Все о лыжных секциях в школе. Лыжная подготовка в школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №55

Лыжи и лыжный спорт в нашей жизни

Мы научились кататься на лыжах, когда нам было по 7 лет. У нас в школе лыжная подготовка является обязательной частью уроков физкультуры зимой. Как только выпадает снег, в нашем посёлке Медведево маленьких и больших лыжников можно встретить на спортплощадке, в лесу. Нам стало любопытно, кто и когда изобрёл лыжи? Сколько видов лыж существует в современном мире? И зачем лыжи смазывают? Мы решили провести исследование. Мы научились кататься на лыжах, когда нам было по 7 лет. У нас в школе лыжная подготовка является обязательной частью уроков физкультуры зимой. Как только выпадает снег, в нашем посёлке Медведево маленьких и больших лыжников можно встретить на спортплощадке, в лесу. Нам стало любопытно, кто и когда изобрёл лыжи? Сколько видов лыж существует в современном мире? И зачем лыжи смазывают? Мы решили провести исследование.

Введение

Расширить область личных знаний по теме “Лыжи”.

  • Расширить область личных знаний по теме “Лыжи”.
  • Найти ответы на возникшие вопросы.
  • Определить опытным путём влияние лыжных мазей на скольжение.
  • Выяснить отношение детей к спорту.
  • Доказать ребятам на своём примере важность физкультуры и спорта в нашей жизни.

Цели исследования:

Собрать сведения из истории о лыжах.

  • Собрать сведения из истории о лыжах.
  • Узнать какие виды лыж бывают.
  • Выяснить влияние лыжных мазей на скольжение.
  • Научиться на практике подготавливать лыжи к катанию.

Задачи исследования:

Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека. Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека. В далекие исторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было очень трудно. Тогда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам. История лыж насчитывает несколько тысячелетий. Это подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Много веков спустя, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, затем военными в России.

История возникновения лыж

Существует несколько видов лыж, все они предназначены для разных целей, имеют разную форму, длину, вес, используются в различных видах спорта.

С момента изобретения лыж, люди стремились улучшить их скольжение. С момента изобретения лыж, люди стремились улучшить их скольжение. В древние времена лыжи подбивались звериными шкурами. Такое покрытие обеспечивало хорошее скольжение вперед, не допуская при этом обратного проскальзывания. Со временем люди придумали смазывать лыжи воском и салом, при этом скольжение значительно улучшилось.

Лыжная мазь

В наше время никто не обрабатывает лыжи натуральными жирами, все пользуются специальными лыжными мазями. Современные мази подразделяются на два вида: смазки скольжения и смазки держания. Каждая лыжная мазь применима при определённой температуре воздуха.

Деревянные лыжи должны быть пропитаны специальной смолой, тогда они не промокают при катании в тёплые дни и снег к ним меньше прилипает.

  • Деревянные лыжи должны быть пропитаны специальной смолой, тогда они не промокают при катании в тёплые дни и снег к ним меньше прилипает.
  • Пластиковые лыжи хорошо скользят, но - в обе стороны. Поэтому для классического хода на центральную часть лыжи нужно накладывать смазку держания. На остальную поверхность смазку скольжения. При коньковом ходе всю поверхность лыж нужно покрывать смазкой скольжения.

Опытным путём нами установлено:

Данный набор Gounde pack для смазки лыж включает красную мазь для погоды (+1° – 0°), фиолетовую для (0° – 3°), синюю для (– 3° – 9°) и пробку-растирку. На практике в разную погоду я использовал все виды мази и выяснил: Данный набор Gounde pack для смазки лыж включает красную мазь для погоды (+1° – 0°), фиолетовую для (0° – 3°), синюю для (– 3° – 9°) и пробку-растирку. На практике в разную погоду я использовал все виды мази и выяснил:

  • Если лыжи проскальзывают при классическом ходе, нужно положить под колодку поверх старой более теплую мазь и растереть её пробкой.
  • Если лыжи едут плохо или совсем не едут, значит мазь была выбрана неправильно и не соответствует температуре воздуха. Нужно старую мазь убрать скребком и наложить новую.
Лыжи - очень нужный и полезный вид спорта. Ходьба на лыжах укрепляет организм, развивает выносливость, силу и ловкость.
  • Лыжи - очень нужный и полезный вид спорта. Ходьба на лыжах укрепляет организм, развивает выносливость, силу и ловкость.
  • Людям любого возраста лыжный спорт обеспечивает бодрость и жизнерадостность, восстанавливает хороший сон и аппетит.
  • Катаясь на лыжах, люди учатся преодолевать трудности, закаляют свой характер, это особенно важно для детей.

Лыжи и здоровье

Спорт в моей жизни Занятия в спортивной секции Участие в районных соревнованиях Лыжные гонки на призы Г.Ф.Ильина II место Участие в районных соревнованиях Лыжня России – 2018 II место Спорт в моей семье Яковлев Иван Александрович Бояринцева Галина Егоровна Мои достижения Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека.
  • Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека.
  • В современном мире насчитывается более пяти разновидностей лыж используемых для различных целей и в различных видах спорта.
  • Для улучшения скольжения лыж необходимо правильно использовать специальные лыжные смазки.
  • Ходьба на лыжах укрепляет здоровье.

Значение проекта Нам хотелось бы, чтобы наш личный пример увлёк одноклассников, чтобы они наглядно увидели, что достигнуть заметных результатов и в спорте, и в учёбе, нельзя случайно.

Яковлев Александр, ученик 7 класса

Руководитель – Белкова Валентина Ивановна, учитель физической культуры

Ресурсы:

  • 1. Журнал “Лыжный спорт”;
  • 2. Свободная энциклопедия Википедия (Интернет сайт).
  • Физическая культура 8-9 классы Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич

Планирование учебной работы. Содержание школьной программы по лыжной подготовке. Особенности организации, методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

Анализ учебных задач и планов по физической культуре для учеников.курсовая работа

Основы организации и методики лыжной подготовки в школе: содержание школьной программы и организация уроков. Правила техники безопасности, спортивный инвентарь и одежда. Методика обучения лыжным ходам и его связь с развитием физических качеств детей.курсовая работа

Изучение типологии и структуры уроков, формы организации учебных занятий. Экзамен как форма заключительной проверки и оценки знаний учащихся. Исследование организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая.курсовая работа

Формы построения занятий. Урок как основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение. Требования, предъявляемые к уроку физической культуры, его структура и характеристика частей.

Классификация уроков в зависимости от задач.курсовая работа

Виды и структура уроков по спортивной гимнастике. Конспект урока по физической культуре во 2 классе. Место лыжной подготовки, спортивных игр, плавания в физической подготовке учащихся.

Возрастные особенности мальчиков и девочек в младших классах.курсовая работа

Условия для проведения урока лыжной подготовки, соблюдение техники безопасности. Изучение техники основных лыжных ходов, их видов и применений. Система оценивания техники и описание основных ошибок.

Основные правила соревнований по лыжным гонкам.реферат

Роль факультативных занятий в учебном процессе. Рассмотрение планов факультативных занятий по психологии для учащихся подросткового возраста. Методика реализации программы урока "Тайны моего Я", составленной с учетом информационной нагрузки школьника.курсовая работа

Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление. Принципы организации внеурочных занятий. Схема деятельности учителя при подготовке внеклассного мероприятия.

Виды и формы организации внеурочных занятий на начальном этапе обучения.реферат

Общая характеристика форм и систем обучения в средней школе. Раскрытие содержания урока как основной формы проведения занятий в классно-урочной системе обучения. Анализ видов и особенностей проведения различных типов нестандартных уроков физики в школе.курсовая работа

Исследование методов педагогической организации занятий по подготовке к единому государственному экзамену в школе. Обоснование способов анализа результатов ЕГЭ по физике. Ознакомление с планом занятий для учеников средней школы по теме "Механика".контрольная работа

Анализ положительных и отрицательных сторон урока как традиционной формы обучения. Определение понятия и оценка признаков нетрадиционного урока. Особенности проведения уроков-игр, занятий-дискуссий и уроков-экскурсий, их роль в образовательном процессе.статья

Роль игр в формировании двигательной активности учащихся и сохранении их здоровья. Основное содержание программы физического воспитания в школе. Игры-аттракционы и аттракционы с различным инвентарем или без него для учащихся средних и младших классов.доклад

Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Методика чтения лекции. Основные правила проведения практических, семинарских и лабораторных занятий в учебных группах.

Методика организации и управления учебной дискуссией.магистерская работа

Сущность урока как основной формы учебных занятий. Изучение классификации уроков. Рассмотрение типологии уроков и способов их проведения в зависимости от выбора вида урока.

Влияние вида урока на восприятие учащихся и количество усвоенного материала.реферат

Значение и основные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста, характеристика их психофизиологического развития. Нетрадиционные формы занятий: анализ передового опыта, методика проведения и психологическое обоснование заинтересованности.дипломная работа

Основное направление работы по физическому воспитанию в школе - задачи учителя физкультуры и формы организации уроков. Разработки занятий и внеклассных мероприятий для младших школьников с целью развития подвижности детей основной и медицинской группы.отчет по практике

Разработка методики организации и проведения занятий по теме "Менеджмент предпринимательской деятельности" в старших классах общеобразовательной школы. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе. Разработка дидактической игры для занятий.курсовая работа

Выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в современной школе. Характеристика современного урока, описание его нестандартных форм. Внеурочные формы: экскурсия, факультативы.курсовая работа

Теоретические основы внеклассных мероприятий и физического развития. Характеристика внеклассных занятий по физической культуре. Организация и проведение спортивных соревнований в школе.

Руководство, планирование и контроль внеклассной работы в школе.дипломная работа

Разработка программы занятий химического кружка для учащихся восьмого и девятого классов. Методы укрепления положительной мотивации к изучению химии как естественной науки. Формы проведения занятий, межпредметные связи химии, биологии, физики, экологии.разработка урока

Материал allbest.ru

Занятия лыжной подготовки в школе

Разделы: Спорт вшколе издоровьедетей

В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время.

А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.

Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут.

Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки.

Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.

Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.

Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро) . Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.

Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.

Задачи:

  • Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.
  • Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах) .
  • Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание) .
  • Развивать выносливость.

Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:

  • Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже) ;
  • Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.

Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах.

На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.

Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.

Классификация лыжных ходов в школьной программе.

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Лыжный спорт | Физкульт УРА

Submitted by admin on чт, 26/11/2009 - 5:31pm

В пособии изложены основные вопросы истории возникновения и развития лыж и лыжного спорта, техника и методика обучения способам передвижения на лыжах, организация и методика проведения уроков лыжной подготовки в школе. Отдельные главы посвящены общим основам методики тренировки в лыжном спорте, методике тренировки школьников, а также организации и проведению соревнований по лыжным гонкам и т.д.

Учебное пособие может быть использовано также учителями общеобразовательных школ, тренерами ДЮСШ, студентами и преподавателями средних педагогических учебных заведений.

Информация о книге: Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

Содержание: Глава I. История лыжного спорта Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж Применение лыж в военном деле Развитие лыжного спорта в дореволюционной России Развитие отечественного лыжного спорта после 1917 г. Лыжный спорт в послевоенные годыГлава II. Основы техники передвижения на лыжах Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах Классификация способов передвижения на лыжах Определения, термины и понятия техники лыжного спорта Силы, действующие на лыжника, и их характеристика Основные элементы техники передвижения на лыжах Основы техники спусков и поворотов в движении Особенности анализа техники передвижения на лыжахГлава III. Основы обучения в лыжном спорте Двигательные навыки и их характерные черты Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников Принципы обучения

Подробней на сайте www.fizkult-ura.ru

Методические особенности уроков лыжной подготовки. - Популярные статьи - Библиотека международной спортивной информации

Впереди – третья четверть, самая продолжительная. Большая часть уроков физкультуры в это время посвящена лыжной подготовке. Эти уроки стоят особняком в школьной программе, так как проводятся на свежем воздухе.

Как организовать такие занятия? В чем заключаются особенности программы и методики ее преподавания?

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-й классы. Уроки лыжной подготовки проводятся в третьей четверти после зимних каникул в объеме 16 ч в каждом классе.

Программой предусмотрены: овладение умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах; формирование навыков самостоятельных занятий; сообщение учителем теоретических сведений; повышение общей работоспособности; развитие основных физических и морально-волевых качеств.

Лыжи – не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности он охватывает спортсменов-любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывают волю и характер.

Система уроков лыжной подготовки в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы старшеклассники стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам с учениками младших классов. Кроме того, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших классах, когда проводятся сдвоенные уроки. Один такой урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий лыжами, не способствует закреплению изученного материала и поддержанию необходимого темпа развития физических качеств.

Вместе с тем, программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к занятиям лыжами, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования сводятся к следующему:

1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.

2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению его качества.

3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку на уроке лыжной подготовки в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохождения. Во 2-х классах дистанция для девочек и мальчиков составляет 1 км, в 6–8-х классах – 2 км, в 8–9-х классах – 3 км, в 10–11-х классах – для девушек – 3 км, для юношей – 5 км.

Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, внесенные в них, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; это относится не только к содержанию учебного материала по лыжной подготовке, но и к последовательности изучения способов передвижения на лыжах от 1-го до 11-го класса.

Основная направленность на увеличение нагрузки при занятиях лыжами заключается в постепенном увеличении длины дистанции: от 1 км в 1-м классе до 12 км у юношей и 5 км у девушек в 11-м классе.

Программой предусматривается тесная связь уроков лыжной подготовки с внеклассной работой по этой теме. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные Дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе обращается на формирование у учащихся навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.

В сельской местности и особенно в малокомплектных школах, где нет условий для углубленного изучения других разделов программы по физическому воспитанию: гимнастике, спортивным играм, плаванию и т.д., – часы, отведенные для этого, целесообразно использовать на лыжную подготовку.

В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей страны с сильными морозами в январе и феврале, нужно лыжную подготовку проводить сразу, как только появится устойчивый снежный покров, и в конце зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно повышает качество подготовки.

Особенности методики

Уроки в начальной школе

Уроки лыжной подготовки в начальной школе имеют очень большое значение: в это время изучаются основы техники передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков лыжной подготовки в школе.

В начальной школе эти уроки проводятся 2 раза в неделю по 45 мин., сдваивать их запрещается. Два урока очень хорошо способствуют повышению общей работоспособности детей школьного возраста. В 1-м классе на этих уроках необходимо научить школьников правилам обращения с лыжным инвентарем, дать им первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с ними «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2–3 км.

Лыжная подготовка в 1-м классе начинается с вводного урока, первая часть которого отводится на беседу (10–15 мин.) . Большое значение для обеспечения высокой эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и показать, как держать палки: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами: большим, указательным и средним.

Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале – оставшуюся часть можно использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений.

В 1 2-м классах школьники изучают следующие способы передвижения на лыжах:

    управление лыжами при поворотах на месте;

    передвижение ступающим и скользящим шагом;

    преодоление небольших подъемов и спуск с пологих склонов;

    поворот переступанием в движении (2-й класс) .

Для того чтобы успешно решить поставленные задачи, все школьники, независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться, должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.

В 1-м классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-м классе ставится задача его освоения, в 3–4-х классах продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.

При совершенствовании техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не следует сильно сгибать в коленях. В 1-м классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься на пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.

В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движении, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим шагом в движении – один из самых распространенных при спуске со склонов по пологой дуге.

Уроки в 5–9-х классах

Школьные программы на это время планируют большой объем нового учебного материала в разделе «лыжная подготовка». В 5–6-х классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода.

Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5–8-х классах , параллельно идет изучение способов подъема, спуска и поворота в движении, преодоления неровностей склонов и попеременного четырехшажного хода. При изучении и совершенствовании попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что, в свою очередь, существенно влияет на длину скользящего шага.

Отталкивание ногой должно быть направлено вперед-вверх, в момент его окончания голень, бедро и туловище составляют прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и впоследствии приводят к возникновению ошибок в других фазах хода: это слишком длинный и глубокий выпад, прогибание туловища при отталкивании, а также направление толчка преимущественно вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода, и незаконченный толчок. В этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет назад-вверх.

Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5-м классе с бесшажного хода. Такой ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.

В начале обучения в 6-м классе главное – овладеть схемой движения в одновременном двухшажном ходе. Изучение хода обычно идет достаточно успешно. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе, учитель обычно обращает внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, преждевременная постановка маховой ноги на снег при выносе вперед, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

В 7–8-х классах продолжается исправление ошибок, и параллельно начинается изучение одновременного одношажного хода – основной и стартовый варианты. При изучении одновременного такого хода может возникнуть несогласованность работы рук и ног.

Коньковый ход – новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса . Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают его.

Главное при изучении конькового хода – освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

В 5 8-х классах продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором, а также изучение и совершенствование стоек спуска и поворотов в движении. Важным этапом является преодоление неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором.

Осваивая подъемы «полуелочкой», следует сосредоточить внимание на кантовании отводимой лыжи – это сразу улучшает устойчивость и создает уверенную опору.

Наиболее сложным для изучения в этих классах является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению.

К окончанию лыжной подготовки в 8-м классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В 9-м классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Переходы с хода на ход изучаются в этот год после повторения попеременных и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановить навыки в технике передвижения.

Уроки в 10–11-х классах

На уроках в 10–11-х классах основное внимание следует обратить на совершенствование изученных ходов и их применение в соответствии с рельефом местности, состоянием внешнего покрова и другими географическими условиями.

Для учеников старших классов, овладевших основными способами передвижения на лыжах, изучение приемов преодоления препятствий не составляет большого труда. При совершенствовании способов передвижения на лыжах необходимо выбрать место для занятий с разнообразным рельефом так, чтобы стимулировать постоянную смену ходов и различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного покрова.

Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В домашние задания включают упражнения на развитие физических качеств, в первую очередь выносливости и быстроты прохождения отрезков с максимальной скоростью.

Развитие физических качеств

На уроках лыжной подготовки особое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышение уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал для развития физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий, чтобы ученики могли дополнительно к двум урокам в неделю провести еще одно-два занятия на лыжах в свободное время.

Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с 1-гокласса длительное передвижение на лыжах и преодоление коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе дистанция передвижения в медленном темпе с 1 км в 1-м классе постепенно увеличивается до 3 км в 4-м классе.

При длительном передвижении на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя друг друга и не мешая.

Начиная с 5-го класса дистанции, которые школьники проходят с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8-му классу 4 км у мальчиков и 3 км у девочек. Но на уроках нет времени для увеличения нагрузки в этом отношении, так как значительная часть времени уходит на обучение способам передвижения.

На уроках учащимся необходимо ознакомиться с переменным методом тренировки, включая прохождение дистанции с ускорением на отрезках 300–500 м у мальчиков и 250–300 м у девочек.

В старших классах нагрузка увеличивается: юноши в 11-м классе должны проходить дистанцию до 12 км с учетом выбора оптимального темпа, девушки – до 5 км. В старших классах планируется передвижение в переменном темпе, а также повторное прохождение отрезков с соревновательной и максимальной скоростью.

Развитие физических качеств также осуществляется на уроках. Для этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств достигаются повышением общей и моторной плотности урока.

Выводы

Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно сделать вывод: каждый будущий учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки лыжной подготовки станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными.

Способы передвижений на лыжах

Коньковый ход

Почему появились коньковые ходы и какие преимущества они дают лыжникам? После того как появились «быстрые» пластиковые лыжи, отлично скользящие парафины, а лыжни, прокладываемые ратраками и «Буранами», стали плотными, жесткими, с широкой укатанной обочиной, возникли условия для возникновения коньковых ходов.

В это время большую популярность приобрели лыжные марафоны на дистанции от 50 до 100 км. На таких дистанциях невозможно сохранить смазку на лыжах, идти попеременным ходом продолжительное время. Тут-то лыжники и вспомнили о давно известном коньковом ходе.

Классические ходы:

Материал с сайта bmsi.ru

Наверняка нет в нашей стране человека, который не знал бы, что такое лыжи. Каждый из нас так или иначе сталкивался с этим видом спорта: может быть, в школе, или на зимних прогулках с друзьями, или же хотя бы по телевизору. Тем более что в России, с её снежными зимами, лыжи являются очень популярным времяпрепровождением.

Тем более что в России, с её снежными зимами, лыжи являются очень популярным времяпрепровождением.

Но как же зародился лыжный спорт? Давайте окунёмся в историю и узнаем краткую «биографию» лыж.

Где появились и как развивались лыжи?

У этого спортивного инвентаря, как и многих других предметов, есть свои «предки». Так, родоначальниками нынешних лыж были специальные приспособления, которые помогали древним людям передвигаться по снегу. Как вы понимаете, вначале лыжи служили далеко не спортивным целям – они просто помогали людям эффективнее и быстрее двигаться, охотиться, и так далее.

По некоторым данным, самые первые лыжи были найдены именно в России около 4000 (!) лет назад.

Примерно с VI века нашей эры стали появляться первые письменные свидетельства использования лыж, всё так же в целях более быстрого передвижения на снегу. Поскольку конструкция лыж являлась очень простой, а сам инвентарь давал большие возможности, вскоре он завоевал популярность во многих странах по всему миру.

Ну а первое использование лыж в спортивных целях относится уже к XVIII веку, когда в Норвегии стала проводиться лыжная спортивная подготовка, и вслед за этим – первые соревнования на лыжах.

С тех пор лыжный спорт стал интенсивно развиваться, и теперь практически в каждой стране, особенно в тех, где зимы похожи на наши, есть лыжные клубы, базы, и регулярно проводятся соревнования по этому виду спорта, который также давно включён в список «школьных» спортивных дисциплин.

Зачем нужны лыжи в школе?

Уроки физкультуры состоят из набора элементов, взятых из различных видов спорта, например, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, и так далее. Программа оставляется так, чтобы учащиеся могли развиваться физически разными путями, и попробовали себя в большом количестве спортивных направлений.

Включение лыж в школьную программу помогло расширить список школьных спортивных дисциплин, и разнообразить занятия спортом для детей.

Поэтому теперь с наступлением зимнего сезона дети под руководством учителя выходят на улицу, и начинают постигать азы лыжной подготовки. Кому-то это нравится, кому-то – не очень, однако при грамотном подходе учителя, а также при наличии удобного и безопасного инвентаря привить любовь к лыжам можно абсолютно каждому ребёнку.

Чем полезен лыжный спорт для детей?

Как для детей, так и для взрослых тренировки на лыжах являются очень полезным во всех отношениях времяпровождением. Среди положительных сторон лыж можно отметить следующие:

    Физическое развитие. Ходьба на лыжах укрепляет мышцы и скелет, помогает разработать равновесие, координацию и ловкость. Отлично влияет на суставы и связки. Несмотря на кажущуюся простоту занятий, при лыжных тренировках задействуется большое количество мышц, весь организм учится работать слаженно и точно.

    Польза для здоровья. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Кроме того, такие тренировки заставляют активно работать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что является первоклассной профилактикой от болезней. Также занятия на лыжах – это отличное «лекарство» от лишнего веса, и люди, с детства практикующие этот вид спорта, будут с большой вероятностью избавлены от проблем с весом в дальнейшем.

    Польза для психики. Даже недолгие прогулки на лыжах способны поднять настроение и зарядить энергией надолго! Это происходит из-за того, что во время ходьбы на лыжах на свежем морозном воздухе организм активно вырабатывает эндорфины (гормоны счастья), нормализуя психическое состояние, и даря огромное количество сил. Для школьников, проводящих много времени в душных классах, сидя за партами или дома за домашним заданием, это особенно необходимо.

Обзор московских спортивных детских школ, которые готовят лыжников-гонщиков, биатлонистов и даже ачери-биатлонистов, подготовленный корреспондентом газеты "КоммерсантЪ-Спорт" Евгением Денисовым.
Места, где можно по-настоящему встать на лыжи и взять палки в руки.

Занятия лыжным спортом – незаменимое средство для физического совершенствования подрастающего поколения. Поэтому ничего удивительного, что многие родители желают поставить своих чад на беговые лыжи. Спортивные школы Москвы, в которых они могут это сделать, обошел корреспондент "Ъ-Спорта" Евгений Денисов.

Школы для всех

Судьба лыжного спорта в России непроста. Он не входит в число так называемых элитных видов спорта, как, например, футбол, хоккей или теннис, а значит, вынужден довольствоваться крайне скудной государственной подпиткой. В борьбе за сердца подрастающего поколения ему приходится выдерживать острую конкуренцию со стороны различного рода экзотики, как то: тайский бокс, сквош, хитбол, керлинг и т. д. (занятия которыми, кстати, стоят немалых денег, в то время как лыжные секции все еще остаются бесплатными). Наконец, череда допинговых скандалов, в последние годы изрядно подсбившая отечественную лыжню, также вроде бы не должна способствовать его популяризации в России. Однако... Как говорят директора многих московских лыжных школ, поток желающих записаться в секции из года в год не только не ослабевает – что было бы вполне логично, учитывая сложившуюся ситуацию,– а возрастает, хотя и невысокими темпами. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) готовы принять в свои ряды всех, кто хочет заниматься лыжами, и, что важно, без предварительного отбора. Это в советские времена попасть в СДЮШОР было довольно сложно: в лучшие секции страны попадали только самые способные ученики обычных ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ). Сейчас эта система комплектования уже не действует – очевидно, по причине скромных возможностей школьных бюджетов, больше не тянущих расходы на поиски талантов по всей стране. Даже самые сильные на сегодняшний момент лыжные СДЮШОР России – "Планерная", "Бабушкино" и СДЮШОР #111 (Зеленоград) – берут детей, что называется, с улицы, в том числе и ни разу не стоявших на лыжах. Впрочем, конечно, это не исключает возможность приглашения одаренных учеников из других школ.

Через тернии – на лыжах

9-10 лет – идеальный возраст для начала занятий в лыжной секции. Впрочем, при должной предварительной физической подготовке в школу можно прийти и позже, однако, как показывает практика, московским детям в силу неблаготворной для здоровья обстановки столичного мегаполиса занятия лучше начинать пораньше. Запоздалое поступление в СДЮШОР не будет также иметь большого значения, если приоритетной задачей является не профессиональная карьера, а, скажем, хорошее физическое состояние. Ведь, как известно, лыжи благотворно влияют на работу сердца, укрепляют мышечную ткань, дыхательную и нервную системы, а также развивают координацию движений. Родителям, готовящимся отдать свое чадо в лыжную школу, прежде всего необходимо знать, что это возможно только при отсутствии у него соответствующих медицинских противопоказаний. Для этого необходимо сводить его к врачу, который и должен дать ответ на вопрос, можно ли ребенку попробовать себя на лыжах или нет. Если здоровье никак этому не препятствует, то с зачислением в секцию трудностей не возникнет. Однако успешное начало вовсе не означает, что и в дальнейшем хлопоты, связанные с пребыванием начинающего лыжника в секции, будут обходить заботливых родителей стороной. Одной из важнейших проблем, сопровождающих обучение, является обеспечение юниоров необходимым инвентарем. Недостаточное финансирование позволяет СДЮШОР покупать снаряжение только для наиболее талантливых учеников, уже добившихся определенных успехов в своих возрастных категориях. Новичкам же на казенные две пары лыж и палок (для классического и свободного стиля), ботинки, крепления, специальный костюм, шапочку и т. д. обычно рассчитывать не приходится. Правда, в некоторых школах, как, например, в СДЮШОР "Бабушкино", новобранцы получают всю необходимую экипировку, однако, вполне подходящая для тренировок, уровню даже внутришкольных соревнований она уже не соответствует. Все расходы на качественный инвентарь (за редкими исключениями) покрываются из семейного бюджета. Стоимость полного комплекта снаряжения в столичных магазинах может колебаться от $500 до $1500, причем раз в один-два года его необходимо частично обновлять. К слову, инвентарь не единственное, за что придется платить родителям. Периодически СДЮШОР может проводить длительные сборы на удаленных базах, и далеко не всех учеников она везет туда за свой счет. Тем, чьи отпрыски в число счастливчиков не попадут, придется выделить еще $350 – столько составляет цена обычного трехнедельного сбора.

Путь юниора

Уже в первый год обучения ученику СДЮШОР предстоит заниматься два-три раза в неделю, во второй – три-четыре, в третий – четыре-пять и т. д. К последнему году обучения, когда молодому спортсмену уже 16-17 лет, возможен вариант и с шестью занятиями в неделю, особенно если он подает большие надежды. Кстати, закончить обучение позволяют всем ученикам независимо от степени их одаренности – разумеется, при условии соблюдения режима. Однако личные показатели играют большую роль, когда после окончания школы встает вопрос о продолжении карьеры. В училища олимпийского резерва – следующий после СДЮШОР этап подготовки – берут только самых талантливых выпускников, по большей части кандидатов в мастера спорта и выше. Немаловажную роль при поступлении играет и общее образование – помимо физнормативов абитуриенты должны сдать биологию и русский язык. В рейтинге российских школ, готовящих наибольшее количество перворазрядников и обладателей различных званий, не имеет себе равных СДЮШОР "Бабушкино", ежегодно выпускающая 10-15 кандидатов в мастера спорта и одного-двух мастеров спорта. 27 воспитанников этой школы в течение последних 10 лет стали мастерами спорта и мастерами спорта международного класса. Среди них член олимпийской сборной России на Играх в Альбервиле Татьяна Подмазо. Практически все лучшие бабушкинцы работали в группе заслуженного тренера России Андрея Бояринова. Говоря о тренировочных базах, где готовятся спортсмены, приходится признать, что Москва в этом отношении – не самый лучший город. Поэтому многие школы хотя и базируются в столице, но предпочитают готовить лыжников на ее окраинах или в Подмосковье – в Тушине, Митине, Красногорске, Зеленограде, Химках и т. д. Иногда подготовка спортсменов может переместиться и за пределы Московской области – например, на базы Мурманска или Пскова, куда, скажем, выезжает "Планерная". Летом в школе практикуются выезды в Воронеж, Остров, Калугу и другие города, где есть подходящие лыжероллерные трассы. Ученикам, показывающим на тренировках хорошие результаты, СДЮШОР предоставляет возможность попробовать свои силы в различных турнирах. Прежде всего это юниорское первенство Москвы, на котором соревнуются лучшие воспитанники столичных лыжных школ. В свою очередь, лучшие из них попадают в сборную Москвы – команду, которая через турниры "Юта-Москва", проводящиеся два раза в год, имеет выход на международную арену. Кроме того, проявить себя на межнациональном уровне юниоры могут на ежегодных Европейских играх, на которые со всей России отбираются всего шесть человек – трое юношей и три девушки. Вершиной спортивной карьеры ученика СДЮШОР может стать участие в чемпионате мира среди юниоров. Последний такой чемпионат проводился в феврале нынешнего года в Норвегии. Сборная России, за которую выступала воспитанница зеленоградской школы Анна Слепова, смогла завоевать на нем золотую и серебряную медали в индивидуальной гонке на 5 км. А четыре года назад верхней ступени пьедестала на юниорском первенстве добилась еще одна москвичка – Екатерина Счастливая, тренировавшаяся в СДЮШОР "Бабушкино".

На лыжню – с луками и винтовками

Некоторые московские СДЮШОР помимо лыжников готовят и биатлонистов. Самая большая московская школа биатлона "Тушино" набирает учеников в основном девятилетнего возраста. Медицинские требования к юношам и девушкам, готовящимся записаться в школу, такие же, как и в лыжных СДЮШОР. Что касается мест тренировок, то, как говорят в школе "Тушино", полноценные занятия ни в Москве, ни в области проводить невозможно: нет профессиональных стрельбищ. Поэтому в школе практикуются частые сборы на базе в Тверской области, располагающей подходящими полигонами. В последние годы ученики этой школы не раз становились призерами различных российских и международных турниров. Самого большого успеха добился Алексей Прокунин, который помимо званий чемпиона и обладателя Кубка России в 1998 году завоевал золото чемпионата мира – все в юниорской категории. Для любителей экзотики в столице имеются секции ачери-биатлона, в котором вместо винтовок используются луки. Один из центров подготовки лыжников-лучников есть в СДЮШОР "Бабушкино", воспитанник которой Петр Салов является чемпионом мира опять-таки среди юниоров.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д. Учащиеся получают сведения по теории лыжного спорта, приобретают практические навыки передвижения на лыжах, выполняют контрольные упражнения. Оздоровительное значение лыжного спорта объясняется благоприятной гигиенической обстановкой занятий, вовлечением в активную двигательную деятельность всех основных мышц, интенсивной работой органов дыхания, кровообращения. Лыжные прогулки – прекрасное средство активного отдыха. Пребывание на свежем воздухе закаляет организм, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. Лыжные оздоровительные прогулки доступны людям всех возрастов. Лыжи, кроме чисто спортивных целей, имеют и большое прикладное значение. Их используют как средство передвижения в труднодоступной местности охотники, геологи, полярники, военнослужащие.

3 слайд

Описание слайда:

История лыжного вида спорта Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом. Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. Историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников. Первое употребление слова "лыжи" на Руси относится к XIIв. Митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху употребляет слово "лыжи«. Народный эпос северных стран часто представлял богов на лыжах, что считалось одним из главных достоинств, например, норвежский бог лыж и охоты Улл. Вынужденная потребность первобытного человека в изобретении и применении лыж зимой для добычи пищи в дальнейшем явилось основой для их широкого развития. Кроме бытовых нужд и охоты лыжи стали использовать как средство связи и в военном деле. В Никоновской летописи за 1444г. описывается успешный поход московской лыжной рати на защиту Рязани от татарского царевича Мустафы из Золотой Орды. Лыжи использовались в армиях ПетраI и ЕкатериныII. В седую древность веков уходят корни народных потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований. Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.

4 слайд

Описание слайда:

Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922г.), Швеции - массовая лыжная гонка "Васалоппет" (с 1922г). В конце XIXв. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924г. в Международную лыжную Федерацию. Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910г. - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897г. создается клуб лыжников "Полярная звезда" в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910г. лыжные клубы г.Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований - восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на "Северных играх". Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях - 30, 60 и 90км. Выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря. До начало первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России.

5 слайд

Описание слайда:

Экипировка лыжника При выборе лыж надо учитывать их гибкость, легкость, прочность. Две лыжи, сложенные скользящими поверхностями, должны иметь весовой прогиб в 5-7 см в области грузовой площадки. Их длина должна соответствовать росту и весу лыжника. Самый простой и доступный способ ее определения таков: лыжу ставят впереди скользящей поверхностью от себя, поднимают прямую руку вверх – носковой прогиб должен касаться ладони поднятой руки. Лыжные палки изготавливают из дюралюминиевых или стальных трубок, а в последнее время из стеклопластика. Чтобы правильно подобрать палки, надо поставить их на жесткую опору: ручка должна доходить до плечевого сустава. Ботинки на лыжах зажимаются специальными креплениями. Самые удобные и надежные – жесткие рантовые. Одежда лыжника должна быть теплой, легкой и не стеснять движений: лыжный костюм или шерстяной свитер и брюки, куртка из ветрозащитной ткани, спортивная шапочка, шерстяные варежки. Обувь также должна быть легкой, с прочной подошвой и широким передним рантом, на один размер больше повседневной, чтобы можно было надеть шерстной носок.

6 слайд

Описание слайда:

Основная направленность Классы 5 6 7 8 9 На освоение техники лыжных ходов Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палочки», «С горки на горку» и др. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская гонка» и др. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции. Игры: «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон» Попеременный четырехшажный ход. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. На знания физической культуры Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашнего заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

7 слайд

Описание слайда:

Попеременный двухшажный ход. Этот ход применяется на равнине и пологих подъемах. В цикл движений входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Отталкивание ногой является ведущим в скользящем шаге. Для субъективной оценки четкости отталкивания ногой может быть ощущение отталкивания «через большой палец стопы», что особенно хорошо воспроизводится и имитации скользящего шага на месте и в движении. В то время когда лыжник начинает отталкивание одной ногой, другая выполняет маховое движение. Маховое движение ногой неразрывно связано с отталкиванием другой ногой. После окончания отталкивания нога поднимается над лыжней на 25-30 см. Грубейшей ошибкой при выполнении махового движения является двухопорное скольжение. Эта ошибка отрицательно влияет на эффективность отталкивания ногой и махового движения. Отталкивание рукой является одним из важнейших элементов в попеременном двухшажном ходе. Правильное выполнение отталкивания рукой позволяет поддержать и увеличить скорость. Постановка лыжной палки на опору происходит после окончания свободного скольжения и осуществляется несколько согнутой (135-140) в локтевом суставе руки. Распространенной ошибкой является сгибание руки в локтевом в момент начала отталкивания. Не следует отбрасывать руку после окончания отталкивания назад-вверх. Это приводит к увеличению давления на скользящую лыжу и потери скорости передвижения. Необходимо помнить, что работа рук осуществляется строго вперед-назад. Любое отклонение в сторону в момент постановки или при отталкивании приводит к лишней трате энергии, направленной на формирование боковых (ненужных) составляющих отталкивания рукой. Маховое движение рукой осуществляется из крайнего заднего положения практически выпрямленной в локтевой суставе рукой. Вынос руки производится вдоль тела. Кисть руки должна проходить рядом с бедром. Рука выносится до уровня глаз. Работа рук и ног в скользящем шаге взаимосвязана.

8 слайд

Описание слайда:

Одновременный бесшажный ход. Этот ход получил широкое применение в условиях передвижения по равнине на хорошо подготовленной твердой лыжне. Передвижение бесшажным ходом на лыжах осуществляется только за счет отталкивания палками, без использования скользящего шага. Высокая скорость передвижения поддерживается за счет мощного отталкивания руками или за счет частоты движений (толчков). Постановка лыжных палок на снег выполняется резким ударным движением. Такой «удар» с последующим созданием жесткой системы руки – туловище снижает давление на лыжи, что уменьшает силу трения лыж о снег и тем самым способствует увеличению скорости скольжения. Следует стремиться к энергичному давлению на палки. В конце отталкивания руки выпрямляются полностью и составляют прямую линию с палками. После отталкивания руками ноги остаются слегка согнутыми в коленных суставах. Если лыжные палки выносятся кольцами далеко вперед-вверх, то в этом случае происходит как бы «натыкание» на лыжные палки, что заметно снижает общую скорость передвижения. Для того, чтобы избежать этой ошибки, необходимо приучиться выносить палки вперед, удерживая их за рукоятки плотно всей кистью, не допуская при этом выноса палок кольцами вперед. «Проваливание» плеч между рукоятками палок в начале отталкивания следует отнести к наиболее грубым ошибкам. Причиной его является широко разведенные в момент постановки палок на снег. Очень важно в совершенстве научиться отталкиваться одновременно двумя руками, так как правильное мощное отталкивание – основа эффективности передвижения.

9 слайд

Описание слайда:

Подъем «полуелочкой». Этот способ используется при некрутых склонах. Используют его при подъеме наискось склона. У поднимающегося на некрутой склон одна лыжа продвигается вперед прямо, а другая отводится носком наружу и ставиться на внутреннее ребро.

10 слайд

Описание слайда:

Торможение плугом Применяется при прямых спусках и позволяет одновременно тормозить обеими лыжами. Для этого задники лыж нужно развести в стороны, носки соединить. Наружные ребра лыж приподнять, а внутренние несколько нагрузить. Лыжник чуть уменьшает наклон туловища, затем отклоняется назад, чтобы при торможении не упасть вперед. Руки с палками немного вытянуты вперед, кисти сближены. Разведение лыж осуществляется плавным давлением каблуков ботинок наружу. Угол разведения лыж и крутизна кантования зависят от скорости лыжника на спуске, характера снежного покрова, торможения.

11 слайд

Описание слайда:

Одновременный двухшажный ход Этот способ передвижения на лыжах используются на пологих спусках. После сильного толчка руками следует скольжение на обеих лыжах, поставленных параллельно. Затем – два шага с выносом палок вперед. Одновременно с отталкиванием палками ноги ставят опять параллельно друг другу и скользят по инерции.

12 слайд

Описание слайда:

Торможение и поворот упором Торможение упором Тяжесть тела сосредоточена на верхней лыже, скользящей на внешнем ребре. Нижняя лыжа, загруженная от тяжести тела и поставленная под уклоном к направлению движения, «прочесывает» своим внутреннем ребром поверхность снега, создавая торможение. Поворот «упором» При выдвижении тормозящей лыжи вперед и большей загрузке ее тяжестью тела происходит поворот.

13 слайд

Описание слайда:

Подъем елочкой При подъеме в гору часто пользуются способом «елочкой». Этот способ применяется при подъеме в гору в прямом направлении. Носки лыж должны быть разведены, а сами лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали. Задние концы лыж не должны перекрещиваться. Палками нужно энергично отталкиваться позади себя. Ни в коем случае при подъеме нельзя опираться на палки перед собой: если лыжи соскользнут назад, можно неожиданно для себя упасть, так как позади не будет опоры. С увеличение крутизны склона носки лыж разводятся еще шире, а сами лыжи еще больше ставятся на ребро, увеличивается и опора на палки.

14 слайд

Описание слайда:

Одновременный одношажный ход Этот способ передвижения на ровных участках трассы наиболее распространен. Передвижение одновременным одношажным ходом происходит за счет мощного отталкивания ногой и как бы продолженного затем отталкивания руками. Для того, чтобы отталкивания было сильным и мощным, необходимо полностью перенести тяжесть тела на толчковую ногу, освободив при этом вторую – маховую ногу. Только при этом условии можно добиться высокой эффективности толчка ногой. Основное внимание уделяется умению согласованно выносить руки с палками вперед. Если отталкивание ногой сопровождается хорошим маховым выносом рук, то это значительно увеличивает силу толчка и эффективность хода в целом.

15 слайд

Описание слайда:

Преодоление бугров и впадин Приближаясь к бугру, надо чуть приподняться и в момент наезда на него сгруппироваться, а миновав его, снова выпрямиться. Иной порядок движения при преодолении впадин. Подъезжая к ней, лыжник приседает, проезжая – выпрямляет ноги, в момент выхода из впадины вновь приседает.

16 слайд

Описание слайда:

Одновременный одношажный ход. Скоростной (стартовый) вариант. Этот вариант отличается от изученного раннее тем, что, завершив толчок руками и выпрямившись при скольжении на двух лыжах, лыжник начинает отталкивание ногой и вынос рук вперед. Эти действия происходят одновременно, то есть окончание толчка ногой совпадает с окончанием выноса рук. Далее следует свободное скольжение, которое заканчивается постановкой палок. Палки ставятся на снег под острым углом, и сразу же с одновременным активным наклоном туловища вперед начинается отталкивание ими. Частота шага в скоростном варианте на 20 – 30% больше, чем в основном.

17 слайд

Описание слайда:

Коньковый ход. За последние годы передвижения на лыжах коньковым ходом получило широкое распространение. Применять этот ход можно не на каждой трассе. Дистанция для конькового хода должна быть подготовлена специально. Ширина трассы не менее 2,5 м, она должна быть плотно укатана. Особые требования коньковый ход предъявляет и к лыжному инвентарю. Лыжи должны быть на 10-15 см короче, которые соответствуют росту лыжника, а палки же, наоборот, на 5-10 см длиннее. Основное отличие конькового хода от классического хода в том, что отталкивание производится скользящим упором. Сначала нужно научиться делать толчок ребром лыжи. Для этого можно использовать подводящие упражнения, которые выполняют без палок. Поворот переступанием после спуска в правую и левую сторону, затем на равнине поворот переступанием по кругу; Поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра лыжи при спуске, затем на равнине. После освоения отталкивания скользящим упором нужно научиться переносить массу тела с ноги на ногу, выполняя следующие упражнения Поочередно отталкивание ногами с внутренного ребра лыжи при спуске (затем на равнине), но с подведением толчковой ноги к опорной (без палок); Передвижение коньковым ходом с одной палкой (со спуска, на равнине).

18 слайд

Описание слайда:

После этого переходят к освоению согласования работы рук и ног, применяя такие упражнения; Передвижение коньковым ходом без палок с попеременной работой рук (со спуска и на равнине). При выполнении упражнения массу тела с ноги на ногу переносят постепенно; Передвижение одновременным двухшажном коньковым ходом (сначала со спуска, затем на равнине и в подъем). При этом палки ставят на снег равномерно: вначале ставят на снег палку, одноименную толчковой ноге. Применяют два варианта конькового хода. Первый – с двусторонним отталкиванием лыжами назад – в сторону. На ровных участках после каждого толчка ногой лыжник еще отталкивается одновременно двумя руками, при небольших подъемах – попеременно одной и другой рукой. Второй вариант – с односторонним отталкиванием ногой и одновременным толчком обеих рук. Через некоторое время лыжник обычно производит смену толчковой ноги.

19 слайд

Описание слайда:

Вначале нужно научиться скользить на лыжах без палок, попеременно отталкиваясь внутренними ребрами лыж. Отталкиваться надо сначала несильно, потом все сильнее. Важно добиться четкого переноса тяжести тела с ноги на ногу. Затем к толчкам ног добавляют одновременно отталкивания палками. В заключении разучивается коньковый ход с попеременным отталкиванием палками. Следует запомнить, чем острее угол между толчковой и скользящей лыжами, тем выше скорость. Идеальный коньковый ход – это бег на почти параллельных лыжах. Технику конькового хода следует отрабатывать на невысоких скоростях. Только почувствовав до конца координацию движений рук и ног, можно увеличивать скорость. Для того чтобы овладеть коньковым ходом, нужно развивать гибкость, силовую выносливость и другие физические качества.

20 слайд

Описание слайда:

Поворот «плугом» Применяется в тех случаях, когда надо круто изменить направление, а место поворота ограничено (довольно глубокий снег), и надо сбавить скорость. Этот поворот выполняемый по принципу руления лыжами, начинается с разведения в стороны пяток лыж, переноса тяжести тела на внешнюю лыжу и при необходимости также активного вращения туловища в направлении поворота лыж. При повороте от склона до пересечения линии спада внутренняя по отношению к дуге поворота, нижняя по положению на склоне лыжа становится на ребро круче, чем внешняя (верхняя) лыжа. Это делается для того, чтобы внутренняя лыжа не соскальзывала в сторону от направления дуги поворота, а внешняя более легко и быстро, чем внутренняя, проскальзывала по дуге поворота. После пересечения линии спада положение лыж на ребрах меняется.

21 слайд

Описание слайда:

Попеременный четырехшажный ход Он сложен по ритму, согласованию рук и ног (на два отталкивания руками – четыре шага). С шагом левой и толчком правой ноги вперед выносится левая палка концом назад. С шагом правой ноги вперед выносится левая палка кольцом назад, а правая палка – кольцом вперед. Скольжение на правой ноге, левая палка выносится кольцом вперед. С третьим шагом. (левой ноги) правая палка ставится на снег и начинается отталкивание ею. Заканчивается толчок правой рукой. С четвертым шагом правой ноги левая палка ставится на снег и выполняется отталкивание левой ногой, заканчивается толчок левой рукой.

22 слайд

Описание слайда:

Переход с попеременных ходов на одновременные Переход без шага. После окончания толчка левой ногой учащийся скользит на правой, левая вынесена вперед, быстрым движением правая рука догоняет левую, обе палки ставятся на снег одновременно, и ими осуществляется отталкивание. Переход через шаг. Учащийся выполняет его на протяжении одного шага. Закончив толчок левой ногой, он скользит на правой, левая рука вперед, кольцо палки посылается от себя. Во время скольжения на правой ноге одноименная рука выносится вперед. После окончания скольжения начинается толчок правой ногой, во время которого и при переходе к скольжению на левой ноге обе палки подготавливаются для постановки на снег, чтобы выполнить толчок обеими руками одновременно. С постановкой палок на снег выполняется одновременный толчок руками, и правая нога приставляется к опорной. Переход через два шага выполняется на протяжении первых двух скользящих шагов. После завершения толчка левой ногой лыжник скользит на правой, с вынесением вперед левой рукой, правая рука также выносится вперед, но кольцо остается сзади. За время отталкивания правой ногой и скольжения на левой лыжник готовит для постановки на снег обе палки. С начала толчка левой ногой обе палки ставятся на снег от себя и затем переходят в удобное для начала толчка руками положения. Выполняется отталкивание двумя руками, и левая нога приставляется к опорной.

23 слайд

Описание слайда:

Основная направленность Классы 10 11 На освоение техники лыжных ходов Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши) Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил на дистанции, лидирование, обгон, финиширование и др. прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши) На знания о физической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях



mob_info