Скала белый бом. Скала Белый Бом (Ак-Бом)

Скальный массив Белый Бом (Ак-Боом - алт.) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иодро и . Белый Бом — это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на несколько сотен метров. Справа тракт прижимает к скале река Чуя.

До прокладки Чуйского тракта в современном его исполнении это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. По неписанному правилу, путник, приближавшийся к Белому Бому, оставлял лошадей и проходил опасный участок дороги пешком, потом бросал на тропу шапку, как знак возможным встречным путникам, что путь занят (аналог светофора того времени).

В своем дневнике В.В. Радлов так описывал Белый Бом:
"Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как каробкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам."

Когда в 1903 году работы по строительству очередной версии Чуйского тракта были завершены, перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался. Сейчас на склоне горы слева от трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных "на сухую", сохранилось лучше подобных ограждений старого тракта в районе села . Забраться до этого места имеет смысл не только для осмотра каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину . Сейчас этот участок трассы представляет собой вполне надежную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо Белого Бома. Но всего еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных. Здесь бывает много аварий.

Рядом с Белым Бомом справа у дороге над Чуей стоит обелиск бойцам, павшим в борьбе за установление Советской власти в Горном Алтае. Немного дальше по тракту установлен памятник Кольке Снегиреву, герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...".

Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай. В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт.

В большинстве современных атласов село Белый Бом, расположенное рядом со скальным массивом, значится как "нежилое". Но сегодня в этом месте активно развивается придорожный сервис. Возле ручья Садаклар (Сатакулар), впадающего в Чую, расположено придорожное кафе и кемпинг "Ак-Боом", который по современной административной моде называется "караван-парком". Здесь даже есть услуги шиномонтажа и сварочных работ. Менее, чем в сотне метров слева от тракта за холмом находится турстоянка "У Егорыча", которая по большей части является точкой завершения активных конных маршрутов по этим местам.

Массив Белый Бом: Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Золотое кольцо Алтая, обзорный автотур (9 дней, 31000 р., 6-12 чел.)
  2. Джип-тур. Ледники Талдуринский, Софийский - озеро Хиндиктиг-Коль (Тыва) - озеро Телецкое (14 дней, 70000 р., 3-12 чел.)
  3. Алтайская кругосветка (7 дней, 20500 р., 6-8 чел.)
  4. Джип тур. По Южному Алтаю (12 дней, 60000 р., 3-15 чел.)

    Водные

  5. Водный экстрим (Чуя-Катунь) (8 дней, 25200/23000 р., 6-12 чел.)
  6. Чуйский слалом № 04007 (8 дней, 18780/22100 р., 5-12 чел.)
  7. Сплав по рекам Чуя и Катунь, от с. Чибит до с. Еланда (8 дней, 25000 р., 6-12 чел.)

    Комбинированные

  8. В глубь человеческой цивилизации (плато Укок) №04055 (12 дней, 28430/33450 р., 5-6 чел.)
  9. Телецкое озеро – Актру – Средняя Катунь (11 дней, 38000/47500 р., 6-12 чел.)

    Конно-водные

  10. Рафтинг по Чуе и конный поход к Туюкским озерам (11 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

    Конные

  11. Конный тур к Шавлинским и Каракабакским озерам (9 дней, 29000 р., 6-12 чел.)
  12. Сердце горной страны (6 дней, 17300/19400 р., 6-15 чел.)
  13. Майские праздники. Туда, где цветет маральник (9 дней, 23500 р., 6-12 чел.)
  14. По Монгольскому Алтаю (15 дней, 73000 р., 6-14 чел.)
  15. Звериными тропами Айгулакского хребта (6 дней, 22500 р., 6-12 чел.)
  16. Шавла - жемчужина Алтая (10 дней, 29700/27500 р., 6-15 чел.)

    Охота и рыбалка

Описание окружающей местности

Скальный массив Белый Бом (Ак-Боом - алт.) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит. Белый Бом — это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на несколько сотен метров. Справа тракт прижимает к скале река Чуя.

До прокладки Чуйского тракта в современном его исполнении это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. По неписаному правилу, путник, приближавшийся к Белому Бому, оставлял лошадей и проходил опасный участок дороги пешком, потом бросал на тропу шапку, как знак возможным встречным путникам, что путь занят (аналог светофора того времени).

Вот как описывали Белый Бом: "Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен даже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скала. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам".

Когда в 1903 году работы по строительству очередной версии Чуйского тракта были завершены, перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался. Сейчас на склоне горы слева от трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных "на сухую", сохранилось лучше подобных ограждений старого тракта в районе села Малый Яломан. Забраться до этого места имеет смысл не только для осмотра каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину реки Чуя.

Сейчас этот участок трассы представляет собой вполне надежную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо Белого Бома. Но всего еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных. Здесь бывает много аварий.

Рядом с Белым Бомом справа у дороге над Чуей стоит обелиск бойцам, павшим в борьбе за установление Советской власти в Горном Алтае. Немного дальше по тракту установлен памятник Кольке Снегиреву, герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...".

Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай. В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт.

В большинстве современных атласов село Белый Бом, расположенное рядом со скальным массивом, значится как "нежилое". Но сегодня в этом месте активно развивается придорожный сервис. Возле ручья Садаклар (Сатакулар), впадающего в Чую, расположено придорожное кафе и кемпинг "Ак-Боом". Здесь есть услуги шиномонтажа и сварочных работ.

В районе Белого Бома располагаются археологические памятники: петроглифы (наскальные рисунки горных козлов, маралов и других животных), курганы - погребения гунно-сарматского времени.

Источник информации: http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1179

Описание тайника

Традиционная часть тайника

Это сделано с целью предотвращения порчи контейнера и разорения тайника.

В соответствии с п.5 п/п 5.5 Правил Игры в игре запрещается искать и извлекать контейнер тайника в зимний период кроме случаев, когда Автор прямо разрешил это в описании тайника. Зимним считается период, когда на земле лежит снег, вода замерзла и/или температура воздуха ниже или равна 0 градусов по Цельсию.

Содержимое тайника

Гора Ак-Бом находится в Онгудайском районе, на правом берегу р. Чуи у поселка Белый Бом в 308 км от с. Маймы.

Ак-Бом - огромная отвесная скала над Чуйским трактом (742 км - между селами Иня и Чибит) из белого мраморизованного известняка, возвышающаяся над р. Чуей до 500 м.
Белый Бом размещает в себе пещеру под названием Большая Белобомская (её длина -146), состоящую из четырех ветвей, радиально расходящихся.

До прокладки Чуйского тракта Белый бом, сложенный из белого известняка, был самым опасным местом Чуйского торгового пути. В этом месте не могли разъехаться даже две лошади. Во избежание встречи с другой повозкой путник, приближавшийся к Белому бому, был вынужден оставить лошадь, а сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку - предупредить таким образом едущих ему навстречу. Так описывал в своем дневнике Ак-Бом В.В. Радлов:

"Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как каробкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам".

В 1903 г. дорожно-строительные работы на Чуйском тракте были завершены, и перевозка грузов по тракту стала осуществляться на телегах. Это событие купцы-чуйцы отметили весьма своеобразно. Перед въездом на Ак-бом они соорудили деревянную арку, а далее на отвесной скале поместили следующие стихи:

На скале этой немного написать могу.

Здесь устроена дорога в девятьсот втором году.

Проезжающий! Не бойся, поезжай смелей,

В поворотах успокойся, только правь верней.

Прежде ездил ты бомами, мучился с вьюком.

Поезжай теперь с возами и в карьер верхом.

Только с вьюком и возами не гони в карьер.

Не считай перил дровами, не ломай барьер.

Чуйцы долго ожидали этого пути.

Десять тысяч вмиг собрали, Сальджар обойти.

Их желание сбылась - Сальджар в стороне.

Десять тысяч все пришлась уложить в горе.

Хоть Ялман гора большая - скоро не взойдешь.

Что же делать? У Алтая лучше не найдешь.

Даже еще 50 лет тому назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Теперь же в громадной глыбе белого мрамора вырублена широкая магистральная лента шоссе, и путешественник, не знавший доселе этого места, не обратит внимание на полузаросшую, круто извивающуюся по карнизу отвесно спускающихся в Чую скал гравийную полосу старой дороги, протянувшуюся на несколько сот метров.

На склоне выше трассы слева хорошо видна каменная кладка стенки ограждения автомобильной дороги 1920-х гг. Стенка, сложенная на сухую, высотой около полутора метров и шириной около метра, сохранилась лучше аналогичных сооружений начала XX века на Яломане. С этого участка открывается прекрасный вид на современный тракт и долину реки Чуй.

Недалеко от дороги, на 744 км тракта, над обрывом установлен памятник, сваренный из деталей автомобиля и руля. Обычно эти памятники устанавливают погибшим на тракте водителям, а этот увековечивает память легендарного героя народной песни Кольки Снегирева, о чем свидетельствует надпись на памятнике, хотя этот герой на самом деле имеет реального прототипа - в 1930-е гг. водитель работал на тракте. В путеводителе приведен текст песни о Кольке Снегиреве в одной из многочисленных редакций.

Есть по Чуйскому тракту дорога...

Расскажу про тот край, где бывал я.

Где дороги заносят снега,

Где алтайские ветры бушуют,

И шоферская жизнь нелегка.

Много ездят по ней шоферов.

Звали Колька его Снегирев.

Он машину трехтонную "аму".

Как родную сестренку любил,

Чуйский тракт до монгольской границы

Он на "аме" своей изучил.

А на "форде" работала Рая,

И нередко над Чуей-рекой

Форд зеленый и быстрая "ама"

Друг за другом неслись стрелой.

Как-то раз он в любви ей признался.

Но суровой Роя была.

Посмотрело на Колю с улыбкой

И по "форду" рукой провела.

А потом Рая Коле сказала:

"Знаешь, Коля, придумала я.

Если "ама" "форда" перегонит.

Значит, Раечка будет твоя".

Из далекой поездки из Бийска

Возвращался наш Коля домой.

Форд зеленый и милая Рая

Мимо Коли промчалась стрелой.

Дрогнул Коля, и сердце заныло.

Вспомнил Коля ее уговор.

Дал он газ, и рванула машина,

И запел свою песню мотор.

Ни ухабов, ни пыльной дороги

Коля наш ничего не видал.

Шаг за шагом, все ближе и ближе.

Грузный "ама" "форда" догонял.

В повороте сравнялись машины,

Коля Раю в лицо увидал.

Повернулся и крикнул: "Эй, Рая!",

И забыл на секунду штурвал.

Тут машина трехтонная "ама"

В бок рванулась, пошла на обвал,

И в волнох серебристого Чуя

Он кобиной мелькнул и пропал.

Как бывало, теперь уж не мчится

Форд зеленый над Чуей-рекой,

Он здесь едет, как будто усталый,

И штурвал задрожит под рукой.

Есть по Чуйскому тракту дорога.

Много ездит по ней шоферов.

Был там самый отчаянный шофер.

Звали Колька его Снегирев.

Теперь же в громадной глыбе белого известняка вырублено широкое шоссе. Но и сегодня на территории массива сохранился старый участок Чуйского тракта, построенного в 1903-1913 гг. С этого места открывается великолепный вид на долину реки Чуи.

Около поселка Белый Бом в 1957 году на выступе скалы был установлен памятник красноармейцам под командованием К. Заозерного, сброшенным белыми со скалы в бурную реку.

В районе Белого Бома располагаются археологические памятники: петроглифы (наскальные рисунки горных козлов, маралов и других животных), курганы - погребения гунно-сарматского времени.

Для тех, кто впервые совершает автомобильное путешествие по Чуйскому тракту, участок у Белого Бома покажется экстремальным за опасные спуски, крутые повороты и подъемы.

Вы проедете участок дороги, где с одной стороны возвышается крутая скала из белого известняка, а с другой - крутой обрыв к реке Чуя.

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:

Расстояние от Бийска примерно 409 км. Из которых 5 км придется пройти пешком.

GPS-координаты: 50.367561, 87.043575

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога - отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту. Поднимаемся на Семинский перевал . Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте - отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский - перевал Чике-Таман . Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года.

Проезжаем село Иня, слияние , Иодро. Подъезжаем к селу Ак-Бом (Белый бом), справа возвышается огромная скала - Белый Бом.



mob_info