Средства тренировки и методы их применения. • Интервальный метод

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на две группы упражнений:

Соревновательные,

Вспомогательные (специально-подготовительные, общеподготовительные).

Соревновательные упражнения - это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), кото­рые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранно­му виду спорта. Они делятся на 2 группы:

1-собственно-соревновательные упражнения

2-тренировочные формы соревновательных упражнений.

Ряд собственно-соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу дейст­вий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и сме­шанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упраж­нения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие пре­имущественного проявления выносливости , а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к кото­рым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений ком­плексное проявление основных физических качеств происходит в ус­ловиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных со­ревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к.направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений. Удельный вес соревновательных упражнений в боль­шинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.


К вспомогательным упражнениям относят специально-подготовительные и общеподготовительные.

Специально-подготовительные упражнения (СПУ) включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру про­являемых способностей.

Так, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег по от­резкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игро­виков - игровых действий и комбинаций (сюда может относиться вы­полнение отдельных ударов, элементов игровых комбинаций и т.д.). Специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному соревновательному упражнению. Они создаются и подбираются с та­ким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференци­рованное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на:

1. подводящие, способст­вующие освоению формы, техники движений;

2. развивающие, на­правленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, вы­носливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

Обшеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущест­венно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения - как при­ближенные по особенностям своего воздействия к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически без­граничен. Практически же он ограничивается временем, местом заня­тий и другими обстоятельствами.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблю­дают следующие требования: общая физическая подготовка спорт­смена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного со­вершенствования являться фундаментом для совершенствования со­ревновательных навыков и определяющих спортивный результат фи­зических способностей:

- при воспитании неспецифической, т.е. общей выносливости -длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

- при воспитании собственно-силовых способностей - упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражне­ния спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отя­гощениями и сопротивлением;

- при воспитании быстроты движений и двигательной реакции -спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

- при воспитании координационных способностей - элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Однако тренеру всегда следует помнить, что ОПУ должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между раз­личными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерно­стями положительного и отрицательного "переноса" различных фи­зических качеств и двигательных навыков.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности особенно у детей. Детский и подростковый организм находится в постоянном разви­тии. Его костно-связочный аппарат относительно непрочен и уязвим для крайне односторонних нагрузок. Юные спортсмены, которые вы­полняют большие объемы специализированных нагрузок, более под­вержены травмам, чем тренирующиеся с достаточными объемами об­щеподготовительных средств.

В процессе спортивной тренировки следует учитывать, что грани­цы между представленными группами тренировочных средств в ка­кой-то мере условны. Всегда имеются упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки всех трех групп.

Средства и методы спортивной тренировки

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Средства и методы спортивной тренировки
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Цель, задачи и принципы спортивной тренировки

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-техни­ческие условия и т.п., обеспечивающие достижения спортсменом наивысших спортивных показателœей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

В структуре системы подготовки спортсмена выделяют:

  • спортивную тренировку;
  • спортивные соревнования;
  • вне тренировочные и вне соревновательные факторы, влия­ющие на результативность тренировки и соревнований.

Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физиче­ских упражнений с целью достижения физического совершенства;И высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена.

В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену креп­кое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гар­моничное, физическое развитие, техническое и тактическое мас­терство, высокий уровень развития специальных физических, пси­хических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навы­ков в области теории и методики спорта.

Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в про­цессе круглогодичной тренировки на протяжении ряда лет при Правильном сочетании физических упражнений и отдыха; путем Постепенного повышения тренировочных и соревновательных на­грузок, соблюдая оптимальное соотношение их объёма и интен­сивности; организуя общий режим жизни и деятельности в рамках условий спортивного образа жизни. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики проводится с учетом индивидуальных особенно­стей спортсмена и специфики этих видов.

В результате спортивной тренировки происходят разнообраз­ные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, кото­рое принято связывать преимущественно с приспособительными (адаптационными) перестройками биологического характера, от­ражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную трениро­ванность.

Общая тренированность изменяется под воздействием неспе­цифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возмож­ностей органов и систем организма, применительно к различным видам мышечной деятельности. Специальная тренированность яв­ляется результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. Некоторые специалисты выделяют еще вспомогательную тренированность, создающую основу для специ­альной тренированности и занимающую промежуточное положе­ние между ней и общей тренированностью.

Тренированность спортсмена следует отличать от подготов­ленности - понятия более широкого, отражающего весь комп­лекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнова­ниях.

Подготовленность включает кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на показ максимального результата͵ мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т.д. Со­стояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к высшим достижениям, или состояние спортивной формы.

В основу спортивной тренировки спортсмена положены две груп­пы принципов. Первая группа охватывает общие принципы дидак­тики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относятся научность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, система­тичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы. Вторая группа - специ­фические принципы спортивной тренировки, отражающие зако­номерные связи между тренировочными воздействиями и реак­цией на них организма спортсмена, а также между различными составляющими содержания тренировочного процесса. Это - на-правленность к высшим достижениям, углубленная специализа­ция, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса.

Важно заметить, что для спортивной тренировки характерна направленность к дос­тижению максимально доступных спортсмену результатов в из­бранном виде спорта͵ этим предопределяются всœе отличительные черты тренировочного процесса: его целœевая направленность, состав средств и методов, особенности планирования, величина и характер применяемых нагрузок, особенности соревнователь­ной деятельности и т.п.

Необходимость гармонического физического развития личнос­ти обуславливает закономерную связь общей и специальной под­готовки, их единство. Односторонняя специальная подготовка мо­жет привести к снижению уровня разносторонней функциональной подготовленности или однобокому развитию отдельных сторон подготовленности в ущерб другим. Общая подготовленность долж­на быть направлена, с одной стороны, на развитие качеств и со­вершенствование навыков и умений, которые опосредованно вли­яют на спортивную специализацию, а с другой стороны, разно­сторонняя подготовленность требует такой организации специ­альной тренировки, которая позволила бы ʼʼувязатьʼʼ имеющийся функциональный потенциал со спецификой конкретного вида легкой атлетики.

Соотношение общей и специальной подготовленности опре­деляется особенностями построения многолетних и круглогодич­ных тренировок, обуславливается также возрастом спортсмена, уров­нем его спортивного мастерства, спортивной специализацией, индивидуальными особенностями, степенью тренированности. На ранних этапах спортивного совершенствования доля общей подготовки велика, и она прежде всœего служит задачам укрепле­ния здоровья, повышения уровня физических качеств и функци­ональных возможностей применительно к разнообразным фор­мам мышечной деятельности. В дальнейшем, по мере роста мас­терства спортсмена это соотношение изменяется в сторону увеличе­ния средств специальной подготовки, а сама общая подготовка всœе более приобретает вспомогательный характер.
Размещено на реф.рф
Колебания в соотношении и направлении общей и специальной подготовки могут значительно варьировать, и от того, насколько правильно тренер сумел спланировать это соотношение, зависят уровень и темпы роста результатов у каждого конкретного спортсмена.

Непрерывность тренировочного процесса характеризуется сле­дующими положениями:

· спортивная тренировка строится как многолетний и кругло­годичный процесс, всœе звенья которого взаимосвязаны, взаимо­обусловлены и подчинœены задаче достижения максимальных спортивных результатов;

· воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. как бы наслаивается на результаты пре­дыдущих, закрепляя и развивая их;

· работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде легкой атлетики, т. е. повторные занятия, микро-и даже мезоциклы могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и при различных сте­пенях утомления спортсмена.

Эти положения находят различное отражение в практике под­готовки спортсменов разного возраста и квалификации. Так, юные спортсмены, имеющие I спортивный разряд, обычно довольству­ются ежедневными одноразовыми занятиями при относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1 - 2 раза в неделю). При подготовке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности, в связи с этим для них крайне важно проведе­ние ежедневно 2 - 3 занятий и еженедельно 4 - 6 занятий с боль­шими нагрузками.

Важно заметить, что для современной спортивной тренировки характерно посте­пенное увеличение объёма выполняемой работы в единстве с тен­денцией к максимальным величинам тренировочных нагрузок. Это позволяет на каждом новом этапе совершенствования предъяв­лять к организму спортсмена требования, близкие к пределу его функциональных возможностей, что имеет решающее значение для бурного протекания приспособительных процессов.

При постепенном нарастании тренировочных нагрузок выделя­ют следующие параметры их максимума:

  • увеличение суммарного годового объёма от 100 до 1500 часов;
  • увеличение количества тренировочных занятий в течение не­дели от 3 до 15 и более;
  • увеличение количества тренировочных занятий в течение од­ного дня от 1 до 3 - 4;
  • увеличение количества тренировочных занятий с большими нагрузками в течение недели до 5 -6 раз.

Кроме этого крайне важно выделить следующие направления ин­тенсификации тренировочного процесса:

  • относительно позднюю узкую специализацию;
  • плавное изменение соотношения средств общей и специаль­ной подготовки в сторону увеличения доли последней;
  • возрастание в суммарном объёме доли работы в ʼʼжесткихʼʼ режимах, способствующих развитию специфических качеств;
  • увеличение количества занятий избирательной направлен­ности, вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих функциональных возможностей организма спортсмена;
  • увеличение количества соревновательных стартов;
  • постепенное расширение применения дополнительных фак­торов (физиотерапевтических и др.
    Размещено на реф.рф
    средств) с целью повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

С одной стороны, разумное использование вышеперечислен­ных возможностей интенсификации тренировочного процесса по­зволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке спортсменов юношеского возраста͵ чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально-подготовительными упражнениями, средствами интенсификации восстановительных процессов и т.п. приводит к относительно бы­строму исчерпанию физического и психического потенциала их организма, к застою в спортивных результатах.

В корне принципа волнообразности и вариативности динами­ки тренировочных нагрузок лежат закономерности утомления и восстановления после напряженной мышечной деятельности, про­текания адаптационных процессов в результате тренировки, вза­имодействия объёма и интенсивности работы в связи с измене­ниями преимущественной направленности тренировочных заня­тий и ряд других причин.

Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительно крупных его единицах. Закономерные волнообразные колебания просле­живаются при рассмотрении динамики нагрузок в серии микро­циклов или 2 - 3 мезоциклах. Волнообразное изменение трениро­вочных нагрузок позволяет избежать противоречий между видами работы различной преимущественной направленности, объёмом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления.

Вариативность нагрузок обусловливается многообразием задач, стоящих перед спортивной тренировкой, крайне важно стью управ­ления работоспособностью спортсмена и процессами восстанов­ления в различных структурных образованиях тренировочного процесса (микро-, мезо-, макроциклах). Широкий спектр методов и средств спортивной тренировки, обеспечивающий разнонаправ­ленные воздействия на организм спортсмена, применение различ­ных по величинœе нагрузок в отдельных занятиях и их частях, а так­же в других структурных образованиях определяют вариативность нагрузок в тренировочном процессе. Вариативность нагрузок по­зволяет обеспечить всœестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонен­тов; способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увели­чению суммарного объёма выполненной работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутом­ления и перенапряжения функциональных систем.

Одной из базовых закономерностей спортивной тренировки является цикличность. Она состоит в систематическом повто­рении относительно законченных структурных единиц трениро­вочного процесса: отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, этапов, периодов, макроциклов.

Различают:

  • микроциклы тренировки продолжительностью от 2 - 3 до 7 - 10 дней;
  • мезоциклы - от 3 до 5 - 8 недель;
  • этапы тренировки от 2 - 3 недель до 2 - 3 месяцев;
  • периоды - от 2 - 3 недель до 4 -6 месяцев;
  • макроциклы - от 3 - 4 до 12 месяцев.

Построение тренировки на базе различных циклов дает воз­можность систематизировать задачи, средства и методы трениро­вочного процесса и наилучшим образом обеспечить выполнение других его принципов: непрерывности; единства общей и специ­альной подготовки; единства постепенности и тенденции к мак­симальным нагрузкам; волнообразности динамики нагрузок.

Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод - это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упраж­нения, которые условно можно разделить на три группы: обще­подготовительные, специально-подготовительные и соревнова­тельные.

К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным уп­ражнением, с помощью них решается задача всœестороннего функ­ционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Οʜᴎ занимают центральное место iB системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способ­ствуют направленному воздействию на те или иные системы орга­низма и, решая задачи развития физических способностей, со­вершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возмо­жен положительный перенос тренированности. Чем меньше спе­циально-подготовительные упражнения отличаются от соревно­вательного, тем они более эффективны.

Специально-подготовительные упражнения могут избиратель­но воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - это упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т. е. повторяют в тех или иных (облег­ченных, утяжелœенных) условиях тренировочного процесса сорев­новательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия. К примеру, в метании молота к упражнениям локаль­ного воздействия можно отнести упражнения, повторяющие от­дельные элементы броска, а к упражнениям глобального воздей­ствия - метания облегченных или утяжелœенных снарядов с одного, двух и более поворотов.

Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных Действий, являющихся предметом спортивной специализации и Выполняемых в соответствии с существующими правилами со­ревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты. Важно заметить, что для спринтеров - это бег на короткие Дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта͵ бег с гандика­пом и т.п.

Средства спортивной тренировки разделяются по направлен­ности воздействия на две группы:

Преимущественно связанные с совершенствованием различ­ных сторон подготовленности - технической, тактической и т. п.;

- преимущественно связанные с развитием двигательных качеств.

Средства и методы спортивной тренировки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Средства и методы спортивной тренировки" 2017, 2018.

Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод - это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные.

К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением, с помощью них решается задача всестороннего функционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они занимают центральное место в системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способствуют направленному воздействию на те или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнение отличается от соревновательного, тем они более эффективные.

Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты. Для спринтеров - это бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, бег с гандикапом и т.п.

Средства спортивной тренировки подразделяются по направленности воздействия на две группы:

  • 1. Преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности - технической, тактической и т.п.;
  • 2. Преимущественно связанные с развитием двигательных качеств;

Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половим особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др. Эти методы должны использоваться в лаконичной, образной и доступной форме, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему в значительной мере способствуют специальная терминология и сочетание словесных методов с наглядными.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним, прежде всего, следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме того следует широко использовать наглядные пособия:

  • - учебные кино-видеофильмы, кинокольцовки, кинограммы, макеты спортплощадок;
  • - простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений;
  • - сложные ориентиры, которые путем световых, звуковых сигналов и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением, обеспечивают обратную связь.

Методы практических упражнений условно можно подразделить на две основные подгруппы:

  • 1. Методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;
  • 2. Методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Обе группы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве, обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

Среди методов, преимущественно направленных на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания движений в целом и по частям. Разучивание движений в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а так же сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако в этом случае внимание занимающихся последовательно акцентируется на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные элементы, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к соединению в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

Структуру методов, преимущественно направленных на развитие двигательных качеств, определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерывный или с интервалами отдыха) в режим выполнения упражнений (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми паузами отдыха. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интервальный) или избирательный (преимущественный) характер. При обобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обуславливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей.

В качестве других самостоятельных методов следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для неё правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.

Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающего в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Этот метод может осуществляться в усложненных условиях или облегченных условиях по сравнению с теми, которые характерны для официальных соревнований.

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами.

В спортивной практике всегда следует учитывать возможность решения нескольких задач одним методом. А так как в его названии обычно выделяется преимущественная направленность упражнений, то необходимо учитывать и сопутствующие воздействия.


Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод - это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упраж­нения, которые условно можно разделить на три группы: обще­подготовительные, специально-подготовительные и соревнова­тельные.


К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным уп­ражнением, с помощью них решается задача всестороннего функ­ционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они занимают центральное место iB системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способ­ствуют направленному воздействию на те или иные системы орга­низма и, решая задачи развития физических способностей, со­вершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возмо­жен положительный перенос тренированности. Чем меньше спе­циально-подготовительные упражнения отличаются от соревно­вательного, тем они более эффективны.

Специально-подготовительные упражнения могут избиратель­но воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - это упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т. е. повторяют в тех или иных (облег­ченных, утяжеленных) условиях тренировочного процесса сорев­новательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия. Например, в метании молота к упражнениям локаль­ного воздействия можно отнести упражнения, повторяющие от­дельные элементы броска, а к упражнениям глобального воздей­ствия - метания облегченных или утяжеленных снарядов с одного, двух и более поворотов.

Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных Действий, являющихся предметом спортивной специализации и Выполняемых в соответствии с существующими правилами со­ревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты. Для спринтеров - это бег на короткие Дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, бег с гандика­пом и т.п.

Средства спортивной тренировки разделяются по направлен­ности воздействия на две группы:

Преимущественно связанные с совершенствованием различ­
ных сторон подготовленности - технической, тактической и т. п.;

Преимущественно связанные с развитием двигательных качеств.
Методы спортивной тренировки в практических целях принято

Условно делить на три группы: словесные, наглядные и практи­ческие. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они


Строго соответствовали поставленным задачам, общедидактиче­ским принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др. Эти мето­ды должны использоваться в лаконичной, образной и доступной форме, особенно при подготовке квалифицированных спортсме­нов, чему в значительной мере способствуют специальная терми­нология и сочетание словесных методов с наглядными.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме этого следует ши­роко использовать наглядные пособия:

Учебные кино-видеофильмы, кинокольцовки, кинограммы, макеты спортплощадок;

Простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений;

Сложные ориентиры, которые путем световых, звуковых"сиг-налов и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением, обеспечивают обратную связь.

Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы:

Методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навы­ков, характерных для избранного вида спорта;

Методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Обе подгруппы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве, обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

Среди методов, преимущественно направленных на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания движений в целом и по частям. Разучивание движений в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако в этом случае внимание занимающихся последовательно акцентируется на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоя­тельные элементы, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных дей­ствий приводит к соединению в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.


При использовании методов разучивания движений, как в це­лом, так и по частям большая роль отводится подводящим и ими­тационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой путем пла­номерного освоения более простых двигательных действий. На­пример, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег прыжками и т.д. Каждое из этих упражнений является подводящим к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: отталкивания, высокого выноса бедра, повышения темпа движений, координации в деятельности мышц антагонис­тов и т.д.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура ос­новных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие ос­воение двигательных действий. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мас­терства как новичков, так и спортсменов высокой квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортив­ного упражнения, облегчить процесс его усвоения, но и обеспе­чивают эффективную координацию между двигательными и веге­тативными функциями. Например, в тренировке метателя в каче­стве имитационного упражнения используется выполнение цело­стного действия перед зеркалом без выпуска снаряда, акцентируя внимание на отдельные элементы движения, контролируя их точ­ность.

Структуру методов, преимущественно направленных на разви­тие двигательных качеств, определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерыв­ный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражне­ний (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод пре­дусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми пау­зами отдыха. При использовании обоих методов упражнения мо­гут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их при­менения тренировка может носить обобщенный (интервальный) Или избирательный (преимущественный) характер. При обобщен­ном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) со­вершенствование различных качеств, обуславливающих уровень Подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимуще­ственное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме ин­тенсивность работы является постоянной, при переменном - варьи­рующей.

В качестве других самостоятельных методов следует выделить Игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает


выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических прие­мов и ситуаций. Его применение обеспечивает высокую эмоцио­нальность занятий и связано с решением в постоянно изменяю­щихся ситуациях разнообразных задач. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования и мышления, оригинальных и неожидан­ных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенство­вания различных сторон подготовки легкоатлета.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную деятельность, направленную на выявление уровня подготов­ленности спортсмена и выступающую в качестве способа повы­шения эффективности тренировочного процесса. Этот метод может осуществляться в усложненных или облегченных условиях по срав­нению с теми, которые характерны для официальных соревно­ваний.

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психоло­гической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занима­ющихся особенно широко используется при работе с квалифици­рованными и хорошо тренированными спортсменами.

Основные средства и методы, применяемые в тренировке лег­коатлета, представлены в таблице 3.


В спортивной практике всегда следует учитывать возможность решения нескольких задач одним методом. А так как в его назва­нии обычно выделяется преимущественная направленность уп­ражнений, то необходимо учитывать и сопутствующие воздействия. Наряду с этим выполнение задания может быть осуществлено одновременно несколькими методами. Например, одновременно Действует несколько методов в случае, когда один из них опреде­ляет организацию, а другой - способ выполнения упражнения (круговой, поточный, соревновательный и др.). В каждом отдель-

Ном случае выбор метода и средств определяется решаемой зада­чей, возрастом, подготовленностью и полом занимающихся, ус­ловиями и другими факторами. Поэтому для занятий легкоатлетов следует чаще менять места тренировок, используя многообразные особенности природных условий: песчаный берег реки или моря, холмы, тропинки леса, беговые и прыжковые упражнения по воде, снегу и по различному грунту. Применяя простейшие сооружения на местности в любое время года, можно круглый год решать оз­доровительные задачи и разнообразить средства и методы спортив­ной тренировки.

При выборе тренировочных упражнений надо шире использо­вать возможность создавать положительный эмоциональный фон. Это не только обеспечивает высокую работоспособность, но и способствует более активному восстановлению. Из методов вы­полнения упражнений надо отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают не только рост тренированности, но и лучшее вос­становление. Процесс восстановления во многом зависит от функ­циональных возможностей организма. Здесь очень важна общая физическая подготовленность спортсмена. Она повышает жизне­деятельность и устойчивость организма к различным внешним воздействиям, в том числе и к тренировочным нагрузкам, помо­гает легче переносить их и быстрее восстанавливаться.

11.3. Виды спортивной подготовки

Современная система подготовки легкоатлета является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-техни­ческие условия и т.п., обеспечивающие организационно-педаго­гический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и до­стижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкла­дывать все силы в достижение цели. В то же время систематиче­ские занятия спортом - это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, силь­ных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.

Спортивная подготовка, являясь многолетним и круглогодич­ным процессом, решает вопросы, которые, в конечном счете, обес­печивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллек­туальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техни­ческое и тактическое мастерство, высокий уровень развития спе­циальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.


В связи с этим в спортивной подготовке следует выделить ряд относительно самостоятельных ее сторон, видов, имеющих суще­ственные признаки, отличающие их друг от друга: технические, тактические, физические, психологические, теоретические и ин­тегральные. Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систе­матизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления учебно-тренировочным процессом. Вместе с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в со­ревновательной деятельности ни один из этих видов подготовки не проявляется изолированно, они объединяются в сложный комп­лекс, направленный на достижение наивысших спортивных по­казателей.

Следует учитывать, что каждый вид спортивной подготовки зависит от других видов, определяется ими и, в свою очередь, влияет на них. Например, техника спортсмена находится в пря­мой зависимости от уровня развития физических качеств, т.е. от силы, быстроты, гибкости и других. Уровень проявления физи­ческих качеств (например, выносливости) тесно связан с эконо­мичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением реализовать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Вместе с тем так­тическая подготовка не может быть осуществлена без высокого уровня технического мастерства, хорошей функциональной под­готовленности, развития смелости, решительности, целеустрем­ленности и т.д.

Одной из главнейших частей подготовки легкоатлетов является физическая подготовка, направленная на развитие и воспитание основных двигательных качеств спортсмена. Высших результатов в легкой атлетике добиваются, как правило, те спортсмены, ко­торые всесторонне физически развиты.

Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, кото­рый направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем орга­низма, совершенствование их функций. Физическая подготовка под­разделяется на общую и специальную.

Целью общей физической подготовки (ОФП) является достиже­ние высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мус­кулатуры, улучшение координационной способности, исправле­ние дефектов телосложения (главным образом из общеподготови­тельных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетиче­ской специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набив-

Ные мячи, мешки с песком, блины от штанги, гантели и т.п.), на тренажерах, подвижные и спортивные игры, кроссы, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и т.п.

Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спорт­смена, приобретение им тех двигательных навыков, которые не­посредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из уп­ражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включаю­щие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество уп­ражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые боль­ше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его под­готовленности. Если у спортсмена недостаточно развита сила оп­ределенных групп мышц, мала подвижность в суставах или недо­статочна работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, то используются соответствующие средства и методы физической подготовки.

Время, отводимое на ОФП и СФП, зависит от вида легкой атлетики. Например, у бегунов-стайеров на долю ОФП приходится мало времени, так как большую часть общего объема тренировок занимает бег (до 85 %), а вот у прыгунов в высоту на узкоспециа­лизированные тренировки отводится меньше времени. Современ­ные прыгуны выполняют в год до 2000 прыжков в высоту с пол­ного разбега, затрачивая на их выполнение около 6 ч. Зато у них огромный объем упражнений прыжковых, беговых, со штангой, на гибкость, на укрепление отдельных групп мышц и т. п.

Вместе с ростом спортивного мастерства средства ОФП все больше направляются на поддержание, а в ряде случаев и на ук­репление компонентов физической подготовленности. Среди них есть компоненты общие для всех легкоатлетов. Это прежде всего работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, процессы обмена и выделения. Для повышения функциональных возможностей этих систем следует широко применять продолжи­тельный бег, кроссы, ходьбу на лыжах, плавание и т.п., что по­зволит улучшить восстановительные способности организма и уве­личить объем специальной тренировки.

Большое значение в физической подготовке имеют упражне­ния для повышения функциональных возможностей примени­тельно к спортивной специализации, к избранному виду легкой


атлетики. Например, прыгунам и метателям нужно выполнять уп­ражнения для развития силы как можно быстрее, а бегунам на шинные дистанции - медленнее, но дольше. Применяя разнооб­разные упражнения и другие виды спорта в качестве средств физ-[подготовки, необходимо точно знать, для каких конкретных за­дач они используются. Непродуманный выбор упражнений может дать отрицательный эффект.

Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике не­обходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональ­ным и эффективным способом выполнения упражнения. Под со­вершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и це­лесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных результатов. При этом следует всегда учитывать инди­видуальные особенности спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.

Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, но и умение проявлять значитель­ные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная техника базиру­ется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобы овла­деть современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким, выносливым.

Одним из основных условий успешного овладения эффектив­ной техникой является сознательное отношение спортсмена к тре­нировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать дви­жения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осоз­нать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной.

Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно. Совершенство­вание техники продолжается на протяжении всей спортивной де­ятельности. Даже когда ученик показывает результат самого высо­кого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании от­дельных элементов техники, об устранении технических ошибок.

Чем богаче у спортсмена запас двигательных навыков, тем эффективнее он совершенствует свою технику. Создавать запас Двигательных навыков нужно путем широкого применения раз­личных обще- и специально-подготовительных упражнений, учи­тывая органическую связь развития физических качеств и даль­нейшего совершенствования техники.

В процессе изучения и совершенствования спортивной техни­ки необходимо постоянно оценивать правильность выполнения Движений, выявлять ошибки и своевременно их поправлять, а еще лучше не допускать их возникновения. Для анализа правиль­ного выполнения упражнений важное значение имеют

Двигательные ощущения, а также контроль своих движений (эле­менты техники) перед зеркалом. Хорошим средством контроля служит многократный просмотр кинокольцовок, записи видео­магнитофона, ознакомление с показателями срочной информации о кинематических и динамических характеристиках движений. Это необходимо и для определения недочетов техники движений, свя­занных с воспитанием способности проявить наибольшие усилия, чтобы быстрее достичь результатов в скорости бега, дальности броска, высоты прыжка и т.д. с различным характером выполне­ния упражнений (с максимальным усилием, без напряжения и др.). Этому могут помочь спидография, динамография, хронография, ритмозапись и другие методы измерения.

Легкоатлеты должны постоянно совершенствовать технику, добиваясь еще большей экономизации и рациональности движе­ний, повышая предельные функциональные возможности. Обыч­но изучение и совершенствование техники движений, ее закреп­ление на новом уровне происходит в процессе тренировочных за­нятий, в которых решаются и многие другие задачи. Но во всех случаях технике следует уделять значительное время, помня, что в сложных технических видах лекгоатлетического спорта эффек­тивнее заниматься на протяжении нескольких месяцев только техникой, чтобы сделать качественный скачок. И наоборот, в тех случаях, когда недостаточная физическая подготовленность лег­коатлета тормозит прогресс в техническом мастерстве, эффек­тивнее затратить месяцы на физическую подготовку и, только поднявшись на новый уровень, включить упражнения на технику в целостном виде.

Повторяемость упражнений и занятий, направленных на со­вершенствование техники, чаще зависит не столько от координа­ционных трудностей, сколько от интенсивности и характера вы­полняемых движений и действий. Количество повторений упраж­нений должно быть таким, чтобы изучаемое движение выполня­лось свободно, без излишних напряжений. При появлении неболь­шой усталости следует прекратить выполнять данные упражне­ния, но можно повторять другие упражнения, совершенствуя тех­нику на фоне усталости, например, преодоление барьеров в беге на 400 м или преодоление препятствий в стипел-чезе.

Частые занятия с небольшой нагрузкой более эффективны для совершенствования навыков, чем редкие занятия с максималь­ной нагрузкой. В первом случае следует прилагать малые и средние усилия. Предельные усилия рекомендуются после усвоения требу­емой координации движений. Поэтому следует учитывать специ­фику упражнений: в одних - правильная техника движений воз­можна при условиях, далеких от предельных (марафонский бег); а в других - только при усилиях, близких к предельным (старт в спринте).


Спортивная тактика - искусство ведения борьбы с против­ником, ее главная задача - наиболее целесообразное использова­ние физических и психических возможностей легкоатлета для по­беды над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.

Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наиболь­шую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длин­ные дистанции, а наименьшую - там, где соревнования проис­ходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффектив­нее использовать свою спортивную технику, физическую и мо­рально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. В целом тактиче­ское мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение.

Задачи тактической подготовки заключаются в сле­дующем:

Изучение общих положений тактики;

Знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики;

Изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;

Знание тактического опыта сильнейших спортсменов;

Практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»);

Определение сил противников, знание их тактической, фи­зической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внеш­них условий.

На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабаты­вает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее.

Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определен­ным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на пре­дусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое Другое.

Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с разви­тием физических и волевых качеств, с совершенствованием тех­ники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную

Тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональ­ные возможности спортсмена и его техническое мастерство.

В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка. Задачи теоретической подготовки вклю­чают в себя следующие вопросы:

Общие понятия о системе физического воспитания и о тео­рии спорта;

Знание перспектив развития физической культуры и спорта в стране и мире;

Знание теории и практики легкоатлетического спорта;

Знание вопросов психологической подготовки спортсмена;

Знание вопросов гигиенического режима спортсмена, вра­чебного контроля и самоконтроля;

Знание вопросов профилактики травматизма в специализи­рованном виде легкой атлетики.

Особое внимание в теоретической подготовке должно быть уде­лено методике тренировки в избранном виде легкой атлетики. Важно, чтобы легкоатлеты знали средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости применительно к своей специализации; умело воспитывали в себе волевые и мо­ральные качества; были бы знакомы с планированием круглого­дичных и перспективных многолетних тренировок; понимали роль спортивных соревнований, хорошо знали правила участия в них и особенностях непосредственных к ним подготовок; умели ана­лизировать учебно-тренировочный процесс и результаты сорев­нований; регулярно вели дневник самоконтроля и тренировок, анализируя свою спортивную деятельность.

Теоретические знания по всем этим пунктам учащиеся приоб­ретают на лекциях, в беседах, в объяснениях на учебно-трениро­вочных занятиях. Для более углубленного изучения вопросов тео­рии и методики спорта легкоатлетам рекомендуют специальную литературу с последующим ее обсуждением и разбором.

Сегодня в спорте тот добивается высоких результатов, кто по­стоянно пополняет свои знания, следит за достижениями науки, за передовой спортивной практикой, тренируется осознанно, ана­лизируя малейшие изменения своей функциональной и техни­ческой подготовленности.

Тренировочный процесс - это не всегда плавное и равномерное движение вверх по ступеням к поставленной цели. Бывают и не­ожиданные на первый взгляд взлеты, и совершенно непредусмот­ренные падения, неудачи. Иногда наступает стабилизация в уров­не спортивных достижений, и проходят месяцы и годы, прежде чем спортсмен накопит силы и знания для новых успехов. Знание теории спортивной подготовки очень важно для легкоатлета. Спортсмен, знающий, какие процессы происходят под влиянием физических упражнений, обретает самостоятельность, без кото-


Ьой больших успехов в спорте достичь невозможно. Самостоятель­ность в тесном содружестве с тренером и врачом - вот путь дви­жения к вершинам спортивного мастерства.

Занимаясь спортом, можно укрепить здоровье, получить хоро­шее физическое развитие, стать более сильным, быстрым, лов­ким, выносливым. Спорт приучает к правильному режиму, зака­ливает организм, но он еще и влияет на развитие морально-воле­вых качеств, психологическую подготовленность спортсмена.

В настоящее время на крупных соревнованиях в сложных усло­виях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренци­ей, где спортсмены имеют равную техническую и физическую под­готовленность, придерживаются одинаковой тактики, чаще побеж­дают те из них, кто имеет более высокий уровень развития мораль­ных, волевых и специальных психических качеств. В спортивной практике есть множество примеров, когда бесспорные лидеры се­зона в силу срывов психологического характера не попадали в фи­налы, а спортсмены, не входившие в число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации часто добивались по­бед на чемпионатах Европы и мира, на Олимпийских играх.

Высокий уровень моральной, волевой и специальной психоло­гической подготовленности предполагает комплексное проявле­ние самых различных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является причиной поражения высококвалифициро­ванных спортсменов. Поэтому психологическая подготовка должна занимать значительное место в воспитании спортсмена на всех этапах его совершенствования.

Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подго­товку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей психологической под­готовки решаются в условиях соревновательной деятельности.

Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая [в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на [развитие у спортсмена таких психических качеств, ко­торые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством. К ним относятся:

Создание правильной и стойкой системы мотивов, побужда­ющих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать ре-Жим и выступать в соревнованиях;

Создание четких представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений;

Формирование качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной устойчивости и перенесению мак­симальных нагрузок;

Развитие специфических процессов, необходимых для овла­дения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориенти­ровка в пространстве, способности к самоконтролю над различ­ными элементами движения и т.д.);

Развитие умения управлять собой, своими чувствами и пере­живаниями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, со­знательно затормаживать неблагоприятные психические состоя­ния, возникающие в процессе тренировочной и соревнователь­ной деятельности;

Овладение умением легко и свободно осуществлять максималь­ные усилия без нарушения координации и динамики движений.

В любом виде легкой атлетики спортсмен должен уметь вести борьбу на различных уровнях напряженности, быть способным «переключаться». Для этого нужно научиться в определенный мо­мент совсем выключиться из борьбы, расслабиться, дать покой нервной системе, обеспечивая хотя бы кратковременный, но пол­ный психологический и физиологический отдых. В то же время необходимо научиться в любой момент перейти от максимального расслабления к максимальной мобилизации сил и быстро вклю­читься в борьбу. Непосредственно перед выступлением на сорев­нованиях, спортсмен должен уметь полностью сосредотачиваться на выполнении упражнения и отвлекаться от постоянных раздра­жителей, не поддаваться отрицательным воздействиям соревно­вательной обстановки, зрителей, судей и т.д.

Умение управлять собой достигается систематическим участием в различных соревнованиях, упорной работой над собой, постоян­ным применением способов самореализации. Спортсмена нужно постоянно учить анализировать свои действия и действия сопер­ников, четко различать правильные и ошибочные, обдумывать возможные пути совершенствования техники и тактики.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям де­лится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до сорев­нования, и непосредственную - перед выступлением и в тече­ние его.

Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка пред­полагает:

Получение информации об условиях предстоящего состяза­ния и основных конкурентах;

Получение диагностических данных об уровне тренированнос­ти спортсмена, особенностях его личности и психического состо­яния на настоящем этапе подготовки;

Определение (совместно со спортсменом) цели выступления, составление программы действий на предстоящих соревнованиях с учетом имеющейся информации;

Разработку подробной программы проведения условий пред­стоящих состязаний;


Спортивная тренировка - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Существует две направленности спорта - массовый спорт и профессиональный. Соответственно они имеют разные цели и задачи. Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Спортивная тренировка является одной из форм спортивной подготовки. Второе понятие – более широкое и направлено на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).
Что же касается средств, методов, принципов спортивной тренировки, то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.
    Средства спортивной тренировки
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, технические и тренажерные устройства.
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения .
Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные - воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально- подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);
2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации - у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции - у бегунов, пловцов, игровые комбинации -у футболистов, волейболистов и т. п.);
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках - для конькобежца);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики - для прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье - имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации.
    Методы спортивной тренировки
Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, все эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами.
Словесный метод -с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. В работе со спортсменами старшего возраста методы слова используются больше.
Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы:
1) методы непосредственной наглядности (показ техники физических упражнений);
2) методы опосредованной наглядности (показ плакатов, рисунков, схем и других пособий).
Метод упражнений , основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы:
1) метод строго регламентированного упражнения;
2) метод относительно нерегламентированного упражнения.
К первой группе относятся метод целостного или расчлененного упражнения и методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др.
Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы.
Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу).
Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок).
Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением
упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30.
Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод - один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.
    Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления. Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.
Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова, дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:
- средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеозаписей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);
и т.д.................

mob_info