Тильке о новой трассе под Питером: "Ее можно довести до уровня Ф1".

Среди близких к российскому президенту людей есть те, кто не занимается политикой или крупным бизнесом. Они не сидят на видных государственных постах, не входят в руководство госкорпораций, не получают выгодных контрактов и ведут скромный образ жизни. Но формально числятся владельцами компаний, через которые проходят миллиарды, при этом не производят впечатление миллиардеров. Судя по всему, реальные предприниматели могут использовать их для того, чтобы еще больше обезопасить собственное состояние. И сделать так, чтобы любое покушение на их личный бизнес воспринималось как покушение на родственников самого президента. Об этом в материале Романа Шлейнова.

Немца Германа Тильке называют «придворным архитектором «Формулы-1», а разработанные им гоночные трассы — «тилькедромами». По ним со скоростью под 300 км в час летят приземистые болиды, демонстрируя, на что способны космические материалы и технологии. Он создал эти «тилькедромы» в трех десятках стран — от США до Китая. А в конце 2016 года спроектировал очередную трассу в России — неподалеку от Петербурга в районе горнолыжного курорта «Игора» и теперь может стать настоящим «придворным архитектором».

Как выяснила «Новая газета», инвестировать в «тилькедром» хотят фирмы банкира Юрия Ковальчука, бизнесмена Владимира Васильева и дальнего родственника российского президента Михаила Шеломова. Шеломов — сын двоюродной сестры президента страны, что ранее подтвердил газете «Ведомости» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Начать строительство планировали в этом году, завершить — в 2018-м. Выбранное место тоже примечательно — курорт «Игора» известен тем, что средства на его развитие под 1% годовых предоставлял офшор, опосредованно связанный с виолончелистом Сергеем Ролдугиным.

«Это очень интересная трасса, очень плавная», — рассказал Тильке порталу Motosport в ноябре прошлого года, отметив, что впоследствии при желании ее можно усовершенствовать до уровня «Формулы-1», если построить постоянную главную трибуну и расширить инфраструктуру. По его словам, приступить к строительству трассы рядом с «Игорой» должны были после того, как сошел снег.

Автодром — увлечение не дешевое. Примерная его стоимость — 11 млрд рублей (по оценке Business FM). Откуда деньги у Ковальчука и Васильева — известно. Ковальчук — основной владелец петербургского «Банка Россия» и входит в список Forbes с состоянием $1 млрд. Васильев — крупный подрядчик РЖД и бывший охотничий партнер их отставного руководителя Владимира Якунина. За последние четыре года принадлежащая Васильеву «Корпорация Р-Индустрия» подписала с железной дорогой контрактов на 17 млрд рублей (по данным СПАРК).

Но у Васильева и структуры Ковальчука по четверти петербургской компании «Игора драйв», зарегистрированной в ноябре прошлого года, чтобы заниматься гоночной трассой. А половина — у фирмы Шеломова «Акцепт». Шеломов с 2000-х и до сих пор работает в скромной должности главного специалиста одной из госкомпаний в Петербурге. Тем не менее за ним числятся активы стоимостью 20 млрд рублей.

«Только на бумаге»

«А почему вы мне-то звоните, ко мне обращаетесь?» — недоумевает Михаил Шеломов по поводу вопросов «Новой газеты» о гоночной трассе и «Игоре драйв». Услышав, что его фирма «Акцепт» владеет половиной «Игоры драйв» и что мы интересуемся, связан ли с ней проект автодрома, Шеломов спешно добавляет: «Я знаю, да». «Я слышал, конечно. Слышал, но не больше», — говорит он.

Шеломов поясняет, что не в курсе всех тонкостей и знает только то, что знаем и мы. «Там еще пустое поле <…>. Все еще только на бумаге», — уверяет он.

Михаилу Шеломову 48 лет. С 2000-х годов он работал главным специалистом в петербургском офисе государственного «Совкомфлота», который занимается морской транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Он скромен, вежлив, сам отвечает на телефонные звонки и ничем не напоминает миллиардера.

Доходы рядовых сотрудников компания не раскрывает. По данным портала Trud.ru, в Петербурге и области люди на такой должности получают в среднем 40,5—42 тыс. рублей в месяц. Автодром на это не построить.

Но, как известно, у Шеломова есть другие источники. Например, фирмы «Акцепт» и «Платинум», которые владеют небольшим пакетом (в сумме 8,4%) петербургского «Банка Россия» Юрия Ковальчука, согласно отчету банка. Среди его акционеров — предприниматели Николай Шамалов, Геннадий Тимченко и музыкант Ролдугин.

Эксперты затрудняются оценить стоимость акций этого банка. Весьма приблизительно, если пакет (3,22%), принадлежащий музыканту Ролдугину, РБК оценил в 550 млн рублей, можно подсчитать, что пакет Шеломова стоит около 1,43 млрд рублей.

Еще у «Акцепта» с 2004 года есть 12,47% «СОГАЗа» — страховщика «Газпрома». В то время газовый концерн продал 49,98% его акций за 1,69 млрд рублей, затем еще 25,99% за 879,3 млн рублей, и «СОГАЗ» оказался под контролем структур, связанных с «Банком Россия».

Учитывая цену, за которую продавал «Газпром», пакет акций, который достался тогда Шеломову, мог изначально стоить 421,61 млн рублей. Прошло несколько лет. В 2013 году Газпромбанк оценивал «СОГАЗ» в 49,5 млрд рублей (по данным Business FM). И значит, пакет Шеломова мог вырасти в цене до 6,17 млрд рублей.

Кроме того, «Акцепт» с 2009 года полностью контролирует бывшую «дочку» газпромовского страховщика «СОГАЗ-недвижимость». Ее активы в 2011 году составили 1,07 млрд рублей. В «СОГАЗе» на вопросы не ответили.

«Это не наши фирмы»

Как выяснила «Новая газета», умножить активы, принадлежащие компании Шеломова, могли структуры, связанные с СМП-банком братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов. В ноябре 2009 года «Акцепт» Шеломова стал единственным владельцем фирмы «Платинум» с активами на 11 млрд рублей. Что связывало эту фирму с Ротенбергами и откуда у нее миллиарды?

До того, как отойти Шеломову, она много лет входила в круг компаний, связанных с СМП-банком. Эти компании формировали своеобразное кольцо — владели друг другом (подробнее — см. схему), имели общего учредителя, принадлежавшего банку, общий телефон, гендиректора и располагались на Садовнической, 71, — в строении по соседству с центральным московским офисом банка Ротенбергов.

Гендиректором «Платинума» и фирм круга был Николай Цед — научный руководитель Аркадия Ротенберга во времена, когда тот защищал кандидатскую в Петербургской академии физкультуры. Тема Ротенберга звучала так: «Адаптация спортивных единоборств в системе физической подготовки учебных заведений довузовского звена». Он успешно защитился в 2002 году. Карьера Цеда, который работал тренером петербургской сборной по рукопашному бою, сложилась очень удачно. Он переехал в Москву, где возглавил сначала предприятие управделами президента, а затем стал замдиректора «Росспиртпрома». Сейчас Цед — глава администрации Приморского района Петербурга. Он не прокомментировал ситуацию.

Сфера деятельности фирм круга была самой разнообразной. Одна из них в октябре 2009 года получила 2 тысячи квадратных метров московских магазинов обанкротившейся группы «Самохвал», которую кредитовал банк Ротенбергов. Другая впоследствии владела водочным брендом «Путинка», который оценивался в $540 млн, как сообщал РБК.

А «Платинум» в 2008 году оказался среди крупнейших кредиторов банка «Россия»: если верить отчету, банк задолжал фирме 4,08 млрд рублей. К 2009 году долг был погашен. В то же время «Платинум» получил небольшой пакет акций (2,27%) «Банка Россия».

Шеломов на тему «Платинума» говорить не стал. Представитель «Банка Россия» не объяснил, как фирма стала его крупным кредитором, а затем акционером. СМП-банк решительно отрицает какую-либо связь с этими фирмами.

Попытки поговорить с нынешним гендиректором «Платинума» и «Акцепта» Татьяной Саловой по ее прямому телефону успехом не увенчались.

«Зачем вам это знать?»

В разговоре с «Новой газетой» Шеломов недоумевал, почему мы им интересуемся. Услышав, что люди, владеющие активами на 20 млрд рублей, нечасто работают скромными главными специалистами филиалов, он сказал только, что «причины могут быть разные», не раскрывая деталей.

На вопрос, действительно ли все это его собственность, Шеломов отвечает вопросом: «Вам это очень интересно знать?»

Услышав, что есть люди, не ведающие о своих компаниях, так как просто прикрывают их владельцев, вздыхает: «Ну это ваши мысли».

Когда в 2009 году «Новая газета» дозвонилась до Шеломова, который и тогда работал главным специалистом в петербургском офисе «Совкомфлота», он ответил, что «Акцепт», «можно сказать», его личный проект. И что к его бизнесу, а также его продвижению первые лица не имеют никакого отношения.

Архитектор гоночных трасс Герман Тильке отказался от комментариев.

Справка «Новой»

«Хранители»

Сергей Ролдугин. В ходе работы над панамским досье, полученным благодаря Sueddeutsche Zeitung и Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ), журналисты «Новой газеты» задали прямой вопрос музыканту и другу российского президента Сергею Ролдугину об офшорных фирмах, через которые прошли $2 млрд. Согласно документам, Ролдугин числился владельцем некоторых из них, некоторыми владели близкие к нему люди. Музыкант не смог вспомнить названия компаний. И не понял, почему к нему обращаются по их поводу.

Петр Колбин. Старый знакомый предпринимателя Геннадия Тимченко Петр Колбин числился миноритарным совладельцем (около 10%) крупного нефтетрейдера Gunvor, через который проходила примерно треть российской нефти. А в 2010 году оказалось, что Колбин владелец 25,1% акций «Ямал СПГ», имеющего лицензию на Южно-Тамбейское газовое месторождение (эти акции в 2009 году продал Газпромбанк за 2,6 млрд рублей). В 2011 году Колбин продал этот пакет акций «Новатэку» за $526 млн и сейчас числится в российском списке Forbes с состоянием $550 млн. Когда в 2012 году «Ведомости» спросили Колбина о его крупном бизнесе, он ответил: «Не такой уж я и крупный. И не бизнесмен. Вас немного ввели в заблуждение». Знакомые говорили, что Колбин всегда вел довольно скромный образ жизни, а в прошлом работал мясником. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг информацию телеканала «Дождь» (сентябрь 2016 года) о том, что Колбин якобы является другом детства российского президента, заявив, что не встречал фамилию Колбина среди знакомых главы государства.

Инфографика: Кристина Прудникова, специально для «Новой газеты»

Справка к схеме

Фирмы «Платинум», «Реал-инвест» и «Стик» были созданы в один день в 2004 году, каждая из них владела каждой. Их общим учредителем было АО «ЮСБ», которое на четверть принадлежало СМП-банку и располагалось по адресу его московского офиса. Еще один совладелец и гендиректор «ЮСБ» — Алексей Тихомиров, любитель автогонок и партнер Бориса Ротенберга. Вместе они основали некоммерческое партнерство «СМП автоспорт и гонки».

Доли в «Платинум», «Реал-инвест» и «Стик» принадлежали кипрской Ermira Consultants, которую контролировал сначала председатель правления и совладелец СМП-банка Дмитрий Калантырский, а затем партнер виолончелиста Ролдугина Владислав Копылов (вместе с Ролдугиным они создали некоммерческое партнерство «Поддержка детского спорта»).

У фирм круга было обширное и разнообразное имущество. В октябре 2009 года «Стик» получила в собственность четыре помещения торговой сети «Самохвал» в Москве общей площадью 2,3 тыс. квадратных метров, а именно — на Загорьевском проезде, 3, корпус 5 (там сейчас универсам «Пятерочка»), на Булатниковской, 9 (там сейчас продуктовый супермаркет «Магнит»), и часть здания на Академика Волгина, 25, корпус 1 (там сейчас магазин «Перекресток»). Об этом говорится в решениях арбитражных судов, «Стик» судилась по поводу снятия ограничений с этого имущества. Группа «Самохвал» пришла к банкротству летом 2009 года. СМП-банк был одним из кредиторов группы.

«Реал-инвест» впоследствии владела водочным брендом «Путинка», который оценивали в $540 млн. А кипрская Ermira — долями в операционной компании телеканала РЕН ТВ, которая также держит лицензию на сайт телеканала, и долей в «Телерадиокомпании Петербург», владеющей Пятым каналом и радио «Петербург» (как сообщал РБК).

СМП-банк отрицает какую-либо связь с фирмами «Стик», «Реал-инвест», «Платинум» и Ermira. «Про деятельность этих организаций нам рассказать нечего», — заявила пресс-служба банка. Как «Платинум» с активами 11 млрд рублей в 2009 году выпала из круга фирм «Стик», «Реал-инвест» и Ermira и досталась Шеломову, в СМП-банке не отвечают.

Мы уже рассказывали о том, что под Санкт-Петербургом начались работы по созданию нового автодрома. И для получения точной информации сайт обратился к человеку, возглавляющему этот проект.

И этот человек не просто имеет отношение к автомобильному спорту, а является одним из самых именитых российских гонщиков – Владимир Васильев.

Обладатель Кубка мира FIA по ралли-рейдам, участник "Дакара" и чемпион России по ралли-рейдам в обычной жизни является крупным бизнесменом, и его рабочее время расписано по минутам. Но, приехав в Москву, он изыскал в своём графике время, чтобы ответить на несколько наших вопросов.

Владимир, не могли бы вы приоткрыть завесу тайны и рассказать о проекте гоночной трассы в Игоре. Земля полнится слухами, но официальных данных пока что нет. Есть информация, что этот проект связан с вами…

Владимир Васильев: Да, действительно, мы вовсю реализуем этот проект. Мастер-план нам сделал Герман Тильке. Почему именно он? Просто это главный авторитет в данной области, и мы сразу обратились к нему – фактически мы не выбирали.

У нас было несколько идей по месту строительства трассы. Сперва мы хотели сделать небольшой проект в Карелии, а потом уже подумать о Игоре. Мы построили трассу в Сортавале для мотокросса, багги и джипов. В этом гоночном крае теперь есть своя трасса – то, чего раньше не было. Там есть самые разные дороги для ралли, а теперь появилась возможность поездить и потренироваться на багги и рейдовых машинах.

В Игоре же мы создаём полноценный гоночный комплекс – асфальтовое кольцо, трасса для ралли-кросса, парная трасса а-ля "Гонка чемпионов", а также будут созданы условия для проведения ралли-спринтов и соревнований по дрифту. В общем, в итоге комплекс будет охватывать все возможные автомобильные состязания.

Коль скоро вы создаёте условия для самых разных гоночных соревнований, планируете ли вы в будущем попробовать пригласить на эту трассу какие-либо международные серии?

В.В.: Да, такие мысли есть.

Пример этапа чемпионата мира по ралли-кроссу в Латвии вас вдохновил?

В.В.: Ралли-кросс сейчас очень популярен во всем мире, в Европе и в России. Поэтому это одно из направлений, в котором мы планируем работать.

Вы не подумывали попробовать свои силы в этом виде автоспорта?

В.В.: Подумывал. Вот как трассу достроим – начнём тренироваться и попробуем (смеется).

Ну и главный вопрос – планируемые сроки реализации столь амбициозного проекта…

В.В.: Вам, журналистам, только скажи – потом не отстанете (смеётся). Скажем так – будем стремиться завершить проект в течение двух лет.

Сейчас инженеры Tilke GmbH, которые участвовали в создании практически половины автодромов в современной Формуле 1, прорабатывают последние детали. Основная конфигурация уже утверждена, длина трассы составит около 4,75 километра, а в оставшееся до начала строительства время нужно определить профили поворотов.

По словам немецкого архитектора, трасса может быть готова к использованию уже весной 2018 года, однако окончательные сроки пока не установлены. Это будет сделано после завершения переговоров с подрядчиками.

«Строительство должно начаться скоро, – рассказал Тильке в интервью Motorsport.com. – Я думаю, как только сойдет снег. Когда оно завершится, пока сказать сложно. Возможно, трассу можно будет использовать уже через год после начала работ.

Всё будет зависеть от подрядчиков – от того, насколько быстро они смогут со всем справиться. Но есть вероятность, что трасса будет готова в 2018 году.

В целом проект готов, но мы еще продолжаем работать над деталями. Конечно, конфигурация – это самое главное, но помимо этого важны перепады высот, трехмерность, профили каждого поворота и много чего еще».

Как и на всех современных автодромах, трасса будет иметь несколько конфигураций.

«В проекте предусмотрено несколько петель, так что у нас будут как минимум две совершенно разные конфигурации и несколько срезок, – рассказал Тильке. – Это очень интересная трасса, очень плавная, с небольшими перепадами высот, а также профилированными поворотами – конечно, не такими, как на овалах, но с чуть большим бэнкингом, чем обычно на стационарных трассах. Это делает трассу очень интересной.

Мне очень нравится конфигурация. Теперь все зависит от деталей – как мы претворим их в жизнь: бэнкинги, насколько они должны быть сильными и так далее.

Мне кажется, это очень удачное место – не так далеко от Санкт-Петербурга, что очень важно. К тому же, рядом с горнолыжным курортом».

Вторая категория

Планируется, что автодром получит вторую категорию от FIA, которая позволяет проводить соревнования любого уровня, кроме Формулы 1.

В России есть два автодрома с категорией 1: помимо "Сочи Автодрома", который принимает национальный Гран При, это Moscow Raceway под Волоколамском. При этом, по словам Тильке, новая трасса под Санкт-Петербургом также может получить первую категорию, если будет принято соответствующее решение.

«Это будет трасса второй категории, – подтвердил он. – Это значит, что на ней можно принимать любые соревнования, кроме Формулы 1. Но, конечно, вы всегда можете доработать ее до уровня Ф1. [В данном проекте] это возможно.

Это лишь вопрос омологации. Конечно, если вы хотите принимать гонку Ф1, вам надо улучшить инфраструктуру. Пока этого нет в планах. Но возможность такая есть».

Из 21-й трассы, что принимали в этом году этапы Формулы 1, девять были созданы с нуля по проектам Германа Тильке, а еще две – в Австрии и Германии – реконструированы при его участии.

По словам Тильке, проектом предусмотрены лишь временные трибуны на 6 тысяч мест. Присвоение первой категории возможно лишь при наличии стационарной главной трибуны, а также дополнительной инфраструктуры. Решение по этому поводу должно быть принято инвесторами.

По информации Motorsport.com, финансируют проект создатели "Игоры". "Новая газета" и "Фонтанка" называли инвесторами строительства горнолыжного курорта банк "Россия" бизнесмена Юрия Ковальчука и связанные с ним структуры. На открытие "Игоры" в 2006 году приезжали президент России Владимир Путин, тогдашний глава Олимпийского комитета Леонид Тягачев и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Климат – не проблема

По словам архитектора, местный климат не должен помешать эксплуатации трассы. Инженеры Tilke уже провели тестирование почвы и остались довольны результатами.

«В этом отношении всё нормально, – сказал Тилье. – Там хорошая земля. Никаких серьезных проблем. В некоторых других местах – например, в Китае – мы строили трассы на очень плохой основе. Но здесь всё в порядке».

Опыт строительства трасс в других городах России помог при создании очередного проекта. Климатические условия также были учтены.

«Это вопрос техники, – отметил Тильке. – Песчаная подушка [основание трассы, на которое укладывается асфальтовое покрытие ] просто должна быть чуть глубже, чем в других местах. Но это, в принципе, всё.

Конечно, надо ухаживать за асфальтом, но какие-то исключительные условия есть практически везде – либо сильная жара, либо холода. В Санкт-Петербурге тоже бывает достаточно жарко, так что нам надо учитывать серьезный перепад температур».

Бюджет, выделенный на строительство, неизвестен. В случае, если проект будет реализован, для компании Tilke трасса в Ленинградской области станет пятой в России. Немецкий архитектор принимал участие в создании трасс в Смоленске, Казани, а также "Сочи Автодрома" и Moscow Raceway.



mob_info