Средства контроля в спортивной тренировке. Виды контроля в спортивной практике Контроль физической подготовленности

В настоящее время спорт высших достижений рассматривается как один из экстремальных видов деятельности человека и имеет следующие характерные особенности:

во-первых, исключительно высокая напряженность соревновательной

борьбы, возросшая плотность спортивных результатов повысили требования к качеству, стабильности и надежности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях соревновательной деятельности;

во-вторых, повышение требований к уровню специальной физической подготовленности квалифицированных спортсменов обусловливает необходимость поиска эффективных путей совершенствования тренировочного процесса;

в-третьих, достижение объемов тренировочной нагрузки физиологически предельных величин поставило задачу поиска вариантов, рационального размещения нагрузок различной преимущественной направленности на отдельных этапах годичного тренировочного цикла с целью достижения запланированных срочных и кумулятивных тренировочных эффектов.

Дальнейшее совершенствование тренировочного процесса квалифицированных спортсменов, предполагающее реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в спортивной подготовке, управление тренировочным процессом на основе комплексной оценки и мониторинга состояния спортсменов, минимизацию "педагогических ошибок", разработку сбалансированной системы восстановительных, профилактических и психотерапевтических мероприятий, немыслимо без применения новых наукоемких технологий, основные компоненты которых в настоящее время уже разработаны и доступны для использования. Одними из подобных наукоемких технологий, которые все в большей степени внедряются в практику подготовки спортсменов, являются информационные технологии. В настоящее время на базе современных информационных технологий созданы и используются в системе научно-методического обеспечения подготовки спортсменов следующие разработки:

автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов;

тренажерно-диагностические стенды для изучения реакций организма спортсмена на модельные нагрузки;

компьютеризированные комплексы для сбора и анализа информации о технической подготовленности спортсменов;

системы "виртуальной реальности" для формирования у спортсменов двигательных навыков и умений;

экспертные системы для планирования тренировочного процесса спортсменов;

автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом спортсменов;

компьютерные программы для решения задач моделирования и прогнозирования в спорте.

Следует отметить, что сами по себе автоматизированные информационные системы не решают задач управления тренировочным процессом спортсменов; они лишь служат вспомогательным средством, обеспечивающим этот процесс, реализуя один из важнейших принципов эффективного управления -сбор

информации об объекте управления.

Информационные технологии - это совокупность средств и методов, обеспечивающих автоматическую обработку информации и способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности человека. Основу информационных технологий составляют; вычислительная техника, программное обеспечение и развитые средства телекоммуникации

Автоматизированные диагностические комплексы для оценки и мониторинга состояния спортсменов

Рассмотрим некоторые подходы к использованию автоматизированных диагностических комплексов, предназначенных для оценки и мониторинга состояния спортсменов, на примере комплекса автоматизированного медицинского освидетельствования "КАМО" и автоматизированной системы "ORTO Expert" (НПП "Живые системы").

Комплекс автоматизированного медицинского освидетельствования "КАМО" состоит из программной и аппаратной части (рис. 1).

Рис. 1. "КАМО" Условные обозначения: 1 -персональный компьютер, 2 - клавиатура, 3 - цифро-аналоговый преобразователь, 4 - датчик (фотодиод), 5 - устройство для регистрации зрительно-моторных реакций, 6 - принтер.

Программная часть представляет собой компьютерную реализацию широко используемых на практике методов психодиагностики, функциональной диагностики (вариационная пульсометрия по Р.М.Баевскому) и методов оценки физической работоспособности человека (проба Апанасенко и PWC-170).

Аппаратная часть состоит из нескольких устройств: I) цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), который предназначен для обработки сигнала, поступающего с датчика; 2) датчика (оптико-электронной пары), сконструированного в виде клипсы (во время обследования крепится на мочке уха спортсмена), который используется для регистрации показателей сердечного ритма спортсменов; 3) устройства для изучения зрительно-моторных реакций.

Программная часть "КАМО" включает несколько модулей:

  • 1) модуль настройки режимов печати выходных документов;
  • 2)модуль ввода и редактирования анкетных данных
  • 3)модуль автоматизированной оценки физической работоспособности спортсмена, предполагающий использование функциональной пробы Г.Л.Апанасенко и субмаксимальной пробы PWC-170 с дальнейшим определением показателя МПК (максимальное потребление кислорода);

психодиагностический модуль "Политест", включающий в себя личностный опросник Айзенка, методику для изучения ситуативной и личностной тревожности (по Спилбергеру - Ханину), методику САН (самочувствие, активность, настроение), методику Шелдона, тест обнаружения стресса, методику Лютера, методику для оценки потребности человека к достижению;

модуль функциональной диагностики, предполагающий использование модифицированной методики вариационной пульсометрии для изучения особенностей сердечного ритма спортсмена;

  • 6)модуль оценки зрительно-моторных реакций;
  • 7) база данных с возможностью хранения и предварительного анализа результатов комплексного обследования.

Особый интерес для научных и практических работников представляют методы функциональной диагностики, оригинально реализованные в комплексе "КАМО".

Для контроля функционального состояния спортсменов используется компьютерная реализация методики вариационной пульсометрии. Это дает возможность оценить состояние организма спортсмена по показателям вегетативного гомеостазиса, взаимодействия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при управлении деятельностью сердечно - сосудистой системой, а также степени напряжения адаптационных механизмов регуляции сердечного ритма.

При исследовании состояния сердечно - сосудистой системы регистрируются следующие характеристики сердечного ритма:

ЧСС (уд/мин) - частота сердечных сокращений, количество кардиоциклов в минуту, является лабильным показателем функционального состояния сердечно - сосудистой; показатель ЧСС зависит от возраста и характеризует степень напряжения функционирования сердечной деятельности;

М, математическое ожидание (мс) - среднее значение длительности кардиоцикла, характеризует уровень функционирования синусового узла управления сердечной деятельностью (отклонения данного показателя от индивидуальной нормы свидетельствуют о напряженности сердечной деятельности или о наличии патологических нарушений в работе сердца);

Мо, мода (мс) - показатель, характеризующий наиболее часто встречающееся значение длительности кардиоцикла; мода указывает на наиболее вероятностный уровень функционирования синусового узла (преобладание симпатического или парасимпатического тонуса), характеризует уровень активности гуморальных воздействий регуляции сердечного ритма;

АМо, амплитуда моды (%) - показатель, характеризующий соотношение количества кардиоциклов со значением моды к объему выборки (количеству кардиоинтервалов); амплитуда моды позволяет оценить уровень активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, отражает стабилизирующий (мобилизирующий) эффект централизации управления ритмом сердца;

  • 5)ВР, вариационный размах (мс) - показатель, отражающий степень вариативности значений кардиоинтервалов; вариационный размах характеризует уровень активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;
  • 6)о (сигма), среднеквадратическое отклонение значений динамического ряда кардиоинтервалов - один из основных показателей вариабельности сердечного ритма; характеризует состояние механизмов регуляции, указывает на суммарный эффект влияния на синусовый узел симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы;

D, дисперсия значений динамического ряда кардиоинтервалов - показатель, отражающий влияние автономного контура управления деятельностью сердца (влияние блуждающего нерва на функционирование сердца);

V, коэффициент вариации - показатель вариабельности сердечного ритма (по физиологическому смыслу сходен с показателем о (сигма)); является показателем, нормированным по частоте сердечных сокращений;

ИН, индекс напряжения - интегральный показатель, характеризующий напряженность сердечной деятельности;

ВПР, вегетативный показатель ритма - интегральный показатель, характеризующий "вегетативный баланс" с точки зрения оценки активности автономного контура регуляции (чем меньше значение показателя ВПР, тем в большей степени вегетативный баланс смещен в сторону преобладания пара симпатического отдела вегетативной нервной системы;

НСР, напряженность сердечного ритма - интегральный показатель, характеризующий напряженность сердечной деятельности и влияние на нее внешних факторов различной природы.

Следует отметить, что существенным преимуществом автоматизированных методов вариационной пульсометрии является возможность количественной оценки особенностей сердечной деятельности спортсменов.

Экспериментальное обоснование эффективности использования комплекса автоматизированного медицинского освидетельствования "КАМО" осуществлялось в процессе работы по научно-методическому обеспечению подготовки юных и взрослых спортсменов в различных видах спорта (п-300).

Показано, что наиболее целесообразно использовать комплекс "КАМО" в процессе текущего комплексного контроля состояния спортсменов.

Автоматизированная система "ORTO Expert", разработанная специалистами НПП "Живые системы", предназначена для оперативной диагностики состояния организма человека. Автоматизированная система "ORTO Expert" включает в себя экспертную систему, которая обеспечивает достаточно высокую точность и надежность оценки состояния человека.

В спортивной практике автоматизированная система "ORTO Expert"

может быть использована для определения индивидуального пульсового режима, подбора адекватных состоянию спортсмена физических нагрузок, контроля скорости восстановления организма спортсмена после выполнения физических нагрузок, мониторинга состояния спортсмена в процессе выполнения тренировочных нагрузок, раннего выявления и предупреждения переутомления организма.

Компьютеризированные тренажерно - диагностические стенды для обеспечения комплексного контроля специальной подготовленности спортсменов.

Разработка тренажерно-диагностических стендов является одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов.

В настоящее время в научных центрах Российской Федерации разработано и используется в практике подготовки спортсменов различных видов спорта большое количество оригинальных тренажерно-диагностических стендов. Эти разработки в большей степени ориентированы на использование в циклических видах спорта. Рассмотрим основные приемы разработки и использования тренажерно-диагностических стендов на примере многофункционального изокинетического стенда "ТИКИ-1" и гребного эргометра "ИГЛ", разработанных в начале 90-х годов XX века в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте физической культуры.

Тренажерно-диагностические стенды предназначены для автоматизированного проведения тестирующих процедур в различных режимах, в процессе которых осуществляется сбор, обработка и визуализация информации, регистрируемой датчиками биомеханических параметров.

Тренажерно-диагностические стенды, созданные на базе гребного эргометра типа "Concept-II" (на примере академической гребли) позволяют реализовать два типа тестирующих процедур:

с количественным лидированием, которое может осуществляться по темпу или мощности выполнения упражнения;

с качественным лидированием, которое может осуществляться по визуальной форме кривой динамики любого регистрируемого параметра в цикле движения спортсмена в сравнении с формой модельной кривой.

Предложен оригинальный алгоритм обработки информации, который позволяет получать "паттерны" любого первичного или производного параметра, каждый из которых представляет собой массив данных, содержащий информацию о типичной динамике параметра в цикле движений. Паттерны рассчитываются на основе множества циклов движений, выполненных на протяжении определенного отрезка времени, так называемом времени усреднения. Многочисленные исследования подтвердили валидность применяемого алгоритма и возможность его применения для оценки количественной и качественной структуры циклических движений спортсмена. Ценность алгоритма получения паттернов заключается в высокой статистической достоверности результатов оценок и критериев, а также в возможности получения такой информации (например, паттернов дисперсии и вариации), которая недоступна при других методах обработки.

Кроме того, в тренажерно - диагностических стендах реализованы следующие функции:

автоматизированная калибровка датчиков и сохранение калибровочной информации в специальной базе данных;

дизайнер тестов - открытое для пользователя средство управления алгоритмом выполнения тестовой процедуры (продолжительность, интенсивность, лидирование и др.);

набор функций для просмотра, редактирования и воспроизведения записанной с датчиков первичной информации;

4) механизм получения и визуализации информации о динамике отдельных параметров (мощность, ЧСС и др.) на протяжении теста (от цикла к циклу);

первичный анализ полученных паттернов в графической или текстовой форме;

просмотр циклически движущейся анимационной картинки, отражающей типичный характер движений спортсмена на основе полученных паттернов;

экспорт паттернов для финального анализа в любых базах данных или электронных таблицах;

8) встроенный макроязык для получения производных паттернов и количественных критериев на основе первичных паттернов;

набор функций для установки, просмотра и редактирования модельных паттернов, используемых для выполнения тестов с применением качественного лидирования.

Компьютеризированный комплексный контроль специальной подготовленности спортсменов с использованием тренажерно-диагностнческих стендов (на примере академической гребли)

Контроль функциональной подготовленности спортсменов осуществляется с использованием стандартного гребного эргометра "Concept-H", который модернизирован путем добавления датчиков усилия на рукоятке и ее перемещения. Информация вводится в компьютер, обрабатывается и на монитор выводится информация о темпе и мощности гребли.

Процедура тестирования представляет собой модификацию ступенчато-возрастающей методики Конкони и состоит из 10 отрезков по 1 минуте; мощность гребли на первом отрезке равна 180 Вт и повышается на 30 Вт на каждой ступени нагрузки.

Контроль физической подготовленности спортсменов. Для тестирования и тренировки специальных силовых качеств, локальной и региональной работоспособности гребцов используется многофункциональный изокинетический стенд "ТИКИ-l", который содержит специальный электронно - тиристорный нагрузочный блок, обеспечивающий изокинетический режим работы. Процедура тестирования состоит из пяти попыток по 1 минуте для каждого сегмента тела: ног, туловища и рук, разделенных 10-15 минутным интервалом отдыха. Регламентируемые скорости выполнения движения следующие: 0,1; 0,2; 0,4; 0,7 и 1,0 м/с; используется случайный порядок чередования скоростей для каждого спортсмена.

Контроль технической подготовленности спортсменов. Для контроля технической подготовленности гребцов разработаны и используются несколько устройств, с достаточной степенью точности воспроизводящих биомеханические условия гребли в реальной лодке: гребной бассейн с подвижными рабочими местами и гребной эргометр "ИГЛ-1".

Гребной эргометр "ИГЛ-1" оборудован датчиками, регистрирующими следующие механические параметры движений спортсмена: три параметра усилий (на рукоятке, на подножке и усилие возвратного амортизатора, имитирующего сопротивление воды движению лодки); три параметра перемещений (рукоятки, верхней части туловища и подвижного сидения), а также ускорение снаряда. Тестирующая процедура состоит из трех упражнений продолжительностью одна минута (интервал отдыха - до восстановления).

Контроль психомоторного статуса спортсменов. Оценка психомоторного статуса осуществляется на трех уровнях: осознаваемом (самооценка состояния), двигательном (моторика) и вегетативном. Для оценки состояния спортсменов используется компьютеризированный вариант унифицированного комплекса методов, в состав которого входят следующие блоки:

  • 1) блок оценки состояния психики (тест на ситуативную тревожность по Спилбергеру - Ханину, тест Люшера и др.);
  • 2) блок оценки показателей моторики (теппинг-тест, время простой и сложных двигательных реакций, динамическая и кинематическая точность и др.)

Методика автоматизированной обработки информации. Информация с датчиков вводится в персональный компьютер через аналого-цифровой преобразователь и обрабатывается по специально разработанным программам, основу которых составил алгоритм получения паттернов биомеханических параметров циклических движений спортсмена.

Экспериментальная апробация эффективности использования тренажерно - диагностических стендов осуществлялась в процессе научно-методического обеспечения подготовки квалифицированных гребцов. Показано, что использование стендов позволяет получить интересную и важную научную информацию.

В процессе исследований установлено, что оптимизацию техники гребли следует осуществлять с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и условий внешней среды с учетом того, что, во-первых, движения спортсмена должны быть непрерывны (одновершинность всех кривых усилий, скоростей и мощностей); во-вторых, специальные упражнения должны соответствовать режимам работы основных мышечных групп в условиях соревновательной деятельности по их динамическим, кинематическим и энергетическим параметрам; в-третьих, должна соблюдаться последовательность включения в работу сегментов от более близких к более дальним от опоры (ноги, туловище, руки).

Экспертные системы для планирования тренировочного процесса спортсменов

Одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов является использование экспертных систем для повышения эффективности планирования, программирования и управления тренировочным процессом.

Под экспертными системами понимаются сложные программные комплексы, в формализованном виде аккумулирующие знания экспертов (высококвалифицированных специалистов в конкретных предметных областях) и используемые для разработки управленческого решения на основе анализа исходных данных. Экспертные системы относятся к системам искусственного интеллекта.

функции представления и обработки данных, обеспечивающие выполнение таких процедур, как накопление знаний в предметной области, классификация знаний по критерию прагматической полезности и непротиворечивости, структурирование знаний в направлении их использования в конкретной области, автоматическая поддержка базы знаний при ее пополнении, получение и обработка знаний от нескольких экспертов;

функции анализа данных и рассуждения, обеспечивающие выполнение таких процедур, как инициализация процессов получения новых знаний, соотнесение новых знаний со старыми, пополнение знаний с помощью логического анализа, отражающего закономерности в предметной области и накопленных знаниях, обобщение знаний на основании более частных знаний, логического планирования деятельности, подготовку заключения на основе рассуждения по аналогии и т.п.;

Функции диалогового общения с пользователем, обеспечивающие выполнение таких процедур, как общение на естественном языке, обучение, адаптация в процессе взаимодействия со специалистами, введения знаний о целях и возможностях пользователя, формирования по запросу пользователя объяснений типа "как это сделано", документирование информации в удобной для пользователя форме. Основными отличительными свойствами экспертных систем являются: во-первых, возможность накопления знаний экспертов (специалистов высокой квалификации) и, во-вторых, возможность использования этих знаний практическими работниками (пользователями экспертных систем).

Обобщенная структура экспертной системы включает следующие компоненты:

  • 1) интерфейс пользователя;
  • 2) база данных (формируемая пользователем);
  • 3) база знаний (ядро экспертной системы, которое аккумулирует совокупность знаний высококвалифицированных специалистов);
  • 4) алгоритм обработки эмпирических данных ("решатель" - программа,

которая моделирует процесс анализа данных (хранимых в базе данных) на основании знаний экспертов (хранимых в базе знаний));

5) интеллектуальный редактор базы знаний (программа, создаваемая инженером по знаниям и реализующая алгоритм обработки данных в диалоговом режиме).

Функциональным организационным принципом разработки экспертных систем является разделение баз данных, баз знаний и механизма логического вывода, что позволяет добавлять в экспертную систему новые данные, знания и отношения, делая систему все более гибкой по отношению к классу решаемых задач (обучаемой) и более дружественной по отношению к пользователю.

Экспертная система "Бег". Для решения задач планирования тренировочного процесса спортсменов в научно-исследовательском институте информационных технологий Московской государственной академии физической культуры разработана экспертная система "Бег" (автор проекта -Л.А.Хасин). Экспертная система "Бег" позволяет осуществлять планирование тренировки бегунов на средние дистанции (800 и 1500м) сроком до двух месяцев для общеподготовительного и предсоревновательного этапов подготовки.

В экспертной системе "Бег" заложена возможность использования пяти видов нагрузки, классифицированных авторами следующим образом:

  • 1) равномерно-длительный бег;
  • 2) повторная мягкая работа;
  • 3) повторная жесткая работа;
  • 4) скоростная работа;
  • 5) специальная работа.

Для более тщательного учета направленности воздействия на морфофункциональные системы спортсмена авторами предлагается использовать различные методы, на основе которых разработаны десять типов тренировки. База данных экспертной системы "Бег" насчитывает более 3000 упражнений.

В процессе разработки алгоритма работы экспертной системы авторы базировались на "принципе равномерности", суть которого состоит в том, что, во-первых, все "большие" тренировки распределяются равномерно; во-вторых, "большие" тренировки каждого типа распределяются равномерно; в-третьих, "средние", "малые" тренировки и дни отдыха распределяются таким образом, чтобы минимизировать колебания генеральной нагрузки за любые одинаковые периоды тренировочного цикла; в-четвертых, "средние" тренировки всех типов распределяются таким образом, чтобы минимизировать колебания каждого типа нагрузки за любые одинаковые периоды тренировочного цикла.

Задача планирования тренировочного процесса сводится к последовательному выполнению пяти частных подзадач:

  • 1) расстановка тренировок различных типов по дням тренировочного цикла;
  • 2) выбор "цепочек" работ;
  • 3) выбор методов тренировки;
  • 4) расстановка методов тренировки;
  • 5) выбор упражнений.

Экспериментальная оценка эффективности использования экспертной системы "Бег" осуществлялась в процессе подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции.

Экспертная система "АКСОН". Для решения задач планирования физической подготовки в прыжковых видах легкой атлетики разработана экспертная система "АКСОН". Базу знаний экспертной системы "АКСОН" составляют сведения из общей, спортивной и возрастной физиологии, спортивной анатомии и морфологии, биохимии, спортивной медицины, теории и методики физической подготовки, разделов дисциплины "Легкая атлетика". Базу данных составляют результаты сильнейших спортсменов России. В блоке планирования экспертная система опрашивает пользователя о сроках соревнований в будущем спортивном сезоне и предлагает пользователю один из вариантов планирования тренировочной нагрузки на годичный цикл и ее распределение на первом этапе годичного цикла. Пользователь имеет возможность внести свои предложения по объему и распределению тренировочной нагрузки, если они не противоречат логике системы.

Таким образом, разработка экспертных систем с целью научно-методического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов является важной и интересной научной проблемой, хотя и достаточно сложной для реализации

Автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом спортсменов

Повышение эффективности управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

Важнейшим элементом системы управления подготовкой спортсменов является комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов.

Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса (годичный цикл, мезоцикл, микроцикл, отдельные занятия) для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки.

В настоящее время хорошо разработаны: система контроля тренировочных и соревновательных нагрузок, теория и методика педагогического контроля в спорте, система комплексного контроля в отдельных циклических видах спорта; основы управления подготовкой юных спортсменов.

Вместе с тем, бурный прогресс в спорте, характеризующийся исключительно высокой напряженностью соревновательной борьбы, возросшей плотностью спортивных результатов, достижением объемов тренировочных нагрузок предельных величин, свидетельствует о возрастании сложности в обеспечении двигательной деятельности спортсменов.

Это предъявляет повышенные требования к организации мероприятий по обеспечению комплексного контроля и управления тренировочным процессом, определяет необходимость разработки новых средств, методов и технологий, позволяющих тренеру получить и обработать большой объем разнообразной информации, оперативно принять управляющее решение.

Тренировочный процесс квалифицированных спортсменов все в большей степени начинает приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно обоснованного подхода к организации и планированию спортивной подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения и анализа информации о деятельности спортсменов.

По мнению ведущих специалистов в области теории и методики спортивной тренировки, одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов является разработка и практическая реализация новых, высокоэффективных средств, методов, технологий комплексного контроля и управления тренировочным процессом.

Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых: значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

По мнению В.А.Булкина, существуют две принципиальные возможности по упорядочиванию большого объема необходимой для принятия решения информации:

во-первых, выявление основных, наиболее существенных, ключевых положений организации системы для принятия управляющего решения с последующей детализацией на иерархически менее значимые компоненты;

во-вторых, широкое применение в процессе принятия решения современных информационных технологий, разработанных на основе использования достижений современной вычислительной техники.

Внедрение современных информационных технологий в систему научно-методического обеспечения подготовки спортсменов нашло свое отражение в виде разработки разнообразных психодиагностических методик, автоматизированных методов функциональной диагностики, тренажерно - диагностических стендов, программ для имитационного моделирования процессов кратковременной и долговременной адаптации организма, экспертных систем.

Вместе с тем, следует отметить, что многие вопросы по разработке и использованию информационных технологий в спорте требуют более четкого научного обоснования и экспериментальной апробации. В значительной степени это объясняется сложностью и противоречивостью специфических задач спорта (объект исследования - живой организм), что не всегда позволяет формализовать процесс обработки информации.

Проблему совершенствования системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов на основе использования информационных технологий следует рассматривать в нескольких аспектах: теоретико-методическом, техническом и информационном.

Теоретико-методические аспекты системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов. Оптимизация управления сложными системами, к которым относится и спортивная тренировка, предполагает реализацию принципа обратной связи, при этом средством получения информации является комплексный контроль. Объективизация управления тренировочным процессом может быть достигнута при получении большого объема информации об индивидуальных особенностях и различных сторонах подготовленности спортсменов. Все виды комплексного контроля (этапного, текущего и оперативного) должны основываться на учете специфики двигательной деятельности спортсмена при решении конкретных прикладных задач.

Управление тренировочным процессом предполагает наличие информации о педагогических воздействиях, осуществляемых в процессе спортивной тренировки. Педагогические воздействия должны быть адекватны планируемым изменениям в состоянии функций организма спортсменов, что, в конечном счете, определяет эффективность тренировочного процесса и успешность соревновательной деятельности. Основой для планирования педагогических воздействий, программирования тренировочного процесса является информация, полученная в процессе комплексного контроля.

Технические аспекты системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов. Одной из тенденций развития современного общества является автоматизация человеческой деятельности, предполагающая использование достижений науки и техники. В связи с этим, разработка новых средств, методов, методик и технологий, базирующихся на современных достижениях вычислительной техники, является одним из важнейших и наиболее перспективных направлений совершенствования системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов.

Информационные аспекты системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов. Автоматизация человеческой деятельности нашла свое отражение и в автоматизации методов научных исследований: появилось новое методологическое направление - компьютерная диагностика.

Несмотря на то, что использование информационных технологий в процессе проведения научных экспериментов предъявляет к исследователям требования к уровню их технологической подготовленности, резко возросла информационная составляющая научно-исследовательской деятельности. Следует отметить, что использование информационных технологий в системе комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов позволяет, во-первых, обеспечить выполнение метрологических требований к проведению эксперимента, повысить содержательную валидность методик; во-вторых, значительно сократить временные затраты на проведение исследований; в-третьих, резко повысить возможность дальнейшего применения методов многомерного математического анализа данных.

Проблема автоматизации процесса комплексного контроля и управления тренировочным процессом спортсменов, являясь очень важной задачей совершенствования системы подготовки спортсменов, была сформулирована исследователями достаточно давно.

И хотя к настоящему времени создано большое количество оригинальных программно-аппаратных систем и комплексов, позволяющих решить отдельные задачи комплексного контроля состояния спортсменов и управления тренировочным процессом, проблема автоматизации системы комплексного контроля и управления в спорте продолжает оставаться актуальной.

Комплексный контроль является важным компонентом системы управления тренировочным процессом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ни одна задача управления не может быть решена без наличия достоверной информации о состоянии объекта управления (в спорте - информации о состоянии спортсмена в экстремальных условиях двигательной деятельности). Иначе говоря, комплексный контроль является звеном, замыкающим канал обратной связи и обеспечивающим получение информации о состоянии объекта управления, важнейшим компонентом, без которого система управления становится разомкнутой, а, следовательно, невозможна ее эффективная работа.

Важным достижением в спортивной тренировке послед-них лет является переход от эмпирического построения к уп-равлению этим сложным и многообразным процессом. Глав-ным средством управления тренировкой является контроль вида деятельности, включающей в себя сбор информации, её анализ и принятие управленческого решения. Организация тренировочного процесса нерарзрывно связана с постоянным анализом трех основных составляющих спор-тивного совершенствования спортсменов:

– соревновательной деятельности,

– динамики состояния,

Важнейшими условиями оптимального управления процессом спортивной подготовки является комплексность, всесторонность и объективность используемой оценки. Ор-ганизация контроля, базирующаяся на этих условиях, долж-на включать в одноразовые обследования данные, отражающие различные стороны подготовленности с помощью разно-родных (педагогических, функциональных, психологических, технических и т. п.) и разноуровневых показателей. Это время пробегания 30-и или 60 метровой дистанции, время простой реакции, индекс напряжения сердечно-со-судистой системы, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, результаты тестирования систем организма и т.п.

Названные критерии должны обязательно увязываться с временным отрезком исследова-ний (разновидности контроля – этапный, текущий, опера-тивный) и рабочим режимом (покой, тренировка, соревнова-ние и т.д.).

Таким образом, под комплексным контролем следует понимать совместную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследований спортсменов на основе всесторонней оценки их технической, функциональной, подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревнова-тельной деятельности.

Этапный контроль. Оценка эффективности тренировочного процесса неразрывно связана с оценкой динамики под-готовленности спортсменов, которую необходимо осуществ-лять с учетом всех сторон – физической, технической, функ-циональной, психологической. Данное положение является основой индивидуального управления процессом подготовки и осуществляется с помощью средств и методов этапного контроля. Совершенствование средств и методов этапного контроля позволяет определить основные направления про-цесса подготовки и оценить его результативность за отно-сительно длительный промежуток времени

(мезоцикл, пе-риод подготовки).

Перспективными являются два основных подхода. Первый основан на сопоставлении данных обсле-дуемого спортсмена с показателями спортсменов более вы-сокой квалификации, включая, если имеется возможность, сильнейших спортсменов мира. Второй подход имеет в виду использование метода индивидуальных характеристик, ориен-тируясь на групповые модельные характеристики. Это объяс-няется тем, что, во-первых, средние значения контрольных показателей отличаются достаточно большой дисперсией, во-вторых, к достижению средних результатов в тех или иных контрольных упражнениях можно прийти множеством различных путей. Поэтому ориентация только на «средние» значения показателей модельных характеристик может не дать положительного эффекта применительно к подготовке отдельных сильнейших спортсменов. Практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов свиде-тельствует, что индивидуализация тренировочного про-цесса предполагает использование своеобразных оригиналь-ных методик, направленных на учет индивидуальных осо-бенностей занимающихся.

Текущий контроль. Предметом текущего педагогического контроля является оценка повседневных изменений раз-личных систем организма спортсменов, связанных с особен-ностями их реакции на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки, включаемые в рамки малых циклов тренировки. Применение этой разно-видности контроля предусматривает рационализацию пла-нирования тренировочных нагрузок в днях микроцикла с учетом функционального состояния организма, позволяет оптимизировать предсоревновательную ттподготовку, дифферен-цировать тренировочные нагрузки по величине (большие, средние, малые) на основе реальных функциональных сдви-гов.

Оперативный контроль. Управление двигательной дея-тельностью спортсмена и её регламентация непосредствен-но в процессе выполнения конкретных тренировочных на-грузок осуществляется на основе оперативного контроля. Важным элементом его следует считать оценку состояния спортсмена с точки зрения соответствия конкретным зада-чам предстоящей тренировочной и соревновательной дея-тельности. На основании определения предрабочего состоя-ния становится возможным, во-первых, прогнозировать ре-зультативность выьлполнения тренировочного задания и, во-вторых, корректировать либо само задание, либо требования к спортсмену. При этом следует иметь в виду, что квали-фицированные спортсмены достаточно точно определяют соот-ветствие их состояния, тренированности и степень восстановленности организма стоящим перед ними задачам.

В целом оперативный контроль, учитывающий воздействие отдельных упражнений и их комплексов в тренировочном за-нятии, предполагается внедрять в практику путем разра-ботки групповых и индивидуальных моделей реакции спорт-сменов на различные по объему, интенсивности и направ-ленности тренировочные нагрузки. Для решения этих вопро-сов необходимо накопление материалов, характеризующих реакции организма спортсменов на общепринятые трениро-вочные нагрузки и позволяющих установить функциональ-ные сдвиги занимающихся в момент выполнения этих на-грузок. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что, несмотря на кажущуюся простоту реализации оперативного контроля, это направление остается наименее разработан-ным (В.М. Карлышев, 1989г.).

Наиболее изменчивым и подвижным является функциональное состояние спортсмена. Оно зависит от ситуации, личностных особенностей, реакции окружающих, в конечном счете, от состояния адаптационного процесса. Это многоаспектное явление и качественная его диагностика существенно влияет на принятие решений при управлении тренировочным процессом. Часто тренеры, имеющие большой профессиональный опыт достаточно объективно анализируют информацию о состоянии спортсмена, так как знают его особенности поведения в различных состояниях. Но эта способность тренера вырабатывается многими годами работы. Начинающим тренерскую деятельность можно достичь таких результатов интерпретации значительно быстрее.

Следует учитывать, что степень сложности и значимости ситуации для спортсмена (тренировка, соревнование) пропорциональна яркости красок его состояния, полноте его проявления и тем менее он способен к саморегуляции. Соревновательная деятельность усугубляет ситуацию и усиливает роль психологического компонента состояния, который существенно влияет на деятельность и поведение спортсмена. Эффективность тренировки, спортивного выступления зависит от многих составляющих и, прежде всего, от состояния спортсмена. Для оценки его готовности важно использовать систему контроля, с помощью которой возможно целенаправленное и эффективное управление психическим состоянием и деятельностью спортсмена. Для этого необходимо оценить несколько компонентов этого состояния:

– осознаваемый (как спортсмен осознает себя и свою способность управлять собой);

– вегетативный (эмоциональный уровень);

– функциональный (на каком уровне работают ведущие системы организма);

– двигательный (на каком уровне находятся ощущения и качества движений);

– регуляционный (волевой, регуляционный и целевой компонент).

Осознаваемый компонент состояния – оценивается субъективными оценками спортсмена своего самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться или выступать, удовлетворенности тренировочным

процессом, ясности цели и т.п. исходя из 10 баллов или 100%. Показатели

менее 70% перед соревнованиями должны насторожить тренера, так как

отражают недостаточный настрой спортсмена или говорят о его апатии.

Вегетативный компонент состояния – можно оценить с помощью биопотенциометрии, оценки электрокожного сопротивления, кожногальванического рефлекса и критической частоты мелькания. В зависимости от эмоционального состояния спортсмена тренер предусматривает особенности разминки, его настраивания на работу, специфику включения его в игру и т.п.

Функциональный компонент может оцениваться множеством методов доступных тренеру (пульсометрия и измерение артериального давления, функциональные пробы). Оценка тонуса мышц с использованием миотонометра, позволяющего оценить степень расслабления и напряжения мышц, даёт информацию о степени готовности мышц к работе.

Двигательный компонент состояния наиболее информативен в плане готовности организма к деятельности. Для этого можно использовать методы динамометрии, кинематометрию, оценку простой и сложной реакции на движущийся объект, теппинг-тест. Результаты двигательных тестов отражают особенности возможностей спортсмена, саморегуляции движений и действий, а также установки и степень контроля своих действий. Для спортсменов-игровиков наиболее важны показатели точности, разброса и направление ошибки при реакции на движущийся объект, величина максимального усилия и отношение оптимального усилия к максимальному (Ю.Я. Киселев, 2002).

Регуляционный компонент состояния можно отследить по различным дифференцировкам в двигательных тестах в изменяющихся условиях или меняющихся установках. Комплексная оценка всех компонентов позволяет

тренеру определиться в особенностях подготовки спортсмена, принять оптимальное решение о коррекции либо состояния, либо стоящих перед ним задач, выбрать наилучший режим деятельности, необходимые средства и методы восстановления.

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля

Направления контроля

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

Контроль за состоянием внешней среды

Контроль соревновательной деятельности (СД)

Контроль тренировочной деятельности (ТД)

а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

Оперативный

Измерение и оценка показателей на любом соревновании

Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

Развитие науки и техники позволяет обеспечить эффективный инструментальный контроль над подготовкой в физической культуре и спорте. В том числе имеется возможность более эффективно проводить отбор, прогноз в спорте и контроль эффективности тренировочной работы. Новые технологии позволяют повысить точность инструментальных методов контроля. В этой связи следует упомянуть разнообразные лазерные измерители и анализаторы двигательных характеристик и процессов, протекающих в организме спортсмена. Сюда же нужно включить цифровую фото- и видеорегистрацию, совместимые через инфракрасные порты и высокоскоростные технологии Bluetooth с компьютерами, имеющими большую емкость оперативной и системной памяти, а также компактные носители информации на CD, DVD, USB Flash. Все это позволяет создавать большие компьютерные базы данных на основе сбора показателей организма спортсменов на разных этапах их подготовки.

Состав измерительной системы

Отдельные приборы, измерительные блоки, средства передачи информации объединяют в единую систему. Последняя должна включать датчики различного типа (сенсоры, например, датчики ЧСС типа Polar), каналы связи, приемное (регистрирующее) устройство и блок обработки информации (наиболее часто это компьютер, рис. 2).

Рис. 2.

В состав измерительной системы часто включаются блоки оптической регистрации движений. Эти блоки представляют собой методы дистанционного и бесконтактного контроля движений. Они служат целям регистрации кинематических характеристик, включая пространственные, временные и пространственно-временные параметры движений. Результаты фотосъемки и/или видеорегистрации движений предназначены либо для их визуального изучения, либо, как сказано выше, для кинематического анализа (регистрация положений, поз, перемещений, скоростей и ускорений). В первом случае результаты исследования представляются в виде фотоснимков, видеофильмов, видеоклипов и др. Во втором случае, в комбинации с компьютерной техникой, имеется возможность регистрировать двигательные характеристики и тем самым осуществлять метрологический контроль технической подготовленности спортсменов. Для решения практических задач в настоящее время широко используется цифровая фото- и видеоаппаратура. Приборы этого типа значительно упрощают обработку материала, особенно при использовании прикладных компьютерных программ. После съемки тренировочного или соревновательного сюжета записанное изображение на карту памяти или DVD прибора (фото- или видеокамеры) может быть отправлено в компьютер, используя USB порт, а также инфракрасный или порт Bluetooth. Положения, позы, перемещения можно подвергнуть детальному анализу, используя программу Adobe Photoshop. Для создания видеоклипов элементов техники движений можно использовать программу Adobe Premier. Для непрерывного контроля игровой деятельности в спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей и др.) используются специальные системы, включающие несколько видеокамер, объединенных в общий контур (например, используя карту видсозахвата изображения) при помощи компьютера.

Запись с цифрового фотоаппарата или видеокамеры можно просмотреть после выполнения упражнения и произвести качественный анализ. Вместе с тем имеется возможность наблюдать движения с помощью видеокамеры в реальном масштабе времени (on-line). Для этого камеру присоединяют к DVD- player, а в том случае, когда требуется выполнить захват изображения и записать его на жесткий диск компьютера, необходимо оборудовать компьютер платой видеозахвага. При работе с аналоговыми видеокамерами установка должна включать преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Эту задачу хорошо решают компьютерные платы, называемые TV-tuner, которые легко помещаются на «материнскую» плату компьютера. В этом случае наблюдаемое на мониторе компьютера движение спортсмена может быть «захвачено» (опция «capture» - захват) и записано на жесткий диск для последующей обработки. Этим способом можно регистрировать относительно медленные движения, характерные для гимнастики, акробатики, бега, спортивных игр (то есть не броски и ударные действия). При этом эффективность захвата и записи изображения определяется мощностью процессора компьютера, его быстродействием. Регистрация движений с помощью видеосъемки позволяет эффективно оценивать движения в динамике. Цифровые приборы позволяют фиксировать движения со скоростью более 100 кадров в секунду. Видеозапись изображения движений сочетается с использованием фотоэлектронных методов их регистрации. При помощи фотоэлектронных устройств в спортивной практике точно измеряются моменты окончания движений, например, на финише скоростного бега. Эти методы обладают малой инерционностью и высокой степенью точности.

1. 1 . Средства спортивной тренировки.

Средства спортивной тренировки – это организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование необходимых спортивных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. С его помощью решаются ежедневные задачи тренировки (занятий). Если говорить об оздоровительной направленности занятий, то в данном случае средства спортивной тренировки призваны решать схожие задачи, за исключением достижения наивысших результатов.

Все средства спортивной тренировки делятся на 4 основных группы:

1. Педагогические средства (физические упражнения, методико-практические основы тренировки, планирование и организация процесса занятий, вербальные/невербальные методы воздействия)

2. Психологические средства (лекции, беседы, аутотренинг, рассуждения и т.д.)

3. Медико-биологически средства (фармакология, массаж, самомассаж, баня, гидропроцедуры и др.)

4. Дополнительные средства (в эту группу входят все факторы, способствующие успешности и непрерывности тренировочного процесса – материально-техническое обеспечение, гигиена, режим труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)

В основе любого оздоровительного вида занятий лежат физические упражнения. Под ними принято понимать двигательные действия, при помощи которых решаются задачи спортивной тренировки. Содержание физических упражнений (т.е. то, из чего они состоят) различается в зависимости от конкретной направленности занятия, от задачи «запуска» необходимых процессов, которые должны возникнуть о организме в ответ на применение тех или иных упражнений.

Эффект физических упражнений (или иными словами – степень воздействия на организм занимающихся) зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это, безусловно, индивидуальные особенности организма. Следует иметь в виду, что очень многие спортивные данные имеют ярко выраженный наследственный характер. Во многом этим и объясняется разная степень «одарённости» в определённом виде спорта. Однако для оздоровительных занятий этот показатель не столь важен. Гораздо существеннее сформировать у занимающегося устойчивую мотивацию к постоянным занятиям физической культурой. Поскольку именно она играет едва ли не важнейшую роль в успешности занятий, обусловливает достижение максимально положительного эффекта и в плане освоения упражнений, и в плане выполнения, и в плане их дальнейшего применения.



Нагрузка должна подбираться, исходя из уровня физической подготовленности студента. Упражнения даваться по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением уровня сложности и интенсивности. Обязательно следует чередовать нагрузку и отдых, иногда даже отступая от плана урока. В случае, если обнаруживается чрезмерная утомлённость занимающихся, целесообразно периоды отдыха увеличить, а интенсивность нагрузки слегка снизить.

Эффект физических упражнений также косвенно зависит от состояния здоровья занимающихся, от сбалансированности пищевого рациона, от организованности режима труда и отдыха и т.д.

Поскольку в основе любой двигательной активности лежит само движение, следует более детально остановиться на его характеристиках. Различают 7 основных групп:

1. Пространственные характеристики (сюда входят такие показатели как положение тела в пространстве, траектория и амплитуда движения).

2. Временные характеристики (продолжительность и темп выполнения упражнения).

3. Пространственно-временные показатели (скорость и ускорение)

4. Динамические характеристики

4.1.Внутренние (сила тяги мышц, их эластичные свойства, сила отражения).

4.2.Внешние (сила тяжести тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды.

5. Ритмические характеристики (ритм, темп, частота)

6. Качественные характеристики (точность, экономичность, плавность, эстетичность и т.д.)

Классификация физических упражнений.

По структуре движений различают 5 видов упражнений:

1. Соревновательные упражнения (они составляют основу спортивной деятельности; могут быть собственно соревновательными и тренировочными).

2. Специально-подготовительные упражнения (они являются средством специальной физической подготовки; могут быть направлены на совершенствование техники движений или на развитие физических качеств).

3. Общеподготовительные упражнения (они являются средством для общей физической подготовки и оздоровления организма; в силу своей специфики широко применяются на занятиях физической культуры в школах и вузах).

4. Имитационные упражнения (служат средством совершенствования техники движений)

5. Идеомоторные упражнения (упражнения, направленные на создание мысленного представления структуры движения, его техники с целью совершенствования качества его воспроизведения).

В зависимости от соответствия упражнений требованиям соревновательной деятельности, упражнения делятся на две группы:

1. Специфические (используемые исключительно для данного вида спорта)

2. Неспецифические (заимствованные из других видов спорта с целью усиления тренировочного эффекта).

1.2. Контроль в спортивной тренировке.

В настоящее время периодически звучат мнения о том, что следует исключить любые попытки оценивания уровня подготовленности занимающихся на занятиях по физической культуре в школе и в вузе. Мотивируют эту точку зрения тем, что у всех детей разные данные, разный уровень способностей, и менее подготовленные будут страдать в психологическом плане.

Звучат и противоположные мнения, авторы которых предлагают серьёзно усложнить и ужесточить перечень обязательных нормативов для школьников и студентов. Подобная позиция объясняется всё более слабыми спортивными результатами, демонстрируемыми занимающимися.

Прежде всего следует разобраться с термином «контроль» в тренировочном процессе. Под ним чаще всего понимают процесс оценивания эффективности используемых методик путём получения количественных и качественных данных по итогам обследования занимающихся (тренирующихся).

Различают три основных вида контроля в спортивной тренировке: этапный, текущий и оперативный. Разумеется, контроль в сфере спорта высших достижений существенно отличается от контроля в процессе оздоровительных занятий, поскольку цели и задачи тренировочных процессов совершенно различно. Однако терминология видов контроля идентична.

Оперативный контроль осуществляется в течение одного занятия. Текущий контроль позволяет отслеживать динамику в течение месяца. Этапный контроль охватывает значительные временные промежутки, обязательно учитывает начальное, промежуточное и заключительное состояние занимающихся. Проводится раз в полгода или раз в год.

Одной из основных форм оценивания на занятиях оздоровительной направленности является тестирование, под которым следует понимать испытание (измерение), проводимое с целью выявить способности, возможности занимающихся выполнять то или иное действие (динамического или статического характера) в заданным условиях. Для каждого теста должна быть разработана шкала оценивания, которая учитывает возраст занимающегося и средние показатели, исходя из него. При необходимости, через какое-то время, может проводиться ретест – повторное тестирование.

Контрольные вопросы.

1. Что такое «средства спортивной тренировки»?

2. На какие группы делятся средства спортивной тренировки? Что они в себя включают?

3. От чего зависит эффект физических упражнений?

4. Какие характеристики двигательной активности Вам известны?

5. Какие виды упражнений выделяют на основании структуры движения?

6. На какие группы делятся упражнения в зависимости от соответствия требованиям соревновательной деятельности?

7. Что такое «контроль» в спортивной тренировке?

8. Какие виды контроля Вы знаете? Каковы особенности каждого из них?



mob_info