Школьный туристический слёт. Школьный турслёт «Осенняя тропа Что такое турслет в школе

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

«СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЛЁТ»

Виноградов Виктор Вячеславович, Медицинский колледж №8, руководитель физического воспитания, город Москва

Аннотация

Спортивно-туристический слёт для учащихся групп нового набора, проводится с целью пропаганды физической культуры и спорта, укрепления здоровья, объединения учащихся и получения ими основных туристических навыков

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

о спортивно-туристическом слёте для учащихся групп нового набора (I курса) Медицинского колледжа.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Спортивно-туристический слёт для учащихся групп нового набора Медицинского колледжа, проводится с целью пропаганды физической культуры и спорта, укрепления здоровья, объединения учащихся и получения ими основных туристических навыков.
Задачи:
- пропаганда физической культуры и спорта, как важнейшего средства укрепления здоровья и физического развития студентов;
- получение основных туристических навыков;
- сплочение студентов групп нового набора.

II. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Спортивно-туристический слёт организует и проводит администрация и преподаватели медицинского колледжа 20 сентября 2012 года.
Место проведения: лесопарковая зона, за территорией колледжа. Оргкомитет слёта оставляет за собой право изменения места и времени проведения (в случае дождливой погоды), о чем участники будут оповещены.

III. РУКОВОДСТВО И ПРОВЕДЕНИЕ СЛЁТА

Руководство и проведение слётом осуществляется администрацией колледжа. Судейство соревнований обеспечивает Главная судейская коллегия из числа преподавателей и студентов колледжа, утверждённая Оргкомитетом слёта.

IV. УЧАСТНИКИ СЛЁТА

В слёте принимают участие студенты первого курса.

V. МЕСТО СБОРА

Команда вместе с классным руководителем должна явиться к месту сбора на площадку перед входом в колледж 20 сентября 2012 года для построения в 10.00.

VI. ПРОГРАММА СЛЁТА

Слёт проводится в один день согласно плану проведения слета (Приложение № 1).

VII. ТРЕБОВАНИЕ К ОБОРУДОВАНИЮ И СНАРЯЖЕНИЮ

Участники слёта должны быть одеты по погоде, одежда не должна стеснять движения, обувь должна быть разношенной и предназначенной для движения по лесным тропам; с собой необходимо иметь снаряжение, указанное в приложении №2.

VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность участников, а также проведение инструктажа по технике безопасности на слёте, возлагается на классного руководителя группы, приказом по колледжу. Медицинский контроль обеспечивает фельдшер колледжа.

IX. ВИДЫ ПРОГРАММЫ

Спортивно-туристический слёт включает: - конкурс представления команд (командное первенство); - ориентирование на местности (командное первенство);

Конкурс бивака, в том числе и конкурс туристической песни (командное первенство);
- кросс на 1 километр (личное и командное первенство);

Конкурс «толчок гири» (командное и личное первенство); - конкурс «кенгуру» (командное первенство); - конкурс «непослушный мяч» (командное первенство);

Спортивно-туристическая эстафета (командное первенство);

Комплексный зачёт по всем видам программы.

X. НАГРАЖДЕНИЕ

Команды, занявшие 1-3 места в отдельных видах программы, награждаются грамотами. Команды, занявшие 1-3 места в комплексном зачёте, награждаются грамотами и призами. Победители в личном первенстве награждаются грамотами. Награждение будет проводиться на празднике посвящения в студенты 21 сентября 2012 года.
Оргкомитет слёта Зам. Директора колледжа - председатель Оргкомитета слётаЧлены Оргкомитета : руководитель физического воспитания, педагог-психолог, преподаватели физического воспитания, фельдшер колледжа, студент лечебного отделения, студент отделения сестринского дела.

Приложение № 1

План проведения спортивно-туристического слёта для учащихся групп нового набора (I курса) Медицинского колледжа Сбор у входа в Медицинский колледж №8 в 10.00Открытие слёта, жеребьёвка команд и получение маршрутных заданийРазбивка лагеря, организация перекуса, приготовление конкурсного обеда – 11.00 – 13.30Соревнования:ориентирование на местности - 10.15 – 10.40 (порядок проведения в приложении №3)кросс на один километр – 11.10 - 12.00 (порядок проведения в приложении №4)конкурс «непослушный мяч» – 12.10 – 13.00 (порядок проведения в приложении №8)конкурс «кенгуру» - 12.20 – 13.10 (порядок проведения в приложении №7)спортивно-туристическая эстафета – 13.15 – 14.15 (порядок проведения в приложении №9)толчок гири одной рукой–14.15 – 14.30 (порядок проведения в приложении №6)конкурс бивака – по мере готовности команд (условия проведения в приложении №5) Снятие лагеря. Уборка территории лагеря – 14.30 – 14-45.Общее построение, подведение предварительных итогов, закрытие слета 14.45– 14.50.

Приложение № 2

Необходимое снаряжение

Личное: одежда и обувь спортивная, личная аптечка, ручка или карандаш, ложка и вилка, кружка. Продукты питания на время проведения мероприятия (для перекуса).Командное: мангал и уголь (разводить костры ЗАПРЕЩЕНО), компас, гитара, палатка (по возможности).На приготовление конкурсного обеда отводиться время с 11.30 до 14.00. В приготовлении принимают участие те, кто не занят в соревнованиях. Оценка проводится судейской коллегией. Оценивается вкусовые качества и внешний вид приготовленного обеда.

Приложение №3

Ориентирование на местности

Порядок проведения.Команда в полном составе собирается на старте.Капитан получает задание и карту местности.Команды стартуют согласно проведённой жеребьёвке.Задача каждой команды найти контрольную точку, отмеченную на карте и ответить на вопрос, указанный в задании.Лист с ответом сдаётся капитаном команды главному судье сразу по прибытии команды на место бивака.Для выполнения задания команде даётся 25 минут, с момента выхода команды за пределы территории колледжа. Если через 25 минут контрольная отметка не найдена, то команда приходит на место бивака без поощрительного очка.Если команда, нашедшая контрольную отметку, не смогла ответить на вопрос, она также поощрительного очка не получает.

Приложение №4

Кросс на 1 километр

К участию к соревнованиям допускаются только студенты, не имеющие медицинских противопоказаний (основной медицинской группы)Состав команды 8 человек (количество юношей и девушек любое), команда с меньшим числом участников на старт не допускаетсяСтарт общий для всей команды (согласно жеребьёвке)На финише регистрируется результат каждого участника и оценивается по таблице очковВ зачёт идёт сумма очков семи лучших результатов командыПобедителем соревнований становится команда, набравшая максимальное количество очковВ личном первенстве победитель определяется среди юношей и девушек отдельно по лучшему показанному результату

Приложение №5

Конкурс бивака

В подготовке бивака (места расположения группы) участвуют студенты, которое не заняты участием в других конкурсах и соревнованиях.Бивак должен быть организован в соответствии с условиями безопасности и комфорта в походных условиях.Элементы бивака:Места для сидения группы.Походный стол.Палатка.Мангал.Применение жидкостей для розжига ЗАПРЕЩЕНО.Оценка конкурса бивака проводиться по следующим критериям:Наличие мест для сидения группы – 2 балла максимальная оценка.Наличие палатки и правильная ее установка – 3 балла максимальная оценка.Конкурсный обед – должен быть подготовлен и оформлен на импровизированном походном столе. Оценивается количество блюд, сервировка и их вкусовые качества – 5 баллов максимальная оценка.Туристическая песня под гитару – (конкурсную песню поет вся группа) – 3 балла максимальная оценка.«Конкурс бутерброда» - 5 баллов.Места определяются по наибольшему количеству баллов.

Приложение №6

Конкурс «Толчок гири» одной рукой

К участию к соревнованиям допускаются только студенты, не имеющие медицинских противопоказаний (основной медицинской группы)Каждая группа может быть представлена только одним участникомСоревнования проводятся в одной весовой категории (абсолютной)Упражнение: толчок гири 16 кг.одной рукой (любой)Условие выполнения упражнения:- в момент фиксации гири в верхнем положении, руки, туловище и ноги должны быть выпрямлены;- после фиксации в верхнем положении и счёта судьи, участник опускает гирю в стартовое положение произвольным способом;- команда «стоп» даётся при опускании гири с груди, постановке гири на плечевые суставы с явной остановкой для отдыха, выход за пределы соревновательной площадки 2х2 м;- команда «не считать» при под доталкивании, до жиме, отсутствии фиксации;- на подход даётся 2 минуты. 6. Победитель определяется по максимальному количеству подъёмов, при равных показателях, по наименьшему весу участника.

Приложение №7

Конкурс «Кенгуру»

Состав команды 3 человека (юноша и две девушки, или три девушки).Старт, открытый по мере готовности команды.Выполняются прыжок в длину с места с приземлением на одну ногу и фиксация длины прыжка с помощью палочки.В зачёт идёт длина прыжка всех трёх участников.Каждому участнику даётся две попытки.Запрещается при приземлении движение стопой вперёд, удерживание равновесия касаясь земли рукой или палочкой (при потере равновесия, попытка не засчитывается и участник возвращается на исходную точку).Победителем соревнований становится команда, показавшая максимальную длину прыжка по сумме результатов трёх участников.В случае равенства результатов, победителем становится женская команда. Если и эти показатели равны, то победителя определяет жребий.

Приложение №8

Конкурс «Непослушный мяч»

Перекатывание мяча по веревкам.Необходимый инвентарь: 2 веревки длиной по 5 метров, корзина, мяч.Состав команды 10 человек (количество юношей и девушек любое).Команда разбивается попарно. Каждая пара держится за концы верёвки и натягивает её. Судья ставит мяч на натянутую поверхность верёвок. Регистрируется количество попаданий мяча в корзину. Каждая пара имеет только одну попытку. Победителем конкурса становится команда, набравшая максимальное количество попаданий.В случае равенства попаданий, победителем становится команда, представленная большим числом девушек.

Приложение №9

Порядок проведения спортивно-туристической эстафеты. Основное условие прохождения эстафеты – последовательность выполнения определенных заданий на этапах (СТАНЦИЯХ). В эстафете принимает участие вся команда (10 человек, включая капитана).1. Станция "Рюкзак" - участвует 1 чел. (капитан команды). Задание: собрать рюкзак, уложив в него предметы, которые предлагаются на выбор (всего предлагается 10 предметов). В рюкзаке должны быть только те предметы, которые нужны в походе. Капитан, собрав рюкзак, одевает его на себя и переходит на следующую станцию. После решения задания на каждой станции, он переходит на следующую, не снимая и не передавая рюкзак и так до самого финиша. В итоге он должен финишировать вместе с участниками последней (пятой) станции.Штраф - лишний предмет в рюкзаке +3 секунды, нужный предмет вне рюкзака + 5 секунд к контрольному времени.
2. Станция "Кочки" – участвует вся команда. Задание: вся команда проходит по очереди по «кочкам», расположенным в определённой последовательности. Падение с кочки – возвращение участника назад.3. Станция "Эрудит" – участвует вся команда. Капитан получает задание в виде кроссворда. Кроссворд состоит из 11 вопросов. Нужно за две минуты разгадать кроссворд. Неразгаданное слово, так же как и неправильно угаданное + 10 сек. к контрольному времени за каждое слово.4. Станция "Палатка" – участвует вся команда. Участники должны поставить за минимально возможное время палатку.5. Станция «Переноска пострадавшего». участвуют 3 человека (два юноши – спасатели и девушка - пострадавшая). Переноска на "замке". Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей. Остальные участники команды вместе с капитаном бегут за ними, финиш по последнему участнику. Результат команды в эстафете определяется по контрольному времени (по секундомеру) с учетом штрафных секунд. Команда, затратившая меньше времени на прохождение эстафеты занимает первое место.

Наша школьная жизнь с самого начала учебного активна и стремительна!

Традиционно на второй неделе сентября вся Гимназия собирается в такие уже родные и любимые "Подосинки", ведь именно там проходит гимназический туристический слёт!

В этом году на турслет ходили ребята с шестого по одиннадцатый класс.

Целую неделю в школе царила настоящая туристическая атмосфера! Ведь спустя целых два года, мы, наконец, отправились на слет! Сборы на поляну начались задолго до самого турслёта: ребята решали, кто будет командиром отряда, кто будет отвечать за быт, а кто - готовить на всю группу.

И вот в субботу все ребята смогли почувствовать себя, хоть и на один день, настоящими туристами! По прибытии на поляну слёта, надо было выбрать место для лагеря, самим поставить палатки и развести костёр, приготовить обед, а потом и ужин, да еще и оформить свою стоянку!

Со всем этим ребята справились самостоятельно: у старших уже есть небольшой опыт в обустройстве лагеря, а младшим ребятам помогали и объясняли все туристические нюансы учителя, выпускники и, конечно, родители.


Организаторы слёта подготовили интересную и увлекательную полосу препятствий для всех команд. Надо было и тент правильно натянуть, и самим управлять байдаркой (по чутким руководством преподавателя географии), и с ветерком прокатиться по канату на землю, и пройтись по бревну и много всего другого интересного. На каждом этапе ребятам помогали и страховали учителя Гимназии и выпускники.

Наши гимназисты справились с полосой на отлично! Везде слышался смех, счастливый визг (особенно, когда девочки спускались на землю по веревке), подбадривание учителей и друзей, поддержка и взаимопонимание.

Все-таки ничто так не сближает всех гимназистов, как общее дело!


Команда девятых, десятых и одиннадцатых классов проходили полосу препятствий уже на время. В конце слёта организаторы подвели итоги и определили победителя: одиннадцатые классы одержали уверенную победу и забрали с собой в школу кубок туристического слёта - 2017.

Туристический слёт - это давняя традиция Гимназии, которой уже много-много лет. И прежде всего она направлена на развитие умения работать в команде, на сплочение классных коллективов, на формирование вечных ценностей человеческого общения: уверенность в товарище, радость за общий успех, умение приходить на помощь.


До сих пор выпускники всех лет с теплотой вспоминают, как они ходили в "Подосинки". Мы уверены, что каждый запомнит турслет-2017 и сохранит самые лучшие впечатления!

Мы выражаем огромную благодарность всем учителям, которые помогли организовать слёт, классным руководителям, выпускникам и, конечно же, родителям за невероятную поддержу и помощь!

Введение

Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие – в трудах которых оформился идеал человека, в котором гармоничного сочетается духовное и физическое совершенства. Как семь нот в музыке являются основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, две руки и две ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Они определяют осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Они создают неповторимую индивидуальность облика, сказываются на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. В «Гимназии № 20» г. Междуреченска сложилась целостная система деятельности педагогического коллектива и родителей по физическому развитию и воспитанию детей. Здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности органично сочетаются с внеурочной занятостью детей и подростков. Важнейшим элементом этой системы является деятельность учителя физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает использовать их с возможно большей эффективностью. Работа по физическому воспитанию в школе не ограничивается уроками, а продолжается во внеклассной и внешкольной деятельности, которая является важнейшей составляющей физического воспитания.

Задачами внеурочной спортивной деятельности являются:

  • содействие гармоничному физическому развитию ребенка;
  • выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;
  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовки;
  • приобретение двигательного опыта посредством овладения различными двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  • закрепление потребности в регулярных занятиях физической культурой и избранным видом спорта;
  • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма;
  • развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

В нашей школе проводится ряд традиционных спортивно массовых мероприятий. Это соревнования по легкой атлетике, волейболу, пионерболу, баскетболу, соревнования: «А ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», «Муравейник».

Особое место занимает туристическая деятельность и традиционный общешкольный туристический слет. Эти мероприятия способствуют развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

Туристические походы в нашей школе разбиты на четыре категории:

  • Для учащихся начальной школы – поход выходного дня «Мой край родной» в поселок Теба, где ребята посещают музей, знакомятся с историей родного края, природой и минеральными богатствами.
  • Для учащихся 4–7-х классов трехдневный поход на Поднебесные Зубья в район Кузнецкого Алатау, где дети приобретают навыки начальной туристской подготовки, совершенствуют технические навыки и общефизическую подготовку.
  • Для учащихся 7–11-х классов, имеющих опыт, многодневный поход на Поднебесные Зубья в район Кузнецкого Алатау, где ребята закрепляют навыки туристической деятельности, выполняют экологические мероприятия и знакомятся с элементами категорийных походов.
  • Для учащихся, имеющих опыт многодневных походов, проводятся категорийные походы.

Ежегодный туристический слет, можно назвать культовым мероприятием, его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Подготовка к нему начинается задолго до начала слета. В ней принимают участие абсолютно все – от директора до ребенка.

В этой статье дается приблизительный план и методика проведения туристического слета в нашей школе. По желанию детей и педагогов конкурсная программа может меняться: могут добавляться или заменяться элементы полосы препятствий или конкурсы. В зависимости от особенностей школы, её географического положения, комплектности и наличия материальной базы можно усложнить или упростить план проведения мероприятий.

План подготовки туристического слета.

  1. На информационно методическом совещании (ИМС) педагогическим коллективом утверждается план проведения туристического слета «Золотая осень», место и сроки проведения, распределяются обязанности.
  2. По итогам ИМС директором школы пишется приказ по школе о проведении туристического слета, с указанием должностных обязанностей каждого учителя на день проведения мероприятия.
  3. Пишется положение о туристическом слете «Золотая осень».
  4. Собирается физкультурный актив и представители от каждого класса участника слета, на котором знакомят с положением о туристическом слете «Золотая осень». Даются рекомендации по подготовке к слету. Назначаются дни тренировок и консультаций.
  5. Учителями физической культуры готовится инвентарь и площадка для туристического слета.
  6. Классные руководители организуют группы по подготовке к слету (группы кулинаров, художников, туристов и т.д.) конкурсную программу и программу досуга и общения своего класса, а также документацию.
  7. В назначенный день дети собираются у школы. Проводится торжественная линейка, после которой дети организованной колонной движутся к месту соревнований.
  8. На поляне слета классы получают маршрутные листы с указанием места размещения класса, времени прохождения конкурсов и этапов слета.
  9. Соревнования начинаются одновременно на всех этапах.
  10. По окончании соревнований проводится линейка, подводятся итоги, и дети организованно покидают место соревнований.

Программа школьного туристического слета «Золотая осень»

Цели и задачи:

  • Популяризация туризма, как активного отдыха и средства укрепления здоровья.
  • Формирование классного коллектива, посредством совместной деятельности.
  • Формирование навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.
  • Выявление сильнейших команд школы.

Участники слета: Учащиеся гимназии с 4-го по 11-й класс, преподаватели гимназии, а так же родители участников туристического слета.

Руководство организацией и проведения слета возлагается на главную судейскую бригаду во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Условия приема участников: Участники слета размещаются на отведенной для размещения команд территории. Поляна, должна быть достаточно большого размера. На ней должно быть место для размещения всех классов. А так же территория для подвижных игр и конкурсов. Туристическую полосу препятствий можно установить по кромке леса, но так чтобы она была доступной и зрелищной для болельщиков. Самостоятельно организуются бивуак, питание и досуговые мероприятия класса. Разведение костра организуется с учетом природоохранных мер и техники безопасности. Мусор уносится с места пребывания класса в полиэтиленовых мешках, приготовленных классами заблаговременно.

Программа слета:

  1. Туристическая полоса препятствий.
  2. Легкоатлетическая эстафета «Осенний марафон».
  3. Соревнования в метании мяча в цель «Меткий стрелок».
  4. Соревнования по прыжкам в длину «Суперпрыжок».
  5. Конкурс краеведения «Мой край».
  6. Конкурс рисунков на асфальте, ватмане, или конкурс букетов и поделок из подручных материалов (в зависимости от места проведения – лес или парковая зона).
  7. Конкурс поваров «Осенний бутерброд».
  8. Конкурс биваков.
  9. Кольцовка песен «А я спою еще одну».

Определение результатов:

  • На туристической полосе препятствий результат определяется по времени прохождения дистанции плюс время штрафов команды, набранных на этапах. Победитель определяется по наименьшему суммарному времени.
  • В спортивных мероприятиях победитель определяется: в «Осеннем марафоне» по наименьшему времени прохождения дистанции, в «Суперпрыжке» по самому длинному прыжку, в «Метком стрелке» по наибольшему количеству попаданий в цель.
  • В конкурсной программе по наибольшей сумме баллов набранных в каждом конкурсе.
  • Абсолютный победитель туристического слета определяется по наименьшей сумме мест во всех видах программы. При равенстве баллов предпочтение отдается команде с лучшим результатом на туристической полосе препятствий.

Награждение: Победители в каждом виде программы награждаются почетными грамотами. Победители в абсолютном первенстве – грамотами и сладкими призами.

Условия проведения спортивных соревнований туристического слета.

К участию в спортивных состязаниях допускаются учащиеся, по состоянию здоровья, допущенные к занятиям по физической культуре.

«Осенний марафон».

Команда преодолевает дистанцию в 10–15 кругов (длина дистанции и количество кругов определяются судьей до начала соревнований в зависимости от возраста участников). Стартуют одновременно несколько команд. Участники одной команды выпускаются на дистанцию по очереди, количество пробегаемых кругов одним участником неограниченно. Каждый участник может выходить на дистанцию дважды. Тактику преодоления дистанции команда определяет самостоятельно. Передача эстафеты движения следующему участнику из команды совершается передачей эстафетной полочки. Передавать эстафетную палочку можно в любом месте дистанции. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

«Суперпрыжок» .

Десять участников из одной команды по очереди выполняют прыжок в длину с места. Первый участник выполняет прыжок с линии старта, второй участник выполняет прыжок с точки приземления (устанавливается по линии пяток прыгавшего участника) первого спортсмена, третий участник совершает прыжок с точки приземления второго участника и т.д. Победитель определяется по наибольшему расстоянию от линии старта до последней точки приземления (прыжок 10-го участника).

«Меткий стрелок».

С линии старта участники команды совершают 30 бросков в горизонтальную мишень. Команда сама определяет очередность и количество бросков каждого участника игры в своей команде. Команда не менее 6 человек, из которых не менее трех девочек. Победитель определяется по наибольшему количеству попаданий мячом в цель.

«Конкурс краеведения».

В конкурсе принимает участие весь класс. Дети отвечают на вопросы в нескольких областях краеведения:

  • история родного края;
  • флора и фауна области;
  • знаменитые люди нашего города (области);
  • улицы родного города;
  • достопримечательности города (района, области) и т. д.

Ответы на вопросы оцениваются от 1 до 5 баллов в зависимости от правильности и полноты. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов и набравшая большее количество баллов.

Конкурс рисунка на асфальте.

Для выполнения условий конкурса класс приносит с собой цветные мелки. Тема рисунка на асфальте оговаривается заранее. Темы могут быть следующими: «Я и город», «Природа наш общий дом», «Спорт в котором я живу» и т.д. Размер рисунка не менее 1,5х1,5 метра. Оценивается по следующей схеме:

  • соответствие заявленной тематике;
  • композиция;
  • рисунок (качество исполнения);
  • оригинальность.

Конкурс поваров «Осенний бутерброд».

Команда в полевых условиях из приготовленных заранее продуктов (ингредиенты можно оговорить заранее) готовит бутерброд. На приготовление бутерброда отводится контрольное время. Величина бутерброда не более одной краюхи хлеба.
Оцениваются: вкусовые качества, оригинальность в сочетании продуктов, подача и оформление бутерброда, название.

Туристическая полоса препятствий.

В преодолении полосы препятствий участвует команда из 6 человек.

Этапы полосы препятствий могут быть следующими:

  • Топография. Каждый участник вытягивает карточку, на которой изображен топографический знак и называет этот знак. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко (1 очко – 10 секунд).
  • Параллельные перила. Команда переправляется по параллельным веревкам с одного берега на другой. Идти следует приставным шагом по нижней веревке, держась за верхнюю. Два человека одновременно не могут находиться на веревке.
  • Маятник. При помощи маятниковой веревки преодолеть предполагаемый овраг. С линии берега участник ухватившись за узел на висящей веревке, отталкивается ногами от берега, подтягивает ноги вверх и перелетает на противоположный берег. За заступ в зону оврага одной ногой участник штрафуется одним баллом штрафного времени, за касание двумя ногами – 2 баллами, за падение – 3 баллами (1 балл – 30 секунд).
  • Кочки. Переправиться по кочкам с одного берега на другой, не наступая ногами на землю. При попадании на землю участник возвращается на начало этапа и проходит его повторно.
  • Установка палатки. Команда за определенное время устанавливает туристическую палатку. Правильность установки контролируется судьей, который за ошибки в установке начисляет штрафные баллы: складка на скате палатки – 1 балл, общий перекос палатки – 3 балла, палатка не установлена в контрольное время – 5 баллов.
  • Разжигание костра. Команда за определенное время из приготовленных командой дров разжигает костер без использования горючих смесей и материалов, бумаги и бересты. Пламя костра должно пережечь нить над костром. Невыполнение условий этапа в контрольное время наказывается штрафом в 5 баллов.
  • Медицина. Команда оказывает первую доврачебную помощь пострадавшему (одному из членов команды). Характер травмы определяется заранее. Младшие школьники – резаная рана руки, средние школьники – закрытый перелом предплечья, старшие школьники – перелом голени и переноска пострадавшего. Оценивается последовательность выполнения мероприятий по оказанию помощи, правильность наложения повязки, транспортировки, а так же гуманное отношение к пострадавшему.

Этапы полосы препятствий могут быть расширены и усложнены в зависимости от подготовки участников и природных компонентов.

Кольцовка песен «А я спою еще одну».

Все участники соревнований после прохождения всех этапов туристического слета собираются на большой поляне, организуют круг. По очереди каждый класс запевает песню. Если эта песня знакома участникам слета, то они начинают подпевать. Чем большее количество участников слета подпевает песню, тем меньшее количество баллов он зарабатывает. Цель – спеть песню неизвестную большинству присутствующих. Количество песен спетых каждым коллективом зависит от количества участников, эмоционального настроя и желания детей. Обычно это 2–3 песни.

Положение

о проведении школьного туристического слета учащихся МБОУ «Красивская СОШ».

Цели и задачи:
развитие и пропаганда массового школьного туризма и краеведения; совершенствование практических навыков выживания в природных условиях; воспитание сознательной дисциплины товарищества, коллективизма, воли, смелости, выносливости: приобщение к здоровому образу жизни.

Место и время проведений:

Тамбовская область, Инжавинский район, с.Красивка, левый берег р. Вороны, учебная поляна.

Участники соревнований:

в соревнованиях принимают участие учащиеся I - XI классов.

Команда каждого класса должна иметь свою эмблему, два компаса, 6 пар перчаток, снаряжение и набор продуктов питания для приготовления обеда в полевых условиях.

Соревнования проводятся по трем возрастным группам: младшие 1-4 кл., средняя 5-8 кл., старшая 9-1 1 кл.

Программа соревнований.

До 9 часов - Прибытие команд на поляну соревновании.

9.00 - 9.30 - Размещение команд, подготовка мест для привала.

9.30 - 10.00 - Торжественное построение, открытие слета, рапорт

капитанов команд о готовности к соревнованиям.

10.00 - 10.30- Просмотр техники и последовательности прохождения этапов полосы препятствий с объяснением системы су­действа и штрафов.

10.30 - 12.00 - Соревнования по технике пешеходного туризма

12.00 - 14.00 - Соревнования на контрольно-комбинированном. маршруте для V - XI классов.

Лесное многоборье для I - IV классов.

14.00 - 15.00 - Обед. Подготовка к конкурсной программе.

15.00 - 16.30 - Конкурсная программа.

Определение результатов и награждение.

Команда победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых во всех видах соревнований, награждается дипломом.

Команды, занявшие призовые мест в отдельных видах, награждаются грамотами.

Основные виды соревнований туристического слёта

Техника пешеходного туризма

Состав команды: 6 человек (4 мальчика и 2 девочки)

Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на

прохождение полосы препятствий плюс штрафное время.

1. Снятие палатки.

Этап оборудован судейской палаткой. По сигналу команда (обычно 2 человека) снимают, и укладывает палатку, оставляя ее на этапе.

2. Вязка узлов.

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла. Завязав узел, положив рядом карточку, продолжает движение к следующему этапу. Штраф: завязан неправильно узел - 60 сек.;

отсутствие контрольного узла - 30 сек.

3. Параллельные веревки.

Над землей натянута веревка. Над ней - вторая. Участникам, передвигаясь по нижней веревке не отрывая ступней и держась за верхнюю, необходимо преодолеть препятствие длиной 15 -20 метров. Штраф: двое на этапе - 60 сек. срыв - 60 сек.

4. Спуск спортивным способом.

Этап оборудован основной веревкой, закрепленной на дереве и лежащей вниз по склону. Участник берет веревку обеими руками и перебрасывает ее через голову на плечи. Спуск осуществляется боком (не спиной и не лицом к склону) до тех пор, пока не будет пройдена опасная зона, отмеченная флажками. Штраф: двое на этапе - 60 сек.;

движение в зоне без веревки - 60 сек.; падение (касание рукой земли) - 60 сек.; работа без рукавиц - 10 сек.

5. Подъем спортивным способом.

Этап оборудуется, как и предыдущий. Участник, перехватывая веревку руками совершает подъем по склону спортивным способом веревка при этом должна идти между ног. Штраф: двое на этапе - 60 сек.";

движение в зоне без веревки - 60 сек.; касание земли любой частью тела - 20 сек.; падение - 60 сек.; неправильное положение рук (веревки) - 10 сек.

6. Бревно.

Участники проходят по бревну длиной 8-10 м., и толщиной 30 см. держась руками за перила (натянутая веревка) Штраф: двое на этапе -60 сек.;

касание земли - 30 сек.; падение - 60 сек.; отсутствие страховки - 30 сек.

Участники преодолевают завал, самостоятельно выбирая технику и тактику преодоленения препятствия, не нарушая при этом границ коридора. Штраф: нарушение границ коридора -60 сек.

Протяженность этапа 10 метров, оборудован искусственными кочками, расположенными так, чтобы участник при их прохождении в середине должен был вынуждено сменить толчковую ногу. Штраф: двое на этапе -60 сек.; срыв с кочки- 30 сек.

Веревка закреплена на сучке дерева. Участник, стоя за контрольной линией, с помощью маятниковой веревки, преодолевает отмеченное условное препятствие. Штраф: падение - 60 сек.;

касание земли - 30 сек.

10. Установка палатки.

Прибыв на этап, команда устанавливает палатку (любым количеством участников). После установки команда выстраивается и по сигналу капитана: «Готово!» судья оценивает правильность установки. Штраф: nepertbc палатки - 60 сек.;

потеря снаряжения (колышка) - 60 сек.; складки на скате палатки - 30 сек.

Контрольно - комбинированный маршрут.

Состав команды: участвует весь класс, кроме поваров, костровых и освобожденных по состоянию здоровья. Этот вид соревнования проводится в форме туристического похода, где каждая команда преодолевает различные естественные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и безопасные способы прохождения дистанции. На старте команда получает «легенду» - словесное описание маршрута с указанием, направлений и расстояний. Если команда точно пройдет описанный маршрут, то найдет контрольные пункты (КП). На каждом КП оборудуются этапы, где дети, выполняя различные задания, стараются набрать большее количество баллов. Для прохождения всей дистанции дается контрольное время- 1 час, в течение которого команда должна найти все КП и выполнить задания на этапах.

    Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Двое представителей команды получают карточку с вопросами - один теоретический, второй - практический, по оказанию помощи. Ответ и практические действия оцениваются по 5 бальной системе.

Правильная транспортировка -5 баллов, с ошибками -2,5 балла, неправильная -0 баллов.

2. Определение расстояния по карте.

Команда, используя судейскую линейку, определяет расстояние между пунктами на карте с учетом ее масштаба.

При ошибке до 5% - 3 балла, до 10 % - 2, до 15% - 1, более 15% - 0 баллов.

3. Сигналы международной кодовой системы.

Команда выбирает карточку, в которой нарисованы, пять международных кодовых знаков.

Все правильно угаданные знаки - 5 баллов, 4-4 балла, 3 -3 балла, 2 -2 балла, 1 - 1 балл, ни одного - 0 баллов.

4. Определение азимута на ориентир.

Команда при помощи компаса определяет азимут на три указанных ориентира. Максимальная оценка - 9 баллов. При ошибке до 5°- 3 балла, до 10° - 2, до 15°- 1, свыше 15° -0 баллов.

5. Топографические знаки.

Команда вытаскивает из картотеки карточку с заданиями -- расшифровать пять топографических знаков. За каждый правильно определенный знак - 1 балл.

6. Определение расстояния до недоступного предмета.

Команде предлагается определить расстояние до указанного предмета, не приближаясь к нему.

При ошибке до 2 м- 5 баллов, 4м - 4, 6м - 3, 8м - 2, 10м - 1, свыше 10 м - 0 баллов.

7. Лекарственные растения.

Команда вытаскивает карточку с названием пяти лекарственных растений. В предложенном гербарии необходимо отыскать эти растения. За каждое правильно угаданное растение -1 балл.

8. Разведение костра.

Предлагается разложить костер определенной формы, развести огонь, потратив минимум спичек и пережечь нить, натянутую над костром на высоте 50 см. Запрещается пользоваться берестой и смолой живых деревьев: нельзя применять бумагу, картон и искусственные горючие материалы.

За использование 1 спички - 5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла, 5 - 1балл, свыше 5 0 баллов.

Лесное многоборье для учащихся I - VI классов.

Игра на местности включает элементы туризма, спортивного ориентирования и прикладных видов спорта.

Цель игры: преодолеть быстрым шагом лесную трассу с естественными и искусственными препятствиями. Вся трасса длиной 1 -1,5 км., разбита на 7-10 этапов в зависимости от рельефа местности. Препятствия на этапах могут быть такими.

Подлаз. Его можно сделать из углубления в земле и ограничить сверху жердью, а с боков оградить лаз ветками деревьев.

Бревно. Его кладут через канаву глубиной не более 0,5 м. Длина препятствия 2 -3 м.

Кочки. Если нет естественных кочек, можно сделать их из травы, мха, деревянных кружков. Расстояние между кочками должно быть равно средней длине прыжка с места. Расположение кочек произвольное, количество 10-15.

Овраг. Препятствие естественного характера. Глубина оврага примерно с человеческий рост.

Чаща. Труднопроходимый участок леса длиной 30 -50 м. Проще всего этот этап проложить в молодом мелколесье или зарослях кустарника. Завал. Сооружается из поваленных деревьев, сучков: для подлаза на уровне груди, для перелаза на уровне колен. Длина этапа 15 -20 м., ширина коридора 3-4 м. Допускается взаимопомощь.

Болото. Переправа через условное болото по четырем жердям, уложенным параллельно друг другу.

Кроме перечисленных можно включить в трассу и другие препятствия, используя рельеф местности. Лучший вариант трассы - кольцевой. Одно из условий прохождения трассы - передвигаться только быстрым шагом, бежать нельзя.

Команды по численности должны быть равны. Каждый отряд выбирает капитана, который всегда идет впереди. Вместе с командой на трассу выходят два посредника из числа старшеклассников, один из них замыкает колону, другой идет в главе вместе с капитаном.

Старт раздельный, команды уходят на дистанцию в интервале 10-15 мин.
После сигнала судьи команда уходит на трассу быстрым шагом,
ориентируясь на метки в виде полосок цветной материи или

прикрепленным к деревьям листков бумаги. Метки крепятся к деревьям так, чтобы их поиски представляли некоторую трудность. Радиус расположения меток не должен превышать 30 м. Одна метка означает продолжение маршрута, две - препятствие, которое нужно преодолеть. Каждое препятствие должны преодолеть все участники. За этим внимательно следят посредники. Нарушение преодоления препятствий наказывается штрафным временем.

За каждое нарушение штраф - 10 сек. Штрафы даются: за касание любой частью тела боковых и верхних ограничений во время подлаза; за касание земли любой частью тела при переходе через бревно; за каждый прыжок мимо кочки или срыв; за выход за коридор при прохождении завала; за срыв с жердей гати на болоте; за не преодоление склона, оврага; за отклонение от трассы при прохождении чащи, которая размечена метками через 3 м; за переход участника на бег в любом участке трассы.

Время финиша команд определяется по последнему участнику. Место команды определяется по сумме времени прохождения трассы и штрафного времени на этапах.

Конкурсная программа.

1. Конкурс краеведов.

Принимает участие вся команда. За контрольное время предлагается письменно ответить на 10 вопросов по истории и географии родного края. Использование справочной литературы запрещено. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2.Конкурс поваров.

Жюри оценивает вторые блюда и холодные закуски, в которых присутствуют лесные продукты.

Оценивается качество, простота приготовления и сервировка.

Конкурс обязателен для всех команд. Оценивается: внешний вид и дисциплина участников, состояние места стоянки, костра, противопожарная безопасность, хранение продуктов и организация питания, экологическая безопасность и т. п. Оценку проводят главный судья и комендант слета.

4. Конкурс туристической песни.

Является, как правило, завершающим этапом соревнований. Все участники слета располагаются на поляне соревнований, каждая команда представляет свои номера художественной самодеятельности.

Оценивается мастерство исполнения, оригинальность, соответствие теме.

Здесь как нигде ощущается связь поколений. Бывалые туристы обучают новичков правилам поведения в лесу, в горах, передают им секреты выживания в экстремальных условиях , вместе поют под гитару у костра. Туристские слеты проводили всякий раз в новом месте, и для большинства участников каждый новый поход становился открытием еще не исследованного уголка природы.
Первый областной слет туристов проходил с 28 августа по 2 сентября 1957 г. в районе пос. Сеймчан. Он был организован обкомом ВЛКСМ. Состоялся поход на Куранахские озера. Туристы прошли нехожеными тропами, увидели много интересного. Все выполнили нормы на значок “Турист СССР”. Победителями спортивной программы стали среднеканцы.
Начальником штаба слета был заведующий отделом физкультуры и спорта обкома комсомола В. Н. Петров. Вадим Николаевич, сам опытный спортсмен (он долго играл за футбольную команду “Водник”), стал организатором спортивного туризма в нашей области. Позже, когда он работал заместителем председателя облспорткомитета, на его плечи легла забота о всех спортсменах Колымы. Но туристов он никогда не забывал. Мы у него учились повседневной работе с новичками, организации туристских слетов. Он был прекрасным журналистом, освещал на страницах газет спортивную жизнь области. Несколько его статей посвящены туристским слетам.
Второй туристский слет состоялся на озере Джека Лондона - в крае романтики, которому первые геологи отдали свою любовь. В этих соревнованиях в сопровождении беспрерывного дождя и туч комаров победили ягоднинские спортсмены.
Самая южная часть Магаданской области, полуостров Кони, стал местом проведения третьего слета. Гористый, изрезанный глубокими распадками, заросший стлаником, он приветливо встретил пришельцев. Слет запомнился огромным костром с мириадами рассыпающихся искр, задушевными песнями.
Четвертый слет проходил у подножия горы, которая в ясные дни видна из Сусумана. Туманный Морджот был благосклонен к ягоднинским спортсменам.
В 1961 г. туристский флаг вновь взвился над озером Джека Лондона, которое, словно искупая вину за прошлое не гостеприимство, предстало перед взорами участников в ярких лучах солнца.
В буквальном смысле обрушился снег на голову участников шестого областного слета 1 августа 1962 г. в окрестностях курорта “Талая”. Все вдруг накрылось сплошным белым покрывалом, а на следующий день появилось солнце и всю неделю согревало туристов. В соревнованиях участвовало 150 человек, приз за командную победу увезли тенькинцы.
В следующем году туристы состязались в мастерстве на одном из истоков Колымы - реке Кулу. Победу в соревнованиях одержала команда “Авангард” из Магадана .
С трех сторон по долинам и сопкам через реки, болота, перевалы сходились туристские группы к пос. Мадаун. Здесь, в долине речки Магадавен, состоялся восьмой слет, в котором соревновались 115 человек. И на этот раз погода не баловала участников. Победу завоевала команда института “Дальстройпроект”.
В 1965 г. туристов области снова позвали красоты озера Джека Лондона . Слеты вошли в традицию, они стали проверкой готовности туристов к походам. Это была прекрасная форма обмена опытом. От организаторов требовалась немалая выдумка, большая фантазия.

На юбилейный десятый туристский слет направилась большая группа мальчишек и девчонок военно-спортивного отряда “Полярник”. За старой заброшенной фабрикой в долине Армани (здесь когда-то размещался центр оловодобывающей промышленности Колымы) блеснула зеркальная гладь озера Лунного. Короткий переход - и среди сопок открылось озеро Солнечное. Здесь уже пестрели палатки. Соревнования по туристской технике включали новые этапы: стрельбу из пневматической Винтовки и бег по мелководью озера. А по вечерам на берегу пылал костер, звучали песни. Кажется, на третий день команда Теньки отравилась компотом.
Роль врача исполнил П. 3. Демант, в аптечке которого нашлись необходимые лекарства, шприц.
Петр Зигмундович Демант, узник колымских лагерей , первовосходитель на пик Абориген, основатель горного туризма в Магаданской области, феноменальный человек. Выходец из Австрии, он знает более десяти языков. Его личная библиотека в пос. Ягодное непременно привлекала внимание краеведов. Все свободное время он посвятил изучению “колымских Альп” - окрестностей озера Джека Лондона . Многие годы водил в походы школьников. Неоднократно и во время слетов (одиннадцатый вновь состоялся на берегах замечательного озера) Демант водил многочисленные группы на самую высокую вершину области.
В 1968 г. у подножия горы Бурканди перед красивыми цепями хребтов Оханджа и Черге прошел двенадцатый слет. В следующем году туристов как старых друзей принимал полуостров Кони. Дважды - для четырнадцатого и шестнадцатого слетов - выбирались Мотыклейские



mob_info