Социальное соревнование. Возникновение социалистического соревнования

Форсированная индустриализация заставила руководство страны максимально использовать энтузиазм рабочего класса. С этой целью было развернуто со­циалистическое соревнование, инициатива которого принадлежала ленин­градской партийной организации во главе с С.М.Кировым и рабочими города. Основным лозунгом соревнования был призыв "Пятилетку - в четыре го­да!". Отныне главной задачей профсоюзов стала не защита социально-экономических интересов рабочего класса, а выполнение и перевыполнение го­сударственных планов путем организации социалистического соревнования. Оно, как правило, не предполагало материального вознаграждения. Наоборот, создавая "маяки производства", которые показывали чудеса производительно­сти труда, партийно-профсоюзные руководители помогали хозяйственным ру­ководителям пересматривать тарифную сетку и повышать требования к осталь­ным работникам.

До середины 30-х годов соцсоревнование существовало в форме движе­ния ударников, в котором участвовало 3,5 млн. человек. Наиболее знамени­тыми из них были опытный забойщик из Донбасса Н.Изотов, вырабатывав­ший в 1933 г. по пять норм за смену. С осени 1935 г. соревнование получи­ло название стахановского движения, по имени молодого шахтера А.Стаханова из донецкой шахты "Центральная-Ирмино". В ночь на 31 авгу­ста 1935 г. за смену с помощью пневматического отбойного молотка он вы­рубил 102 т. угля, превысив норму в 14 раз. Осенью того же, года он дважды побил свой рекорд и вскоре был переведен на административную работу. Появились стахановцы в других отраслях промышленности: кузнец А.Бусыгин, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы, машинист П.Кривонос и др. В сельском хозяйстве прославилась рабочая-механизатор, тракторист­ка Паша Ангелина.

За организацией и ходом соревнования следил сам Сталин. Осенью 1935 г. П.Кривонос с товарищами обратились к нему с жалобой на работников Нар­комата путей сообщения, которые, ссылаясь на технические нормы, препятст­вовали повышению коммерческой скорости товарных поездов с 13 до 18 км. в час. Сталин вмешался в спор, поддержал практиков и, по его словам, дал "слегка в зубы" специалистам Наркомата. Нормы быстро были пересмотрены. Но этого оказалось мало. Наркомпуть вскоре возглавил Л.Каганович, обнару­живший в аппарате Наркомата и в управлении железных дорог множество "врагов народа".

С конца 30-х годов победители социалистического соревнования удостаи­вались высокого звания Героя Социалистического Труда. Первым Героем Со­циалистического Труда стал накануне своего 60-летия И.В.Сталин.

Итоги первой пятилетки. Подводя итоги 1 пятилетки Сталин сообщил, что по выпуску валовой продукции (в рублях) промышленность по существу выполнила план досрочно - за 4 года 3 месяца, причем, тяжелая индустрия на 108%.

В первые 2 года пятилетки, пока не иссякли резервы НЭПа, промышленность развивалась соответственно плану, затем темпы ее роста стали падать. Ускоренные темпы требовали увеличения капиталовложений. Важнейшим источником финансирования стала “перекачка” средств из аграрного сектора в индустриальный. Кроме того, для получения дополнительных средств правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало инфляцию. И хотя было объявлено о завершении пятилетки в 4 г.3 мес. “откорректированные” задания плана по выпуску некоторых видов продукции выполнить не удалось.

Сталин не признавал, что по добыче угля, нефти, выработке электроэнергии, стали цифры, намеченные планом, не были достигнуты. В наихудшем положении оказались отрасли, работа которых предопределялась тяжелым состоянием сельского хозяйства (общий объем с/х продукции на исходе пятилетки был ниже, чем в 1928 г.) Это отразилось и на материальном положении народа.

При общем удвоении численности рабочих и служащих шло быстрое формирование трудовых коллективов в Средней Азии, Казахстане, в районах Поволжья.

В середине пятилетки было покончено с безработицей. Во второй половине 1929 г. разразился кризис, охвативший весь капиталистический мир. Призыв к максимальному напряжению сил, к форсированному осуществлению скачка, обеспечивающего в минимальный срок построение социализма, становился не просто заманчивым. Такой призыв, такой скачок многим представлялись единственно верным решением. Используя результаты первого года пятилетки, было решено резко увеличить в 1929-30 гг. темпы развития крупной промышленности, причем даже не до 28%., а до 32%. И это было ошибкой.

В 1928 г. карточная система распределения продуктов распространилась на население всех городов страны. Государство обеспечивало хлебом примерно 40 млн. рабочих и служащих. Началась миграция из деревни в город, с одного центра в другой. Появилась текучесть рабочей силы.

Сталин утверждал, что пятилетка выполнена, а люди, которые не верят в это, которые говорят о снижении темпа развития страны, являются врагами социализма, агентами наших классовых врагов.

И Сталин выдвинул новую директиву: “во что бы то ни стало” выплавить в конце пятилетки 17 млн. тонн чугуна (вместо 10), выпустить 170 тракторов (вместо 55 шт.) и т.д. Но реализовать сверхвысокие цифры не удалось, что привело к ломке всей налаженной системы управления, планирования. “Подхлестывание” сбивало с курса индустриализации.

Курс “великого перелома” явился прямым выражением сталинской линии на разрешение внутренних противоречий социализма - экономического развития, главным образом, волевыми административными методами.

Второй пятилетний план. Этот план (1933-1937 гг.), утвержденный в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Вторая пятилетка находилась в более нормальной обстановке, хотя и в этот период планы неоднократно пересматривались. Задания плана - по сравнению с первой пятилеткой - выглядели более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были сооружены 4.5 тыс. крупных промышленных предприятий. Из них: Уральский машиностроительный, челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы. Десятки доменных печей, шахт, электростанций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. Орджоникидзе, ставший в 1930 г., председателем ВСНХ призывал реализму, выступал за уменьшение ряда заданий. Именно тогда в середине 30-х годов, в наш обиход вошел лозунг “Кадры решают все”. Начальное (4-х классное) обучение было введено как обязательное лишь в 1930 г. Даже в 1939 г. каждый 5-ый человек старше 10 лет еще не умел читать и писать.

Специалистов с высшим образованием было около 1 млн. человек. Кадры росли быстрыми темпами. Молодежь занимала руководящие посты. Коммунисты и комсомольцы сплачивали коллектив, были ярким символом героизма времен индустриализации. (Магнитострой возглавлял 26-летний Яков Гугель). Люди верили в победу и чтобы не пострадало производство работали с энтузиазмом, порой без выходных и по 12-16 часов подряд.

Вся страна узнала о трудовом достижении донецкого угольщика Изотова. Совершенствовалась система подготовки и переподготовки кадров.

Таким образом, в результате проведения начального этапа индустриализации оформилась административно-командная система руководства промышленностью. Эта система строится на основе единства государственной власти и государственной собственности, приказных методов управления, интенсификация труда рабочих. Прирост национального дохода (чистый доход общества) изменился в годы первой пятилетки следующим образом:

1929 г. - 2,7 млрд. руб.

1930 г. - 5,2 млрд. руб.

1931 г. - 3,9 млрд. руб.

1932 г. - 3,1 млрд. руб.

Прирост производительности труда в промышленности:

Весь национальный доход состоит из 2-х частей: а) фонд накопления (средства, которые идут на строительство фабрик, выпуск промышленного оборудования); б) фонд потребления (средства, которые идут на удовлетворение непосредственных нужд населения в одежде, обуви и т.д.)

В экономике обычно преобладает фонд потребления. Но в период индустриализации доля накопления возрастает с 5-10% до 20-30%.

В 20-е года фонд накопления не превышал 15%.

Методическое пособие по истории. Москва 1986 г.

Только насильственными командными мерами можно осуществить его. Действие экономических законов оказалось на время блокировано, поэтому регулировать и спасать развалившуюся систему могли лишь еще более жесткие административные меры.

Поскольку реальная политическая власть находилась в руках партийного аппарата, то происходило соединение политических и экономических функций, выполняемых этим аппаратом.

Трудовой народ вывел страну в ряд первых мировых держав, своим самоотверженным трудом создал прочные основы ее индустриальной и оборонной мощи.

В ходе совершившихся в 1934 году изменений основные экономические показатели увеличились к 1940 году более чем вдвое. Это беспрецедентный рост! Многие ныне ставят вопрос о непомерной цене «этого роста, которая как бы сводит его на нет. Однако, в отличие от 1929 -1933-го, - смертность была даже ниже, чем в «нэповские» 1923 - 1928 годы.

Достаточно сказать, что если в дореволюционное время Россия располагала в 5 (!) раз меньшим количеством энергоносителей, чем Великобритания и в 2,6 раза меньше, нежели Германия, то в 1940-м СССР в этом отношении «обогнал» и первую (хоть и не на много, на 5 %), и вторую (на 33 %) и уступал только США. Примерно также обстояло дело и с выплавкой стали. К началу 40-х годов по абсолютному объему только в США производилось существенно больше промышленной продукции, чем в СССР. Рост тяжелой промышленности осуществлялся невиданными темпами. Так, за 6 лет СССР сумел поднять выплавку чугуна с 4,3 до 12,5 млн. тонн. Америке понадобилась для этого 18 лет.

Страна из аграрно-индустриальной превратилась в индустриально-аграрную. Появились новые отрасли производства: автомобильная, тракторостроение, авиационная, моторостроительная, химическая, тяжелое машиностроение, радиотехническая, оптика, производство сложного электрооборудования и приборостроения. Увеличилось количество промышленных районов, появилась производственная инфраструктура, новые железные дороги, каналы, порты. Особое внимание уделялось ВПК. Со строительством новых предприятий шел процесс строительства предприятий-дублеров, которые должны были, на случай оккупации в западной зоне, производить военную продукцию в восточной. Были построены: самая крупнейшая в Европе ДнепроГЭС; Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты; Сталинградский, Челябинский, Харьковский, Ленинградский тракторные заводы; Московский и Горьковский автозаводы; авиационные заводы в Горьком, Ульяновске, Липецке, Харькове, Комсомольск-на-Амуре; Уральский и Ново-Краматорский машиностроительные заводы; Кузнецкий угольный бассейн и т.д. Страна превратилась в мощнейшую стройплощадку. Параллельно с индустриализацией и коллективизацией развивалась система образования, т.к. нужны были квалифицированные кадры для развития промышленности. По уровню высшего образования на душу населения страна вышла на 5-е место в мире.

Культурная революция

В сфере культуры большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистических принципах. Для этого было решено в сжатые исторические сроки провести "культурную революцию", используя всю силу пролетарского государства. Центральным государственным органом по руководству культурным строительством стал Народный комиссариат просвещения - Наркомпрос РСФСР (нарком А.В.Луначарский).

Первостепенное внимание было уделено политическому просвещению масс, основная цель которого состояла в утверждении марксистской идеологии в духовной жизни страны. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с женой Ленина - Н.К.Крупской.

Главполитпросвет (внешкольное управление) объединял и направлял работу по ликвидации неграмотности, что являлось второй из важнейших задач культурного строительства. Неграмотное население России составляло около 75 %. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны прежде всего в рядах Красной Армии. В декабре 1919 г. был принял декрет СНК "О ликвидации безграмотности", по которому граждане (от 8 до 50 лет), не умевшие писать и читать, были обязаны обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе создали Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности и малограмотности (ВЧК ликбез). Обучение взрослого населения вели школы грамоты и пункты ликбеза, создававшиеся при библиотеках, красных уголках, клубах, избах-читальнях, на предприятиях. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" (ОДН), председателем которого стал сам председатель ЦИК СССР М.И.Калинин. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,1 %. По уровню грамотности СССР занимал 19-е место в Европе.

Образование и наука. С задачей ликвидации массовой неграмотности было неразрывно связано школьное обучение. Декреты и постановления ВЦИК и СНК - Об отделении церкви от государства и школы от церкви (январь 1918 г.), О единой трудовой школе (октябрь 1918 г.) и др. - положили начало коренной перестройке школьного дела. Школа становилась не только главным средством образования народа, но и очагом его коммунистического воспитания. Прежнее деление школ на церковно-приходские, начальные, гимназии, реальные училища (всего около 30 типов школ, принадлежавших 17 ведомствам) упразднялось. Вводилась единая государственная трудовая школа. Устанавливалось совместное бесплатное обуче­ние мальчиков и девочек, равенство представителей всех нацио­нальностей. В национальных районах обучение велось на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки, закон Божий, введены общественно-политические дисциплины коммунистического содержания. Школа обязана была соединить обучение с общественно-полезным трудом. В школе создавались органы школьного самоуправления. Школьная реформа способствовала утверждению демократизма в системе школьного обучения, но она серьезно подорвала его качество. В двадцатые годы широко распространилась теория отмирания школы как особого общественного института.

В двадцатые годы за счет госбюджета началась большая работа по созданию письменности у народов, не имеющих таковой. В итоге, к концу 30-х годов 46 народов получили свою письменность, осуществив прорыв в цивилизацию.

Глубокой реформе была подвергнута и высшая школа, готовившая специалистов высшей квалификации, кадры интеллигенции. Цель реформы - демократизировать вузовское образование, приблизить его к практике. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены, а пролетарской молодежи предоставили право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. В 1919г. при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования.

Для идеологизации и политизации вузовского образования с 1919 г. вместо юридических факультетов и исторических отделений историко-филологических факультетов стали создавать факультеты общественных наук. Там изучали работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, историю формаций, классовой борьбы, революций, советского строительства. Автономия старейших и наиболее крупных вузов и влияние старой профессуры резко ограничивались Наркомпросом. Он назначал ректоров и правления, которые совместно с президиумами факультетов управляли вузами. К работе в советах вузов и факультетов привлекалось пролетарское студенчество.

Забастовки протеста, вызванные реформой и организованные профессорами и преподавателями ряда вузов, в т.ч. Московского университета (весна 1922 г.), были пресечены. На заседании Политбюро ЦК РКП(б) Ленин призвал наказать "реакционеров", сознательно срывающих работу вузов. Вскоре из крупнейших вузов Москвы, Петрограда, Киева были уволены и высланы за границу 150 профессоров. В системе высшей школы были созда­ны и коммунистические вузы, готовившие партийные и советские кадры. Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова (создан в 1919 г.). С конца 20-х годов резко ускорилось создание техниче­ских, сельскохозяйственных и медицинских вузов, обусловленное курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства. Широкое распространение получило высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства.

Глубокой перестройке подверглась и сеть научных учреждений. Главным научным центром страны была Российская академия наук (РАН). В 1925 г. ЦИК и СНК СССР преобразовали РАН во всесоюзный научный центр - АН СССР, подчинив его правительству. Учреждения академии стали переводиться из Ленинграда в Москву. В 1929-1931 гг. в состав академиков впервые были избраны 10 ученых-коммунистов, которых стали называть "первыми советскими академиками" (И.М.Губкин, Н.И.Бухарин, Г.М.Кржижановский, А.В.Луначарский, В.П.Волгин, С.Г.Струмилин и др.). Для развития гуманитарных наук на основе марксистской методологии и подготовки ученых-марксистов Советское государство создало научные учреждения нового типа: Социалистическую академию общественных наук (1918 г., с 1924г. - Коммунистическая академия, руководитель М.Н.Покровский), Институты красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса, Институт Ленина и др. В 1929 г. в СССР был создан центр сельскохозяйственной науки - Всесоюзная сельскохозяйственная академия им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ, президент Н.И.Вавилов).

Список литературы

1. Антонов М. Капитализму в России не бывать! – М.: Яуза, ЭКСМО, 2005.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. М., 2010.

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышление о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М., 1989.

4. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

5. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

6. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2006.

7. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

8. История современной России. 1917 – 2004 гг.: Курс лекций / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

9. Калашников М., Кугушев С. Третий проект – М.: АСТ, 2006.

10.Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой победы Кн. 2. / С.Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.

11.Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

12.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник./А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, ООО «ТК Велби», 2006.

13.Титков Е.П., Подрепный Е.И. За нашу Родину – Огонь! Огонь! Артиллерия Великой Отечественной войны. Арзамас: АГПИ, 2009.

14.Титков Е.П., Подрепный Е.И. Нижегородские машиностроители – Красной Армии (1941-1945 гг.). Арзамас: АГПИ, 2010.

15.Титков Е.П., Подрепный Е.И. Оружие Великой Победы. М.: Яуза, Эксмо, 2009.

16.Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2006.

17.Хрестоматия по истории России. В 4-х т. / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 2006.

18.Хрестоматия по отечественной истории / Под ред. А. Ф. Киселе­ва, Э. М. Щагина. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.

19.Щербакова О.М. План ГОЭЛРО и проблемы индустриального общества.// Сталин. Сталинизм. Советское общество. М., 2000.

Состязание по производительности труда между цехами, государственными предприятиями, бригадами и даже отдельными рабочими. В том числе в соцсоревнованиях принимали участие учебные заведения "Трудовых резервов". Предполагалось, что это сумеет заменить конкуренцию, существовавшую в капиталистическом мире. Данная практика существовала в Советском Союзе, а также в странах, входивших в состав Восточного блока.

Организация процесса

Участие в социалистическом соревновании всегда было добровольным. При этом они проводились практически во всех отраслях народного хозяйства, где бы люди ни служили или работали. Например, в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях, конторах, больницах, школах, в армии.

При этом везде, за исключением Вооруженных сил, за управление социалистическим соревнованием отвечали комитеты советских профсоюзов. Его важной частью всегда были так называемые социалистические обязательства. Когда основным ориентиром был план производства, трудовые коллективы и отдельные сотрудники обязывались принимать на себя плановые или даже повышенные соцобязательства.

В большинстве случаев сроки подведения итогов каждого социалистического соревнования в СССР были приурочены к какой-нибудь важной или памятной дате. Например, годовщине Октябрьской революции, дню рождения Владимира Ильича Ленина. Победителей награждали не только морально, но и материально. Отличнику социалистического соревнования полагались конкретные товары, деньги или льготы, чтобы было характерно для существования социалистической системы. Например, это могли быть билеты на черноморский курорт, право на получение автомобиля или жилья вне очереди, разрешение на поездку за границу.

В числе моральных поощрений существовали почетные значки, почетные дипломы. Портреты победителей в обязательном порядке вывешивали на Доску почета. Трудовые коллективы, одерживавшие победу в социалистическом соревновании, награждались переходящим знаменем.

История

Датой появления соцсоревнований считается 15 марта 1929 года, когда в газете "Правда" была опубликована заметка под названием "Договор о социалистическом соревновании обрубщиков трубного цеха завода "Красный выборжец".

В частности, в этом тексте содержалось обращение обрубщиков алюминия Мокина, Путина, Оглоблина и Круглова, в котором они вызывали на соцсоревнование по снижению себестоимости и поднятию производительности труда чистоделов, специалистов, которые занимались шабровкой, обрубкой красной меди, разработкой трамвайных дуг. Сами обрубщики алюминия обязывались снизить на десять процентов расценки, приняв меры по повышению производительности труда на десять процентов. Они призывали остальных рабочих принять брошенный им вызов и заключить соответствующий договор.

Это был первый в истории страны договор подобного рода. В результате сегодня считается, что именно на "Красном выборжце" зародились первые соцсоревнования. По их итогам победителям было присвоено звание ударников коммунистического труда.

Михаил Путин

Считается, что вдохновителем соревнования являлся бригадир обрубщиков, которого звали Михаил Елисеевич Путин. Это передовик, советский рабочий, который родился в Санкт-Петербурге в 1894 году.

Его отец работал стрелочником на железной дороге, а мать - прачкой. Детство было нелегким, так как в семье росли десять детей. Поэтому в 9 лет Михаилу уже пришлось отправиться работать. Он начал со службы в кофейне на Невском проспекте. После сменил множество других специальностей - сторож, рассыльный в сапожной мастерской, портовый грузчик, подсобник. Физическая сила, приобретенная, благодаря такой работе, позволяла ему в зимние сезоны подрабатывать в цирке французской борьбой. В его карьере даже был эпизод, когда он принял участие в классической схватке против Ивана Поддубного, сумев продержаться целых семь минут.

Когда началась Гражданская война, записался в Красную армию. Когда демобилизовался в начале 1920-х годов, устроился на завод "Красный выборжец". Первое время работал кочегаром-отжигальщиком в трубном цехе, затем перешел на трубопрокатный стан. На обрубке алюминия с 1923 года. Когда в стране началась индустриализация, Путин стал одним из первых бригадиров на заводе.

Первая пятилетка

После перехода СССР на административно-командное управление в обществе остро ощущалась необходимость развития моральных стимулов на производстве. Это было одной из главных проблем Первой пятилетки, начавшейся в 1928 году. В январе 1929 года "Правда" опубликовала статью Ленина под названием "Как организовать соревнование", которая была им написана еще в 1918 году.

Вскоре последовали выступления активистов, многие из которых были инициированы партийными работниками, а также В них они призывали экономить сырье, увеличивать нормы выработки, повышать качественные показатели. Корреспондентский пункт ленинградской "Правды" получил задание отыскать предприятие, которое может значительно снизить себестоимость своей продукции, а на нем бригаду, которая согласилась бы стать зачинателями соцсоревновения. Так и появилась статья обрубщиков алюминия.

Это был первый в истории Советского Союза договор между бригадами о соцсоревнованиях. Первыми почин поддержали в трубном цеху, а потом и на остальном заводе. Обязательства, которые взяла на себя бригада, были выполнены досрочно. После этого Михаил Елисеевич Путин стал известным и заметным бригадиром. В 1931 году его наградили орденом Ленина как инициатора первого соцсоревнования.

С тех пор он регулярно выбирался в заводской комитет профсоюзов, был членом президиума обкома профсоюза рабочих металлургической промышленности, депутатом.

В 1937 году ему присвоили звание Героя труда. Вскоре после этого начал работать в руководстве строительного управления "Союзспецстрой". Во время Великой Отечественной войны управлял стройтрестом при возведении оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Когда война осталась позади, восстанавливал город, развивал массовое промышленное и жилищное строительство.

В 1969 году умер в возрасте 75 лет. Был похоронен на Северном кладбище.

Встречный план

Инициатива Путина вскоре была поддержана по всей стране. Призывы к соцсоревнованиям публиковались во многих газетах, данная форма повышения производительности труда начала широко распространяться. В качестве одного из явлений социалистической экономики соцсоревнования фактически просуществовали до 1990 года.

При этом появилось понятие встречный план. Это производственный план, который предусматривал наиболее высокие показатели, чем было установлено планирующими организациями. К тому же предполагалось, что он будет выполнен в более короткие сроки.

Разрабатывались встречные планы в администрациях предприятий, утверждала их партийная организация. Они считались частью соцсоревнования, важной формой эффективного использования и поиска производственных резервов трудящимися.

Отличник социалистического соревнования

С 1958 по 1965 годы в Советском Союзе вручалась другая награда. Это был знак "Отличник социалистического соревнования". Он также входил в перечень ведомственных наград, которые давали право получить звание "Ветерана труда".

На значке "Отличник социалистического соревнования" в самом центре были изображены серп и молот на синем фоне. Сверху была одноименная надпись, а по бокам колосья пшеницы.

Соцсоревнования проводилось на разных этапах, так что награду можно было получить на нескольких уровнях - СССР или одной из республик, например РСФСР.

Победители

Стоит отметить, что в общественном сознании отношение к соцсоревнованиям было двояким. Многие исследователи и современники отмечают, что стремление победить любой ценой всячески поощрялось. В результате лучшими становились откровенные рвачи, за что в народе их, ожидаемо, не любили.

Современная молодежь может не знать, как назывались участники социалистического соревнования. Триумфаторам вручался единый общесоюзный знак, это была ведомственная и профсоюзная награда, которая действовала с 1973 по 1980 годы. Знак "Победитель социалистического соревнования" был учрежден совместным постановлением советского правительства и коммунистической партии. При этом были разработаны соответствующие положения, утвержденные Президиумом ВЦСПС. Положения о знаке "Победитель социалистического соревнования" в будущем уточнялись и утверждались каждый год.

Стоит отметить, что существовало несколько типов наград. Знак "Победитель социалистического соревнования" вручался лучшим колхозникам, работникам, мастерам, служащим, сотрудникам проектно-конструкторских, научно-исследовательских и других организаций, которые добивались максимально высоких трудовых показателей, а также отличались в перевыполнении государственного плана. Также за победы во Всесоюзном социалистическом соревновании данной наградой отмечались работники организаций и предприятий областного, районного и краевого подчинения, а также колхозов и совхозов.

Существовала еще и единая общесоюзная награда. Этим знаком победителя Всесоюзного социалистического соревнования отмечались работники организаций и предприятий союзного подчинения по решению Центрального комитета профсоюзов и решению соответствующего министерства или ведомства. Отдельно отмечались сотрудники организаций и предприятий республиканского подчинения, а также краевого, областного и районного.

Вместе с знаком победителю соцсоревнования вручалось соответствующее удостоверение, а в трудовой книжке делалась запись. Для участников этих производственных соревнований, которые становились победителями, эта награда входила в перечень ведомственных знаков отличия. В частности, она давала право на присвоение звание "Ветерана труда". У победителя социалистического соревнования существовали дополнительные выгоды и преимущества, которыми большинство стремились пользоваться.

Как выглядел знак

Изначально знак изготавливался из алюминия. Это была шестеренка с развернутым знаменем в самом центре, а также с окантовкой из лавровых листьев. На знамени красовалась надпись "Победитель соцсоревнования". Непосредственно под знаменем были изображены серп, молот и колосья пшеницы, а также указан год, в который присуждена награда. Было принято подвешивать данный знак в колодке в форме банта со звездой, расположенной в центре. Награда крепилась к одежде с помощью заколки.

В 1976 году дизайн был изменен, однако общая стилистика сохранилась. Знак также представлял собой шестеренку с развернутым знаменем в центре, по которым был указан год вручения награды на синем фоне. Его подвешивали к прямоугольной колодке.

Суть соцсоревнования

Стать отличником социалистического соревнования СССР стремилось большинство рабочих и колхозников. В руководстве коммунистической партии и советском правительстве отмечали, что дело не только в поощрениях и льготах, но и в самой сути плановой экономики.

Соцсоревнование считалось одним и важных элементов хозяйственного механизма социалистического общества. Это был рычаг для социального и экономического прогресса, а также эффективная школа трудового, политического и нравственного воспитания трудящихся. При этом главной функцией считалась все-таки экономическая. Все было направлено на повышение эффективности общественного производства, высокую производительность труда. Соцсоревнования были призваны ориентировать трудящихся на борьбу за высокое качество продукции и количественные показатели. В то же время, как считалось, они способствовали формированию творческих способностей человека, играя важную роль в ликвидации существенных различий между физическим и умственным трудом.

Отмечалось, что это задача государственной важности, которая строилась на сравнимости результатов, гласности, возможности повторения передового опыта. Большая роль при этом на всех этапах принадлежала коммунистической партии, профсоюзам и комсомольской организации.

Управление

Власти отмечали, что анализ функций соцсоревнования демонстрировал его огромное значение в развитии и жизни общества. Поэтому со временем управление им стало важным рычагом хозяйственного строительства. Считалось, что при умелом использовании можно достичь тактических и стратегических целей в социальном и экономическом развитии страны.

Управление соцсоревнованием требовало определенной специфики, так как это был сложный социально-экономический процесс. Ему были присущи общие функции, например, организация, планирование, контроль, стимулирование. При этом его планирование предполагалось не путем утверждения конкретного плана с количественным определением результатов, а путем приказа, определения цели, выработки направления соревнования.

Принимая во внимание всю специфику соцсоревнований, проводилась масштабная работа по разъяснению целей на данном участке производства для разных групп трудящихся, учитывая их роль в динамическом процессе производства, а также пропаганду передового опыта его распространение. Ведь соцсоревнования проводились не только в Советском Союзе, но и в большинстве стран, входивших в социалистический лагерь.

После выработки конкретных целей соревнования, а также особенностей производственно-хозяйственной деятельности коллективов, главным в управлении становится координация усилий всех производственных звеньев.

Всегда отмечалось, что большую роль в управлении соцсоревнованием играет его стимулирование. Считалось, что активизировать общественную и производственную деятельность необходимо, удовлетворяя самые разные потребности трудящихся. При этом большое значение придавалось сочетанию моральных и материальных стимулов. Постоянно отмечалось, что соревнование, основанное только на моральной составляющей, содержит в себе опасность превратиться в пустую формальность, пустозвонство и шумиху. Соревнование, основанное исключительно на материальной заинтересованности, рискует лишиться важного социалистического содержания.

Всего в процессе управления соцсоревнованием выделялось четыре фазы. Первая относилась к сбору всесторонней информации о существующем положении соцсоревнования как объекта управления. С количественной стороны важно определить состав его участников, качественная при этом становится еще более многообразной. Она включает в себя содержание соцобязательств, наличие прямых договоров между конкретными звеньями коллектива, развитие отношений сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.

Вторая фаза данного процесса предусматривает формирование цели. Для этого анализируется вся собранная информация, формулируются требования к коллективу, оцениваются имеющиеся резервы, составляется модель будущего состояния. В третьей фазе основные силы брошены на разработку способов и путей достижения намеченной цели. Сюда включают разработку нескольких вариантов изменения каждого показателя, выбор конкретных управляющих для достижения намеченных показателей.

Четвертая фаза обеспечивает связь объекта с субъектом управления. Она заключается в воздействии организаторов на всю систему соревнований, а также в получении информации о результатах и новых состояниях.

Такими способами и методами осуществлялось непосредственное управление социалистическим соревнованием на всех его этапах и на всех уровнях. Данная особенность устройства плановой экономики просуществовала в нашей стране и других государствах на протяжении нескольких десятилетий, к концу окончательно себя исчерпав, продемонстрировав нежизнеспособность и всю свою бессмысленность.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Социалисти́ческое соревнова́ние или соцсоревнование - соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими, а также учебными заведениями Трудовых резервов. Должно было заменить капиталистическую конкуренцию . Практиковалось в СССР и в других государствах Восточного блока .

Организация

Социалистическое соревнование было добровольным везде, где люди работали или служили: в промышленности, в сельском хозяйстве, в конторах, учреждениях, школах, больницах, в армии и т. д. Везде, за исключением Вооружённых сил, за управление социалистическими соревнованиями отвечали комитеты советских профсоюзов. Важной составляющей социалистического соревнования были «социалистические обязательства». В то время как план производства был главным ориентиром, сотрудники и трудовые коллективы должны были принять плановые или даже сверхплановые социалистические обязательства. Сроки подсчёта итогов социалистического соревнования, как правило, были приурочены к крупным социалистическим и коммунистическим праздникам или памятным датам, например, к дню рождения В. И. Ленина или к годовщине Октябрьской революции . Победители награждались как материально, так и морально. Материальными наградами были деньги, товары или льготы, характерные для социалистической системы, такие как билеты на курорты, разрешение на поездки за границу, право на получение жилья или автомобиля вне основной очереди и т. п. Моральными поощрениями являлись: почётные дипломы, почётные значки, портреты победителей, вывешиваемые на Доску почёта; трудовые коллективы награждались переходящим знаменем победителя в социалистическом соревновании.

История

Значение

Как пишет Ф. Пукроков: «Поощрялось, например, стремление любой ценой стать победителем в соревновании, поэтому победителей этих в народе не любили, ибо частенько ими становились откровенные рвачи» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Социалистическое соревнование"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Социалистическое соревнование

После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.
Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте.
Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m mе Suza. [мадам Сюза.] Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой то Аmelie de Mansfeld. [Амалии Мансфельд.] «И зачем она боролась против своего соблазнителя, думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного Его воле. Моя бывшая жена не боролась и, может быть, она была права. Ничего не найдено, опять говорил себе Пьер, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».

Социалистическое соревнование, общественное отношение при социализме, объективная закономерность, выражающая новый характер труда, свободного от эксплуатации; одна из движущих сил развития социалистического общества, массовое движение трудящихся за наивысшие достижения в производстве материальных и духовных благ, за наивысшую производительность труда как решающего условия победы коммунизма. В С. с. проявляется творческая инициатива трудящихся в борьбе за выполнение народно-хозяйственных планов, улучшение качества продукции, повышение темпов научно-технического прогресса, снижение материальных и трудовых затрат на единицу продукции.

В СССР в условиях развитого социализма С. с. пронизало все сферы труда и общественной практики, стало органической чертой советского образа жизни, С. с. -мощное средство развития производительных сил и совершенствования производственных отношений, коммунистического воспитания трудящихся, их мобилизации на всемерное повышение эффективности социалистического производства, привлечения масс к управлению производством, подъёма культурно-технического уровня, повышения сознательности, трудовой и общественно-политической активности трудящихся. С. с. способствует росту благосостояния трудящихся, ибо чем выше производительность их труда, тем выше и материальное вознаграждение за него. Кроме материального, передовики С. с. получают и моральное поощрение: государство присваивает им звания Героя Социалистического Труда, награждает орденами и медалями. Для награждения победителей С. с. учреждены переходящие Красные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, единые общесоюзные знаки «Победитель социалистического соревнования» и «Ударник девятой пятилетки». Соревнование возникает в процессе кооперации труда. Как отмечал К. Маркс, «... при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии..., увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 337). При капитализме в силу частного характера присвоения соревнование в конечном счёте принимает форму конкуренции. Если, как отмечал В. И. Ленин, в условиях мелкого товарного производства «... конкуренция могла в сколько-нибудь широких размерах воспитывать предприимчивость, энергию, смелость почина...», то в условиях монополистического капитализма конкуренция «... означает неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии, смелого почина массы населения, гигантского большинства его, девяносто девяти сотых трудящихся...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 195).

С. с. побуждает к состязательности в труде и в то же время основано на отношениях сотрудничества, взаимной помощи и коллективизма.

Формы С. с. с развитием социалистического общества изменяются и совершенствуются. Опираясь на творческую инициативу масс, Коммунистическая партия находила и поощряла такие формы соревнования, которые наиболее соответствовали задачам, встававшим перед Советским государством на том или ином этапе общественного развития. Уже в первые месяцы Советской власти Ленин писал: «Организация соревнования должна занять видное место среди задач Советской власти в экономической области» (там же, т. 36, с. 150). Он обосновал пути, методы и принципы организации С. с. (гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения опыта), назвав его великой школой воспитания социалистической дисциплины труда.

В первые годы Советской власти С. с. принимало формы групп ударного труда и коммунистических субботников . С 1923 стали проводиться производственные совещания, которые содержали в себе важные элементы С. с. Новым этапом С. с. явилось ударничество . Особенно массовым стало движение ударных бригад в годы 1-й пятилетки (1929-32). Историческую роль сыграли опубликованные в январе 1929 работа Ленина «Как организовать соревнование» и обращение 16-й партийной конференции «Ко всем рабочими трудящимся крестьянам Советского Союза» о развитии соревнования. Значительное влияние на развитие массового С. с. оказали общественные смотры, переклички предприятий. В марте 1929 коллектив ленинградского завода «Красный выборжец» обратился ко всему рабочему классу с призывом вступить в соревнование.

В мае 1929 ЦК ВКП (б) принял постановление «О социалистическом соревновании фабрик и заводов», сыгравшее огромную роль в улучшении руководства соревнованием со стороны партийных организаций и профсоюзов. Среди мер, намеченных ЦК ВКП (б), особо важным для развития С. с. было указание профсоюзным, хозяйственным и комсомольским организациям о развёртывании массовой работы по доведению плановых заданий до цеха, мастерской, агрегата, станка для того, чтобы ударная бригада, исходя из заданий промфинплана, могла взять на себя конкретное обязательство (с указанием сроков выполнения) по увеличению выпуска, улучшению качества, снижению себестоимости продукции, поднятию производительности труда и т.д. Это указание ЦК партии имело программное значение для развития С. с. на всех этапах. В конце 1929 в Москве состоялся 1-й Всесоюзный съезд ударных бригад. Съезд обратился ко всему рабочему классу страны с призывом добиваться выполнения 1-го пятилетнего плана в 4 года. В мае 1930 возникли общественные «буксиры», получившие широкую поддержку, как форма товарищеской помощи передовых коллективов отстающим. В связи с 6-й годовщиной со дня смерти В. И. Ленина был объявлен ленинский призыв ударников. ЦК ВКП (б) признал необходимым обеспечить поголовное участие всех коммунистов и комсомольцев в ударных бригадах. В июле 1930 рабочие ленинградского завода им. К. Маркса выступили с инициативой выдвижения встречных промфинпланов. Идея встречных планов получила поддержку ЦК ВКП (б). Встречное планирование выросло в мощное движение и явилось одной из наиболее действенных форм борьбы рабочего класса за выполнение и перевыполнение плана, за использование резервов производства и экономию. В начале 1931 возникло движение хозрасчётных бригад. Большую роль в распространении передового опыта, воспитании нового пополнения рабочего класса, повышении квалификации рабочих сыграло изотовское движение (по имени донецкого шахтёра Н. А. Изотова ).

Техническое перевооружение народного хозяйства явилось той базой, которая дала С. с. новое направление: овладение техникой. Этому этапу соответствовало возникновение стахановского движения (по имени донецкого забойщика шахты «Центральная - Ирмино» А. Г. Стаханова ). Пленум ЦК ВКП (б) в декабря 1935 рассмотрел «Вопросы промышленности и транспорта в связи со стахановским движением» и наметил мероприятия по развитию стахановского движения в каждой отрасли народного хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 возникли формы С. с., позволяющие с меньшим числом работников давать больше продукции (движение двухсотников, тысячников, многостаночников, совместителей профессий, комсомольско-молодёжных и фронтовых бригад), усилилось применение скоростных методов производства и строительства. Под руководством ЦК ВКП (б) и Государственного комитета обороны в мае - июне 1942 началось Всесоюзное С. с. работников промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, торговли и др. отраслей за максимальное усиление помощи фронту.

В первые послевоенные годы С. с. было направлено на решение задач восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства, улучшение качественных показателей работы. Развернулось С. с. по отраслям, движение бригад, участков, цехов, предприятий за улучшение технико-экономических показателей работы, бережное расходование материалов, сырья, топлива, за увеличение выпуска продукции, лучшее использование резервов производства. Это позволило за 3 года (к 1948) восстановить разрушенную войной экономику, достигнуть довоенного уровня развития народного хозяйства, а затем и значительно превзойти его.

В конце 50-х гг. возникла новая форма С. с. - движение за коммунистическое отношение к труду. В октябре 1958 коллектив депо Москва Сортировочная выступил с предложением начать соревнование за звание бригад коммунистического труда, поддержанным по всей стране (см. Коллективы и ударники коммунистического труда ). Особенность этого движения - повышение роли С. с. в коммунистическом воспитании трудящихся. На предприятиях возникли такие формы активного участия работников в совершенствовании производства, как творческие объединения трудящихся (общественные конструкторские и технологические бюро, бюро экономического анализа, технической информации, организации труда и пр.). По почину бригадира Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината В. И. Гагановой развернулось движение за переход передовиков на работу в отстающие бригады в целях внедрения передовых методов организации труда и достижения ими высоких показателей.

31 августа 1971 ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования», в котором обобщён огромный опыт, накопленный практикой С. с., и поставлены принципиальные вопросы совершенствования его организации. Главным направлением С. с. является «... мобилизация трудящихся на всемерное повышение производительности труда, эффективности общественного производства - на снижение трудовых затрат, рациональное использование и экономию сырьевых и материальных ресурсов, повышение качества продукции, улучшение использования производственных фондов и капитальных вложений» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 10, 1972, с. 492). ЦК КПСС призвал партийные, хозяйственные, профсоюзные, комсомольские организации активно поддерживать движение за коммунистическое отношение к труду, обогащать опытом этого движения все формы С. с. ЦК КПСС подчеркнул необходимость последовательно развивать демократические основы С. с. как творческого дела самих трудящихся, решительно искоренять из практики организации и руководства соревнованием элементы формализма, бюрократических извращений, правильно применять поощрительные меры, в полной мере использовать С. с. для усиления воспитания людей в духе коммунистического отношения к труду и общественной собственности (см. там же, с. 496-97). ЦК КПСС высоко оценил развернувшееся по почину москвичей и ленинградцев Всесоюзное С. с. за успешное выполнение 9-й пятилетки (1971-75): патриотические начинания металлургов Магнитогорского и Балхашского комбинатов - за увеличение выпуска, расширение сортамента и повышение качества металла; шахтёров Донбасса и Кузбасса - за наивысшую производительность труда, досрочное освоение проектных мощностей предприятий и агрегатов; новосибирских предприятий - по комплексному совершенствованию трудовых процессов; коллектива Щёкинского химического комбината - за рост выпуска продукции без увеличения численности работающих; трудящихся Саратовской области - за повышение качества выпускаемой продукции; уральских машиностроителей - за увеличение производства товаров народного потребления; смоленских строителей - за досрочный ввод новых производственных мощностей, текстильщиков Ивановской области, разработавших и осуществивших напряжённые планы-обязательства, превышающие контрольные задания; железнодорожников Западно-Сибирской магистрали - за изыскание резервов вагонного парка для дополнительных перевозок грузов; тружеников сельского хозяйства Украины, Казахстана, Литвы, Кубани и др. районов страны - за увеличение производства зерна и продуктов животноводства.

В 9-й пятилетке получили распространение такие почины, как принятие личных и коллективных обязательств повышения производительности труда, личные счета экономии, выполнение пятидневного задания за 4 дня, сменного задания за 7 часов, работа один день в месяц на сэкономленном сырье, материалах, топливе, электроэнергии, бригадный хозрасчёт, наставничество и др. ЦК КПСС одобрил опыт завода «Динамо» им. С. М. Кирова по составлению личных планов повышения производительности труда на каждом рабочем месте; инициативу коллектива автомобильного завода им. Лихачева по организации С. с. за ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, увеличение выпуска продукции высокого качества; опыт организации С. с. в угольной промышленности за добычу из очистного забоя 1000 и более тонн угля в сутки. В строительстве распространён метод бригадного подряда, инициатором которого выступила бригада Н. А. Злобина (Москва). Важное значение приобрело соревнование предприятий смежных отраслей, участие в С. с. инженерно-технической интеллигенции, заключение взаимных договоров-обязательств С. с. между коллективами промышленных предприятий и научными сотрудниками вузов и НИИ.

В 1973-75 ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ были приняты постановления о развёртывании Всесоюзного С. с. работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение производственных планов и работников сельского хозяйства за увеличение производства и заготовок продуктов земледелия и животноводства. В этих постановлениях признана целесообразность организации С. с. областей, краев, республик за успешное выполнение всеми предприятиями и стройками установленных народно-хозяйственных планов, организации Всесоюзного С. с. научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций по отраслям, поддержано движение коллективов предприятий за разработку и выполнение встречных планов. Выдвижение встречных планов стало массовым. По данным ВЦСПС на 1 января 1975, в С. с. участвовало 83,5 млн. чел., или 90,5% всех работающих (включая механизаторов и специалистов сельского хозяйства в колхозах), в движении за коммунистическое отношение к труду - 50,7 млн. чел., или 55% от числа работающих.

С. с. нашло широкое развитие в других социалистических странах, где наряду с успешным использованием опыта трудящихся СССР возникают своеобразные формы С. с., отвечающие историческим особенностям и конкретным условиям каждой страны. В НРБ развивается движение за коммунистическое отношение к труду; большое распространение получила практика разработки встречных планов при активном участии трудящихся. В ВНР ведущая форма С. с. - соревнование за звание «Отличное предприятие» и движение бригад социалистического труда. В ГДР важная форма С. с. - движение «Работать, учиться и жить по-социалистически». В ДРВ развернулось соревнование рабочих и служащих за увеличение выпуска продукции, повышение производительности труда и строгую экономию средств. В КНДР получило развитие движение Чхоллима (легендарный крылатый конь), содержание которого - «сегодня трудиться лучше, чем вчера, а завтра удвоить темпы». На Кубе развернулось С. с. за повышение производительности труда, экономию и бережливость. В МНР получило развитие С. с. за выполнение и перевыполнение плановых заданий, производство продукции хорошего качества при минимальных затратах, обеспечение устойчивого роста животноводства. В ПНР широко развёрнуто С. с. за звание «Лучшего по профессии», «Лучшего учителя и наставника» и др. В СРР получило развитие С. с. за достижение наилучших показателей в каждой отрасли, для победителей установлены звания «Передовое предприятие страны», «Передовая бригада (цех, участок)», «Ударник соревнования». В ЧССР главная форма С. с. - движение бригад социалистического труда под девизом: «По социалистически трудиться и жить».

Лит.: Ленин В. И., Как организовать соревнование?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35; его же, Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти», там же, т. 36: его же, Великий почин, там же, т. 39; В. И. Ленин, КПСС о социалистическом соревновании, М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971: Материалы XV съезда профессиональных союзов СССР, М., 1972; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970, с. 153-54; т. 4, М., 1970, с. 248-53, 264-66; т. 5, М., 1971, с. 231-43; т. 7, М., 1971, с. 301-15; т. 10, М., 1972, с. 488-97.

Л. И. Погребной.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Важнейшим компонентом организации являются принципы, разработанные В. И. Лениным. В первоначальном варианте статьи Очередные задачи Советской власти он писал Нам остается теперь только организовать соревнование, т. е. обеспечить гласность, которая давала бы возможность всем общинам государства ознакомлять относительно того, как именно пошло экономическое развитие в различных местностях, - обеспечить, во-вторых, сравнимость результатов движения к социализму в одной и в другой коммуне государства,  


На магистральных газопроводах хозяйственные руководители и профсоюзные комитеты , творчески применяя основные принципы социалистического соревнования, проявляют постоянную заботу о повышении его действенности, об усилении его влияния на развитие и совершенствование производства.  

Права и ответственность. Инженер (старший инженер) по организации труда и производства имеет право представлять в установленном порядке ЛПУМГ в других организациях давать указания начальникам служб , участков и ответственным исполнителям ЛПУМГ по вопросам организации труда , заработной платы , планирования, НОТ, социалистического соревнования , распространения передового опыта приостанавливать действие распоряжений и указаний руководителей служб и участков, противоречащих трудовому законодательству , принципам НОТ, с немедленным сообщением об этом руководству ЛПУМГ вносить руководству ЛПУМГ предложение о поощрении работников за активное участие в осуществлении мероприятий, направленных на совершенствование организации труда и управления, на выполнение производственных планов и заданий, на повышение производительности труда и эффективности производства и т. п. вносить предложения о наложении взысканий, привлечении к ответственности работников за упущения в работе.  

Экономия вещества, энергии и труда есть важнейший принцип, основанный на законе экономии рабочего времени. Этот принцип реализуется путем внедрения новейших достижений науки и техники, мобилизации неиспользованных ресурсов, использования экономических интересов предприятия и его работников с помощью хозрасчета, социалистического соревнования и материального поощрения работников предприятия.  

В. И. Ленин, разрабатывая основы , подчеркивал, что его важнейшими принципами являются гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения передового опыта 3.  

Важнейшей целью и главной задачей социалистического соревнования является подтягивание отстающих до уровня передовиков и общий подъем производства. Гласность, сравнимость и возможность практического повторения передового опыта тесно связаны между собой. Без соблюдения любого из этих принципов не может быть обеспечена эффективность социалистического соревнования.  

В отрасли действует Положение о производственной бригаде , бригадире, совете бригады и совете бригадиров предприятий Миннефтехимпрома СССР. В этом документе определены требования к организации бригад совершенствование специализации участков и цехов, установление рациональных производственных зон, в пределах которых организуется бригада, совершенствование планирования и нормирования труда , создание благоприятных условий для внедрения и расширения многоагрегатного обслуживания, совмещения профессий и функций, обучения смежным профессиям и повышения квалификации работников , совершенствование обслуживания рабочих мест , развитие социалистического соревнования . Комплектование бригад должно осуществляться на основе принципа добровольности при широком разъяснении каждому работнику преимуществ такой организации труда. При включении в состав бригады новых рабочих обязателен учет мнения всех членов бригады.  

Придавая огромное значение социалистическому соревнованию , В. И. Ленин разработал основные принципы его организации гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения передового опыта.  

Гласность - это важнейший принцип организации социалистического соревнования . В. И. Ленин писал Введение гласности в этой области, само по себе, будет уже громадной реформой и послужит к привлечению широких народных масс к самостоятельному участию в решении этих вопросов, всего более затрагивающих массы.  

Основными принципами социалистического соревнования являются товарищеская помощь использование опыта передовиков производства всеми членами производственного коллектива товарищеское сотрудничество трудящихся обеспечение широкой гласности производственных достижений, дающей возможность выявить лучших работников, на которых должны равняться все участники соревнования обеспечение сравнимости результатов работы отдельных коллективов.  

Коммунистическое отношение к труду - один из основных отличительных принципов организации социалистического производства. Оно характеризуется бережным отношением к социалистической собственности , творческим отношением к труду, заинтересованностью в результатах своей производственной деятельности , отношениями товарищества и взаимопомощи членов коллектива, наставничеством, постоянным повышением своего политического и профессионального уровня. Новое отношение к труду наиболее полно раскрывается в массовом социалистическом соревновании - могучем средстве творческой инициативы и энтузиазма масс.  

Основными принципами социалистического соревнования являются товарищеская помощь использование опыта передовиков производства всеми членами производственного коллектива товарищеское сотрудничество трудящихся обеспечение сравнимости результатов соревнования отдельных коллективов.  

В. И. Ленин не только раскрыл сущность социалистического соревнования , но и сформулировал его основные принципы гласность, сравнимость результатов и возможность повторения опыта, основывающаяся на товарищеской взаимопомощи и массовом распространении лучших примеров.  

Действенность и результативность социалистического соревнования в производственном подразделении во многом зависят от того, как при этом соблюдаются основные принципы организации социалистического соревнования гласность , сравнимость результатов, возможность повторения опыта передовиков соревнования, объективность учета реальных возможностей (действительного состояния дел), конкретность, стимулирование, демократический централизм , партийность руководства соревнованием и др.  

Сущность данной системы состоит в организации соревнования между участками, осуществляющими единый технологический процесс . Первый договор о социалистическом соревновании был заключен между литейщиками, станочниками и сборщиками. Они обязались оказывать друг другу товарищескую помощь в выполнении плана , обеспечивать ритмичную поставку деталей, необходимых для сборки, строго контролировать качество предыдущих операций. Работают они по принципу вместо взаимных претензий - взаимная выручка. В это соревнование были вовлечены также технологи, экономисты, снабженцы, а всего на заводе Компрессор около 2 тыс. человек приняли участие в соревновании участков, связанных технологическим процессом . Их опыт свидетельствует о целесообразности повсеместного распространения системы сквозного соревнования, охватывающей не только производственные участки, но и функциональные службы.  

Обеспечение высокой дисциплины, предупреждение ее нарушений, перевоспитание лиц, допускающих отступления от установленных требований, является одной из основных обязанностей руководителей производства - начальников цехов , участков, мастеров. Они должны широко использовать эффективные средства укрепления дисциплины внедрять научную организацию труда , расширять применение материального и морального стимулирования , развивать социалистическое соревнование на основе ленинских принципов.  

Как показывает практика, последовательное осуществление ленинских принципов стимулирования при разработке системы поощрения усиливает заинтересованность участников социалистического соревнования в высокопроизводительном труде, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.  

Доведение принципов хозрасчета до низовых производственных звеньев создает прочную основу для широкого вовлечении рабочих в экономическую работу и развития социалистического соревнования.  



mob_info