Влияние физической культуры на организм подростка. Влияние физических упражнений на здоровье подростка

Необходимым условием гармоничного развития школьника является двигательная активность. Последние годы в силу большой учебной нагрузки в школе и дома других причин у большинства школьников отмечается дефицит времени, недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 80 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении – сидя. Даже у младших школьников двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 11 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой, а весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие проявляется так же сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. На фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см в массе тела 0,7 кг. А у девочек – соответственно 0,9 см и 1,3 кг. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, – это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см, масса тела – на 8 – 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см, сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра. В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, – на 13 кг, а у занимавшихся, кроме уроков физкультуры, ещё и спортом на 23 кг.

Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», – признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни - это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура - является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к сожалению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных игр. Два раза в год с детьми проводится диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем.

Планируем индивидуальную работу с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений, упражнений, упражнений у детей формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают аппетит, повышают работоспособность, укрепляется нервная система.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Физическое воспитание ребенка в семье имеет очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья, закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; разносторонне физическое развитие; владение определенным кругом знаний в области физической культуры; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям, в том числе к будущим повышенным умственным и физическим нагрузкам в школе.

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» - все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей - не должно быть противоположных распоряжений (мама - «хватит бегать»; папа - «побегай еще минут пять»). Если это происходит - ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравится подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но какие-то качества, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».

Совет. 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удач!

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

  1. Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
  2. Соблюдайте режим дня.
  3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

    Любите своего ребенка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.

  4. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз
  5. Не бывают плохих детей, бывают плохие поступки.

    Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

  6. Личный пример здорового образа жизни - лучше всякой морали.
  7. Используйте естественный фактор закаливания - солнце, воздух, вода.

  8. Помните: простая пища полезнее для здоровья, искусные яства.
  9. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.
  10. для ребенка - совместная игра с родителями

жизни у детей

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача - сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье - залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

НИПК и КРО

Кафедра физической культуры и спорта

ПЛАН

1. Введение

2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм

3. Физические упражнения и ритм жизни школьников

3.1. О режиме дня

3.2. Гигиена умственного труда

3.3. Правила питания

3.4. О привычках вредных и полезных

4. Двигательная активность

5. Заключение

6. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня обостряется проблема о сохранении и улучшении здоровья современных школьников . Всем известно, что успеваемость и качество выполняемой работы в школе напрямую зависит от самочувствия школьника,

от состояния его здоровья.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал

бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах , независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия».

В наши дни всё больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам . Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности , гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - уменьшение частоты сердечных сокращений в покое как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект , связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

В любом возрасте, особенно в период интенсивного роста, с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости- показатели жизнеспособности организма. Многочисленные исследования врачей и ученых свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

ВЛИЯНИЕ ОЗЛОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью , усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат, пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат . Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ШКОЛЬНИКОВ.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью, поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

3.1. О режиме дня.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям , к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются по нескольким группам. Особое значение среди них имеют суточные , или циркадные , ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность , меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 часам, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 час. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 часов (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены - в 2 часа ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая - в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни школьника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

3.2. Гигиена умственного труда.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа : чтение художественной литературы , разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением» , так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У школьников - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык . В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 часа.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При деятельности такого рода происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь школьникам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 часа, а при третьем виде умственной деятельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 10 минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха . Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый М. Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

Музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины , которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить её. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не

должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку . Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклонённым туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

1) Втягиваться в работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

2) Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным учёный считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3) Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4) Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

3.3. Правильное питание.

Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть того, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания . Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Средняя потребность организма в белках составляет 1-1,3 г на килограмм массы тела. Для школьников , активно занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион школьника следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры - наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент - жирные кислоты - являются незаменимой составной частью пищи.

Линолевая кислота находится преимущественно в растительных маслах. Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30-40 % растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1-1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с нишей.

Особую роль играет витамин С - аскорбиновая кислота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает работу нервной системы, печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям, ускоряет восстановление после физических нагрузок.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы, принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6-2 мг в день, достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями , при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании .

3.4. О привычках полезных и вредных.

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности , вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени , как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию .

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям . Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно определить, насколько сокращается возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20-25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4-6 лет, выкуривающий 10-19 сигарет - на 5-7 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон адреналин , излишек которого вызывает сужение сосудов.

У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Печален факт распространенности этой привычки у школьников.

Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, более замедленного протекание восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота. Нужно всеми методами искоренять эту привычку у школьников.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка , вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления школьниками (чаще старшеклассниками) алкогольных напитков.

При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность .

Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. У некоторых школьников бытует мнение , что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво .

Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей. Жизненно важно для таких людей - включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность . Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу , сидя за партой или учебным столом.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника , особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется также в сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы . Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека, и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью .

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде , в результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких .

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-З0 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья , за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья , создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Советская система физического воспитания . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1975.

2. Настольная книга учителя физической культуры . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Психология . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1987.

4. Л . А. Лещинский. Берегите здоровье . М.: «Физкультура и спорт», 1995.

Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к сожалению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных игр. Два раза в год с детьми проводится диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем.

Планируем индивидуальную работу с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений, упражнений, упражнений у детей формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают аппетит, повышают работоспособность, укрепляется нервная система.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Физическое воспитание ребенка в семье имеет очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья, закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; разносторонне физическое развитие; владение определенным кругом знаний в области физической культуры; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям, в том числе к будущим повышенным умственным и физическим нагрузкам в школе.

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» - все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать»; папа – «побегай еще минут пять»). Если это происходит – ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6 . Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравится подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но какие-то качества, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7 . Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8 . Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».

Совет. 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10 . Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удач!

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

    Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

    Соблюдайте режим дня.

    Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

    Любите своего ребенка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

    Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз

    Не бывают плохих детей, бывают плохие поступки.

    Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

    Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.

    Используйте естественный фактор закаливания – солнце, воздух, вода.

    Помните: простая пища полезнее для здоровья, искусные яства.

    Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе.

    для ребенка – совместная игра с родителями

жизни у детей.

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

XII Районная научная конференция молодых исследователей научно -социальной программы «Шаг в будущее»

Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростка

ученица 10 класса

Руководитель: Иванова Нина Юрьевна,

учитель физической культуры

п. Сергино 2014

Через занятия физической культурой и спортом формируются и воспитывается у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, приобщение к разумной физической активности, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Неблагоприятное влияние на организм оказывает недостаточная работа отдельных мышечных групп. Последствием этого бывают расстройства в отдельных частях тела, отражающиеся на всём организме. Так, при продолжительном неподвижном сидячем положении без перерывов для активного отдыха в виде движений всего организма нарушается кровообращение брюшных органов (желудка, кишечника и печени), в результате чего могут появиться нежелательные последствия, связанные с основной функцией кишечного тракта.

Наиболее важным в мышечной системы детей и подростков является упражнение её, тренировка, которая постепенно вовлекает отдельные мышечные группы (в их взаимной связи) в движения и тем самым обеспечивает развитие мускулатуры и совершенствует моторику.

Цель исследования: « Рассмотреть и выявить влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков » .

Актуальность данного исследования состоит в том, что систематически, постепенно нарастающая, но в то же самое время строго дозированная тренировка отдельных мышечных движений в процессе тренировок делает движения привычными, лёгкими и приятными. Если эти занятия не чрезмерны во времени и по нагрузке, то они у тренированного ребёнка и подростка обычно не вызывают утомления. В связи со сказанным становится очевидным огромное гигиеническое и физиологическое значение тренировки мышечной системы. Таким образом, ученик способен создать мышечной системе благоприятный воспитательный фон и избежать различных спортивных травм.

Методы исследования: В данной работе проводился теоретический анализ анатомической характеристики мышечной системы подростков. Использовались методы групповой деятельности, тесты в начале работы и по окончании работы над проектом. Можно сделатьвывод , что мышцы выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечно - сосудистой и дыхательной систем Мышца является активным элементом аппарата движения.

«План исследования»

Деятельность мышц органически связана с работой головного мозга и нервов, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Как уже было отмечено упражнение мышц содействует развитию коры больших полушарий мозга. Воспитание психических качеств, таких, как восприятие, память, воля, связано с рациональным физическим воспитанием. Работа головного мозга протекает продуктивнее тогда, когда усиливается его питание доставляемой к нему кровью. Таким образом умеренные физические нагрузки активизируют психическую деятельность.

Так, например, тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Мышцы у детей отличаются по своему строению, составу и функциям от мышц взрослого. Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также экстраактивными и неорганическими веществами.

Вышесказанное определило тему исследования: «Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростков».

Задачи:

1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы подростков .

2. Проанализировать значение занятий физических упра жнений на организм подростков.

3. Обосновать значение занятий физических упражнений как основной вспомогательный фактор.

Объект исследования: учащиеся спортивной школы основной группы п.Приобье, воспитанники лыжной секции МКОУ « Сергинская средняя общеобразовательная школа», учащиеся общеобразовательной школы контрольной группы МКОУ «Сергинская средняя образовательная школа» .

Предмет исследования: состояние мышечной системы при физической нагрузке и в покое. В качестве гипотезы исследования второстепенной задачей стало предположение, что организм подростка, на который оказывается регулярная физическая нагрузка, менее подвержен спортивным травмам. физический мышечный нагрузка здоровье

Особенности развития мускулатуры и моторики детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, направленных, с одной стороны, на охрану их мышечной системы, а с другой - на её развитие и укрепление. Учитывая сравнительно быструю утомляемость мускулатуры у детей и подростков и недостаточную её тренированность, необходимо избегать длительных физических напряжений, имея в виду возможные печальные последствия, могущие привести к калечению растущего организма. Это относится не только к детям младшего школьного возраста, но и к подросткам, обучающимся в старших классах средней школы.
Чтобы обеспечить нормальное развитие мускулатуры у детей и подростков, необходимы умеренные физические упражнения, будь то занятия спортом, сельскохозяйственным или иным физическим трудом. При работе мышцы получают более обильный приток крови, содержащей питательные вещества и кислород. Притекающая при работе мышцы кровь питает не только её, но и кости, к которым она прикреплена, а также и связки. Работа мышц оказывает положительное влияние и на процесс образования в костном мозгу красных кровяных телец, улучшая тем самым состав крови.

Мышечная работа оказывает своё благотворное влияние на весь организм, в частности на такие органы, как сердце и лёгкие, и активизирует процессы обмена. При односторонней нагрузке на какую-либо одну группу мышц происходит чрезмерное развитие ее за счет некоторого недоразвития остальных мышечных групп, а это обстоятельство отрицательно отражается на деятельности всего организма. Лишь всестороннее упражнение мускулатуры обеспечивает нормальное физическое развитие растущего организма в целом и содействует совершенствованию морфологических и функциональных свойств отдельных органов и систем.
Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.

Методика исследования

В процессе исследования данной темы проекта проводилась работа с воспитанниками спортивной школы, отделения бокса (основная группа) п.Приобье, воспитанниками лыжной секции и учащимися образовательной школы (контрольная группа) п.Сергино, в виде двигательной нагрузки гимнастических упражнений пассивной и активной гибкости. Только в среднем школьном возрасте гимнастика становится основным видом физической культуры среди подростков, поскольку в этом возрасте мышечная система достаточно развилась для подобного рода упражнений. В качестве основного показателя был определён тест на прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции занимающихся. Проводилась обработка полученных результатов и сравнительная характеристика полученных результатов. Тест проводился в начале исследования и в конце. Тест на гибкость и силовые способности измерялся основными тестовыми упражнениями по программе «Губернаторских состязаний». Тест на быстроту реакции измерялся ловлей падающей линейки. Разница в гибкости сравнивалась сантиметрами, в силовых способностях количество раз делилось на вес тела и получали процентную разницу, в тесте на реакцию также сравнивались сантиметры.

Исследуемые основной группы отделения бокса п.Приобье (спортивная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Гиб-кость

Быстро-та реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые основной группы лыжная секция п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Исследуемые контрольной группы п.Сергино (образовательная школа)

исследования

исследования

Гиб-кость

Быстрота реакции

Гиб-кость

Быстрота реакции

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Испытуемый №3

Испытуемый №4

Испытуемый №5

Испытуемый №6

Испытуемый №7

Испытуемый №8

Испытуемый №9

Испытуемый №10

Результаты исследования и их обсужд ение

Результаты исследования показывают, что положительный прирост гибкости, силовых способностей и быстроты реакции выражен у воспитанников спортивной школы (основной группы), у воспитанников лыжной секции (основной группы), менее выражен у учащихся образовательной школы (контрольной группы). Мышечная система функционирует не изолированно.Мышца является активным элементом аппарата движения. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

Так, прирост гибкости по тесту наблюдается у 60 % занимающихся основной группы п.Приобье, 50% у занимающихся основной группы п.Сергино и у учащихся контрольной группы 20%.

Таким образом, мышечная система подростков имеет свои характерные особенности. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими нагрузками и подростка, и взрослого человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Твёрдость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц.Во избежание получения спортивных травм необходима полноценная разминка и регулярные физические нагрузки.

Литература

1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Физиология человека. Учебник для вузов /Под ред. Н.В. Зимкина. Л.,1975.

3. Детская спортивная медицина /под ред.проф. С.Б. Тихвинского, проф. С.Б.Хрущёва. М.: Медицина, 1980.

Приложение №1

Требования к выполнению тестового упражнения на гибкость.

Наклон туловища вперёд.

Гибкость определяется в исходном положении сидя при наклоне туловища вперёд (ноги прямые). На полу возле пятки наносится метка мелом. Линейкой с точностью до 1 см замеряется положение относительно метки кончиков пальцев рук, вытянутых вперёд к ступням. Если пальцы далее метки, гибкость положительная, если ближе метки - отрицательная. Выполняются три наклона вперёд с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвёртом регистрируется результат в течение 5 сек.

Требования к выполнению тестового упражнения на силовые способности.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

Исходное положение: упор лёжа, голова, туловище, бёдра составляют прямую линию, ноги в коленях прямые. Сгибание рук выполняется до уровня примерно 10 см от груди до пола, не нарушая линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова-туловище - бёдра». Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола, при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Тест на быстроту реакции.

Ловля падающей линейки, направленной отметкой «0» вниз.

Испытуемый держит раскрытой правую (левую) ладонь вертикально, большой палец отведён в сторону, на уровне пояса. Линейка устанавливается отметкой «0» вверху руки. При падении линейки вниз, испытуемый старается поймать её как можно быстрее.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные функции крови и её форменные элементы (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты). Система крови под влиянием физической нагрузки. Порядок проведения и результаты исследования изменения показателей крови у спортсменов-лыжников при мышечной нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2014

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Функции мышц, особенности силовых упражнений, направленных на развитие мышц тела. Работа мышц в покое и при физической нагрузке. Влияние занятий спортом на состояние скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    Изучение путей транспортировки газов в организме человека во время тренировки на выносливость. Характеристика внешнего дыхания, физиологии сердца, особенностей адаптации дыхательной, сердечно-сосудистой системы и системы крови при физической нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Адаптация к физической нагрузке. Участие липидов в энергетическом обеспечении мышечной деятельности. Изучение динамики изменения триглицеридов, холестерина, общих липидов в плазме крови в покое и после выполнения одночасовой тренировки в тренажерном зале.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Изучение механизмов адаптации организма к мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на процессы роста и развития детей. Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм. Оценка мышечной силы кисти и мышечной выносливости у детей.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Описание основных современных форм оздоровительной физической культуры. Методика занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2016

    Порядок распределения сердечного выброса в покое и при мышечной работе. Объем крови, его перераспределение и изменение при мышечной работе. Артериальное давление и его регуляция при мышечной работе. Кровообращение в зонах относительной мощности.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Изучение морфофункциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Характеристика влияния гиподинамии и физической нагрузки на нее. Определение индивидуального тренировочного пульса и оценка деятельности сердечно-сосудистой системы учеников 9 класса.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Значение биохимических исследований в подготовке спортсменов. Уровень гормонов и клинико-биохимических показателей в крови спортсменов до и после максимальной и стандартной физической нагрузки. Биоэнергетика мышечной деятельности: результаты исследований.

    отчет по практике , добавлен 10.09.2009

    Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.



mob_info