Современные "фаринелли" (окончание). В чем отличие контртенора от фальцета и от альтино Мрачные истории прошлого

Контртенор, или, как его еще называют, контратенор – голос академического вокалиста, специализирующегося на исполнении альтовых и/или сопрановых партий.
Контртенор иногда называют мужским сопрано.

Изначально в европейской полифонической XIV-XVI вв. контртенором называли побочную вокальную партию, дополнявшую и дисканта. Начиная с середины XVI столетия с распространением четырехголосия контренора разделилась надвое: одна исполнялась ниже тенора и называлась contratenor-bassus, вторая – выше и называлась contratenor altus. Вскоре термин перестали употреблять в первоначальном значении, вместо этого в Италии contratenor-bassus стали называть просто басом, contratenor-altus – альтом, во Франции закрепился термин от-контром (haute-contre), а в Великобритании – контртенор.

С давних широко распространен миф, что мужчины, обладающие контртенором и способные петь в женской тесситуре, страдают от некой аномалии, и что их голосовой аппарат устроен по женскому типу. Это заблуждение. В действительности умение петь высоким голосом достигается путем развития верхнего голосового регистра.

Отличия контртенора от альтино и фальцета

Тенор-альтино зачатую путают с контртенором. Альтино – разновидность лирического тенора с высокой тесситурой, отличающийся от контртенора в первую очередь тем, что однозначно идентифицируется как высокий мужской голос, в то время как контртенор звучит женоподобно. Вокалист альтино обладает диапазоном до ноты ми второй октавы.
Тенор-альтино – редкость, обладатели такого голоса поют полнозвучным смыканием связок.

Наконец, фальцет, или, как его иногда называют, фистула, не имеет отношения к классификации тембров вокалистов, но является верхним головным регистром: петь фальцетом может обладатель любого певческого голоса. В сущности фальцет достигается путем специфического звукоизвлечения.

Чтобы спеть фальцетом, необходимо перевести голосовые связки в такой режим, при котором колебаться будут лишь ближайшие к щели слои ткани Mucosa. Фистула применяется в исключительных случаях для придания звуку особой окраски, впрочем, некоторые композиторы, используют ее для создания определенного образа. Так, фальцетом исполняется партия Фигаро в эпизоде, где он имитирует голос Розины.

Как правило, контратеноры исполняют партии героев-мужчин, изначально написанные для кастратов в эпоху барокко (например, Юлий Цезарь и Ринальдо в одноимённых операх Генделя) или несколько позже (ранний Моцарт и даже Россини), мужские партии, написанные для женских голосов, а также фольклор, в частности английский. Композиторы XX века, в частности, Бриттен , стали писать партии специально для контратеноров.

Примеры контратеноров в современной популярной музыке - Барри Гибб («Bee Gees»), Митч Грасси («Pentatonix »), Витас , Адам Левин («Maroon 5 »), Тайлер Картер («Issues »).

Напишите отзыв о статье "Контратенор"

Примечания

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • - Мужские сопрано на CD (сайт Андреаса Коппа). (англ.)

Отрывок, характеризующий Контратенор

Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.

Пол Эссвуд (р.1942)

Наряду с Деллером, Эссвуд был одним из тех, кто возродил контратеноровое пение в ХХ веке. Стал известен в первую очередь благодаря исполнению кантат Баха и ведущих партий в ролях Генделя и Монтеверди. Наряду с сочинениями Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана, в его репертуаре произведения Пендерецкого, Шнитке (премьера Второй симфонии, "Фауст-кантата"), Гласса (опера "Эхнатон"). Сделал больше ста записей, в последнее время больше занят дирижированием и преподаванием.

Филипп Жарусски (р.1978)

Фото: MARTIN BUREAU /AFP PHOTO

По семейной легенде, фамилия певца появилась, когда его дед эмигрировал из революционной России и при пересечении границы сказал таможенному офицеру: "Я - русский". В 2004 г. получил французскую премию "Виктуар де ля мюзик" в номинации "Открытие года", в 2007 г. - в номинации "Певец года". Наряду с Генделем, уделяет много внимания произведениям Вивальди. Активно участвует в возрождении интереса к музыке Антонио Кальдары, Иоганна Христиана Баха, Николы Порпоры. Неоднократно выступал в Москве, в т.ч. в Доме музыки на открытии нынешнего сезона.

Макс Эмануэль Ценчич (р.1976)

Фото: JEAN-CHRISTOPHE VERHAEGEN /AFP PHOTO

Выступал в составе Венского хора мальчиков, после ломки голоса сумел сохранить сопрановую тесситуру и до 1997 г. выступал как певец-сопранист. Как контратенор дебютировал в 2001 году, привлек к себе внимание исполнением партии Нерона в постановке "Коронации Поппеи" Монтеверди (2003). На сегодняшний день известен благодаря партиям Фарнака в одноименной опере Вивальди, Мандане в опере "Артаксеркс" Винчи и Александра в одноименной опере Генделя.

Кристоф Дюмо (р.1979)

Фото: FREDERICK FLORIN/AFP PHOTO

Дебютировал в 2002 году в партии Эустазио в опере Генделя "Ринальдо" на фестивале Радио Франс в Монпелье (дирижер Рене Якобс). Сотрудничает со многими ведущими коллективами старинной музыки, в том числе Les Arts Florissants, Le Concert d’Astrée, Фрайбургский барочный оркестр и др. Участвовал в постановках современных опер - "Смерть в Венеции" Бриттена, "Medeamaterial", "Ахматова" Мантовани. В 2012 году дебютировал на Зальцбургском фестивале в роли Птолемея в опере "Юлий Цезарь" Генделя. В 2013 году исполнил эту же партию в "Метрополитен-опера", Цюрихской опере и парижской "Гранд-опера".

Андреас Шолль (р.1967)

Фото: GEORG HOCHMUTH/ EPA

Известность Шоллю принес его дебют на Глайндборнском фестивале в опере "Роделинда" Генделя в роли Бертаридо, которую он потом неоднократно исполнял в других постановках. Сотрудничал с большинством дирижеров - специалистов по барочной музыке, таких как Уильям Кристи, Филипп Херревеге, Джованни Антонини, Джон Элиот Гардинер и др. Сочиняет песни, балетную и театральную музыку, возглавляет собственную профессиональную студию звукозаписи в Базеле.

<><><><><><><><><>

Контратенор - высокий мужской альтовый голос в диапазоне от до малой октавы до си второй. Еще в XVI веке, перед расцветом в Италии культа певцов-кастратов, в Сикстинской капелле пели так называемые испанские фальцетисты: взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии; во Франции в это же время был популярен голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом. В XVIII веке английские контратеноры пели в ораториях Генделя, позже фальцетистов можно было услышать в английских кафедральных хорах. После исчезновения кастратов - а последние в истории музыки кастраты пели в начале XX века - партии, ранее исполнявшиеся ими, стали поручать другим голосам. Сегодня их, как правило, исполняют контратеноры. Возрождение амплуа контратенора началось в ХХ веке. Это было связано с возникновением ансамблей, специализирующихся на исполнении старинной музыки.

Обычно контратеноры исполняют мужские партии, написанные для кастратов в эпоху барокко или позже, а также мужские партии для женских голосов. Искусство пения контратенором возродил англичанин Альфред Деллер, в середине XX века решивший начать карьеру солиста; так была возобновлена традиция сольного фальцетного пения. Он стал первым исполнителем партии Оберона в опере Бриттена "Сон в летнюю ночь"; это была первая в ХХ веке оперная партия, написанная специально для контратенора. За Деллером последовали другие певцы; благодаря росту интереса к старинной музыке и репертуару для высоких мужских голосов, на рубеже XX-XXI вв. начался новый этап популярности фальцетного пения. Первым отечественным контратенором считается Евгений Аргышев (1933-1992). С легендарным ансамблем "Мадригал" он выступал как баритон, однако развил свой голос и для исполнения контратеноровых партий. В 1980-е годы одним из ведущих певцов этого амплуа был Эрик Курмангалиев (1959-2007).

Эрик Курмангалиев

Сперва даже трудно поверить своим ушам, настолько ярким бывает противоречие между звуком и его исполнителем. Скорее всего, вы хоть раз слышали, как мужчины достигают в своем пении таких высот, которые обычно доступны только женщинам с сопрано. По крайней мере, фальцет знаком многим. А вот классический контртенор (контратенор), мощный и невероятно чистый, - это что-то, что способно околдовать слушателя. Это уникальное и впечатляющее явление, которое невозможно забыть! История такого вокала простирается на многие века в прошлое, но и в двадцать первом веке подобное пение занимает совершенно особенное место в музыке.

Возвращение прежних традиций

Такая манера пения возникла как самостоятельное явление в двадцатом веке, когда мир покорили певцы Альфред Деллер, Джеймс Боумен, Дэвид Дэниэлс и Андреас Шолль. Они получили признание в мире классической музыки. Впрочем, мужчины, профессионально поющие как женщины, так и остались редкостью. Сорок лет назад на международной сцене можно было найти лишь нескольких обладателей контртенора. В последние годы интерес снова возрос - это совпало с возрождением барочного репертуара, для которого требуется высокий голос. В прежние времена эту партию исполнял бы кастрат, а в более гуманные века - женщина с меццо-сопрано. Среди звезд новой волны - тридцатитрехлетний американец Энтони Рот Костанцо, тридцативосьмилетний француз Филипп Жарусски и индиец Беджун Мета, номинант премии «Грэмми» и член одной из самых известных музыкальных семей Индии. Нельзя не упомянуть также и Иестина Дэвиса, обладателя «Грэмми» и других наград, оказавшегося в списке самых чарующих международных звезд в опере даже перед такими знаменитостями, как покоритель сердец Джонас Кауфман или дива Анна Нетребко. Неплохие достижения для простого английского парня, поющего как девчонка! Так что же такое контртенор и почему он настолько великолепен?

Особенности пения контратенором

Это звук, который производится без помощи обычного разговорного голоса, на высокой частоте, которой можно добиться совместным усилием мышц горла и голосовых связок. Они должны быть устроены определенным образом, чтобы воздух, проходящий через голосовые связки, вибрировал лишь на тонком внешнем их слое. Многие люди по ошибке считают, что это всего лишь женский голос. На самом деле все мужчины тоже способны разговаривать фальцетом, просто лишь некоторые делают это всегда. А обладатели контртенора - это элита, они все время способны пользоваться самой высокой тональностью своего голоса. В поп-музыке исполнители просто поют выше, применяя свой тенор или баритон, и когда нота слишком высока, прорывается фальцет.

История развития таланта

Дэвис отличается достаточно низким естественным голосом, которым он пользуется при разговоре, а певческий голос у него - бас-баритон, самый низкий из возможных. В юные годы он начал экспериментировать с пением, репетируя роль со школьным хором. Он должен был петь достаточно высоко, его друг сказал, что все звучит отлично и что стоит серьезно попробовать. Дэвис попробовал. Он получил место в престижном певческом колледже, потом закончил Кэмбридж, а затем стал членом Королевской Академии Музыки. Он востребован в лучших оперных театрах всего мира, его ждут крупные концертные площадки, он постоянно делает новые записи - Дэвис ни разу не пожалел о сделанном когда-то выборе.

Мрачные истории прошлого

В наши дни карьера контратенора кажется достаточно захватывающей для юного певца, но прежде это было куда более мрачное занятие. Многие партии для церковного и оперного пения, которые в наши дни может исполнить Дэвис и подобные ему вокалисты, изначально создавались в семнадцатом и восемнадцатом веках для легендарного кастрата Карло Броски, более известного как Фаринелли, и других таких же певцов. Мальчиков-вокалистов кастрировали до того, как они достигали полового созревания, чтобы сохранить высокие и чистые голоса. В наше время трудно и представить, что такое варварство может быть оправдано высокими целями искусства, но когда-то и на папском престоле, и при дворе не было противников такой методики. Женщинам вообще не полагалось петь церковные партии - считалось, что в церкви им положено только молчать.

Запреты и загадки

В семнадцатом веке женщинам запрещалось выступать и на сцене. Законы приличий в обществе не позволяли им появляться в качестве исполнительниц оперы. Оперная музыка как жанр начала активно развиваться, поэтому кастраты получали роль за ролью. В последующем веке популярность оперы еще больше возросла, а значит, и спрос на кастратов. Певцы вроде Фаринелли были рок-звездами тех времен. Их обожали по всей Европе. В ходу даже была фраза: «Есть один бог и есть один Фаринелли!» Впрочем, в наши дни пение кастратов остается загадкой. Такая практика сейчас не существует, поэтому мы просто не можем представить, как именно исполняли свои партии эти вокалисты.

Отвращение к контртенорам

Элемент отвращения сохраняется даже в дни, когда мрачные практики кастрации остались далеко в прошом. Филипп Жарусски отмечает, что его ангельский голос отталкивает некоторых людей - факт того, что из мужского тела исходит такое пение, кажется нелепым. Люди считают, что контратенор - это черта третьего пола или что-то наполовину женское. У Дэвиса более прагматичный взгляд: он уверен, что все необычное неизбежно вызывает страх и проблемы у людей с предрассудками. В пятидесятые годы прошлого века, когда начал работу Альфред Деллер, ему приходилось сталкиваться с еще большим количеством критики. Люди считали, что его нельзя выпускать на сцену в качестве солиста. К счастью, общество все же изменило свой взгляд и теперь можно без проблем наслаждаться переливами голоса Дэвиса на сцене. Он исполнил роль Оберона в опере Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» - изначально эта партия была написана для Деллера. Кроме того, многие новые возможности для работы контртенора заимствуются из церковной музыки и мира оперы семнадцатого и восемнадцатого веков. Современные композиторы тоже заинтересованы в создании партий для контратенора. Возможно, будущие поколения увидят еще более впечатляющие представления, чем те, что доступны нам сейчас.



mob_info