Упражнения на гитаре для начинающих. Упражнения для пальцев на гитаре

В этой статье мы поговорим о технике гитариста. Что там уж воду мутить. Эта статья - прямое руководство к действию для тех, кто метит в профессионалы или уже таковым является. Данные упражнения основаны на школе развития техники Хуберта Кэппеля (известный немецкий гитарист, основатель одного из престижных международных гитарных конкурсов в Кобленце), на упражнениях Юсуки Джимбо (молодой японский гитарист, ученик ещё одного известного гитарного преподавателя Тадаши Сасаки, который долгое время преподавал гитару в высшей школе музыки в городе Аахен, в Германии) и др. Этот курс упражнений рассчитан на 90 минут ежедневных занятий гитарной техникой. С большой долей вероятности можно сказать, что если Вы будете выполнять описанные замечания и пожелания, а также сохранять последовательность упражнений и общую регулярность занятий, то уже через короткий промежуток времени Вы сможете сами убедиться в действенности этих методов. Ваши пальцы правой руки станут гораздо более цепкими и чувствительными к струнам, левая рука значительно окрепнет, улучшится координация движений обеих рук в совокупности.

Итак, начнем, пожалуй.

Сначала разогреем правую руку игрой арпеджио (здесь будут ещё пояснения). Каждое из 6 приведенных примеров арпеджио следует играть аналогично первому, но с разной аппликатурой. Каждое упражнение играть по 2 минуты. Всего 12 минут на эти основные арпеджио.

Упражнения на легато с триолямина разных струнах. Помогает Вашим мышцам левой руки быть в хорошем тонусе (ещё будут пояснения). Общая продолжительность этих упражнений 4-5 минут.

Теперь поиграем пассажи в разных "вариациях". Это коротенькие фрагменты гамм. Этот этап подытоживает первичный "разогрев" игрового аппарата. Обратите внимание на то, что спешить, пытаясь сыграть как можно скорее эти пассажи, совершенно не стоит. Будет лучше если Вы добьетесь в игре плавности при скачках и переходах в позиции, а также хорошего звука.

Первое упражнение под надписью 5 играем с 4 по 12 лад. Аппликатура правой руки - пальцы i-m. Повторяем пассаж в каждой позиции по 3-4 раза. Общее время звучание примерно 3 минуты.

Второе упражнение с надписью 6 играем с 1 по 11 лад пальцами в правой руке i-m, повторяя пассаж в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность примерно 3 минуты.

Следующее упражнение под цифрой 7 играем с 1 по 9 лад пальцами в правой руке m-a, а также повторяя его в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность звучания будет около 3 с половиной минут.

Упражнение под номером 8 играем с 1 по 7 лад пальцами i-m. Повторяем каждый пассаж по 4 раза. Общее время звучания окажется около 2 минут.

И, наконец, ещё один пример пассажной техники значится под номером 9 , который следует играть со 2 по 12 лад пальцами m-a, также повторяя по 4 раза в каждой позиции. Продолжительность звучания этого упражнения составит 3 минуты.

Теперь возвращаемся к упражнениям на легато. Левая рука к этому времени отдохнула от силовой нагрузки легато и находится в хорошем тонусе. Следующие упражнения на легато хоть и похожи на описанные выше, но развивают при этом другую связку пальцев левой руки. Играем оба упражнения с 1 по 5 лад. Длительность этих двух упражнений составляет примерно 4-5 минут.

Теперь снова играем основные арпеджио на открытых струнах способом, описанным в самом первом упражнении этого занятия. С 7 по 12 такт (разновидность упражнения) по 2 минутки каждое. Всего требуется 12 минут.

  • Войдите или зарегистрируйтесь

Поделитесь этой информацией

Комментарии

"...никто правую руку так не выгибает, как этому пытались научить в СССР."

Это мнение, вообще говоря, спорное. Если занять классическую позу, положить правую руку на гитару и полностью расслабить кисть, то пальцы правой руки займут положение в точности перпендикулярно струнам. (Хотя возможно, у разных людей разные руки). Другое дело, что во время игры кисть напрягается и занимает положение на продолжении руки. Мне кажется это вредное явление, хотя сам этим страдаю.

Вячеслав.

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Во как народ оживился. Даже

Во как народ оживился. Даже приятно -а то веками тишина на сайте была:)

А то пишешь тут пишешь -а читают пару человек я да Ром да Leothemetal

В хорошей гитаре есть что ли хороший резонанс -тогда и звук приятный получается. Ну а если еще и технику отшлифовать....ну тогда будет супер.

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Игорь, шутка в том, что это

Игорь, шутка в том, что это оттачиается в медленном темпе настолько хорошо, что аналогичное движение происходит и в быстром, с лету, просто человек уже не особо задумывается, хотя делает правильно. идея-довести технику до автоматизма, чтобы уже не думать о технике, а сконцентрироваться на музыке. В америке есть шоу-кажись Time Warp, они снимают какие то повседневные моменты очень скоростной камерой и показывают в замедленном действии, как это все происходит. Были там барабанщики-рекордсмены, группа Металлика и многие другие интересные люди. Идея была такая-как ведет себя музыкант, насколько барабанщик просчитывает следующее движение рук, из каких суставов идет звукоизвлечение и что в конце концов происходит с инструментами. Естественно, что как Металлика, так и барабанщик-рекордсмен Майк Магини играли очень скоростные пассажи. На удивление на замедленном кадре было видно, настолько четко и прецезионно они работают. Так что принципиально скоростная игра мало чем отличается от нескоростной, разве что одному удобно играть в медленном темпе, другому в более быстром, третий на экстремальных скоростях не чувствует дискомфорта.
Вячеслав, я периодически хожу на открытые концерты в высшей музыкальной школе Карлсруэ, студенты там со всего мира, идеально перпендикулярных пальцев по отношению к струнам я ни у кого не видел, точнее вообще не видел попытки поставить пальцы перпендикулярно. В целом я пришел к выводу, что угол пальцев по отношению к струнам не настолько важное явление, хотя он, бесспорно, влияет на звук. По крайней мере, когда я попробовал как и несоветские гитаристы не заморачиваться по поводу угла, а просто расположить руку, чтобы она была расслабленной и кисть являлась продолжением руки, то у меня дело пошло на лад. Плюс вышеуказанный пятый пункт, да и четвертый очень помогли. Вообще то я писал, что не стоит выгибать руку, чтобы не создавать перенапряжение, а Сеговия-так, к слову пришелся:)

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.

Основной прием игры на электрогитаре-это переменный штрих. Именно с него стоит начать занятия. Давайте вспомним как нужно правильно держать медиатор и извлечем первые звуки. Начнем с открытых струн.

П -удар медиатором сверху вниз
V -удар медиатором снизу вверх

Медиатор перпендикулярен струне. Произведите замах и опустите медиатор на струну. Обратите внимание,что каждая первая нота в такте всегда играется ударом вниз. Важно это наработать,для того чтобы в дальнейшем рука автоматически двигалась в нужном направлении и соблюдалась последовательность ударов.

А теперь попробуем подключить правую руку. Играем переменным штрихом,вверх вниз.

Следующее упражнение играем,прижимая определенные ноты на струнах. Играть так же,переменным штрихом,следя за очередностью ударов.

Фаланги должны быть согнуты.Между пальцами и струнами должно быть небольшое расстояние,иначе пальцы будут задевать и глушить соседние струны.

Далее разберем гитарный риф. Риф -это ритмический рисунок. Этот рисунок будет играться интервалом квинта. Квинта это два звука(интервал),расстояние между которыми 3.5 тона. Скажу проще,на квинтах играется весь хард рок.Звучание квинты дает драйв. Более подробно с интервалами можно ознакомиться

В мерономе устанавливаем темп 90 и играем ударами вниз.

Чтобы придать этому упражнению ритмичность и добавить в него красок,сыграем этот риф с использованием приема пиццикато. Пиццикато -это прием игры,который заключается в легком глушении струн ребром ладони правой руки. Чтобы его исполнить,нужно ребро ладони положить у начала струнодержателя на струны и тем самым слегка приглушить их звучание. Если прижать сильно,струны заглушатся,если слабо-прием пиццикато не прозвучит. Прием пиццикато обозначается — PM— .

Играем так же ударами вниз. Таким образом первые две четвертные доли играются приемом пиццикато,третья открытым звуком и последняя доля в такте снова пиццикато. Затем в каждом такте этот рисунок повторяется.

А сейчас разберем вступление к старой,но хорошей песне группы Metallica- «Motorbreath». Все играется приемом пиццикато. Обратите внимание,в этом отрывке уже есть определенный ритмический рисунок. Поэтому вам следует просчитать длительности каждой ноты.Для более быстрого понимания ритма,можно послушать песню и запомнить ритм. В оригинале этот риф играется в очень быстром темпе,но мы будем играть его в медленном темпе.

Хроматическое упражнениние

Это очень полезное упражнение на развитие техники. Его играют как начинающие,так и опытные музыканты. Хроматизм -это повышение или понижение ступени лада или ступени основного звукоряда на полутон(то есть на соседний лад). Особенность этого упражнения в том,что здесь не нужно думать о звуках,о фразах что вы играете. В нем нет никакой художественной мысли. Это упражнение ориентировано только на технику.

Играть переменным штрихом,используя метроном .Очень важно следить за качеством звука,сначала играть в медленном темпе,затем,почувствовав уверенность постепенно прибавлять темп. Запомните,не нужно менять качество на скорость. Все удары,как вниз,так и вверх, должны быть одинаковыми,обязательно. Удар вниз всегда сильнее и его проще исполнить. Поэтому нужно отрабатывать и удар вверх. После того,как вы освоили хроматическое упражнение стандартным способом,можете пробовать играть ударами наоборот,начиная с удара вверх.

Рассмотрим еще одно хроматическое упражнение. Оно укрепит ваши пальцы. Следим за артикуляцией . Артикуляция -это четкое исполнение(произношение) тех звуков что вы играете. Удар по струне должен происходить одновременно с нажатием на струну.

Советую осваивать упражнения не только по табулатуре,пробуйте учить ноты. Это вам очень пригодится.

Познакомившись с переменным штрихом,далее можно начать изучение аккордов. Аккорд-это три и более звука. В любой музыке,будь то песня,или инструментальная музыка,есть гармония. Гармония-это сочетание (последовательность) определенных аккордов. Гармония-это то из чего состоит музыка. Поэтому изучение аккордов,это одно из первых моментов,на что стоит обратить внимание.
Познакомиться с аккордами можно .

Теперь в качестве упражнения разберем гамму ля минорной пентатоники. Пентатоника-это мать всех гитарных соло,говоря простым языком. Углубляться в теорию не будем,что там и как можно узнать в разделе для опытных музыкантов. Здесь нужно просто запомнить как звучит гамма и где прижимать ноты.

Обучение на гитаре обычно начинают с аккордов первой позиции. Казалось бы, что проще, чем изучение незатейливой аппликатуры Аm, Dm и E. Тем более, овладев этой связкой, уже можно играть множество простых песен.

Но, к сожалению, новичкам не по силам справиться и с этой задачей. Пальцы путаются, несмотря на все усилия; мозоли на подушечках пальцев отзываются неприятными ощущениями; а переход на другой аккорд кажется вообще невыполнимой задачей.

Невольно приходят мысли о музыкальной несостоятельности и разочарования. Но огорчениям не должно быть места – выход есть и всё поправимо. Ряд вспомогательных простых упражнений, рассматриваемых в этой статье, придадут больше исполнительской уверенности и помогут поставить пальцы на место.

Подготовка к упражениям на гитаре

Прежде чем приступать к упражнениям, нужно взять во внимание, что фаланги пальцев должны быть практически перпендикулярны к поверхности грифа в момент прижатия струн. Мизинец должен находиться над струнами и не проваливаться за гриф.

Во всех упражнениях аккорды играются простым перебором (Упр. 1), единственное, что будет в нём меняться, это басовая струна (зависит от аккорда). Если кого смущает размер 6/8 и сложно понять, как это ритмически играется, можно послушать вступление баллады Nothing Else Matters группы Metallica. Первые такты этой композиции играются совершенно аналогичным образом.

Упражнение 1

Кстати, примеры приведённых нотаций называются табулатурами. Подробнее о таком способе гитарной нотации вы можете прочитать в статье « ».

Основа упражнений

Аккорды в упражнениях берутся, как бы постепенно. Сначала ставится один палец, проигрывается арпеджио (перебор) 2 такта, потом ставится второй палец, третий и точно также, по аналогии. В итоге звучит полноценный аккорд, в стандартной аппликатуре. Пальцы набирают силу для качественного прижатия струны, и отрабатывается исполнительский навык. То есть начинающий проходит подготовительный этап в осваивании аккордов первой позиции.

Упражнение 2 – Аm (ля минор)

Вверху каждого такта изображена гитарная сетка, то есть схематическое обозначение аппликатуры аккорда на грифе. С ней будет легче разбирать нотный материал. Цифры внизу сетки, возле каждой струны, указывают каким пальцем прижимать струну. Далее идёт нотная запись и табы – струна/номер лада.

Играть нужно начинать с предельно медленного темпа, при котором пальцы успевают прижимать струны и перебор не сбивается с ритма. Доли такта для равномерности желательно отсчитывать ударом ноги (раз – два – три – 2р. в каждом такте).

Упражнение 3 – Dm (ре минор)

В этом упражнении отрабатывается постановка аккорда Dm. Его начинающим играть несколько сложней, из-за небольшой растяжки в пределах трёх ладов, в отличие от аппликатур Am и E, на два лада. Поэтому упражнение начинается с постановки третьего пальца и затем второй, первый и получается стандартный Dm. Во время исполнения нужно контролировать пальцы, чтобы они не “разъезжались” и кисть – она должна занимать фиксированную позицию и не выгибаться.

Упражнение 4 – Е (ми мажор)

Упражнение по отработке аккорда E, в чём-то имеет схожесть с упражнением 2 (Аm) из-за аналогичной аппликатуры. В тактах 7 и 8, пальцы с пятой и четвёртой струны не снимаются.

Теперь, когда каждый из аккордов проработан по отдельности, можно приступать к отрабатыванию переходов с аккорда на аккорд. В следующем упражнении первые 4-ого такта формируется Am, затем в 5-ом такте ставится 1 палец на третью струну – таким образом, появляется переход к E. В 9-ом такте вновь начинается постепенный переход на Am.

Упражнение 5 – Am – E Am

Упражнение 6 – Am – Dm – Am

Первые 6 тактов выстраивается ля минор, затем 6 тактов ре минор. В конце стоит реприза, то есть нужно вернуться на начало и сыграть ещё раз.

Как правильно организовать самостоятельные занятия?

Материал нужно прорабатывать постепенно, начиная с первого упражнения. Когда исполнение будет уверенным и чётким, без запинаний и ошибок, можно приступать к следующему.

Строго запрещается перегружать руку. Даже при небольших болевых ощущениях нужно немедленно прекратить играть.

Лучше всего заниматься в утренние и вечерние часы, по 15-30 минут. Освоив упражнение, не стоит откладывать его в сторону. Последующие занятия можно начинать с его повторения, в качестве разминки.

Проигрывать упражнения нужно систематически, понемногу, но каждый день. Проявленное упорство и усидчивость не заставят долго ждать появление желаемых результатов. Лады не будут казаться такими неприступными, и можно будет смело делать новые шаги в освоении гитарного мастерства.

Итак, то были упражнения на гитаре для начинающих. А что делать, когда эти упражнения уже освоены? Впереди – освоение новых . Кстати, полезно новичкам будет полезно узнать, чем приёмы игры на гитаре отличаются от способов звукоизвлечения. Об этом можно прочитать в статье « ».

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.



mob_info