Ритуальная игра в мяч. Ритуальная игра в мяч Стадионы для игр в мяч майя

Понадобились тысячелетия, чтобы футбол приобрел нынешние строгость и тактическую изощренность. Но и древние его виды не забыты. Находится немало желающих побороться за мяч, ничем не стесняя себя. Фото вверху: IMAGE FORUM/EAST NEWS

Трудно поверить, что многих простых вещей, которые нас окружают, когда-то не было и кто-то их придумал. Колесо, например, или мяч. Тем не менее это так. И сам мяч, и игру в него три с половиной тысячи лет назад придумали ольмеки, жившие на территории современной Мексики . Во всяком случае, археологических свидетельств, указывающих на более раннее ее происхождение, мы не имеем. Мексика стала родиной игры по той простой причине, что именно там в изобилии произрастал каучуконос — Castilla elastica, и именно тамошние жители первыми на учились придавать каучуку эластичность, то есть превращать его в подобие нынешней резины, из которой сам бог велел делать мячи.

Рождение мяча

Ольмеки стали добавлять к каучуку сок ипомеи. Это лиана, произрастающая в том же регионе. В наши дни она стала модным декоративным растением. Ее плети усыпаны крупными белыми цветами, за что лиана получила название «лунный цветок».

Ольмеки освобождали стебель от листьев и цветов, скручивали его в клубок и мяли, выжимая сок. Его смешивали с каучуком в пропорции приблизительно 1:15. Когда масса загустевала, ей придавали форму шара. Археологи находят мячи разного размера. Но даже самые маленькие, диаметром около 10 сантиметров, весят полтора килограмма, а 20-сантиметровые вообще больше напоминают ядро.

Таким мячом и убить можно. Поэтому древние майя готовились к игре со всей серьезностью. Бедра и колени обматывали кожаными ремнями, на плечи надевали деревянный хомут, очень похожий на ярмо для запрягания буйволов, а «рабочую» руку защищали деревянной дощечкой. Голову прикрывала специальная кожаная повязка. Вся эта сбруя, напоминающая доспехи для американского футбола, не гарантировала от травм и увечий. После матча многим игрокам приходилось делать надрезы на разных частях тела, чтобы выпустить кровь из гематом.

Правила игры известны нам в самых общих чертах. Скорее всего, это было что-то вроде рокетбола или волейбола. Игроки подбрасывали мяч бедрами, иногда использовали колени и локти. Существовали варианты с ракетками, специальными обточенными камнями, палками. Главное было не допустить, чтобы мяч коснулся земли. В Чичен-Ице, древнем городе майя, археологи обнаружили поле размером 146×36 метров, которое окружают стены с барельефами, изображающими эпизоды игры. По концам средней линии на высоте шести метров в стены вмуровано по каменному кольцу. Если какому-нибудь счастливчику удавалось забросить мяч в кольцо, его команде немедленно засчитывалась победа. Но это случалось крайне редко. Обычно же выигрывала команда по очкам, которые присуждались, когда ей удавалось каким-то образом переместить мяч за дальний край площадки соперника. Удары запрещенными частями тела наказывались штрафными очками. Продолжалась игра до заката солнца, если, конечно, на площадке оставался хоть один человек, способный держаться на ногах. Испанский хронист Диего Дуран писал, что игроки в мяч - это «люди-синяки, ходят вечно переломанные, а некоторые даже умирают во время матча, когда получают мячом в лицо или в область желудка».

Игра носила в прямом смысле характер сражения, которому приписывался сакральный смысл. Команды олицетворяли собой две враждебные стихии, например огонь и воду. Если побеждала команда огня, это означало, что грядет засуха. Следовательно, капитана проигравшей команды воды надо принести в жертву богу воды, чтобы умилостивить его. Обезглавливал жертву лично капитан победителей. За ходом игры следили арбитры, роль которых была чрезвычайно важна: ведь если окажется, что жертва принесена не тому богу, засуха будет еще сильнее или наводнение - еще разрушительнее. За действиями арбитров бдительно следила публика. Каждое слово, сказанное на поле игроками или судьями, разносилось на весь стадион. Секрет этого акустического эффекта так до конца и не разгадан. Любимое развлечение туристов, посещающих Чичен-Ицу, - встать на противоположных концах огромной площадки и шепотом переговариваться друг с другом - слышно так, словно собеседник находится от вас в двух шагах.

Ко времени, когда в Америку пришли испанские завоеватели , ацтеки к игре в мяч уже относились просто как к игре - человеческие жертвоприношения ушли в прошлое. Зрители делали ставки, которые могли быть весьма значительными, а капитан выигравшей команды имел право забрать плащи и драгоценности болельщиков команды соперника. Поэтому высшим шиком в ацтекском обществе считалось явиться на матч в лучшем наряде и золотых украшениях.

Испанцы, насильственно обращавшие индейцев в христианство , древнюю игру запретили, поскольку эта традиция была связана с культами богов Солнца, Луны и Кукурузы. Только в штате Синалоа на северо-западе Мексики индейские семьи, ведущие свой род от прославленных игроков и жрецов-гадателей, сохранили игру улама. Каучуковый мяч они делают по древней технологии ольмеков. В разных городах создано более десяти профессиональных команд, которые, как и в древности, когда по результатам встречи судили о перспективах на урожай, проводят чемпионат в апреле.

Америка: улама

Улама бедрами - в каждой команде не менее четырех человек в набедренных повязках, с кожаными щитками на бедрах для защиты от ударов трехкилограммовым мячом.

Улама локтевая - играется на маленькой площадке относительно легким мячом. В команде от одного до трех человек. Локоть рабочей руки (разрешается играть только одной заранее выбранной рукой) у всех тщательно обмотан ремнем. Игра напоминает волейбол, с той разницей, что переправить мяч нужно не через сетку, а за границу поля на стороне противника. В локтевую уламу играют не только мужчины, но и женщины.

Улама клюшками - игра с использованием тяжелых, до семи килограммов, клюшек и полукилограммового мяча. В некоторых видах уламы мяч может касаться земли, в других это запрещено. Команда набирает очки, когда соперник пропускает мяч за свою заднюю линию, выбивает его за боковые стены площадки, дотрагивается до него руками или другими запрещенными частями тела. Выигрывают те, кто первыми наберут восемь очков. Самый длинный матч длился восемь дней, но, как правило, команды укладываются в пару часов. Готовятся игроки, тахýрес, к встрече так же, как их далекие предки. Рабочую руку игрок ежедневно поливает собственной мочой. Считается, что таким образом он возвращает свою энергию в мускулы руки. Сутки накануне матча тахурес воздерживаются от секса и алкоголя. Перед встречей надо вымыться в холодной воде, якобы от этого кости становятся менее ломкими. Накануне игры следует коротко остричь волосы. Бриться, напротив, нельзя.

Как играют в уламу

Матч начинается с того, что тахурес осыпают игроков противника отборными ругательствами. Это тоже древний обычай, поэтому власти закрывают глаза на такое вопиющее нарушение общественных приличий.

Капитан (мале) одной из команд вводит мяч в игру со средней линии (аналько), партнер (малеро) его принимает. Он может дальше сам пробиваться вперед, не роняя на землю мяч, а может перепасовать его кому-то из своих: капитану, нападающему (топадору), задача которого проложить путь через ряды противника, или защитнику (чиверо). Цель - переправить мяч на сторону противника за линию (чивос) в конце длинного поля (тасте).

За тем, чтобы игроки не били по мячу запрещенными частями тела, следят арбитры (веедоры). В отличие от других видов спорта в уламе судья не может назначить штрафное очко без согласия публики. Игрок, посчитавший, что оштрафован несправедливо, апеллирует к болельщикам, и те могут отменить решение веедора.

Флорентийский пинок

Футбол почти на всех языках - футбол, но итальянцы называют его по-своему: кальчо (сalcio), «пинок». А пошло это от флорентийской игры в мяч , которой в Италии увлекались в эпоху Возрождения и вплоть до XVIII столетия. В 1766 году один из матчей в Ливорно почтил своим присутствием британский консул. «Так Англия и стала родиной футбола», - грустно шутят сегодня тосканцы. Умалчивая, впрочем, о том, что флорентийская игра очень мало напоминает современный футбол. Да и вряд ли средневековые флорентийцы сами придумали свой кальчо. По всей видимости, его далеким предком была древнегреческая игра арпадзо (с греческого - «хватать», «грабить»), которую переняли римляне. У них она называлась «гарпастум» (опять же от греческого «арпастон» - мяч для игры в арпадзо) и особой популярностью пользовалась у легионеров. Так что футбол на Британские острова могли принести завоеватели-римляне.

То ли средневековые авторы считали кальчо забавой низкой, недостойной упоминания (даже у Данте , который весьма подробно описывал флорентийскую жизнь, мы не находим никаких упоминаний об игре в мяч), то ли римская традиция на несколько веков прервалась, но Флоренция становится городом «футболистов» лишь в XV веке. Горожане жалуются, что на улице стало опасно появляться - того и гляди получишь тяжелым мячом по голове. Власти издают законы, запрещающие кальчо и «другие шумные игры» рядом с общественными зданиями. Постепенно излюбленными местами игроков во Флоренции становятся площади Санта-Мария-Новелла, Санто-Спирито, Санта-Кроче и обширный луг около Порта-аль-Прато. Зимой, в дни карнавала, если река Арно замерзала, команды сражались на льду. Играли в кальчо и простые флорентийцы, и «лучшие люди» города. Хорошими «футболистами» в молодости считались герцог Козимо I и римские папы, выходцы из знатных флорентийских семей: Климент VII, Лев XI и Урбан VIII.

Возможно, о флорентийском футболе все бы давно забыли - мало ли во что играли четыре столетия назад, - если бы он не стал символом последней Флорентийской республики . В 1530 году город осаждали войска германского императора, начался голод, но флорентийцы, дабы выказать свое презрение врагу, в последний день карнавала, 17 февраля, устроили футбольный матч на площади Санта-Кроче. С окрестных холмов осаждавшие прекрасно видели все происходящее и принялись обстреливать площадь из пушек. Но ядра летели мимо, что всякий раз вызывало у флорентийцев взрыв веселья и град насмешек. В пятисотлетний юбилей того матча в отнюдь не демократической муссолиниевской Италии решили возродить флорентийский футбол. Играют в кальчо по старинным правилам, их в 1580 году зафиксировал в своем трактате граф Джованни де Барди. Поле представляет собой посыпанную песком площадку 100×50 метров. В командах по 27 человек: три вратаря, четыре защитника, пять полузащитников и пятнадцать нападающих. У Барди находим даже схему расстановки игроков в начале матча. Встреча длится 50 минут. Победившая команда получает в качестве приза белую телку породы кьянина - из мяса коров этой породы готовят знаменитый бифштекс по-флорентийски.

Игра напоминает регби или американский футбол - нужно любым способом отправить мяч за границу поля со стороны противника. Запретов почти нет - разрешено даже бросать песок в глаза сопернику. Нельзя только бить по голове и в промежность. Судья вбрасывает мяч в игру, но первые несколько минут никто не обращает на него внимания - соперники осыпают друг друга оскорблениями, еле сдерживаясь, чтобы не пустить в ход кулаки. Наконец кто-то наносит первый удар, и начинается свалка. В 2006 году в матче между «белыми» и «синими» ожесточение достигло такого накала, что встречу пришлось остановить. На следующий год игра не проводилась. Однако в 2008-м традиция была восстановлена, только в кальчо запретили участвовать людям старше 40 лет, а также имеющим судимость за тяжкие преступления. Но все равно после окончания матча на залитом кровью песке остаются лежать, как правило, десятка полтора игроков, которые сами покинуть площадку не в состоянии. Остальные же трогательным образом целуются друг с другом, правда, не по велению сердца, а согласно правилам игры.

Италия: кальчо

Сегодня турнир по кальчо - часть карнавала Festa Di San Giovanni, городского праздника с военным парадом и карнавальными шествиями. Последние проводятся ежедневно всю третью неделю июня - 530 человек в костюмах эпохи Возрождения со знаменами своих кварталов проходят по историческому центру города. Их сопровождают музыканты, играющие на старинных инструментах. Матчи проводятся в субботу и воскресенье - два полуфинала и финал - между командами четырех исторических кварталов города: Санто-Спирито (белые), Санта-Кроче (синие), Санта-МарияНовелла (красные) и Сан-Джованни (зеленые).

Вслед за джентльменами

Какой народ ни возьми, почти у каждого имелась какая-то групповая игра с мячом или предметом, его напоминающим, из которой мог вырасти футбол. Но родиной футбола стала все-таки Англия.

Жители английского Дерби считают футбол своим изобретением. Якобы в III веке местная команда одержала верх над командой римских легионеров из находившегося здесь укрепления в римской же игре гарпастум. С того времени игра стала здесь популярной и, постепенно эволюционируя, превратилась в современный футбол. Но известно, что разного рода игры, которые можно отнести к протофутболу, существовали на Британских островах еще до нашей эры. Нечто похожее было и на материке, так что нельзя исключить, что предок современного футбола попал на острова в XI веке вместе с Вильгельмом Завоевателем. Ничто не мешает записать в прародители футбола и игру, которая была популярна в Англии на протяжении VII-IX веков. Играли деревня на деревню по окончании ярмарки или народных гуляний. Задача состояла в том, чтобы доставить мяч (в качестве него мог выступать просто булыжник) на деревенскую площадь противной стороны. Правила отсутствовали полностью, даже число игроков никак не регламентировалось. Забава была столь буйной, что жителям близлежащих домов приходилось наглухо закрывать окна и двери.

Женский футбол англичане, точнее, шотландцы, тоже считают своим детищем. На том основании, что в шотландском городе Инвереск в конце XVII века играли в некую похожую на футбол игру местные представительницы слабого пола - команда замужних против команды девушек.

Английский протофутбол во всех своих видах был развлечением столь диким, что властям в конце концов это надоело. Лорд-мэр Лондона в 1314 году специальным эдиктом запретил игру в пределах города. Но, видно, народ не больно обращал внимание на такие указы, потому что их за 300 с лишним лет после выхода первого было выпущено еще как минимум 30. Игра постепенно менялась, популярность ее росла. Видимо, в первой половине XV века в обиход вошло само слово «футбол». Оно встречается в одном из указов короля Генриха IV.

Протофутбол был развлечением для простонародья, но по мере того как игра менялась, она приобретала популярность и у «чистой публики», даже у особ королевской крови. В списке заказов для гардероба короля Генриха VIII есть пункт: «кожаные футбольные башмаки».

Во второй половине XVI века в двух крупнейших университетах Англии - Кембридже и Оксфорде - были учреждены футбольные общества, но правила, напоминающие нынешние, появились лишь через столетие. Впервые их зафиксировал в своей незаконченной «Книге игр» английский натуралист Фрэнсис Уиллоуби (1635–1672). Кроме того, он привел размеры площадки и ворот, описал систему расстановки игроков и тактику игры.

Англия: свей, или хакси-худ

Традиция возникла в XIV веке. Якобы жена местного лендлорда скакала вдоль поля, как вдруг порывом ветра у нее с головы сорвало капюшон. Работавшие неподалеку крестьяне принялись гоняться за ним. Но тот, кому сопутствовал успех, отдать капюшон знатной даме постеснялся, и сделал это его более бойкий товарищ. В ознаменование этого события с тех пор каждый год устраивается игра, напоминающая погоню за тем капюшоном. В ней непременно участвуют два персонажа: Лорд Капюшона и Дурак, олицетворяющие, соответственно, крестьянина, отдавшего капюшон, и постеснявшегося это сделать. Игра заключается в том, чтобы затащить «капюшон» - свернутый кусок кожи - в свой любимый паб, каковых в деревне четыре. До игры команды собираются в своих пабах, чтобы пропустить по стаканчику «для храбрости». Игра начинается с приветственной речи Дурака. Заканчивает он ее традиционным: «Дом на дом, улица на улицу, кого встретишь - вали, но не причиняй ему боль», после чего бросает в толпу «капюшон». Как уже говорилось, тот в конце концов оказывается в одном из пабов, и все завершается грандиозной пирушкой.

Но еще два века играть в футбол продолжали по старинке - кому как вздумается. Судьбу футбола решило то, что в начале XIX столетия среди педагогов распространилось мнение, будто он исключительно полезен для физического и даже духовного развития молодых людей. В результате игра сделалась чрезвычайно популярной и стала быстро меняться, становясь все менее брутальной. Число футбольных клубов росло стремительно, что потребовало введения единых правил. 26 октября 1863 года представители всех лондонских клубов собрались в таверне и учредили Футбольную ассоциацию. В течение следующих двух месяцев состоялось еще пять собраний, результатом которых стали единые правила, основанные на правилах Кембриджского университета. Они устанавливали размеры поля и ворот, которые так с тех пор и не менялись, а главное, запрет на игру руками, поначалу распространявшийся даже на голкиперов. С этого времени классический футбол и регби окончательно разделились, поэтому 1863 год считается годом рождения современного футбола.

До конца XIX века Английская Футбольная ассоциация активно вносила разные изменения в порядок игры: был определен размер мяча и введен угловой удар (1872), с 1878-го судья стал пользоваться свистком, с 1891-го на воротах появилась сетка и стал назначаться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875-м ленту, соединяющую стойки ворот, заменили перекладиной. Судья на футбольном поле появился в 1891 году. Тогда же его помощники превратились в линейных арбитров.

С матча сборных команд Англии и Шотландии, состоявшегося в 1870 году (он закончился вничью 0:0), берет свое начало история международных встреч по футболу. В 1884-м на Британских островах провели первый официальный международный турнир с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

Классический футбол был обречен на то, чтобы сделаться мировой игрой. Во-первых, в Англии долгое время он оставался спортом джентльменов, причислить себя к которым, хотя бы через игру, было лестно каждому. Но в отличие от какого-нибудь тенниса футбол не требовал ни дорогостоящего инвентаря, ни специальных площадок. Быстрому распространению игры способствовало и то, что Британия владела колониями на всех континентах. Кроме того, в каждой столице, в каждом крупном торговом городе проживало немало английских купцов, промышленников. Они создавали свои команды, и, глядя на них, местная публика тоже приобщалась к игре. Так футбол пришел и в Россию, поначалу в Санкт-Петербург. Первая встреча отечественных команд состоялась в столице в 1897-м - от этого года и отсчитывается история российского футбола.

На дворе 1185 год, мы с вами на севере полуострова Юкатан (ныне территория современной Мексики) в древнем индейском городе Чичен Ица. Гуляем по центральной площади, со всех сторон окруженной величественными пирамидальными храмами, посвященными разным богам религии индейцев майя. Но куда все кругом спешат? Видимо сейчас будет происходить нечто очень интересное, и точно — в одно мгновение привычный гам города поглощается ритмичным (и весьма громким) стуком барабанов торжественной игрой труб, флейт, и еще каких-то странных инструментов. И ничего удивительного, ведь уже через мгновение начнется самый настоящий мезоамериканский футбол! Хотя не совсем футбол (ну как мы его себе привыкли представлять), а ритуальная игра в мяч, пойдем скорее, займем места, согласно купленных билетов.

Футбол — одна из древнейших (и любимых) спортивных игр в мире, в которую так любят играть ребята (и даже некоторые девочки) практически во всех уголках нашей планеты. Сейчас к футбольной тематики приковано внимание огромного количества людей, еще бы, когда недавно начался Евро 2012. Вот и я тоже решил не оставаться в стороне и написать что-то интересное о футболе, а поскольку наш сайт далек от спорта, зато весьма близок к различным «высоким материям» таким как культура, искусство, религия. А думаете, футбол не имеет ничего общего с религией, а просто интересная спортивная игра? Ничего подобного, еще в глубокой древности у некоторых народов, в частности индейцев майя, появление футбола было неразрывно связано со священным религиозным эпосом и носило настоящий ритуальный характер. А древнеиндейский футбол, который так любили индейцы майя был самой настоящей религиозной мистерией, которая воспроизводила события священного эпоса Пополь-Вух. Поэтому добро пожаловать на футбол-мистерию, ритуальную игру в мяч.

И мы с вами снова переносимся на майянский стадион, вот так он выглядит в наше время.

Как видите, все вокруг заросло травой и пришло в запустение, однако по бокам еще сохранились вот такие каменные кольца.

Они выполняли функцию ворот, в них нужно было попасть тяжелым огромным каучуковым мячом. Сделать это было не просто, ведь мяч был большой и тяжелый, (говорят, мог с легкостью нанести фатальных травм какому-то не слишком расторопному игроку, ну а синяки от ударов, для древнеиндейских футболистов вообще были обычным делом) кольцо же было маленьким, всего на несколько сантиметров больше размеров самого мяча. Игра шла до одного гола, команда, которая первой забивала, сразу побеждала. Мяч нельзя было брать руками, бить по нему разрешалось только коленом, локтями или специальной битой. Это все технические моменты, но давайте представим, как оно могло быть.

Включаем машину времени и отмотает девять веков назад, мы на том самом стадионе, вокруг которого кипит жизнь, с его двух сторон и яблоку негде упасть, все забито любопытными зрителями-болельщиками. Торжественно бьют барабаны и играют трубы, на стадион выходят две команды, великолепно натренированные, безгранично храбрые и мужественные игроки-воины одеты в специальные щитки, кожаные налокотники и наколенники, сегодня они будут играть, хотя какое там играть — бороться, не на жизнь, а на смерть. Ведь команда, которая проиграет ритуальную игру в мяч, согласно древним, жестоким обычаям майя, в полном составе будет принесена в жертву богам, их положат на алтарь и еще живым вырвут сердца. Зато команда, которая победит, будет покрыта огромным славной и почестями, они знают, на что идут.

Одна из древних майянских фресок на которой изображено жертвоприношения игрока в мяч.

Вот игроки уже вышли на поле и заняли свои позиции, дежурный жрец (он же по совместительству выступает судьей) дает условный знак, барабаны и трубы смолкают, наконец, начинается игра! Сотни зрителей заворожено наблюдают за полетом тяжелого каучукового мяча, игроки отчаянно пытаются забить в заветное кольцо. Но все напрасно, мяч, то и дело, отскакивает от кольца. Кстати, за неудачные удары, когда мяч просто ударяется об кольцо, начисляют штрафные очки. Все действия игроков находятся под пристальным вниманием зрителей, удачные мастерские удары, высокие прыжки публика сопровождает громкими овациями и аплодисментами. Бывали даже случаи, когда кто-то из зрителей слишком увлеченный игрой падал с трибуны, что часто для такого бедолаги имело роковые последствия (падать было высоко).

… Игра уже длится два часа, игроки (и зрители тоже) порядком устали, а жрецы подумывают считать победу по очкам, но тут коренастый капитан одной из команд внезапно перехватывает мяч, подбрасывает его в верх и вовсю лупит по нему своей битой, мяч попадает прямо в кольцо, трибуны буквально взрываются аплодисментами и овациями посвященными команде победителей. А на стенах соседнего храма уже зажглись жертвенные огни, бедолаг из проигравшей команды за мгновение ждет секир бошка …

Вот такая она — ритуальная игра в мяч, жестокая кровавая мистерия не менее жестокой религии индейцев майя. Для самих индейцев игра в мяч была не простой забавой, а имела огромное обрядовое и сакральное значение, они верили, что таким образом служат богам. Зачастую ритуальная игра в мяч проводилась, когда было необходимо вызвать дождь, попросить богов о победе в войне или просто дать какую-то взятку. Но интересно ее появление, которое связано с мифическим индейским эпосом Пополь-Вух о приключениях двух божественных братьев близнецов, именно там одно из первых (и одно из древнейших) упоминаний о футболе. Но о Пополь-Вух читайте уже в следующей статье.

P. S. Духи вещают: А еще очень любопытно узнать и послушать ту торжественную музыку, которая играла перед древнеиндейской ритуальной игрой в мяч. Сейчас не проблема взять и в три клика мышки скачать музыку из контакта , торентов или еще откуда то, вот только где найти ту старинную музыку, звучащую много веков тому назад? (Ех не было тогда еще контактов с торентами).

Ольмеки - изобретатели игры. Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру пок-та-пок придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры. В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы». Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы». По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры. Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале. Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня. Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.

Ольмеки - изобретатели игры. Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру пок-та-пок придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры. В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы». Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы». По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры. Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале. Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня. Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.

Ольмеки - изобретатели игры
Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры
В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы»
Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы»
По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры
Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале
Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня
Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.



mob_info