Техника фигурного катания на водных лыжах. Где покататься на водных лыжах в сзао

Водные лыжи – это вид спорта, который с каждым годом набирает все большую популярность. Обусловлено это не только возможностью получить массу положительных эмоций от процесса, но и «доступностью» – для катания на водных лыжах не нужно ехать на море. Достаточно найти приемлемой протяженности водоем (речку, озеро), арендовать катер и приобрести лыжи.

Новички воднолыжного спорта часто сталкиваются с проблемой выбора специального снаряжения. Слишком длинные, широкие, с массой крепежей лыжи должны быть подобраны с учётом роста, веса лыжника и наличия у него опыта катания. Поэтому прежде, чем отправляться в магазин за покупками, стоит выяснить, как подобрать водные лыжи правильно, чтобы не получить травмы во время катания.

Как выбрать водные лыжи по форме?

Водные лыжи отличаются от зимних горнолыжных изделий не только своей длиной, шириной и толщиной, но и формой. Основной критерий, на который нужно обратить внимание при выборе лыж, – физическая подготовленность человека. Исходя из этого, советы, как выбрать водные лыжи, будут следующими:

  • Людям с низкой физической подготовкой и новичкам стоит отдать предпочтение лыжам с широким носом и расширяющейся задней частью. Они более устойчивые и позволяют без проблем стартовать.
  • Более опытным лыжникам следует обратить внимание на модели с расширенным носом и боковыми радиальными срезами. Такие лыжи – более маневренные и скоростные.
  • Опытные спортсмены могут купить лыжи с широким носом и более узкой задней частью. Широкий нос позволит безопасно выполнять различные трюки.
  • Для детей стоит покупать широкие лыжи, скрепленные между собою. В будущем, когда ребенок достигнет определенного уровня мастерства, соединительную петлю можно будет убрать.

Существует также альтернатива водным лыжам – вейкбординг . Это аналогичный вид развлечений, но вместо лыж используется специальная доска. О том, какой вейкборд выбрать, мы тоже обязательно поговорим.

Как выбрать водные лыжи по размеру?

Длина водных лыж зависит от веса человека, который будет на них кататься. Ширина – от особенностей конкретной модели лыж. Принято считать, что чем больше вес человека, тем шире должна быть доска. Так как от ширины изделия зависит устойчивость лыжника на воде.

Определить размер водных лыж, зная свой вес, можно с помощью таблицы:

Стандартные лыжи Широкие лыжи
Вес райдера, кг до 33 до 54 50+ до 59 36 - 73 50+
Длина лыж, дюймы 46" 54" - 59" 67" 59" 62" 65"
Длина лыж, см 117 137 - 150 170 150 157 165

Если вы хотите определить длину и ширину водных лыж, то в этом вам поможет другая таблица:

Как выбрать вейкборд с учётом веса человека?

Сегодня вейкборд и водные лыжи находятся на пике популярности. Ими занимаются не только взрослые, но дети. Поэтому вопросом, как выбрать вейкборд, задаются многие.

Основные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке доски, следующие:

  • Вес доски;
  • Длина;
  • Ширина;
  • Рокер;
  • Наличие кили (плавников).

Длину доски можно выбрать, зная свой вес. Для этого стоит ознакомиться с данными таблицы:

Что же касается ширины доски, то советы, как подобрать вейкборд по данному параметру, будут следующими:

  • Чем шире нос и хвост доски – тем выше её стабильность. С помощью такой доски легче делать повороты на воде.
  • Чем уже хвост и нос – тем быстрее реагирует доска на движение райдера. Профессиональные спортсмены используют самые узкие доски.
  • Ширина центральной части доски отвечает за глубину её погружения в воду. Чем шире центральная часть, тем медленнее и послушнее доска. Доски с узкой центральной частью менее стабильные, но легче погружаются в воду.

Существует еще один параметр, на который нужно обратить внимание при выборе вейкборда . Это рокер – изгиб доски, который отвечает за управляемость снарядом, стабильность райдера на воде и набор скорости. Существует 4 типа рокеров:

  1. Плавный рокер (радиус 1). Такая доска имеет небольшой изгиб, который позволяет райдеру плавно стартовать и легко управлять доской на воде.
  2. Трехуровневый рокер. Такая доска имеет 3 уровня изгиба. Нос и хвост приподняты, а центральная часть ровная. В ейкборд с таким рокером – быстрый на разгон, менее устойчивый на приземлениях, оперативно реагирует на любые движения спортсмена.
  3. Гибридный рокер. В этом случае нос и хвост доски приподняты от центральной части. Такой рокер совмещает в себе характеристики первых двух типов.
  4. Пятиуровневый рокер. Такая доска – с более плоской серединой и слегка приподнятыми хвостом и носом. Пятиуровневый рокер обеспечивает райдеру стабильность без резкой смены плоскостей.

Последние рекомендации, как правильно выбрать вейкборд, касаются такого параметра, как плавники. Кили влияют на устойчивость вейкборда и его управляемость. Чем больший размер имеют плавники, тем более послушной и устойчивой является доска. Если же доска приобретается для трюков, то большие кили противопоказаны. Они будут тормозить доску, а при выполнении трюка могут привести к травмам.

Ну, и конечно же, не нужно забывать о весе доски, который зависит от материала. Доски для вейкборда делают из дерева и пены. Первые более тяжёлые и дорогие, вторые – легче и дешевле. Однако бывают доски с деревянным сердечником и пенным покрытием. Такие изделия более доступные по цене и ничем не уступают деревянным вейкбордам .

Используете для выбора своего снаряжения наши советы и помните: нет универсальных правил выбора идеальной доски или лыж. Только учитывая свои физические параметры и наличие опыта катания на воде, можно подобрать качественное и безопасное снаряжение.

Возможно, Вам будет интересно

Водные лыжи: история, разновидности, как выбрать?

Водные лыжи являются популярным видом спорта и развлечением, которое представляет собой перемещение человека по поверхности воды на специально предназначенных лыжах, при помощи троса, прикрепленного к катеру, обеспечивающему передвижение. Водные лыжи – это прекрасный способ проведения активного отдыха и получения массы положительных эмоций, ведь здесь не нужно обладать особыми навыками, а также дожидаться идеальных погодных условий. Все что нужно – это создание необходимой скорости со стороны плавательного средства для получения необходимого сопротивления.

Водные лыжи со стороны немного напоминают обычные, предназначенные для совершения зимних прогулок, однако, обладают весомыми отличиями, которые заключаются в их конструкции, а также материале изготовления. Сегодня езда на водных лыжах стала настолько популярной, что переросла из простого увлечения в полноценный вид спорта, несмотря на ее, думается, временное отсутствие на состязаниях Олимпиады.

История появления водных лыж

История возникновения этого вида спортивного инвентаря берет свое начало с 1922 года, когда житель Америки Ральф Самуэльсон, решил испробовать стандартные лыжи на водной поверхности. Как можно догадаться, этот опыт оказался весьма удачным! Буквально через 3 года, в 1925 году, не зная об этом, Фред Уоллер также смог получить патент на созданную им модель водных лыж. В завершение, в 1928 году, не зная об этих открытиях, Дон Ибсен изобретает собственные водные лыжи. Таким образом, считается, что сразу 3 человека являются изобретателями воднолыжного спорта. Примечательно также, что все создатели изготовили лыжи из дерева, обработав их специальной пропиткой и оснастив их резиновыми креплениями для ног.

Конечно, с течением времени, технология создания водных лыж претерпевала изменения, однако факты были неумолимыми, популярность этого вида увлечения росла с каждым днем, а в 1949 году уже открылась Международная Федерация Воднолыжного Спорта.

В России воднолыжный спорт получил свое развитие начале 60-х годов XX века, благодаря Юрию Гагарину, который был отъявленным любителем этого вида спорта. Это привело к созданию Федерации Воднолыжного Спорта СССР, а также проведению в 1965 году первых соревнований по водным лыжам в стране. В России признанными спортсменками по воднолыжному спорту стали Татьяна Чуракова и Елена Милакова.

На протяжении XX и XXI веков популярность водных лыж неумолимо росла, а сам инвентарь стал гораздо более усовершенствованным. Сегодня водные лыжи – это настоящие высокотехнологичные снаряды, материалом изготовления которых стал пенополиуретан, а также пластик, что позволило существенно снизить их вес и увеличить способность к скольжению.

Разновидности водных лыж

Сегодня существует 2 основные формы водных лыж:

  • Парные – предназначенные для совершения прыжков и фристайла.
  • Одиночные – предназначенные для фристайла и слалома.

Также имеется другая классификация водных лыж в зависимости от их предназначения:

Прыжковые водные лыжи отличаются достаточной длиной, при этом носок их достаточно загнут, что позволяет обеспечить чистый выход на прыжковую гору, поскольку такая форма инвентаря не зарывается в воду. Задняя часть прыжковых водных лыж является достаточно широкой, что позволяет гарантировать большую площадь опоры на воде.

Фигурные лыжи (лыжи для фристайла) – отличаются малой длиной, а также достаточной шириной и легкостью веса. Такие лыжи имеют одинаковую форму по всей длине, а также небольшие загибы на тыльной и передних их частях.

Лыжи для слалома имеют удлиненную форму и круто загнутое основание. Примечательно, что в задней части лыжи, предназначенные для слалома, сужаются, это является необходимым для получения большей маневренности на поворотах. Также такая модель лыж оснащена килем на скользящих сторонах.

Как выбрать водные лыжи?

Новичку воднолыжного спорта следует отнестись ответственно к выбору данного вида снаряжения. Современный рынок выпускает огромное количество водных лыж, которые отличает различная длина, ширина, однако, все они имеют и общую черту – наличие петли, способной сделать из пары отдельных лыж монолыжу. Основным параметром в выборе водных лыж является физическая подготовленность человека. Так, если она достаточная, то стоит обратить внимание на модели с расширенным носом, что позволить стартовать без дополнительных усилий. Также обратите внимание на наличие боковых радиальных срезов на водных лыжах, это является необходимостью для новичка, гарантирующей обеспечение плавности переворотов без силовых затрат. Чуть позже, привыкнув к широконосой форме водных лыж, человек сможет освоить и другие модели.

Людям с низкой физической подготовкой, а также женщинам, рекомендуется отдать предпочтение в пользу моделей с широким носом и расширяющейся задней частью, она является самой устойчивой и снисходительной к ошибкам, которые может совершить неподготовленный человек. Для детей следует выбирать скрепленные между собой лыжи, что поможет избежать нежелательного раздвижения ног во время катания на водных лыжах. В последующем, когда ребенок достигнет достаточной подготовки, соединительная петля может быть ликвидирована. Для тех, кто рассматривает воднолыжный спорт как обычное временное хобби, имеются укороченные модели лыж, размером чуть более ноги взрослого человека. Такие лыжи очень легки в управлении, а катаясь на них можно получить незабываемое удовольствие!

Если вы решили отдать предпочтение монолыже, то следует знать, что по техническим характеристикам она практически не отличается от парных моделей, однако имеет более широкую поверхность, а также удобные ножные крепления. В остальном, новичку при покупке монолыжи следует руководствоваться вышеперечисленными правилами выбора парных водных лыж.

При выборе данного вида инвентаря также следует обратить внимание на такой показатель, как гибкость. Этот параметр является одним из ключевых, ведь он позволяет ликвидировать удары волны при передвижении. Водные лыжи, обладающие достаточной гибкостью, имеют повышенный уровень маневренности и устойчивости, однако, при этом у них отсутствует возможность достижения чрезмерно высокой скорости, что является самым подходящим для новичка. Водные лыжи, обладающие повышенной твердостью, больше подойдут для профессионалов и опытных любителей, поскольку являются менее устойчивыми, а также позволяют достигнуть высокой скорости езды.

Людям, знакомым со сноубордом, стоит обратить внимание на такой тип водных лыж, как вэйкборд. С помощью этой модели становится возможным повторение на водной поверхности поворотов и прыжков, которые ранее исполнялись на снежных склонах. При этом женские модели вэйкбордов имеют вогнутый вид формы, но сглаженные края. Для мужского пола же предназначаются вэйкборды больших габаритов, имеющие гладкие края и зауженный нос, позволяющие достигнуть плавности совершаемого прыжка.

Дополнительное снаряжение

Если вы решили познакомиться с таким увлекательным хобби, как водные лыжи, то одного приобретения данного инвентаря будет недостаточно, для успешного покорения волн вам потребуются также следующие предметы:

  • Фал – трос с ручкой, с помощью которого осуществляется передвижение по водной глади. Стоит учитывать, что в продаже имеются различные виды фалов, предназначенные для определенных моделей водных лыж.
  • Гидрокостюм – вид одежды, без которого является невозможным освоение воднолыжного спорта. В продаже имеются гидрокостюмы из различных материалов – короткие и длинные, в их выборе следует ориентироваться, основываясь на собственном вкусе, а также стоимости, которая не может быть слишком низкой.
  • Перчатки – для воднолыжного спорта предлагаются перчатки, как с наличием напальчников, так и без. В их выборе следует руководствоваться, основываясь на собственном комфорте, а также материале изготовления ручки фала. Так, в случае ее неровной поверхности лучше приобрести полноценные перчатки.
  • Спасательный жилет – не стоит забывать, что водоемы, а также и сам воднолыжный вид спорта не являются безопасными для жизни человека, поэтому необходимость приобретения спасательного жилета не должна вызывать вопросов.
  • Ботинки – при покупке ботинок для водных лыж, необходимо отдать предпочтение в пользу моделей с достаточной поддержкой пяток и лодыжек, что позволит в будущем избежать травм.

Если вы решили ознакомиться с воднолыжным спортом, то не сомневайтесь в ваших силах, их освоение – не самый тяжелый труд! Людям, уже знакомым с горными лыжами и сноубордом, встать на водные лыжи не составит труда. Если же вы в их число не входите, однако обладаете огромным желанием, а также умением плавать и хорошей координацией, то вскоре вы сможете покорять волны при помощи водных лыж!

Тем, кто желает научиться кататься на водных лыжах, испытать массу удовольствия и прекрасных ощущений от этого занятия, предлагаю воспользоваться моими советами и правилами приёма. Они не очень сложные и выполнимые. Очень здорово скользить по водной глади на большой скорости, в тёплый солнечный день, наслаждаться тёплым летним воздухом. Такие чувства и ощущения невозможно забыть никогда. Это здорово!

Учитесь и радуйтесь жизни!

Прежде всего, нужно уметь хорошо плавать и не бояться воды.

Второе. Должны быть настоящие водные лыжи, крепкий и длинный фал (верёвка, с помощью которой, собственно, и будете кататься), маломерный быстроходный катер с мощным мотором и, конечно же, вода (море, река, озеро), где есть возможность учиться и кататься на водных лыжах.

Если всё это есть, то можно приступать к тренировкам. Если вы живёте в таком городе, где нет большого водоёма, но есть желание научиться кататься на водных лыжах, не отчаивайтесь. Найти и выполнить свою мечту – масса возможностей, и найти их сможет каждый.

Кстати. Мы с ребятами учились кататься на водных лыжах, когда нам было 15-16 лет. Первые водные лыжи сделали сами, лодка – «Казанка», лодочный мотор – «Вихрь» - 20 лошадиных сил. Мощности мотора хватало для того, чтобы поднять нас из воды, а скорости – для свободного скольжения по ней.

Теперь можно приступать к тренировкам. Начинать лучше всего в спокойную погоду, чтобы на воде не было волны. Теперь непосредственно перейдём к делу.

Итак, вы на большой реке, озере или море. Привязали крепко фал к катеру, выезжаете на глубокое и широкое место, где никто вам не помешает.

1) Для начала нужно научиться выходить из воды.

Выходите из катера в воду, надеваете лыжи на ноги (предварительно подогнав размер по своей ноге), берёте в руки ручку фала.

Катер (лодка) заводится и потихоньку начинает удаляться от вас. В это время необходимо выбрать слабину фала, так, чтобы он был немного натянут.

Следующий момент – принять правильную позицию для удачного выхода из воды на поверхность. Для этого необходимо повернуться лицом к катеру, лыжи расставить носками в стороны на 60-70 градусов, ноги при этом должны быть вытянуты вперёд и немного согнуты в коленях (как бы сидите на стуле с вытянутыми ногами), фал должен быть между лыжами. Такая поза позволяет быстро выйти из воды, при этом достигается наибольшая устойчивость и равновесие.

Приготовились, крепко взялись руками за фал, подаёте сигнал для начала движения катера. Катер натягивает фал, начинает тянуть вас из воды, при этом мотор начинает работать на полных оборотах. Важно в этот момент ни в коем случае не менять позу (как сидели в воде, так старайтесь и сидеть), спину согните, руки вытянуты. Иначе вы можете упасть или вперёд, или назад, или свалиться на бок. Хочется напомнить, что выход из воды – это наиболее сложный приём обучения. Поэтому с первого раза у вас, скорее всего, и не получится. Обычно, прежде чем выйти из воды, нужно сделать несколько попыток. Вам нужно непосредственно самому прочувствовать, что и как. Только потом, когда всё поймёте, придёт и результат.

2) Теперь давайте приобретать навыки катания на водных лыжах.

Вы вышли из воды. Теперь начинается самое захватывающее и интересное: катание на водных лыжах. Фал натянут, и вы должны крепко держаться за него. Колени немного согнуты. Старайтесь корпус держать немного назад. Новичку лучше пока не экспериментировать, покататься какое-то время просто так. Почувствуйте, как ведут себя лыжи, как реагирует фал на ваши движения и движения катера, привыкните к сопротивлению воды, воздуха и волны. Наконец, просто понаслаждайтесь самим процессом. Ведь это прекрасно.

Когда у вас всё стало получаться, теперь можете попробовать освоить некоторые приёмы маневрирования (повороты, преодолевание волны от катера, попробуйте прокатиться по волне и т.д.) Обратите внимание на то, что когда вы будете делать резкие повороты, то фал может ослабевать. В этом случае необходимо уметь быстро устранить эту слабинку (поднимите руки с фалом вверх или сделайте манёвр лыжами). Опытные воднолыжники успевают выбирать слабину, перебираясь по фалу руками, а потом постепенно отпуская его. Здесь главное - не запутаться и не причинить себе травму.

Очень скоро у вас будет всё получаться и вы можете спокойно кататься на водных лыжах, придумывая по ходу дела свои приёмы. Очень поможет то обстоятельство, если вы умеете кататься на обычных лыжах с горок. Многие приёмы те же самые и будет намного проще освоить и водные лыжи.

3) Следующий приём – завершение катания.

Это самое лёгкое в обучении, тут, собственно, учиться и нечему. Но всё же будем последовательны. Вы вдоволь накатались и уже устали, пора бы и отдохнуть. Нужно поступить следующим образом. Подаёте сигнал тому, кто вас катает на катере, и он поворачивает к берегу. Катер движется вдоль берега, вы поворачиваете на лыжах к суше, выбирая наиболее подходящее место. Как только определились, где будете останавливаться, просто отпускаете фал. Лыжи по инерции вынесут вас на мелководье, плавненько опустятся на дно, и вы окажетесь на берегу, по колено в воде.

Вот и всё.

Когда вы уже в совершенстве научитесь кататься на водных лыжах, то можете практически выйти сухим из воды, не подвергаясь водным процедурам.

Мы с ребятами начинали своё катание не из воды, а с какого-нибудь низкого наплавного сооружения: бона, точки или с борта другой лодки. В результате в воде оказывались только по колено и сразу же выходили на поверхность. Таким же образом и завершали катание, опуская фал так, чтобы потом сразу сесть на бон, или то же самое у берега – на мелководье.

Надеюсь, что вас заинтересует эта статья. И вскоре вы с удовольствием будете кататься на водных лыжах где-нибудь на пляже в жаркую летнюю погоду.

В.М. Алексеев
Журнал КиЯ №2 1964г

Водные лыжи быстро нашли признание во многих странах мира и а настоящее время по различным видам воднолыжного Спорта уже проводится чемпионат мира. Кто и когда был основателем этого нового вида спорта - неизвестно. Одни утверждают, что первыми были жители Альп, пытавшиеся скользить по воде на своих обычных лыжах, на которых они Спускаются со снежных вершин; другие считают водные лыжи разновидностью досок для катания по волнам - развлечения, давно известного жителям Гавайских островов.

При скольжении спортсмена по воде на плоской поверхности (будь то водные лыжи либо акваплан, буксируемые катером, или просто доска, скользящая по скпону волны под действием силы тяжести человека) на ее нижнюю поверхность действует сила Т, направленная перпендикулярно плоскости этой глиссирующей поверхности. Эту силу Т можно разложить на две составляющие; силу R, направленную горизонтально, и силу А, направленную вертикально. Сила R - это сопротивление воды движению глиссирующей пластины, уравновешиваемое силой тяги Рн катера; сила А - это сила гидродинамического поддержания, которая уравновешивает вес спортсмена Рс.

Силу А подсчитывают по выражению:
А = К51Sv 2 ,
где S - общая смоченная площадь пластины, м2; v -скорость движения, м/сек.

Значение коэффициента К зависит от отношения длины пластины l к ее ширине b (для водных лыж l /b=10) и
от угла встречи пластины с набегающим потоком воды - угла атаки а. Для водных лыж обычно К=0,06. Из приведенного выше уравнения видно, что размеры лыж зависят от скорости движения лыжника по воде.

Виды воднолыжного спорта. В настоящее время спортсмены-воднолыжники объединены в Международный Союз водных ль1Жников. Международные соревнования по водным лыжам впервые проводились во Франции в 1949 г. В СССР первые крупные соревнования были проведены в 1962 г, Соревнования проводятся по следующим видам: слалом, прыжки с трамплина и фигурное катание. Международным союзом водных лыжников установлены единые правила проведения соревнований.

Слалом. Каждый участник должен пройти стартовые контрольные ворота шириной 4 м, обогнуть 6 буев, расставленных на 90 м один от другого, и пройти финишные ворота (также шириной 4 м). Ворота отмечаются буйками. Если лыжник коснется буя или не сможет его обогнуть, ему начисляют штрафные очки. Катер, буксирующий лыжника, делает первый галс по середине трассы со скоростью 42, а второй (обратный) - со скоростью 45 км/час, и проходит контрольные ворота с предписанной скоростью. Скорость катера-буксировщика контролирует судья.

Лыжнику предоставляется право выступать на двух или на одной лыже.

Прыжки. Прыжки проводят с трамплина высотой 1,В м для мужчин и 1,5 для женщин; ширина его 2 на 3 м. Засчитывается только длина прыжка.

Фигурное катание. В фигурном катании учитывают как стиль исполнения, так и сложность фигуры; катание проводят на двух и на одной лыже. Вот некоторые упражнения: движение на одной лыже, поворот на 180° и движение спиной вперед; движение, держась за ручку стропа ногой, зубами, шеей; прыжок через буксирный трос и т. д.

Катер-буксировщик. Для буксировки лыжников подходит любой катер со скоростью хода более 35 км/час. Начинать обучение нужно на малых скоростях, так как при падении на большой скорости можно разбиться о воду. Для опытных лыжников, желающих заниматься регулярно, нужен катер с мощным мотором (60 на 100 л. с.) и скоростью до 55 км/час.
Буксирующий лыжника катер должен плавно и легко набирать скорость. Кроме того, у катера должна быть невысокая кормовая волна, так как высокий «петух» за транцем мешает лыжнику делать крутые резкие повороты и вызывает резкие рывки в тросе. И, наконец, третье требование: катер-буксировщик должен обладать большой поперечной остойчивостью, чтобы опасность опрокидывания от бокового рывка троса, за который держится лыжник, была исключена. Обычно остойчивость катеров с широкой плоской кормой вполне достаточна.

Спортсмена может буксировать даже легкая моторная лодка с подвесным мотором (например, «Казанка»). Автор ходил на водных лыжах за спортивной мотолодкой типа «Стрела» с мотором «Москва».

Если лыжника буксирует легкая мотолодка, трос следует крепить за рымы, укрепленные на транце приблизительно на 10 см ниже кромки палубы. Для обеспечения поворотливости буксировщика лыжник на циркуляции должен поворачивать по радиусу, значительно большему, чем радиус циркуляции мотолодки. Это обстоятельство никогда не следует забывать, используя малые катера и мотолодки.

На большом и мощном катере буксирный трос лучше всего крепить за битенг на высоте около 50 см над палубой в центре вращения катера (несколько впереди плавника-стабилизатора).

Лучше всего для буксировки лыжников подходят глиссирующие катера с водометным движителем; при использовании их нет опасности поранить спортсмена винтом катера, и лыжник может стартовать с мелководья.

Как мы уже знаем, люди, стоящие на лыжах, своим весом давят на поверхность воды, поэтому, чтобы не погрузиться в воду, они должны передвигаться по ней со скоростью тем большей, чем больше их вес и чем меньше размер лыж. Это требует увеличения мощности мотора катера-буксировщика. Для катера длиной 4,5 и шириной 1,35 м число и вес буксируемых спортсменов зависят от мощности мотора так:

Лыжи. Водные лыжи для каждого вида соревнований имеют некоторые особенности в конструкции и размерениях. Размеры лыж зависят и от веса спортсмена.

Обычные лыжи для катания с целью развлечения имеют ширину 18 и толщину 1,5 см; длину их выбирают в зависимости от веса спортсмена:

Носки лыжи слегка закруглены, а лыжа в целом может иметь небольшую выпуклость в сторону скользящей поверхности. Лыжи к ногам крепятся эластичными резиновыми креплениями, подгоняющимися по ноге.

В случае падения спортсмена лыжи должны легко сниматься с ног и всплывать рядом с лыжником.

Лыжи для прыжков с трамплина делают несколько тяжелее; их центр тяжести обязательно должен находиться позади носовых креплений настолько, чтобы при прыжке лыжи провисали назад и не могли воткнуться в воду носками (при этом лыжник может разбить о воду грудь и живот, растянуть связки в голеностопных суставах).

Опытные лыжники-слаломисты часто выступают на одной лыже длиной 180 и шириной 20 см. Такая лыжа, кроме обычного крепления, оборудуется еще одним носовым креплением, расположенным за первым. Спортсмены иногда катаются даже на лыжах с размерами 165X18 см. Чтобы такие лыжи лучше управлялись, их зауживают к концам так, что они напоминают по форме банан.

Лыжи для фигурного катания, в принципе, ничем не отличаются от слаломных, только их делают более изогнутыми.

У задних концов скользящей поверхности лыж для повышения устойчивости приделывают легкий алюминиевый плавник. Лыжи с таким плавником обычно используют начинающие спортсмены.

Трос. Для буксировки спортсменов можно использовать любой мягкий трос длиной от 18 до 30 м. Хорош капроновый шнур диаметром 6 на 8 мм, который не гниет от частого намокания, легок и не образует при распускании из бухты так называемых «колышек» (узелков). Подойдет и манильский трос.

Лучше всего, если трос окрашен в яркий цвет и плавает на поверхности; тогда спортсмен хорошо его видит, и трос наверняка не попадет в винт катера. За границей на трос надевают специальную пластмассовую рубашку, которая поддерживает его на плаву.

Для проведения соревнований по водным лыжам общая длина троса должна быть 22,5 м; из них 1,5 м длины - стропы для рукояток. Рукоятки круглого или овального сечения изготовляют из дерева либо пластика. Концы стропов соединяют между собой на коуш, а коуш каждого стропа с помощью карабинов, скоб или вертлюгов - с коушем троса.

Для фигурного катания используют специальное приспособление: поперечная рукоятка крепится к тросу стальным бугелем с рымом; по бугелю скользит крепление для ноги, которое используют при буксировке за стопу ноги.

Обучение.
Прежде всего необходимо отметить, что заниматься водными лыжами могут только здоровые и, во всяком случае, умеющие плавать люди. При падении лыжник должен уметь не только держаться длительное время на воде, пока катер развернется и подойдет к нему, но и быстро освобождаться от лыж. Начинающие при занятиях на воде должны надевать спасательные жилеты, бушлаты или надувные пояса.

Строп для слалома.
1 - рукоятки; 2 - коуш; 3 - буксирный трос. А - узел заделки стропов в ручке

Ручка для фигурного катания.
1 - рукоятка; 2, 3 - бугель; 4 - буксирный трос; 5 - поясок для стопы.

Легче и быстрее других проходит обучение "снеговых" лыжников и слаломистов, привыкших удерживать равновесие в самых трудных условиях.

Начинать обучение надо на берегу. Сначала одевают носовое крепление, ллотно подгоняют пяточное крепление и зажимают регулировочные винты. Ручки троса держат на вытянутых вперед руках. Обучающий держит трос натянутым. Ученик, сев на корточки, слегка расставив лыжи (но держа их параллельно) и держась за трос, поднимается на слегка согнутые ноги, причем вес тела находится за пятками. Тело удерживается тросом, слабину которого выбирает обучающий. Когда ученик усвоит первый урок и перестанет падать набок, приступают к обучению в воде, повторяя эти же упражнения.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы ученик держал Ль1жи параллельно натянутому буксирному тросу. Это обычно удается с трудом, поскольку лыжник теперь свободно плавает в воде. Сидя на задниках лыж, новичок подплывает к обучающему, который подтягивает его за трос. Лыжи должны чуть высовываться над поверхностью. Только после того как новички научатся управлять своим телом в воде, приступают к тренировкам с катером,начинать которые лучше на льжах большего размера.

Приняв исходное положение, показывают над поверхностью концы лыж в знак готовности к движению. Катер быстро и ровно, без рывков, набирает скорость. Плавно и энергично лыжник разгибается, держа лыжи под некоторым углом к поверхности воды и слегка откинувшись назад; набрав скорость, лыжи держат почти горизонтально.


Первый урок на берегу.

обучающийся из положения «сидя па лыжах» поднимается на ноги

Первый урок на воде.
Удержание равновесия в воде.

Лыжник начинает движение на лыжах, выпрямляя ноги.

Если в качестве буксировщика используется мотолодка с маломощным мотором, стартуют с бонов. Лыжник садится на бон, надевает лыжи, раскладывает трос и делает знак начать движение. За 2-3 секунды до того, как трос вытянется, лыжник соскакивает с бона на лыжи; лыжи не успевают провалиться глубоко, и поэтому сопротивление лыжника еще не очень велико. Мотолодка быстро переходит в режим глиссирования и вытаскивает лыжника на поверхность. Хорошо стартовать с листа фанеры, стоя на мелководье.


Прыжок с трамплина.


Лыжник ногами смягчает толчок о настил трамплина

Классическое выполнение прыжка.

Чтобы легко делать повороты, надо помнить, что на циркуляции катер обычно уменьшает скорость, поэтому лыжник должен поворачивать по кривой большего радиуса, выходя на внешнюю сторону поворота. Чтобы повернуть, спортсмен наклоняется внутрь поворота, загружая внутренние канты лыж. Резкие повороты можно делать за счет изгиба в тазобедренном суставе, аналогично тому, как слаломисты делают угловое движение на снегу.

Чтобы остановиться, лыжник делает знак катеру. Катер останавливается, и лыжник, пройдя еще несколько метров, плавно опускается в воду. Можно высадить лыжника на бон или другое судно. Для этого катер проходит на расстоянии 4-5 м от судна или бона, лыжник заранее отпускает трос и останавливается у намеченного места. Естественно, что такой способ требует из вестной тренировки и развитого глазомера.

Можно останавливаться, выехав на мелководье. Здесь льжник, потеряв скорость, легко опускается на дно водоема. Надо выставить одну ногу вперед на 10-15 см и перенести вес тела на заднюю ногу, чтобы не упасть вперед при резкой остановке, когда лыжи соприкоснутся с грунтом.

Прыжки. Хорошо усвоив движение на двух лыжах и научившись поворачивать, переходят к изучению техники прыжка.

Сначала прыгают с кормовой волны катера, пересекая его кильватерную струю с одной стороны на другую; затем переходят на трамплин. Размеры верхнего стола трамплина 2X5 м. Высоту верхней кромки регулируют в зависимости от подготовки спортсменов. Начинают, конечно, с небольшой высоты и небольшой скорости буксировки. Катер идет к трамплину и проходит рядом с ним на расстоянии 4-5 м. Лыжник выходит на параллельный курс и направляется на трамплин, стоя со слегка согнутыми коленями и выпрямленным телом, а въехав на трамплин, слегка поджимает ноги, группируясь. В полете он снова распрямляется, а затем, упруго сгибая колени, «приводняется». Движения спортсмена аналогичны движениям лыжника, преодолевающего небольшой бугор при спуске с горы.

Далее упражнение усложняют, увеличивая скорость. Классическим прыжок станет тогда, когда лыжник на скорости 57 км/час (для женщин 50 км/час) подъезжает к трамплину в высокой стойке, приседает, отталкивается от него ногами и летит выпрямившись над водой. Лыжи держат в полете горизонтально или чуть приподняв носки. Коснувшись воды, лыжник продолжает свой путь.

Слалом на одной лыже. Спортсмен сначала скользит на двух лыжах, затем снимает одну из них и оставляет ее на воде, а свободную ногу ставит на лыжу сзади. Теперь, изгибая тело и становясь чуть на ребро лыжи, спортсмен может изменять направление движения.

При прохождении трассы слалома используют лыжу шириной 20 см, оборудованную двумя креплениями. К буксирному тросу крепят рукоятки для левой и правой руки.

Высшей техникой езды на лыжах является фигурное катание на одной или двух лыжах с использованием специальной рукоятки.

Изготовление простейших лыж. Водные лыжи имеются в продаже, но стоят они сравнительно дорого (дороже слаломных). Естественно, что многие спортсмены делают водные лыжи самостоятельно, тем более что это несложно.

Размеры лыж выбирают в зависимости от веса спортсмена. Материалом служат доски и фанера.

Доску размечают согласно принятой длине. Ножовкой делают поперечные пропилы у носка. Затем на район пропилов, смазанный водостойким клеем, накладывают кусок фанеры, подклады-вают деревянный брусок - клин, обработанный по форме загиба носка,- и прижимают к нему лыжу струбциной. Фанера, приклеившись, не дает концу доски разогнуться; заготовку лыжи оклеивают любой тканью на водостойком клее.

Лучше всего склеить лыжи из фанеры.
Два листа фанеры (1500X1500 мм) склеивают, пристыковав их «на ус», затем выпиливают полосы нужной ширины (180X200 мм) и собирают их в пакет до получения заданной толщины. Полосы промазывают клеем и укладывают на деревянный брус (поверхность которого выстрагивают по форме лыжи), прижимая струбцинами или гвоздями. После склейки лыжи подстругивают, шкурят и окрашивают. Краску во время эксплуатации постоянно подновляют. Следует помнить, что малейшая царапина или потертость значительно сокращает срок службы лыжи; в результате набухания и коробления форма лыж значительно меняется, затрудняя их использование.

Крепления.

1 - носовое крепление (резина); 2 - пяточное крепление (резина); 3 - прижимная планка (металл, фанера); 4 - шурупы; 5 - барашки.

Форма лыжи в плане может быть самая разнообразная. Обычно максимальная ширина расположена посередине; к носу лыжа слегка закругляется, а к заднему концу идет прямо или зауживается, что облегчает выполнение поворотов.

Школа для начинающих

Чтобы помочь тем, кто хочет расширить спектр использования своей мотолодки или катера, мы решили открыть воднолыжную секцию для начинающих , вести занятия в которой будет один из старейших наших воднолыжников, победитель первого чемпионата СССР и первый мастер спорта СССР по водным лыжам Юрий Иванович Жуков.

Итак, желаем успехов на водной лыжне!

Урок 1. Прежде, чем выйти на воду

Начать наше первое занятие, к огорчению некоторых, придется на берегу.

Сначала - небольшая справка о том, что нам понадобится.

Водные лыжи и крепления различных типов выпускаются промышленностью и продаются в магазинах спорттоваров; там же можно приобрести и буксировочный фал с рукояткой (лучше не пожалеть денег и купить «фирменный» трос - он отвечает всем требованиям надежности и безопасности).

Для первых выходов на воду больше всего подходят парные прогулочные лыжи, которые «прощают» многие ошибки.

При желании простейшие прогулочные лыжи можно изготовить самостоятельно из легких сортов дерева с последующим покрытием водостойкой краской. Основные размеры парной лыжи такого типа приведены на рис. 1. В последнее время наиболее распространены прогулочные лыжи, имеющие в плане форму «банана». Максимальная ширина b max колеблется от 18 до 22 см в зависимости от мощности двигателя и веса спортсмена (естественно, чем «слабее» и тяжелее лыжник, тем большую площадь должны иметь лыжи).

Длину лыж для начинающих вы можете определить по диаграмме (рис. 2), сообразуясь со скоростными возможностями катера и собственным весом. Если в вашей группе несколько человек, которые будут учиться на одних лыжах, при выборе размеров ориентируйтесь на самого тяжелого спортсмена (хотя, конечно, лучше, если все приблизительно одного веса).

Успех на водной лыжне зависит и от правильности установки креплений. Для эффективного управления лыжами нужно, чтобы вес лыжника был приложен к центру тяжести лыж. Поэтому действуем так: лыжу с установленным направляющим килем приводим в равновесие на клиновидной опоре и отмечаем центр тяжести поперечной линией (рис. 3), с которой совмещаем задний срез носковой части резинового крепления. Пяточную часть крепления устанавливаем после подгонки по размеру ступни.

Залогом успешных стартов на воде является освоение имитационных упражнений на берегу. Все они очень просты, но при этом достаточно эффективны.

Очень полезна для новичков имитация старта на... траве. Обучающийся надевает лыжи и принимает положение группировки: спина прямая; туловище слегка отклонено назад; руки согнуты в локтях под углом 90° и прижаты к туловищу; ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях; взгляд направлен вперед. «Тренер» берет свободный конец фала в 3-4 м от рукоятки и готовится тянуть (рис. 4).

«Лыжник» дает сигнал «готов» и закрепощает стойку, напрягая мышцы рук и ног и слегка отклоняясь назад. Когда «тренер», натягивая фал, начинает тянуть «лыжника» на себя, нужно противодействовать этой тяге упором ног о лыжи. Положение группировки сохраняйте и после начала движения.

Повторите «старт» несколько раз, увеличивая тягу и доводя ее до значительного рывка. Если вы научились сохранять равновесие и переходить к устойчивому движению, значит, это получится и на воде.

Но прежде чем принять первый настоящий старт, давайте вспомним основные правила безопасности.

Думаю, что всем понятно: неумеющему плавать на воде делать нечего. Но и умение плавать не освобождает начинающего воднолыжника от использования спасательных средств - воднолыжного пояса, жилета или нагрудника.

Внимательно осмотрите лыжи, крепления и фал - нет ли острых и выступающих частей, о которые можно пораниться. Крепления должны обеспечивать беспрепятственное освобождение ног при падении. Проверьте надежность крепления рукоятки к фалу - даже малейшие ее перемещения по тросу недопустимы.

Акватория, на которой вы будете проводить тренировки, должна быть свободна от надводных и подводных (на глубине до 1,5 м) препятствий. Прикиньте, достаточно ли на ней места и не помешаете ли вы движению. Если какое-то место облюбовали любители купания, держитесь от него подальше.

Запомните, что в случае падения надо сгруппироваться и отпустить рукоятку. Вынырнув из воды, обязательно дайте сигнал тем, кто находится в катере. Если вы готовы продолжить, поднимите руку вверх - это сигнал «все в порядке».

Знание сигналов воднолыжника - залог безопасности тренировок (рис. 5).

Перед стартом наблюдатель осведомляется о готовности лыжника и при ответе «Готов!» или просто кивке головой дает указание водителю начать движение.

Если вы хотите увеличить скорость, сделайте несколько движений снизу вверх рукой, сжатой в кулак с отведенным вверх большим пальцем.

Сигнал уменьшения скорости подается аналогичным образом, только большой палец отведен вниз и движения делаются сверху вниз.

Если скорость вас устраивает, покажите большим и указательным пальцем букву «О».

Для указания стороны поворота катера сделайте отмашку рукой в нужном направлении.

Только отработав на берегу «теорию» и научившись успешно принимать «сухопутный старт», будущий воднолыжник может считать усвоенным первый урок, открывающий ему путь на воду.

Урок 2. Старт - половина успеха

Ощутить себя настоящим воднолыжником можно, только научившись успешно принимать старт. Для начинающего это самый важный, ключевой момент. Неудачи при первых попытках, осуществленных методом проб и ошибок, отнимают много сил и, в конечном счете, приводят к разочарованию.

Не стоит ломиться в дверь, когда есть ключи. Так и в водных лыжах: все оказывается достаточно простым, когда знаешь всего лишь несколько маленьких хитростей. (Это, кстати, относится и к новичкам, и к достаточно опытным спортсменам, разучивающим сложные элементы.)

Тем, кто занимается в воднолыжных секциях, «ключи» дает тренер. А вам советую внимательно изучить все рекомендации, изложенные ниже.

Сначала рассмотрим, какими способами можно принять старт. Для начинающих их три: с неподвижной опоры, с плавсредства и из воды.

В качестве неподвижной опоры могут служить береговые мостки, причал или специальная скамейка, укрепленная на вбитых в дно водоема кольях. Глубина рядом с ними должна обеспечивать беспрепятственный подход катера-буксировщика - если не вплотную, то, по крайней мере, на длину буксировочного фала. А глубина непосредственно у опоры должна быть такой, чтобы исключить «зацеп» воднолыжника за дно во время старта - воды должно быть где-то по пояс, не меньше.

Итак, вы успешно освоили имитационные упражнения на берегу и решили попробовать свои силы на воде. Легко понять ваше нетерпение, но для того, чтобы все прошло гладко, давайте ненадолго остановимся и на некоторых «технических» моментах.

Для начала окинем критическим взором буксировщик. Очень хорошо, если им окажется серьезный катер со стационарным двигателем. Но сойдет и мотолодка с «подвесником» в 25-30 сил. Оптимальный вариант, когда она оборудована «полным» дистанционным управлением: руль, газ и реверс. Если ДУ реверсом не работает или его вообще нет, а передний ход включается только ручкой на моторе, водителю в момент старта лучше управлять лодкой за румпель - это позволит избежать рывков и падений лыжника. При необходимости отрегулируйте двигатель: он должен быть достаточно приемистым, набирать обороты равномерно, без «провалов» и не глохнуть при включении переднего хода на малых оборотах. Проверьте, позволяет ли ДУ полностью открывать дроссельную заслонку карбюратора, ведь от мотора потребуется вся его мощность.

Теперь - о креплении фала . Надо сказать, что самодеятельные воднолыжники порой относятся к этому вопросу весьма легкомысленно. Многие из них считают, что фал можно крепить за что угодно, кроме, разве что, шеи водителя. А между тем грамотно укрепленный фал - это не только безопасность, но и удобство. Требуется меньше дополнительных усилий для удержания катера на курсе.

На специальных катерах-буксировщиках фал крепят к невысокому пилону, укрепленному в ДП. На мотолодке с подвесным мотором лучше привязать его так, как показано на рис. 6. Для крепления фала удобно использовать ручки на транце, а если их нет - швартовные утки. Все узлы должны быть нескользящими!

Теперь об «экипаже». Обычно на катере находятся два человека: водитель и наблюдатель, который сидит спиной к движению. Но не исключено, что обычная моторка с двумя человеками на борту лыжника «не потянет». В этом случае будет достаточно одного водителя, важно лишь обеспечить ему возможность наблюдать за спортсменом, не отвлекаясь от управления лодкой. В этом ему поможет панорамное зеркало заднего вида, установленное «по-автомобильному» - у верхней кромки ветрового стекла.

Внимания потребуют и лыжи, прежде всего- крепления. Их надо тщательно отрегулировать. (Кстати, не советую при первых стартах пользоваться спортивными креплениями-«сапогами», плотно охватывающими ногу. Это небезопасно!) У большинства креплений регулируется пяточная часть. Устанавливаем ее так, чтобы вставить ногу в мокрое крепление можно было с одной-двух попыток. На суше эта операция выполняется следующим образом: смоченную водой ногу вводим в носковую часть крепления, оттягивая пяточную часть двумя руками назад; затем резко притоптываем лыжей о стартовый настил с одновременным движением стопы вперед. Если при этом требуется слишком много усилий, значит, крепление туговато, его надо ослабить.

Старт с неподвижной опоры. Лыжи надеты, и можно приступать к взятию старта с неподвижной опоры в положении сидя.

Для начинающего старт пройдет наиболее гладко, если при правильном предстартовом положении крепления лыж будут находиться в воде у самой поверхности. Соответственно надо выбрать высоту стартового настила. Воднолыжник сидит на краю настила, удерживая верхним хватом трапецию.


Рис. 7. Старт с неподвижной опоры

Локти прижаты к туловищу (ключ!), носки лыж слегка приподняты над поверхностью воды (рис. 7, а).

По команде «Готов!» с момента начала движения катера нужно закрепостить данное положение, немного отклонившись назад (рис. 7, б) и, когда трос натянется, сделать упор лыжами о воду, оставаясь в закрепощенной стойке.

Не отпускайте трапецию вперед (ключ!). Не беспокойтесь, даже на маленькой скорости вода уже будет вас «держать».

При плавном увеличении скорости старт будет успешным. Первое время новичку можно продолжать движение в закрепощенной стойке с согнутыми в коленях ногами (рис. 7, в).

Смотреть при старте нужно вперед по ходу движения (ключ!), а не на лыжи, что неизбежно приведет к падению вперед.

Движение в закрепощенной стойке хотя и является устойчивым, требует очень большого напряжения многих групп мышц. Поэтому нужно как можно быстрее перейти в нормальную стойку (рис. 7, г).

Старт из воды. А если старт не получился, можно повторить попытку - на этот раз из воды. Теперь вы, наверное, поняли, почему на прошлом занятии была настоятельно подчеркнута необходимость иметь спасательный жилет. Он не только страхует спортсмена на случай серьезного падения или травмы, но и помогает выполнить старт из воды.

Надо сказать, что надеть в воде слетевшие при падении лыжи - дело не простое. Лучше эту операцию отработать заранее. Взяв лыжу за носковую часть крепления и держа ее под углом около 45° к поверхности воды, подтяните колено к груди и толчком вставьте ногу в носковую часть. Затем сделайте глубокий вдох, опустите голову в воду и, захватив обеими руками пяточную часть крепления, резким движением ступни вниз и вперед окончательно закрепите лыжу.


Рис. 8. Старт из воды

Если предстартовое положение лыжника является правильным, старт будет удачным. Ожидая начала движения катера, сгруппируйтесь (рис. 8, а). Концы лыж должны немного выступать из воды, а буксирный трос располагаться между ними. Постарайтесь как можно точнее направить лыжи в ту сторону, в которую вас потянет катер. Удерживайтесь в этом положении, балансируя свободной рукой (другая держит трапецию).

Как только фал начнет натягиваться, захватите рукоятку обеими руками и подтяните ее к туловищу, прижав локти к бокам. Отклоняясь назад, упирайтесь лыжами в воду (рис. 8, б). Из положения группировки (рис. 8, в) переходите к нормальной стойке (рис. 8, г).

Старт с плавсредства. В начале упоминалось, что стартовать можно и с плавсредства. Например, с носовой палубы мотолодки или баллона «надувнушки». На первый взгляд, это практически то же самое, что и старт с мостков. Но различие все же есть.


Рис. 9. Простейший вариант тренажера, смонтированного на мощном катере

Дело в том, что некоторое время после начала движения лыжник продолжает иметь опору, ибо лодка, на которой он сидит, движется вместе с ним. фал здесь натягивается не так резко, как при старте с настила, что позволяет новичку плавно перейти в нормальную стойку. При достижении определенной скорости (вы почувствуете это сами) нужно усилить упор лыжами о воду, приподняться над опорой и продолжать свободное движение.

В заключение расскажу о достаточно простом тренажере, который позволит новичку без особого труда овладеть техникой простейших стартов. Если вы располагаете достаточно мощным катером, установите на нем «стрелу» из трубы, как показано на рис. 9. Воднолыжник может просто держаться за трубу, а можно сделать и несложную проводку через блоки, позволяющую «отпускать» лыжника от катера на длину фала. Удаление спортсмена от борта катера - не меньше метра.



mob_info