение коротких или многодневных переходов. Несмотря на относительную безопасность передвижения на лыжах, длительные многодневные походы по суровым безлюдным регионам -достаточно экстремальный и спортивный вид туризма.

Горные лыжи - один из традиционных и очень популярных во всем мире видов туризма. По степени сложности спуски на горных лыжах разделяются на несколько категорий. Каждый горнолыжник может выбирать тот отрезок трассы, который соответствует его классу и опыту.

Пешеходный туризм(треккинг) - пешие походы практически не требуют специальной подготовки и оборудования. Одновременно они дают возможность получить необходимые физические нагрузки, а также испытать положительную эмоциональную разрядку. Несмотря на качественное и количественное развитие многих видов транспорта, пешеходные маршруты не только не утрачивают своей популярности, но и постоянно являются одним из самых предпочтительных видов отдыха.

Горный туризм -- походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек… Для горного туризма используется специальное снаряжение: ледорубы, высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д.

Спелео-туризм - исследование пещер, шахт, разломов или пропастей - один из самых опасных и тяжелых видов деятельности. Спелео-туризм может быть самым различным по направленности. Экскурсионно-познавательные туры проводятся по специально обустроенным для экскурсионного показа пещерам.

Альпинизм. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

детский туризм;

юношеский туризм;

взрослый туризм;

семейный туризм;

туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма:

путешествия (в том числе -- одиночные путешествия);

экстремальный туризм;

дисциплина дистанции;

Дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе;

короткие маршруты в классе спортивных походов.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

походы выходного дня; походы 1-3 степени сложности -- в детско-юношеском туризме; категорийные походы.

В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео-туризме -- шесть категорий сложности; в авто-, мото- и парусном туризме -- пять; в конном -- три.

Таким образом, спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Основные вопросы:

История развития спортивного туризма

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА

3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

история развития спортивного туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.

Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.

После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.

Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях - от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям - работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).

Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя - Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых - мастера спорта по горному, А. Битус - мастер спорта по водному туризму.

С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик - республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения - заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.

Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее - по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.

К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характер спортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. - чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.

В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.

Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это “новое время” началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период - период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.

“Период перестройки”, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь уже бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается “профсоюзной опеки”, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, - начался новый этап их истории -- в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.

СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

В настоящее время туризм является сферой жизни человека, которая позволяет ему удовлетворить разнообразные потребности - в отдыхе, общении, познании, новых впечатлениях и т.д. Первым уровнем мотивов, побуждающих человека к путешествиям, является физическая мотивация, которая направлена на восстановление тела и души, оздоровительные цели, удовольствие и спорт.

Во многом это определяется стремительным ритмом и высоким уровнем стресса жизни современного человека, что все чаще стимулирует его к активному проведению свободного времени. Указанные факторы во многом объясняют рост популярности активных видов туризма. Одним из видов активного туризма является спортивный туризм, который, с одной стороны, удовлетворяет потребность человека в занятии спортом (активный туризм), а с другой, - потребность в причастности к спортивным состязаниям, когда турист путешествует с целью посещения спортивных мероприятий, на которых он получает удовольствие в качестве болельщика (пассивный туризм).

Следует отметить, что на сегодняшний день спортивный туризм - это недостаточно развитое, но тем не менее перспективное направление туризма как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

В настоящее время на территории России действует порядка 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многих отделов туризма и Домов творчества детей, юношества, по данным государственной статистики в 28 тыс. объединенных учреждений дополнительного образования занимаются около 425 тыс. обучающихся. Ежегодно в походах участвуют более 1,6 млн детей. Спортивным туризмом в России занимается до 3 млн человек. Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет - Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов РФ.

Туристические походы различаются по продолжительности, дальности, способам передвижения и сложности маршрута. Участнику спортивного туристского похода за выполнение определенных нормативов присваиваются разряды и звания в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации утвержденной государственным комитетом по спорту. Туристические походы подразделяются на виды согласно определенным классификационным признакам. По форме проведения различают прогулки, походы, путешествия, слеты, соревнования, экспедиции. По территориальным признакам принято различать местные (например, в пределах одного административного района) и дальние походы. По способу передвижения и видам маршрута туристические походы подразделяются на пешеходные, лыжные, горные, водные, спелеологические, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные комбинированные.

Пеший туризм - чаще всего первый вид, с которого начинается увлечение туризмом, самый легкий и доступный, организация которого не представляет большой сложности. Группа средней подготовленности (4 — 12) человек может проходить в день 25-30 км. Вес рюкзака зависит от продолжительности и удаленности от населенных пунктов. В 2-3-дневных походах составляет у мужчин 12-15 кг., у женщин - 6-10. В категорийных, в начале маршрута вес рюкзака может достигать у мужчин 25-30 кг, у женщин - 15-20. Время движения составляет 5-6 часов, обычно с 9.00 и с 16.00, в жаркое время рекомендуется использовать утренние и вечерние часы.

Специфика лыжного туризма предъявляет высокие требования к специальной, физической и волевой подготовке. Лыжи должны быть шире обычных, с различными жесткими креплениями, позволяющие одевать на ноги бахилы от снега и холода. Для ночлега используют палатки с двойными стенками, туристические печки, теплые спальники (пуховые) и костюмы. Открытая местность предполагает неприкосновенный запас топлива (дрова, сухой спирт, примусы) на случай вынужденной остановки (погода, болезнь, короткий световой день, мороз, тяжелый покров, изменение маршрута и т.д.). Также необходим специальный ремнабор. Из-за дополнительных теплых вещей и продуктов питания, рюкзак туриста- лыжника на 15-20% тяжелее. Кроме того, при переходах необходимо с собой нести термоса с горячим чаем и бульоном. Свои сложности представляет постановка палатки, разведения костра и приготовление пищи на снегу и пониженной температуре. Группа должна быть не менее 10-12 человек.

Горный туризм - разновидность пешего или лыжного похода, но в силу специфических горных условий выделен в самостоятельный вид.

Водный туризм является одним из самых популярных видов туризма, организуют обычно с использованием плавсредств (байдарки катамараны, плоты). Особенность заключается в том, что основная часть времени проходит на воде, и нет необходимости нести груз на себе. Значит можно больше брать снаряжения, продуктов, личных вещей. Водные походы обычно проходят по рекам и озерам, различной сложности, с использованием различных спассредств (жилеты, воздушные емкости). Вещи, продукты должны находиться в непроницаемых оболочках и быть надежно прикреплены к плавсредству. Обязателен ремнабор к плавсредству.

Велосипедный туризм имеет ряд преимуществ, особенно важно, что скорость передвижение в 5-6 раз выше и снаряжение с питанием не нужно нести на своих плечах. В данном виде чаще всего участвуют подготовленные люды, владеющие техникой езды, знакомые с правилами движения и устройством велосипеда. Обычно используют туристические, дорожные или горные велосипеды. Очень важна роль грамотного руководства турпоходом и соблюдения норм безопасности участниками. Также обязательны ремнабор, аптечка и запчасти велосипеда.

По построению трассы походы дифференцируются на линейные, кольцевые и радиальные. Линейные маршруты проходят через несколько (как минимум два) географических пунктов или туристических объектов (баз), причем начальная и конечная точки такого маршрута не совпадают и находятся друг от друга на определенном расстоянии. Кольцевые туристические маршруты проходят через ряд географических пунктов или туристских объектов, при этом начальная и конечная точки маршрута совпадают. Радиальные маршруты предполагают пребывание туристов в течение всего срока реализации программы походов в одном туристском объекте, что не исключает их участие в многодневных туристских походах с ночлегами вне туристского объекта. По продолжительности различают походы выходного дня и многодневные походы. По времени функционирования туристские походы могут быть круглогодичными и сезонными. По организационной продолжительности можно выделить походы, организованные туристскими фирмами, станциями юных туристов, туристскими клубами и секциями. По возрастному составу путешествующих подразделяют так: дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди.

Цели похода

«Для чего идем в поход?», - этот вопрос должен задать себе каждый: и ты, и твой товарищ, собравшийся пойти с тобой, поскольку цель похода определяет многое: состав группы, снаряжение, маршрут.

К сожалению, бывает, что неопытная туристская группа выходит в поход, не продумав маршрута. Такой поход не принесет удовольствия, потому что живописные уголки природы могут остаться в стороне, а искупаться в реке вы не сможете из-за трудного к ней подхода. Это случается с теми, кто отправляется в путь по принципу: «Идем, куда глаза глядят». Успех каждой экспедиции зависит от того, насколько хорошо она подготовлена.

Поход — та же экспедиция . Значит, без подготовки и он не может состояться. Прежде всего определите цель похода. Цели — а значит, и походы — бывают разные: . оздоровительные (прогулки по лесу, в горах, по реке); . познавательные, экскурсионные (знакомство с республиками, городами, музеями, историческими памятниками, заповедными местами и т. д.); . военно-патриотические (изучение боевого пути прославленных воинских соединений, встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, сбор материалов о земляках-героях); . историко-краеведческие (такие походы помогают пополнять экспозиции местных музеев, собирать сведения по истории школы, села, поселка, города); . природоохранительные (установка кормушек для птиц и зверей, очистка от мусора берегов рек, лесов и других мест массовых посещений); . учебные (новички овладевают основными туристскими навыками); . спортивные (участники похода соревнуются, выполняя нормативы, утвержденные Советом Туристско-спортивного союза России).

Цель путешествия может быть связана с выполнением каких-либо общественных поручений (провести биологические наблюдения, составить геологическую коллекцию, собрать полезные растения, лекарственные травы, обследовать состояние культурно- исторических памятников, малых рек и т. п.). Не стоит ставить слишком много целей, лучше выбрать одну. Если же их все-таки несколько, выделите главную. Остальные считайте сопутствующими. Удастся их осуществить — хорошо, нет — не беда. Отложите до другого похода. Новичкам вообще не стоит задаваться никакими иными целями, кроме учебных. Цель каждого путешествия должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Пусть каждый, подумав, решит сам, идти ему в такой поход или не стоит. От цели похода зависит и его организация. Например, в спортивном походе обязанности распределяют так, чтобы каждый делал то, что у него лучше выходит; в учебном — наоборот: каждому лучше делать то, что у него пока получается плохо, чтобы учиться, приобретать навыки.

Выбор и разработка маршрута

У начинающих туристов часто появляется желание сразу же отправиться в путешествие «за три моря». Многим кажется, что существует какой-то чудо-край, где все гораздо интереснее, чем там, где они живут. Однако познать в первую очередь необходимо именно родные места и начинать следует с путешествий в окрестностях своего города или села. Не увлекайтесь сразу большими километрами. Часто бывает, что чем меньше пройдешь, тем больше узнаешь, увидишь и лучше отдохнешь. Выбор маршрута — наиболее ответственный этап подготовки к походу. Посмотрите литературу, в которой рассказывается о географических особенностях района и его истории. Карты окрестностей города или района можно найти в библиотеках или краеведческих музеях. Полезно побеседовать с людьми, которые знают район. В любом случае постарайтесь выбрать маршрут, проходящий по живописным местам. Чтобы избежать однообразия, не возвращайтесь к дому тем же путем, по которому шли. Новичкам лучше пользоваться уже известными, пройденными кем-то маршрутами. Пусть вас не смущает, что они уже кем-то пройдены. От этого они не станут менее интересными. Чаще всего маршруты составляются по кольцевому принципу. В окрестностях больших городов, где железные дороги и шоссе расходятся от города радиусами, можно начать маршрут с железнодорожной станции одной линии и закончить его на станции другой линии.

Для пешеходных маршрутов целесообразнее выбирать небольшие проселочные дороги и тропинки. Крупные автострады не только опасны, но и вредны: пыль и отработанные газы машин не укрепят здоровья и не принесут удовольствия участникам похода. Просматривая карты, схемы, следует отметить места, удобные для устройства привалов, лесные массивы, где нужно идти по компасу, различные естественные препятствия — овраги, болота, чащи и тому подобное. Узнайте все о местном транспорте, населенных пунктах, дорогах, тропах, лесах. Не забудьте спросить о магазинах, столовых, пекарнях. Обязательно свяжитесь с лесничеством и сообщите о предстоящем походе. Вам помогут уточнить маршрут, чтобы в пути не повредить природу, подскажут удобные места привалов. Если путь ваш пройдет по заповедникам, дадут специальное разрешение, без которого нельзя собирать здесь лекарственные растения, заготовлять дрова для костра. Составьте график движения: разбейте маршрут по дням, определите расстояния дневных переходов, ориентировочно наметьте места стоянок, пополнения запасов.

Опытные туристы советуют вычертить схему маршрута — наглядную иллюстрацию к графику движения — и на ней точно показать весь путь группы. При составлении маршрута нужно точно установить часы выхода и возвращения, чтобы успеть отдохнуть после похода. Нормой для начинающих туристов считаются 10—15 км в день. Более опытные туристы могут проходить в день по 25 км. Определите задание, что вы успеете сделать в походе, исходя из длительности пешего перехода: учтите время, которое займет осмотр интересных мест, остановки и привалы, купание, игры и т. п. Желательно, чтобы разработкой и обсуждением маршрута занимались все участники похода. Если же маршрут разрабатывает один руководитель или подготовительная группа, необходимо сообщить всем подробные сведения о предстоящем путешествии. Задолго до выхода следует зарегистрировать поход. Если он займет не больше пяти дней, достаточно встать на учет в своем учебном заведении (университет, школа, оздоровительный лагерь). Если маршрут рассчитан на большее время, зарегистрироваться нужно в МЧС, в туристской организации: в клубе или на станции юных туристов.

Комплектование туристских групп

Комплектование группы важный момент в работе ее руководителя. От численности группы, социального, возрастного состава ее участников во многом зависит успешность прохождения маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависит сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. Однако руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом, мягко, но настойчиво и последовательно формировать навыки поведения туристов. Чтобы поход прошел хорошо, коллектив должен быть однородным по силам и интересам. Участие слишком многих людей быстро выявляет различие вкусов и их физической подготовки. Одни активны, им хочется больше увидеть, других привлекают длительные остановки; одни ходят быстро, другие медленно.

Поэтому максимальное число участников путешествия — не более 25—30 человек. Однако, если записалось очень много ребят, волноваться не следует: в процессе подготовки часть из них отсеется по различным причинам (одного родители не отпустят, другой сам передумает). В походе хороши такие ребята, которые не спихивают с себя лишние заботы, не откажутся поднести рюкзак заболевшего товарища, не спасуют, не бросят в беде, с которыми, как говорят бывалые солдаты, можно смело идти в разведку. Поэтому перед походом обсудите и утвердите каждого. При этом учтите его интересы и склонности. Например, если планируется краеведческий поход, то очень нужны ребята, имеющие навык следопытской работы, члены исторического кружка или музейной секции. В путешествии ни в коем случае не должно быть «пассажиров». Каждому — конкретное дело, у каждого — определенные обязанности.

Задача руководителя туристской группы — сплотить в единый дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению: пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и коммерсантов, для этого ему следует изучить социально-психологические особенности каждого туриста. Кроме того, руководитель группы должен: . уметь максимально сглаживать и (или) ликвидировать конфликты, возникающие как внутри группы, так и вне ее; . принимать меры для сплачивания коллектива группы; . определить в составе группы неформальных лидеров, которые могут (или не могут, или не хотят, т.е. противодействуют) помочь руководителю группы в его работе, а если есть «оппозиция» - найти способы ее нейтрализации. Мотивация комплектования туристов в группы может быть самой различной, например, исходя из общих интересов.

Так, лыжники, грибники, любители рыбной ловли, как правило, для путешествия используют выходные дни, каникулы, праздники. Путешествие таких групп людей лучше организовать на автобусах, в поездах местного и пригородного сообщения, а также на морских и речных судах. Группы туристов могут быть объединены одной профессией, родом занятий. Для студентов и школьников эти путешествия служат одной из форм учебы и практики, дают возможность увидеть многое из того, что они изучают на уроках географии, краеведения, зоологии, ботаники, истории. Кроме того, при комплектовании групп следует учитывать не только общность интересов ее членов, но и время, удобное для поездки. Для школьников и студентов — это каникулы, для большинства работающих — время отпусков.

От численности группы во многом зависит эффективность организации и проведения похода. Если группа малочисленна, труднее организовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Чрезмерно большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Наконец, многочисленные группы туристов наносят значительный вред окружающей среде. Практика показывает, что оптимальный численный состав туристской группы в походе колеблется в пределах от 6 до 10 человек, а для туристской группы, принимающей участие в походе выходного дня, некатегорийном походе или путешествии, он должен быть не менее четырех и не более 50 человек. Правилами проведения туристских спортивных походов установлен минимальный состав участников: в походах низших категорий сложности — от 2 до 4 человек; в группах туристов — школьников — 8 человек, кроме лыжных и горных.

В зависимости от возрастного состава и сложности похода максимальное количество участников может составлять от 12 до 30 человек. Требования к руководителям и участникам туристско-спортивных походов предъявляются в зависимости от категории сложности маршрута. При формировании туристской группы для совершения путешествия по категорийным маршрутам необходимо учитывать опыт участия в походах руководителя-инструктора, количественный состав группы и минимальный допустимый возраст участников. Участники категорийных походов и путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать и знать правила спасения утопающих, а туристы, путешествующие зимой и в периоды межсезонья - иметь опыт организации полевого ночлега. Участники категорийных походов и путешествий должны обладать специальными знаниями и навыками, а также иметь соответствующий опыт участия в тех или иных видах походов и путешествий (водных, горных, лыжных и т.д.).

Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход или путешествие. В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия руководитель может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника (врача, медсестры). Каждый турист на маршруте выполняет ту или иную общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Руководитель маршрута продумывает предложения по распределению обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы. При этом надо учитывать пожелания и способности каждого.

В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных «должностей»:

. староста — первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий или замыкающий. Кроме того, староста оказывает помощь руководителю в организации туристов, в поддержании дисциплины и порядка в группе, а в отдельных случаях замещает отсутствующего руководителя туристской группы;

. ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода. Наблюдает за состоянием снаряжения, руководит всеми ремонтными работами, а по окончании похода сдает все в туристский клуб или в пункт проката;

. ответственный за питание должен быть энергичный, расторопный и аккуратный турист. Он организует получение необходимого количества продуктов, их упаковку. Он также распределяет весь запас перемещаемых продуктов между участниками. На маршруте ведет учет расходования продуктов в соответствии с раскладкой по дням, ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами. Выдает продукты дежурным. В помощь ему обычно выделяют 2—3 человек;

. казначей составляет смету, производит все денежные расчеты, ведет строгий учет расходов, собирает и подшивает для отчетности документы — транспортные билеты, квитанции, копии товарных чеков; . спортивный организатор проводит утреннюю зарядку, организует спортивные игры и соревнования на привалах. Хранит и отвечает за спортивный инвентарь;

. санитар отвечает за соблюдение режима дня, санитарное состояние туристов, хранит и пополняет аптечку, выдает медикаменты. Он заботится о качестве продуктов, о соблюдении питьевого режима. Он же оказывает первую помощь; . культорганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия;

. фотограф снимает все интересные моменты путешествия, готовит фотографии для отчета;

. летописец пишет путевые заметки, составляет отчет о походе. В зависимости от целей похода у участников могут быть и другие «должности», например, механик, краевед, топограф, метеоролог ответственные за сбор гербариев, лекарственных трав, коллекций минералов и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов. Все участники поочередно несут дежурство.

Глава 1. Теоретические основы организации спортивного туризма

Основные понятия и определения спортивного туризма

Спортивный Туризм - это вид спорта - соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.).

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм - вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. При этом под "земной поверхностью" подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.



Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.

В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет. Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

Становление и развитие спортивного туризма

Спортивный туризм сравнительно молодой феномен в отечественной истории развития туристского движения, зародившийся в конце XIX века. Туристско-спортивное движение в России того времени не приобрело массового характера, оставаясь делом небольшого круга людей. Это было связано с целым рядом причин: экономических, психологических и т.д. Мешали этому и искусственно создаваемые ограничения на занятия спортом (в том числе и туризмом). После установления в стране власти большевиков государство стало уделять больше внимания вопросам физической культуры и спорта. В стране началось создание системы массового физического воспитания. Параллельно этому шел процесс отсечения ранее существовавших организаций, не вписавшихся в новую систему.

Однако, в то время, в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в РОТ (Российское общество туристов), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов . По счастливой случайности Российское общество туристов избежало участи иных буржуазных спортивных организаций и не было ликвидировано в первые годы советской власти. Напротив, это объединение было включено в государственную систему всеобщего физического воспитания. Отчасти это произошло благодаря усилиям людей, которые занимались организационными вопросами движения, его становлением: Н. Крыленко, И. Тамму, А. Фрумкину, В. Немыцкому и т.д. . Но РОТ не стало единственной организацией, объединявшей участников туристского движения в стране. Туристские группы создавались на базах экскурсионных организаций Наркомпроса, НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), при краевых исполкомах и других государственных учреждениях. Еще в 1918 г. при Наркомпросе была создана первая советская туристская организация «Бюро школьных экскурсий Наркомпроса», а в 1920 г. - «объединенное лекционно-экскурсионное бюро» - прообраз современных туристско-экскурсионных учреждений .

XX век истории развития спортивного туризма характеризуется тремя основными периодами: довоенным, предвоенным, послевоенным.

В довоенный период в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристско-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное управление, а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. В 1929 г. РОТ было переименовано в ОПТ, которое ставило перед собой следующие задачи: знакомство со страной с целью самообразования; развитие нравственных и физических качеств; лучшее использование возможностей отдыха; а также оказание помощи отсталым народам в освоении культурного наследия; проведение исследовательской работы по выявлению естественных богатств страны. В своей работе ОПТ опиралось на ячейки в учреждениях, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах; отделения ОПТ окружного и областного масштаба имелись во всех республиках. Разрабатывались маршруты, издавалась методическая литература. В 1930 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР на базе ОПТ и АО (Акционерное общество) «Советский турист» было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). ОПТЭ осуществляло большую работу по вовлечению населения в турпоходы и экскурсии, по развитию сети турбаз и маршрутов . В то же время широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско-юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников. Начали создаваться секции туризма в ДСОи коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939 г. был введен значок «Турист СССР», в 1940 г. учреждено звание инструктора по туризму. Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта», в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М. Губанов. В том же году постановлением Центральной избирательной комиссии СССР руководство работой в области туризма было возложено на ВЦСПС. В это время туристское движение внутри страны приобрело массовый характер: в туристских клубах и ячейках занималось уже 500 тыс. человек, против 5 тыс. в 1914 г. Туризм стал распространенным видом отдыха сотен тысяч людей. Вместе с тем существовало еще немало проблем, среди которых особо выделялась неразвитость материально-технической базы. Но, несмотря на это, туристское движение благодаря, прежде всего, энтузиазму отдельных людей продолжало расти и крепнуть . В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО («Готов к труду и обороне» - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях).

В предвоенный период в самодеятельных походах - дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн. человек. Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Увеличение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными спортивными походами потребовало упорядочения системы подготовки на основе единых нормативных требований.

После окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (Центральный комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи) предпринял широкомасштабные действия по развитию туризма в стране. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получили создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов, местом работы маршрутно-квалификационных комиссий по видам туризма, являлись организаторами спортивного туризма. Впервые спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой развитие маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов.

Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма. С середины 50-х годов началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления - спортивного туризма. В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. Туризм стал действительно массовым.

В 1962 решением ВЦСПС ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление) были преобразованы в ЦСТЭ, республиканские и областные советы, в ведение которых полностью перешел самодеятельный туризм. При ЦСТЭ и советах на местах начали работать секции и комиссии по видам туризма, создавались областные и городские туристские клубы. Начиная с 1965 года стали функционировать разрядные требования, включавшие присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол «4 от 19 марта 1965 года») .

С 1970 ежегодно организуются всесоюзные соревнования на лучший туристский поход. Туристские походы были включены в физкультурно-спортивный комплекс ГТО. С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981 г. преобразованы в Чемпионаты СССР, республик и т.п. (Постановление ЦСТЭ, протокол №16 б п. 5 от 22 мая 1980 г., согласованное с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР). Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980 г., протокол №6, призеры чемпионатов СССР награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах ежегодно участвовало 100-150 команд. В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа - Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах. Председателем Федерации был избран С.В. Журавлев - зам. председателя Всесоюзного совета ДСО профсоюзов .

В 1985 г. Федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах - республиканскими, краевыми и областными. Председателем Федерации стал известный турист, заслуженный мастер спорта В.Д. Тихомиров. К концу 80-х годов в системе советов по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. На различного уровня семинарах, школах, сборах подготовлено более 500 тыс. инструкторов, руководителей походов, судей соревнований. В спортивных походах ежегодно участвовало более 200 тысяч туристов спортсменов (около 20 тысяч туристских групп) .

На рубеже 80-90-х годов на территории бывшего СССР действовало более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов. В 1990 году звание мастер спорта было присвоено 124 туристам, 1-3 разряд - 80 тысячам туристов, а значок «турист СССР» был вручен 250 тысячам туристов.

В 1992 г. после распада СССР был создан Международный туристско-спортивный союз, а в 2002 году была учреждена Международная Федерация спортивного туризма, объединившая туристов стран СНГ и Прибалтики. Туристско-спортивный союз и федерация спортивного туризма России стала работать при Госкомспорте России. Президентом стал ЗМС (Заслуженный мастер спорта) И.Е. Востоков .

Начиная с 1994 г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма. Головной организацией является общественная организация - Туристско-спортивный союз России (Федерация спортивного туризма). Сокращенно - ТССР .

Начиная с 1998 года, СТ прошел критическую точку своего падения; наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре, спорту и туризму, усилиям общественного туристского актива и, самое главное, желанию самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного туризма .

В России по количеству занимающихся, спортивный туризм входит в десятку мест среди всех видов спорта. В 2008 по официальной статистике Минспорттуризма это более 340 тысяч спортсменов, а с учетом массового физкультурного движения, включающего детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм - более 3 млн. человек .

На сегодняшний день спортивный туризм, в современном обществе, проявляет себя как один из важнейших видов туристской деятельности, являющийся для многих людей неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, эффективным средством восстановления физического и психического здоровья, а также необходимым условием увлекательного проведения своего свободного времени. Это целое социальное движение, важнейшей целью которого является формирование здорового образа жизни каждого конкретного человека и общества в целом.

Но вместе с тем начиная с 2009 г. имеет место тенденция к недопониманию важности этого движения. Накопился ряд проблем, которые ведут к снижению статуса спортивного туризма, разрушению движения и вида спорта, снижению безопасности, что не соответствует национальным интересам страны. Имеет место тенденция к игнорированию и пренебрежению мнением общественных спортивных организаций. На утверждение нормативов - правил и разрядных требований и других документов уходят года. Имеет место боязнь ответственности чиновников и недоверие к общественности, что блокирует решения, принятия нормативных документов и развития данного вида спорта. В течение последних трех лет не утверждаются разрядные требования по спортивному туризму по базовой группе дисциплин «маршрут» за совершение спортивных маршрутов (походов), ликвидированы звания Мастер спорта и Мастер спорта международного класса, не присваиваются даже юношеские разряды. Все это ведет к снижению безопасности и росту травматизма на маршрутах из-за снижения управляемости движения, так как отсутствие должных стимулов приводит к росту числа неорганизованных «диких», нерегистрируемых групп, не выполняющих жесткие требования безопасности правил соревнований. Снижение мотивации влияет как на участников, так и на тренеров. Спортсмены, имеющие спортивные звания всегда являлись примером и движущей силой в воспитании молодежи. Данная позиция противоречит основным направлениям национальной политики, поставленных президентом РФ Д.А. Медведевым по поднятию массовых видов спорта, оздоровлению и социальной поддержки населения, вызывая большой отрицательный общественный отклик. Недостаточна государственная поддержка туристических спортивных организаций. Практически отсутствует финансирование соревнований и других туристских мероприятий. Как и раньше имеет место тенденция развития за свой счет .

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что СТ - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции. Можно выделить три основных периода истории возникновения спортивного туризма в России - довоенный, предвоенный и послевоенный. Рассматривая данные периоды, прослеживается определенная тенденция развития спортивного туризма: широкое распространение спортивно-туристской индустрии - переход от профессионального подхода к спортивно-туристским мероприятиям к самодеятельному - широкомасштабные действия по развитию данного туризма в стране.

Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя-первопроходца. Что же касается непосредственно развития данного вида туризма, то здесь прослеживается ряд определенных тенденций. Если в 90-е годы спортивный туризм в основном развивался с помощью финансовых средств государства, то в современности взамен государственным средствам стали коммерческие - т.е. развитие за свой счет. Тем самым бюджетное финансирование сократилось до минимума. Помимо сокращения бюджета, резко сократилось количество занимающихся спортивным туризмом, происходит заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. Так же немало важной тенденцией является проблема выхолащивания основной сути спортивного туризма - природной среды его обитания. Появляются мероприятия, которые трудно назвать туристскими. Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации государственной политики в области социально-ориентированного спортивного туризма, в настоящее время не гарантирует его развитие. Имеет место тенденция к недопониманию важности туристско-спортивного движения, в основном со стороны органов власти. Однако в последнее время наметились и положительные тенденции в его развитии, в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием данного туризма.

Виды спортивных туров

Цель спортивных туров - приключения, преодоление трудностей. Активные туры подразделяются по средствам передвижения.

Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных - рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют спелеотуризм - посещение пещер, альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара - и дельтапланеризм и др.).

Виды спортивного туризма

По видам передвижения выделяются:

Автомототуризм - путешествия (походы) по избранному маршруту на автомобилях и мотоциклах личного пользования;

Велосипедный туризм (велотуризм) - один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие "велосипедный туризм" многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма;

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг;

Парусный туризм - путешествие по внутренним водным путям и в прибрежных водах морей и океанов на парусных судах;

Конный туризм (верховой туризм) - путешествие на лошадях верхом или в экипажах. Один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на лошади маршрутов, содержащих специфические для конного туризма препятствий (перевалы, леса, реки);

Лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи;

Мотоциклетный туризм;

Пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности;

Горный туризм - пешие походы в условиях высокогорья;

Спелеотуризм - разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер - спелеологией.;

Комбинированный туризм - вид соревнований по спортивному туризму, заключающийся в прохождении экстремально ориентированной дистанции, сочетающей в себе несколько видов туризма, и отработкой по спасению, жизнеобеспечению и выживанию в природной среде.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

Детский туризм;

Юношеский туризм;

Взрослый туризм;

Семейный туризм;

Туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма: путешествия (в том числе - одиночные путешествия); экстремальный туризм; дисциплина дистанции; дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе; короткие маршруты в классе спортивных походов.

Формы и виды деятельности:

· организация спортивных походов и путешествий;

· проведение спортивных и научных экспедиций;

· проведение чемпионатов и соревнований, включая международные;

· проведение спортивных школ по подготовке кадров - инструкторов и гидов-проводников спортивного туризма;

· коммерческий спортивный туризм;

· организация ярмарок, слетов, туриад;

· ведение банков данных коллективных членов, новинок туристского снаряжения, маршрутов, перевалов, вершин и др. технически трудных препятствий;

· деятельность по учету и присвоению спортивных, инструкторских и судейских званий;

· организация детско-юношеского и семейного туризма.

Одним из самых динамичных и активных видов спорта является спортивный туризм, тренировки по которому проходят в условиях естественной среды. Смысл его заключается в том, чтобы преодолевать препятствия, созданные самой природой. Маршруты спортсменов могут пролегать через пещеры, перевалы, горные вершины, водные пороги, каньоны и через искусственные рельефы.

Спортивным туризмом в России занимается уже не одно поколение людей. Благодаря им данный вид спорта постоянно развивается и усовершенствуется. Занимаясь спортивным туризмом, спортсмены постоянно находятся в особой атмосфере, которая располагает их не останавливаться на достигнутых результатах.

Спортивный туризм начал свое существование в середине 20 века, а в 1949 году был занесен в Единую всесоюзную классификацию. Первые соревнования прошли в 1970 году посвященные туристическому походу. На этом туристическом сайте рассказано очень много о спортивно туризме.

Многие любители спортивного туризма состоят в некоммерческих клубах. Но им можно заниматься и самостоятельно. Спортивному туризму присвоен государственный номер 0840005411Я, который говорит о его включении во Всероссийский реестр видов спорта.

Подразделяется спортивный туризм на несколько самостоятельных видов, которые перечислены ниже.

Велосипедный туризм;
Туризм, связанный с авто – и мототехникой;
Водный туризм, который подразделяется на отдельные категории;
Конный туризм;
Парусный туризм;
Туризм, связанный с прохождением маршрутов на лыжах;
Пешеходный туризм;
Высокогорный туризм;
Комбинированный туризм;
Спелеотуризм.

Спортивным туризмом могут заниматься люди разных возрастов. Так проходят соревнования в детской, юношеской и взрослой возрастной категории.

Очень популярен семейный спортивный туризм. Данный вид спорта вызывает огромный интерес среди людей с ограниченными возможностями.

Спортивный туризм имеет несколько направлений, которые постоянно развиваются, например:

Групповые и одиночные путешествия;
Из видов спортивных походов популярны короткие маршруты;
Дисциплина дистанции;
Экстремальный туризм;
Прохождение маршрутов на искусственном рельефе в закрытом помещении.

Спортивный туризм имеет разную степень сложности, которая зависит от области похода, возраста участников (походы детских и юношеских групп имеют до трех степеней сложности), от вида препятствий и многих других факторов. При этом каждое направление данного вида спорта подразделяется еще на несколько категорий. Так, например, лыжный и велосипедный туризм подразделяется на шесть категорий сложностей, а конный имеет три.

Каждый спортсмен может претендовать на присвоение ему какой-либо категории разряда, которая говорит об уровне его мастерства. В спортивном туризме можно получить разряд от третьего юношеского до мастера спорта международного класса.

По каждому направлению спортивного туризма проводятся обязательные соревнования, которые подразделяются на классы и социально-возрастные виды.



mob_info