Самурай - это кто такой? Традиции самураев. Самураи — кто они такие, обзор их экипировки и кодекса чести

В нашей стране мода на японскую культуру появилась уже давно. Даже в СССР, несмотря на официальный запрет карате с 80-х по 90-е года, люди подпольно занимались боевыми искусствами. В настоящее время в России существует много последователей восточной культуры и боевых искусств, в том числе поклонников самураев. Ознакомиться с их бытом и культурой Японии в столице можно до 31 мая на выставке "Самураи. 47 ронинов". В этом году на ней впервые представлены два редких меча: один полностью сделан из метеоритного железа, а другой является точной копией священного меча Кагеути, хранящегося в главном религиозном центре Японии, храме Исэ.

сайт первым увидел редкие клинки и узнал у организатора выставки "Самураи. 47 ронинов", мастера меча Юрия Аистова о пути воина и кодексе самурая, японской культуре и правильном питании.

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Путь воина

"Путь самурая начинался с безусловного подчинения – прежде чем ты создашь что-то свое, ты должен выучить то, что было сделано до тебя. Если у человека хватало воли и терпения пройти период подчинения, то сенсеи выказывали ему уважение и открывали все тайны.

Передо мной стояла цель – создать с нуля эту выставку, и мне пришлось досконально изучить японскую культуру и историю. До этого я уже занимался японскими единоборствами, так что мне оставалось изучить чайные церемонии, каллиграфию, японское фехтование и все остальное, что можно увидеть на выставке.

Более того, я до сих пор езжу в Японию к своему сенсею, чтобы изучать традиции самураев. Для этого нужно сдавать определенные тесты. Когда ты проявляешь уважение к японской культуре и показываешь знание этикета, отношение очень дружественное и откровенное – тебя смогут пустить туда, куда не пускают обычных туристов".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Кодекс самурая

"Самое важное для самурая – это свод правил , который нужно беспрекословно выполнять. Конечно, кодекс предусматривал определенные преимущества для самураев. Например, они могли носить на улице два меча. Остальные сословия тоже имели оружие, но могли носить с собой лишь один меч. Большую часть дня самурай уделял уходу за собой – ведь он должен быть аккуратно пострижен и причесан, владеть хорошими манерами, а его одежда должна всегда поглаженной и постиранной, но не особо богатой, так как для самураев всегда действовал запрет на роскошь.

Все обязательные упражнения самураев проходили в специальном месте – додзе (в переводе на русский "место для достижения просветления" - прим.ред.). В день достаточно уделить 4-5 часов тренингу, чтобы ваше сознание было чистым и абсолютно спокойным. Остальное время уже в этом состоянии вы можете посвятить эстетическим и изящным искусствам: складыванию стихов, каллиграфии, музицированию, посещению театров, проведению чайных церемоний, а также воспитанию детей.

КОДЕКС САМУРАЯ

"Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая";

"Утром вставай как можно раньше. Встающий поздно - плохой слуга";

"Если у тебя появилось свободное время, используй его для чтения";

"Добро и зло в человеке зависят от тех, кто его окружает";

"Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду".

Раньше самураи не проводили каких-то фестивалей или соревнований - основным соревнованием для них была сама жизнь. Но они должны были постоянно совершенствовать свое внутреннее состояние, чтобы превзойти своих соперников. Для этого в школах боевых искусств устраивали реальные сражения или бои на имитаторах оружия. Это были не аналоги современных поединков на ринге. Они не афишировались и были направлены на совершенствование внутреннего спокойствия и концентрации, благодаря которым воины могли достичь безличностного восприятия мира. ".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Мирное время – период Эдо

"Чем же занимались самураи в мирное время, длившееся более 250 лет? В эпоху Эдо (1603-1868), когда не было войн и появился запрет на ношение оружия, мечи могли носить только самураи. А уже после реставрации Мейдзи (1868-1889), когда Япония перешла от системы правления сегунами к прямому правлению императором, даже самураям было запрещено носить оружие.

У самураев, как у аристократического общества, в период Эдо появилось много свободного времени, которое они использовали для занятий поэзией, музыкой, создания театра, проведения чайных церемоний. Именно самураи стали учителями, художниками, поэтами, ценными госслужащими. В целом самураи стали людьми, которые привнесли в общество культуру древнего класса воинов. До сих пор в японском менталитете сохранились многие аспекты этой культуры, помогающие стране создавать эффективную экономику".

Питание

"Большое значение самураи уделяли правильному питанию. Вообще, система питания, называемая макробиотикой , была создана на основе исследования диеты дзен-буддистских монахов и самураев. Скорее это даже образ мышления по отношению к пище. Он поможет вам поддерживать высокую работоспособность, употребляя самые простые продукты. Достигается это за счет идеального баланса между жирами, белками и углеводами. И даже если вы немного измените эту систему питания, то заметите сильные изменения, в том числе падение работоспособности.

Самураи не придерживались чистого сыроедения, хотя часто употребляли в пищу сырые продукты. Японцы и сейчас любят свежие морепродукты. Лично я ел в Японии раза в два больше обычного и при этом похудел за две-три недели килограмм на 10, в том числе благодаря качеству продуктов. Если говорить о вегетарианском сыроедении, то наш северный климат не позволяет сильно углубляться в эти аспекты".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Мастера меча

"Сейчас до сих пор есть мастера, создающие мечи по современным технологиям, но согласно традиционной технике. Одним из них был Хироки Хинокуни, ушедший из жизни в 2013 году. Одни из его последних клинков представлены на выставке. Он изучал технологии периода Хэйан (794 - 1185) и Камакура (1185 - 1333).

В настоящее время есть общество NBTHK , сохраняющее традиционные художественные японские мечи. Оно работает с мастерами, аттестует их и присваивает им специальные звания. Так, Хинокуни обладал званием Моканса, которым в настоящее время в Японии владеют всего около 10 кузнецов. Именно поэтому ему было поручено изготовление священного меча Аматэрасу. Причем изготавливал он его дважды – оба раза при переносе священного храма Исэ .

Впервые он сделал меч в 1993 году и потом еще раз уже спустя 20 лет, в 2013 году. Такая периодичность связана с тем, что святилище Исэ является главным храмом синтоистов. Это определенный ритуал, во время которого полностью обновляется не только здание храма, но также одежда и сокровища богов. Старые вещи либо уничтожаются, либо передаются другим храмам в качестве святынь. Одни из главных сокровищ – бронзовое зеркало и меч Кагеути. Причем видят их лишь мастера, устанавливающие их люди и лично император Японии".

Выставка "Самураи. 47 ронинов". Фото: сайт

Культура Японии

"В молодости я мечтал создать на Алтае Кедроград – своеобразный экогород с рациональным использованием природных ресурсов. Это то, что так сильно развито в Японии уже на протяжении 2000 лет. Японская культура дала мне много идей, которые со временем мы сможем применить и у нас в России. Японцы живут в условиях жесткой нехватки природных ресурсов, и они их очень ценят.

Вся японская инфраструктура интересна своим комплексным подходом. Каждый процесс там идеально подстраивается так, чтобы нигде не принести ущерба и получить при этом максимальную прибыль. При этом японцы готовы делиться своими технологиями, которые дадут в других странах почти пятикратное увеличение эффективности производства.

Русские схожи с японцами по складу ума, в частности, когда они попадают в экстренную ситуацию. Так, во время русско-японской войны японцы уважали мужество русских солдат и считали их достойными соперниками".

Кстати, помимо самой выставки, организаторы проводят мастер-классы и лекции. Профессионалы показывают, как можно испытывать клинки и как владеть ими, как стрелять из лука и управляться с копьем. Для любителей эстетики устраивают японские танцы, демонстрируют мастерство каллиграфии, а также игры, в которые самураи играли в свободное от сражений время. За одно занятие, конечно же, трудно постичь все нюансы японской культуры и пути самурая. Однако можно понять, что в целом представляет из себя культура Японии, и насколько это вам близко.

Кодекс самураев в кино и аниме

"Семь самураев". Фото: imdb.com

Самурайской тематике посвящено множество фильмов и аниме.. Для того, чтобы увидеть всю подноготную жизни воина, в первую очередь стоит обратиться к японскому кинематографу, например, к ленте "Семь самураев" 1954 года Акиры Куросавы. События фильма происходят в XVI веке и рассказывают о крестьянах, которые наняли семь самураев для защиты от бандитов и мародеров. Картина по праву является культовой и имеет огромное количество ремейков, в том числе и одноименное фантастическое аниме.

Самый известный самурай-герой - слепой массажист-фехтовальщик Дзатойти, о котором было снято 26 оригинальных фильмов и сериал из 112 серий. Последний и лучший из ремейков картины - одиннадцатый по счету фильм Такеши Китано под названием "Затойчи" (2003).

Одно из самых интересных самурайских аниме - Samurai Champloo . Мульт рассказывает о приключениях вспыльчивого и вечно голодного мужлана-брейкдансера Мугэна, благородного, но таинственного ронина Дзина и милой девушке Фуу, которая ищет самурая, пахнущего подсолнухами.

"Шестиструнный самурай". Фото: imdb.com

В американском кинематографе самурайской теме также уделено особое место. Помимо множества ремейков и фильмов, основанных на самурайских легендах, есть картины с оригинальными сценариями: "Пес-призрак: Путь самурая" (1999) Джима Джармуша, "Последний самурай" (2003) с Томом Крузом в главной роли, а также комедийных пост-апокалиптический боевик "Шестиструнный самурай" (Six-string Samurai).

Дмитрий Кокоулин

Вспоминается отрывок из Виктора Пелевина

Замечательные слова. Да, так вот, с того самого момента мне все уже

стало окончательно ясно. Но существуют правила, строгие правила, и я обязан был задать вам положенные вопросы. Теперь я должен сказать вам следующее, - продолжал Кавабата. - Поскольку я уже упомянул, что наша фирма - на самом деле скорее клан, наши сотрудники - скорее не сотрудники, а члены клана. И обязательства, которые они берут на себя, тоже отличаются от обычных обязательств, которые берет на себя наемный работник. Попросту сказать, мы принимаем вас в члены нашего клана, одного из самых древних в

Японии. Вакантная должность, которую вы займете, называется "помощник менеджера по делам северных варваров". Разумеется, такое название может показаться вам обидным, но такова традиция, которой больше лет, чем городу

Москве. Кстати, красивый город, особенно летом. Это должность самурая, и ее не может занимать простолюдин. Поэтому, если вы готовы выполнять ее, я произведу вас в самураи.

А в чем заключается эта работа?

О, ничего сложного, - сказал Кавабата. - Бумаги, клиенты. Внешне все, как в других фирмах, за исключением того, что ваше внутреннее отношение к происходящему должно соответствовать гармонии космоса.

А сколько платят? - спросил Сердюк.

Вы будете получать двести пятьдесят коку риса в год, - сказал Кавабата, и на секунду зажмурился, что-то считая. - В ваших долларах это что-то вроде сорока тысяч.

Долларами?

Как пожелаете, - сказал Кавабата, пожав плечами.

Согласен, - сказал Сердюк.

Другого я и не ждал. Теперь скажите мне - готовы ли вы признать себя самураем клана Тайра?

Готовы ли вы связать с нашим кланом свою жизнь и смерть?

"Ну и ритуалы у них, - подумал Сердюк. - Когда ж они время находят телевизоры делать?"

Готов, - сказал он.

Готовы ли вы будете, как настоящий мужчина, бросить эфемерный цветок этой жизни в пустоту за краем обрыва, если к этому вас призовет ваше гири? - спросил Кавабата и кивнул на гравюру.

Сердюк еще раз посмотрел на нее.

Готов, - сказал он. - Конечно. Цветок с обрыва - запросто.

Клянетесь?

Клянусь.

Превосходно, - сказал Кавабата, - превосходно. Теперь осталась только одна маленькая формальность, и все. Нужно получить подтверждение из

Японии. Но это займет всего несколько минут.

Он сел за факс, нашарил в стопке бумаг чистый лист, а потом в его руке откуда-то появилась кисточка. Сердюк переменил позу. От долгого сидения на полу у него затекли

ноги, и он подумал, что надо будет выяснить у Кавабаты, нельзя ли приносить с собой на работу маленький-маленький табурет. Потом он поглядел

вокруг в поисках остатков сакэ, но бутылка, в которой еще оставалась немного, куда-то исчезла. Кавабата возился над листом, и Сердюк поостерегся спрашивать - никакой. уверенности, что он при этом не нарушит ритуала, у него не было. Ему вспомнилась только что данная им цветистая клятва. "Господи, - подумал он, - сколько же всяких клятв я давал в жизни!

За дело коммунистической партии бороться обещал? Раз пять, наверно, если с самого детства посчитать. Жениться на Маше обещал? Обещал. А вчера, после Чистых прудов, когда с этими идиотами пили, тоже ведь обещал, что потом на мои деньги еще одну возьмем. А сейчас вон до чего дошло. Цветок с обрыва".

Кавабата между тем закончил водить кисточкой по листу, подул на него и показал Сердюку. На листе черной тушью была нарисована большая хризантема.

Что это? - спросил Сердюк.

О, - сказала Кавабата. - Это хризантема. Понимаете ли, когда наша семья пополняется новым членом, это такая радость для всего клана Тайра, что неуместно доверять ее значкам на бумаге. В таких случаях, чтобы послать сообщение руководству, мы обычно рисуем на бумаге цветок. Это, кроме того, тот самый цветок, о котором мы говорили только что. Он символизирует вашу жизнь, принадлежащую теперь клану Тайра, и одновременно как бы удостоверяет ваше окончательное осознание ее быстротечной

эфемерности...

Понял, - сказал Сердюк.

Кавабата еще раз подул на лист, затем вложил его в щель факса и принялся набирать какой-то чрезвычайно длинный номер.

Получилось у него только с третьего раза. Факс зажужжал, в его углу замигала зеленая лампочка, и лист медленно уполз в черную щель.

Кавабата сосредоточенно смотрел на аппарат, не шевелясь и не меняя позы. Прошло несколько томительно долгих минут, а потом факс зажужжал

снова, и откуда-то из под его черного дна полез другой лист бумаги. Сердюк сразу понял, что это ответ.

Дождавшись, пока лист вылезет на всю длину, Кавабата выдернул его из машины, глянул на него и медленно перевел глаза на Сердюка.

Поздравляю, - сказал он, - искренне вас поздравляю! Ответ самый благоприятный.

Он протянул лист Сердюку. Сердюк взял его в руку и увидел другой рисунок - на этот раз это была длинная полусогнутая палка с какими-то узорами и торчащими возле одного края выступами.

Что это? - спросил он.

Это меч, - торжественно сказал Кавабата, - символ вашего нового статуса в жизни. А поскольку никаких сомнений в таком исходе переговоров у

меня не было, позвольте вручить вам ваше, так сказать, удостоверение.

С этими словами Кавабата протянул Сердюку тот самый короткий меч, который он купил в жестяном павильоне.

То ли из-за пристального и немигающего взгляда Кавабаты, то ли вследствие какой-то химической реакции в перенасыщенном алкоголем

организме, Сердюк вдруг осознал всю важность и торжественность момента. Он хотел было встать на колени, но вовремя вспомнил, что так делали не японцы, а средневековые европейские рыцари, да и то, если вдуматься, не они сами, а изображавшие их в каком-то невыносимо советском фильме актеры с Одесской киностудии. Поэтому он просто протянул руки вперед и осторожно взял в них холодный инструмент смерти. На ножнах был рисунок, которого он

не заметил раньше. Это были три летящих журавля - золотая проволока, вдавленная в черный лак ножен, образовывала легкий и стремительный контур

необычайной красоты.

В этих ножнах - ваша душа, - сказал Кавабата, по-прежнему глядя Сердюку прямо в глаза.

Какой красивый рисунок, - сказал Сердюк. - Даже, знаете, песню одну вспомнил, про журавлей. Как там было-то... И в их строю есть промежуток

малый - быть может, это место для меня...

Да-да, - подхватил Кавабата. - А и нужен ли человеку больший

промежуток? Господи Шакьямуне, весь этот мир со всеми его проблемами легко поместится между двумя журавлями, что там - он затеряется между перьями на

крыле любого из них... Как поэтичен этот вечер! Не выпить ли нам еще? За то место в журавлином строю, которое вы наконец обрели?

Самураи были гораздо более сложным классом, чем представление современного общества о самоотверженном военном сословии. Хотя они иногда были легендарными войнами, которые ставили честь превыше всего, среди них также были наёмники, охотившиеся за золотом, пираты, путешественники, христиане, политики, убийцы и бомжи.

10. Самураи не были настолько элитными

Несмотря на то, что мы думаем о самураях как об элитной боевой силе, большинство армии Японии были пешими воинами, называемыми асигару (ashigaru), и именно пехотинцы выигрывали войны.

Асигару начинался как общий сброд разношёрстных людей, приведённый с рисовых полей, но когда даймё поняли, что хорошо обученная постоянная армия была лучше случайных необученных воинов, они обучили их воевать. В древней Японии было три вида воинов: самураи, асигару и дзи-самураи. Дзи-самураи были самураями лишь тогда, когда это было необходимо, работая в качестве фермеров остальную часть года.

Когда дзи-самурай решал стать полноценным самураем, он присоединялся к асигару, а не к рядам своих более богатых коллег. Дзи-самураи, конечно были не настолько уважаемы, как истинные самураи, но их ассимиляция в асигару едва ли была понижением в статусе. Японские асигару были почти на равных условиях с самураями. В некоторых районах, эти два класса даже нельзя было различить.

Военная служба в качестве асигару была одним из путей, чтобы подняться по социальной лестнице феодальной Японии, кульминацией которой стало событие, когда Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), сын асигару, поднялся настолько высоко, что стал выдающимся правителем Японии. Затем он выбил лестницу из-под тех, кто на тот момент не был самураем, заморозив, таким образом, распределение социальных классов Японии.

9. Христианские самураи


Фотография: Боак Мариндюк (Boac Marinduque)

Приход миссионеров-иезуитов на юг Японии привёл к тому, что некоторые даймё приняли христианство. Их обращение, возможно, было более практичным, чем религиозным, так как связь с христианским миром означала доступ к европейской военной технике. Принявший христианскую веру даймё, Арима Харунобу (Arima Harunobu) выставил европейские пушки, для использования против своих врагов в битве при Окиты-Навате (Okita-Nawate). Поскольку Харунобу был христианином, миссионер-иезуит присутствовал на сражении и записывал как его самурай, довольно ошибочно преклонял колени и читал молитву Господню перед каждым выстрелом, который они совершали из своих драгоценных пушек.

Верность христианству помешала даймё Дом Джусто Такаяма (Dom Justo Takayama) действовать также как любой другой военачальник-самурай во время его правления. Когда Япония выгнала христианских миссионеров и заставила японских христиан отречься от веры, Такаяма предпочёл сбежать из Японии с 300 другими христианами, но не отказываться от своей веры. В настоящее время рассматривается вопрос о придании Такаяме статуса католического святого.

8. Церемонии осмотра отсечённых голов


Голова врага была доказательством выполненного долга самурая. После битвы головы собирались с плеч их мёртвых владельцев и представлялись даймё, которые наслаждались расслабляющей церемонией просмотра отрубленных голов, чтобы отпраздновать свою победу. Головы тщательно промывали, а их волосы расчёсывали и зубы чернили, что было признаком дворянства. Каждую голову затем устанавливали на небольшой деревянный держатель и помечали именами жертвы и убийцы. Если времени было мало, устраивалась поспешная церемония, во время которой головы расставляли на листьях, чтобы они впитали в себя кровь.

В одном случае, просмотр завоёванных голов привёл к тому, что даймё потерял свою собственную. После взятия двух фортов Ода Нобунаги (Oda Nobunaga), даймё Имагава Ёсимото (Imagawa Yoshimoto) провёл марш к церемонии просмотра голов и музыкального представления. К сожалению, для Ёсимото, остальная часть сил Нобунага выдвинулась и совершила внезапное нападение, в то время как головы готовились для просмотра. Силы Нобунаги подкрались прямо к армии Ёсимото и напали после случайной грозы. Затем отрубленная голова Ёсимото стала центральным украшением на церемонии просмотра голов у своего врага.

Система вознаграждения на основе отрубленных голов эксплуатировалась по-чёрному. Некоторые самураи говорили, что голова вражеского пехотинца на самом деле была головой великого героя и надеялись, никто не узнает правду. После того, как самурай на самом деле снимал с плеч ценную голову, он мог покинуть поле боя, так как деньги были уже у него в кармане. Ситуация стала настолько серьёзной, что даймё иногда даже запрещали принятие голов, чтобы их воины сосредотачивались на победе, а не на получении денег.

7. Они отступали во время битв


Многие самураи предпочитали бороться до смерти, чем жить в бесчестии. Даймё, однако, знали, что хорошая военная тактика включала в себя отступление. Тактические и истинные отступления были настолько же распространены в древней Японии, как и везде, особенно когда даймё были в опасности. Помимо того, что он был одним из первых кланов самураев, которые использовали огнестрельное оружие, клан Симадзу (Shimazu) из южной Японии славился использованием отрядов воинов, проводивших ложное отступление, чтобы заманить своих врагов в уязвимое положение.

Отступая, самураи использовали вздымавшийся плащ, называемый хоро, который защищал их от стрел во время бегства на лошадях. Хоро надувался, как воздушный шар, и его защитная изоляция также защищала лошадь. Убить лошадь было легче, чем целиться во всадника, который мог быстро погибнуть, как только его придавливала его же убитая лошадь.

6. Самураи были великолепными


Фотография: Samurai Antique World

В первые годы, самураи произносили долгие речи, описывая родословные воинов до сражений один-на-один. Позже, монгольские нашествия и включение низших классов в войну сделали провозглашение родословных линий самураев непрактичными в бою. Желая сохранить свой важный статус, некоторые воины начали носить флаги на спине, на которых была подробно описана их родословная. Однако, так как противники, вероятно, не были заинтересованы в чтении семейных историй в пылу сражения, практика так никогда и не прижилась.

В 16 веке воины начали носить сасимоно, небольшие флажки, которые были предназначены для ношения на спине самурая, чтобы отобразить их личность. Самураи шли на многое, чтобы выделиться из толпы, и сасимоно не ограничивались только флагами, они также включали в себя такие предметы, как веера и деревянные изделия в виде солнца с лучами. Многие шли ещё дальше и отмечали свою личность витиеватыми шлемами с рогами оленей, буйволов, павлиньими перьями - в ход шло всё, что помогало привлечь достойного противника, чьё поражение обеспечивало им честь и богатство.

5. Самураи-пираты


Примерно вначале 13-го века монгольское нашествие отодвинуло от своего побережья корейскую армию. Из-за неурожая в Японии осталось мало пищи, и, учитывая тот факт, что столица располагалась далеко на востоке, безработные ронины на западе начали отчаянно нуждаться в доходе и при слабом надзоре. Всё это привело к зарождению эры азиатской пиратства, главными игрокам которой были самураи.

Пираты, которых называли вокоу (wokou) вызвали столько хаоса, что именно из-за них появились многие международные споры между Китаем, Кореей и Японией. Несмотря на то, что вокоу со временем начали включать в себя всё большее число других национальностей, ранние рейды проводились в первую очередь японцами и продолжались в течение многих лет, так как пираты были под защитой местных семей самураев.

Корея, в конечном итоге, перешла под контроль монголов. После этого врагом вокоу стал Хубилай (Kublai Khan), которому корейские послы сообщили, что японцы были «жестокими и кровожадными» и монголы начали нашествие на японские берега.

Вторжение не удалось, однако оно помогло приостановить дальнейшие рейды вокоу вплоть до 14-го века. К тому времени вокоу были смешанной группой людей из разных частей Азии. Однако, из-за того, что они совершали свои многочисленные вторжения в Корею и Китай с японских островов, император Мин (Ming) пригрозил вторжением в Японию, если ей не удастся решить свою проблему с пиратами.

4. Харакири активно порицалось


Харакири, или ритуальное самоубийство, было способом самурая сохранить свою честь после определённого поражения. Все в любом случае вели на него охоту, и ему было нечего терять за исключением нервов перед процедурой вываливания своих кишок на пол. Однако в то время как самураи были готовы покончить жизнь самоубийством этим почётным способом, даймё больше беспокоились о сохранении своих армий. Самые известные исторические примеры массовых самоубийств отодвигают на задний план простую истину, состоящую в том, что не было никакого смысла в том, чтобы терять талантливых воинов. Победившие в битве даймё зачастую хотели, чтобы враги приносили им клятву верности, а не совершали харакири.

Одним из видов харакири был джунси (junshi). Совершая этот тип самоубийства, самурай следовал за своим павшим владыкой в загробную жизнь. Это было весьма проблематичным для наследника владыки. Вместо того, чтобы унаследовать армию самураев своего отца, у него оказывался двор, полный трупов лучших воинов. А учитывая тот факт, что новый даймё был обязан честью финансово поддерживать семью павшего самурая, джунси также было непривлекательной финансовой перспективой. В конце концов, практика джунси была запрещена сёгунатом Токугава (Tokugawa shogunate), хотя это и не остановило некоторых самураев от следования ей.

3. Самураи за границей


В то время как самураи, состоявшие на службе, редко покидали территорию своего даймё, за исключением вторжений на чужие территории, многие ронины искали счастья за рубежом. Среди первых зарубежных стран, которые начали нанимать самураев, была Испания. В заговоре с целью завоевать Китай для христианского мира, испанские лидеры на Филиппинах добавили тысячи самураев в многонациональные силы вторжения. Вторжение так никогда и не началось из-за отсутствия поддержки со стороны испанской короны, но другие самураи-наёмники часто служили под испанским флагом.

Самураи удачи особенно отличились в древнем Таиланде, где японский гарнизон самураев, состоявший приблизительно из 1500 человек помогал в военных походах. Колония состояла в основном из ронинов, искавших счастья за рубежом и христиан, спасавшихся от сёгуната. Военная поддержка, оказанная тайскому королю лидером Ямада Нагамаса (Yamada Nagamasa) принесла ему как принцессу, так и дворянский титул. Нагамасе дали власть над областью на юге Таиланда, но после выбора проигравшей стороны в войне за наследство, он скончался от полученных ранений в бою. После его смерти японское присутствие в Таиланде быстро уменьшилось, так как многие бежали в соседнюю Камбоджу, из-за того, что новый король был настроен против японцев.

2. Поздние самураи были бедными и могли убивать крестьян


Фотография: PHGCOM /Wikimedia

После того как Япония была объединена, самураям, которые зарабатывали на жизнь участием в бесконечных гражданских войнах своей страны, оказалось не с кем бороться. Отсутствие войны означало отсутствие голов. А отсутствие голов означало отсутствие денег, и немногие счастливчики из тысяч японских самураев, которые сохранили свои рабочие места, теперь работали на даймё, плативших им рисом.

По закону, самураям было запрещено работать, чтобы поддерживать себя. Торговля и сельское хозяйство считались крестьянской работой, из-за чего единственным источником дохода самурая стали фиксированные выплаты рисом в экономике быстро переходившей на торговлю с помощью монет. На горстку риса уже нельзя было купить столько сакэ, как можно было в прежние времена, поэтому самураи вынуждены были обменивать свой рис на реальные деньги. К сожалению, для высшего класса, находившегося под сильным давлением, дарить хорошие подарки, обладать качественными вещами, и носить стильную одежду было частью должностной обязанности самурая. Поэтому в период Эдо многие самураи попали в чёрную дыру долга у кредиторов.

Это может объяснить то, почему им дали право кирисуте гомен (kirisute gomen), юридическое право на убийство дерзких простолюдинов. Это было заманчивым правом для разорённых самураев, которые теперь могли покрыть свои долги с помощью меча. Тем не менее, документально подтвержденные случаи использования этого права практически отсутствуют, поэтому, кажется, что в целом самураи не использовали это право.

1. Как всё это закончилось


На протяжении приблизительно последних 250 лет своего существования, самураи постепенно превращались в поэтов, учёных и чиновников. Хагакурэ (Hagakure), возможно, величайшая книга о том, как быть самураем, представляла собой комментарии самурая, который прожил и умер, так и не приняв участия ни в одной войне.

Тем не менее, самураи оставались военным классом Японии и, несмотря на преобладающий мир, некоторые из лучших фехтовальщиков Японии были именно из эпохи Эдо. Те самураи, которые не хотели менять свою катану на перо, усердно обучались фехтованию, дрались на дуэлях, чтобы завоевать достаточно славы для открытия своих собственных боевых школ. Самая известная книга о японском ведении войны, «Книга Пяти Колец» (The Book of Five Rings), появилась в этот период. Автор Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi) считался одним из величайших фехтовальщиков Японии, он участвовал в двух из нескольких крупных сражений того периода, а также в многочисленных дуэлях.

Между тем, те, самураи, которые ступили на политическую арену, неуклонно росли во власти. В конце концов, они набрали достаточно силы, чтобы бросить вызов сёгунату. Им удалось свергнуть его, сражаясь во имя императора. Свергнув правительство и поставив номинального императора, они, по сути, захватили контроль над Японией.

Этот шаг, наряду с многочисленными другими факторами, обозначил начало модернизации Японии. К сожалению, для остальных самураев, модернизация включала в себя призывную армию в западном стиле, что резко ослабило военный класс Японии.

Растущие разочарования самураев, наконец, завершились Сацумским Восстанием (Satsuma Rebellion), очень свободно изображённым в фильме «Последний самурай». Несмотря на то, что реальное восстание значительно отличалось от того, как его изобразили в Голливуде, можно с уверенностью сказать, что самураи, верные своему воинскому духу, закончили своё существование яркой вспышкой славы.

Кто не знает о могучих самураях, вооруженных смертоносной катаной, нагинатой или луком, живущих в строгости и преданных до последнего вздоха? Класс воинов-самураев официально прекратил свое существование в 1870-х годах, но отголоски самурайского кодекса чести и чувства долга можно найти в Японии (да и где угодно) по сей день. В наши дни быть самураем непросто, однако дисциплина и сильное чувство долга помогут вам выработать истинно самурайские добродетели и развить свои таланты, чтобы использовать их во благо.

Шаги

Жить как самурай

    Живите по принципу "ги" ("справедливость"). В прошлом самураи жили в соответствии с кодексом моральных и этических норм под названием бусидо (ударение на О). Сейчас, когда эпоха самураев давно миновала, основные добродетели, провозглашенные бусидо, по-прежнему могут служить основой достойной и честной жизни. Первая из этих добродетелей – справедливость. Самурай всегда стремится поступать правильно, даже (и особенно) когда это тяжело. Когда самурай принимает сложное решение, он выбирает честный и справедливый путь, даже если это не лучший путь для него лично.

    • Пример из современной жизни: Катя случайно допускает ошибку, заполняя запрос на участие в учебной программе и указывает, что ее средний балл равен 3,9, хотя на самом деле он составляет 3,5. Впоследствии она обнаруживает это, но лишь после того, как форма отправлена. Катя знает, что более высокий балл дает больше шансов, и уверена, что никто не заметит ошибку, однако она пишет в учебный отдел по электронной почте и сообщает о ней, чтобы не получить незаслуженного преимущества и поступить по чести.
  1. Живите по принципу "ю" ("мужество"). Самурай не бежит прочь от трудностей. Даже перед лицом сложных или опасных обстоятельств и малых шансов на успех он сохраняет лицо и делает все, чтобы исполнить свой долг. Это не значит, что самураю неведом страх. Бояться свойственно каждому человеку. Однако даже когда самураю страшно, он готов перебороть свой страх и сделать все, что зависит от него.

    • Пример из современной жизни: Денис боится выходить на поле во втором тайме: его команда пропустила уже четыре мяча, ребята из команды соперников обзывают его после каждого матча, к тому же он знает, что тренер устроит ему нагоняй из-за допущенных в первом тайме ошибок. Недолго поколебавшись, юный футболист возвращается на поле с гордо поднятой головой. Теперь у него одна цель – сыграть второй тайм как можно лучше, несмотря на страх и огромный разрыв в счете.
  2. Живите по принципу "дзин" ("доброта", "великодушие"). Сейчас мы чаще всего вспоминаем беспощадность самураев в битве, но в повседневной жизни они вовсе не были жестокими. Идеальный самурай всегда был добрым (но не теряющим достоинства) другом своей семье, знакомым и незнакомцам, и относился к ним с любовью и состраданием. Вы можете сделать "дзин" частью вашей жизни, проявляя доброту к окружающим, даже к тем, кто не очень этого заслуживает.

    • Пример из современной жизни: В класс приходит новенький, странный во всех отношениях: он ни с кем не общается, слишком нервничает, когда его вызывают к доске, и, похоже, довольно редко моется. Светлана видит его на перемене сидящим в уголке и решает подойти и попробовать заговорить. Неизвестно, окажется ли он хорошим парнем, просто очень стеснительным, или от его странностей и впрямь лучше держаться подальше – в любом случае, он заслуживает такого же участия, как любой из Светланиных друзей.
  3. Живите по принципу "рэй" ("уважение", "почтение"). Верите вы или нет, но в повседневном общении самураи стремились быть, как бы мы сейчас сказали, настоящими джентльменами, подобно тому, как в бою они стремились быть непобедимыми воинами. Если добродетель "дзин" предписывала великодушное отношение к людям в общем, то "рэй" точно регламентировала поведение и этикет в соответствии с представлениями о вежливости в Японии той эпохи. Умение вести себя на чайной церемонии феодальных времен вряд ли вам пригодится, но вы можете следовать принципу "рэй" в современной версии, соблюдая правила этикета и хорошего тона, принятые в наши дни.

    • Пример из современной жизни: Пожилая кассирша в соседнем супермаркете отчего-то не любит Киру. Всякий раз, когда девушка выкладывает из корзины свои покупки, она хмурится и сердито бросает: "Это все?" Кира не знает, в чем дело: возможно, той не нравится ее внешность, или в прошлом Кира сказала нечто, что ей не понравилось, или же проблема вовсе не в Кире. В любом случае, девушка каждый день улыбается ей и вежливо здоровается. Возможно, когда-нибудь пожилая дама ответит ей тем же.
  4. Живите по принципу "макото" ("честность"). Истинный самурай честен в словах и в поступках. Бусидо гласит, что он всегда должен говорить правду, никогда не должен осознанно лгать и не совершит преднамеренно ничего, что может обмануть или ввести в заблуждение другого человека. Поступать в соответствии с "макото" – значит уважать законы окружающего мира. Природа и космос никогда не лгут; не должен лгать и самурай.

    • Пример из современной жизни: После работы коллега просит Сергея сказать по телефону его девушке (Сергей с ней знаком), что накануне вечером они пошли вместе выпить в бар и засиделись там до закрытия. Сергей, на самом деле проведший вечер дома с семьей, извиняется и отказывается говорить неправду. Коллега недоволен, но молодой человек стоит на своем. Он не станет рассказывать заведомую ложь, тем более чтобы скрыть чей-то аморальный поступок.
  5. Живите по принципу "мэйе" ("честь", "благородство"). Самурай ценил свою честь превыше всего, даже собственной жизни. Все усилия его были направлены на завоевание восхищения и уважения благодаря своей силе, способностям и добродетелям. Бесчестие было нельзя пережить. Если самурай терпел поражение (например, в важном сражении за дайме , своего господина), то достойным способом сохранить честь считалось сэппуку – ритуальное самоубийство путем вспарывания живота. Разумеется, для современного мира это слишком радикально, и мы ни в коей мере не призываем вас расставаться с жизнью, что бы ни случилось. Если вы хотите жить как самурай, просто отдавайте себе отчет в каждом поступке и старайтесь ничем не запятнать свою честь и репутацию.

    • Пример из современной жизни: Однажды Ирина приходит домой с занятий и находит приглашение на костюмированную вечеринку от компании сокурсниц, с которыми давно хотела подружиться. Вначале радость переполняет ее, но потом она видит, что организаторы вечеринки выбрали грязную тему, оскорбительную для людей другой национальности. Ирина умирает от желания быть допущенной в этот клуб для избранных, но она решительно отказывается от вечеринки и присоединяется к куда менее престижной компании: она ни за что не допустит, чтобы ее имя было связано с ксенофобией и расизмом.
  6. Живите по принципу "тюнги" ("преданность"). Главным для самурая было сохранить верность господину и своему клану. Самурай должен был беспрекословно подчиняться приказам своего дайме. Он даже подписывал с ним особый контракт, где клятва верности с обеих сторон скреплялась кровью. В наши дни такая чрезмерная преданность более не в ходу, но вы можете следовать "тюнги", храня верность людям, с которыми вы связаны, – членам семьи, друзьям и тем, кто зависит от вас.

    • Пример из современной жизни: У Тимофея всегда были сложные отношения с сыном. Его попытки помочь сыну сделать правильный выбор всегда оканчивались бурными ссорами. Теперь молодой человек женится на женщине, о которой Тимофей ничего не знает, да и не хочет знать. Но, несмотря на такое отчуждение, он все же решает пойти на свадьбу: это его сын, и он все равно его любит.

    Выглядеть как самурай

    1. Носите традиционные самурайские доспехи. Намерены ли вы в точности воссоздать снаряжение самурая или всего лишь ищите идеи для маскарадного костюма, вам нужно для начала получить общее представление. Итак, к важнейшим частям самурайских доспехов относятся следующие.

      Носите шлем кабуто . Шлем самурая позволяет безошибочно отличить его от другихв воинов на поле боя. Типичный самурайский кабуто обычно имел козырек, декоративную эмблему или герб спереди и назатыльник (сикоро ), который спускался от края шлема в форме соединенных между собой металлических полосок, призванных защитить шею самурая. В макушке шлема часто имелось небольшое отверстие для собранных особым образом волос.

      • Если вы мастерите шлем своими руками, за его основу можно взять старый велосипедный шлем. Оклейте шлем папье-маше, затем покрасьте в подходящий цвет – черный, красный, коричневый или бронзовый. Вырежьте из картона или фольги декоративный герб и наклейте его спереди. Наконец, нарежьте много полосок из бумаги или фольги и прикрепите их полукругом к затылочной и боковым сторонам шлема.
    2. Носите маску мэнгу . Вообразите себе ужас врага, когда он встречается лицом к лицу с самураем и видит холодные глаза железной маски, застывшей в жуткой гримасе! Обычно мэнгу носили не только чтобы защитить лицо и шею в битве, но и чтобы напугать противника. Поэтому такая маска могла иметь устрашающий вид, например, изображать оскаленного демона.

      • Настоящие мэнгу обычно делали из металла или кожи, но вы можете сделать маску из гипса. Просто сделайте слепок шеи, подбородка и нижней половины лица, а когда маска высохнет, покрасьте ее в цвет своих доспехов. Можете подробнее почитать о том, как делается гипсовая маска.
    3. Обзаведитесь повседневной одеждой. Когда самурай не сражался, он обычно носил традиционный костюм, состоящий из хорошо знакомого большинству из нас кимоно и хакама . Хакама – это разновидность штанов свободного покроя, в которые заправляют кимоно. На талии их удерживают ленты, которые завязывают узлами. Обычно хакама имеют спереди пять складок: три с правой стороны и две с левой.

      • Конечно, в обыкновенном магазине одежды вы не найдете кимоно и хакама, но их можно купить через Интернет, например, на Amazon или Ebay.
      • вы найдете указания, как правильно завязывать хакама.
    4. Сделайте самурайскую прическу тенмагэ . Мужчины-самураи носили, как правило, длинные волосы, которые завязывали на макушке в тугой пучок. Пучок иногда фиксировали декоративной тканью или лентой, но самым распространенным был простой шнурок. Почитайте на нашем сайте о том, как сделать современный вариант такой прически.

      • Если вы на полном серьезе решили принять образ самурая, можете выбрить волосы ото лба до макушки, оставив их только на затылке и по бокам и нося их собранными в маленький пучок. В прежние времена эта традиционная прическа была в японском обществе знаком высокого статуса, но чтобы носить ее в наши дни, потребуется немало смелости и уверенности в себе.

    Драться как самурай

    1. Деритесь только за правое дело. Легендарные самураи, такие как Минамото-но Тамэтомо или Токугава Иэясу, прославились как сильные, бесстрашные и умелые воины, за годы сражений добившиеся величайшего мастерства в бою. Однако это мастерство никогда не дается самураю ценой его чести. Он не запятнает свою репутацию (и, что гораздо важнее, репутацию тех, кому он верен), используя силу в низких, эгоистичных, постыдных целях. Вот несколько примеров, за что может и не может драться самурай.

      • Самурай может применить силу, чтобы:
      • Защитить других от опасности
      • Предотвратить опасную ситуацию
      • Защитить честь друга или члена семьи
      • Самурай не должен :
      • Бить людей из-за денег
      • Драться, чтобы почувствовать свое превосходство или выпустить гнев
      • Драться из-за пустяков и мелких обид
    2. Поддерживайте физическую форму. Чтобы сражаться как самурай, вы должны начать с тренировки силы и выносливости. Самурай не сможет защитить своих близких, если он будет слишком слаб и в недостаточно хорошей форме, чтобы противостоять противнику. В идеале ему нужно постоянно следить за собой, тренироваться хотя бы несколько раз в неделю, чтобы развить силу мышц и выносливость. Кроме того, самурай должен внимательно следить за своим питанием и стремиться к тому, чтобы быть худощавым, но мускулистым.

      • Научитесь правильно тренироваться. Узнайте, как выполнять силовые и аэробные упражнения.
      • Научитесь правильно питаться. Рацион самурая должен быть богат белковой пищей, цельными злаками и полезными жирами. Ему нужно поддерживать уровень калорий, достаточный для физических нагрузок, и при этом оставаться худым.
    3. Научитесь боевому искусству. Настоящему самураю не требовалось оружие – если нужно, он был готов победить вооруженных с ног до головы врагов голыми руками. Владея боевым единоборством, вы станете грозным соперником даже без оружия. Кроме того, в процессе тренировок вы разовьете в себе силу духа и самодисциплину, которые могут сослужить вам добрую службу в сложных и опасных ситуациях.

      Попробуйте овладеть традиционным оружием самураев. Самураи в совершенстве владели искусством убивать с помощью самого разнообразного оружия. К нему относятся нагината (клинок на длинной рукояти), лук и знаменитый меч катана. В современных условиях это оружие неэффективно или, как минимум, непрактично, однако вы можете научиться использовать его в церемониальных целях или как дань традиции.

    4. В качестве альтернативы научитесь пользоваться современным оружием. В наше время и оружие, и боевые действия совсем не те, что были в феодальной Японии. Абсолютное преобладание огнестрельного оружия, существование мощной артиллерии, авиации и других современных изобретений делают традиционную самурайскую технику часто бесполезной. Впрочем, самурай наших дней может взять за образец поведение и дисциплину самураев прошлого, но использовать при этом оружие настоящего.

      • Тема оружия в современном мире слишком обширна, чтобы затрагивать ее в этой статье. Однако, говоря об огнестрельном оружии, важно отметить: никогда не покупайте его и не носите при себе, если вы не уверены на сто процентов, что сможете соблюсти все требования безопасного обращения и хранения (и тем более, если у вас нет на него разрешения). Сначала почитайте подробнее о правильном обращении с огнестрельным оружием.
      • Вы хотите научиться настоящему ведению боя, а не просто потренироваться иногда на стрельбище? Если возраст и здоровье позволяют, идите в армию! Здесь вы научитесь и тактике, и действиям в боевых условиях, и обращению с оружием.
    5. Сражайтесь, не боясь быть побежденным. Величайшие воины-самураи сражались, забывая о смерти. Для них не было разницы, жить или погибнуть в бою, и потому они были столь бесстрашны. Сейчас, если вы не цените свою жизнь, это уже не считается ни мудрым, ни благородным. Однако замените "смерть" на "последствия" и сражайтесь, не боясь их. Иными словами, старайтесь не думать об опасности или возможном поражении. Вместо этого сконцентрируйтесь на единственной цели: на победе.

      • Разумеется, речь идет только о сражении ради благородных целей. Это совет не означает , что в стремлении уподобиться самураю вы можете нарушать закон или принципы поведения в обществе.
    • Хотя самураи и были воинами, избегайте драк. Деритесь только в том случае, если у вас нет другого выбора. Настоящий самурай не злоупотребляет силой.

Уже в детстве сын воина - самурая получал один или два (в зависимости от ранга отца) маленьких игрушечных меча, вырезанных из дерева. Это приучало юного самурая любить своё оружие - мечи, принадлежность сословия воинов. От самурайского юношества требовали систематически тренироваться, чтобы овладеть военным искусством, быть всесторонне подготовленным для пользования оружием, физически сильным и ловким. Молодые самураи должны были в совершенстве владеть приёмами фехтования (на мечах и алебардах), стрелять из лука, знать дзю-дзюцу, уметь обращаться с копьём, ездить верхом (для юношей из самурайских семей высокого ранга), обладать знанием тактики. Обучение начиналось обычно с восьми лет и продолжалось до 15 лет.

В 15 лет воспитание молодого самурая считалось законченным. Он получал настоящие боевые мечи, с которыми не должен был расставаться всю жизнь; девушке вручался короткий кинжал - принадлежность каждой женщины сословия воинов. Юноша переходил в новую возрастную группу - общество взрослых. Получив оружие и пройдя обряд инициации, молодой самурай обретал свободу и независимость в действиях, был преисполнен чувства самоуважения и ответственности. Он становился полноправным членом своего сословия.

Основным наступательным оружием самурайских дружин средневековья были копьё и меч, применявшиеся для ближнего боя, и лук со стрелами, использовавшиеся в борьбе с противником на расстоянии.

Меч для самурая был наибольшей ценностью - и как вооружение профессионального воина, разящее врага и защищающее одновременно жизнь его обладателя, и как символ сословия воинов, эмблема доблести, чести, могущества и храбрости, неоднократно воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах.

С глубокой древности меч рассматривался японцами как священное оружие - подарок «солнечной богини» своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места; приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы.

Древний японский меч (цуруги, или кэн), находимый часто при археологических раскопках в дольменах и гробницах среди другого сопроводительного похоронного инвентаря, напоминал старинные китайские обоюдоострые мечи. Для него была характерна прямая форма лезвия и двусторонняя заточка. Такой меч воины носили на спине (наискось), а когда его нужно было пустить в ход, брались за рукоять обеими руками. Впоследствии клинок стали затачивать с одной стороны.

Японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к господствующему классу, и был в феодальное время выражением во всех отношениях привилегией этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или придворных. На многие мечи мастера ковки наносили символические рисунки, имевшие смысл магических формул. Назначением этих рисунков было отгонять всё злое и призывать благо, поставить хозяина меча под влияние благих сил и избавить его от воздействия дурных. Первостепенную роль играли изображения небесных светил, способных оказать в соответствии с воззрениями китайской мифологии влияние на земную жизнь людей.

Режущие качества клинка и твёрдость руки самурая проверяли обычно на трупах убитых в бою противников или трупах преступников. Хорошим мечом самурай мог перерубить три положенных один на другой трупа. В поединках и на войне буси старались ударить мечом так, чтобы разрубить тело врага от плеча до пояса или от плеча до сердца.

В период господства Сёгунов Асикага утвердилась традиция ношения воинами двух мечей, которые стали общей привилегией самурайства. Первоначально второй меч считался запасным, но потом это положение утвердилось как обычай двумечия. Оба меча назывались «дайсё-но косимоно», т.е. «большой и малый мечи», носимые (заткнутыми) за поясом (сокр. - дайсё). Длинный меч (катана), предназначался для ведения боевых действий, короткий (вакидзаси) - для отрезания голов убитых и харакири. Кроме двух мечей, самураи носили иногда и третий - танто, служивший кинжалом.

Существенной деталью военного меча являлась круглая гарда (цуба), защищавшая кисть руки. Со временем цубы и украшения меча (эфесы - цука, головка рукоятки - футигасира, мэнуки и т.д.) стали изготовляться особыми мастерами-оружейниками и превратились в настоящее произведения искусства, собираемые коллекционерами многих стран.

Длина лезвий самурайских мечей не была стандартной, она колебалась довольно значительно (от 63 до 80 см.). Борьба самураев была чаще схваткой одиночек, поэтому каждый самурай заказывал себе то оружие, которое было для него удобным и отвечало его вкусам, вносил в исполнение меча свои собственные идеи.

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

Не менее важным, чем меч, в вооружении самурая был большой лук, сохранивший свои размеры и форму с древних времён. Наиболее характерными для больших японских луков было расположение места стрельбы, которое помещалось не в середине, а немного ниже центра лука. Уже у древнейших луков верхняя их часть имела 36 обмотанных тростником участков, помещавшихся ниже места, за которое брались рукой.

В отличие от лука колчаны для стрел были весьма разнообразны. Их изготовляли из дерева с матерчатой обивкой, плели из ивовых прутьев или бамбука. На войне самураи носили два колчана: на боку - маленький, сплетённый из ивы, и на спине - большой. Спинной колчан прикреплялся сзади с таким расчётом, чтобы стрелы возвышались над плечом и их можно было легко выхватить. Больше других был распространен колчан, обшитый снаружи мехом - эбира.

Стрелам в зависимости от их назначения (военные, охотничьи, учебные, сигнальные) придавались самые разнообразные формы. Материалом для наконечников служили железо, медь, рог или кость, бамбук и т.д. Боевые стрелы имели стальные наконечники. Кроме обычных стрел, каждый самурай имел в своём колчане особую «родовую стрелу» с его собственным именем, которая не употреблялась как оружие. По этой стреле узнавали убитого на поле битвы, она забиралась победителем в качестве трофея.

В феодальное время лук становится основным оружием самурая. Среди 28 видов военных искусств XVII в. искусство стрельбы из лука занимало первое место, а понятия «война» и «лук и стрелы» (юмия) считались равнозначными. Даже с введением огнестрельного оружия лук не утратил своего значения, так как был более скорострельным и надёжным, нежели заряжающиеся со ствола пищали.

В феодальных средневековых войнах всадники и пехотинцы применяли также копья (яри) - короткие у конных самураев и длинные (около 4 - 6 м.) у асикагу - и алебарды.

Классическое японское копье не гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования ударов и отвода копий противника.

Длина стандартного японского копья 180-240 см, из которых от 15 до 90 приходится на лезвие. В отличие от нагинаты, древко имеет круглое, а не овальное, сечение. Наконечник имеет по всей длине одинаковую ширину и, двухстороннюю заточку. Заканчивается он кинжалообразным острием.

Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри (со яри) и очень широко использовалось, особенно в течение XV в. Столь же было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием, загибающимся вверх. Катакама яри - любимое оружие самураев высокого ранга.

Встречаются и копья с наконечниками в виде букв «L» и «Т», копье с иглообразным лезвием и множеством когтей, и копье с широким лезвием, напоминающим древне корейское копье-секиру, которым можно легко колоть, рубить, цеплять противника обратным движением.

Кроме классических яри в Японии были известны и длинные противокавалерийские пики длиной 3,3 и более метра. Часто это был просто бамбуковый кол.

Начиная с XVI в. в войсках феодалов распространились пушки и ружья с кремниевыми замками (тэппо), завезённые португальцами. Однако это оружие за 300 лет существования не претерпело почти никакого изменения и вплоть до 1860 г. оставалось в том же исполнении, что и в XVI веке. При этом лук и особенно меч не были вытеснены огнестрельным оружием и продолжали оставаться основными в вооружении самурая.

Военное снаряжение пользовалось большим уважением и почитанием. Оно передавалось от отца к сыну по наследству. При большой подвижности отдельных частей доспехов было возможно ношение костюма наследниками и при иной конституции их тела.

Особенности японского военного снаряжения позволяли воину быть более маневренным и подвижным в бою. Самурайские доспехи состояли не из больших металлических пластин, а из мелких пластинок, соединенных вместе, которые покрывались лаком для защиты от ржавчины.

Японское военное снаряжение отличалось рациональностью, которое позволяло воину быть более маневренным и подвижным в бою.

Отдельные пластинки, скреплённые между собой шёлковыми шнурами, делали возможным свободное движение самурая. В японском военном костюме было не очень жарко летом и не холодно зимой. К тому же, в отличие от западноевропейских лат, изготовленных для рыцарей по индивидуальным заказам, эти доспехи было легче приспособить к любой фигуре.

В комплект самурайского военного костюма (ёрои) обычно входили: шлем с подвижной защитой затылка и шеи (кабуто); полумаска с прикреплёнными пластинами для защиты шеи спереди (мэмпо); панцирь (до); наплечники (содэ); латные нарукавники (котэ), набедренник (хаидатэ); наголенники (сунэатэ) и обувь. к этому прибавлялись ещё две пластинки с изображением фамильных гербов воина, которые носили на груди.

К нижней части панциря свободно крепилась шнурами юбка-оборка, закрывавшая низ тела (кусадзури).

Очень часто в бою самураи снимали свой шлем и использовали его вместо щита, защищая лицо от стрел противника.

Ручные щиты применялись в бою редко, так как это препятствовало употреблению двуручного меча. Щитами пользовались обычно только пехотинцы. Большие деревянные щиты (татэ) воины ставили на землю и укрывались за ними от стрел врага.

В снаряжение конного воина, помимо перечисленных выше атрибутов, добавлялась ещё специальная накидка - хоро, прикреплявшаяся сзади на доспехи для защиты всадника от стрел противника, которые могли попасть в стык между частями лат. Эта накидка приблизительно двухметровой длины делалась из материи и укреплялась на шлеме и талии воина. Во время движения хоро раздувалась потоками воздуха парусообразно, гася ударную силу стрелы при попадании в неё. Подобная уникальная форма защиты спины воина от стрел не была известна нигде, кроме Японии.

Немаловажная часть доспеха - боевой раскрас. Светящиеся краски, искусно сделанные украшения, разноцветные гербы «сообщали» об особом ранге их владельца. Наплечники словно крылья, шлем с широкими полями и фантастическими украшениями производили на противника ужасающее впечатление, парализуя боевой дух. Жуткое воздействие на противника оказывала маска самураев, сквозь прорези которой самурай пристальным, леденящим кровь взглядом смотрел на врага.



mob_info